Конспект урока тема быстротечности человеческого бытия в лирике с есенина

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе

Учитель: Денисова Н.И.

«Тема быстротечности человеческого бытия

1) Дать обзорное представление о жизни и творчестве С.Есенина; 2) определить основные темы его творчества; 3) рассмотреть философскую лирику поэта, тему быстротечности человеческого бытия.

Оборудование: компьютерная презентация, фотоматериал по теме, музыкальное оформление.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал. Понял.

У А.Малинина есть песня на стихи С.Есенина. Я считаю, что она очень точно отражает всю жизнь поэта.

Вы прослушали песню в исполнении А.Малинина на стихи Сергея Есенина. Эти проникновенные строки доказывают, как музыкальна его поэзия.

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Есенин умел средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.
Стихи Есенина наполнены звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари, шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари, мягкая зелень полей… Но за бросающейся в глаза красочностью всегда чувствуются грусть и печаль.

Ученик читает стихотворение

1. Актуализация прежних знаний.

На предыдущих уроках мы рассмотрели с вами основные темы лирики Есенина. Поработайте в группах и представьте основные направления творчества поэта.

1. Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — "Гой ты, Русь моя родная. " С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое. Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах сыновнее чувство к матери.

Ученики читают стихотворения

3. С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Произведения, написанные Есениным в то время проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя родина, я — большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.

4. Тема любви получает разные интерпретации в лирике Есенина. В ней отражается душевный надлом, которым сопровождаются последние годы жизни поэта. У Есенина нет изображения счастливой любви. В его стихах любовь всегда трагична, он пишет либо о давно прошедшей, либо о безответной, либо о ненастоящей любви. Однако именно в связи с темой любви лирика Есенина приобретает оттенок исповедальности, естественность тона, характеризуется открытостью лирического героя, повествующего о своей нелегкой судьбе.

Ученики читают стихотворения

2. Объяснение новой темы.

Философская лирика поэта.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина (записать в тетради)

Лекция учителя:

Великий поэт, отражая и пересоздавая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Произведения С. А. Есенина, как и каждого большого писателя, – это оригинальная художественная философия, выявляющая в созданном им мире социально-политическое, нравственное, эстетическое, познавательное и ценностное отношение поэта ко всему сущему.

Звучит песня "Не жалею, не зову, не плачу…" (Песня №2)

Ученики читают стихотворения

Ученик. “… Плачет тальянка, плачет.

Только не там, не за рекою, а в сердце. И видится всё в исходном свете.

“ Дальний плач тальянки, голос одинокий…”.

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубахи, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его …

А где утешить? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

… На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.

1. Выявить особенности творений С. А. Есенина.

3. Способствовать формированию у одиннадцатиклассников чувства любви к природе родного края на примере творчества великого поэта.

4. Подготовка к ЕГЭ.

1. Портрет С. Есенина.

4. Распечатка КИМов в формате ЕГЭ для проверки знаний учащихся.

I. Вступительное слово учителя.

– Великий поэт, отражая и пересоздавая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Произведения С. А. Есенина, как и каждого большого писателя, – это оригинальная художественная философия, выявляющая в созданном им мире социально-политическое, нравственное, эстетическое, познавательное и ценностное отношение поэта ко всему сущему.

III. Анализ стихотворения. Беседа.

1. Какой образ возникает в первой строфе стихотворения? Каково настроение лирического героя? (В первой строфе дана обобщённая картина поздней осени, которая передаёт печальное настроение лирического героя.)

2. Каковы ключевые образы второй строфы? ( Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.)

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

Но эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно.)

5. Назовите кульминационные строки стихотворения. Каким настроением они проникнуты? Каков их философский смысл? (Кульминационны незабываемые строки стиха –

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.)

7. Обратите внимание на слова:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Скажите так… что роща, золотая

Отговорила милым языком.

9. Какой композиционный приём использован для построения стихотворения? (Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества приём кольцевой композиции, который придаёт переживанию, выраженному в стихе, завершённую форму – повторение начальных и завершающих строк в изменённом виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет её или опровергает высказанный ранее тезис:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.)

IV. Заключительное слово учителя с элементами беседы.

– Итак, о чем это стихотворение? Это пейзажная зарисовка или философское осмысление быстротечности жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим на дату создания стихотворения: 1924 год.

Поэту скоро 30. Как многие поэты, Есенин пророчески предвидит скорую гибель. И вот он подводит итоги. Это прощальное стихотворение, как мы понимаем.

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком…

– Что сметет? Стихи, конечно.

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своём творчестве ( рожа золотая – золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья – слова – строки – стихи ). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

…Скажите так, что роща золотая

отговорила милым языком.

– Итак, можно ли это стихотворение отнести к философской лирике? (Конечно, это стихотворение философское, в основе которого – осмысление быстротечности жизни, её соотнесённости с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания.)

V. Подведение итогов урока. Проверочная работа в формате ЕГЭ. Выполняются задания тестовые задания А8 – А 14 и В 7 – В 12. А часть С 2 даётся в качестве домашнего задания.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания A8 – A14; B7 – B12; C2.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме: Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина.

Цель урока: Опредедлить на примере стихотоврений восприятие поэтом Мира, слияния с ним, философию Человека и Природы.

Философская лирика отражает мировоззрениепоэта, в центре ее- человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), Все это характернои для поэзии Есенина.

Урок 11 класс 18.11. 2017 г.

Цель урока: определить на примере стихотворений восприятие поэтом Мира, слияние с ним, философию Человека и Природы

Задачи урока:

- образовательная: понимание лирической формы стиха (содержание воспринимается умом и чувством), наблюдение за оборотом слов, строф; мелодикой, ритмом, эмоциональным образом.

- развивающая: формирование умения высказывать свое мнение при анализе лирического произведения;

- воспитательная: формирование духовных, нравственных качеств, воспитание интереса к произведениям русской литературы.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны знать: философскую лирику С.А.Есенина;

- учащиеся должны уметь: выразительно читать лирические стихотворения; анализировать поэтические тексты

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Беседа по домашнему заданию.

– Какие основные темы вы можете назвать в творчестве Есенина?

- Как раскрывается в творчестве поэта тема Родины?

- А каким вы увидели поэта Есенина в лирике любви?

Актуализация знаний.

Когда Есенин приехал в Москву в 1913 году он поступил вольнослушателем в университет Шанявского , изучал историю и философию.

_ Что изучает наука философия?

( Философия – это наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

- Что мы понимаем под философской лирикой ?

(Философская лирика отражает мировоззрение поэта, в центре ее – человек во взаимосвязях (Бог, мир, человек), философская лирика отвечает на “вечные вопросы”)

Все это верно и для поэзии Есенина.. В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир?

Ученикам было предложено дома прочитать следующие стихотворения:

- Можно ли определить главное чувство поэта, которое передается нам?

ТОСКА, БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ПЕЧАЛЬ (не грусть)- эти понятия можно встретить в лирике и многих других русских поэтов ( Лермонтов, Тютчев).

III. Определение темы урока. Целеполагание.

Тема быстротечности человеческого бытия.

IV. Работа над анализом стихотворений:

- Каков эмоциональный настрой этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? (стихотворение грустное, но грусть эта светлая)

- А почему это светлая грусть? (от грустных размышлений о быстротечности жизни лирический герой переходит к философскому обобщению и радуется тому, что жизнь, хоть и короткая, есть)

- Используется ли в стихотворении прием противопоставления? Что именно противопоставляется? (противопоставление прошлой жизни лирического героя, его молодости сегодняшнему дню, когда молодость уже прошла)

- Изменился лирический герой? Каким образом? Назовите изменения, произошедшие с ним, или в нем (изменился, он стал другим: сердце стало биться не так сильно, оно тронуто холодком; страна березового ситца не заманит шляться босиком – стал спокойнее, рассудительнее, размереннее; утрачена свежесть чувств, желания стали скупее и т.д.)

- Прочитайте 4 строфу. С какой целью используется риторический вопрос в 4-й строфе? (это кульминация стихотворения. Трагически звучит вопрос «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?)

- Что символизирует собой образ розового коня? (это символ несбывшихся желаний. Отсюда и трагичность)

- Каким образом Есенину удалось снять эту трагичность? (последней строфой, которая является заключительным аккордом. Он звучит тихо и умиротворенно: смерти не избежит ничто живое. И в этом поэт видит не трагедию, а закономерность)

- Скажите, почему в стихотворении появляются пейзажные зарисовки? С какой целью? (сопоставление чувств лирического героя с состоянием природы. Умиротворенность, гармония лирического героя с миром природы. Она помогает раскрыть душевное состояние)

- У какого поэта мы встречаем похожий образ? (у Пушкина: люблю я пышное природы увяданье). Случайно ли это? (осень – период подведения итогов, период зрелости, удивительное сочетание цветов, запахов, звуков, это любимое время года поэтов)

- Определим жанр стихотворения (элегия – характерны следующие черты: интимность, мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества, бренности земного бытия)

Итак, всё в стихотворении подчинено одной мысли. Какой именно? (формированию философской мысли о бренности бытия. Лирический герой говорит, что не жалеет об этом) Однако правда ли это?

(Учитель читает стихотворение)

- Как вы считаете, что объединяет эти два стихотворения? (та же мысль о бренности мира: все в этой жизни когда-нибудь заканчивается, заканчивается и человеческая жизнь. Но жалеть об этом не нужно)

- Какие два условных пространства можно выделить в стихотворении? Как они соотносятся между собой? (свет (земной мир, который так дорог лирическому герою, и та страна (загробный мир), которая страшна для него, незнакома ему)

VI Учитель: Таким образом, в этом стихотворении поэт оставляет нам не только свои размышления о быстротечности бытия, не только свое нежелание расставаться с жизнью, но и скрытый рецепт, как ценить жизнь в целом и каждое ее мгновение в частности. Мне кажется, это мысль будет актуальной во все времена.

Определите жанр стихотворения (элегия)

Вывод: Итак, как вам кажется, какой вывод мы можем сделать из двух проанализированных нами стихотворений Есенина? (Жизнь прекрасна, но скоротечна; смерть неизбежна. Именно поэтому мы должны жить в полную силу, принимая мысль о смерти) ( записать в тетрадь) )

VII. В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот ми?

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы.

Читает стихотворение Чернова Мария ( анализ)

VIII. работа с классом ( в группе) .

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. ( запись на листках)

“журавли не жалеют”, “грезит конопляник”.

оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. все дети единой матери Природы.

(“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”)

придают стихотворению плавность и поэтичность

« Стою один среди равнины голой”.

Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова .

средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Вывод: Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.

Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

История создания произведения довольно необычна. Писал Есенин свои последние строки кровью, но не потому, что хотел подчеркнуть их драматичность (хотя эта версия до сих пор рассматривается), а потому, что в гостинице не оказалось чернил. С другой стороны, тяжёлое душевное состояние поэта не вызывает сомнений: после выхода из психоневрологической больницы, где он лечился, минула всего неделя. И последнее стихотворение несёт явный отпечаток сложных размышлений, это своеобразное подведение итога собственной жизни.

Какая бы тоска и уныние ни вдохновили поэта на создание этой эпитафии самому себе, впечатление она оставляет скорее светлое. Прощание без надрыва и слёз; признание равной ценности жизни и смерти, и к тому же — всё-таки надежда на будущую встречу. Так проститься с бытием и людьми мог только истинный поэт.

X. Итоги урока:

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что у вас вызвало затруднение?


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 36
Тема.
Тема быстротечности человеческого бытия
в лирике С. А. Есенина

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Сопоставительная работа (в парах)

Слово учителя

— В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвящённой России.

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращённых в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришёл в этот мир?

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.

…И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.
• Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Г) Обобщение учителя

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Выполнение тестовых заданий
(работа в парах с раздаточным материалом)

6. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4-й строфы стихотворения?

В) Обобщение учителя

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Анализ поэтического текста
по предложенному учителем плану
(работа в парах)

План

1. Впечатление, которое произвело на вас поэтическое произведение.
2. Время создания стихотворения.
3. Чем вызвано появление на свет.
4. Кому или какому событию посвящено.
5. С какими событиями в жизни поэта связано.

В) Обобщение учителя

— Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть. Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней… Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

В) Обобщение учителя

— Жеребёнок — это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Жеребёнок воплощает в себе всю красоту природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

Поэт увидел катастрофу — безнадёжное наступление на природу бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обречённое единоборство, любителя всего живого, с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стала самой главной опасностью.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Сергей Есенин прожил недолгую жизнь, но, как говорит народная мудрость, жизнь человека ценится не по количеству прожитых лет. В 20-е годы XX века его поэзия приобретает философскую окраску. О чем бы он ни писал, во всем прослеживается вопрос о смысле человеческого существования. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина проходит через весь поздний цикл его стихотворений.

Быстротечность бытия в лирике есенина

Философские мотивы в лирике Есенина

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике есенина

В России была переломная эпоха, и поэту с его тонкой и чувствительной душой непросто было найти свое место в этом мире. Ощущение того, что он является странником на этой Земле, что все подчинено законам природы, нашло отражение в философских произведениях Есенина. Философские мотивы в его стихах тесно переплетаются с темой любви к женщине, родным местам, русской природе. Размышления поэта рождаются не из вымышленных образов, в отличие от символистов, а на неразрывной связи Вселенной и человека.

Поэт ищет выход своим чувствам и переживаниям, его тревожит быстротечность человеческой жизни. Лирика Есенина этого сурового времени — это своеобразная исповедь перед собой, поиск новых путей развития родины. Именно в этот период он все чаще обращается к фольклорным образам и лирике народных песен.

Целый цикл посвящается сестре Шуре:

Быстротечность человеческого бытия в лирике есенина

Песни родного дома противопоставляются вою бродячего пса и разгулявшейся метели. Упоминая известные народные песни и перефразируя в них строки, поэт выражает свое тягостное настроение, задумывается о собственной судьбе.

Анализ произведений на уроке

Тема быстротечности бытия в лирике есенина

  1. Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
  2. Можно ли выделить здесь главное переживание поэта?

Учитель поясняет, что в этом стихотворении поэт не только размышляет о быстротечности жизни и о том, что не хочет расставаться с нею, но и дает читателю ценный рецепт: жизнь надо ценить в каждом ее мгновении.

Сергей Есенин прожил недолгую жизнь, но, как говорит народная мудрость, жизнь человека ценится не по количеству прожитых лет. В 20-е годы XX века его поэзия приобретает философскую окраску. О чем бы он ни писал, во всем прослеживается вопрос о смысле человеческого существования. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина проходит через весь поздний цикл его стихотворений.

Быстротечность бытия в лирике есенина

Философские мотивы в лирике Есенина

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике есенина

В России была переломная эпоха, и поэту с его тонкой и чувствительной душой непросто было найти свое место в этом мире. Ощущение того, что он является странником на этой Земле, что все подчинено законам природы, нашло отражение в философских произведениях Есенина. Философские мотивы в его стихах тесно переплетаются с темой любви к женщине, родным местам, русской природе. Размышления поэта рождаются не из вымышленных образов, в отличие от символистов, а на неразрывной связи Вселенной и человека.

Поэт ищет выход своим чувствам и переживаниям, его тревожит быстротечность человеческой жизни. Лирика Есенина этого сурового времени — это своеобразная исповедь перед собой, поиск новых путей развития родины. Именно в этот период он все чаще обращается к фольклорным образам и лирике народных песен.

Целый цикл посвящается сестре Шуре:

Быстротечность человеческого бытия в лирике есенина

Песни родного дома противопоставляются вою бродячего пса и разгулявшейся метели. Упоминая известные народные песни и перефразируя в них строки, поэт выражает свое тягостное настроение, задумывается о собственной судьбе.

Анализ произведений на уроке

Тема быстротечности бытия в лирике есенина

  1. Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
  2. Можно ли выделить здесь главное переживание поэта?

Учитель поясняет, что в этом стихотворении поэт не только размышляет о быстротечности жизни и о том, что не хочет расставаться с нею, но и дает читателю ценный рецепт: жизнь надо ценить в каждом ее мгновении.

Читайте также: