Конспект урока севастопольские рассказы л н толстого

Обновлено: 06.07.2024

1.Подготовка к восприятию.

3.Работа по теме урока.

Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?

- Какими показаны защитники Севастополя?

- Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?

Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоин-ством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти.

- Как описан в этом рассказе 4-й бастион, самое опасное место в Севастополе? (чтение).

- Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах заключена главная мысль этого рассказа?

Поведение людей на войне.

Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца.

Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду.

- Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?

- Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защит-ников города. Близость к народу - это и есть близость к правде.

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан-но громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

С какими новыми героями знакомит нас писатель? Расскажите об их судьбах.

- Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.

- Что такое война в понимании Л.Н.Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в изображении войны?

Использованная литература

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ММ урок Мандалян Н.М..docx

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 271 имени П.И.Федулова

Разработка мультимедийного урока

Л.Н. ТОЛСТОГО –

ЕЩЕ ОДНА ПРАВДА О ВОЙНЕ.

Выполнила учитель русского языка и литературы

Мандалян Наира Мгеровна

Цели урока: 1. Учебная – ознакомление с произведениями, отразившими военный опыт Л.Н. Толстого; изучение художественного своеобразия

рассказов батального жанра.

2. Воспитательная – показать истинную бесчеловечную сущность любой войны; через рассмотрение реалистичных литературных картин пробудить чувство патриотизма, гуманное отношение к людям.

3. Эстетическая – выявить тесную взаимосвязь разных видов искусства (литературы, живописи, музыки), их общую направленность против войны и в защиту человека.

Виды контроля: 1. Предварительные задания – самостоятельная работа учащихся с материалами по литературе, истории, кубановедению.

2. Индивидуальное домашнее задание творческого характера на карточках.

Оборудование: 1. Декорации IV бастиона.

4. Портрет Л.Н. Толстого.

5. Карточки с терминами.

6. Карточки с названиями рассказов.

7. Костюмы для инсценировок.

9. Фотографии Толстого и участников обороны Севастополя.

10. Музыкальное оформление:

11. Иллюстрации художников Айвазовского, Тимма, Серова.

12. Мультимедийное оформление, слайд-шоу.

Основные понятия и термины: правда

Эпиграф к уроку:

Кто злодей, кто герой. Все хороши и все дурны.

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда.

. война не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а. в крови, в страданиях, в смерти.

ПЛАН - СХЕМА УРОКА

I . Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование, которое поможет определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас. Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу: правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

Какова же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к истории.

II . Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине XIX века.

Крымская война . В 1853 году началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники - Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов. Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко. Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников. Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган. Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова жене, написанного

7 апреля 1855 г. в Севастополе)

Погода здесь хорошая. Стоят туманы. перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в Петербурге.

Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале собрания стоны раненых.

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично – мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки – стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя.

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В 1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив – наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой отправляется в осажденный Севастополь, прямо на IV бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IV Бастион

Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки. Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство. следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства .

Два взгляда на IV бастион: тех, кто там не был и тех, кто там живет.

Определить, кто такие пластуны.

Что такое бастион?

Справка о пластунах.

Ученик : Незрима тень, бесшумен шаг

И затаенное дыхание.

Пускай не дремлет чуткий враг,

Но глаз и слух его обманут.

Часами слившийся с травой

Пластом крадущийся возник,

А смерти свист над головой,

Как неотступный проводник

И страха нет в его глазах,

Он видит только цель свою.

Когда стеной идет гроза,

Наперерез ей – есаул.

Штыком исколотой рукой

Он тронет после ордена

И холод шашки золотой.

Потом, когда уйдет война.

Ученик : Из века в век рядами длинными

Они не прячутся за спинами

И снисхождения не ждут.

Всегда красивые и сильные

Берут на плечи тяжкий груз

Идут, смеясь глазами синими,

Покручивая темный ус.

И каждый раз с зарею раннею

На страшный жертвенник войны,

Уходят, словно на заклание,

С казачьей песней пластуны.

Итак, первый рассказ цикла:

I . Севастополь в декабре месяце.

В этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

Описание фурштатского солдата.

Посещение госпиталя и операционной.

Описание IV бастиона.

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

II . Севастополь в мае.

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.

Сцена, когда офицер укоряет солдата.

Изображение десятилетнего мальчика на поле среди убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов, покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны, о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение войны в крови и страданиях.

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на земле.

Девушка: Он набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе) Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами…

Девушка: (не слушая его) Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они не обнимутся как братья?

Девушка: (в глубокой печали) Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у вас почему-то принято думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III . Севастополь в августе 1855 г.

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

Изображение места битвы.

Рассуждение о природе подвига.

История братье Козельцевых.

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Главная мысль, высказанная автором – мысль о жестокости любой войны.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты, близкие к ним офицеры, жители города, - одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз, что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю историю пронес героические традиции русского оружия.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический) – художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм – изображение отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий (примеры из отрывков о IV бастионе и письма Пирогова).

Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

Батальный – [франц. – сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий произведения на военную тематику.

Бастион – пятистороннее оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III . Обобщение, объяснение творческого домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями Толстого и участников обороны Севастополя).

Фотографию нужно вклеить в тетрадь по литературе и записать под ней ответ.

IV . Заключение

«Велики судьбы славянского народа!

В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит, что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила человеческого духа. Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, защитник своего Отечества. Так было всегда и так будет. Послушайте, как пишут песни и поют об этом молодые люди XXI века.

/Звучит авторская песня под гитару «Я вернулся домой/.

Использованная литература

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы. Лениздат, 1986г.

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Москва, 1992г.

В.И. Булганов, П.Н. Зырянов. История России – конец XVII – XIX век. Москва, 2005г.

Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2007г.

Все произведение школьной программы в кратком изложении. Москва, 2005г.

В.И. Даль. Толковый словарь русского языка, современная версия. Москва, ЭКСМО 2002г.

Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX в. ( II часть) Просвещение, 2001г.

В.Н. Ратушняк. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. Краснодар 2000г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз;

способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся создают представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя; развивают умение работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты; на основе проработанного материала определяют художественное новаторство Л.Н.Толстого в изображении войны

урок изучения нового материала

Оборудование:

текст рассказов, иллюстрации, РМ – вопросы для работы в группе, концептуальная таблица

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Совместное целеполагание.

Записывают тему урока и эпиграф, формулируют цель и задачи урока.

Этап актуализации опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам:

1. Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.)

Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне?

3. В каких произведениях Толстой рассказал об обороне Севастополя?

Историческая справка.

В России правит Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853г. русские войска были введены в Дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853г. Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854г. войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856г. в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1955г. он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856г. Ф.И.Тютчев:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые,-

Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

Л.Толстой – участник Крымской войны. Каким образом он попал в воюющий Севастополь? Каким был офицером?

Биографическая справка.

Ученики демонстрируют свои знания (для слабомотивированных учащихся можно предложить сначала изучение исторической и биографической справок).

Операционно-деятельный этап

Беседа по вопросам:

1) О чем этот рассказ Толстого?

2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город автор?

3) Расскажите о защитниках Севастополя. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели? Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?

Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами. Вглядываясь в лица защитников Севастополя, Толстой увидел жестокое лицо войны.

Беседа по вопросам:

1) Перечислите героев второго рассказа.

2) Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.)

3) С какой целью автор создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы?

Писатель, пережив все ужасы войны, приходит к мысли о бессмысленности и противоестественности войны. Это была его человеческая и писательская позиция.

Беседа по вопросам:

1) С какими новыми героями знакомит нас Толстой?

2) Расскажите об их судьбах.

3) Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

Третий рассказ заканчивается анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь.

Презентация постеров.

Задание . Заполнить таблицу на основе выступления учащихся групп.


Открытый урок. Интегрированный с ИЗО, географией. Предусмотрена предварительная подготовка уч-ся.

Содержимое разработки

Предмет: литература

Автор УМК : Г.С.Меркин

Тип урока: интегрированный урок

Цель: определить, кто же был истинным героем Севастопольской эпопеи и что такое война в понимании Толстого

2)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;

3)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;

4)способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;

5)на примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость историей своих предков, чувство любви к Родине.

Методические приёмы организации урока: творческое чтение, опережающие задания, отбор информации (репродукции, стихотворения о Крымской войне 1853-1856гг.), работа в парах.

Оборудование урока:

Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”;

учебник литературы под ред. Г.С. Меркина;

презентация к уроку.

Межпредметные связи: русский язык, культура речи, история, искусство, музыка.

Теория литературы: очерк, рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа.

Формы работы: фронтальная, групповая, по вариантам.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Этап I. Постановка целей и задач занятия.

-С какой наукой тесно связана литература?

-Как вы считаете, с какими ещё науками мы соприкоснемся, изучая рассказ Л.Н.Толстого?

О чем, о ком в основном пойдёт речь на уроке?

- Теперь попробуйте сформулировать задачи предстоящей работы на сегодняшнем занятии (для себя лично). (выслушать предложенные варианты)

Я предполагала ваши варианты и тоже определила задачи сегодняшнего урока:

(На слайде появляется запись) (Задачи, сформулированные учителем):

2)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;

3)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;

4)способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;

5)на примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость историей своих предков, чувство любви к Родине.

На уроке вам, ребята нужно будет работать по рабочему листу урока, где каждый этап предполагает самооценку. Оценка за урок будет определяться как среднее арифметическое оценок за все этапы.

Этап II. Изучение нового материала.

Одним из домашних заданий было следующее: выписать цитаты, выражающие суть прочитанного рассказа, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку:

Зачитайте свои записи. (2-3 человека)

Я тоже, перечитав рассказ, подготовила цитаты.

Первую цитату я выписала из рассказа Толстого:

Надолго оставит в России великие следы эта эпопея

Севастополя, которой героем был народ русский…

Вторая – это запись из дневника писателя, фрагмент которой включен в рассказ:

Л.Н.Толстой ( Из дневника)

Вы отобрали замечательные слова, пусть они будут записаны не только в ваших тетрадях, но и в сердце.

Строки, которые мы выбрали, трогают душу. В эпиграфах, отобранных нами, встретились такие слова: дух русского народа, герои, геройство, а также Севастополь , Россия… С какой наукой связывают нас последние 2 слова?

СЛАЙД Давайте обратимся к географии. У вас на листах и на слайде презентации есть карта обороны Севастополя. Расскажите о причинах Крымской войны и докажите, что характер этой войны захватнический со стороны всех участников. Отвечая, покажите географические названия на карте.

Накануне войны Россия имела ряд военных и дипломатических успехов борьбе с Турцией. Международные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе. В результате перед Крымской войной Россия оказалась в политической изоляции.

Причины войны.

1) Стремление России захватить черноморские проливы и расширить влияние на Балканах;

2) Стремление Англии и Франции не допустить усиления России на ближнем Востоке, полностью вытеснив ее с берегов Черного моря и из пределов Кавказа, утвердив свое влияние на новых рынках, превратив Турцию в полуколонию;

3) Стремление Турции покончить с национально-освободительным движением на Балканах, взять реванш у России и восстановить господство в Крыму и на Кавказе.

Характер войны – захватнический со стороны всех участников.

СЛАЙД Обратимся к истории. У вас на листах есть текст, посвященный обороне Севастополя. Расскажите, каков был ход военных действий, в чем заключаются причины поражения, сжав предложенный текст до 5-6 предложений.

В первый период войны (октябрь 1853 – март 1854 гг.) борьба с Турцией один на один была успешной для России. После уничтожения турецкой эскадры в Синопской бухте в войну на стороне Турции вступили Англия и Франция, видимо, испуганные успехами российских воиск.

В декабре 1853 г. английская и французская эскадры вошли в Черное море. Англии и Франции удалось высадиться в Крыму и 8 сентября 1854 г. разбить русские войска у реки Альма. 17 октября началась осада Севастополя. Гарнизон города насчитывал 30 тыс. чел., город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту - Малахов курган. После этого русским войскам пришлось оставить город. Осада города длилась 349 дней, попытки отвлечь войска от Севастополя не дали желаемого результата, после чего Севастополь все же был взят союзными войсками.

Война закончилась подписанием 18 марта 1856 г. в Париже мирного договора, по которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Аналогичные требования были предъявлены Турции.

Причины поражения России: экономическая отсталость России; слабость военного потенциала; политические просчеты Николая I.

Последствия поражения: подорван престиж России на международной арене; Россия стала уязвимой с южных флангов.

История- строгая наука: даты, факты –все проверено и соответствует истине. Л.Н.Толстой не историк, но мы верим каждому слову автора. Оправдано ли наше доверие?

В чём особенность построения повествования в рассказе?

2. Мы проживаем с героями рассказа только один день. Рассказ начинается с утреннего пейзажа, заканчивается вечерним. Очень часто писатели обращаются к пейзажным зарисовкам. Пейзаж в произведении выполняет различные функции: это характеристика места и времени действия, это психологическая функция, это выражение авторской позиции, философских взглядов писателя. Как вы думаете, почему Толстой начинает описания утра и заканчивает описанием заката?

Чтение отрывка наизусть подготовленным учеником:

Чтение отрывка наизусть подготовленным учеником:

-Итак, почему Толстой начинает описания утра и заканчивает описанием заката? (Ответ подготовленного ученика: Автор как бы ведет читателя по Севастополю, показывая город в утренние часы. Описание утра воссоздает атмосферу настороженного ожидания грядущих событий. В финале рассказа описание вечера подчеркивает будничность происходящего. Толстой, используя кольцевую композицию, словно еще раз говорит нам: закончился еще один день. Картины природы словно смягчают весь ужас, который происходит вокруг. Новые жизненные обстоятельства, трудности, вызванные войной, стали для жителей осажденного города привычными условиями, и люди в этих труднейших условиях живут своей обычной жизнью. Две пейзажные зарисовки словно служат обрамлением к страшному месту смерти)

3.-Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Что подчеркивает Л.Н. Толстой, изображая раненых?

(Ответ ученика: площадка изрыта ямами,5-го числа было цело только одно орудие и остались живы 8 человек прислуги. Бомбой ,попавшей в землянку убило 11 человек. Враг находится в 30-40 саженях.)

Обратимся к математике.

Враг находится в 30-40 саженях. Сажень –русская мера длинны, равная 2,134м. На каком расстоянии находился враг от четвёртого бастиона. ( Вариант: Война обнажила отсталость России, слабость ее промышленности, косность высшего военного командования. 96% русских пехотинцев были вооружены устаревшими гладкоствольными кремниевыми ружьями (дальность боя 300 м), в то время как во французской армии 33%, а в английской 50% солдат имели нарезные дальнобойные винтовки (дальность боя 1300 м). Из-за отсутствия железных дорог воинские пополнения и боеприпасы прибывали крайне медленно. Паровой флот союзников превышал русский в 10 раз. У России было115 судов, включая 24 парохода, а у союзников - 454 корабля, включая 258 пароходов.)

5.-Почему Толстой не дает имен своим героям? (Ответ подготовленного ученика: В рассказе воссоздана обобщенная картина событий, дан собирательный образ защитника Севастополя.)

Слово учителя: Рассмотрите таблицу, в первом столбике дан собирательный образ защитника города

по историческим источникам. Второй столбик предстоит заполнить нам. Давайте прослушаем отрывок из рассказа и впишем слова.

Читайте также: