Конспект урока русского языка 5 класс 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по русскому языку в 5 специальном коррекционном классе 8 вида.

Сластенко Надежда Григорьевна – учитель МБОУ СОШ №1, г. Заозёрного, Красноярского края.

Цели урока: образовательная: формирование представления о корне слова и однокоренных словах; закрепление навыка применения полученных знаний на практике; воспитательная: воспитание интереса к учёбному предмету, самостоятельности; коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности: развитие речи, памяти, внимания обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты урока.

-сформировать умение определять корень слова, подбирать однокоренные слова;

-расширить словарный запас учащихся.

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уважительно относиться к людям труда

Формируемые БУД:

Личностные: самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы; умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации;

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; рефлексия способов и условий действия.

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа в парах, работа в группах, выполнение теста.

1.Организационно – подготовительный.

Обучающие записывают в тетради дату, тему урока.

б).Пальчиковая гимнастика. (Слайд).

На дворе висит замок.

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покружили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, стучат ладошками друг об дружку)

И открыли! (пальцы расцеплены)

в). Минутка чистописания. (Слайд)

Грамоте учиться всегда пригодится.

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Запишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

ВложениеРазмер
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом 98.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Нижегородской области

Конспект урока по письму и развитию речи

в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида

Формировать умение восстанавливать текст, деформированный в отдельные предложения.

Образовательные: учить определять тему и идею текста, находить средства связи между предложениями, излагать текст в логической последовательности.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, видеть, ценить и беречь красоту природы.

1. Организационный момент .

2. Предварительная беседа.

-Ее узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете!

Что это? ( Береза).

( Учитель вывешивает на доске рисунок березы).

- Какое дерево изображено на рисунке?

- Как ласково называют березу?

- Как вы думаете, почему ее так называют?

- За что люди любят березу?

- Как нужно относиться к березе?

4. Знакомство с деформированным текстом . (Учитель читает текст,

записанный на доске).

Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.

Выросла на опушке стройная, кудрявая березка.

Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.

Наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.

Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.

До осени еще далеко, а на березке мелькали желтые листья.

Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.

- Можно ли эту запись назвать текстом?

(Нет связи между предложениями).

5. Словарная работа : вонзили, мелькали, желобок, кубышка.

6 .Работа по восстановлению деформированного текста .

- Где выросла березка?

- Назовите предложение, где об этом говорится.

- Какая была березка? В каких предложениях говорится о красоте березки?

- Кто пришел на опушку? Что они сделали? В каких предложениях об этом сказано?

- Как выглядела березка летом? Прочитайте эти предложения.

- Что можно сказать о поступке ребят?

7. Чтение восстановленного текста учащимися .

8. Орфографическая подготовка : березка, мелькали, желобок, ребятишки, топор, белеет, грустная, печальная, далеко, желтые, подставили, прозрачный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Власова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы

Тема: Части речи. Имя прилагательное.

-упражнения в правописании существительных;
- познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
- углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.


Коррекционно - развивающие:
- коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
- коррекция памяти, внимания, устной речи, орфографической зоркости.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к урокам русского языка, к УНТ- загадкам;
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое оснащение и оборудование урока:

Организационный момент урока (настрой на работу, рапорт дежурного).
Записывают число в тетради.

Актуализация опорных знаний (работа с памятками).

-Какие части речи вы знаете?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

Картинный диктант.

( работа с иллюстрациями, дети показывают карточки).

Записывают в 2 столбика.

Работа с иллюстрациями.

(2 примера -- словосочетания )

сущ. глаг. сущ. глаг.

(Дети задают вопросы, определяют части речи, пишут самостоятельно, под диктовку).

Массаж пальчиков (с помощью карандаша).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетради

Будут буковки писать.

Объяснение нового материала.

1.Работа с натуральными предметами ( лимон, лента, яблоко, варежки ).

- Что у меня в руке?

- Что вы можете сказать о нём? Какой он?

Лимон (_______ ?) жёлтый, кислый.

Лента (_______ ?) белая, короткая.

Яблоко(_______ ?) спелое, красное.

Дети читают в учебнике правило о прилагательном.

Тему урока дети называют сами и записывают её в тетради.

- На уроке вы должны научиться находить прилагательные и ставить к ним вопросы .
-А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? ( Они украшают нашу речь, делают текст более точным и полным).

Учитель: Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Физкультминутка для глаз .

Закрепление темы.

1.- Откройте карточки-памятки и прочитайте правило.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

2.- А сейчас консультант Денис загадает вам загадку:


Где живёт весёлый зайка,

Скачет белочка - хозяйка,

Красная растёт малинка

И грибочки под осинкой? (В лесу).

- В лесу много птиц и зверей. В нём много разных деревьев , ягод, цветов. Человек должен беречь этот лес, этот дом.

-Зайка (какой?) весёлый .

-Малинка (какая?) красная.

Учитель:
-Перед вами волшебная коробочка с загадками. Вы будете доставать их и отгадывать: кто же в лесу живёт.

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок-

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

- Иголки (какие?) длинные.

3. Работа в тетради.

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса).

-Птичница (какая?) рыжая.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Слова для справок:

(в 2 столбика распределяют слова и записывают в тетрадь).

Физкультминутка.

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.
Наш медведь пошёл домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.

Продолжение работы по теме.

Лиса – хитрая.

Медведь – косолапый .

Ёжик – колючий .

Волк – серый.

Белка – пушистая.

(через 1 – 2 минуты прилагательные стираются)

- Запишите сочетания полностью.

- Устно задавайте вопросы.

- Как называются слова, которые вы дописывали сами?

Итог. Рефлексия.

-Вот и закончилось наше путешествие в лес . Помните. Вы в лесу гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Давайте вместе вспомним правила друзей природы.

- Не срывать цветы.

- Не ломать деревья.

- Не убивать насекомых и животных.

- Не ловить бабочек.

- Ещё раз вспомним. С какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?

- Что вы знаете о прилагательном?

- Молодцы! Сегодня вы все хорошо работали… (учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся) .

- Какое задание вам понравилось выполнять больше других?

- О чём заставил задуматься этот урок?

- Наш урок я хочу закончить словами из стихотворения В.Гнездилова.

Я сорвал цветок – он завял.

Я поймал жука – он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 454 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2017 2146
  • DOCX 24.2 кбайт
  • 123 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Власова Лариса Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата ________

Тема: Суффикс как часть слова. Словообразование и смыслоразличительная роль суффикса.

Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.

1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова, стоящей после корня и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова;

2.Развивать речь, мышление, зрительное восприятие, воображение, память, умение анализировать.

3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)

- Что такое корень? (Общая часть родственных слов.)

- Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные)

- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка)

- Какие приставки вы знаете?

hello_html_4196718f.jpg

Лес, лесок, лесочек, лесник.

- Назовите корень в данных словах.

- Одинаковая ли часть во всех словах после корня? (разная)

IV. Работа по теме.

- Назовите части слова, которыми они отличаются друг от друга? (ок, ек, ик)

- Где стоит эта часть? (после корня)

- Для чего нужна эта часть? (Меняется значение слова. Для образования новых слов).

Работа по учебнику.

V. Первичное закрепление материала.

- Списать слова в тетрадь, в три столбика.

Цветок, мостик, листок, стульчик, грибок, листик, лесок, хвостик, шкафчик, дубок, барабанчик, ножик, городок, баранчик, уголок, котик, ветерок, стаканчик, дворик, возчик, топорик, грузчик, носок, вагончик, цветик, кустик, глазок, карманчик.

Измените слова по образцу. Спишите их парами. Выделите корень и суффикс во втором слове каждой пары.

лента – ленточка старый – старенький стекло – стёклышко

труба – тёплый – перо –

V I. Коррекционное задание.

- Какое слово зашифровано?

hello_html_3bb9cc83.jpg

VII . Словарно-орфографическая работа. Запиши слова с конца, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

тнемуртсни, анархо, ацинарг, ьтсалбо, ылукинак

Новые слова : железо, металл

VIII . Самостоятельная работа.

hello_html_7c3bae4.jpg

IX . Домашнее задание:

XI. Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Что такое корень? Приставка? Суффикс?

- формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок

( организовывать наблюдение за образованием новых слов при помощи приставки);

- способствовать орфографической зоркости;

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Сегодня мы начинаем новую тему. Начинать трудно? А интересно?

Приступим к работе.

Откройте тетради и запишите число и классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

На слайде новое слово БЕСЕДА. Прочтите его. Что оно обозначает? Как пишется? Как произносится? Это слово можно проверить? Оно словарное. Запишите его. Придумайте предложение с этим словом. Измените слово. Сегодня мы будем беседовать.

3. Актуализация знаний.

Ребята, всё на свете из чего - нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.

Вспомним, из каких частей состоит слово.

Перед вами кроссворд. Нужно его решить.

Начнём работать со второго вопроса.

Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.

Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.

Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Но у нас остался не законченным кроссворд. Для того, чтобы закончить, нужно ответить на первый вопрос и определить тему урока.

Тема урока сейчас перед вами, но нужно её освободить. ФПФРФИФСФТФАФВФКФАФ

Посмотрим, правильно ли мы определили. Подставим слово в кроссворд.

4.Изучение новой темы.

Запишите тему урока в тетрадь. На уроке вы узнаете, что такое приставка, её место в слове, научитесь составлять слова с приставками, находить приставки и выделять их.

Работа с учебником.

Знакомство с правилом стр. 48.

Что такое приставка? ( часть слова)

Где стоит приставка в слове? ( перед корнем)

В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

Что может сделать приставка? (Дополнить смысл)

А сейчас мы поиграем. Я называю слово без приставки, а вы мне возвращаете слово с приставкой. Обратите внимание, как приставка дополняет смысл слова.

Молодцы, все справились с заданием.

Следующее задание к упражнению вы должны придумать сами.

На доске слова: с -, вы -, пере -: давать, бежать, лететь, говорить.

(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному).

Выполняем задание в тетради, два ученика у доски.

Работа с текстом.

В данном тексте (текст распечатан и лежит у каждого ученика на столе) найдите все слова с приставками и выделите их. Вспомните, как найти приставку, где стоит приставка в слове.

7. Работа в парах. О чём этот текст? Вместе можно преодолеть любые трудности. И вы сейчас поработаете вместе, в парах. На столах лежат карточки с частями слова. Нужно составить слова. Посмотрим, кто составит больше слов.

По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.

(Поход, посадки, садик, переход, цветник,праздник, дворник, побег, котик, коток, столик)

У каждого на парте карточки с тестом. Ваша задача – подписать карточки и выбрать правильный ответ. Обвести его.

1.Как называется часть слова, стоящая после корня

2.Как называется часть слова, стоящая перед корнем

3.Основная значимая часть слова

4. Изменяемая часть слова

5.Найди слова по теме урока. Подчеркни их.

Налетел, столовая, перекрасил, побеседовал.

. Какое из этих слов однокоренное со словарным словом, изученным на уроке? Подчеркните безударную гласную в этом слове. (Побеседовал).

Читайте также: