Конспект урока сочинение рассуждение прозвища

Обновлено: 06.07.2024

Урок русского языка в 7 классе, обучающемся по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. / (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014г.

Это урок развития речи. Изучение темы предусматривает 2 учебных часа, один из которых представляет собой подготовку к сочинению, а второй - классное сочинение.

В материалах урока использованы отрывки из художественных произведений, а также отрывок из художественного фильма Р. Быкова "Чучело".

Оценить 728 0

Цели: - способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся;

- продолжить обучение рассуждению на дискуссионные темы;

- развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли;

- способствовать развитию умений составлять план текста, аргументировать свое мнение;

Личностные УУД: Принятие собственной точки зрения по проблеме;

Познавательные УУД: Извлечение информации, построение речевого высказывания;

Коммуникативные УУД: Умение связно и точно выражать свои мысли.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности композиции текста-рассуждения; уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Модель урока.

Предварительная подготовка. Учащиеся получают накануне урока домашнее задание : упр.238 (дополнительные задания к заданиям учебника: Озаглавить текст, определить его тему и идею)

Проверка домашнего задания. Актуализация и пробное учебное действие.

Возможные варианты заголовка текста.

Тема : ребята любят придумывать прозвища

Идея: автор предлагает поразмышлять: опасное это или забавное явление, герой уверен, что не опасное, п\ч оно позволяет узнать о человеке больше, чем имя.

- А как вы , ребята, относитесь к прозвищам? Считаете ли их опасными? Откуда они берутся?

Индивидуальные домашние задания.

А) Происхождение фамилий.

Итак, оказывается, прозвища – это источник многих русских фамилий, и чем древнее род человека, тем больше шансов на то, что его фамилия когда-то была всего лишь забавным прозвищем.

Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств

(по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из Великого княжества Литовского. Затем в XIV–XV веках приобрели фамилии московские удельные князья и бояре. Князья прозывались по имени своего удела, и моментом возникновения фамилии надо считать момент, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский и пр. Меньшая часть княжеских фамилий происходит

от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы, Скрябины (боярин Скряба Травин, Тимофей Григорьевич) и пр. Фамилии вроде Лобанов-Ростовский соединяют наименование княжения с прозвищем. Боярские и дворянские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых. Его родоначальниками были жившие в XIV веке Андрей Иванович Кобыла (его брат Федор Иванович Шевляга – основатель древнего боярского рода Трусовых (от Матвея Труса, XV век) и др.) и Федор Андреевич Кошка Кобылин. Потомки Федора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-фамилию Кошкины (впрочем, не все: его сын Александр Беззубец стал родоначальником Беззубцевых, а другой сын Федор Гольтяй – родоначальником Гольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович. Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Федора Никитича (патриарха Филарета) и Михаила Федоровича (царя). До конца XVIII – середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии. В середине XIX века, особенно после отмены крепостного права в 1861году, формируются фамилии у большинства крестьян. Процесс

приобретения фамилий в основном завершился только

к 30-м годам XX века.

Б) Происхождение имени

У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Действительно, ведь "просто так" человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, тогда расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразились их радость, нежность, любовь, поэтому понятно, что они называли своих первенцев Жданами, Любимами, дочерей — Любашами или Милушами.

В древних грамотах постоянно встречаются то Будилко, то Неупокой, и Шумило, и Томило, даже Крик, Гам, Звяга и Бессон

Иногда такие хитрости бывали весьма сложными. После рождения дитяти у нас на Руси разыгрывался целый смешной спектакль. Отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся уже в открытую, уверяя, что нашел подкидыша. Все домашние поносили и того, кто подбросил ребенка, и самого малыша, и нарекали его соответственно, скажем, Найденом или Ненашем. Бесам оставалось только отступиться: погубишь крошку, а взрослые только обрадуются - ведь им он чужой!

Эти очень многие неблагозвучные, сердитые и обидные имена на самом деле были словесными талисманами -прозвищами: они защищали своего носителя от враждебных таинственных сил.

Кроме имен у людей есть прозвища. При изучении истории мы часто сталкиваемся с прозвищами не простых людей, а исторических личностей. Прозвища знаменитостям даются иногда при жизни народом или современниками, а иногда после их смерти - историками. Исторические прозвища отражают, какие -либо личные качества, заслуги людей, исторические события или даются по названию местности, где родился, правил или совершил какое-то из деяний исторический персонаж. Перечислим некоторых.

Александр Великий, которого чаще почему -то именуют Македонским (эту кличку ему дали историки), приобрёл свои прозвища по причине создания великой империи, когда во главе древних варваров-македонцев совершил ряд победоносных войн. Любил он воевать.

Ярослав Мудрый (ум. 1054) – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. При его правлении прочным и могущественным было международное положение Руси.

Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).

Николай II Кровавый – именно во время правления этого монарха произошло трагически знаменитое Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.)

Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.

-Ребята, к сожалению, время урока ограничено, и мы не успеем выслушать точку зрения каждого, а проблема интересная! Я предлагаю вам записать свое мнение в форме сочинения.

К какому типу речи будет относиться наше сочинение?

(Рассуждение.)

4. Повторение теоретических сведений о тексте-рассуждении.

- Как построен текст-рассуждение? Из каких частей он состоит?

(Тезис, аргументы, вывод)

5.Подготовка к созданию плана сочинения

Давайте назовем шаги, которые помогут нам сделать наше рассуждение не только грамотным, но и убедительным для читателей.

- Сформулируйте тезис, выразив свое отношение к прозвищам.

Работа с таблицей

Определить основную мысль (тезис) своего рассуждения.

Прозвища - это обидно, оскорбительно.

Прозвища – это весело.

2. Подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования.

Главное – уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме.

Что же это могут быть за доказательства? (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.)

Прозвища-это обидно

Прозвища – это весело

Человек утрачивает имя, полученное от родителей, Прозвище заслоняет смысл имени.

Произнося прозвище, окружающие вспоминают приятные моменты, с которыми оно было связано.

Прозвища не всегда отражают лучшие черты характера

Прозвища отмечают отличительные черты характера человека, его поступки

Прозвища могут быть обидными

На неприятное и обидное прозвище можно не откликаться. Прозвище поможет человеку увидеть себя со стороны.

Вывод: лучше прозвища не давать и на них не откликаться.

Вывод: прозвище не вредит человеку, оно похоже на игру.

3. Подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен).

Итак, ребята, мы пришли к выводу о том, что сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

- Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?

Приложение

1) Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Конспект урока по развитию речи в 7 классе (русский язык). Тема урока предполагает 2 учебных часа, первый - подготовка к сочинению-рассуждению, второй -классное сочинения. материалы урока включают в себя отрывки из художественных произведений и отрывок из фильма Родлана Быква "Чучело".

ВложениеРазмер
sochinenie_moe_otnoshenie_k_prozvishcham.docx 29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: - способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся;

- продолжить обучение рассуждению на дискуссионные темы;

- развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли;

- способствовать развитию умений составлять план текста, аргументировать свое мнение;

Личностные УУД : Принятие собственной точки зрения по проблеме;

Познавательные УУД : Извлечение информации, построение речевого высказывания;

Коммуникативные УУД: Умение связно и точно выражать свои мысли.

Предметные : знать особенности композиции текста-рассуждения; уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Метапредметные : способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Предварительная подготовка. Учащиеся получают накануне урока домашнее задание : упр.238 (дополнительные задания к заданиям учебника: Озаглавить текст, определить его тему и идею)

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация и пробное учебное действие.

Возможные варианты заголовка текста.

Тема : ребята любят придумывать прозвища

Идея: автор предлагает поразмышлять: опасное это или забавное явление, герой уверен, что не опасное, п\ч оно позволяет узнать о человеке больше, чем имя.

- А как вы , ребята, относитесь к прозвищам? Считаете ли их опасными? Откуда они берутся?

Индивидуальные домашние задания.

А) Происхождение фамилий.

Итак, оказывается, прозвища – это источник многих русских фамилий, и чем древнее род человека, тем больше шансов на то, что его фамилия когда-то была всего лишь забавным прозвищем.

Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств

(по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из Великого княжества Литовского. Затем в XIV–XV веках приобрели фамилии московские удельные князья и бояре. Князья прозывались по имени своего удела, и моментом возникновения фамилии надо считать момент, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский и пр. Меньшая часть княжеских фамилий происходит

от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы, Скрябины (боярин Скряба Травин, Тимофей Григорьевич) и пр. Фамилии вроде Лобанов-Ростовский соединяют наименование княжения с прозвищем. Боярские и дворянские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых. Его родоначальниками были жившие в XIV веке Андрей Иванович Кобыла (его брат Федор Иванович Шевляга – основатель древнего боярского рода Трусовых (от Матвея Труса, XV век) и др.) и Федор Андреевич Кошка Кобылин. Потомки Федора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-фамилию Кошкины (впрочем, не все: его сын Александр Беззубец стал родоначальником Беззубцевых, а другой сын Федор Гольтяй – родоначальником Гольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович. Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Федора Никитича (патриарха Филарета) и Михаила Федоровича (царя). До конца XVIII – середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии. В середине XIX века, особенно после отмены крепостного права в 1861году, формируются фамилии у большинства крестьян. Процесс

приобретения фамилий в основном завершился только

к 30-м годам XX века.

Б) Происхождение имени

У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Действительно, ведь "просто так" человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, тогда расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразились их радость, нежность, любовь, поэтому понятно, что они называли своих первенцев Жданами, Любимами, дочерей — Любашами или Милушами.

В древних грамотах постоянно встречаются то Будилко, то Неупокой, и Шумило, и Томило, даже Крик, Гам, Звяга и Бессон

Иногда такие хитрости бывали весьма сложными. После рождения дитяти у нас на Руси разыгрывался целый смешной спектакль. Отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся уже в открытую, уверяя, что нашел подкидыша. Все домашние поносили и того, кто подбросил ребенка, и самого малыша, и нарекали его соответственно, скажем, Найденом или Ненашем. Бесам оставалось только отступиться: погубишь крошку, а взрослые только обрадуются - ведь им он чужой!

Эти очень многие неблагозвучные, сердитые и обидные имена на самом деле были словесными талисманами -прозвищами: они защищали своего носителя от враждебных таинственных сил.

Кроме имен у людей есть прозвища. При изучении истории мы часто сталкиваемся с прозвищами не простых людей, а исторических личностей. Прозвища знаменитостям даются иногда при жизни народом или современниками, а иногда после их смерти - историками. Исторические прозвища отражают, какие -либо личные качества, заслуги людей, исторические события или даются по названию местности, где родился, правил или совершил какое-то из деяний исторический персонаж. Перечислим некоторых.

Александр Великий, которого чаще почему -то именуют Македонским (эту кличку ему дали историки), приобрёл свои прозвища по причине создания великой империи, когда во главе древних варваров-македонцев совершил ряд победоносных войн. Любил он воевать.

Ярослав Мудрый (ум. 1054) – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. При его правлении прочным и могущественным было международное положение Руси.

Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).

Николай II Кровавый – именно во время правления этого монарха произошло трагически знаменитое Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.)

Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.

- Ребята, к сожалению, время урока ограничено, и мы не успеем выслушать точку зрения каждого, а проблема интересная! Я предлагаю вам записать свое мнение в форме сочинения.

– К какому типу речи будет относиться наше сочинение?

4. Повторение теоретических сведений о тексте-рассуждении.

- Как построен текст-рассуждение? Из каких частей он состоит?

(Тезис, аргументы, вывод)

5. Подготовка к созданию плана сочинения

– Давайте назовем шаги, которые помогут нам сделать наше рассуждение не только грамотным, но и убедительным для читателей.

- Сформулируйте тезис, выразив свое отношение к прозвищам.

Работа с таблицей

  1. Определить основную мысль (тезис) своего рассуждения.

Прозвища - это обидно, оскорбительно.

Прозвища – это весело.

2. Подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования.

Главное – уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме.

– Что же это могут быть за доказательства? (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.)

Прозвища – это весело

Человек утрачивает имя, полученное от родителей, Прозвище заслоняет смысл имени.

Произнося прозвище, окружающие вспоминают приятные моменты, с которыми оно было связано.

Прозвища не всегда отражают лучшие черты характера

Прозвища отмечают отличительные черты характера человека, его поступки

Прозвища могут быть обидными

На неприятное и обидное прозвище можно не откликаться. Прозвище поможет человеку увидеть себя со стороны.

Вывод: лучше прозвища не давать и на них не откликаться.

Вывод: прозвище не вредит человеку, оно похоже на игру.

3. Подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен).

– Итак, ребята, мы пришли к выводу о том, что сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

6. Составление плана.

- Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?

1) Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока в ТДМ. Тема: "Отношения. Отношение величин"


конспект урока по математике "Отношения", 6 класс

Данный урок проведен с целью формирования навыков решения задач из жизненных ситуаций.


конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу"

конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу" по Всемирной истории для 7 класса по программе "2100".


Конспект урока по теме "Отношение величин " + презентация. Математика 6 класс.

Урок-открытие новых знаний. Ребята в процессе занятия сами подходят к определению "отношения". Решая задачи, убеждаются в значимости нового понятия и узнают удивительные факты из мира животных. Урок с.

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"


Конспект урока по теме "Отношение и пропорция"

Через различные виды деятельности и выполнение упражнений систематизировать и проверить знания по теме: Отношения и пропорции. Познакомиться с понятием "Золотое сечение".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока : П одготовка к самостоятельному написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту.

учить выявлять проблемы текста, авторскую позицию, выражать собственное мнение по проблеме;

собирать материал к сочинению, систематизировать его, строить письменные речевые высказывания;

отбирать речевые средства для выражения своих мыслей, расширять словарный запас, обогащать грамматический строй речи;

вести диалог, беседу, в соответствии с правилами речевого поведения;

расширять знания о типах и стилях речи.

Развивающая: развивать мыслительные навыки: критическое мышление, уме ние ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы .

Воспитывающая: воспитывать культуру общения, поведения, доброе, уважительное отношение к окружающим.

Применяемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо

1.Вызов (активизация, мотивизация)

2.Осмысление (активное чтение, слушание)

3.Рефлексия (размышление, анализ).

Методы, приёмы работы:

постановка толстых и тонких вопросов к тексту;

маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

Оборудование:

к арта деятельности ученика ;

а форизмы о культуре общения;

Вызов. Слово учителя. Цели, задачи урока.

Ребята, вы прочитали фрагмент рассказа А. Алексина? (Ответы ребят)

Вас заинтересовала тема рассказа? (Ответы ребят)

А почему авторы учебника предложили нам этот текст? (Ответы ребят)

Что нужно сделать, чтобы хорошо написать сочинение? Спланируем пошаговый путь нашей работы. (Ученики отвечают).

Слайд №2,3. Цели, задачи. Обогащаем грамматический строй.

2.Повторение изученного о публицистическом стиле.

Кто работает с публицистическим стилем речи?

- Журналисты. Они пытаются решить важные для нашего общества вопросы, привлечь к ним внимание, сформировать общественное мнение, задуматься о путях их решения.

Слайд №5. Проблема.

Человек, решающий какой-либо сложный вопрос, формирует определённое мнение. Какие синонимичные слова ещё можно употребить? Записать в тетради - точка зрения, позиция, взгляды, мнение.

Слайд №6. (Позиция, взгляды, мнение, точка зрения).

Как Алик относится к прозвищам?

Действительно ли имя интереснее прозвища?

Подведём итоги. Какова позиция Алика? Можно ли с ним поспорить?

Слайд №7. Варианты формулировок. (Записать в тетрадь)

4.Актуализация знаний о структуре рассуждения.

Тип речи в нашем сочинении? (Рассуждение).

Повторим схему рассуждения. Назовите структурные части рассуждения. Что такое тезис? ( Основное положение, краткое изложение мысли ). Аргументы? ( Доказательства ).

Посмотрим слайд. Слайд №8. Схема рассуждения.

5.Структура сочинения.

Слайд №9. Структура сочинения.

Эта схема ляжет в основу нашего сочинения. С чего начинается сочинение? ( Вступление) . Не забудем, что мы пишем на основе заданного текста. Потому мы напишем сначала о позиции героя рассказа, а затем о своём отношении к ней. (Записать в тетрадь схему ).

6.Сбор материала к сочинению в соответствии с планом.

Вступление. Каким оно может быть? Посмотрите несколько вариантов вступления. Слайд №10-11. Варианты вступления.

Позиция героя . Мы её уже сформулировали. Но не забывайте, что это рабочие (опорные) материалы

Собственная позиция. Смотрим слайд №12

Сформулируем свою позицию. (Тезис). Тезис – основная мысль, положение.

(Запись в тетрадь предложения) .

Аргументирование. Как мы докажем свою позицию. Чтобы более полно осмыслить проблему, применим приём мозгового штурма .

Напишем в центре ключевое слов, а вокруг него все слова, словосочетания, которые приходят на память по ассоциации. Такая схема называется кластер.

(Прозвища унижают, оскорбляют честь, достоинство. Обидно, стыдно. Неуважение. Высмеивают недостатки. Издеваются, смеются, все знают. Испытывать злость, досаду. Приводят к ссоре, конфликту. Повторяют, прилипают, пристают на всю жизнь. Трудно избавиться. Злые люди, некультурны, невоспитанные. Прозвища безликие, серые.)

Систематизируем материал. Сформулируем несколько аргументов.

1) Прозвища унижают,….. честь, достоинство человека.

Человек испытывает обиду,……….

Часто это приводит к ссорам,………

Прозвища пристают,……

Прозвища дают невоспитанные, ………… люди.

Не забывайте, что это базовые, опорные мысли: мысль в свёрнутом виде. Устанавливаем смысловые, логические связи между отдельными микротемами. Смотрим слайд №13.

При аргументировании можно опираться на мысли известных людей

Слайд14, 15,16

2)Что значит имя для человека? ( Имя дают родители. Выбирают долго, с любовью, с волнением, с трепетом. Все родственники участвуют в выборе имени, дают советы. С выбором имени связано множество добрых мыслей, желаний, надежд. Назвать по имени - проявить уважение. Имена прославили известные люди. Называют в честь достойных людей, родственников).

А вы знаете значение своего имени? (Ответы детей).

Алина – др.германск. благородная , греч. солнечная , араб. верная ., сканд. в еликодушная, величественная.

Владимир – славянск . владеющий миром.

Дмитрий греч. в честь богини Деметры.

Вадим др.сл .привлекательный.

Татьяна греч . устроительница, учредительница. Поставленная, назначенная.

Надежда –ст.сл. надёжа.

3)Обращение к мыслям великих людей – также очень весомый аргумент в сочинении в защиту своей позиции. Слайды №18, 19. (Кратко записать в тетради – выбор аргументов)

Вывод – о культуре общения.

7.Работа над речевыми средствами.

При написании сочинения будем пользоваться синонимами, чтобы не употреблять одни и те же слова.

Постараемся использовать различные синтаксические конструкции при построении предложения. (Причастные и деепричастные обороты, однородные члены).

Риторические восклицания и вопросы.

Изобразительно-выразительные средства: метафоры, сравнения (сорняк, зпидемия, репей), оценочные эпитеты.

Фразеологизмы. (Пристаёт, как репей. Чувствовать себя не в своей тарелке).

Пословицы. Как аукнется, так откликнется. Чего сам не хочешь, другим не желай. Не рой другому яму…

Вам понравился сегодняшний урок?

Выполнены ли цели и задачи, поставленные в начале занятия?

Узнали что-то новое на уроке?

Пригодится ли вам информация, полученная на уроке, при написании сочинения? Облегчит ли работу над ним?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Наш урок окончен. Всем большое спасибо.

Приложение

Карта деятельности ученика на уроке

Участие в определении целей и задач урока.

Повторение изученного о публицистическом стиле.

Запись синонимов к слову мнение .

Осмысление текста упр. 216.

Формулировка позиции героя рассказа. Запись в тетради.

Повторение структуры текста типа рассуждения.

Составление плана сочинения.

Анализ вариантов вступления.

Подбор лексики для ввода собственной позиции.

Запись в тетради тезиса, отражающего личную позицию.

Сбор материала методом мозгового штурма для аргументации своей точки зрения.

Систематизация собранного материала .

Беседа об именах людей.

Анализ цитатного материала.

Отбор средств выразительности для творческой работы.

Самооценка работы на уроке

Сведения о публицистическом стиле

Синонимы к слову мнение.

Понимаю проблемы текста А. Алексина.

Знаю, как начать сочинение.

Понимаю, как сформулировать позицию главного героя.

Определил(а) свою позицию по проблеме.

Могу доказать свою точку зрения.

Имею сведения о средствах выразительности.

Могу употребить некоторые средства выразительности в своём сочинении.

Считаю, что урок прошёл плодотворно, многому научились

1.Синонимы . Точка зрения, позиция, взгляды, мнение.

2.Подбираем синонимы (позиция героя текста). Считает нормальным явлением, (приемлемым.) Допускает употребление прозвищ. Не видит в этом ничего страшного и опасного. Относится положительно, одобрительно. Находит это интересным, остроумным.

3.План сочинения. 1.Вступление. 2.Позиция героя рассказа. 3.Собственная позиция по проблеме. (Тезис). 4.Аргументы в защиту своей позиции. 5.Вывод.

Вопрос. Приходилось ли вам слышать, как некоторые ребята называют своих знакомых по прозвищам? Я уверен, что все с этим встречались.

5.Эмоциональный отклик на текст . Рассказ А. Алексина меня взволновал, (заинтересовал).

6. Цитаты. Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света.

На Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься. Н.В.Гоголь

Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Библейская истина.

… по тому, как человек говорит, мы можем определить степень его интеллигентности, степень его психологической уравновешенности. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Д.С.Лихачёв

Самоанализ урока

Урок входит в учебный блок по развитию речи учебной программы по русскому языку 7 класса под ред. Т.А. Ладыженской.

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему.

Вид урока – комбинированный. Урок-практикум.

Формирование положительной мотивации: полученные знания помогут успешно подготовиться к ЕГЭ, ГИА. Кроме того, знания имеют практическую значимость – помогают решать конкретные жизненные проблемы, применяться на практике.

Формирование познавательных УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию в тексте, научиться анализировать, обобщать, делать выводы, научиться строить речевые высказывания

Задачи, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение самим ставить учебную задачу, планировать действия, способы решения (а что мы дальше будем делать?), осуществлять контроль, оценивать свои результаты. Целеполагание осуществляется совместно с детьми.

На уроке имеет место актуализация полученных знаний.

Урок предполагает интегральный подход, задействованы знания различных разделов языка. (Морфология. Лексика. Стилистика. Текст).

Формируются практические навыки: дети учатся пользоваться всем инвентарём языковых средств, стилистическими богатствами русского языка, на конкретных примерах показывается путь создания сочинения-рассуждения.

Применяемые технологии: элементы проблемного обучения, развития творческих способностей, технология критического мышления.

Методы частично-поисковый, проблемное изложение, творческий. На уроке используются основные приемы технологии развития критического мышления:

- постановка прямых и скрытных вопросов к тексту;

- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

- графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по методическому пособию Касатых Е. А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2014. — 176 с.

Цели: учить писать сочинение на основе прочитанного текста; познакомить с композицией сочинения-рассуждения; совершенствовать навыки грамотного письма.

Личностные УУД. Принятие собственной точки зрения по проблеме.

Познавательные УУД. Извлечение информации. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение связно и точно выражать свои мысли.

I. Мотивационное начало урока.

Учитель настраивает на серьёзное отношение к уроку, сообщая, что сочинение-рассуждение требуется написать на ГИА и ЕГЭ. Кроме того, умение принять определённую точку зрения является важным личностным качеством.

II. Повторение сведений о сочинении-рассуждении.

Учащиеся знакомятся с образцом сочинения-рассуждения, находят тезис (мысль, которая должна быть доказана), аргументы (доводы, доказательства) и вывод. Учитель подчёркивает, что вывод должен соответствовать тезису, обращает внимание на типовую лексику: во-первых, . во-вторых, . наконец, . таким образом, .

Образец сочинения-рассуждения

Изучение русского языка в школе требует к себе серьёзного отношения.

Во-первых, высокая грамотность — один из показателей определённого уровня культуры человека. Во-вторых, каждый школьник должен выполнить ГИА и ЕГЭ, чтобы получить аттестат. В-третьих, серьёзным работодателям всё чаще требуются сотрудники, которые владеют культурой речи и умеют писать без ошибок. Наконец, если человек способен чётко выражать свои мысли, то он всегда интересен окружающим.

Таким образом, нужно быть собранным на уроках русского языка, задавать учителю вопросы, если что-то осталось непонятным, внимательно выполнять домашние задания.

III. Работа с учебником.

Проверяют упр. 238.

Прозвища — это обидно

Прозвища — это весело

Человек утрачивает имя, полученное от родителей. Прозвище заслоняет смысл имени

Произнося прозвище, окружающие помнят и настоящее имя

Прозвище не всегда отражает лучшие черты характера

Прозвище свидетельствует о внимании со стороны окружающих

Прозвище может быть обидным

Если прозвище не нравится, то на него можно не откликаться

Вывод: лучше не давать прозвища и не отзываться на них

Вывод: выдумывание прозвищ не вредит человеку. Это похоже на забавную игру

Учитель проговаривает чёткую формулировку тезисов:

V. Работа с черновиком.

VI. Домашнее задание.

Образец сочинения-рассуждения

Изучение русского языка в школе требует к себе серьёзного отношения.

Во-первых, высокая грамотность — один из показателей определённого уровня культуры человека. Во-вторых, каждый школьник должен выполнить ГИА и ЕГЭ, чтобы получить аттестат. В-третьих, серьёзным работодателям всё чаще требуются сотрудники, которые владеют культурой речи и умеют писать без ошибок. Наконец, если человек способен чётко выражать свои мысли, то он всегда интересен окружающим.

Таким образом, нужно быть собранным на уроках русского языка, задавать учителю вопросы, если что-то осталось непонятным, внимательно выполнять домашние задания.

Исходя из темы урока, определите цели урока, чему мы должны научиться.

Учащиеся формулируют цели урока. Цели: научиться создавать текст- рассуждение на заданную тему; повторить структуру сочинения- рассуждения. (слайд2)

Мотивационное начало урока. Изучение данной темы нам необходимо и важно, так как сочинение рассуждение требуется написать на ГИА и ЕГЭ. Кроме того, умение принять определённую точку зрения является важным личностным качеством.

Введение в тему урока.

Обратите внимание на мою последующую речь, что она напоминает по структуре.

Образец сочинения-рассужденияИзучение русского языка в школе требует к себе серьёзного отношения.Во-первых, высокая грамотность — один из показателей определённого уровня культуры человека. Во-вторых, каждый школьник должен выполнить ГИА и ЕГЭ, чтобы получить аттестат. В-третьих, серьёзным работодателям всё чаще требуются сотрудники, которые владеют культурой речи и умеют писать без ошибок. Наконец, если человек способен чётко выражать свои мысли, то он всегда интересен окружающим.Моя речь напоминает рассуждение. Каким образом вы определили это?

Вспомним композицию сочинения- рассуждения. (слайд3).

Основная мысль (тезис)

5. ИНМ. Работа с учебником. Поработаем с текстом (упр.238) Анатолия Алексина о прозвищах.

Прежде чем прочитать текст, немного расскажу о писателе. (слайды4-9).

-Герой текста - Алик считает, что прозвища опасны или нет?

- С чем сравнивает прозвище мальчик? Найдите в тексте.

- По его мнению, что лучше - имя или прозвище?

- Согласны ли вы с размышлениями мальчика?

- Что такое эпидемия?

Кстати, данный текст написан в форме рассуждения. Найдите в нем тезис, аргументы, вывод.

- Вспомните, какими прозвищами наделил народ великих правителей, монархов.

Ярослав Мудрый (ум. 1054) – князь Ярослав Владимирович, деятельный правитель. При нем высокого развития достигли литература (появилась первая библиотека), ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было международное положение Руси.

Всеволод Большое Гнездо – внук Владимира Мономаха. Вел борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Первым принял титул великого князя, стремился централизовать Русь (словно вил гнездо).

Николай II Кровавый – именно во время правления этого монарха произошло трагически знаменитое Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.)

Пётр Великий (Пётр I, Алексеевич) – царь – реформатор, при нём были отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, что обеспечило выход к Балтийскому морю; было укреплено международное положение России.

(Из курса истории дети могут вспомнить много других примеров, это обеспечит и межпредметную связь на уроке, можно привести примеры прозвищ из художественной литературы).

Народ дал царям данные прозвища уже в зрелые годы, осмыслив их правление и достижения, согласуя с их характером. И сейчас есть прозвища, связанные с характером человека, его образом мыслей, внешностью. Но есть прозвища обидные, и это плохо.

Ваша задача: поразмышлять над тем, опасны прозвища или нет. Вы должны привести для этого свои убедительные доказательства.

Прозвища - это обидно Прозвища — это весело

Человек утрачивает имя, полученное от родителей. Прозвище заслоняет смысл имени Произнося прозвище, окружающие помнят и настоящее имя

Прозвище не всегда отражает лучшие черты характера Прозвище свидетельствует о внимании со стороны окружающих

Прозвище может быть обидным Если прозвище не нравится, то на него можно не откликаться

Вывод: лучше не давать прозвища и не отзываться на них Вывод: выдумывание прозвищ не вредит человеку. Это похоже на забавную игру

В качестве тезисов можно взять следующие предложения из текста А.Алексина.

Читайте также: