Конспект урока сложные слова 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

2. Развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, познавательную активность учащихся.

Ход урока:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы работаете на уроках русского языка.

Мы сегодня будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (на стр. 41 упр. 95)

- Что нужно было сделать в этом упражнении? (отгадать загадку, записать слово - отгадку и разобрать его по составу).

- Прочитайте загадку. Что это? (самолёт).

- Давайте разберем его по составу. (окончание – нулевое, в слове два корня САМ и ЛЁТ соединенные соединительной гласной Е).

- Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать учиться образовывать сложные слова, разбирать их по составу.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

IV. Минутка чистописания.

- Пропишите в тетрадях чистописание.

V. Занимательная минутка. Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки, разберите по составу.

1) На полу крошка - слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет. (Пылесос.).

На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием и разбирает его по составу.

2) Вот зверёк с утиным носом

Его прозвали… (утконосом)

На экране появляется картинка утконоса. Ученик записывает отгадку с комментированием и разбирает его по составу.

3) Есть лужайка в нашей школе,

А на ней - козлы и кони.

Кувыркаетесь вы тут

Ровно сорок пять минут.

Что это за лужайка!

Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)

На экране появляется картинка фотоаппарата. Ученик записывает отгадку с комментированием и разбирает его по составу.

- Ребята, скажите, что это за слова, которые записаны на доске? (Сложные слова)

а) Что общего в этих словах? (в словах два корня)

б) Чем они отличаются? (способом образования).

в) Как образовано первое слово? (с помощью соединительной гласной е)

г) Как образовано второе слово? (с помощью соединительной гласной о)

д) Как образовано третье слово? (сложением двух основ).

- Итак, давайте вспомним, что мы с вами знаем о сложных словах? (В составе слова может быть несколько корней. Это сложные слова. В них используется соединительная гласная о и е).

- Что ещё знаем? (новые слова могут быть образованы не только при помощи приставок и суффиксов, но и сложением двух основ).

V. Работа по учебнику.

1. Упражнение 96. с. 42

- Что нужно сделать в упражнении? (Назвать сложные слова со второй основой ход, записать слова и разобрать их по составу.)

- Давайте вспомним слова. (Мореход, пароход, теплоход).

-Как образованы слова? Почему именно этими гласными? (других не бывает)

2. Следующее упражнение 97. с. 42

- Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? (Ответить одним словом на каждый вопрос, записать слово, разобрать его по составу, выделить соединительные гласные.)

1. Кто варит сталь? (сталевар)

2. Кто разводит пчел? (пчеловод).

- Какие слова мы называем сложными? (слова, которые состоят из двух или более корней).

- Назовите гласные буквы, соединяющие две основы сложного слова. (сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е)

- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная о, а в других е? ( Вывод: гласная о пишется после твёрдого согласного; гласная е – после мягкого согласного, ж, ш и ц).

1. Упражнение на внимание. Учитель читает.

- Запишите слова, распределяя в два столбика: I столбик – с соединительной гласной О; II столбик – с гласной Е.

Листопад, полевод, рыболов, сноповязалка, лесоруб, паровозостроитель, зверолов, путеукладчик.

- Кто такой путеукладчик? (Рабочий по укладке рельсовых - железнодорожных или трамвайных путей).

2. Работа по учебнику упр. 98. с. 42

- Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении?

(Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы и сложные слова).

- Найдите предложение, в котором говорится про паровозы. Сделаем разбор предложения.

- Запишите его. К доске Влада.

-Найдем грамматическую основу предложения.

- О чем говорится в предложении? (О паровозах).

- Что именно говорится о паровозах? Что они делают? (мчатся)

(повеств., невоскл, простое, распр.)

- Слово паровозы разберем по составу. (окончание Ы, основа слова, два корня, соединенные соединительной гласной О).

Наклонились, мячик взяли,

Все его к груди прижали.

Подняли мячик высоко

И бросаем далеко.

3. Работа на листах с текстовыми заданиями для индивидуальной работы, взаимопроверка.

- Образуйте сложные слова :

Пасет свиней - свинопас

лес рубит - лесоруб

ловит мышей – мышеловка

хлеб режет – хлеборезка

режет овощи – овощерезка

выжимает сок - соковыжималка

- Скажите, на какой вопрос отвечают слова, которые вы записали? (Кто? Что)

- Какой частью речи являются? (Имена существительные).

- Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке с такими чертами характера)

- От каких слов образованы слова?

- На какой вопрос отвечают?

-Какой частью речи являются? (Имена прилагательные).

Какой вывод можем сделать? (сложными словами могут быть не только имена существительные, но и имена прилагательные).

- Скажите, как вы назовёте человека, у которого:

мягкое сердце - мягкосердечный

добрая душа - добродушный

острый ум - остроумный

голубые глаза - голубоглазый

тёмные волосы - темноволосый

любит узнавать новое – любознательный

- На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами, которые отвечают на вопросы какой, какая, какие? Будем учиться их записывать, разбирать по составу.

VI. Итог урока :

1. Есть специалист такой

Для работы под водой.

Раз надел костюм - ко дну,

Кто он? В толк не возьму? (Водолаз.)

2. Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. (Носорог)

3. Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож,

Как корабль назовешь? (Ледокол)

4. Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

5. Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь … (Паровоз)

6. Весь в иголках очень колких.

Кто его видал хоть раз,

Не забудет те иголки,

Те, что носит… (Дикобраз)

7. Как называется опадание листьев с растений осенью? (Листопад)

8. Мой сердечный друг приятель

В чайном тресте председатель:

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки,

Хоть и ростом невелик,

А пыхтит как, паровик. (Самовар)

- Какие слова называются сложными?

- Как образуются сложные слова?

VII. Выставление оценок. Домашнее задание (с. 43 упр. 99)

Прикреплённые файлы:

Загрузить презентацию (584 кБ)

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.

Вид урока: комбинированный, с применением проблемно-диалогической технологии.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Межпредметные связи: русский язык, психология, чтение.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Речевой материал: сложное слово

Подготовка к уроку: класс разделён на 3 группы (минимальный уровень, средний уровень, высокий уровень).

Как-то много лет назад
Посадили странный сад:
Не был сад фруктоаым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло…

Демонстрирует слайд № 2.

Демонстрирует слайд № 3

Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с разной интонацией.


Образование слов.
Работа в тетради.

Словесные
Практические
Слайд № 2

Слайд № 3

Подготовка речевого аппарата к процессу говорения на уроке.

Составлена группа однокоренных слов.

Цель: определить тему урока.

– Как называют слова, имеющие два корня?
Порассуждаем.
– Какова тема нашего урока?

– Какую цель мы поставим перед собой?

Демонстрирует слайд № 5

Подведение к теме урока.

По одному от каждой группы дети выходят к доске и записывают свои варианты ответа.
Проверка. Проговаривание.

Высказывают предположения.
Проверка.

Определяют тему урока, прочитав определение

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 8

Цель: формировать умение образовывать слова.

– Даны пары слов. Какие слова можно получить, соединив корни?

Камни, падать
Рыба, ловить

Демонстрирует слайд № 9

Выделяют корни слов.(устно)
Записывают полученные слова.
Называют гласные О, Е

1) Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос)

2) За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом. (Паровоз)

3) Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернётся над лугами –
Отливает серебром. (Самолёт)

4) Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)

5) Кубарем с горы скатился
И за что-то зацепился,
И забрал с собой друзей –
Сразу несколько камней.
Все посыпались как град –
Что же это? (Камнепад)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать мелкую моторику, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.

Воспитательная цель: мотивация к учению.

Тип урока: комбинированный.

Прозвенел уже звонок,

Мы собрались на урок.

Вспомним правила посадки,

Запишем число в тетрадки.

2.Проверка домашнего задания.

Работа с кроссвордом.

Скажите, из каких частей состоит слово.

1.Главная часть слова, в которой заключено его основное значение.

2.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4.Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Как называются слова, которые образуются при помощи сложения двух корней? (Сложные слова).

Назовите соединительные гласные.

4.Работа у доски.

-найдите сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную, спишите слова в тетрадь(слова записаны на доске)

Вертолет, самолет, пулемет, пароход, атомоход, кашевар, сталевар, пешеход.

Самосвал, работник, плотник, гончар, звездочет, пчеловод.

6.Работа по учебнику.

Откройте с.40 в рамочке даны примеры иностранных корней, которые мы используем для образования новых слов. Познакомимся с их значением:

На с.41.рассмотрите изображенные на рисунке предметы, назовите их. Выбирайте первую часть сложных слов из рамки на с.40


Урок позволит закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образованием сложных слов.

Описание разработки

Цели:

1. Закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образованием сложных слов;

2. Упражнять в написании сложных слов с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных а корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы, выделять корни в сложных словах;

3. Развивать умения разных видов устной и письменной речи, понимать и передавать содержание прочитанного текста;

4. Обогащать словарный запас учащихся;

5. Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация.

6. Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.

Ход урока:

Конспект урока по русскому языку по теме Сложные слова по русскому языку

Вот и мы с вами будем сегодня не только говорить (вспомним, что знаем), но и дело делать (применим наши знания на практике).

С чего мы начинаем нашу работу на уроке?

1. Чистописание. (проговаривают критерии оценки работ)

· На минутке чистописания будем писать следующие буквы…

Выполняют взаимопроверку, заносят результат в листы оценивания.

2. Работа со словарными словами.

· А теперь пришла пора

Писать словарные (слова).

· Словарь. Под диктовку записываем только гласные буквы.

. (гОрЯчИй, вАсИлЁк, дОрОгА, кОстЁр, АвтОр, вЕздЕ, вОстОк, кАкАО, кАпИтАн, кОрзИнА, жЁлтЫй)

Самопроверка по эталону на слайде, оценивание с помощью сигнальных карточек, занесение результатов в листы оценивания.

- все ли справились с заданием, какую работу необходимо выполнить, чтобы предотвратить в дальнейшем появление подобных ошибок. (продолжать отрабатывать написание словарных слов, знакомиться с новыми словарными словами)

Почему растения так названы? Что это за слова?

Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях).

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Карта урока в соответствии с ФГОС

Предмет: русский язык Класс: 3

Тип урока: урок рефлексии.

Закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образованием сложных слов;

Упражнять в написании сложных слов с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных а корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы, выделять корни в сложных словах;

Развивать умения разных видов устной и письменной речи, понимать и передавать содержание прочитанного текста;

Обогащать словарный запас учащихся;

Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация.

Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.

Название этапа

Формируемые УУД

I. Орг. момент

Цели: создание положительного самоопределения на уроке.

Средства: беседа (добрые пожелания).

Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение.

Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

- Вижу, что все знают, как нужно поработать на уроке, чтобы получить хорошую отметку.

Ну, что же, я желаю всем успехов! Давайте приступим.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности.

Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для работы на данном уроке.

Средства: фронтальная беседа,

Результат: готовность учащихся к воспроизведению известных способов работы над заданной темой.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

-Прочитайте пословицу. Когда так говорят? От одних слов толку мало.

Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать).

-Прочитаем пословицу по слогам. Спишите пословицу в тетрадь.

Вот и мы с вами будем сегодня не только говорить (вспомним, что знаем), но и дело делать (применим наши знания на практике).

С чего мы начинаем нашу работу на уроке?

Чистописание.(проговаривают критерии оценки работ)

На минутке чистописания будем писать следующие буквы…

Выполняют взаимопроверку, заносят результат в листы оценивания.

Работа со словарными словами.

А теперь пришла пора

Писать словарные (слова).

Словарь. Под диктовку записываем только гласные буквы.

. (гОрЯчИй, вАсИлЁк, дОрОгА, кОстЁр, АвтОр, вЕздЕ, вОстОк, кАкАО, кАпИтАн, кОрзИнА, жЁлтЫй)

Самопроверка по эталону на слайде, оценивание с помощью сигнальных карточек, занесение результатов в листы оценивания.

- все ли справились с заданием, какую работу необходимо выполнить, чтобы предотвратить в дальнейшем появление подобных ошибок. (продолжать отрабатывать написание словарных слов, знакомиться с новыми словарными словами)

-Прочитайте слова.

Почему растения так названы? Что это за слова?

Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях).

-Проверяем. Выделим корни в словах, записанных на доске. (Ученик у доски, все проверяют с помощью сигнальных карточек).

На основе этих слов сформулируйте тему урока.Назовите тему урока. (Сложные слова)

Открываю тему на доске.

-Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами.

Это новая тема? (нет)Что мы знаем по этой теме?

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Развитие мыслительных операций.

Повторение правописания слов с безуд. гласными

Повторение правописания слов с непроверяемыми безударными гласными

Обогащение словарного запаса учащихся.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

III. локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений.

Цель: уточнить цель дальнейшей деятельности на уроке и тему самого урока.

Средства: побуждающий к проблеме диалог, создание проблемной ситуации

Результат: учебная проблема как вопрос

Какие слова называются сложными?

Как мы можем убедиться в том, что слово сложное? Что надо сделать, чтобы выделить корень? (Знать лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова)

Как образовываются сложные слова? (сложением двух основ) Есть даже такое стихотворение, которое поможет вам запомнить, что такое сложные слова.

Если сложишь две основы,

То получишь сложное слово.

Какие гласные соединяют две основы в сложных словах. (гласные О и Е) Как они называются?

Какая новая орфограмма есть в сложных словах?

Когда пишутся соединительные О или Е в сложных словах?

Какую схему имеют сложные слова?Ученик выполняет задание у доски.

Приведите примеры сложных слов. Все учащиеся класса по цепочке называют сложные слова

Вспоминаем к какой части речи относятся эти слова. (какой? какая? какое?)Имя прилагательное. Такие слова могут называть черты характера человека. например? К какой еще части речи могут относиться сложные слова? Имя существительное.(кто? что?) Приведите примеры.

А какие черты характера человека могут называть сложные слова?

Если это не урок открытия новых знаний, то какой вопрос возникает? Что мы будем делать на уроке? Сформулируйте цель урока. Будем продолжать учиться писать сложные слова, выделять корни в сложных словах, обозначать орфограмму. Слайд.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

IV. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: открытие нового знания

Средства: подводящий к решению диалог

Результат: понимание нового знания

-Попробуем записать сложные слова в два столбика. Как вы думаете, по какому признаку будем разбивать сложные слова? (В первый столбик слова с соединительной гласной о, во второй – с е).

-Обозначим название столбиков. о е

-Я буду диктовать предложения, вы должны заменить их одним словом. Выделим корни и основы, подчеркнем соединит. гласную.

Аппарат, который сам летает по воздуху. (Самолет)

Человек, который идет пешком. (Пешеход)

Поток воды, который падает с большой высоты. (Водопад)

Ферма, на которой выращивают птиц.(Птицеферма)

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. (Бронежилет)

Осеннее явление природы, когда деревья сбрасывают листья. (Листопад)

выполняют самопроверку. Слайд.

самолет пешеход

водопад птицеферма

листопад бронежилет

- Почему не у всех задание выполнено правильно? Что помешало выполнить задание правильно. (не смогли составить сложные слова, не все усвоили, когда пишутся соединительные гласные О или Е в сложных словах)

Формирование умения выявлять затруднения при применении нового знания

Обогащение словарного запаса учащихся.

Тренировка в образовании сложных слов

V Этап включения в систему знаний и повторение.

Гимнастика для глаз.

Работа в учебнике.

а) Упр. 139 с.113 – развивается умение анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов.

Выполняется под руководством учителя. Чтобы найти лишнее слово в каждой группе, нужно мысленно разобрать каждое слово по составу и вдуматься в смысл каждого корня. Лишние слова:

1) поговорка – только один корень, а не два, как в остальных.

2) самолёт – в трёх остальных словах один из корней лед-.

3) проводник – в слове только один корень, а в остальных два.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки ставим мы в разлёт,

Вправо, влево наклонись!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы

Развитие мыслительных операций

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: демонстрация самому ученику фиксацию нового знания в его сознании

Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка

Результат:индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка

Мы с вами вспомнили, что нам известно по теме урока, повторили. Теперь давайте закрепим наши знания на практике. Выполним задания на карточках. Оба ли задания одинакового уровня сложности?

- Прочитайте первое задание на карточке. Выдели корни, подчеркни соединительную букву. Какому уровню соответствует это задание? Какую отметку можно получить за правильное выполнение?

-Прочитайте второе задание на карточке.Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните только те предложения, в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительную гласную. Это задание какого уровня?

Определите сами свои возможности и выберите, задание какого уровня вы будете выполнять. Кто будет выполнять задание необходимого уровня, кто повышенного?

-Работы некоторых ребят возьму на проверку.

Проверяем на слайде (№ предложения и сложное слово). Самооценка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. (Более сильный ученик может оценить себя самостоятельно).

Работа в группах. (каждая группа получает конверт с частями слов)

1. Составь из рассыпанных корней сложные слова и объясни их лексическое значение. (ученики составляют слова у доски )

Конверт №1

Лед – о – ход

Сам – о - вар

Рыб – о – лов

Вод – о – лаз

Конверт №2

Стал - е - вар

Пар – о - ход

Пчел – о – вод

Звез д– о - пад

Конверт №3

Книг – о - люб

Везд – е - ход

Коф – е – варка

Мяс – о – рубка.

Что мы сейчас делали? (ответы детей)

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)(Если позволяет время урока, можно предложить творческое задание: составить предложения, используя данные сложные слова)

Разноуровневые задания. Развитие умения самостоятельно определять возможный для себя уровень сложности.

Развитие умения находить сложные слова, повторение правописания орфограмм (безуд. гл., соединит. гласная),

(формирование умения применять алгоритм самооценки):

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить соответствие целей и результатов деятельности и спланировать дальнейшую деятельность

Средства: беседа

Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результатов.

Какова была тема нашего урока?

- Над чем работали на уроке?

- Давайте подведем итоги?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

- Над чем нужно поработать?

Выставление отметок в листах самооценивания

Кто сегодня получит отметку в дневник?

- Все ли довольны своими результатами?

- Как работал класс в целом?

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание.

-Дома выполняете упражнение 4 с. 116. Прочитайте задание. Есть ли вопросы по домашней работе?

- По желанию, можете дополнить словари сложных слов новыми словами. Это будет творческое задание на выбор.

Спасибо за работу на уроке! Молодцы!

Домашнее задание с объяснением учителя.


-75%

Читайте также: