Конспект урока силы в механике 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.
– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)
- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.
- А насколько наблюдательны и внимательны вы?
- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1)
Откройте тетради и запишите тему урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИЛЫ В МЕХАНИКЕ

СИЛЫ В МЕХАНИКЕ

Сила №2 В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравнению со свободным состоянием потому, что каждая частица любого тела испытывает действие силы тяжести. Кирпичи, из которых построены здания, опоры мостов, тросы и канаты, которые удерживают грузы, стержни, нити, пружины – все они при деформации проявляют схожие свойства. Конечно, у большинства тел результат внешнего воздействия наблюдать непросто, но знать их величину очень важно, особенно, например, в строительстве. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги. Спасибо силе, восстанавливающей наш деформированный мир!

Сила №2 В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравнению со свободным состоянием потому, что каждая частица любого тела испытывает действие силы тяжести. Кирпичи, из которых построены здания, опоры мостов, тросы и канаты, которые удерживают грузы, стержни, нити, пружины – все они при деформации проявляют схожие свойства. Конечно, у большинства тел результат внешнего воздействия наблюдать непросто, но знать их величину очень важно, особенно, например, в строительстве. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги. Спасибо силе, восстанавливающей наш деформированный мир!

Сила №3 Сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела. Благодаря этой силе, американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох. И не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается. О ее действии рассуждали ученые древности так – как утомленный путник ускоряет шаги по мере приближения к дому, падающий камень начинает двигаться все быстрее и быстрее, приближаясь к матери – Земле. Как это ни странно для нас, движение живых организмов, например, кошки, казалось в те времена гораздо более простым и понятным, чем падение камня”

Сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела. Благодаря этой силе, американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох. И не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается. О ее действии рассуждали ученые древности так – как утомленный путник ускоряет шаги по мере приближения к дому, падающий камень начинает двигаться все быстрее и быстрее, приближаясь к матери – Земле. Как это ни странно для нас, движение живых организмов, например, кошки, казалось в те времена гораздо более простым и понятным, чем падение камня”

РАЗГАДЫВАЕМ КРОССВОРД. 2 1 7 4 6 3 9 5 8 10

РАЗГАДЫВАЕМ КРОССВОРД.

Ответы: 1. Деформация; 2. Ньютон; 3. Сила; 4. Трение; 5. Тяготение; 6. Вес; 7. Динамометр; 8. Гук; 9. Силометр; 10. Сдвиг.

Ответы: 1. Деформация; 2. Ньютон; 3. Сила; 4. Трение; 5. Тяготение; 6. Вес; 7. Динамометр; 8. Гук; 9. Силометр; 10. Сдвиг.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ГРУППАМ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ГРУППАМ.

ИЗВИЛИСТАЯ ДОРОГА ВЫ – ПАССАЖИРЫ АВТОБУСА И ДОЛЖНЫ ПОКАЗАТЬ, КАК МЕНЯЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПАССАЖИРА ОТНОСИТЕЛЬНО СИДЕНЬЯ КРЕСЛА, Т.Е. ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕМЛИ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Решение задач 1. Самолет массой 30 т касается посадочной полосы при скорости 144 км\ч. Какова сила сопротивления движению, если самолет до остановки пробегает по полосе 800 м? 2. Брусок массой 600 г равномерно тянут по столу с помощью горизонтальной пружины. Пружина при этом удлинилась на 5 мм. Определите жесткость пружины, если коэффициент трения между бруском и столом равен 0,3? 3. Упряжка собак может прикладывать к саням максимальную горизонтальную силу 500 Н. какой может быть масса саней с грузом, если коэффициент трения 0,1?

1. Самолет массой 30 т касается посадочной полосы при скорости 144 км\ч. Какова сила сопротивления движению, если самолет до остановки пробегает по полосе 800 м?

2. Брусок массой 600 г равномерно тянут по столу с помощью горизонтальной пружины. Пружина при этом удлинилась на 5 мм. Определите жесткость пружины, если коэффициент трения между бруском и столом равен 0,3?

3. Упряжка собак может прикладывать к саням максимальную горизонтальную силу 500 Н. какой может быть масса саней с грузом, если коэффициент трения 0,1?

БЛИЦ – ОПРОС ДЛЯ ГРУПП

БЛИЦ – ОПРОС ДЛЯ ГРУПП

Почему мел оставляет след на классной доске ? Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

Почему мел оставляет след на классной доске ?

Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

Ответ: о действии силы тяжести которая направленна вертикально вниз к центру Земли .

Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного? Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?

Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу ? Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу ?

Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.

Г. Уэллс. Первые люди на Луне.

Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки .

Какой вид деформации испытывает сетка футбольных ворот при попадании в неё мяча ? Ответ: сетка испытывает деформацию изгиба.

Какой вид деформации испытывает сетка футбольных ворот при попадании в неё мяча ?

Ответ: сетка испытывает деформацию изгиба.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Прочитать §11, 15 2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

1. Прочитать §11, 15

2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Силы в механике, 9 класс.docx

Цель урока : повторение и углубление знаний, полученных при изучении

Задачи урока :

Предметные (учебные)

- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.

Метапредметные

- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;

- заложить основы формирования научного мировоззрения;

- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;

- освоить начальные формы познавательной рефлексии;

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;

- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;

- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Форма работы : групповая

Организационный этап. Создание коллаборативной среды. (5 мин)

Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.

- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команд и займем свои новые места.

Давайте вспомним правило работы в группах. Назовите состав группы?. Как мы будем оценивать группу?

Мотивационный этап.

-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.

– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)

- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.

- А насколько наблюдательны и внимательны вы?

- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. ( Приложение, задание №1)

Откройте тетради и запишите тему урока.

Работа в группе для создания презентации. (10 мин).

1 группа – сила трения.

2 группа- сила всемирного тяготения.

3 группа – сила упругости.

4 группа –сила тяжести.

Защита презентаций. (5 мин)

Практическая работа в группах (10 мин)

- Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь..

Закрепление.(5 мин).

Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию?

- Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4)

- Почему мел оставляет след на классной доске?

Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли.

- Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?

Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возникает меньшая сила трения.

- Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?

Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу

- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?

Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

- В кипящей пене валуны,

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила-

Ее уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени-

Луна глядит- и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.

И. А. Бунин. Отлив

Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны

- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.

Г. Уэллс. Первые люди на Луне.

Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки.

- Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их.

- Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления?

Подведение итогов. (5 мин)

- Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути.

- Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах.

Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас тоже будет необычным. (Слайд 12).

2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

- Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. (Слайд 13).

- Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока.

- Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале.

- Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8)

Выбранный для просмотра документ силы в механике.pptx

 5 8 9 1 2 5 8 7 4 6 3 Яблоко от яблони

Описание презентации по отдельным слайдам:

 5 8 9 1 2 5 8 7 4 6 3 Яблоко от яблони

5 8 9 1 2 5 8 7 4 6 3 Яблоко от яблони

Когда однажды, в думу погружён, Увидел Ньютон яблока паденье, Он вывел притя.

Когда однажды, в думу погружён, Увидел Ньютон яблока паденье, Он вывел притяжения закон Из этого простого наблюденья. Дж. Байрон

Сила №1 Эта сила принимает участие ( и при том весьма существенное) там, где.

Сила №2 Вопрос о том, почему Луна не падает на Землю, интересовал Ньютона. От.

Сила №2 Вопрос о том, почему Луна не падает на Землю, интересовал Ньютона. Ответом было открытие самого важного закона, который управляет жизнью все нашей Вселенной. Действие этой силы проверено множеством точных опытов и позволило объяснить движение планет и их спутников, объяснить возникновение приливов и отливов. Действует эта сила и на Земле, причем неважно, движется в этом случае тело или покоится. Этой силе подчиняются и мельчайшие пылинки, и гигантские плазменные шары – звезды. Сила всемирного тяготения

Сила №3 В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравне.

Сила №3 В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравнению со свободным состоянием потому, что каждая частица любого тела испытывает действие силы тяжести. Кирпичи, из которых построены здания, опоры мостов, тросы и канаты, которые удерживают грузы, стержни, нити, пружины – все они при деформации проявляют схожие свойства. Конечно, у большинства тел результат внешнего воздействия наблюдать непросто, но знать их величину очень важно, особенно, например, в строительстве. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги. Спасибо силе, восстанавливающей наш деформированный мир! Сила упругости

Сила №4 Сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи пове.

Сила №4 Сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела. Благодаря этой силе, американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох. И не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается. О ее действии рассуждали ученые древности так – как утомленный путник ускоряет шаги по мере приближения к дому, падающий камень начинает двигаться все быстрее и быстрее, приближаясь к матери – Земле. Как это ни странно для нас, движение живых организмов, например, кошки, казалось в те времена гораздо более простым и понятным, чем падение камня” Сила тяжести

Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы? Ответ: с.

Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы? Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу.

Домашнее задание 1. Прочитать §11, 15 2. Предложите опыт, доказывающий, что с.

Домашнее задание 1. Прочитать §11, 15 2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

Какой вид деформации испытывает сетка футбольных ворот при попадании в неё м.

Какой вид деформации испытывает сетка футбольных ворот при попадании в неё мяча? Ответ: сетка испытывает деформацию изгиба.

В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила- Ее уж тянет, тянет сила Всх.

В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила- Ее уж тянет, тянет сила Всходящей за морем Луны. Во тьме кокосовых лесов Горят стволы, дробятся тени- Луна глядит- и, в блеске, в пене, Спешит волна на тайный зов. И.А.Бунин. Отлив Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны

Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного.

Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного? Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу? Ответ: рыба, вытащ.

Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу? Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот тебе два дела – сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и тех, кому преподаёшь”.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю.

Я сама люблю свой предмет и многое делаю для того, чтобы заинтересовать учащихся физикой. В своей педагогической деятельности я стараюсь не только дать школьнику определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Я всегда показываю ребятам важность физики и необходимость её изучения. Убеждаю их, что физика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной. Поэтому каждый урок я стараюсь делать интересным и запоминающимся.

Цели урока:

Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы “Силы в механике”;

Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту;

Прививать интерес к чтению дополнительной литературы;

Формировать умение работать в соревновательном режиме.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;

Образовательная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе;

Развивающая – развитие творческого мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: железная и деревянная линейка, набор грузов, пружина, мячик, штатив, резиновый шнур; мультимедийная презентация.

Методы обучения: методы стимулирования учебной деятельности учащихся; наглядные методы; словесные методы; практические методы обучения; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; частично-поисковый; объяснительный.

Формы учебной деятельности на уроке: комбинированный, обобщающий урок.

План урока:

Постановка задачи урока. Организационный момент;

Актуализация знаний, кроссворд.

Обобщение и закрепление материала по теме “Виды сил”;

1. Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цель урока.

Учитель: Сегодня, весь урок будем говорить только о силах. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова:

“Вся сила – в знаниях!”

2. Актуализация знаний.

3. Обобщение и закрепление материала по теме “Виды сил

Результатом нашего урока будет заполненная таблица


Итак, начнем!

Учитель: О каких силах идёт речь?

Совершенно непонятно,
Почему вода течёт
Сверху вниз, а не обратно –
Так, а не наоборот

Ученик: сила тяжести

Учитель: Какую силу называют силой тяжести?

Ученик: Силу притяжения к земле, называют силой тяжести.

Учитель: Назовите формулу расчета силы тяжести?

Учитель: Чему равно ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли?

Ученик: Ускорение свободного падения вблизи поверхности земли равно g=9,8 Н/кг.

Учитель: Как приложена и куда направлена сила тяжести? Изобразите на рисунке.

Ученик: Сила тяжести приложена к центру тяжести тела и направлена отвесно вниз.

Задача: Барон Мюнхаузен, герой известного произведения Э. Распе, привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. Объясните с точки зрения физики невозможность такого передвижения.

Ученик: Это невозможно, так как этому препятствовала бы сила притяжения к Луне.

Задача: Цапля и буйвол (филиппинская сказка)

Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.

“Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начался отлив!

-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, – с трудом проговорил буйвол.

Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.

– Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.

Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. ”

Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?


Ученик: Сила тяжести .Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Задача: Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу, если масса её ступы 10 кг и метёлки 1 кг, а масса бабы яги равна 49 кг?


Выступление учащегося.

Знаете ли вы, что

. благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели, обрушиваются камнепады, выпадают дожди и текут реки с холмов на равнины.

. растения "чувствуют" действие силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру Земли, а стебель - вверх. Это явление называется "геотропизм".

. на Луне сила тяжести примерно в 6 раз слабее, чем на Земле, а на Юпитере - в 2.5 раза сильнее, чем на Земле. В таких условиях 10-ти килограммовая гиря будет казаться нам 25-ти килограммовой и нужно быть силачом, чтобы попробовать поднять ее.

Учитель: Просмотрите внимательно следующий ролик. О какой силе идет речь?

Ученик: вес тела

Учитель: Какую силу называют весом тела?

Ученик: Силу, с которой тело действует на опору или подвес.

Учитель: Почему силу тяжести и вес часто путают?

Ученик: Потому, что если тело находится на горизонтальной, неподвижной относительно Земли опоре, то вес тела совпадает с силой тяжести, Р=mg.

Учитель: В чем отличие силы тяжести и веса?

Ученик: Это разные силы и приложены они к разным телам: сила тяжести – к рассматриваемому телу, а вес – к опоре на которой находится тело.

Изображают силу тяжести и вес на рисунке.

Учитель: Что такое невесомость?

Ученик: Состояние тела, при котором вес тела равен нулю.

Учитель: Какая сила не даёт выпасть забитому в стену гвоздю, даже если на него повесить что-нибудь тяжёлое?

Ученик: сила трения

Учитель: Какая сила называется силой трения?

Ученик: Это сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному движению.

Учитель: Каковы причины возникновения силы трения?

Ученик: Шероховатость поверхностей, соприкасающихся тел, межмолекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел.

Учитель: Какие виды трения существуют?

Ученик: Трение покоя, трение скольжения, трение качения.

Учитель: Каким способом можно увеличить силу трения и приведите примеры. Когда это необходимо.

Ученик: Силу трения можно увеличить, увеличив, шероховатость поверхности, по которой движется тело (посыпание льда песком).

Учитель: Каким способом можно уменьшить трение?

Ученик: Введение между трущимися поверхностями смазки, использование шариковых и роликовых подшипников, применение воздушной подушки.

Задача: Скатившись с горы Емеля на печи едет по горизонтальному участку дороги.. Скажите пожалуйста, одинаковый ли путь до полной остановки проедет печь, если он будет ехать по рыхлому снегу или по скользкому льду?

Ученик: Если Емеля будет ехать по льду, тормозной путь будет больше, так как сила трения, действующая на него, будет меньше, чем в случае если он будет скатываться по рыхлому снегу.



Объясните пословицы:

Плуг от работы блестит;

Лыжи скользят по погоде;

Угря в руках не удержишь;

Не подмажешь не поедешь;

Что кругло легко катится.

Выступление учащегося.

Знаете ли вы, что

у животных и человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.

по краям хряща прикрепляется оболочка, в которой имеется жидкость, уменьшающая трение между суставными поверхностями.

ежедневные нагрузки, например, в тазобедренном суставе человека превышают тысячу ньютонов при прыжках, а трение и изнашивание практически отсутствует. В результате безотказная работа в течение всей жизни!

дело в том, что суставная жидкость по своему составу сходна с плазмой крови, но обладает большей вязкостью, чем кровь. Кроме того, тончайший слой этого необычного вещества ведет себя при сжатии так же, как слой резины. При ходьбе, жидкость начинает выдавливаться из капилляров хряща, усиливая смазочное действие, и уменьшая трение.

Учитель:На хорошем велосипеде никакие кочки не страшны. Почему?


Ученик: сила упругости смягчает удары

Учитель: Какую силу называют силой упругости?

Ученик: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

Учитель: сформулировать и записать закон Гука?

Ученик: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела. : Fупр = k х

Учитель: Что называют деформацией тела?

Ученик: Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Учитель: Какие виды деформации вы знаете?

Ученик: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение.

Задача: Под действием силы пружина удлинилась на 10 см, жесткость пружины 10 Н/м. Найдите силу упругости


Задача: На трех пружинах висят шарики, массой по 1 кг каждый. Чем вы можете объяснить разную величину деформации пружины?


Ученик: Жесткость пружин разная при действии одинаковой силы, у первой пружины жесткость меньше, так как удлинение пружины больше, а последняя пружина более жесткая.

Задача: На трех пружинах висят шарики, массой по 1 кг, 2кг и 3 кг. Чем вы можете объяснить, что под действием разных грузов пружины деформировались одинаково?

Ученик: Пружины деформировались одинаково, так как жесткость каждой пружины разная. У первой пружины жесткость меньше, так как на неё действует меньшая сила.


Выступление учащегося.

Жил учёный, Роберт Гук,

Сделал много для наук,

Говорил он строгим тоном,

Даже спорил он с Ньютоном!

Замечательный мужчина,

Он растягивал пружину,

Что в итоге получили?

Деформацию и силу!

Много гибких элементов,

Целый ряд экспериментов,

И без всяких хитрых штук,

Где упругость, там и Гук!

… Лебедь рвется в облака,
рак пятится назад,
а щука тянет в воду.

Басня утверждает, что “воз и ныне там”, как называется сила, не дающая сдвинуть воз, и чему она равна.


Ученик: Равнодействующая сил, она равна нулю.

Учитель: Какую силу называют равнодействующей?

Ученик: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.


Задача: Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

Читайте также: