Конспект урока скороговорки 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Архип осип, Осип охрип.

Добр бобр до бобрят.

Вавилу ветрило
Промоклосквозило.

Вбили кол в частокол,
Подприколошматили.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

В нашей покупке —
Крупы и крупки.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вожжи из кожи
В хомут вхожи.

Во поле затопали кони.

Наш Полкан попал в капкан.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Оса на ноги боса и без пояса.

От топота копыт пыль по полю летит.

Отвори, Увар, ворота,
У двора на траве дрова.

Пекарь пек пироги в печи.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Под плетень, в тень
Топор в пень — дзень!

Пошла Поля полоть в поле.

Пришел Прокоп — кипит укроп,
Ушел Прокоп — кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Проворонила ворона вороненка.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

В пруду у Поликарпа —
Три карася, три карпа.

Гроза грозна, грозна гроза.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Добры бобры идут в боры.

Дровоколорубы рубили дубы.

Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.

У Кондрата куртка коротковата.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У Саши в каше
Сыворотка из-под простокваши.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок —
Сорок морок.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

Цапля чахла, цапля сохла.

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте
И сосала сушку.

И весь дерматин,

На кресле порвёт!

Автор: Леонов В.А.

Автор: Леонов В.А.

Под горой трава,

Лучше всяких дров!

Автор: Леонов В.А.

Колки иголки у ёлки,

Ростом она выше Кольки,

Коля на неё облокотился,

Иголки тут же в Колю впились!

Автор: Леонов В.А.

Слова правильно, произносить!

Автор: Леонов В.А.

Триста тридцать три вопроса,

Автор: Леонов В.А.

Ворона вороным крылом,

Ворону не давала!

Автор: Леонов В.А.

Квартет на квартале играл,

Квартал от квартета страдал,

В ресторан квартет позвали,

В квартале об этом прознали!

Автор: Леонов В.А.

На пергаменте узоры,

Автор: Леонов В.А.

На этой странице собраны 50 скороговорок для 5 класса. Развивать у ребенка дикцию с помощью чтения книги вслух не всегда эффективно. Многие преподаватели прорабатывают методики, основанные на проговаривании скороговорок. У детей речь становится четкой и уверенной. Скороговорки для 5 класса необходимы для коррекции звуков, которые произносятся неправильно, особенно это касается иностранных языков.

Правильность произношения скороговорок

Скороговорки для 5 класса можно проговаривать в различных интонациях (возражение, удивление, вопрос, уточнение и т.д.). Для начала необходимо прочитать скороговорку шепотом, потом громко, выделяя каждое слово. С каждым разом темп нужно ускорять, и спустя несколько занятий можно смело проговорить скороговорку на одном выдохе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока риторики. 5 класс

Цели: познакомить со спецификой жанра скороговорки; учить понимать причины трудности при произнесении скороговорок; совершенствовать навыки чтения.

Сегодня эта пословица будет служить девизом нашего урока.

2. Дыхательная гимнастика

- Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись, правую руку положили на верх живота. Вдохнули… Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, работают живот и грудная клетка. Повторите 5-6 раз.

- Сели прямо, улыбнулись, вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10.

- Скажите, что мы с вами сейчас проделали? Правильно, разминку для голоса и для речи.

- А как вы думаете, для чего такие разминки проделывают артисты театры, кино или люди, готовящиеся выступать перед публикой? Правильно, для того, чтобы их речь звучала плавно, отчетливо и понятно для окружающих.

- А что мы использовали для нашей разминки? Да, это скороговорка.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Попробуйте сформулировать.

- На уроках литературы, русского языка и риторики мы совершенствуем свою речь. А чтобы мы научились с вами красиво и выразительно читать, в этом нам помогут как раз такие упражнения со скороговорками.

- На уроке литературы вы уже познакомились с таким жанром как скороговорка ? Что вы об этом можете рассказать? Перед вами все еще лист №1. Читаем Задание 2.

Скороговорка-малый жанр устного народного творчества: краткий текст, фраза, построенная таким образом, чтобы произнести ее вслух было максимально трудно, особенно при многократном быстро повторении: "Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать"; "Фараоновфаворит на сапфир сменял нефрит" .

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Как произносить скороговорку? Самый простой способ – произносить ее в быстром темпе несколько раз подряд, стараясь не сбиться.

- Существует огромное множество разных скороговорок. Вот некоторые.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

От топота копыт пыль по полю летит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

- Вы подготовили домашнее задание, скороговорки, которые нашли сами. Попробуем рассказать их. (Дети отвечают скороговорки)

- А сейчас посмотрите видео, в котором диктор сам произнесет несколько скороговорок. Повторим.

- Посмотрите в листы, задание 3. Перед вами стихотворение писателя Эдуарда Успенского . Прочитаем его выразительно.

Окно. Перед ним
Моё кресло стоит.
А за окном -
Замечательный вид.

Речка. За ней
Заливные луга.
Стадо пасётся,
Желтеют стога.

В речке полощется
Солнечный свет…
Словом, картина –
Прекраснее нет.

И в восхищеньи
От вида такого,
Художнику я позвонил
Иванову.

- Послушай,
Успенский с тобой говорит.
Здесь за окном
Замечательный вид.

Солнце за лесом
Лучами играет.
Дальше деревня
В поля убегает.

Девочки
Синие рвут васильки,
Жёлтые носятся
Бронзовики.

А далеко-далеко
За холмом
Лошадь телегу везёт
С пареньком.

Так что скорее
Возьми карандаш
И нарисуй мне
Весь этот пейзаж.

- Ладно, - ответил
В. Иванов, -
В среду рисунок твой
Будет готов.

Прошло воскресенье,
Среда подошла,
И вот мне по почте
Посылка пришла.

А в этой посылке
Картина лежала.
Я посмотрел,
Чуть мне плохо не стало.

Солнце, как в цирке,
Лучами играет.
Рысью деревня
В поля убегает.

Синие девочки
Рвут васильки.
В поле не бронзо-,
А броне-вики.

А на холме,
Где подъём очень крут,
Лошадь с возницей
Телегу везут.

Ну и художник,
Чего натворил!
Я же совсем не про то
Говорил.

Больше, ребята,
Честное слово,
Я не здороваюсь
С В. Ивановым.

Конспект урока по литературному чтению на тему

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебники чтения, пенал, дневник. Если у вас все готово, то все тихонько присаживайтесь.

2. Мотивация к

учебной деятельности

У: Ребята у нас сегодня будет очень интересная тема. Думаю, что вы будете внимательными, активными и послушными.

3. Чтение авторского текста

4. Формулирование темы и целей урока

5. Коллективное составление плана работы над скороговоркой

6. Работа в рабочей тетради упр. 2 с. 12

3.1.1. Чтение и анализ авторского текста

У: Вспомним наших друзей Сашу и домового Афанасия. Куда теперь отправились они? Прочитаем об этом на странице 79-80 нашего учебника. Будем читать до выделенного черным шрифтом текста.

У: Но перед этим давайте поделимся на роли. Сашу будет читать Дима, домового Афанасия – Катя, а автором буду я. Дима начинай.

У: Вот мы прочитали. Кто скажет, куда же отправились наши друзья Саша и Афанасий.

Д: они хотели забраться еще в какую-нибудь в сказку, но домовой хотел испытать его, так они отправились в мир скороговорок

У: Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Д: о скороговорке

У: Правильно ребята, мы сегодня на уроке познакомимся с одним из жанров фольклора - со скороговоркой

Ребята, а что нам нужно узнать о скороговорках, чтобы понять, что за это жанр? Т.е. какие вопросы мы должны раскрыть:

1) Что такое скороговорка

2) Для чего народ их придумывал , т.е.цель

3) Чем скороговорки отличаются от других жанров, т.е. признаки

Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.

У: Итак, что такое скороговорка?

Д: отвечают

У: Скороговорка –1) это быстрая, торопливая речь.

2) Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов.

Д: из –скоро и -говорить

У: Кто придумывал скороговорки? Когда?

Д: скороговорки придумали люди. Скороговорки появились еще в далекой древности

У: Зачем придумывались скороговорки?

Д: чтобы развивать речь и для развлечений

У: Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая?

Д: быстро говорить

У: Для чего же люди начали сочинять скороговорки?

Д: чтобы говорить быстро и чётко

У: А для чего людям нужно говорить быстро и четко?

Д: чтобы речь была понятной и красивой

У: Какова же главная цель скороговорки?

Д: развитие красивой, правильной речи.

У: Какую скороговорку прочитал Саша? Прочитайте её. У кого получилось с первой попытки?

Д: Саша прочитал скороговорку: Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

У: Прочитайте тему урока. Объясните, как вы понимаете это выражение.

«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК

НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ

Д: Я понимаю это выражение так, что в мире много скороговорок и их нельзя выучить и запомнить

У: Тем не менее, каждый из вас знает много скороговорок. Давайте вспомним часть из них и попробуем предположить, что в скороговорке самое главное: смысл или что-то другое.

У: Что мы заметили в скороговорках? Что там встречается чаще всего?

(Чаще всего в скороговорках есть звуки и сочетание звуков)

Д: В каждой скороговорке есть звуки, которые повторяются во всех словах.

У: Так какой же сделаем вывод, что самое важное в скороговорках

Д: отвечают

У: Вывод : Главное в скороговорках – не смысл, а звуковой рисунок, со четание звуков.

Коллективное составление плана работы над скороговорками :

У: Как же мы будем работать со скороговорками? Я прочитаю текст на стр. 80, и составим план работы.

У: Почему скороговорку нелегко произнести?

Д: потому что авторы подбирали слова так, что рядом оказались буквы, которые трудно произносить

У: Как можно научиться читать скороговорки?

Д: медленно, по слогам

У: Вы правы. Есть три правила, которые помогут вам научиться быстро и правильно читать скороговорки.

1) – Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

2) – Какие звуки, слоги повторяются в ней?

3) – Прочитай ещё раз медленно и плавно.

4) – Читай быстрее и представь то, что читаешь.

3. Выполнение задания 2 на с. 12 тетради.

У: Откройте рабочие тетради, найдите стр.12 задание 2. Кто прочитает нам задание?

У: В этом задании нам нужно подчеркнуть то слово, которое помогает нам правильно читать скороговорки.

Д: (выполняют задание)

У: Кто выполнил задание, покажите свою готовность, сядьте прямо и руки положите на парту. Давайте проверим, кто прочитает свой ответ?

- воспитание в ниматель ности и доб росовестного отношения к труду .

Сегодня, вы находитесь н е совсем обычных для вас условиях: в кабинете у

нас гости. А всё о сталь ное как обыч но на каждом у роке.

Педагог: Сегодня мы будем работать с вами на д р азвитием артикуляционног о

аппарата, над чётким и правильным произ ношением слов при исполнении

скороговорок с мелодие й. Давайте вспомним с вами такие понятия как

Пр едполагаемый о твет учащего ся: Дикция – это чёткое, ясное, р азб орчивое

произноше ние (пропева ние) все х зву ков текста или вокального

произведения. Зависит она от активности губ и языка, п равильного дыхания

воздух, у него отсутству ет излишнее придыха ние и посторонние

Предполагае мый ответ учащегося : Работа органов артикуляционного

аппарата направле нная на создание звуков речи (гласных и соглас ных)

Педагог: Что мы н азываем артикуля ционным аппар атом?

Предполагае мый ответ учащегося: Артикуляционн ый аппарат – это часть

голосового аппарата, формиру ющая звуки речи. К артикуляционному

аппарату отн осятся: ротова я полость (щёки, губы, зу бы, язык, челюсти и

Основные составл яющие голосов ого аппарата, это – ротовая

Необходим о помни ть, что ротовая пол ость – это очень важный резонато р, от

которого зависит качество звука. Условие работы ар тику ляционного

аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую

букву, каждое слово, кажду ю фразу и в целом вс ё вокаль ное произведени е.

Следует особо отметить, что чёткое произнош ение необходимо для

согласных звуков. А на гласных звуках осущест вляется распев

Вопрос педагога: Вы знаете, что певец перед началом пения

музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный

инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что ж е для этого нужно?

2. Прогова ривать скорог оворки для тог о, чтобы настроить свой голос, для

3. Распеваться, то есть петь тренировочные у пражнения, разогревая наш и

Чтобы до биться х ороших результатов, нау чится красиво говорить и петь,

надо р аботать над усовершенствов анием артикуляционного аппарата,

Для этого нео бходимо делать арт икул яционную гимнастику.

Первое условие работы артикуляцио нного аппарата - естественность и

обнажив зубы, з атем с на пряжение м вытянут ь губы вперед т рубочкой.

задержкой и ук олом язык а то в правую щеку, то в левую (челюсти

4. Движения ч елюсти впере д – назад, вн из до максимальн ой точк и, круговые

мышцы губ на с огласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мыш цы горт ани К - Г.

Скороговорки применяю тся для разогрева артикуляционного аппара та и

активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала

медленно, постепенно убыстряя, п о мере успешного совершенствования.

Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию

Рекомендаци и: в скорогов орке отраба тывается правиль ное произноше ние

согласных, также происходит работа над раскрепощени ем речевого

аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвину ть темп

4. Три сороки - тарат орки, тарат орили на горке, тараторил и.

Педагог: Распевать ся на каждом занятии о бязательн о, так как голо совые

связки крепну т, расту т. Мы приобретаем навык правильн ого произноше ния

слова в песне. Голос как любой музыкальный инстру мент требу ет

правильной наст ройки. Скороговорки раскре пощают речевой а ппарат, а

вокальные у пражнения разв ивают гол осовой аппа рат.

распевочные у пражнения для развития голосового аппарата .

Сначала мы отра ботали скороговорк и в произношен ии, а теперь попробу ем

Распевочные упражнения: Проворонила ворона воронё нка; мы перебегали

берега, перебегали берега, да - да; на дворе трава – на траве дрова; три сороки -

Читайте также: