Конспект урока турбо паскаль

Обновлено: 05.07.2024

 Вопросы: 1. Какой геометрической фигурой обозначается ввод и вывод данных в алгоритме?

2. Какой геометрической фигурой обозначается команда?

3. Вспомните название геометрической фигуры отвечающей за условие.

4. Назовите основные алгоритмические структуры.

 Один из учеников вызывается к доске и выполняет алгоритм при заданных начальных условиях, который проецируется на экран.

Задание: Запишите значение переменной X после выполнения фрагмента алгоритма:

I Состав алгоритмического языка.

Алгоритмический язык Паскаль - это формальная схема, искусственный язык, являющийся математической конструкцией. В его основе лежит метод подобия письменной форме естественного языка. Есть алфавит языка, слова, выражения, операторы - состав любого алгоритмического языка.

В качестве алфавита используют латинский алфавит (русский добавляется), арабские цифры, специальные символы, знаки операций и служебные слова.

В качестве слов используются число или имя.

Числа - целые, десятичные (0.5), имена - стандартные, дает разработчик программы. Задаются стандартным объектам языка (стандартные функции, названия типов и т.д.). В имени можно использовать латинские буквы и цифры (допускается специальный знак подчеркивание), например: AB12, AB_12, A*B - недопустимо.

Задание: Найдите из списка имена:

aaaa_01, ттттт_01, 01, algorithm, summa, summa-5, 12AB.

Выражения - конструкция языка, задающая правило вычисления значения и состоящее из операнда (переменные, константы), функций, знаков операций, например:

A+B*C/Sin(X) - здесь в выражении 3 операции, 4 операнда и 1 функция.

Оператор - конструкция языка, задающая полное описание некоторого действия.

II Структура программы и данные.

Программа состоит из двух частей: описательной и исполнительной.

Описательная часть начинается с заголовка:

Begin служебные слова

В качестве данных в программах используются переменные и константы. Константы - это величины, которые не меняются в процессе выполнения программы. Константа может быть представлена числом или строкой символов.

Примеры констант: 12, 'AB' - текстовая константа.

Переменная - величина, которая может изменить свое значение в процессе выполнения программы. Перемена представлена именем и типом, имя задается как в словах (AB12, AB_12). В имени стараются употреблять расшифрованный смысл переменной. Тип - множество значений, которые может принимать переменная. Тип определяет совокупность операций, которые разрешены над элементом.

Определяет подмножество целых чисел: от -32767 до 32768.

Совокупность операций: +, - , *, (обычного деления нет) DIV, MOD.

Деление нацело и выделение остатка

Определяет подмножество действительных чисел в интервале: от 10 -38 до 10 38 .

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа?

(Можно использовать текст)

III. Теоретическая часть.

Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.

Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).

Для написания текста программы можно использовать обычный текстовый редактор (например, Блокнот), а затем с помощью компилятора перевести её в машинный код, т.е. получить исполняемую программу. Но проще и удобнее пользоваться специальными интегрированными средами программирования.

На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.

В 60—70-е годы для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).

Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бейсик развивался, появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бейсик-Агат, QBasic и др.). Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.

Первая версия языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968 году. Первоначально язык предназначался для целей обучения, поскольку он является достаточно детерминированным, т.е. все подчиняется определенным правилам, исключений из которых не так много. Основные характеристики: относительно небольшое количество базовых понятий, простой синтаксис, быстрый компилятор для перевода исходных текстов в машинный код.

В 1992 г. фирма Borland International выпустила два пакета, основанных на языке Паскаль: Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. Первый может работать в трех режимах - обычном и защищенном режимах MS DOS и в системе Windows. Для него необходимо порядка 30 Мбайт на жестком диске и около 2 Мбайт оперативной памяти. Турбо Паскаль 7.0 работает только в обычном режиме MS DOS и менее требователен к характеристикам компьютера. Поскольку основные компоненты, которые мы будем рассматривать в нашем курсе, совпадают в обоих продуктах, в дальнейшем будет использоваться название Турбо Паскаль.

Пакет включает в себя алгоритмический язык программирования высокого уровня, встроенный редактор и среду, предназначенную для отладки и запуска программ. Кроме того, пакет содержит большой объем справочной информации (англоязычной). Как известно, языки программирования делятся на два типа: интерпретаторы и компиляторы. Турбо Паскаль относится к компиляторным языкам.

Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.

Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.

В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

Под алфавитом языка понимают совокупность допустимых символов. В языке Турбо Паскаль используются символы ASCII (американский стандартный код обмена информацией). Можно выделить четыре основные группы символов: символы, используемые в идентификаторах, разделители, специальные символы и неиспользуемые символы.

Идентификатор - это имя любого объекта языка. Он может состоять из латинских букв (a. z), цифр (0. 9) и знака подчеркивания и не должен начинаться с цифры. Прописные и строчные буквы в идентификаторах и зарезервированных словах считаются идентичными, они различаются лишь в строковых константах. Длина идентификатора не ограничена, но значимыми являются лишь первые 63 символа.

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел и зарезервированных слов. К разделителям относятся, например, пробел и комментарий. В любом месте программы, где разрешается один пробел, их можно вставить любое количество.

Комментарии заключаются либо в фигурные скобки < комментарий 1 >, либо в символы (* комментарий 2 *) и могут занимать любое количество строк.

К специальным знакам относятся знаки пунктуации (. () [] .. : ;), знаки операций и зарезервированные слова. Знаки операций могут быть как символьные (+, -, *, / и т.д.), так и буквенными (mod, div, not). Зарезервированные слова являются служебными и не могут быть переопределены пользователем, т.е. их нельзя использовать как имена пользовательских объектов.

Неиспользуемые символы - это коды ASCII, которые используются только в комментариях и символьных строках, но не в языке. К ним относятся все русские буквы, а также символы %, &, ! и т.п.

Этапы урока
1. Оргмомент. Актуализация опорных знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Практическая работа по закреплению нового материала.
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание.

1. Оргмомент. Актуализация опорных знаний.
o Что такое алгоритм?
o Какие способы записи алгоритмов Вы знаете?
o Что такое язык программирования?
o Что такое переменная (имя переменной, тип, значение)? Зачем задавать переменной тин данных?
o Перечислите основные разделы структуры программы.

2. Изложение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с основным разделом программы – разделом операторов. Как мы уже знаем раздел операторов – это единственный обязательный раздел в структуре программы. Описание раздела начинается с ключевого слова begin и заканчивается ключевым слово end, после которого должна стоять точка. Между операторами begin и end располагаются операторы, которые ПК должен выполнить.

Первый оператор, с которым мы познакомимся – это оператор вывода.

Вывод осуществляется стандартной процедурой write или writeln.

Давайте попробуем вывести на экран следующий текст:






То есть оператор writeln отображает значение, представленное в списке вывода, а затем переводит курсор к началу следующей строки. А оператор write отображает значение, представленное в списке вывода, а курсор оставляет на текущей строке. Поэтому даже, если мы задаем в программе два оператора write на разных строках, это никак не влияет на выводимый текст, который будет отображаться в одну строку.
Если в операторе writeln список вывода отсутствует, то курсор просто переводится на новую строку. Таким образом можно отделять результаты работы программы друг от друга одной или несколькими пустыми строками.

Теперь попробуем ввести арифметическое выражение, например 3+5:




То есть если мы вводим арифметическое выражение в кавычках, то оно воспринимается как поясняющий текст и вычисление не производится. А если мы вводим арифметическое выражение без кавычек, то оно вычисляется и выводится результат. Соединим эти две команды, чтобы программа выводила в одну строку пояснение и результат:




Итак, если в операторе вывода записано выражение без кавычек, то оно сначала будет вычислено, а затем выполнен вывод полученного результата.
Синтаксис оператора вывода:



3. Практическая работа: дополните созданную программу, чтобы она могла выполнять вычитание, умножение и деление чисел 3 и 5.


С помощь оператора write и writeln можно писать только примитивные программы, поэтому на следующий урок мы продолжим знакомиться с другими операторами.
4. Итог урока:
o Какой оператор служит для вывода информации?
o Как задается оператор вывода, если надо вывести только поясняющий текст?
o Как задается оператор вывода, если должно быть произведено вычисление?
o Что выведет пустой оператор writeln?


Научить программировать одну и ту же задачу с использованием разных операторов цикла.

Развить навыки программирования в среде Турбо Паскаль.

Развить алгоритмическое мышление учащихся.

Воспитывать культуру работы в парах и группах.

Задачи:

Образовательные – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.

Развивающие – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.

Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Ознакомление с новым материалом

5. Работа на ПК (составление программы)

6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие учителя учащихся.

2. Актуализация (устно). Учитель задает вопросы, дети отвечают.

Что входит в алфавит языка Паскаль?

Какова структура программы в Паскаль?

Чем отличается = от:= ?

Как запустить программу?

Конспект урока по информатике Составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль

3. Ознакомление с новым материалом. Учитель сообщает тему урока.

Дети самостоятельно работают с ЭОР.

Отвечают на вопросы и создают конспект.

Для ввода исходных данных чаще всего используется процедура …

Для вывода результатов работы программы на экран используются процедуры: …

Чтение исходных данных логического типа в языке Паскаль допустимо?

Как записывается оператор присваивания?

4. Физкульминутка.

5. Работа на ПК (составление программы).

Дети составляют программу на операторы ввода и вывода, оператор присваивания

Условия: составить программу нахождения y=(3+x+1(1+x 2 )) sinx, переменная х вводится с клавиатуры.

Читайте также: