Конспект урока составное глагольное сказуемое

Обновлено: 06.07.2024

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.
  • активизировать творческий потенциал учеников;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

I. Организационный момент

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)

Проверка домашнего упражнения 98:

Совместное коммюнике подчёркивало традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы — соглашение.

Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.
Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноу-хау составило ключевую часть активов компании.

Ваше резюме представило Вас нужным компании сотрудником.

Турне – ( французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл. ср.

Турне миллионера прошло в кругу семьи.

Ралли – (англ.) вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях, нескл. ср.

Ралли с участием нашей команды прошло в Сахаре.

III. Актуализация изученного материала

1. Словарная работа. (Слайд №3). (Приложение 1)
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).

Диф(ф)еренциальный, бе(з,с)заветно экспер…мент, ак(к)умулятор, ун…верситет (ф, з, и, к, и – физик)
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

2. Повторение сведений о предложении. (Слайды №4-6)

Предложение. Главные члены предложения.

Грамматическая основа предложения – это … и …
По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы ….
Сказуемые бывают… и составные.

IV. Постановка темы и цели урока (Слайд №7)

Эпиграф к уроку (Слайд №8)

Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы.

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для решения задач урока, реализации его целей мы будем использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.

– Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником . § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)

Нарисовать схему ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)

Схема построения составного глагольного сказуемого.

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2), что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4).Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме. В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

VII. Закрепление новых знаний

1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь). (Слайд №13)

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он рад был помочь астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выражения Пример
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

Самопроверка. (Слайд №19):

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение 5)

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти.
(5)В студенческие годы он чувствовал, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика.
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5) что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

Взаимопроверка. (Слайд №21)

VIII. Рефлексия

Самоанализ деятельности на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развивающая - развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

1. Организационный момент.

1.1. Проверка домашнего задания.

Упр. 124. В предложениях определить способы выражения подлежащих.

1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)

2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.

3) Один мальчик возвратился поздно вечером. (сочетание числительного с существительным)

4) Завтра не будет похоже на сегодня.(наречие)

5) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)

6) Охранять природу – значит охранять Родину. (неопределенная форма глагола)

7) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)

8) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)

9) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)

10) На дворе множество людей обедало, сидя без шапок, около братского котла. (сочетание собирательного существительного с существительным)

2. Слово учителя.

Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике - составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.

А начнем мы с повторения.

3. Повторение сведений о предложении.

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … - это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .

Стадия вызова.

- Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

Взаимопроверка. Оцените себя.

- Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?

Чем оно выражено?

- Какое предложение здесь является лишним? Почему?

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами

4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.

Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.

I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)

II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)

( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II - я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?

В каком наклонении стоят сказуемые?

Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.

5. Понятие о составном глагольном сказуемом.

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

6. Обобщение.

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)

7. Работа на местах.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)

А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?

(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)

(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)

9. Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зеленого деревца, которое тянется к свету, теплу и добру. Это деревце растет и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через все самые сложные испытания, преодолеваете любые трудности.

Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и свои силы.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

11. Обобщение изученного на уроке.

Сказуемое может быть … и …

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается …

Неопределенная форма глагола выражает …

12. Домашнее задание:

выучить теоретический материал (стр. 79-80), упр. 140 (инд.), 139(всем)

13. Рефлексия.

Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему ( ! – многое удивило и заинтересовало; ? – осталось много неясного; … - было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок в 8 классе

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

- закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

- развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;

- прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Форма урока:

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

1) Организационный момент.

2) Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

3) Повторение сведений о предложении.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … - это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

4) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

А) тестовое задание:

Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)

1)Я мечтаю о добром, порядочном друге.

2) Я хочу скорее стать взрослым.

3) Я буду учиться в университете.

4) Я могу ответить на все вопросы.

( 1 предложение)

Запишите отрывок из стихотворения А. Блока

1Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.

Душа не избежит невидимого тленья.

- Выразительно прочитайте записанное.

- Объясните значение слов:

чредой - (неполногласное сочетание), чередой, по очереди.

нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок).

тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.

- Какое настроение создают строки стихотворения?

- Какова тема данного отрывка?

(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).

- С чем автор сравнивает угасание души человеческой?

(С осенним вечером, опадающими листьями).

- Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:

2.Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

(5 января 1900)

- В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.

- В каком наклонении стоят выделенные сказуемые?

- Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?

- Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

изъявительного,

повелительного наклонения

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто.

2) глаголом быть со значением наличия, существования:

У него есть всё, что необходимо для охоты.

3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола:

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

4) междометной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ

6) Понятие о составном глагольном сказуемом.

- Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА ГЛАГОЛА

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

- Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?

- Какой глагол несёт грамматическое значение?

- Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

- Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

- Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

- Какую роль играет вспомогательный глагол?

- Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

бояться стыдиться

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

6) Закрепление.

А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).

Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.

(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).

- Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.

- В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?

7) Работа в группах.

Раздать тексты стихотворений (сильной группе)

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся

Признат(?)ся, что оно бездушье.

Нахальство говорит в открытую:

И скромность может (не) ра…считывать

На снисхождение зазнайства.

И ум у глупост… в немилост…,

Добро и худо – не знакомы.

Плюсы пр…тягивают минусы

Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин)

- О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?

- Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)

Задание: списать стихотворение, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. 1 группа : объяснить правописание, 2 группа: подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.

8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(предложение 5, 6)

8) Домашнее задание.

Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

9) Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

3. воспитывать внимательное отношение к окружающей нас природе, воспитать хорошие манеры поведения, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационное начало урока.

- прочитайте высказывания великих философов и выберите понравившееся. (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)

- Я желаю вам, чтобы ваша работа на уроке соответствовала выбранному высказыванию.

2. Активизация познавательной деятельности.

Без чего не может быть предложения?

Что ты знаешь о грамматической основе предложения?

Что ты знаешь о подлежащем?

Чем может быть выражено подлежащее?

Что ты знаешь о сказуемом?

Где пригодятся знания о грамматической основе?

Проверка, самооценка (отметьте возле соответствующего предложения)

Мне необходимо еще изучить тему-0

Задание 2. Выделите грамматическую основу в предложениях. (К ДОСКЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ УЧЕНИКИ: 1 УЧЕНИК – 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВЫПИСАТЬ Г/О)

1. У самой воды росли незабудки.

2. Что – то упало с крыши.

3. Трое покинули комнату.

4. Мы с Ваней тоже поедем.

5. Три человека отказались от поездки.

6. Смеяться полезно для здоровья.

Взаимопроверка, самооценка (отметьте + соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

3. Постановка темы и цели. Работа в группе.

Задание 3. Найдите грамматические основы в предложениях. Подумайте по какому принципу они распределены в разные группы

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Мы учимся в школе.

Мы начинаем учиться в семь лет.

Мы учимся хорошо.

Мы хотим учиться хорошо.

Он учит иностранный язык

Мы можем выучить иностранный язык.

- Что особенного вы заметили в выражении сказуемого?

- Из скольких слов состоит сказуемое первой группы? Второй?

- Вам знакомы такие сказуемые?

- Сформулируйте тему урока. (Составное глагольное сказуемое)

- Чему вы хотели бы научиться на уроке?

- Запишите свои цели.

4. Изучение новой темы. Работа в группе.

- Основная наша цель: научиться находить сказуемое, потому что именно сказуемое отражает реальность события, предмета.

Задание 4. Прочитайте предложения, найдите сказуемые. Используя статью на стр. 331 подготовьте ответы на вопросы.

Дождь перестал стучать по крыше.

Скоро здесь жизнь начнет бить ключом.

Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

Какой компонент выражает лексическое значение?

Какой компонент выражает грамматическое значение?

Что может использоваться в качестве вспомогательного компонента?

Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

5. Фронтальная беседа.

6. Тренировочные упражнения.

Задание 5. Работа в парах. Восстановите составные сказуемые в предложениях, используя вспомогательные компоненты из справочного материала. Ответьте на вопрос. (К ДОСКЕ 1 УЧЕНИК – 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

Я хотел прочитать книгу.

Ветеринар согласился лечить зайца.

Я начал расспрашивать его о жизни.

Шофер должен быть внимателен.

Максим готов помочь друзьям.

Справочный материал: хотел, согласился, начал, должен, готов.

- Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте + соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

Задание 6. Самостоятельная работа. Выделите грамматические основы.

1. Знания ценились людьми во все времена.

2. В Древнем Египте многие люди хотели освоить грамоту.

3. Правда, для этого человек должен был выучить множество знаков-иероглифов.

4. Зато потом грамотный человек мог не беспокоиться за свое будущее.

5. Поэтому египтяне старались обучить своих детей грамоте.

Взаимопроверка, самооценка (отметьте + соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно- 1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

7.Подведение итогов. Рефлексия.

- Какая тема урока?

- Вспомните поставленные цели. Достигли вы поставленных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Соответствовала ваша работа выбранному высказыванию?

- Какую бы вы поставили оценку за урок своему соседу, себе?

Домашнее задание.

По выбору учащихся:

- Стр 333 упр 32 (восстановить и записать только составные сказуемые)

- Выписать 5 предложений с составными глагольными сказуемыми.

Приложение. Маршрутный лист.

Тема урока: __________________________________________________________________

Без чего не может быть предложения?

Что ты знаешь о грамматической основе предложения?

Что ты знаешь о подлежащем?

Чем может быть выражено подлежащее?

Что ты знаешь о сказуемом?

Где пригодятся знания о грамматической основе?

Проверка, самооценка (отметьте возле соответствующего предложения)

Мне необходимо еще изучить тему-0

Задание 2. Выделите грамматическую основу в предложениях.

1. У самой воды росли незабудки.

2. Что – то упало с крыши.

3. Трое покинули комнату.

4. Мы с Ваней тоже поедем.

5. Три человека отказались от поездки.

6. Смеяться полезно для здоровья.

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

Задание 3. Найдите грамматические основы в предложениях. Подумайте по какому принципу они распределены в разные группы

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Мы учимся в школе.

Мы начинаем учиться в семь лет.

Мы учимся хорошо.

Мы хотим учиться хорошо.

Он учит иностранный язык

Мы можем выучить иностранный язык.

Задание 4. Прочитайте предложения, найдите сказуемые. Используя статью на стр. 331 подготовьте ответы на вопросы.

Дождь перестал стучать по крыше.

Скоро здесь жизнь начнет бить ключом.

Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

Какой компонент выражает лексическое значение?

Какой компонент выражает грамматическое значение?

Что может использоваться в качестве вспомогательного компонента?

Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

Задание 5. Восстановите составные сказуемые в предложениях, используя вспомогательные компоненты из справочного материала. Ответьте на вопрос.

Я ……….. прочитать книгу.

Ветеринар ………….. лечить зайца.

Я ………. расспрашивать его о жизни.

Шофер …………. быть внимателен.

Максим ………… помочь друзьям.

Справочный материал: хотел, согласился, начал, должен, готов.

- Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

Задание 6. Самостоятельная работа. Выделите грамматические основы.

1. Знания ценились людьми во все времена.

2. В Древнем Египте многие люди хотели освоить грамоту.

3. Правда, для этого человек должен был выучить множество знаков-иероглифов.

Читайте также: