Конспект урока романское искусство

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Ознакомить учащихся с истоками и характером романского стиля;

Выявить отличительные особенности романского стиля;

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Презентация по теме

Учебник под ред. Рапацкой Л.А. 10 кл. - М., ВЛАДОС, 2014. - 375 стр.

Тип урока: Урок-лекция

Проверка присутствующих и отсутствующих учеников.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать культуру Средневековья и более подробно остановимся на культуре романского стиля.

В начале урока будет проведена проверка домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Д/З).

Проверка готовности к уроку:

Архитектура - это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Работают с цитатой.

Как вы понимаете ее смысл?

Что такое архитектура?

Изучение нового материала

Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурным стилем романского искусства.

Работа в тетради.

Cтиль - устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

- Во время урока вы услышите слова - специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, чем идет речь, я бы хотела прокомментировать эти термины.

Базилика - вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн, или столбов на 3 , или 5 частей.

Неф- часть базилики, отделенная от других рядами колонн.

Апсида - полукруглая или многоугольная выступающая часть здания, перекрытая полукуполом.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трансепт - поперечный неф, отделяющий алтарную часть от основного пространства храма.

Донжон - высокая прямоугольная или круглая башня, под которой располагалось подземелье.

Шпалера - настенный ковер, сотканный в виде картины.

Периодизация искусства романского стиля:

1)VIII век - предпосылки для развития романского стиля (каролингский период);

2)X век - становление романского стиля;

3)XI - XII век - расцвет романского стиля;

4) XIII век - угасание стиля, его перерождение в новый стиль.

БЕСЕДА С КЛАССОМ:

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - слово произошло от латинского romanus - римский. Он развивался в западноевропейском искусстве Х-ХIIвв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого "романского" зодчества (от лат. romanus - римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название "романское искусство" сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

В X-XI веках в Западной Европе господствовали войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы.

В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок - жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,- ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам.

Итак, основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом становится башня. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Почему храмы тоже напоминали замки?

Храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время. Поэтому в них господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…Романский стиль

Так как в это время в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму креста. Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.

Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода - над капеллами, над ними - главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд . Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв., север Франции

Слайд . Замок Сюлли, строители неизвестны X-XI вв., Франция

Слайд . Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XII вв., Шотландия

Слайд . Крепость Конкистадоров, X-XI вв., Германия

Слайд . Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв., Англия

Слайд . Соборный ансамбль в Пизе. Италия. Достраивался в 14 в.

Немного подробнее расскажу о Пизанской башне.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (Пизанская башня).

Слушают рассказ учителя

Записывают в тетради.

Работа со словарем.

Записывают в тетради.

Дайте определение - романский стиль - это.

Почему именно в 10-12 век?

Как эти исторические условия отразились на архитектуре?

Почему храмы тоже напоминали замки?

Записывают примеры в тетрадь

Слушают рассказ учителя

Метод незаконченного приложение

Читать тему 8. Стр. 149-152. (романский стиль(

"Особенности стилей средневекового искусства"

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения - т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений.Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода - система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу - изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения - рельефы - располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность.

Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

Вот уже более 8 веков "падает" знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу "затянувшимся чудом". Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает "собор"), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики.

И вот в 1173 году под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Но она продолжала "падать". Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. Судьба самой известной "падающей" башни - Пизанской - беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото - и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей.

Открытый урок по истории искусств для 2 класса художественного отделения.

Урок составлен преподавателем теоретических дисциплин Куриловой К.С.

Цель : формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;

Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развить познавательную активность;

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Презентация, которая наглядно отражает все особенности архитектуры Средневековья.

Альбомный лист для выполнения практической работы, масляные (или другие) карандаши.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывают мне…

И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величие рыцарства и блеск Средневековья.

Этот романтический образ средневекового замка создал французский писатель и поэт XIX века Теофиль Готье.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.

Изучение нового материала.

Ведущим видом искусства эпохи Средневековья является архитектура. С ней органично связаны и другие виды искусства – музыка, изобразительное, прикладное и другие. Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья. Попытаемся понять их и различить между собой. Но как? – Спросите вы. С помощью языка.

Язык, он дает нам возможность высказывать свои чувства и мысли. Искусство тоже обладает даром говорить на своем особенном художественном языке о духовных ценностях человека в разные эпохи. Этот язык в искусстве называется стилем.

На экране образцы романского и готического стиля. Учащиеся рассматривают образцы и пытаются определить, для кого, для чего с какой целью построено то или иное здание.

Образец Романского стиля – замок, крепость, здание достаточно массивное. Кто же говорит с нами из прошлого?

Учитель: Для чего, по вашему мнению, служило это сооружение?

Учащиеся: Это здание создано для защиты от врага, напоминает эпоху рыцарей.

Образец Готического стиля – церковь, здание воздушное и устремленное вверх.

Учитель: Кто говорит с нами в данном случае? Для чего создано это здание?

Учащиеся : Это церковь, она создана для верующих, монахов.

И действительно архитектура эпохи Средневековья имеет два лица – это так называемые Романский и Готический стили. Но прежде чем приготовиться к детальному рассмотрению, нам необходимо знать значение терминов, которые определяют эти стили.

У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Но прошли времена рыцарских войн и сегодня мы вполне можем совершить путешествие по Романскому собору. Но прежде чем войти, рассмотрим его снаружи.

Храм кажется строгим и массивным. В романских храмах делали прочные каменные перекрытия. Огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Окна в храмах небольшие и узкие, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских соборах чаще всего господствовал полумрак.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, цилиндров.

Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода.

Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.

Важным элементом романской архитектуры является колонна с украшенной скульптурным орнаментом капителью.

Стены храма гладкие. Ребята, каким способом можно украсить гладкую стену?

Учащиеся: Роспись, мозаика, фрески.

Учитель: Это действительно так, стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).

Скульптура романского храма особенна. Здесь все для того, чтобы верующий задумался о своих грехах. Сюжеты Страшного суда, библейские сцены, нашлось даже место чудовищу, пожирающему грешника.

Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

Собор в Вормсе (1171 – 1234 гг.) Стоит лишь взглянуть на этот храм в Вормсе, чувствуешь его особый дух. Он подобен кораблю, рассекающему волны. Четыре узкие башни сторожат храм с востока и запада. В его архитектуре нет ничего лишнего, отделка очень сдержанна, лишь арки подчеркивают основные линии. Скульптура храма – необычные, дикие, иногда чудовищные звери. Они как каменная книга – созданы для размышления верующего о Боге и его законах.

Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

Продолжим знакомство с архитектурой Средневековья. И следующий стиль готический.

Готический храм – это воплощённый в камне духовный символ эпохи. Как же прочитать этот символ? В храме воплощен образ мироздания. Каменные стены теряют свою мощь и начинают просвечивать. И вместо толстых стен мы видим хрупкие, пронизанные светом витражи. Оставляя земное, готический храм устремляется вверх к небесам, побеждая всю тяжесть камня.

Именно архитекторам средневековья удалось создать такое чудо, где хрупкие стены, состоящие почти целиком из витражей – окон, не рушатся под тяжелыми каменными сводами с помощью каркасной системы с наклонными дугами. Именно эта система позволила воплотить внутри готического храма парящий свод.

Скульптуры готического собора полны смысла. Здесь изображены сцены из Библии, образы Христа и Богоматери, святых и пророков, царей древности и современности и даже средневековый календарь – знаки Зодиака и сцены сельскохозяйственных работ.

Совершим с Вами небольшое путешествие по Европейским средневековым готическим соборам. А нашими экскурсоводами будут учащиеся экспертной группы, которые занимались исследованием соборов готического стиля.

Кёльнский собор — римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248—1437 годах и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.

Собор в Реймсе был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и собора в Шартре. Собор в Реймсе является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века, собор был местом коронации практически всех французских монархов.

Собор в Шартре — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Находится недалеко от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. Например, собор в Шартре имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

Нотр-Дам-де-Пари известен своими колоколами. Самый большой колокол – Мария, назван в честь Богоматери и покровительницы этого собора, его вес 6 023 кг. Колокол повешен на Южной Башне. На нем выгравирована его история.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Обобщение по готическому стилю.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Слово учителя. Каждому из вас я раздаю таблицу с характеристиками стилей Средневековья, ваша задача, с помощью полученных знаний и таблицы, выявить к какому стилю относятся предложенные изображения на экране (на экране 3 слайда с изображениями сопоставлений Романского и Готического стиля) .

Работа по изображениям.

(данная таблица раздается каждому учащемуся для вклейки в тетрадь)

Особенности стилей средневекового искусства

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит, их не нужно было делать толстыми и массивными.

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись, уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали – это придавало им большую выразительность и убедительность.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о двух основных стилях средневековой архитектуры: Романского и Готического.

Домашнее задание: Для закрепления знаний о Романском стиле предлагается нарисовать эскиз замка с характерными особенностями.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Романское и готическое искусство эпохи Средневековья

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в европейском искусстве X-XII веков. Аббатство Мария Лаах , Германия

Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость

Характерный признак Романской архитектуры - толстые стены, прорезанные маленькими окнами.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, цилиндров. Донжо́н (фр. donjon ) — главная башня в европейских замках Романского стиля.

Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене .

Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами .

ПОРТАЛ – вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками.

В 12 веке впервые для декодирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного Суда.

Скульптура Романского храма

Собор Святого Петра в Вормсе

Некоторые выводы: В романской архитектуре впервые появляются огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты архитектуры Романского стиля.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слово Готика (от итал . Gotico ) — непривычный, варварский.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей .

Скульптура Готического собора

Собор в Кёльне (Германия)

Собор в Реймсе (Франция)

Собор в Шартре (Франция)

Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам-де-Пари )

Романский город-крепость Каркассон в Провансе ( XII-XIII в.) , Франция

Готический Собор в Йорке, XIII век, Англия

Готическая часовня-реликварий Святая Капелла Сент-Шапель , XIII век, Франция

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Романское искусство МХК 10 класс..pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:












Выбранный для просмотра документ Романский стиль Конспект урока по МХК. 10 класс..docx

Конспект урока по Мировой Художественной культуре

Тема: Романское искусство.

Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Ознакомить учащихся с истоками и характером романского стиля;

Выявить отличительные особенности романского стиля;

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Продолжить развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление, пространственное мышление.

Оборудование:

Презентация по теме

Учебник под ред. Рапацкой Л.А. 10 кл. – М., ВЛАДОС, 2014. – 375 стр.

Тип урока: Урок-лекция

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Организационный момент

Проверка присутствующих и отсутствующих учеников.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать культуру Средневековья и более подробно остановимся на культуре романского стиля.

В начале урока будет проведена проверка домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Д / З).

Проверка готовности к уроку:

Архитектура – это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Работают с цитатой.

Как вы понимаете ее смысл?

Что такое архитектура?

Изучение нового материала

Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурным стилем романского искусства.

Работа в тетради.

Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

Словарная работа.

- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, чем идет речь, я бы хотела прокомментировать эти термины.

Базилика – вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн, или столбов на 3 , или 5 частей.

Неф- часть базилики, отделенная от других рядами колонн.

Апсида - полукруглая или многоугольная выступающая часть здания, перекрытая полукуполом.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание.

Трансепт – поперечный неф, отделяющий алтарную часть от основного пространства храма.

Донжон высокая прямоугольная или круглая башня, под которой располагалось подземелье.

Шпалера – настенный ковер, сотканный в виде картины.

Периодизация искусства романского стиля:

1)VIII век – предпосылки для развития романского стиля (каролингский период);

2)X век – становление романского стиля;

3)XI – XII век – расцвет романского стиля;

4) XIII век – угасание стиля, его перерождение в новый стиль.

БЕСЕДА С КЛАССОМ:

Примерный ответ:

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - слово произошло от латинского romanus - римский. Он развивался в западноевропейском искусстве Х-ХIIвв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого “романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название “романское искусство” сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Примерный ответ:

В X-XI веках в Западной Европе господствовали войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы.

Примерный ответ:

В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам.

Слово учителя:

Итак, основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом становится башня. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Почему храмы тоже напоминали замки?

Примерный ответ:

Храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время. Поэтому в них господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…Романский стиль

Слово учителя:

Так как в это время в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму креста. Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.

Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд . Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв., север Франции

Слайд . Замок Сюлли, строители неизвестны X-XI вв., Франция

Слайд . Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XII вв., Шотландия

Слайд . Крепость Конкистадоров, X-XI вв., Германия

Слайд . Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв., Англия

Слайд . Соборный ансамбль в Пизе. Италия. Достраивался в 14 в.

Немного подробнее расскажу о Пизанской башне .

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (Пизанская башня).

Слушают рассказ учителя

З аписывают в тетради.

Работа со словарем.

Записывают в тетради.

Дайте определение – романский стиль – это.

Почему именно в 10-12 век?

Как эти исторические условия отразились на архитектуре?

Почему храмы тоже напоминали замки?

Записывают примеры в тетрадь

Слушают рассказ учителя

Итоговое закрепление

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Метод незаконченного приложение

Читать тему 8. Стр. 149-152. (романский стиль(

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Проверка ДЗ.

Заполнить таблицу

“Особенности стилей средневекового искусства”

Примерный ответ:

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными

Светская архитектура

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность.

Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ

Вот уже более 8 веков "падает" знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу "затянувшимся чудом". Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает "собор"), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики.

И вот в 1173 году под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Но она продолжала "падать". Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. Судьба самой известной "падающей" башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото - и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей.

Открыть учащимся видение гармонии и красоты в романском и готическом архитектурных стилях.

Воспитать у учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.

Продолжить развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление, пространственное мышление.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с какой архитектурой? (античности – Др. Греции, Др. Рима)

Что такое архитектура?

III. Беседа об особенностях романского и готического стилей.

1) РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - слово произошло от латинского romanus - римский. Он развивался в западноевропейском искусстве Х-ХIIвв. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Почему именно в 10-12 век? (В X-XI веках в Западной Европе господствовали войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы)

Как эти исторические условия отразились на архитектуре?

В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом был окружен рвом, каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.

(Приложение 1. Строение храма в романском стиле)

Итак, основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом становится башня. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Почему храмы тоже напоминали замки? (храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время. Поэтому в них господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…Романский стиль)

Так как в это время в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму креста. Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.

Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 1. Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв., север Франции

Слайд 2. Замок Сюлли, строители неизвестны X-XI вв., Франция

Слайд 3. Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XII вв., Шотландия

Слайд 4. Крепость Конкистадоров, X-XI вв., Германия

Слайд 5. Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв., Англия

Слайд 6. Соборный ансамбль в Пизе. Италия. Достраивался в 14 в.

Немного подробнее расскажу о Пизанской башне.

2) Шли годы. Менялось время, власть европейских монархов стала сильной. Закончились бесконечные войны между феодалами. Многие города освободились от власти сеньоров.

На смену романскому искусству приходит готическое. От итальянского gotico - готский, варварский. Стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв.

В каждом городе рядом с рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе среди его красоты и величая человек, проникался ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

(Приложение 2. Строение храма в готическом стиле)

Итак, ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево. Готический собор символизировал порыв к небу, поэтому шатровые крыши и шпили вонзались в небо. Самым характерным мотивом готической архитектуре стала стрельчатая арка, которая как бы вытягивает здание к небесам. Сотни статуй, наряду с оконными арками украшали фасады. Еще более сильное впечатление производили готические храмы внутри. Сквозь огромные окна лился свет, делавший собор воздушным.

Как думаете почему? (этому способствовали витражи)

Витражи – картины, собранные из разноцветных кусочков стекла. В солнечный день луч солнца, светивший сквозь такие витражи, расписывал яркими бликами пол, стены, воздух в храме.

Такие громоздкие сооружения строились десятилетиями, могли достраиваться по мере поступления средств через века. Но лучшие из готических храмов потрясают своей стройностью и соразмерностью.

И вновь памятники готического искусства рассеяны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 7. Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века. Францию считают родиной готических соборов. Величайшее сооружение рапной готики — собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г.; достраивался до 14 в.), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более 150 лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам.

Слайд 11, 12. В рамы витражей вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые. Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Собор напоминает крест, на котором был распят Иисус Христос.

К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Ему угрожало полное разрушение.

В 1845 году было принято правительственное решение и началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

Слайд 8. Собор Нотр-Дам в Реймсе,1211 - достр до XVв., Франция, Реймс Реймсский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм 150 м длины с высокими 80 м башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь.

Слайд 9. Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв., Франция, Амьен В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным.

Слайд 10. Кельнский собор (1248—1880) построен по типу Амьенского. Однако он отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в.

IV. Закрепление.

В чем отличие романского стиля от готического?

Назовите основные постройки этого времени.

Читайте также: