Конспект урока способы сжатия текста 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тема. Обучение написанию сжатого изложения. Основные приёмы сжатия текста.

Образовательная: обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста; учиться

выделять главное в тексте (абзаце); определять проблемы, поставленные автором текста и

основную мысль текста; определять количество микротем текста.

Развивающая: активизировать мыслительную деятельность учащихся, продолжить

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету посредством работы с текстом.

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя. На экзамене в 9 классе (ГИА) вам, ребята, предстоит

написать сжатое изложение по тексту п ублицистического стиля.

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приемам сжатия текста,

повторять этапы работы по написанию сжатого изложения.

Передается только основная информация, подробности исключаются) (Слайд № 2) .

- Выделяют основные способы сжатия (компрессии) текста: обобщение, исключение и

- Что значит обобщение? (При обобщении материала сначала вычленяем единичные

существенные факты (несущественные опус каем), объединяем их в одно целое, подбираем

соответствующие языковые средства и составляем новый текст). (Слайд № 4) . Попроб уем на

практике сжать текст, используя прием обобщения. (Слайд № 5) (Текст записываем на доске

- Что мы подразумеваем, говоря об исключении подробностей? (При исключении

необходимо сначала выделить главное, а затем у брать детали (подробности). (Слайд № 6 -7).

- Упрощение ? ( Слияние двух простых предложений в сложное, замена части предложения

синтаксическим синонимом. Как правило, сопровождается заменой или исключением ).

1. Внимательно прослу шать текст. (Напомним, что на экзамене текст читается два раза.)

3. Определить идею текста, т. е. ответить на вопрос: « Как ую основную мысль хотел

5. Определить микротемы каждого абзаца.(Найти ключевые с лова каждого абзаца ).

6. Подумать, что можно исключить, что обобщить, от каких подробностей нужно отказаться.

7. Определить, какие средства связи можно использовать при объединении абзацев в одно

Сильным, храбрым, мужественным, у мным, находчив ым, бесстрашным… И никто не сказал:

добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и

храбрость? Но ведь без доброты — подлинной теплоты сердца — невозможна душевн ая

Добрые чув ства, эмоциональная ку льтура — это средоточие ч еловечности. Сегодня,

когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, вним ательными и

добрыми по отношению дру г к другу, по отношению к окружающему жи вому миру и

совершать самые с мелые посту пки во имя добра. Следование пу тем добра — путь самы й

приемлемый и единственн ый для человека . Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в

Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что ес ть в воспитании. Е сли

добрые чувства не воспи таны в детстве, их никогда не воспитае шь, потому что они

усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, гла вная из которых — это

ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира растений. В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта,

доброжелательность рождаются в заботах, вол нениях, радостях и печалях.

2. Определить тему текста. ( Текст о доброте как нравственном качестве человека ).

3. Определить основную мысль. (Следование пу тем добра — п уть самый приемлемый и

После прослушивания первого абзаца текста ребятам предстоит записать ключевые слова .

- Определите микротему абзаца. ( Без доброты невозможна ду шевная красота человека).

- Теперь необходимо сжать первый абзац и записать в тетради. (Проверка. Слайд ы № 10-11

- Какой прием сжатия вы использовали? (Исключение и обобщение ).

- Продолжаем работу над текстом. Слушаем второй абзац текста и записыва ем ключевые

слова. (Слайды № 12- 13 ) . Сжатый второй абзац текста записываем в тетради.

- Какой прием сжатия вы использовали при написании второго абзаца? (Исключение и

- Определим микротему последнего, третьего, абзаца. (Слайд № 14) .

( В человеке необходимо воспитывать доброту с детства. Ребенок должен пройти

Предлагаем ребятам сжать третий абзац. (Слабым разрешаем выписать ключевые слова , а

V. Работа по корректировке текста. Учащимся предоставляется текст, в котором нарушено

абзацное членение, неправильно выделены микротемы, допущены логические ошибки. Текст

изложения звучит в аудиозаписи, а также проециру ется на экран. После двукратного

прослушивания открывается текст с ошибками, с которым ученики и работают. (Слайды №

Од но му че ло ве ку ска за ли, что его зна ко мый ото звался о нём в неле стных выра же ни ях. «Да

ал горитм чёрной не бла годар но сти, когда на добро от ве ча ют злом. В жизни, н адо по ла гать,

этот че ло век не раз встречался с лю дь ми, пере пу тавшими ори ен ти ры на ком па се нравстве н -

Нравственность — это пу те во ди тель по жизни. И если ты будешь отклонять ся от до -

роги, то вполне можешь забрести в б уре лом, ко лю чий ку стар ник, а то и вовсе утон уть. То

есть если ты не бла годарно ведёшь себя по от но шению к другим, то и люди вправе вести себя

Как же от но ситься к этому яв ле нию? От но си тесь фи ло софски. Совершай те добро и

знайте, что оно навер ня ка оку пит с я. Уверяю Вас, что Вы сами бу де те по лу чать наслаждение

от того, что де ла ете добро. То есть Вы бу де те счаст ли вы. А это и есть цель в жизни – про -

жить её счаст ли во. И пом ни те: творят добро воз вы шенные на ту ры

Человеку сказали, что о нем многие отзываются в нелестных выражениях. « Да не может

ва ет , что люди теряют ори ен ти ры в жизни. И тогда на добро для них при выч но от ве чать

злом, а это уже чёрная неблагодарность. В жизни, надо по ла гать, этот че ло век не раз встре -

чался с лю дь ми, пере пу тавшими ори ен ти ры на ком па се нравствен но сти.

Если ты будешь отклоняться от дороги, люди вправе вести себя по от но шению к тебе

Как же от но ситься к этому я в ле нию? От но си тесь фи ло софски. Уверяю Вас, ч то Вы

сами бу де те п о лу ч ать наслаждение от того, что де ла ете добро. Чтобы этого не слу чи лось,

сле ду ет совершать добро, верить в него и по лу чать от этого наслаждение и радость. Именн о

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Образовательная : овладение разными способами информационной переработки текста; создать условия для развития у школьников критического мышления.

Развивающая: способствовать развитию монологической речи учащихся (устной и письменной), умению самостоятельно мыслить; приобретение опыта анализа текста с точки зрения основной и второстепенной информации.

Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, развитие творческих способностей и кругозора учащихся.

Задачи урока:

Повторить приемы сжатия текста.

Научиться применять приемы сжатия текста на практике.

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.

Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) текст изложения.

Методы обучения:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Поздравляю Вас с началом уроков адаптации, где мы с вами встречаемся и получаем не только новые знания, но и удовольствие от общения друг с другом, от интересных уроков, которые готовят для вас каждый раз новый учитель. Меня зовут Сэржэна Намсараевна, и я надеюсь, что у нас с вами сегодня работа будет плодотворной.

Определение темы и постановка цели урока

У меня в одной руке апельсин. Кто любит данный фрукт? Что можно с ним сделать? Что получим? (Свежевыжатый сок)

А в другой руке у меня текст. Можем ли мы из него выжать сок? Что в итоге получим? (Сжатый текст)

Какие действия нам нужно выполнить, для того чтобы переработать этот апельсин и получить сок? (Почистить, избавиться от косточек, разрезать пополам)

А вы знаете, какие приемы используют при сжатии текста? Нужно ли нам знать, как это делается? Где нам потребуются эти знания? (для написания сжатого изложения)

Какова же тема урока? (Приемы сжатия текста) СЛАЙД 1

Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать приемы и научиться их использовать для сжатия текста)

Актуализация знаний

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

Давайте прочитаем научное определение :

СЛАЙД 2 Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.

Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

Изучение нового материала

Существуют три способа сжатия текста .

Что-нибудь вам известно об этих способах?

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.

При исключении необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты исключения:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При обобщении необходимо:

вычленить единичные факты;

подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

составить новый текст.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Третий способ сжатия текста - это упрощение.

При упрощении необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную.

Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности , так и в комплексе.

Закрепление

Фронтальная работа.

Упражнения на исключение.

1. Прочитайте текст.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)

Выделите второстепенную информацию.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

Упражнения на обобщение.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

2. Прочитайте текст.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

Упражнения на упрощение.

1. Прочитайте текст.

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

Изложите содержание текста простым предложением.

Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

Работа в парах.

1. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

Дети плохо ощущают реальность, лишены чувства опасности и быстро попадают в компьютерную зависимость.

4. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов. ( 1) Очень важно и содержание компьютерных игр. (2) Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5 -6 лет идёт всё более жесткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его можно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота. 1. Очень важно и содержание компьютерных игр. 2 . В ряде стран некоторые сюжетные линии жестко ограничены, потому что сознание игрока управляемо, а это может привести к печальным последствиям.

На самом деле я вам дала отрывки из одного текста.

Какова тема текста?

Есть ли среди нас люди, зависимые от компьтерных игр?

Рефлексия

Сегодня на уроке мы ………. Продолжите мою мысль.

Домашнее задание

1. Выучить пройденный материал

2. Написать мини-сочинение на одну из тем:

Приемы сжатия текста

При исключении необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты исключения:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

Пример: до сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Пример: до сжатия Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

При обобщении необходимо:

вычленить единичные факты;

подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

составить новый текст.

Пример: до сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Третий способ сжатия текста — это упрощение.

При упрощении необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную.

Примеры: 1. З а мена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Д/З: 1. Выучить пройденный материал

2. Написать мини-сочинение на одну из тем:

1. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

4. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов. ( 1) Очень важно и содержание компьютерных игр. (2) Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5 -6 лет идёт всё более жесткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его можно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке отрабатываются приёмы сжатия прослушанного текста. Работа важна для подготовки к сдаче ОГЭ.

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении. Что такое микротема?

Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.

Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

4. Анализ текста.

Назовите признаки текста.

1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)

2. Текст имеет идею.

Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.

3.Текст можно озаглавить.

Книга – самое значительное изобретения.

4.Текст разделен на четыре абзаца.

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель: Составьте план текста.

1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.

2. Книга - самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.

3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

4. Ум ограничен и скован без чтения книг.

Определите тип речи данного текста. Докажите.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.

и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2) доказательства с привлечением аргументов;

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

5. Работа над сжатием текста.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

• замена прямой речи косвенной.

• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

ПЕРВОЕ СЖАТИЕ ТЕКСТА

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.

И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.

Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

И сегодня книга не утратила первостепенного значения. Она остается стабильным хранителем информации. Потому книга - самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей.

Многие думают, что изучать можно и устно. Можно. Но это то же самое, что писать вилами на воде. Так сказал просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Услышанное, а затем прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. исключение повторов;

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.

Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.

Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.

7. Подведение итогов. Проверьте написанное используя памятку и критерии оценивания.

Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

• Передано ли основное содержание исходного текста?

• Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

• Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

• Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИК1- З Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

-в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7

При первом прочтении:
• внимательно прочитайте текст, чтобы понять его содержание;
• определите тему текста (о чём текст?), идею (чему учит текст?);
• Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
• запомните последовательность событий, рассуждений;
• определите количество абзацев, ключевые слова;
• составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их;
• пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план:
• Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
• Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
• Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Приемы компрессии: исключение, обобщение, упрощение (замена).

При исключении необходимо:
• выделить главное (существенное) и детали (подробности);
• убрать детали;
• пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
• пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
• объединить существенное;
• составить новый текст.

При обобщении необходимо:
• вычленить единичные факты;
• подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
• составить новый текст.

При упрощении необходимо:
• заменить сложное предложение простым;
• заменить предложение или его часть указательным местоимением;
• объединить два или три предложения в одно;
• разбить сложное предложение на сокращённые простые;
• перевести прямую речь в косвенную.

Пояснения:

1) Тема текста — это предмет речи (о чем?).
2) Идея текста — это задумка автора (зачем?).
3) Микротема — это маленькая часть общей темы, иначе - тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста.

Читайте также: