Конспект урока тональность соль минор
Обновлено: 06.07.2024
Тема урока : Тональность фа-диез минор. Три вида минора.
Цель урока : знакомство с тремя видами тональности фа-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).
Программные задачи урока:
- работа в минорной тональности (освоение звукорядов трех видов минора тональности фа-диез минор);
- развитие чувства метроритма;
- развитие навыка анализа музыкальных произведений;
- развитие вокально-интонационных навыков;
- развитие навыка сольфеджирования;
- развитие музыкального мышления, памяти.
Оборудование и наглядный материал: фортепиано, доска, учебник, настольная клавиатура в натуральную величину, столбица (плакат), медиа-ресурсы (презентация на проекторе).
Используемая учебники и учебные пособия:
- Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс ДМШ: Учебное пособие. – М.: Кифара, 2012. – 128 с.
- Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ: Учебное пособие. - СПб.: Композитор, 2003. – 80 с.
Используемая методическая литература:
1. Огороднова-Духанина Т.В. 500 музыкальных диктантов. - СПб.: Композитор, 2003. – 175 с.
- Домашнее задание – анализ и сольфеджирование №№72, 74 (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – для удобства одновременно данные музыкальные примеры дублируются в мультимедиа-презентации на проекторе.
- Знакомство с тональностью фа-диез минор:
- тональности с тремя диезами при ключе – Ля мажор и фа-диез минор;
- тональность фа-диез минор – I ступень (тоника-fis) этой тональности, а также II (gis) и V (cis) ступени находятся на черных клавишах (потому что диезы и бемоли – это черные клавиши);
- выписываем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора;
Оценить 1880 0
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по предмету сольфеджио во 2 классе
(натуральный и гармонический виды)
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Чернова Земфира Ваиеловна
Цель: Освоить элементы тональности соль-минор (натурального и гармонического видов).
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми классическими произведениями в тональности соль-минор и их образно-эмоциональным строем;
- научить анализировать, петь и определять на слух элементы тональности соль-минор.
Развивающие:
- способствовать развитию ладовых слуховых представлений;
- содействовать развитию чувства сопереживания.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию чуткого слушателя и ценителя классической музыки.
Ожидаемый результат занятия: Усвоение учащимися элементов тональности соль-минор (натурального и гармонического видов) в различных видах деятельности.
Продолжительность проведения занятия: 40 мин.
Тип занятия - изучение нового материала.
Основные термины, понятия: Мажор, минор, тональность, гамма, параллельные тональности, устойчивые и неустойчивые ступени, опевание, разрешение, мелодические обороты.
Методы обучения:Наглядные, практические (упражнения письменные, слуховые, исполнение голосом, анализ), словесные, игровые.
Формы работы: в группе и индивидуально.
Структура учебного занятия:
1 этап: организационный;
2 этап: изучение нового материала;
3 этап: закрепление нового материала;
4 этап: итоговый.
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1.Организационный этап ( 7 мин.)
Цель для педагога: Активизировать внимание и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Подготовить учащихся к изучению нового материала через повторение опорных знаний.
Цель для детей: Сформулировать тему урока. Вспомнить пройденный теоретический материал, необходимый для усвоения новой темы.
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас снова видеть на уроке сольфеджио, рада, что вы приобщаетесь к великому искусству, становитесь умными слушателями и почитателями классической музыки и просто хорошими людьми. Предлагаю вам послушать фрагментглавной партии 1 части симфонии № 40 В.А. Моцарта. Слушаем внимательно. После прослушивания я вас попрошу дать эмоциональную оценку прозвучавшей музыке и ответить на вопросы:
Какие эмоции вызвал этот музыкальный фрагмент? Какого характера мелодия?
А что придает такую окраску музыке?
Педагог проводит теоретическую разминку
на знание ключевых знаков в мажорных тональностях, умение находить тональности, параллельные тональности, параллельные изученным мажорным, просит вспомнить стихотворение о тональностях.
Педагог просит вспомнить, что такое параллельные тональности и как находить минорные тональности, параллельные данным
(пройденным) мажорным тональностям.
Педагог просит назвать тональности, параллельные C - dur , D - dur , F - dur , G - dur , B - dur .
Обучающиеся слушают предложенный педагогом музыкальный фрагмент.
Учащиеся вспоминают стихотворение:
Мисс Эллен сказала: «Yes,
В Соль-мажоре фа-диез,
В Ре-мажоре два диеза –
«А у нас, сказал король, -
В Фа-мажоре – си-бемоль,
В Си-бемоль-мажоре целых два бемоля (си-бемоль и ми-бемоль).
Учащиеся называют тональности,
параллельные тональностям C - dur , D - dur , F - dur , G - dur , B - dur ( a - moll , h - moll , d - moll , e - moll ,
Учащиеся называют тональность g - moll .
2. Изучение нового материала ( 20 мин)
Цель для педагога:Ознакомить учащихся с новым материалом.
Цель для детей:Научиться записыватьгамму соль-минор, ориентироваться в ее элементах. Выполнить практические упражнения на освоение элементов тональности соль-минор в различных видах деятельности (письменно, исполнить голосом, определить на слух).
Педагог просит сделать запись натурального g - moll в виде гаммы:
- спеть гамму ровными половинными, четвертными (при этом возможны выполнения движений в виде ритмичных шагов на месте), восьмыми, шестнадцатыми длительностями (при этом возможны движения в виде бега на месте) в размере две четверти с тактированием (если исполняется без движений);
- спеть гамму на определенный ритмический рисунок в размере две четверти с тактированием;
- спеть устойчивые ступени и неустои с разрешением в устои;
V-IV-III, V-VI-VII-I, I-VII-VI-V)
Первичное осмысление и закрепление нового материала на практике.
Педагог проводитслуховой анализ элементов гаммы:
Педагог просит сделать быструю запись гармонического вида гаммы.
Учащиеся обозначают ступени, выделяют устойчивые ступени красным цветом.
Учащиеся исполняют гамму по тетрахордам.
Учащиеся определяют на слух и исполняют голосом элементы гаммы соль-минор.
Выполняется запись гармонического вида гаммы.
3. Закрепление нового материала ( 8 мин.)
Цель для педагога: Проверить усвоение детьми знаний элементов тональности соль-минор посредством анализа и сольфеджирования.
Цель для детей: Проанализировать и исполнить элементы тональности соль-минор на материале для сольфеджирования.
Заключительная часть, подведение итогов ( 5 мин.)
Цель для педагога: Проанализировать образно-эмоциональный строй произведений классической музыки в тональности соль-минор. Оценить работу учащихся на уроке.
Цель для детей: Определить настроение и характер произведений классической музыки в тональности соль-минор. Выразить свои впечатления о прослушанной музыке.
Педагог: «Классических произведений, написанных в тональности соль-минор немало. В начале урока мы слушали фрагмент симфонии № 40 Моцарта, и вы хорошо ощутили эмоциональную окраску этой тональности.
Педагог объявляет оценки за работу на уроке.
Сообщает домашнее задание:
Учащиеся слушают Ноктюрн соль минор
ор. 37, №1 Ф. Шопена.
Использованная литература:
Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио, 2 класс. Из-во: Престо. 2008. – 40 с.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите какие ключевые знаки получились.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите гамму соль минор вместе к ключевыми знаками.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите ступени в этой гамме
Устойчивые Неустойчивые Вводные
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Напишите гармонический вид минора гаммы соль минор
7.Напишите мелодический вид минора гаммы соль минор.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интервал малая секунда – обозначается м2, состоит из двух ступеней и 0,5 тонов
Интервал большая секунда – обозначается б2, состоит из 2 ступеней и 1 тона.
8.Отметь что за интервал написан на нотном стане.
8.Постройте в тональности соль минор б2 на 1,3,4,6, и 7 ступ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Постройте в тональности соль минор м2 на 2 и 5 ступенях.
10.Рабочая тетрадь страница 15 №20 (б) транспонируйте мелодию в указанные тональности.
Материал урока содержит закрепление пройденного теоретического материала, интонационную работу по освоению минорного лада, предлагается форма работы по знакомству и освоению затакта, формы и порядок работы над чтение с листа мелодий. Разработка содержит раздаточный материал для учащихся: для работы в классе и дома.
Описание разработки
Цель урока: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки в интегративных связях с литературой, русским языком, ритмикой, хором, фортепиано, казахской музыкальной литературой, английским языком, математикой, изобразительным искусством, трудовым обучением.
Задачи:
1. Эмоциональное воспитание — воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, поликультурной личности, патриотизма, нравственности, формирование чувства уважения к культуре своего народа через знакомство с музыкальным материалом, побудить
ученика к самостоятельному изучению через образное художественное восприятие искусства, формирование опыта общения учащихся.
2. Осознанное восприятие — развитие музыкально - художественного мышления, заострить внимание учащихся на своеобразие музыкального языка исполняемых произведений, особенности и
структуру музыкальной речи, закрепить понятия параллельных и одноименных тональностей, буквенного обозначения нот, знакомство с затактом.
З. Деятельно - практическое развитие — работа над метроритмом, развитие вокально - хоровой культуры (звуковедение, дикция, пение в унисон, двухголосие, ведение по фразам), развитие способности быть слушателем и исполнителем, накопление слухового опыта на примере анализа музыки,
культуры личностного выражения отношения к предложенному материалу, развитие слуховых навыков, навыков чтения с листа.
Тип урока: Комбинированный.
Жанр урока: Урок диалог учителя и учащихся.
Литературный материал: А. С. Пушкин Сказка о золотом петушке.
Фортепиано, таблицы - плакаты (нотоносцы, клавиатура), магниты для магнитной доски, карточки с иностранным обозначением нот, мажора и минора, ксерокопии заданий , предназначенных для классной работы и домашних заданий( приложение №1), доска с нотным станом, цветной мел
Ход урока:.
1. Организационный момент.
2. Теоретические сведения:
А) Буквенное обозначение тональностей.
– прикрепляются на доске под диктовку детей карточки с обозначением нот
и мажора и минора большими латинскими буквами
– дети, по цепочке, выкладывают под обозначением нот маленькие
дети показывают их перевод на доске
*Если тональность мажорная – дети показывают большую букву, а если
тональность минорная – соответственно показывают маленькую букву и
указывают обозначение лада.
Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:
Переведи название тональности на иностранный язык:
Ре – мажор _____________ Си - мажор ____________
соль – минор _____________ до – минор ____________
Б). Параллельные тональности.
Педагог называет Мажор, а дети:
– находят параллельный минор, ориентируясь по руке, находя тоники
параллельных тональностей (ладонь левой руке иллюстрирует
нотный стан), обязательно считая вслух ступени I - VII – VI ( I –тоника
исходной тональности, VI – Тоника параллельной тональности)
– находят параллельный минор к заданному педагогом мажору,
ориентируясь по Таблице - КЛАВИАТУРЕ
– выкладывают магнитами на доске Тоники заданных мажора и
– играют на инструменте Тоники заданных мажора и параллельного минора
*Тональности называть на иностранном языке
Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:
Подчеркни тональность параллельную к Фа – мажору:
ля – минор фа – минор ре – минор
В). Одноимённые тональности:
– дети напоминают, что это тональности, у которых имена (Тоники)
одинаковые, а фамилии (Лады) разные.
называют одноимённый минор и наоборот.
Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:
Подчеркни одноименную тональности к тональности Соль – мажор:
ре – минор соль – минор фа – минор
3. Ритмическая разминка.
Дети выполняют следующие задания:
«Петушок, петушок, золотой гребешок.
– определить, на какие слоги падают акценты
– проговорить ритм на ритмослоги и записать ритм на доске
– над слогами, на которые падает ударение написать акценты
– расставить такты: перед каждым акцентом (сильной долей)
нарисовать тактовую черту
Обращаем внимание на то, что в начале нет сильной доли – она оказалась в
Затакт – это неполный такт.
Преподаватель рассказывает стихотворение и дети его разучивают:
Стихотворение про Затакт.
Такта первого начало
Позади всей песни встало,
А конец того же такта
Встал в начало – стал Затактом
Обращаем внимание на то, что затакт всегда стремится к первой (сильной) доле.
4. Звуковысотное интонирование.
Гамма ля – минор - ладоинтонационная настройка:
– вспомнить стишок о строении минорной гаммы (тон - полутон 2 тона –
полутон - 2 тона)
– спеть гамму по тетрахордам с ладовыми жестами (с дирижёром - ребенком, игра «дириж
– спеть вводные звуки (в первой октаве)
5. Чтение с листа.
1) Анализируй запись нотного текста.
2) Сольмизируй: проговари ноты в ритме и простучи пульс.
3) Спой номер нотами и простучи пульс.
4) Спой номер нотами и дирижируй , начиная со слабой доли.
5) Спой мелодию каноном сначала нотами, затем словами с дирижированием, с пульсацией ( задание для выполнения в классе хороводом по группам и дуэтом)
1) Анализируй запись нотного текста( обратить внимание на тональность , размер, затакт, ритм - четверть с точкой и восьмая, исполнение по двустрочной партитуре)
2) Сольмизируй: проговори ноты в ритме и простучи пульс.
3) Спеть гамму ля минор в прямом движении.
4) Спеть опевание устойчивых звуков
5) Спеть мелодию казахской народной песни Балхадиша с пульсацией.
Весь материал – смотрите документ.
-75%
Читайте также: