Конспект урока санкт петербург культурная столица россии

Обновлено: 05.07.2024

Санкт-Петербург – северная столица Российской Федерации. Город занимает удобное географическое положение. Он находится на берегах реки Невы и Финского залива на сорока двух островах. Санкт-Петербург является европейскими воротами России, огромным морским портом, центром морских, речных и наземных транспортных путей.

Санкт-Петербург называют Северной Венецией. Здесь 86 рек и каналов, более пятисот мостов, 20 из них – разводные. В город приезжает огромное количество туристов, чтобы посмотреть белые ночи и как разводят мосты через Неву.

Основателем Санкт-Петербурга был царь Пётр Первый, который начал строить крепость 27 мая 1703 года. Этот день считается днём основания города. Крепость, получившая название Петропавловской, защищала город от шведского вторжения. Город быстро рос и развивался вокруг крепости. Через девять лет в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей Российского государства и был ею до 1918 года. Петропавловская крепость, перестроенная известным швейцарским архитектором Д.Трезини, впоследствии стала тюрьмой. Сейчас крепость является музеем. Здесь же Трезини воздвиг Петропавловский собор, являющийся шедевром зодчества. Петру Первому, основавшему город, установлен памятник в центре города.

Главной площадью города является Дворцовая площадь. Это очень красивая площадь, в центре которой стоит Александровская колонна в честь победы России в Отечественной войне 1812 (тысяча восемьсот двенадцатого) года. На Дворцовой площади можно увидеть знаменитый Зимний дворец, резиденцию русских царей, а сейчас в нём находится всемирно известный музей Эрмитаж. Это один из самых больших музеев мира.

Центральная улица Санкт-Петербурга – Невский проспект, на котором находится одна из самых больших библиотек России – Национальная библиотека, знаменитый Казанский собор, концертные залы, театры, рестораны, кафе, несколько станций метро.

Санкт–Петербург – культурный центр мирового значения. Его недаром называют культурной столицей: в городе располагаются 8464 памятника истории и культуры, в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, охраняемых государством.

В Санкт-Петербурге работают более 200 музеев, главными из которых являются Русский музей и Кунсткамера (музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) и, конечно, Эрмитаж, где хранятся около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Он занимает целых пять зданий, выставочная площадь музея – 57 475 м 2 . В архивах Эрмитажа хранятся произведения доисторического и древнего искусства и культуры, предметы культуры народов Востока, западного и русского искусства, а также ювелирные изделия. Среди экспонатов работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Винсента Ван Гога, Гойи; картины Пабло Пикассо, Пьера-Огюста Ренуара, Эдуарда Мане и Василия Кандинского.

Кроме того, в городе действует множество музеев, таких как: музей Академии художеств России, Всероссийский музей А. С. Пушкина, музей обороны и блокады Ленинграда и другие. Особую культурную ценность имеют дворцово-парковые музеи-заповедники пригородов Санкт-Петербурга. Архитектурные ансамбли Петербурга, формирующие его неповторимый и величественный облик со строгими прямыми улицами, просторными площадями, садами и парками, реками и каналами, набережными, мостами делают город культурной ценностью в целом. Недаром с 1990 года исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург всегда был и по сей день остаётся одним из главных мировых центров культурного просвещения. В городе работают 1100 библиотек, крупнейшими их которых являются Российская национальная библиотека (Публичная), Библиотека Российской академии наук и Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина). Также в Санкт-Петербурге есть крупные книгохранилища и бесплатные читальни, работает крупнейшая в городе книжная ярмарка.

Помимо театров и библиотек, в Санкт-Петербурге действуют более 50 культурно-досуговых учреждений: кинотеатров, музыкальных клубов, литературных, джазовых и рок-кафе.




В Санкт-Петербурге осуществляют образовательную деятельность несколько творческих вузов: Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова, Санкт-Петербургская академия театрального искусства, и пр. Кроме того, в городе находятся 56 государственных и 45 частных высших учебных заведений, самыми известными их которых являются: Санкт-Петербургский государственный университет, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова.

Задание 7. Напишите вопросы к тексту и задайте их друг другу.

Задание 8. Представьте, что вы на экскурсии в Санкт-Петербурге. Чтобы вы хотели посетить в первую очередь и почему? Расскажите.

Задание 9. Напишите план текста.

Задание 10. Расскажите текст по плану.

Слова урока.

Выполнять Гордый Демонстрировать Деятель Залив Искусство Исполнять Книгохранилище Облик Обсуждать Основатель Охраняемый Поэма Пригород Фестиваль Частный Читальня Экспонат

Урок 3.

Санкт-Петербург – северная столица Российской Федерации. Город занимает удобное географическое положение. Он находится на берегах реки Невы и Финского залива на сорока двух островах. Санкт-Петербург является европейскими воротами России, огромным морским портом, центром морских, речных и наземных транспортных путей.

Санкт-Петербург называют Северной Венецией. Здесь 86 рек и каналов, более пятисот мостов, 20 из них – разводные. В город приезжает огромное количество туристов, чтобы посмотреть белые ночи и как разводят мосты через Неву.

Основателем Санкт-Петербурга был царь Пётр Первый, который начал строить крепость 27 мая 1703 года. Этот день считается днём основания города. Крепость, получившая название Петропавловской, защищала город от шведского вторжения. Город быстро рос и развивался вокруг крепости. Через девять лет в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей Российского государства и был ею до 1918 года. Петропавловская крепость, перестроенная известным швейцарским архитектором Д.Трезини, впоследствии стала тюрьмой. Сейчас крепость является музеем. Здесь же Трезини воздвиг Петропавловский собор, являющийся шедевром зодчества. Петру Первому, основавшему город, установлен памятник в центре города.

Главной площадью города является Дворцовая площадь. Это очень красивая площадь, в центре которой стоит Александровская колонна в честь победы России в Отечественной войне 1812 (тысяча восемьсот двенадцатого) года. На Дворцовой площади можно увидеть знаменитый Зимний дворец, резиденцию русских царей, а сейчас в нём находится всемирно известный музей Эрмитаж. Это один из самых больших музеев мира.

Центральная улица Санкт-Петербурга – Невский проспект, на котором находится одна из самых больших библиотек России – Национальная библиотека, знаменитый Казанский собор, концертные залы, театры, рестораны, кафе, несколько станций метро.

Санкт–Петербург – культурный центр мирового значения. Его недаром называют культурной столицей: в городе располагаются 8464 памятника истории и культуры, в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, охраняемых государством.

В Санкт-Петербурге работают более 200 музеев, главными из которых являются Русский музей и Кунсткамера (музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) и, конечно, Эрмитаж, где хранятся около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Он занимает целых пять зданий, выставочная площадь музея – 57 475 м 2 . В архивах Эрмитажа хранятся произведения доисторического и древнего искусства и культуры, предметы культуры народов Востока, западного и русского искусства, а также ювелирные изделия. Среди экспонатов работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Винсента Ван Гога, Гойи; картины Пабло Пикассо, Пьера-Огюста Ренуара, Эдуарда Мане и Василия Кандинского.

Кроме того, в городе действует множество музеев, таких как: музей Академии художеств России, Всероссийский музей А. С. Пушкина, музей обороны и блокады Ленинграда и другие. Особую культурную ценность имеют дворцово-парковые музеи-заповедники пригородов Санкт-Петербурга. Архитектурные ансамбли Петербурга, формирующие его неповторимый и величественный облик со строгими прямыми улицами, просторными площадями, садами и парками, реками и каналами, набережными, мостами делают город культурной ценностью в целом. Недаром с 1990 года исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург всегда был и по сей день остаётся одним из главных мировых центров культурного просвещения. В городе работают 1100 библиотек, крупнейшими их которых являются Российская национальная библиотека (Публичная), Библиотека Российской академии наук и Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина). Также в Санкт-Петербурге есть крупные книгохранилища и бесплатные читальни, работает крупнейшая в городе книжная ярмарка.

Помимо театров и библиотек, в Санкт-Петербурге действуют более 50 культурно-досуговых учреждений: кинотеатров, музыкальных клубов, литературных, джазовых и рок-кафе.

В Санкт-Петербурге осуществляют образовательную деятельность несколько творческих вузов: Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова, Санкт-Петербургская академия театрального искусства, и пр. Кроме того, в городе находятся 56 государственных и 45 частных высших учебных заведений, самыми известными их которых являются: Санкт-Петербургский государственный университет, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова.

Задание 7. Напишите вопросы к тексту и задайте их друг другу.

Задание 8. Представьте, что вы на экскурсии в Санкт-Петербурге. Чтобы вы хотели посетить в первую очередь и почему? Расскажите.

Ход урока
I.Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
Слайд 1.
Учитель: - Этот урок я хочу начать с таких слов:
Державный град на севере стоит.
У ног его седое море спит.
Порой оно подъемлет голос свой
И в берег бьет широкою волной.
Но дивный град стоит неколебим
И море вновь стихает перед ним.
- Как вы думаете, о каком городе идет речь? Да, действительно мы совершим сегодня с вами прогулку-э

Оценить 103 0

УРОК 25 9а-

План-конспект по географии в 9 классе. 9б-

Цели и задачи урока:

- ознакомление учащихся с культурно-историческим и туристическим значением

- формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации;

- воспитание эстетического восприятия географических объектов;

- расширение кругозора учащихся;

- внедрение учащихся в профессию гида.

Коррекционные цели:

-формирование положительной познавательной мотивации к учебной деятельности;

- развитие монологической речи;

- развитие пространственного воображения.

Коррекционная работа:

1) Формирование положительной мотивации к учебной деятельности (познавательной мотивации):

Эмоциональные методы мотивации (создание наглядно-образных представлений через применение современных информационных технологий; удовлетворение желания быть значимой личностью через включение в профессиональную деятельность).

Познавательные методы мотивации (создание проблемной ситуации).

Социальные методы мотивации (поиск контакта и сотрудничества).

2) Развитие речи:

Использование монологической речи как один из приемов формирования культурной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усиление внимания к интонационной, произносительной речи учащихся.

3) Развитие мышления (разгадай ребус, найди соответствие)

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

Приемы обучения:

- демонстрация иллюстративного материала;

- разные способы воздействия на эмоции (использование ИКТ, межпредметные связи с историей и литературой);

- совместная деятельность ученика и учителя (сотрудничество);

- творческая деятельность учащихся.

Формы организации:

Категориальный аппарат усвоения:

Средства обучения: карта, буклеты С.- Петербурга, презентация, иллюстрации, музыкальное сопровождение, видеоролик.

Учебная деятельность учащихся:

- Выступление учащихся-гидов о культурно-исторических и туристических достопримечательностях С.-Петербурга и его пригородов (использование презентации).

- Ответы на вопросы учителя.

Планируемые результаты обучения:

Ход урока

I .Организационный момент

II . Постановка учебной задачи

Слайд 1.

Учитель: - Этот урок я хочу начать с таких слов:

Державный град на севере стоит.

У ног его седое море спит.

Порой оно подъемлет голос свой

И в берег бьет широкою волной.

Но дивный град стоит неколебим

И море вновь стихает перед ним.

- Как вы думаете, о каком городе идет речь? Да, действительно мы совершим сегодня с вами прогулку-экскурсию по одному из красивейших городов России –

Слайд 2.

Слайд 3.

II .Изучение нового материала

Эпиграф:(учащийся)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

- Кто написал это стихотворение? (А.С. Пушкин)

- С двумя столицами связано немало пословиц и поговорок.Давайте разгадаем ребус и прочитаем один из них (Питер голова, Москва сердце).

Отметивший свое трехсотлетие город - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Переживший 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трехлетнюю блокаду Петербург способен удивить даже самого искушенного туриста.

- Чтобы совершить занимательную прогулку и узнать много интересного необходимо воспользоваться услугами гида. Кто такой гид? (ответы учащихся)

- В наше время, время информационных технологий можно пользоваться услугами аудиогидов, видеогидов, карт-путеводителей, GPRS -навигаторов. Мы с вами сегодня попробуем примерить на себя профессию гида.

Учащиеся проводят экскурсию, один из учащихся делает отметки на карте.

Рассказы учащихся с показом презентации – экскурсии (музыкальное сопровождение):

Слайд 4.

Невский проспект (ученик)

- Приехав в С.-Петербург, мы попадаем на самую известную, любимую горожанами и привлекающую туристов магистраль исторического центра – Невский проспект. Она связывает Дворцовую площадь с площадью Александра Невского . В ансамбль проспекта входят выдающиеся памятники архитектуры XVIII – начала XX веков.

Невский проспект пересекается с рекой Фонтанкой – самой длинной из протоков С.-Петербурга. Над Фонтанкой переброшены 15 мостов.

Учитель – Мы не можем представить город без его разнообразных мостов, которые являются символом С.- Петербурга.

Слайд 5,6.

2.Каналы и мосты (учащийся)

- Санкт-Петербург не зря называют Северной Венецией, более тридцати рек и каналов разрезают город на двадцать с лишним частей. И, конечно же, с первых дней существования стало необходимым строительство мостов. Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным инженерно-архитектурным сооружением. Мосты Невы воспринимаются как триумфальные врата над могучими водами, а в часы прохода судов они приветственно распахивают крылья гостеприимства. Всего в С.- Петербурге насчитывается около 800 мостов, в том числе 218 пешеходных. Перед вами мосты … Воспользуемся услугами видеогида, и посмотрим ролик о разводных мостах.

Слайд 7.

Учитель: - Прогуливаясь по Невскому проспекту, мы обязательно дойдем до здания Адмиралтейства, заложенного в 1704 году как крепость и верфь. Символом Адмиралтейства является кораблик на 74 - метровом шпиле. Статуи и горельефы на фасаде посвящены морской тематике и русскому флоту.

Слайд 8.

Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмита́ж(учащиеся)

- Недалеко от Адмиралтейства расположена Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга . Она примерно вдвое больше Красной площади в Москве . Дворцовая площадь главенствует в историческом центре Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, которую нередко называют Александрийским столпом. Это один из известнейших памятников Петербурга . Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном .

- На Дворцовой площади расположился Зимний дворец, который являлся олицетворением могущества Российской империи. С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная резиденция Российских Императоров , с июля по ноябрь 1917 года служил залом заседания Временного правительства . Зимний дворец воздвигнут на левом берегу Невы. Внешний вид дворца сохранился почти без изменений.

- Продолжая линию дворцового фасада по правому берегу Невы, на Дворцовой набережной развернулись фасады зданий двух Эрмитажей. За два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Таким образом,Зимний дворец, Эрмитаж и Дворцовая площадь образуют ядро современного города и являются одним из главных объектов туризма .

Слайд 9.

4. Петропавловская крепость (учащийся)

Главное сооружение крепости – собор, его колокольня увенчана шпилем с фигурой ангела, несущего крест и благословляющего город. С петровского времени Петропавловский собор служил усыпальницей российских императоров и членов царствующей семьи.

Учитель: - С.- Петербург мы не можем представить себе без храмов, привлекающих своим духовным, историческим и художественным содержанием.

Соборы С.-Петербурга (Казанский, Исаакиевский, Смольный, храм Воскресения Христова) (учащиеся)

Слайд 10.

- Александро-Невская лавра (Свято-Троицкий монастырь) – самый значительный архитектурный комплекс 18 века в Петербурге. Лавра была заложена по распоряжению Петра I в 1710 году и посвящена памяти князя Александра Невского, одержавшего победу над шведским войском в 1240 году. Этому культовому сооружению отводилась роль духовного центра новой столицы России.

Слайд 11.

- А теперь перенесемся на Исаакиевскую площадь – слепок почти трех веков. Здесь находится Исаакиевский собор. Храм и площадь названы в честь Святого Исаакия Далматского, которого почитают 30 мая. Этот день в Истории отмечается как день рождения Петра Великого. Храм украшен 350 рельефами и статуями. А если мы поднимемся на смотровую площадку (колоннаду), то увидим перед собой весь город как на ладони.

Слайд 12.

- На левом берегу Невы устремлено ввысь здание Воскресенского собора Смольного монастыря на левом берегу Невы. Императрица Елизавета Петровна повелела возвести собор и корпус Воскресенского Новодевичьего монастыря. Храм был освящен как собор всех женских учебных заведений.

Слайд 13.

6. Летний сад

Слайд 14.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил. (учитель)

(Учащийся). - С Невой органично связан Летний сад, ровесник города. Он расположен на островке, ограниченном с севера Невским руслом, с востока – рекой Фонтанкой, с запада – Лебяжьей канавкой, с юга – Мойкой. Парк был заложен по повелению и первоначальному плану Петра I в 1704 году и создан в стиле голландского барокко . Кстати чугунную решетку, которая окружает летний сад, изготовили наши уральские каслинские мастера.

Слайд 15, 16..

Учитель: - Гости С.- Петербурга обязательно должны побывать в Петергофе – жемчужине города.

Перед вами - Марлинский ансамбль, фонтаны: Шахматная доска, Римский фонтан.

Слайд 17.

8. Медный всадник

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

- Памятник Петру I в начале XIX века стал одной из самых популярных тем в русской поэзии.

IV . Закрепление полученных на уроке знаний

Коррекционно-развивающие цели - развитие способности к установлению причинно-следственных связей

1. Задание по карточкам (работа в парах)

Кораблик а) Сенатская площадь

Ангел с крестом б) Дворцовая площадь

Большой Самсон в) Исаакиевский собор

Александрийский столп г) Смольный Собор

Медный всадник д) Адмиралтейство

Чугунная решетка е) Петропавловский собор

Смотровая Колоннада ж) Летний сад

Новодевичий монастырь з) Петергоф

Слайд 18 – правильные ответы.

Слайд 19,20.

Слайд 21.

- Ребята, если вы приедете в С.-Петербург, где бы вам хотелось побывать в первую очередь, какие культурно-исторические места вам запомнились больше всего? Хотели бы выбрать для себя профессию гида?

Какие достопримечательности относятся к Москве, а какие к С.-Петербургу?

Собор Василия Блаженного, Храм Спас-на-Крови, Триумфальная арка, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Красная площадь, Дворцовая площадь, Бородинская панорама, Кунсткамера, Медный всадник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ОТКРЫТЫЙ УРОК , КОНКУРС.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: Познакомить с кардинальными изменениями культурной жизни страны в.

Цель урока: Познакомить с кардинальными изменениями культурной жизни страны в первой четверти XVIII века.


«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой.

Санкт – Петербург – культурная столица России.

Санкт – Петербург – культурная столица России.

Маршрут урока: 1. Образование. 2. Наука. 3. Архитектура. 4. Изобразительное и.

Маршрут урока: 1. Образование. 2. Наука. 3. Архитектура. 4. Изобразительное искусство. 5. Быт.

Мы глазами поколдуем. Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! За.

Мы глазами поколдуем. Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Физкультминутка

Закрепление: 1. Назовите характерные черты культуры эпохи Петра 1. - усиление.

Закрепление: 1. Назовите характерные черты культуры эпохи Петра 1. - усиление светских начал, насаждение западноевропейских образцов; - переходный характер, соединяла в себе новации Петра 1 и традиции Руси; - новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения. 2. Каково значение культурного наследия Петровской эпохи? - на основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура России.

ИТОГ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ.

ИТОГ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ.

Рефлексия: Интересный урок – Скучный урок -

Рефлексия: Интересный урок – Скучный урок -

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЛИТЕРАТУРА: А.А.Данилов, А.Г.Косулина «История России. Конец 16-18 век. 7 кла.

Выбранный для просмотра документ РАЗРАБОТКА УРОКА НА КОНКУРС.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Методическая разработка урока по теме:

Бугакова Татьяна Александровна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Предмет: История

Контингент учащихся: 7 класс

Время проведения, общая продолжительность: 1 академический час

Место проведения: учебный кабинет

Цель учебного занятия:

рассмотреть кардинальные изменения культурной жизни России и быта первой четверти 1 на примере Санкт-Петербурга;

определить значение культурного наследия Петровской эпохи.

познакомить учащихся с изменениями в образовании, науке, художественной культуре и быте России в первой четверти 18 в.;

выявить особенности и значение развития образования, науки, художественной культуры и быта;

продолжить отрабатывать умение самостоятельного анализа текста учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;

продолжить развивать умения учащихся делать вывод и строить рассказ.

развивать творческие и коммуникативные компетенции;

продолжить формирование навыков отбора материала для выступления в аудитории;

развитие навыка выстраивания грамотного доказательного ответа.

воспитывать уважение к величайшим шедеврам русской культуры;

на примере памятников культуры и истории Санкт-Петербурга воспитывать у учащихся бережное отношение к памятникам культуры и истории;

особое внимание уделить роли духовной культуры первой четверти 18 в. в современном мире.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Методы и приемы обучения: иллюстративный, поисковый, репродуктивный, письменный, словесный, фронтальная беседа, парная и групповая работа, ИКТ.

Техническое сопровождение: маркерная доска, интерактивная доска, проектор, компьютер, ноутбуки, колонки.

Литература: А.А.Данилов, А.Г.Косулина «История России. Конец 16-18 век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 (Слайд 12)

Межпредметные связи:

- с искусством: знакомство с памятниками архитектуры и живописи;

- с информатикой: поиск информации, создание презентации.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Присаживайтесь.

Изучение нового материала.

Учитель : Ребята, как вы думаете, что за дата указана на карте?

(Дата образования Санкт-Петербурга, в период Северной войны) Правильно, присаживайся.

О ком написаны эти слова? (О Петре Первом). Правильно. Петр Первый сыграл огромную роль в формировании Санкт-Петербурга как центра культуры.

Учитель : сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу первой четверти 18 века. Мест, которые необходимо нам посетить достаточно много, поэтому, разделимся на экскурсионные группы и выясним, что нового произошло в жизни россиян в первой четверти 18 века. Маршруты запишем в тетрадь.

Маршруты: (слайд 6)

(учащиеся записывают в тетрадь план урока). Экран проектора временно выключить.

Учитель: Каждая группа должна выполнить задания:

Используя материал учебника, дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подобрать информацию об определенном направлении культуры. Выделить главное. Составить презентацию, не более 10 слайдов, и защитить ее. От группы защищают два ученика. Заслушав выступления других групп, заполняют таблицу, которую я соберу по окончании выступления групп, раскрывают значение новых понятий. На выполнение работы дается 10 минут, на защиту 2-3 минуты. Если в процессе работы, возникнуть вопросы ко мне, поднимите руку, я к вам подойду.

(Учащиеся выполняют работу)

Учитель: Кто готов? Посмотрите на меня. Начинаем защиту. Выходит, первая группа.

(Ребята слушают, заполняют таблицу, задают вопросы выступающим)

Все группы выступили. Учитель собирает выполненную работу.

Учитель: Ваши таблицы я проверю к следующему уроку, добавлю оценку за защиту презентаций и выставлю группам итоговую оценку.

Учитель: давайте, подведем итог нашей работы:

1. Назовите характерные черты культуры эпохи Петра Первого: (слайд 7)

(- усиление светских начал, насаждение западноевропейских образцов;

- носила переходный характер, она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси;

- новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения страны.)

2. Каково значение культурного наследия Петровской эпохи? (Слайд 8)

(- на основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура.)

Учитель: Мы узнали, что Санкт-Петербург стал центром развития образования, науки, художественной культуры, быта, и отсюда вытекает…

Учитель: И не только культурная столица, Санкт-Петербург на два столетия стал столицей Российской империи, до 1918 г.


История создания Санкт - Петербурга 16 (27) мая 1703 по решению русского царя ПетраI на отвоёванных шведов землях , называвшихся Ингерманландией , была заложена крепость Санкт Петербурх , так же стал называться и город . В 1710 году на Троицкой площади появился первый в Петербурге каменный дом государственного советника Головкина. С 1712 года город провозглашается столицей Российского государства. Сюда из Москвы были переведены все официальные учреждения и царский двор . Строительство города с 1704 по 1717 выполнялось силами “ работных людей “ . С 1712 по 1718 года Санкт – Петербург оставался столицей ( исключая годы правления ПетраII )


Строительство Санкт - Петербурга




Культурное наследие Санкт – Петербурга Санкт – Петербург не зря называют Культурной столицей России , ведь в этом городе множество памятников ,мостов , садов и зданий которые являются объектами культурного наследия . Это такие здания как : Эрмитаж , Главное Адмиралтейство , Дворец Великого князя Михаила Михайловича , Петропавловская крепость , Исаакиевский собор , Казанский собор , Храм Спаса-на-Крови , Государственный Русский музей , Мариинский театр , Михайловский театр и многие другие здания , такие мосты как : Дворцовый мост , Аничков мост , Банковский мост , мост Ломоносова , Певческий мост . Сады и парки , например : Летний сад , Михайловский сад , ботанический сад БИН РАН , парк 300-летия Санкт-Петербурга , Александровский парк , Юсуповский сад . И такие памятники как : памятник Екатерине II , памятник Николаю I , памятник Остапу Бендеру , Памятник Римскому-Корсакову , памятник Александру III . Так же стоит упомянуть такие сооружения как : могила Виктора Цоя , Нарвские триумфальные ворота , Ростральные колонны .


Ботанический сад БИН РАН Основан в 1714 году Петром I .


Эрмитаж Основан в 1764 году . Музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства . Второй по величине художественный музей мира .


Летний сад Летний сад был заложен Петром I в 1704 году


Санкт-Петербург – столица России За Питер имеет большую культурную наследственность чем Москва . Более чистый город . Имеет выход к морю и к другим странам . За счёт моря можно проложить торговый путь сразу в столицу из других стран . Изначально строился как укрепление . Против Находится слишком далеко от центра России и слишком близко к другим странам . В данный момент Москва- столица России и переносить всё в Питер слишком затратно . Нет газа и нефти .

Читайте также: