Конспект урока расул гамзатов журавли

Обновлено: 05.07.2024

Каждый год наша страна отмечает праздник День Победы. Чем дальше он отходит от нас, тем сложнее рассказывать детям "о героях былых времен", от которых "не осталось порой имен. ". Наше сытое время и СМИ старательно размывают значение подвига нашего народа. Восстановить справедливость может помочь песня, потому что она "душа народа", даже еще маленького и уже пресыщенного. Дети слушают старые песни, смотрят старые фотографии, поют военные песни. Они с радостью ощущают себя частью истории великого народа, народа победителя.

В этом году я рассказывала детям историю создания песни на слова Р. Гамзатова "Журавли", композитор Я. Френкель.

Сначала мы прослушали песню, обсудили, что каждый из детей представлял себе во время слушания этой песни. Рассматривали иллюстрации, где изображены журавли. Я задала вопрос: почему автор сравнивает погибших солдат (а в оригинале джигитов) с журавлями?Затем во время просмотра презентации я рассказывала историю создания этой песни. Мы выстроили ассоциативную цепочку: памятник японской девочке, журавлики, впечатления поэта, его личные переживания, талантливый перевод стихотворения, желание М. Бернеса спеть этот стих, музыка Я Френкеля и миллионы наших людей, не доживших до Победы.

На занятии по аппликации мы сделали коллективную работу "Журавли, летящие к солнцу".

Хоровод снеговиков. История создания первого снеговика

Хоровод снеговиков. История создания первого снеговика Зима… Снег… Прекрасная возможность повеселиться: сыграть в снежки, спуститься с невероятной горки на санках, покататься на лыжах, совершить.

Тематическое развлечение, посвящённое творчеству Расула Гамзатова

Тематическое развлечение, посвящённое творчеству Расула Гамзатова МБДОУ ЦРР - ДЕТСКИЙ САД №49 Тематическое развлечение для детей 4-й санаторной группы, посвящённое 94-летию со дня рождения РАСУЛА ГАМЗАТОВА.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО учителя Зарипова Н.Н.

присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

7.С4. Определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

7.Ч6. Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

знать содержанаие текста и определить основную мысль

Большинство учащихся будут уметь:

уметь анализировать содержание художественных произведений

Некоторые учащиеся смогут:

написать сочинение-эссе автору

Планируемые сроки

Планируемые действия

I .Оргмомент

III .Актуализация знаний

-Какими произведениями о войне вы знакомы?

-Каких писателей вы знаете?

запись в тетрадях

-Какую цель вы перед собой ставите за сегодняшний урок?(знать,уметь,сделать)

-А теперь мы ознакомтесь целями нашего урока.

Знать содержание стихотворение и определить основную мысль

Уметь анализировать содержание художественных произведений

IV .Изучение нового материала

Слайдовая презентация о жизни и творчестве поэта

- Где родился Расул Гамзатов?

- Какой творческий путь проделал поэт?

- Какие композиторы, певцы сотрудничали с Расулом Гамзатовым?

-Как вы думаете о чем это стихотворение?

-Символ чего являлось журавль для Гамзатова?

-Для того чтобы узнать ответ на вопросы,давайте узнаем историю созданиея данного стихотворение.

Вопросы учителя:

- Символом чего являются белые журавли?

(журавли являются воплощением душ погибших воинов)

Тема минувшей войны всегда находила и продолжает находить свое отражение в современной поэзии, и каждый поэт по-своему осмысливает и переживает ее, рождая образы, в которых воплотились его собственные представления о войне.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

… Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.

Вопросы учителя:

- Нужно ли помнить павших солдат? Почему?

… Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.

Вопросы для учителя:

- Почему именно эту картину видит лирический герой?

Вопросы для учителя:

- О чем размышляет автор?

Вопросы учителя:

- На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора)

Вопросы учителя:

- На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни)

Поэт чувствует свое единение со стаей журавлей и размышляет о том, что, быть может, и он

сам за порогом своей жизни займет свое место среди этих белых птиц. Он размышляет о том, что наступит день, когда и он будет окликать с небес всех дорогих ему людей, оставшихся на земле, обращаясь к их памяти и сердцу:

Летит, летит по небу клин усталый —

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый — Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.

Эту песню, без сомнения, можно назвать народной, поскольку нет человека, который бы никогда не слышал ее и которого бы она не поразила своей глубокой грустью, лиризмом, мудростью строк, красотой образов.

Стихотворение стало песней потому, что его строки трогают душу любого — и прошедшего поля сражений фронтовика, в памяти которого встают образы погибших друзей, окликающих его из бесконечной дали подобно белым журавлям, и нас, знающих о войне только по книгам и фильмам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Г4 Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и\или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений.

Все учащиеся смогут:

прогнозировать содержание текста на основе вопросов, определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний, определять лирического героя, отвечать на вопросы, обсуждать услышанное и обмениваться мнениями;

Большинство учащихся будут уметь:

сформулировать основную мысль, анализировать содержание, определяя жанровые особенности, определять чувства лирического героя, выражать свои мнения и аргументировать ответы;

Некоторые учащиеся смогут:

Языковая цель:

Учащиеся могут:

Ключевые слова и фразы: журавли‚ солдаты‚кровавое поле‚ журавлиная стая‚ сизая мгла‚ клич журавлиный‚ клин усталый

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: обсуждение, рассказ

Вопросы для обсуждения:

Как поэт относится к памяти погибших воинов?

Почему поэт сравнил солдатов с журавлями? Что вы думаете о войне и как вы относитесь к войне?

долг перед Родиной‚чувство благодарности героям ВОВ‚ любовь к Родине‚ защита Отечества от врагов

Предыдущее обучение

Знания учащихся о Великой Отечественной войне, изученные на предыдущих уроках, ученики умеют понимать прослушанное, определять основную мысль, создавать устное высказывание.

Межпредметные связи

Планируемын сроки

Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями)

Начало урока 5 мин.

І.Приветствие (класс разделен на пары по способностям)

ІІ Актуализация прежних знаний и подведение к теме

Работа над эпиграфом урока:

«Ах, если б не было войны.

Земля была полна бы цветом,

И мир искрился ярким светом,

И не были убиты где-то

Те дети, что родились до войны.

Объявление темы и цели урока

Мы научимся понимать прослушанный текст, определять основную мысль и уметь составлять монолог, выражая свое мнение.

Расул Гамзатович Гамзатов аварский поэт.

Портрет Р. Гамзатова

ІІІ Стадия осмысления

Прогнозирование содержания текста по заголовку

Как вы думаете, о чем\о ком будет текст?

Какая история может быть в тексте?

1 остановка:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Вопросы учителя:

В каком жанре написан текст?

Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Совпали ли ваши ожидания?

Символом чего являются белые журавли?

(журавли являются воплощением душ погибших воинов)

2 остановка:

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Вопросы учителя:

3 остановка:

Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

Вопросы для учителя:

- Почему именно эту картину видит лирический герой?

4 остановка:

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?

Вопросы для учителя:

- О чем размышляет автор?

5 остановка:

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.

Вопросы учителя вопросы высокого порядка():

- На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора)

- Как вы понимаете выражение

«И в том строю есть промежуток малый,

6 остановка:

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Вопросы учителя:

Дифференциация (толстые вопросы): На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни)

Словарная работа (ученики с помощью учителя сами определяют значения слов, учитель рисует на доске клин, ученики ищут значение в словаре, определяют исходное слово):

Сизый - тёмно-серый с синеватым оттенком,

Клин - (сужающийся, заостренный конец), Выкликать – звать кого-либо.

Задание уровня А:

1.Прослушайте песню, запишите ключевые слова. 2.По ключевым словам сформулируйте основную мысль.

3.По рисунку выразите свое отношение к войне и к подвигам солдат.

Опорные слова: По-моему… Я думаю…, Я считаю…

-определяет основную мысль.

- составляет устное высказывание

Дескрипторы:

-записывает ключевые слова

-формулирует основную мысль, используя ключевые слова

- по рисунку создает высказывание, соблюдая структуру

-выражает свое мнение

Задание уровня В

1.Прослушайте песню. Проиллюстрируйте основную мысль стихотворения и выразите свою реакцию на нее.

-определяет основную мысль.

- составляет устное высказывание

Дескрипторы:

-формулирует основную мысль, опираясь на ключевые слова

- представляет основную мысль в виде рисунка

-выражает свое мнение

Задание уровня С

Прослушайте песню. Можно ли сделать из прослушанного такие выводы, которые были бы важны для будущего?

- составляет устное высказывание

Дескрипторы:

- создает высказывание, соблюдая структуру

-выражает свое мнение

Словесный комментарий учителя.

Ф оценивание учителя: наблюдение, словесный комментарий

Обобщение урока

О чем мы сегодня говорили?

Какой вывод вы сделали для себя?

Самооценивание учащихся по критериям успешности:

Смог определять основную мысль

Смог составиь устное высказывание, выражая свое мнение

ФО учителя: наблюдение, устный комментарий

Каждый участник на карточках пишет:

Х – что было хорошего;

И – что было интересно;

М – что мешало работе;

С – что взял бы с собой;

Затем листочки вывешиваются на доску.








Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподования и учения?)

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподования и учения?)

Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Расул Гамзатов.

ВложениеРазмер
rasul_gamzatov.docx 32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок,посвященный памяти Расула Гамзатова.

Тема: Поэт родного края – родник большого таланта.

Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Расул Гамзатов.

Его нельзя не любить.
Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стремительный горный ручеек, он смелый, словно крылатый горный орел; добр и нежен, словно горный олень….
Эдуардас Межелайтис.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р. Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести учеников по основным вехам творчеств Р. Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р. Гамзатова; эстетическое воспитание учеников.

Оборудование: портреты Р. Гамзатова, бурка, папахи, свадебное платье, зеркало, лампа, шкатулка, колыбель, кувшин, вазы с узорами дагестанских мастеров, кинжал, коврики овечьи шкуры, томики со стихами, картины с изображением пейзажа Дагестана, рефераты по творчеству поэта.

Оформление кабинета: 6 столов накрыты скатертями и растравлены в определенном порядке, цветы, подсвечники с горящими свечами, зарисовки кавказских пейзажей, музыкальный материал (ноутбук).

Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но, мы живем, чтобы оставить след,
Дом или тропинку … дерево иль слово.


I . Вступительное слово ученицы.
Сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству великого аварского писателя Расула Гамзатова. Его имя вписалось в души читателя и вырезалась во всех уголках горной страны Дагестана. Он человек с большой буквы, достойный сын своих родителей, патриот своей Родины и многогранная личность. Известность и популярность получил не только внутри Дагестана, но и за ее пределами. Сегодня откроем большую книгу гениального человека и окунемся вновь в его творческие труды.

II. Монолог ведущей .
Ведущая: В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.

XVI. Выход горянки и ученицы.

Горянка. Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р. Гамзатова , нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!
Ученица: Кого, кого!?
Горянка . Расула Гамзатова.
Ученица : А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?
Горянка. Как ты можешь так говорить?! Ведь Р. Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!.
Ученица : Нет, я не знаю такого.
Горянка . Не знать Р. Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!
Ученица : (с обидой) Ну зачем ты так?!
Горянка. А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?
Ученица : Конечно, хочу!
Горянка . Пойдем я тебе покажу.

XVII. Биография поэта.

Горянка .Может, слышала где-то?
Думаю, для начала лучше вернутся в самую рань его жизни, в его детство.

XVIII. Сценка, посвященная детству Р. Гамзатова.

Расул :завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги!
Отец : Что это?
Расул :Это колени.
Отец : Колени – то колени, но почему они на виду? Раскажи – ка, где ты порвал штаны?
Расул :В школе…….зацепил гвоздь…
Отец : Как, как? Повтори….
Расул :За гвоздь.
Отец: Где? (Отец ударил его по щеке ладонью)
Расул :В школе.
Отец : скажи теперь, как ты штаны порвал?
Автор : Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
Отец : Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью.
Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился с дня Расул ходил сам не свой. На 3-й день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:
Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?
Расул :За то, что играл на деньги.
Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.
Расул: За то, что порвал штаны?
Отец : Нет, и не за штаны. Ты ведь не девочка, чтобы ходить все время по тропочке.
Расул: За то, что не пошел в школу.
Отец : Конечно это твоя большая ошибка, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь – это страшный сорняк на поле твоей души. Если его во время не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

XIX. Стихотворение об отце.

Отцовские плечи… Я помню те дни как сейчас:
Когда, как на скалы, мальчишкой взбирался на вас,
И сверху все видел, что нам показали отцы, и видели иные начала, иные концы…

Отцовские плечи… Простор обошел я земной,
Но те же утесы все так же крепки подо мной…
И вижу все то, что отцы показали вдали,
Я вижу и то, что отцы увидать не смогли.

Ученица: Сколько о нем хорошего говорят! А сам он небось, был зазнавшимся поэтом.
ведь если верить тому, что о нем говорят, он так талантлив.
Горянка: Да нет! Он был простым человеком. Многие его слова и поступки указывают на это. Впрочем, послушай сама.

XX. Интервью с Р. Гамзатовым .
(Стоят два стула.На один из них садится поэт, на другой корреспондент.)

- Расул Гамзатович, когда вы пишете стихи?
- Нет времени, когда я их не пишу: и летом и зимой, и на цветущей поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.
-Бывает ли у поэта учитель?
-Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой любовью он относится к ней. Учителем поэта является он сам. Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.
- Что такое многолетняя жизнь, по вашему?
- Главное, не сколько лет прожить на свете, а как прожить, и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.

- Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?
- Для писателя главной темой является тема Родины. Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель – разве он писатель?
- Вы уверены во всем, что пишете?
- если не был уверен, я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах. И только тогда можно добиться поставленной цели и достучаться до сердец человеческих.

Журавли.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей.
Не в землю нашу полегли когда-то.
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времн тех дальних
Летят и падают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса.
Сейчас я вижу: над землей чужою
В тумане предвечернем журавли
Летят своим определенным строем
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи – то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна.
Летит, летит по небу клин усталый .
Мои друзья былые и родня.
И в их строю есть промежуток малый –
Быть может, это для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из под небес по птичьи окликая всех вас,
Кого оставил на земле.

XXII. Стихи Расула Гамзатова на разную тематику.
1. О Родине.
2. Родина.
3. Я - Дагестана пес сторожевой.
4. Мама.
5. Слово о матери.
6. На твои клоню ладони седую голову свою.
7. Клевер
8. Люди - мы мешки…
9. Средь скал этих грозных ….
10. Наверное, наша земля…
11. Птицы кричат.
12. Огонь и вода.
13. Говорят, если сеять любовь…
14. Я влюбился …
15. О луна…
16. Ах, женщины !
17. Твое имя.
18. Когда ты уходишь…

Ученица : Все так трогательно : журавли, стихи о матери, о дружбе, о любви, о ценностях жизни, о родном народе, хочется поразмыслить о жизни…
А есть ли у него что-нибудь юмористическое?
Горянка : Ну, не совсем юмористическое, но есть!

Со двора ушла жена-

В доме мир и тишина…

И неслышно Алибек,

Дом обходит, карауля.

Вдруг он видит: мышь в кастрюле!

И тогда что было сил

Палкой он ту мышь хватил!

И папаху заломив,

Гордый, встал он у дверей:

И вбегает в дом жена,

Этим всем поражена:

«Ишь заломлена папаха,

Что у хана из Хунзаха!

Что такое, что тут было?

Что за счастье привалило?

«В суп хотела мышь залезть!

Но глаза на страже были,

Эти руки мышь убили!

Подойди, сама взгляни,

Рассмеялась тут жена:

«Да, признаться я должна,

Есть гордиться чем ,дружок!

Охватил героя гнев.

И вскричал он, покраснев:

«Ах, так ты еще язвишь!

Поспешила к зятю мать

Дочку с мужем примирять:

«Что такое , что случилось?

Дочь сейчас ко мне явилась,

От волненья вся горит:

Льва убил ты говорит, говорит!

Дай-ка я сама взгляну…

Вот так хищник ! ну и ну!

Он загрызть, пожалуй, может,

Все запасы уничтожит!

Ну, конечно, дочь права,

Теща, улыбаясь мило,

Ложь ,как песню, сочинила…

И сият наш герой.

Повторяет у дверей:

Много лет с тех пор прошло-

Муж с женой живут без ссор.

Ну на что такой годится,

Коль безделицей гордится!

С мышью справившись едва,

Говорит: осилил льва!

Как себя он хвалит сам.

…Благодать при нем льстецам

Ученица: Да, забавно. Интересно, а есть у него еще какие-нибудь веселые рассказы?
Горянка: А вот сейчас мы об этом узнаем.

Ученица: Ах, как прекрасно! Столько книг написанных им!
( Горянка показывает книги Расула Гамзатова ).

XXIV. Выставка книг Р. Гамзатова. Ознакомление с выставкой.

1.Книга любви.
2. Мой Дагестан.
3. Поэмы.
4. Земля моя.
5. Расул Гамзатов.
6. О бурных днях Кавказа.

Добрым весенним утром, когда не хочется ругаться и проклинать, а хочется радоваться и петь , я переступил порог нужной мне сакли. Простодушно рассказал я старой горянке , зачем пришел. Так, мол, и так, хочу услышать от вас проклятие по крепче.

Старуха: чтобы отсох твой язык, чтобы забыл ты имя своей любимой, чтобы твои слова не так понял человек, к которому тебя послали по делу, чтобы забыл ты сказать слова привета родному аулу, когда будешь возвращаться с далекого странствия, чтобы ветер свистел в твоем рту, когда он останется без зубов… сын шакала, могу ли я смеяться ( да лишит Аллах тебя этой радости!), если мне не весело? Дорого ли стоит плач в доме, котором никто не умер, могу ли я сочинить тебе проклятие, если меня никто не обидел и не оскорбил? Ступай и не приходи ко мне с такими глупыми просьбами.

Расул: Спасибо добрая женщина,- сказал я и ушел от порога ее сакли.

Я думаю, что со временем кто-нибудь из фольклористов составит книгу из горских проклятий, и тогда люди узнают меру изобретательности меру изощренности, меру фантазии горцев , а также меру выразительности нашего языка.

В каждом ауле свои проклятия . в одном из них я слышал, как ругались две женщины:

Старуха :Да лишит Аллах твоих детей того, кто мог бы их научить языку.

Старуха: Нет, пусть Аллах лишит твоих детей того , кого они могли бы научить языку!

Расул: Вот такие страшные бывают проклятия. Но без всяких проклятий в горах лишается уважения тото человек, который не уважает родного языка. Мать горянка не будет читать стихи сына, если они написаны на испорченном языке.

XXVI. Письма, написанные поэту.

1. Уважаемый Расул Гамзатович! Извините, что немощная, ослепшая, многое повидавшая на своем веку женщина решила написать и отнять ваше драгоценное время. Не знаю как поделиться с Вами своим состоянием, вечно кровоточащей раны сердца. Она неизлечима с того дня, как после окончания ВОВ не вернулись три моих сына. Но исцеляющим для меня стали Ваши стихи. Я должна гордиться и горжусь своими сыновьями. Они отдали жизнь за свою Родину, а стыдно и совестно должно быть тем, кто подло спрятался, дожидаясь дня победы. А вы живите, и процветайте, на радость и утешение таким же как я матерям. Живите долго, чтобы высказать нашу боль и радость
Жительница . Свердловска, старая и немощная К. И. Сыркова.

Несут, несут друзей земные смерчи
Не по моей, и не по их вине.
Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,
И я стою с собой наедине
И если путь чуть больший мне отпущен
Их в памяти хранить даю обет
Надеясь непременно, что в грядущем
Когда-то тоже вспомнят обо мне.

XXVIII. Завершающее слово ведущей.

Читайте также: