Конспект урока сказка в музыке 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма урока: урок - музыкальная шкатулка.

Средства обучения:

Фонограммы музыкальных произведений:

  • Музыкальный центр
  • Музыкальная шкатулка в форме рояля.

Оформление:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Смысловая связка-блиц.

На фоне музыки учитель читает:

…Давным-давно это было, -
Еще когда моя бабка под стол пешком ходила;
Когда реки текли молочные, а берега были кисельные,
Леса были густые-густые, а небо чистое-чистое…
А зверя в тех лесах было видимо-невидимо,
А птиц в небе считано-несчитано,
А сказок в народе – великое множество.

Тема нашего урока: СКАЗКА В МУЗЫКЕ.

У: Ребята, а много ли вы сказок знаете?

Д: Да.

У: А хорошо ли вы их знаете? Давайте вместе вспомним:

III. Разминка. Учитель читает отрывки.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

У: Мимо какого острова проплывал этот корабль?

Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.

У: Кто это был и в кого он превратился?

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.

У: А какую песню пела белка?

Д: "Во саду ли, в огороде".

У: Правильно, а из какой сказки взяты все эти отрывки? Кто из вас знает полное название этой сказки?

У: Кто написал эту сказку?

Д: Александр Сергеевич Пушкин.

Демонстрируется портрет А.С. Пушкина.

У: А откуда появились сказки, кто их сочинял?

Д: Народ. Поэтому они и называются русские народные сказки.

У: Кто вам рассказывает сказки?

У: А кто рассказывал сказки Пушкину?

IV. Получение новых знаний

У: Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.

Один из них – великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Знакома ли вам эта фамилия?

Учитель демонстрирует портрет Римского-Корсакова

Композитор очень любил писать музыку к сказкам.

Его музыку любят не только в России, но и в других странах.

Новые понятия:

Художественный образ – это картина, которую видит художник, прошедшая через сознание, воображение и душу художника, обогащенная его чувствами и возрожденная в нашем сознании и в наших чувствах.

Музыкальный образ – это восприятие композитором увиденного и переданное нам его ощущение в музыкальных звуках.

Учитель показывает музыкальную шкатулку

Первое чудо (открывается музыкальная шкатулка).

Вот как рисует белку Пушкин:

«…Белка песенки поет
И орешки все грызет
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые….
…Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…

У: Какой вы представляете Белку, какой художественный образ дал ей Пушкин?

Д: Веселая, проворная, певунья и плясунья.

У: Сейчас мы услышим, каким Римский-Корсаков создал музыкальный образ Белки. И все вместе давайте покажем образ Белки через пластическое интонирование.

У: Как звучала музыка

Д: Она звучала легко, отрывисто, в высоком регистре.

У: Какой художественный образ вы представили, слушая музыку?

Д: Белка, как птичка легко прыгает по веткам; в музыке слышно, будто сверкают изумруды.

Второе чудо. (открывается музыкальная шкатулка).

Учитель демонстрирует игрушечные мечи щит.

У: Может быть, кто-то из вас помнит, кому принадлежали эти атрибуты?

Д: Богатырям. У Пушкина их 33.

Дети вместе с учителем цитируют стихи.

У: Какими вы увидели богатырей?

Д: Сильными, храбрыми, великанами.

У: Молодцы, именно такой художественный образ богатырей и задумал Пушкин. При прослушивании музыкального фрагмента выполните задания:

  1. какие дирижерские жесты подойдут для этой музыки
  2. услышав звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.
  3. какими музыкальными средствами Римский-Корсаков рисует образ богатырей.

У: Как музыка передала образ богатырей?

Д: Темп – быстрый, стремительный, звук – форте, звучит весь оркестр

У: Какие инструменты использовал композитор Римский – Корсаков, чтобы передать этот образ?

Д: Трубы, барабаны. Мы слышали призывные интонации в характер марша.

Третье чудо (открывается музыкальная шкатулка).

У: Два чуда вы, ребята, отгадали. Кто знает, какое чудо осталось в шкатулке?

Д: Царевна Лебедь.

Д: Неяркие, нежные, очень прозрачные.

У: Молодцы. Это был художественный образ Царевны Лебедь, который передал нам художник М. Врубель, А теперь давайте вместе вспомним, как нарисовал ее Пушкин?

Дети вместе с учителем цитируют стихи.

У: Перед нами два художественных образа: живописный и поэтический. А как вы думаете, каким будет музыкальный образ? Иными словами, какую музыку вы ожидаете сейчас услышать?

Д: Нежную, медленную, тихую, плавную, волшебную.

У: Давайте послушаем музыку Римского-Корсакова и проверим, сбудутся ли ваши прогнозы. При прослушивании используйте пластику, ваши руки – это крылья прекрасной царевны Лебеди.

У: Вы были совершенно правы. А обратили ли вы внимание, когда у царевны Лебеди зажглась звезда? Кто слушал внимательно и может ответить, какой это был инструмент в оркестре?

Д: Белка, богатыри, лебедь.

У: Какой поэт создал художественные образы этих героев?

Д: Александр Сергеевич Пушкин.

У: Какой композитор создал музыкальные образы?

Д: Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У: Молодцы. Вспомните, пожалуйста, три кита, три жанра, на которых строится вся музыка?

Д: Песня, танец, марш:

У: У нас есть 3 чуда (3 музыкальных образа) и 3 кита (3 музыкальных жанра). Подумайте, как их можно объединить.

Запись на доске

Белка танец
Богатыри песня
Лебедь марш

Дети соединяют парами: белка - песня, богатыри - марш, лебедь - танец.

У: Молодцы! Вы хорошо работали, и у меня для вас заготовлен музыкальный сюрприз. В нашей музыкальной шкатулке диск. Давайте его послушаем.

V. Разучивание песни.

Звучит фонограмма песни неизвестных авторов «Аленушка

Нам сказки бабушка читала,
Про беззаботного Емелю.
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую,
И про бессмертного Кощея.

Но лишь одна пришлась по сердцу,
Нам эта сказка часто снится.
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица.

Припев:
Где-то далеко светит солнышко,
Где-то у реки да на камушке
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.

А я ему бы песни пела,
А я ему б стихи читала,
И утренней порою,
Колодезной водою,
Иванушку бы умывала.

А я бы в игры с ним играла,
А я бы с ним в лесу гуляла,
Сырую пить водицу
Из козьего копытца
Ему бы я не разрешала.

У: Вы догадались, как называется русская народная сказка?

У: А сейчас мы будем разучивать эту песню.

VI. Подведение итогов урока:

  • Проверка усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальных понятий.

У: На уроке мы говорили о сказке в музыке. Какие сказки мы сегодня вспомнили?

У: Какой композитор написал музыку для этой сказки?

Д: Н.А. Римский-Корсаков.

У: Картины каких художников помогли нам сегодня в воплощении художественного образа героев сказок?

Д: Васнецова, Врубеля.

У: Помогла нам сегодня музыкальная шкатулка. В ней еще много интересных заданий и музыкальных загадок. Будем с нетерпением ждать новых встреч с нашей шкатулкой.

Анализ работы учащихся на уроке. Совместные выводы учителя и учащихся

Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.

Один из них – великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Композитор очень любил писать музыку к сказкам.

Его музыку любят не только в России, но и в других странах.

ВложениеРазмер
otkr_urok_skazka_v_muzyke_2_kl.doc 103 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Участие в районном Конкурсе

3 тур – открытый урок в другой школе

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

ВО 2 КЛАССЕ ГИМНАЗИИ № 41 Г. ЛЮБЕРЦЫ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК - МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА

МОУ СОШ № 24 Г. ЛЮБЕРЦЫ

Художественно-педагогическая идея урока:

во взаимосвязи смежных видов искусств музыки, поэзии и живописи создать

целостную картину русской народной сказки, ее красоту и гармонию

  • дать представление о музыкальном образе и средствах его создания;
  • заложить навыки пластического интонирования, как средства выражения музыкального образа;
  • развивать представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном произведении и их значении в создании музыкального образа;
  • развивать основы пластического интонирования и его основные приемы;
  • путем освоения интеграционного поля мира искусств ввести в образный мир сказки;
  • превратить урок музыки в диалог нескольких видов искусств (взаимопроникновение) - музыки, поэзии, живописи;
  • прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
  • развивать представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном произведении и их значении в создании музыкального образа;
  • пробуждать и развивать добрые чувства, бережное отношение к близким;

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: урок- музыкальная шкатулка

Фонограммы музыкальных произведений:

  • Музыкальный центр
  • Музыкальная шкатулка в форме рояля..

1. Организационный момент

2. Смысловая связка-блиц.

Звучит фонограмма № 1

…Давным--давно это было, -

Еще когда моя бабка под стол пешком ходила;

Когда реки текли молочные, а берега были кисельные,

Леса были густые – густые, а небо чистое – чистое…

А зверя в тех лесах было видимо-невидимо,

А птиц в небе считано-несчитано,

А сказок в народе – великое множество.

Тема нашего урока: СКАЗКА В МУЗЫКЕ .

Ребята, а вы много сказок знаете? (Да). А хорошо ли вы их знаете? Давайте вместе вспомним:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

Мимо какого острова проплывал этот корабль? (Буян).

Он над ней жужжит, кружится -

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

Кто это был и в кого он превратился? (Шмель)

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А какую песню пела белка? ("Во саду ли, в огороде").

Демонстрируется портрет А.С. Пушкина.

А откуда появились сказки, кто их сочинял? (народ)

Правильно. Поэтому они и называются русские народные сказки.

Кто вам рассказывает сказки? (мама)

А кто рассказывал сказки Пушкину? (няня)

4. Получение новых знаний

А) Прослушивание музыки

Сказки Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.

Один из них – великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Знакома ли вам эта фамилия?

Учитель демонстрирует портрет Римского–Корсакова

Композитор очень любил писать музыку к сказкам.

Его музыку любят не только в России, но и в других странах.

Художественный образ – это картина, которую видит художник, прошедшая через сознание, воображение и душу художника, обогащенная его чувствами и возрожденная в нашем сознании и в наших чувствах.

Музыкальный образ – это восприятие композитором увиденного и переданное нам его ощущение в м узыкальных звуках.

ОНИ НАХОДЯТСЯ В ЭТОЙ ШКАТУЛКЕ.

(открывается музыкальная шкатулка).

Вот как рисует белку Пушкин:

«…Белка песенки поет

И орешки все грызет

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые….

…Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Какой вы представляете Белку, какой художественный образ дал ей Пушкин? (веселая, проворная, певунья)

Посмотрите, пожалуйста, на картинку.

Учитель демонстрирует иллюстрацию с белкой.

Сейчас мы услышим, каким Римский-Корсаков создал музыкальный образ Белки.

И все вместе давайте покажем образ Белки движением рук, пластикой.

Звучит фонограмма № 2

Как звучала музыка (легко, отрывисто, в высоком регистре). Белка, как птичка легко прыгает по веткам; в музыке слышно, будто сверкают изумруды.

(открывается музыкальная шкатулка).

Может быть, кто-то из вас помнит, что это за чудо? ШКАТУЛКА

«…Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Все равны, как на подбор.

Какими вы увидели богатырей? (сильными, храбрыми, великанами)

Молодцы, именно такой образ богатырей и задумал ПУШКИН

Послушайте, какими музыкальными средствами Римский-Корсаков рисует образ богатырей.

При прослушивании покажите жестами характер музыки.

Если услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.

Звучит фонограмма № 3

Как музыка передала образ богатырей? Темп – быстрый, стремительный, звук – форте,

Какие же инструменты использовал композитор (трубы, барабаны - призывные интонации, характер марша)

(открывается музыкальная шкатулка).

«…Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает.

Ночью землю освещает -

Месяц под косой блестит.

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава.

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Какой образ рисует Пушкин?

Написать ВРУБЕЛЬ – к фамилиям

Посмотрите внимательно, какие краски использовал художник?

Какую музыку вы ожидаете сейчас услышать?

При прослушивании используйте пластику, ваши руки – это крылья прекрасной царевны Лебеди.

Звучит фонограмма № 4

Какой поэт создал художественные образы этих героев (Пушкин),

Какой композитор создал музыкальные образы? (Римский-Корсаков)

А вы обратили внимание, когда у царевны Лебеди зажглась звезда? Кто сможет предположить, какой это был инструмент в оркестре? (Треугольник)

Вспомните, пожалуйста, три кита, три жанра, на которых строится вся музыка? (песня, танец, марш)

Написать на доске

У нас есть 3 чуда (3 музыкальных образа) и 3 кита (3 музыкальных жанра). Подумайте, как их можно объединить.

Очень хорошо. Теперь на доске у нас записано все то, что сегодня на мы узнали на уроке.

Б) Разучивание песни

Молодцы! Вы хорошо работали, и у меня для вас заготовлен музыкальный сюрприз.

Звучит фонограмма № 5

Нам сказки бабушка читала,

Про беззаботного Емелю.

Про Золушку простую,

Про рыбку золотую,

И про бессмертного Кащея.

Но лишь одна пришлась по сердцу,

Нам эта сказка часто снится.

Мы очень любим слушать,

Как братика Ванюшу

Спасает старшая сестрица.

Где-то далеко светит солнышко,

Где-то у реки да на камушке

Ждет красавица Аленушка

Брата своего Иванушку.

Ждет красавица Аленушка

Брата своего Иванушку.

А я ему бы песни пела,

А я ему б стихи читала,

И утренней порою,

Иванушку бы умывала.

А я бы в игры с ним играла,

А я бы с ним в лесу гуляла,

Сырую пить водицу

Из козьего копытца

Ему бы я не разрешала.

Вы догадались, как называется русская народная сказка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Давайте похлопаем! Вы – настоящие артисты! Вы прекрасно поете!

5. Подведение итогов урока:

  • Проверка усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока.
  • Анализ работы учащихся на уроке. Совместные выводы учителя и учащихся:

1.Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?

Почему на примере литературного произведения? Особенности литературы заключается в том, что ее продуктом является художественный текст. Инструментом художественного текста является художественный образ.

Закладывается рефлексия – в любом произведении ученик должен научиться понимать свои впечатления, ощущения, чувства. Размышления о музыке направлены на формирование отношения ребенка к музыке ивыработку индивидуального оценочного вербального (речевого) суждения. У детей младшего школьного возраста существует конфликт между развитиет мышления и речи.

Понятие об образе закладывается постепенно, из урока в урок.

1.1..Каково место урока в теме, разделе, курсе?

Хотя темы уроков отличаются в разных программах, основная цель остается. Это формирование у школьников осознанных музыкально-слуховых, зрительных и пластических представлений, пусть даже в самом минимальном объеме. Но эта база, развиваясь в последующие годы обучения, даст свои результаты. Главной опорной темой проходит образ. Беря начало от самых ярких сказочных образов, постепенно переходя к образом в повседневной жизни – мамы, болтуньи, плаксы, и углубляясь в самые сложные, собирательные образы – природы, родины, образ тишины. Основываясь на четко спредставленном и сформулированном сказочном образе, учащиеся в 3-4 класса следят за изменением образа, за его местом в каждом музыкальном фрагменте.

1.2.. Как урок связан с предыдущими и на что в них опирается?

1.3. Как он работает на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими предметами?

Понятие музыкальный образ постоянно будет встречаться в дальнейших темах. Понятие образа рассматривалось на примере известного произведения Пушкина. Делался акцент на то, какой художественный образ создал Пушкин и какой музыкальный образ создал Римский-Корсаков для каждого сказочного героя, также органично находит отражение в живописи, художник тоже создает образ.

Дети отвечали на вопросы: каким вы видите данного героя, как звучала музыка, какими музыкальными средствами это изображалось и подкрепляли полученные знания при помощи зрительных образов, отвечая на вопрос какие тона и краски использовал художник.

1.4. Каким образом были учтены программные требования к курсу?

Данный класс работает по программе Кабалевского, и основные музыкальные понятия, такие как жанр, мелодия, аккомпанемент, тембр, темп, регистр, ритм уже заложены. Эти знания помогают детям разговаривать на языке музыки и проявлять свои творческие способности.

Не случайно на уроке использовалось пластическое интонирование. Это необходимый вид деятельности, который способствует развитию эмоционального отклика ребенка на музыку, помогает более ярко прочувствовать ее, развивая при этом координацию движения рук, природную музыкальность. В основе- здоровьесберегающие технологии – положительное влияние на оба полушария головного мозга, моторно-двигательные реакции

Для расслабление и выхода накопленной творческой энергии в конце урока предлагалось проявить себя в музыкально-двигательном интонировании с элементами народного танца,

При чем, что очень важно для младших школьников не делался акцент на конкретные, запрограммированные движения.

1.5. Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки на примере ярких, выразительных произведений русской классики.

Метод перспективы и ретроспективы (забегание вперед и возвращение к пройденному)

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)

Метод отражения – от знаний к творчеству и от творчества к знаниям.

Фонограммы музыкальных произведений:

  • Музыкальный центр
  • Музыкальная шкатулка в форме рояля..

1.6. Почему был избран именно этот тип урока?

Это урок изучения новых знаний. Потому, что впервые встречаюсь с учениками, и нельзя спрашивать то, чему не учил. Поэтому основные знания закладывались на этом уроке, а в конце урока проводился контроль.

2.Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

Во-первых, возраст детей,

Во-вторых, знания, полученные на предыдущих уроках музыки

В-третьих, знание литературного текста

В-четвертых, все дети любят играть.

3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

а) воспитание интереса и любви к классической музыки,

б) знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной и художественной культуры,

чувство гордости за то, что эти произведения созданы русскими художниками и известны во всем мире

в) развитие осознанного, прочувствованного восприятия музыки

г) помочь творчески раскрыться каждому учащемуся хотя бы в 1-2 видах деятельности (загадки, пластическое интонирование, слушание музыки и анализ - умение передать свои чувства и заложенные знания, попробовать себя в элементарных танцевальных движениях) и дать ему уверенность, что это у него получилось хорошо;

Не одно произведение в другом, а одно дополняет другое и средствах выразительности и изобразительности (звуки, краски, слова)

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

1. Организационный момент

2. Смысловая связка-блиц.

4. Получение новых знаний

А) Прослушивание музыки

Б) Разучивание песни

5. Подведение итогов урока:

5 ступеней познания: любопытство, любознательность, интерес, сознательный интерес , познавательная активность.

5. Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке?

Психологи различают 5 ступеней познания: любопытство, любознательность, интерес, сознательный интерес, познавательная активность.

Сказочное начало – чтобы ребенку было любопытно, а что сегодня на уроке будет происходить.

Музыкальная шкатулка – мотивация на любознательность, что за драгоценности, какое чудо будет дальше.

Слушание музыки и пластическое интонирование – интерес.

6. Какие условия были созданы для проведения урока:

-учебно-материальные. Поскольку урок музыки требует оснащение техническими средствами, я использовала компактдиск с записью фрагментов музыки Римского-Корсакова. Также на уроке имели место иллюстрации, художественное произведение

- морально-психологические Я старалась заинтересовать детей, создать творческую атмосферу в классе, поддержать в случае неправильного ответа и отметить удачные выступления.

- эстетические. На уроке были использованы лучшие образцы мировой культуры – музыки, живописи, поэзии, это, несомненно, развивает у ребенка чувство прекрасного.

- временные (как осуществлялась экономия времени)?

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока?

Если да, то какие? Почему возникла необходимость? К чему привели эти усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при

Да, удалось. Благодаря смене видов деятельности перегрузки не наблюдалось.

Пластическое интонирование расслабляет ребенка, благотворно влияет на развитие индивидуальных творческих способностей и относится к здоровьесберегающим технологиям.

Пение и танец помогают лучше выразить свои чувства и эмоции

Благодаря этому дети получили начальные понятия об образе, сумели применить новые знания и закрепить ранее полученные

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?

Успех урока в том, что детально был разработан план урока, четко поставлены задачи и пути их реализации, конкретно задавались вопросы.

быстро был налажен контакт с незнакомыми детьми, и дети с интересом выполняли задания

Учитывая то, что фортепиано находится не в надлежащем рабочем состоянии, больше внимания было уделено пению под фонограмму, а не разучиванию песни с инструментом.

Недостаток времени – 30 минут мало для полноценного урока.

10. Что в данном уроке стоило изменить, сделать по-другому?

В другой параллели дети можно было бы больше времени уделить пению, а если есть дети, посещающие кружок народного танца, попросить быть постановщиками танца, показать движения и разучить со всем классом.

Разыграть песню, выбрать главных героев.

11. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка урока учителем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Детский альбом" П. И. Чайковский.Открытый урок по музыке.

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом".

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г.

Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"

Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость".


Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера".



Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим .


Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 класс

Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 классПроведен на конкурсе "Учитель года"2 место.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу. Домашнее задание.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

Скажите, какая песня звучала сейчас, о чем в ней поется?

Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…

А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Но не простая сказка а…!

Итак, тема нашего урока… Я думаю, вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки!

2. Актуализация опорных знаний.

Класс делится на 2 группы, в группе выбирается командир, который дает ответы.

Он пишет музыку для нас,

1. Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

Нужен тот, кто будет петь. Он. (исполнитель)

3. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, . (слушатель)

4. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — . (песня)

5. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

6. Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)

7. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты . (Певец.)

8. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

9. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

10. В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)

11. Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие… (Декорации)

Учитель: Ребята! Мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку, в которой и вам придется принять участие. Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!

3. Открытие новых знаний.

Объяснение новой темы сопровождается презентацией.

Учитель: Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?

Дети: Волшебный клубочек.

Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей)

Давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

(мама Коза, козлята и Волк).

Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы

Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?

(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Учитель: Дети отгадывают персонажей и определяют их характер:

Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.

Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.

Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.

Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажорный.

Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.

Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.

Учитель: Вот какие разные козлята. И охарактеризовать их что помогает?

Дети: Музыка.

4. Физкультминутка.

Цель: повысить уровень энергии в классе

Учитель: Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет. ?

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Учитель: Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

5. Вокальная работа.

6. Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу. Домашнее задание

Учитель: Давайте закрепим ,ребята, те знания которые мы получили сегодня на уроке:

1. Как называется музыкальный спектакль, в котором все персонажи поют?

2. Как называется опера, с которой мы познакомились сегодня?

3. Кто композитор оперы?

4. Как называется красочное объявление о спектакле?

Домашнее задание.

Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

На столе у меня стикеры с написанными на них понятиями, которые мы изучали на уроке, выберите, понравившиеся вам и прикрепите их:

чемодан – это то, что вы возьмёте с собой, это нужно вам;

мясорубка – эти знания вы переработаете, осмыслите, остались ещё какие-то вопросы;

корзина – эти знания вам не нужны в жизни, вы их выкидываете из головы.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

Цель: Подвести детей к мысли о том, что сопоставление и столкновение различных тембров способствует развитию музыки.

Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать патриотические чувства, вызвать эмоциональный отклик на предложенный музыкальный материал.

Музыкальный материал:

Оборудование: Т.С.О., портрет С.Прокофьева, портрет Р.Щедрина, иллюстрации.

Оформление доски: Дата, тема четверти, портреты, иллюстрации.

У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся на языке музыки.


Здравствуйте!


Д: Здравствуйте!

У: Кто напомнит: какая у нас тема четверти?

Д: (Развитие музыки)

У: Кто напомнит, что мы слушали на прошлом уроке?

У: Мы с вами слушали какими птичка, утка и кошка были в начале произведения, и какими они стали в конце. Проследив развитие тем птички, утки и кошки мы заметили, что композитор на протяжении всего произведения меняет темп, ритм, динамику. Кто скажет, какой мы сделали вывод?

Д: (Композитор делает развитие музыки)

У: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с дедушкой и волком из этой сказки, и послушаем, какими инструментами композитор изображает этих персонажей. Ребята, сейчас мы послушаем фрагмент, а вы подумайте, кого может изображать эта музыка: дедушку или волка?

У: Как вы думайте, кого может изображать эта музыка?

У: Правильно! А как вы думайте, какой инструмент изображает дедушку?

Д: (Валторна)

У: Правильно! Волк изображен валторной. Валторна это медно-духовой инструмент. Тембр этого инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте – в среднем и верхнем регистре. Волк изображен страшным и зубастым.

Д: (Чтобы передать характер каждого персонажа, изобразить его)

У: Правильно, ребята! А какой мы можем сделать вывод?

Д: (Композитор делает тембровое развитие музыки)

У: Правильно! Ребята, давайте встанем и немного разомнемся!

У: Молодцы! Ребята, кто напомнит, какую песню мы с вами разучивали на прошлых уроках?

Д: (Песню о пограничнике)

Вокально-хоровая работа:

У: Молодцы, ребята! кто скажет, какое в ней развитие музыки?

Д: (Динамическое)

Вокально-хоровая работа:

У: А теперь концертное исполнение. Ребята, встаньте, спины прямо.

Выступает хор 2 класса:

У: Молодцы, ребята! Кто скажет, какое здесь развитие музыки?

Д: (Исполнительское)

Д: (Балет – это музыкальное произведение, в котором все герои танцуют)

У: Правильно! Ребята, все вы, наверно, помните сказку про конька-Горбунка. Иван на коньке-горбунке отправляется в путешествие, чтобы привести для царя Гороха прекрасную Царь-девицу, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. У них получается найти ее. У царя Гороха коварные планы: он хочет женить на себе эту прекрасную молодую девушку.

У: Молодцы, ребята! В этой сцене, чтобы избавиться от Гороха, его уговаривают искупаться в нескольких котлах, будто от этого он станет молодым и красивым. И вот нагреваются котлы, вода начинает кипеть, царь залезает в котел и… испаряется, исчезает… все в недоумении… Этой музыкой композитор словно потешается над царем.


Планируемый результат: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.

Метапредметные УУД:

- личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять смысл произведения, учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

- познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; понимать особенности музыкального жанра оперы;

- коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, солист, хор,

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: эвристическая беседа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", карточки с заданиями.

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте,

Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?

Ребята, урок у нас сегодня будет необычный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка!

Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

(сказка будет впереди)

Но что это будет за сказка? Я думаю, об этом вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки, а заодно повторите материал прошлых уроков!

2. Актуализация опорных знаний.

Он пишет музыку для нас,

Стихи положит он на вальс.

И песни сочиняет? (Композитор)

Нужен тот, кто будет петь. Он. (Исполнитель)

Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, . (Слушатель)

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — . (Песня)

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)

Молодцы! Скажите, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку.

Давайте попробуем поставить перед собой цели, чего мы должны будем достигнуть к концу урока, в этом нам помогут опорные слова:

узнать либретто, соло, дуэт, хор

научиться характер героев

повторить музыкальные образы

слушать и понимать афиша

Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!

3.Открытие новых знаний.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

А кто из вас знает, что такое афиша?

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

А какую информацию мы можем узнать из афиши?

Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?

Вам знакомо это название?

(Да, это сказка)

А что же такое опера?

Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

А кто мне назовет фамилию композитора, написавшего эту детскую оперу?

(Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Слышали вы что-нибудь об этом композиторе? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, выйти к доске, в течение одной минуты вам надо прочитать сведения о композиторе, постараться запомнить их, сесть на место и коротко записать на листочке запомнившиеся факты. Проверяем вместе. Каждая команда по очереди озвучивает факт биографии композитора, не повторяться. Кто был точнее? Кто запомнил больше фактов?

А теперь давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Все зрители оперы получили либретто, кто из вас помнит, что это такое?

Читайте также: