Конспект урока технологии работа с тканью кукла колокольчик

Обновлено: 06.07.2024

Сформировать понятие о народных куклах-оберегах, их разновидностях и типах.

Развивающая: способствовать развитию творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа; развитию глазомера, мелкой моторики рук, чувства цвета, пропорций; эстетического вкуса; навыков работы с различными материалами;

Воспитывающая: воспитывать у учащихся духовно-нравственных качеств; а так же аккуратности, собранности при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать, культуре труда.

О разновидностях кукол оберегов.

Кукла - оберег Колокольчик.

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, вата или синтепон для набивки.

Оберег - это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и ,которое носят в качестве талисмана. Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов есть капелька суеверия.

Вопрос: А вы, верите в приметы?

Ответы учащихся (черная кошка, пустые ведра, цифра 13 и т.д.)

Вопрос: А у вас есть такое платье?

У каждого из нас есть такое платье: в одном экзамены хорошо сдаются, в другом на работу устроились, в третьем повстречала любимого человека.

В настоящее время интерес к старинным куклам возрождается. Все кругом становится механизированным, компьютеризированным, а хочется тепла, души, чего-то простого и человечного. Куклы-обереги шьют вручную. Их даже не шьют, а делают, ведь в старину швейных машинок не было, поэтому кукол катали из ткани. В старину нитку перематывали без ножниц и иглы, чтобы никакое железо в процесс не вторгалось. И узлов тоже нельзя было вязать: нитку накручивали и кончик затыкали деревянным колышком. Так создавалась кукла оберег.

Давайте окунемся в мир оберегов. Слайд 1.

Кукла - оберег Пеленашка. Слайд 3.

Кукла - оберег Зайчик на пальчик. Слайд 4.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если ребенку становилось скучно или страшно он обращался к Зайчику как к другу, говорил с ним, жаловался ему или просто играл.

Куклы Мартинчики. Слайд 5.

Кукла - оберег Зернушка. Слайд 6.

Кукла-оберег Столбушка. Слайд 7.

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символом продолжения рода.

Существует много других разных кукол-обереги. А какие красивые названия: Желанница, Веснянка, Покосница, Первоцвет, Утешительница и др.

Сегодня мы познакомились с небольшим количеством народных русских кукол-оберегов. Может показаться, что все они разные, но можно выделить несколько общих моментов.

Вопрос: Что общего вы заметили между куклами-оберегами?

нельзя использовать колющие и режущие предметы. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было рвать руками.

Ситуация. Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (показывается кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы начнем ее обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до педагога).

- Посмотрите на Соню, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

Ответы детей (пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

-Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- А сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какой была в начале? Нет. Почему?

Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы.

Инструктаж по технике безопасности. Учащиеся по цепочке рассказывают ТБ. Кто не смог ответить - стоит до того момента когда у него будет возможность ответить (подойдет очередь или когда кому-то нужна помощь в ответе).

Уборка рабочих мест.

Скажи мне, в какие игрушки ты играешь, и я скажу тебе кто ты - так можно было переиначить известное высказывание И.Гете. А ведь игрушки - воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятиями формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки - интеллект, воображение и т.д.

Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та игрушка, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о занятии, выбрав цветочек и украсить им сарафан нашей русской красавицы.

Цветок красного цвета - понравилось все, синий - хочу узнать больше, желтый - заинтересовало

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок кукла Колокольчик.docx

Образовательные:

- познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;

-учить работать руками, развивать мелкую моторику рук;

- расширять знания о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры.

Развивающие:

-способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

-развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии изготовления куклы Колокольчик.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры русского народа;

- способствовать формированию в душах детей таких качеств, как :
доброта, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм.

Планируемые результаты:

- учащиеся создадут куколку – оберег из ткани;

- научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;

- проведут рефлексию способов и условий действий.

Формирование УУД:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

- умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;

- умение применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку-оберег из ткани), используя технологическую карту в работе;

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

-в сотрудничестве с учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).

словесные – рассказ, беседа;

наглядно – иллюстративный - демонстрация образцов и приемов работы, просмотр презентации.

Техническое оснащение: презентация;

детали – заготовки из х\б ткани, нитки, вата, технологическая карта изготовления куклы.

Тип урока: освоение новых знаний.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная.

Добрый день, девочки! ( слайд 1)

Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Отгадайте, о чем мы будем говорить сегодня:

Вы совершенно правильно отгадали загадку. Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не простой, а народной. (Слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Чему будем учиться на уроке?

О народной кукле и какие виды кукол бывают.

На уроке мы будем учиться изготавливать народную куклу.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки.

Но так было не всегда.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры русского народа.

С куклами играли все, как девочки, так и мальчики.

Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза.

В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.

Ребята, что значит слово ОБЕРЕГ?

Оберег – амулет или волшебное заклинание,

спасающее, человека от различных опасностей,

а также предмет, на который заклинание наговорено

и который носят на теле в качестве талисмана. (Слайд 4)

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики.

Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.

Колокольчик – талисман Валдая.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения – кукла добрых вестей.

У кого появилось желание смастерить такую куклу?

Как вы думаете, что нам понадобится для изготовления куклы?

Для изготовления куклы на понадобится: (Слайд 5)

- три детали в форме круга (нижняя, средняя и верхняя юбки куклы) из ткани разных расцветок

-прямоугольный лоскут белой ткани для лица и рук куклы;

-лоскут в форме треугольника для косынки желательно красного цвета;

- вата для головы куклы;

- ребята, а что особенного вы заметили на лице у куклы?;

Согласно традициям, нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить людям)

У вас на столе в конвертах есть все необходимое.

Практическая работа.

Технологическая последовательность изготовления оберега.

Объяснение с помощью презентации.

1 этап-формируем голову и первую юбочку (Слайд 6)

2 этап- перевяжем нитками потуже

3 этап-формируем голову и вторую юбочку (Слайд 7)

4 этап- перевяжем нитками потуже

5 этап- формируем голову и третью юбочку (Слайд 7)

6 этап- перевяжем нитками потуже

7 этап- формируем голову и руки из прямоугольной светлой ткани. (Слайд 8)

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи: способствовать –

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы:

1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек ваты или другой наполнитель.

7. Тесьма для украшения (по желанию).

9. Презентация кукол.

10. Иллюстрации народных кукол.

11. Сундучок с обереговыми куклами.


Вступительное слово педагога:

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.


2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.


3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.


4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.


5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.


7) На голову кукле повязываем платок.


8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.


Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Литература

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

Данный ресурс предназначен для занятия в объединениях ДОД, мастер-класса, можно также использовать на уроках технологии, во внеурочной деятельности.

Ресурс содержит: презентацию, конспект занятия с навигацией по слайдам и инструкционную карту поэтапного технологического процесса изготовления куклы. Есть дополнительный ресурс к этому занятию: учебный видеоролик (вес - 59,2 Mb ) - "Кукла, кто она? Откуда родом?", который рекомендуется предварительно скачать с сайта YouTube .

На занятии детей ожидает интересное знакомство с историей появления кукол; видами и предназначением традиционных народных тряпичных кукол; историей куклы - оберега "Колокольчик"; технологический процесс изготовления. Для снятия напряжения в плечевом поясе, поясничном отделе позвоночника, разминки ног представлена физминутка "Любопытная Варвара".

Возрастная категория обучающихся – младшее и среднее звено.



Целевая аудитория: для 4 класса

Благодарю Вас, Олег Беникович! К первой моей разработке, которая, к сожалению, теперь канула в лета, здесь на портале, тоже был Ваш приятный, положительный отзыв!

Наталия Николаевна, прекрасная красочная презентация, и вообще выбрана интереснейшая тема! Как обычно у вас - очень подробный и грамотный конспект, в котором учтены все мелочи. И мне жаль, что вес вашего изумительного авторского ролика не позволяет включить его в ресурс. Но я его обязательно использую на уроке технологии и сподвигну своих учеников на создание куколки по вашей презентации! Это будет милым подарком мамам ко дню 8 марта.СПАСИБО.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: