Конспект урока растения осенью
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: изучить природное явление – листопад.
- Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
- Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
- Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
- Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
- Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
- ветки лиственных растений (березы, клёна);
- ветки хвойных растений (сосны, ели);
- лупы (21 шт.);
- фрагмент видеофильма “Мир вокруг нас”;
- выставка детского творчества “Волшебница-осень”;
- искусственная елка, березка;
- учебник-хрестоматия “Давай знакомиться, мир” 1 класс.
1. Организационный момент
Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года, какое стоит у дверей? (осень)
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать много нам надо.
2. Актуализация полученных знаний
Листопад! Листопад! (хором)
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень – не весна.
– И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.
– Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)
– Чем богата осень?
– Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.
– Тема нашего урока: “Жизнь растений осенью”.
– Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет?
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
4. Практическая работа
У детей – листья.
– Рассмотрите осенние листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.
ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ ФИЗМИНУТКУ
Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали
Как бабочки на карнавале.
– Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.
Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
5. Исследовательская работа
1 этап. Эксперимент.
– Откройте учебник стр. 26.
– Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)
– На какие две большие группы их можно разделить?
– Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Закройте учебник.
– Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.
(читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии)
Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?
Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)
– А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?
(Читающий ученик читает материал хрестоматии)
Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)
– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями
ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.
Физминутка
2 этап. Наблюдение.
– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
– Чем они похожи друг на друга?
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
– Какие они по длине? Длинные, узкие.
– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.
3 этап. Постановка проблемы.
– Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц)
– Полезно гулять в хвойных лесах! А почему – найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.
– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.
6. Видеосюжет “Пожар в осеннем лесу”
ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС В СИНЕЙ РАМКЕ.
(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)
Попробуйте найти ответ в фильме.
Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!
7. Динамическая минутка
– Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда.
8. Экскурсия в творческую мастерскую
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья ребятам спасибо говорят
За что? За творчество, мастерство.
– Мы – в творческой мастерской. Я показываю работу, а автор расскажет о том, что он изобразил, листья, каких деревьев использовал в работе?
– Да, щедра художница-осень на яркие краски! Посмотрите, какая золотая осень в нашем родном крае. Этот осенний пейзаж вдохновил нашего земляка Константина Букринского на поэтические строки
Я Русь свою люблю до боли,
Люблю привольные ветра,|
Люблю зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.
ИТАК, В ТЕЧЕНИЕ УРОКА ВЫ БЫЛИ УЧЕНЫМИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.
– Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.
- Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Давай знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия 1 класс Москва Академкнига/Учебник 2003
- Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Наш мир. Учебник 1 класс Москва Академкнига/Учебник 2003
- Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Наш мир. Методическое пособие для учителя 1 класс. Москва Академкнига/Учебник 2002
Фрагмент тематического плана по курсу “Окружающий мир”.
Интервью-комментарий урока
Работаю по УМК “Перспективная начальная школа”. Учебный предмет “Окружающий мир” оснащен учебником “Наш мир”, учебником-хрестоматией “Давай знакомиться, мир!”, тетрадью для самостоятельной работы в вопросах и заданиях “Наш мир” авторы
Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова.
Тема планируется в соответствии с заявляемой учебной программой. В соответствии с концепцией “ Перспективной начальной школы” одной из основных задач обучения детей в 1 классе является формирование деятельности наблюдения. Наблюдение – сложная деятельность т. к. включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.
Этот урок второй по теме “Природа и ее сезонные изменения”. Предыдущий урок был посвящен смене времен года.
Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: изучить природное явление – листопад.
- Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
- Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
- Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
- Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
- Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Начало урока удачно организовано и связано с темой урока.
Практическая работа связана с формированием деятельности наблюдения.
Для раскрытия нового материала я выбрала сочетание исследовательского и наглядного методов обучения. Учение сопровождается повышенным интересом, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действительностью.
Видеометод использовала как источник знаний для ответа на вопрос: “Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?”
Экскурсия в творческую мастерскую направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащихся и развитие их творческой деятельности.
Формы организации урока сочетали в себе и фронтальную, и парную (веточки – на двоих, т. к. мы говорим об охране природы), и индивидуальную работу и требовали дифференцированного подхода к учащимся. Дети, умеющие читать, работали по хрестоматии.
Ученики анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, в результате чего у них формировались осознанные, прочные знания. Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет смены видов деятельности.
Авторы УМК предлагают этот урок провести как экскурсию, а в случае если погодные условия не позволяют этого, провести урок в классе, построив его в соответствии с последовательностью вопросов и заданий в учебном пособии.
Предлагаемый мною урок относится к типу нетрадиционных уроков в современной школе – урок-исследование. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследования проблемы. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.
закрепить знания об осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках .
сформировать знания об осеннем периоде в жизни растений.
познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;
развивать устную речь учащихся;
формировать положительную мотивацию учения;
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
развивать логическое мышление, познавательный интерес;
закрепить знания об осенних изменениях в природе;
уточнить признаки осени.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.
- Как вы должны отвечать на уроке?
( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).
-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.
Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,
В ветках редко просинь.
Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,
Будто есть попросит.
- О чём говорится в стихотворении?
( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)
- Правильно. А что такое осень?
( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)
- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.
- Сколько осенних месяцев?
- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.
-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.
- Осенью часто идут дожди.
- Осенью деревья сбрасывают листья.
Как называется это явление?
- Какого цвета листья на деревьях осенью?
- Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.
- Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.
- Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.
- Осенью люди собирают овощи и фрукты.
- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.
3. Физминутка
Давайте немного отдохнём.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял
Закружились, полетели и на землю снова сели.
- Садитесь на свои места.
Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.
- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Скажем хором. (Растения осенью)
5. Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)
- Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)
- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)
- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)
- А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)
- А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)
- Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)
- Молодцы, правильно ответили на вопросы.
Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.
Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.
-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?
- ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.
- Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)
- Как вы узнали? (По ягодам)
- Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.
- Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.
- Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) - Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.
- Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)
6. Закрепление изученного материала.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила: Лутфулина Т. А.
учитель начальных классов
закрепить знания о осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках и после экскурсии.
сформировать знания об осеннем периоде в жизнирастений.
познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;
развивать устную речь обучающихся;
формировать положительную мотивацию учения;
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
развивать логическое мышление, познавательный интерес;
закрепить знания об осенних изменениях в природе;
уточнить признаки осени.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
Ход занятия
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.
- Как вы должны отвечать на уроке?
( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).
-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.
2. Актуализация знаний .
- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.
Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,
В ветках редко просинь.
Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,
Будто есть попросит.
- О чём говорится в стихотворении?
( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)
- Правильно. А что такое осень?
( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)
- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.
- Сколько осенних месяцев?
- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.
-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.
- Осенью часто идут дожди.
- Осенью деревья сбрасывают листья.
Как называется это явление ?
- Какого цвета листья на деревьях осенью?
- Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.
- Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.
- Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.
- Осенью люди собирают овощи и фрукты.
- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.
3. Физминутка
Давайте немного отдохнём.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял
Закружились, полетели и на землю снова сели.
- Садитесь на свои места.
Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.
- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Скажем хором. (Растения осенью)
Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)
- Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)
- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)
- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)
- А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)
- А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)
- Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)
- Молодцы, правильно ответили на вопросы.
Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.
Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.
-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?
- ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.
- Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)
- Как вы узнали? (По ягодам)
- Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.
- Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.
- Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) - Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.
- Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)
6. Закрепление изученного материала.
Пролетела весёлая зима, наступила осень. На деревьях позеленели листочки. На поляне зацвели цветы.
7. Итог занятия. Оценивание. - Вы сегодня хорошо поработали на уроке, внимательно слушали, отвечали полными предложениями, показали свои знания.
с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов – внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обобщения представлений о сезонных изменениях, происходящих в жизни растений в осенний период.
2. Развитие групповой сплоченности (формирование чувства принадлежности к группе) при коллективном выполнении заданий.
1. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Емкость с водой;
Листья деревьев разных пород;
стихотворения об осенних деревьях.
Методические приё мы:
8. Пальчиковая игра.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться.
Встанем рядышком по кругу,
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день.
- Мы сейчас вспомним с вами волшебные слова и окажемся в Царстве Растений.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То в Царство Растений
Можно сразу же попасть.
- Вот мы и оказались в Царстве Растений. Предлагаю прогуляться по Царству Растений.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Ребята, предлагаю посмотреть на рисунок.
- Что это? (Ответы детей).
- Зачем растениям нужны корни? (Ответы детей).
- Корни нужны растениям для того, чтобы поглощать из почвы воду и полезные питательные вещества; без них ни одно растение не может жить.
- Зачем деревьям и другим растениям нужны вода и питательные вещества? (Ответы детей).
В: - Растения растут и двигаются за солнцем, они тянутся вверх, к солнцу!
- Летом, когда солнце стоит в небе высоко, светит долго и ярко (демонстрация солнца на пособии, питательные вещества окрашивают листья деревьев в ярко-зеленый цвет (демонстрация на пособии листа, окрашенного и ярко-зеленый цвет).
- Что происходит с солнцем Осенью? (Ответы детей).
- Осенью наползают большие тучи, закрывают солнце. Оно уже не поднимается в небе так высоко, как летом, и светит в течение дня очень мало. (Воспитатель опускает на пособии изображение солнца ниже, закрывает его тучкой: сначала частично, затем полностью).
- Питательные вещества окрашивают листья деревьев в другие цвета. Каковы цвета осенних листьев? (Ответы детей).
- Идет Осень, все ближе и ближе Зима, и деревья начинают готовиться ко сну. А когда мы спим, нам нужна еда и вода? (Ответы детей).
- Вот и деревьям зимой не нужны будут ни вода, ни питательные вещества, которые накопились в листьях. Поэтому они сбрасывают листья на землю (Дети выполняют воображаемые сбрасывания листьев).
- Сколько листьев деревья на землю побросали! А налетит ветер, листья еще быстрее облетят с деревьев.
Воспитатель: Предлагаю встать в круг на танец с листочками.
- И ложатся листья на землю осенним ковром.
- Чего только нет на этом осеннем ковре! Посмотрите внимательно под ноги! (Дети рассматривают лежащие под ногами осенние листья и плоды; собирают их). Что вы здесь видите? Почему они лежат но осеннем ковре?
- Сбрасывают осенние деревья свои плоды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растения хранят в плодах? (ответы детей). В плодах растения хранят запас питательных веществ и семена для размножения. Надо же растениям размножаться, ведь они часть живой природы. (Воспитатель демонстрирует это, разломив ягоду рябины).
Воспитатель: С какого дерева эти плоды? Какие деревья потеряли эти листья? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, предлагаю плоды и листья отнести к нужным деревьям (берёза, дуб, клён, рябина).
Воспитатель: Всем деревьям нашли листочки и плоды, а мы отправимся обратно в детский сад, для этого нужно сказать волшебные слова:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
- Вот мы и оказались в нашем детском саду.
Воспитатель: Что принесла осень в Царство Растений?
Какие изменения произошли в нем с приходом осени? (Ответы детей).
Раз, два, три, четыре, пять – (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? Кому отнесёте осенний букет? Спасибо вам, ребята! (Прощаются с гостями)
Читайте также: