Конспект урока русский народный костюм с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор проекта: учитель ИЗО

МАОУ СОШ№18с УИОП г. Армавира

Сирота Ольга Николаевна

Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями. Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями. Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре. Развивать эстетический и художественный вкус. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Праздничная и будничная

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Рязанской и Воронежской

Тамбовской и Курской

В народе русский костюм описывают так:

Пойду ль я во чисто поле –

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

На главу свою кладу

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

Украшения костюма Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл: Слава божеству! Праздник. Просьба плодородия. Благодарность богу за содеянное. Вышивка Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Женский костюм

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.

Женский костюм Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей. Рубаха

Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.

Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.

Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,

птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Женские головные уборы 1. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. "Сорока с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.

1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в. 4. "Повязка"-центр России, 18в. Женские украшения

Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,

утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Свадебные головные уборы Мужской костюм

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.

Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,

завязывались на талии шнурком – гашником.

Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний Рубаха украшалась вышивкой Верхняя мужская одежда.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.

Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

По программе на изучение данной темы отводится два урока. Первый урок можно посвятить изучению русского народного женского костюма, второй урок – изучению русского народного мужского костюма.

Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Все названия элементов женского русского народного костюма необходимо перечислить подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.

Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.

Опираясь на многолетний опыт работы в средней школе и имея представление о творческих возможностях пятиклассников, делаю определенный вывод, что основной массе детей трудно рисовать фигуру человека в костюме.

В этой теме хотелось бы акцентировать все внимание не на рисовании фигуры человека, а на изображении и декорировании одежды. Поэтому, чтобы упростить задачу восприятия силуэта костюма, были разработаны шаблоны сарафана и кокошника. Дети быстро обводят по контуру форму сарафана и кокошника и, опираясь на таблицы с изображениями цветовой гаммы и видов орнаментов, применяя графитный карандаш и линейку (по желанию), наносят декор. Использование фломастеров в качестве вспомогательных инструментов декорирования цветом ускорит выполнение задания.

Кроме шаблонов по данной теме была разработана презентация. Презентация, посвященная русскому народному женскому костюму, имеет длительный срок создания. Первоначально, как табличные приложения к уроку, были разработаны такие наглядные пособия: технологическая карта, цветовая гамма орнамента, геометрия орнамента, состоящая из четырех вариантов (орнамента центральной полосы и подузора верха сарафана, орнамента рукава и подузора ворота рубашки). И созданы образцы рисунков кокошника и сарафана.

С приходом информационных технологий в среднюю школу возникла потребность объединения всех приложений к уроку в единый комплект. Таким образом, возникла идея создания презентации.

Вид урока: комбинированный.

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

  • Обучающие:
    • Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века.
    • Научить пользоваться шаблонами.
    • Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
    • Выделить цветовую гамму.
    • Объединить элементы костюма в целостный образ.
    • Художественный вкус.
    • Логическое мышление.
    • Цветовое и формальное восприятие.
    • Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
    • Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

    Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

    Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный каран­даш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

    Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

    Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

    План урока:

    1. Организационная работа (2 минуты).
    2. Работа с презентацией (15 минуты).
    3. Практическая работа (25 минуты).
    4. Подведение итогов (3 минуты).

    I. Историческая справка

    Введение

    В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию, сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крес­тьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь.
    Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

    СЛАЙД 2

    Традиционный летний женский костюм. XIX век.

    Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
    Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
    Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.
    Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.
    Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
    Женщины одевали на голову повойник.
    Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.
    Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
    Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

    СЛАЙД 3

    Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

    Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери. Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.
    Душегрея – вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.
    На голову одевали ко­кошник.
    Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
    Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.
    Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

    СЛАЙД 4

    Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

    В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
    Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
    Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
    Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.
    Самым популярным головным убором была кичка.
    Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.
    Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
    На ноги одевали валенки.
    Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

    СЛАЙД 5

    Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

    Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
    Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
    До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

    II. Технологическая карта изделия

    СЛАЙД 6

    Технологическая карта:

    1 этап (работа с шаблоном).

    На первом листе бумаги по шаблону дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе – контур кокошника .

    2 этап (прорисовывание деталей).

    В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

    3 этап (украшение орнаментом).

    Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

    СЛАЙД 7

    Цветовая гамма орнамента.

    Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

    Геометрия орнамента.

    На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

    Урок – путешествие. Комбинированный урок.

    Цели и задачи:

    Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

    Прививать интерес к русской народной культуре.

    Оборудование и материалы:

    иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

    русская народная музыка,

    бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

    русские народные костюмы.

    Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)

    I . Оргмомент

    Проверь, дружок, ты готов начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке?

    Все ли правильно сидят?

    Все внимательно глядят?

    –Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение ( выходит ученица в русском костюме)

    Нам, россиянам, русского костюма

    Историю полезно очень знать!

    Костюм о людях призовет подумать,

    О быте, нравах может рассказать.

    В себе не станем мы растить невежу,

    По выставке пройдемся не спеша,

    Рассмотрим древнерусскую одежду:

    Не правда ли проста и хороша!

    III . Путешествие.

    1.Посещение картинной галереи-

    просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.

    (Просмотр презентации)

    1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

    2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.

    1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

    2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

    2. Мы в музее русского национального костюма.

    Повторение значений элементов русского костюма

    1.Итак,что прежде женщины носили?

    2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

    3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

    2. Ответы учеников:

    Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

    Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

    Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

    Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

    Повойник – головной убор типа чепца

    3. Путешествие на север и юг России.

    Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов.

    (Просмотр презентации)

    1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

    2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

    3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

    4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

    5.Сколько головных уборов было названо и какие?

    1.Ответы учеников:

    2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

    4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

    5. Кокошник, венцы, кики – 3

    4. Отдых в пути.

    Проведение динамической паузы. Физминутка

    Говорит и показывает движения

    Повторяют движения за учителем

    5. Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

    1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

    2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

    Ответы учеников:

    1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

    2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

    6. Подведение итогов путешествия.

    Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

    – Какой вид костюма вы выбрали?

    – Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

    – О чем вам может рассказать русский народный костюм?

    Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

    7. Домашнее задание

    Женский костюм

    Итак, что прежде женщины носили?

    У всех деталей имя есть свое:

    Кафтан надет поверх рубахи длинной,

    Орнаментом украшенный внизу.

    На голове – убрус под шапкой чинной

    Или повойник – оттенить красу.

    Ну, горожанки шли в сапожках новых,

    Крестьянки чаще бегали в лаптях.

    Носились и запоны, и понёвы –

    Детали поясню вам в двух словах.

    Наряды женщин из северных и южных областей

    1.И не касался Запад просвещённый

    Его своеобразной красоты!

    Все те же сарафаны надевались,

    Понёвы и рубахи без затей.

    А всё ж наряды женщин различались

    Из северных и южных областей.

    На севере носили сарафаны

    Из однотонной ткани, из холста,

    Из крашенины, шерсти домотканной.

    И лишь отделки яркой красота

    Нарядный вид костюму придавала,

    А на рубахах вышивка всегда

    Событиям особым отвечала –

    Для свадьбы, сельских праздников, труда,

    2.Крестьянки Юга – те предпочитали.

    Поверх рубах понёвы надевать,

    Узором по подолу украшались,

    Но юбки было принято считать

    Нарядом женским, Девушки носили.

    По верх рубахи фартук иль армяк ,

    На совершеннолетие им шили

    Понёвы – юбки, вот бывало как!

    На Севере кокошник надевали,

    Расшитые узорами венцы,

    На Юге кики им предпочитали,

    А к юбкам пришивали бубенцы.

    Если б все на свете было

    Вас бы это рассердило

    Или радовало это?

    (наклоны головой в разные стороны)

    Видеть мир привыкли люди

    Белым, желтым, синим, красным

    (руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

    Пусть же все вокруг нас будет

    Удивительным и разным.

    (руки накрест перед собой)

    5. Практическая работа учеников.

    – Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

    нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

    наплечные – охраняли руки,

    наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

    – Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

    Задание дифференцированное:

    1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

    2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

    3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

    Главное условие – наличие орнамента в одежде.

    Этапы работы:

    выбрать вариант костюма;

    построить общую форму костюма;

    наметить места украшений и орнамента;

    определить колорит (цвет) костюма;

    выполнить в цвете работу.

    Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

    Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

    Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Презентация поможет рассказать детям о русской народной одеже.

    Русская народная одежда

    Русская народная

    Какой была одежда на Руси?

    Какой была одежда

    Русская народная одежда различалась: по назначению Праздничная Траурная Будничная Свадебная

    Русская народная одежда различалась: по назначению

    Одежда русских поражала иностранных гостей своей пышность, разнообразием убранств и красочностью. Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил. Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора – очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простолюдинов покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные.

    Одежда русских поражала иностранных гостей своей пышность,

    разнообразием убранств и красочностью. Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил. Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная,

    одежда князей, бояр и царского двора – очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простолюдинов покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные.

    Женская одежда Сорочка Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

    Женская одежда

    Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был

    круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и

    длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола,

    рукавов, ворота.

    Сарафан Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

    Сверх сорочки надевали сарафан.

    Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

    Душегрея Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

    Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

    Понёва Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.

    Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром.

    Поневу шили из пестрых тканей.

    Мужская одежда Косоворотка Рубаха – косоворотка - основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

    Мужская одежда

    Рубаха – косоворотка - основа мужского костюма.

    Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

    Порты Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

    Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали

    онучами и поверх надевали лапти.

    Онучи Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Лапти Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви.

    Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки).

    Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

    Обувь, сплетённая из лыка или берёсты.

    Основной вид крестьянской обуви.

    Зипун Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун подпоясывался нешироким поясом.

    Поверх рубахи обычно надевали зипун.

    Зипун застегивался на пуговицы.

    Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава.

    У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун подпоясывался нешироким поясом.

    Из чего шили одежду? Лён Шерсть Конопля Лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.

    Из чего шили одежду?

    Лен был самый распространённой, самой любимой тканью

    среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.

    Знаки - обереги

    Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.

    Что обозначали знаки? волнистые линии - символ воды красные круги - символ солнца крест - это тоже символ солнца ромб - символ земли, плодородия цветы – символ богатства

    Что обозначали знаки?

    волнистые линии - символ воды красные круги - символ солнца крест - это тоже символ солнца ромб - символ земли, плодородия цветы – символ богатства

    Какие мотивы встречались в вышивке? В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Эти традиционные образы наполнены ёмким содержанием и символикой. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, дерево сливалось с образом Древа жизни.

    Какие мотивы встречались в вышивке?

    В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Эти традиционные образы наполнены ёмким содержанием и символикой. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, дерево сливалось с образом Древа жизни.

    Какое значение имели цвета? Красный – благополучие Жёлтый – тепло и ласка Синий – радость Чёрный – богатство

    Какое значение имели цвета?

    Красный – благополучие Жёлтый – тепло и ласка Синий – радость Чёрный – богатство

    Читайте также: