Конспект урока растения осенью

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: изучить природное явление – листопад.

  1. Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
  2. Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
  3. Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
  4. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
  5. Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
  • ветки лиственных растений (березы, клёна);
  • ветки хвойных растений (сосны, ели);
  • лупы (21 шт.);
  • фрагмент видеофильма “Мир вокруг нас”;
  • выставка детского творчества “Волшебница-осень”;
  • искусственная елка, березка;
  • учебник-хрестоматия “Давай знакомиться, мир” 1 класс.

1. Организационный момент

Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года, какое стоит у дверей? (осень)
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать много нам надо.

2. Актуализация полученных знаний

Листопад! Листопад! (хором)
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень – не весна.

– И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

– Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)

– Чем богата осень?

– Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.

– Тема нашего урока: “Жизнь растений осенью”.

– Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет?

Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

4. Практическая работа

У детей – листья.

– Рассмотрите осенние листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.

ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ ФИЗМИНУТКУ

Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали
Как бабочки на карнавале.

– Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.

Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.

5. Исследовательская работа

1 этап. Эксперимент.

– Откройте учебник стр. 26.

– Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)

– На какие две большие группы их можно разделить?

– Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Закройте учебник.

– Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.

(читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии)

Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?

Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)

– А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

(Читающий ученик читает материал хрестоматии)

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.

Физминутка

2 этап. Наблюдение.

– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?

– Чем они похожи друг на друга?

– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

– Какие они по длине? Длинные, узкие.

– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да

Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.

– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.

Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.

3 этап. Постановка проблемы.

– Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц)

– Полезно гулять в хвойных лесах! А почему – найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.

– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.

6. Видеосюжет “Пожар в осеннем лесу”

ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС В СИНЕЙ РАМКЕ.

(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)

Попробуйте найти ответ в фильме.

Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!

7. Динамическая минутка

– Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда.

8. Экскурсия в творческую мастерскую

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья ребятам спасибо говорят

За что? За творчество, мастерство.

– Мы – в творческой мастерской. Я показываю работу, а автор расскажет о том, что он изобразил, листья, каких деревьев использовал в работе?

– Да, щедра художница-осень на яркие краски! Посмотрите, какая золотая осень в нашем родном крае. Этот осенний пейзаж вдохновил нашего земляка Константина Букринского на поэтические строки

Я Русь свою люблю до боли,
Люблю привольные ветра,|
Люблю зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.

ИТАК, В ТЕЧЕНИЕ УРОКА ВЫ БЫЛИ УЧЕНЫМИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.

– Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.

  1. Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Давай знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия 1 класс Москва Академкнига/Учебник 2003
  2. Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Наш мир. Учебник 1 класс Москва Академкнига/Учебник 2003
  3. Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Наш мир. Методическое пособие для учителя 1 класс. Москва Академкнига/Учебник 2002

Фрагмент тематического плана по курсу “Окружающий мир”.

Интервью-комментарий урока

Работаю по УМК “Перспективная начальная школа”. Учебный предмет “Окружающий мир” оснащен учебником “Наш мир”, учебником-хрестоматией “Давай знакомиться, мир!”, тетрадью для самостоятельной работы в вопросах и заданиях “Наш мир” авторы

Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова.

Тема планируется в соответствии с заявляемой учебной программой. В соответствии с концепцией “ Перспективной начальной школы” одной из основных задач обучения детей в 1 классе является формирование деятельности наблюдения. Наблюдение – сложная деятельность т. к. включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.

Этот урок второй по теме “Природа и ее сезонные изменения”. Предыдущий урок был посвящен смене времен года.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: изучить природное явление – листопад.

  1. Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
  2. Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
  3. Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
  4. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
  5. Способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Начало урока удачно организовано и связано с темой урока.

Практическая работа связана с формированием деятельности наблюдения.

Для раскрытия нового материала я выбрала сочетание исследовательского и наглядного методов обучения. Учение сопровождается повышенным интересом, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действительностью.

Видеометод использовала как источник знаний для ответа на вопрос: “Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?”

Экскурсия в творческую мастерскую направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащихся и развитие их творческой деятельности.

Формы организации урока сочетали в себе и фронтальную, и парную (веточки – на двоих, т. к. мы говорим об охране природы), и индивидуальную работу и требовали дифференцированного подхода к учащимся. Дети, умеющие читать, работали по хрестоматии.

Ученики анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, в результате чего у них формировались осознанные, прочные знания. Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет смены видов деятельности.

Авторы УМК предлагают этот урок провести как экскурсию, а в случае если погодные условия не позволяют этого, провести урок в классе, построив его в соответствии с последовательностью вопросов и заданий в учебном пособии.

Предлагаемый мною урок относится к типу нетрадиционных уроков в современной школе – урок-исследование. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследования проблемы. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить знания об осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках .

сформировать знания об осеннем периоде в жизни растений.

познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;

развивать устную речь учащихся;

формировать положительную мотивацию учения;

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

развивать логическое мышление, познавательный интерес;

закрепить знания об осенних изменениях в природе;

уточнить признаки осени.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.

- Как вы должны отвечать на уроке?

( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

В ветках редко просинь.

Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

Будто есть попросит.

- О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

- Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.


- Сколько осенних месяцев?

- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление?

- Какого цвета листья на деревьях осенью?

- Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

- Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

- Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

- Осенью люди собирают овощи и фрукты.

- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

3. Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели.

- Садитесь на свои места.

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.

- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Скажем хором. (Растения осенью)

5. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)

- Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)

- А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)

- А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)

- Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.

-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?

- ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.

- Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)

- Как вы узнали? (По ягодам)

- Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.

- Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.

- Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) - Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.

- Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)

6. Закрепление изученного материала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Выполнила: Лутфулина Т. А.

учитель начальных классов

закрепить знания о осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках и после экскурсии.

сформировать знания об осеннем периоде в жизнирастений.

познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;

развивать устную речь обучающихся;

формировать положительную мотивацию учения;

воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

развивать логическое мышление, познавательный интерес;

закрепить знания об осенних изменениях в природе;

уточнить признаки осени.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Ход занятия

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.

- Как вы должны отвечать на уроке?

( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний .

- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

В ветках редко просинь.

Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

Будто есть попросит.

- О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

- Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.

- Сколько осенних месяцев?

- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

D:\Мои изображения\т3.jpg

-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

- Осенью часто идут дожди.

- Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление ?

- Какого цвета листья на деревьях осенью?

- Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

- Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

- Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

- Осенью люди собирают овощи и фрукты.

- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

3. Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели.

- Садитесь на свои места.

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.

- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Скажем хором. (Растения осенью)

Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)

- Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)

- А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)

- А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)

- Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.

-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?

- ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.

- Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)

- Как вы узнали? (По ягодам)

- Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.

- Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.

- Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) - Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.

- Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)

6. Закрепление изученного материала.

Пролетела весёлая зима, наступила осень. На деревьях позеленели листочки. На поляне зацвели цветы.

7. Итог занятия. Оценивание. - Вы сегодня хорошо поработали на уроке, внимательно слушали, отвечали полными предложениями, показали свои знания.

с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие основных познавательных психических процессов – внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти) в процессе обобщения представлений о сезонных изменениях, происходящих в жизни растений в осенний период.

2. Развитие групповой сплоченности (формирование чувства принадлежности к группе) при коллективном выполнении заданий.

1. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Емкость с водой;

Листья деревьев разных пород;

стихотворения об осенних деревьях.

Методические приё мы:

8. Пальчиковая игра.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Предлагаю поздороваться.

Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

- Мы сейчас вспомним с вами волшебные слова и окажемся в Царстве Растений.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То в Царство Растений

Можно сразу же попасть.

- Вот мы и оказались в Царстве Растений. Предлагаю прогуляться по Царству Растений.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ребята, предлагаю посмотреть на рисунок.

- Что это? (Ответы детей).

- Зачем растениям нужны корни? (Ответы детей).

- Корни нужны растениям для того, чтобы поглощать из почвы воду и полезные питательные вещества; без них ни одно растение не может жить.

- Зачем деревьям и другим растениям нужны вода и питательные вещества? (Ответы детей).

В: - Растения растут и двигаются за солнцем, они тянутся вверх, к солнцу!

- Летом, когда солнце стоит в небе высоко, светит долго и ярко (демонстрация солнца на пособии, питательные вещества окрашивают листья деревьев в ярко-зеленый цвет (демонстрация на пособии листа, окрашенного и ярко-зеленый цвет).

- Что происходит с солнцем Осенью? (Ответы детей).

- Осенью наползают большие тучи, закрывают солнце. Оно уже не поднимается в небе так высоко, как летом, и светит в течение дня очень мало. (Воспитатель опускает на пособии изображение солнца ниже, закрывает его тучкой: сначала частично, затем полностью).

- Питательные вещества окрашивают листья деревьев в другие цвета. Каковы цвета осенних листьев? (Ответы детей).

- Идет Осень, все ближе и ближе Зима, и деревья начинают готовиться ко сну. А когда мы спим, нам нужна еда и вода? (Ответы детей).

- Вот и деревьям зимой не нужны будут ни вода, ни питательные вещества, которые накопились в листьях. Поэтому они сбрасывают листья на землю (Дети выполняют воображаемые сбрасывания листьев).

- Сколько листьев деревья на землю побросали! А налетит ветер, листья еще быстрее облетят с деревьев.

Воспитатель: Предлагаю встать в круг на танец с листочками.

- И ложатся листья на землю осенним ковром.

- Чего только нет на этом осеннем ковре! Посмотрите внимательно под ноги! (Дети рассматривают лежащие под ногами осенние листья и плоды; собирают их). Что вы здесь видите? Почему они лежат но осеннем ковре?

- Сбрасывают осенние деревья свои плоды.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растения хранят в плодах? (ответы детей). В плодах растения хранят запас питательных веществ и семена для размножения. Надо же растениям размножаться, ведь они часть живой природы. (Воспитатель демонстрирует это, разломив ягоду рябины).

Воспитатель: С какого дерева эти плоды? Какие деревья потеряли эти листья? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, предлагаю плоды и листья отнести к нужным деревьям (берёза, дуб, клён, рябина).

Воспитатель: Всем деревьям нашли листочки и плоды, а мы отправимся обратно в детский сад, для этого нужно сказать волшебные слова:

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

- Вот мы и оказались в нашем детском саду.

Воспитатель: Что принесла осень в Царство Растений?

Какие изменения произошли в нем с приходом осени? (Ответы детей).

Раз, два, три, четыре, пять – (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? Кому отнесёте осенний букет? Спасибо вам, ребята! (Прощаются с гостями)

Читайте также: