Конспект урока тональность соль минор

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока : Тональность фа-диез минор. Три вида минора.

Цель урока : знакомство с тремя видами тональности фа-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).

Программные задачи урока:

- работа в минорной тональности (освоение звукорядов трех видов минора тональности фа-диез минор);

- развитие чувства метроритма;

- развитие навыка анализа музыкальных произведений;

- развитие вокально-интонационных навыков;

- развитие навыка сольфеджирования;

- развитие музыкального мышления, памяти.

Оборудование и наглядный материал: фортепиано, доска, учебник, настольная клавиатура в натуральную величину, столбица (плакат), медиа-ресурсы (презентация на проекторе).

Используемая учебники и учебные пособия:

  1. Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс ДМШ: Учебное пособие. – М.: Кифара, 2012. – 128 с.
  2. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ: Учебное пособие. - СПб.: Композитор, 2003. – 80 с.

Используемая методическая литература:

1. Огороднова-Духанина Т.В. 500 музыкальных диктантов. - СПб.: Композитор, 2003. – 175 с.

  1. Домашнее задание – анализ и сольфеджирование №№72, 74 (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – для удобства одновременно данные музыкальные примеры дублируются в мультимедиа-презентации на проекторе.
  2. Знакомство с тональностью фа-диез минор:

- тональности с тремя диезами при ключе – Ля мажор и фа-диез минор;

- тональность фа-диез минор – I ступень (тоника-fis) этой тональности, а также II (gis) и V (cis) ступени находятся на черных клавишах (потому что диезы и бемоли – это черные клавиши);

- выписываем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора;

Оценить 1880 0

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по предмету сольфеджио во 2 классе

(натуральный и гармонический виды)

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Чернова Земфира Ваиеловна

Цель: Освоить элементы тональности соль-минор (натурального и гармонического видов).

Образовательные:

- познакомить учащихся с новыми классическими произведениями в тональности соль-минор и их образно-эмоциональным строем;

- научить анализировать, петь и определять на слух элементы тональности соль-минор.

Развивающие:

- способствовать развитию ладовых слуховых представлений;

- содействовать развитию чувства сопереживания.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию чуткого слушателя и ценителя классической музыки.

Ожидаемый результат занятия: Усвоение учащимися элементов тональности соль-минор (натурального и гармонического видов) в различных видах деятельности.

Продолжительность проведения занятия: 40 мин.

Тип занятия - изучение нового материала.

Основные термины, понятия: Мажор, минор, тональность, гамма, параллельные тональности, устойчивые и неустойчивые ступени, опевание, разрешение, мелодические обороты.

Методы обучения:Наглядные, практические (упражнения письменные, слуховые, исполнение голосом, анализ), словесные, игровые.

Формы работы: в группе и индивидуально.

Структура учебного занятия:

1 этап: организационный;

2 этап: изучение нового материала;

3 этап: закрепление нового материала;

4 этап: итоговый.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап ( 7 мин.)

Цель для педагога: Активизировать внимание и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Подготовить учащихся к изучению нового материала через повторение опорных знаний.

Цель для детей: Сформулировать тему урока. Вспомнить пройденный теоретический материал, необходимый для усвоения новой темы.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас снова видеть на уроке сольфеджио, рада, что вы приобщаетесь к великому искусству, становитесь умными слушателями и почитателями классической музыки и просто хорошими людьми. Предлагаю вам послушать фрагментглавной партии 1 части симфонии № 40 В.А. Моцарта. Слушаем внимательно. После прослушивания я вас попрошу дать эмоциональную оценку прозвучавшей музыке и ответить на вопросы:

Какие эмоции вызвал этот музыкальный фрагмент? Какого характера мелодия?

А что придает такую окраску музыке?

Педагог проводит теоретическую разминку

на знание ключевых знаков в мажорных тональностях, умение находить тональности, параллельные тональности, параллельные изученным мажорным, просит вспомнить стихотворение о тональностях.

Педагог просит вспомнить, что такое параллельные тональности и как находить минорные тональности, параллельные данным

(пройденным) мажорным тональностям.

Педагог просит назвать тональности, параллельные C - dur , D - dur , F - dur , G - dur , B - dur .

Обучающиеся слушают предложенный педагогом музыкальный фрагмент.

Учащиеся вспоминают стихотворение:

Мисс Эллен сказала: «Yes,

В Соль-мажоре фа-диез,

В Ре-мажоре два диеза –

«А у нас, сказал король, -

В Фа-мажоре – си-бемоль,

В Си-бемоль-мажоре целых два бемоля (си-бемоль и ми-бемоль).

Учащиеся называют тональности,

параллельные тональностям C - dur , D - dur , F - dur , G - dur , B - dur ( a - moll , h - moll , d - moll , e - moll ,

Учащиеся называют тональность g - moll .

2. Изучение нового материала ( 20 мин)

Цель для педагога:Ознакомить учащихся с новым материалом.

Цель для детей:Научиться записыватьгамму соль-минор, ориентироваться в ее элементах. Выполнить практические упражнения на освоение элементов тональности соль-минор в различных видах деятельности (письменно, исполнить голосом, определить на слух).

Педагог просит сделать запись натурального g - moll в виде гаммы:

- спеть гамму ровными половинными, четвертными (при этом возможны выполнения движений в виде ритмичных шагов на месте), восьмыми, шестнадцатыми длительностями (при этом возможны движения в виде бега на месте) в размере две четверти с тактированием (если исполняется без движений);

- спеть гамму на определенный ритмический рисунок в размере две четверти с тактированием;

- спеть устойчивые ступени и неустои с разрешением в устои;

V-IV-III, V-VI-VII-I, I-VII-VI-V)

Первичное осмысление и закрепление нового материала на практике.

Педагог проводитслуховой анализ элементов гаммы:

Педагог просит сделать быструю запись гармонического вида гаммы.

Учащиеся обозначают ступени, выделяют устойчивые ступени красным цветом.

Учащиеся исполняют гамму по тетрахордам.

Учащиеся определяют на слух и исполняют голосом элементы гаммы соль-минор.

Выполняется запись гармонического вида гаммы.

3. Закрепление нового материала ( 8 мин.)

Цель для педагога: Проверить усвоение детьми знаний элементов тональности соль-минор посредством анализа и сольфеджирования.

Цель для детей: Проанализировать и исполнить элементы тональности соль-минор на материале для сольфеджирования.

Заключительная часть, подведение итогов ( 5 мин.)

Цель для педагога: Проанализировать образно-эмоциональный строй произведений классической музыки в тональности соль-минор. Оценить работу учащихся на уроке.

Цель для детей: Определить настроение и характер произведений классической музыки в тональности соль-минор. Выразить свои впечатления о прослушанной музыке.

Педагог: «Классических произведений, написанных в тональности соль-минор немало. В начале урока мы слушали фрагмент симфонии № 40 Моцарта, и вы хорошо ощутили эмоциональную окраску этой тональности.

Педагог объявляет оценки за работу на уроке.

Сообщает домашнее задание:

Учащиеся слушают Ноктюрн соль минор

ор. 37, №1 Ф. Шопена.

Использованная литература:

Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио, 2 класс. Из-во: Престо. 2008. – 40 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите какие ключевые знаки получились.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите гамму соль минор вместе к ключевыми знаками.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите ступени в этой гамме

Устойчивые Неустойчивые Вводные

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Напишите гармонический вид минора гаммы соль минор

7.Напишите мелодический вид минора гаммы соль минор.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интервал малая секунда – обозначается м2, состоит из двух ступеней и 0,5 тонов

Интервал большая секунда – обозначается б2, состоит из 2 ступеней и 1 тона.

8.Отметь что за интервал написан на нотном стане.


8.Постройте в тональности соль минор б2 на 1,3,4,6, и 7 ступ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Постройте в тональности соль минор м2 на 2 и 5 ступенях.

10.Рабочая тетрадь страница 15 №20 (б) транспонируйте мелодию в указанные тональности.


Материал урока содержит закрепление пройденного теоретического материала, интонационную работу по освоению минорного лада, предлагается форма работы по знакомству и освоению затакта, формы и порядок работы над чтение с листа мелодий. Разработка содержит раздаточный материал для учащихся: для работы в классе и дома.

Описание разработки

Цель урока: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки в интегративных связях с литературой, русским языком, ритмикой, хором, фортепиано, казахской музыкальной литературой, английским языком, математикой, изобразительным искусством, трудовым обучением.

Задачи:

1. Эмоциональное воспитание — воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, поликультурной личности, патриотизма, нравственности, формирование чувства уважения к культуре своего народа через знакомство с музыкальным материалом, побудить

ученика к самостоятельному изучению через образное художественное восприятие искусства, формирование опыта общения учащихся.

2. Осознанное восприятие — развитие музыкально - художественного мышления, заострить внимание учащихся на своеобразие музыкального языка исполняемых произведений, особенности и

структуру музыкальной речи, закрепить понятия параллельных и одноименных тональностей, буквенного обозначения нот, знакомство с затактом.

З. Деятельно - практическое развитие — работа над метроритмом, развитие вокально - хоровой культуры (звуковедение, дикция, пение в унисон, двухголосие, ведение по фразам), развитие способности быть слушателем и исполнителем, накопление слухового опыта на примере анализа музыки,

культуры личностного выражения отношения к предложенному материалу, развитие слуховых навыков, навыков чтения с листа.

Тип урока: Комбинированный.

Жанр урока: Урок диалог учителя и учащихся.

Литературный материал: А. С. Пушкин Сказка о золотом петушке.

Фортепиано, таблицы - плакаты (нотоносцы, клавиатура), магниты для магнитной доски, карточки с иностранным обозначением нот, мажора и минора, ксерокопии заданий , предназначенных для классной работы и домашних заданий( приложение №1), доска с нотным станом, цветной мел

Ход урока:.

1. Организационный момент.

2. Теоретические сведения:

А) Буквенное обозначение тональностей.

– прикрепляются на доске под диктовку детей карточки с обозначением нот

и мажора и минора большими латинскими буквами

– дети, по цепочке, выкладывают под обозначением нот маленькие

дети показывают их перевод на доске

*Если тональность мажорная – дети показывают большую букву, а если

тональность минорная – соответственно показывают маленькую букву и

указывают обозначение лада.

Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:

Переведи название тональности на иностранный язык:

Ре – мажор _____________ Си - мажор ____________

соль – минор _____________ до – минор ____________

Б). Параллельные тональности.

Педагог называет Мажор, а дети:

– находят параллельный минор, ориентируясь по руке, находя тоники

параллельных тональностей (ладонь левой руке иллюстрирует

нотный стан), обязательно считая вслух ступени I - VII – VI ( I –тоника

исходной тональности, VI – Тоника параллельной тональности)

– находят параллельный минор к заданному педагогом мажору,

ориентируясь по Таблице - КЛАВИАТУРЕ

– выкладывают магнитами на доске Тоники заданных мажора и

– играют на инструменте Тоники заданных мажора и параллельного минора

*Тональности называть на иностранном языке

Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:

Подчеркни тональность параллельную к Фа – мажору:

ля – минор фа – минор ре – минор

В). Одноимённые тональности:

– дети напоминают, что это тональности, у которых имена (Тоники)

одинаковые, а фамилии (Лады) разные.

называют одноимённый минор и наоборот.

Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:

Подчеркни одноименную тональности к тональности Соль – мажор:

ре – минор соль – минор фа – минор

3. Ритмическая разминка.

Дети выполняют следующие задания:

«Петушок, петушок, золотой гребешок.

– определить, на какие слоги падают акценты

– проговорить ритм на ритмослоги и записать ритм на доске

– над слогами, на которые падает ударение написать акценты

– расставить такты: перед каждым акцентом (сильной долей)

нарисовать тактовую черту

Обращаем внимание на то, что в начале нет сильной доли – она оказалась в

Затакт – это неполный такт.

Преподаватель рассказывает стихотворение и дети его разучивают:

Стихотворение про Затакт.

Такта первого начало

Позади всей песни встало,

А конец того же такта

Встал в начало – стал Затактом

Обращаем внимание на то, что затакт всегда стремится к первой (сильной) доле.

4. Звуковысотное интонирование.

Гамма ля – минор - ладоинтонационная настройка:

– вспомнить стишок о строении минорной гаммы (тон - полутон 2 тона –

полутон - 2 тона)

– спеть гамму по тетрахордам с ладовыми жестами (с дирижёром - ребенком, игра «дириж

– спеть вводные звуки (в первой октаве)

5. Чтение с листа.

1) Анализируй запись нотного текста.

2) Сольмизируй: проговари ноты в ритме и простучи пульс.

3) Спой номер нотами и простучи пульс.

4) Спой номер нотами и дирижируй , начиная со слабой доли.

5) Спой мелодию каноном сначала нотами, затем словами с дирижированием, с пульсацией ( задание для выполнения в классе хороводом по группам и дуэтом)

1) Анализируй запись нотного текста( обратить внимание на тональность , размер, затакт, ритм - четверть с точкой и восьмая, исполнение по двустрочной партитуре)

2) Сольмизируй: проговори ноты в ритме и простучи пульс.

3) Спеть гамму ля минор в прямом движении.

4) Спеть опевание устойчивых звуков

5) Спеть мелодию казахской народной песни Балхадиша с пульсацией.

Весь материал – смотрите документ.


-75%

Читайте также: