Конспект урока растениеводство в нашем крае 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Вопросы к кроссворду:

– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)

III. Индивидуальная работа по карточкам.

К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря;

Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник;

Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;

Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры;

С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов;

Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики;

Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;

IV. Работа над новой темой.

Слово учителя. (Слайд 6)

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство. (Слайд 11)

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)

  1. Название группы растений по месту выращивания.
  2. Что получают из каждого растения.
  3. Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)

– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

Овощеводство. (Слайды 22–24)

– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)

V. Физкультминутка.

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.

VI. Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27–29)

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство. (Слайд 30)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь, овощеводство)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива, плодоводство)

Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство)

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство)

В поле – метёлкой,
В мешке – жемчугом.
(Рожь, полеводство)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник, плодоводство)

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Сегодня мы узнаем как появились культурные растения, какие в нашем крае выращиваются культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания.

2). Работа с классом.

1.Вопросы к кроссворду:

1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами, занесено в Красную книгу.

2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины,, его хвост похож на лопатку.

3. Детеныш лягушки.

4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.

6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

2.Продолжим наш разговор о болоте. Надо ли охранять болото? (ответ ученика).

3. Расскажите о правилах поведения у водоема. (ответы детей, дополнения).

III. Работа над новой темой.

1. Слово учителя:

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь ьожно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство.

Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек.Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.

Сегодня мы будем с вами говорить о растениеводстве.

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (ответы детей).

Он отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Как хороший хозян заботится о будущем урожае картофеля? (ответы детей).

-Подумай те, чем занимается эта отрасль растениеводства.

2.1. Практическая работа

(Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, зерна кукурузы, подсолнечника, картофеля.). Работа с гербарием и учебником по группам

-что получают из каждого растения;

- чем отличаются зерна.

2.2. Как выращивают хлеб. Работа по презентации (слайды 9-14)

- Вспомните пословицы и поговорки о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Был бы хлеб, а каша будет.

Горька работа, зато сладок хлеб.

Хлеб – батюшко, вода – матушка.

Хлебом люди не шутят. (слайд 14)

2.3. Кормовые культуры.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. (слайды 15-17)

2.4. Технические культуры (слайд 18).

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ.

- Чем занимается эта отрасль (слайд 19).

- Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах (открытом грунте) и в теплицах (закрытом грунте).

- Какие овощные культуры, выращиваемые в нашем крае вы знаете?

Овощи играют огромную роль в питании человека. Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (слайды 24-26).

- Рассматривание муляжей фруктов.

5.1. Самостоятельна я работа с учебником.

-О цветоводств вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи- в комнате?

( В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год.А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов.Большинство цветов теплолюбивых. )

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

(тесты – слайды 30 -48)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Растениеводство в нашем крае Культурные растения Урок по окружающему миру в 4 классе Разработка учителя начальных классов МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна СУРНЕВОЙ Натальи Александровны

Растениеводство I . Полеводство II . Овощеводство III . Плодоводство IV . Цветоводство

Полеводство – это выращивание полевых культур: Пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза, гречиха, картофель, подсолнечник, лен, сахарная свекла, кормовая свекла, люцерна

Зерновые культуры — важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис

ЗЕРНОВЫЕ ячмень пшеница

ЗЕРНОВЫЕ рис кукуруза

ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ КАРТОФЕЛЬ ПОДСОЛНЕЧНИК

I .Полеводство Что делают трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу? Трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу- пашут плугом и рыхлят боронами землю.

Трактористы сеют зерно и удаляют с поля сорняки.

Агроном подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.

После того как пшеница выросла, кто убирает ее с поля? Убирают ее с поля комбайнеры, а им помогают шоферы.

Кто дальше вступает в дело? Чтобы мы с вами могли съесть мягкую вкусную булочку, пекарь печет хлеб на хлебозаводе или в пекарне

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Кормовые культуры Клевер Кормовая свекла

Идет уборка кормовой свеклы.

Технические культуры К этим культурам относятся: подсолнух, лен, хлопок.

II . Овощеводство Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их очень много. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ.

Овощные культуры Некоторые овощи – лук, чеснок- содержат фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.

Отгадайте загадку. Взрастает он земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь Даже маленькую дольку – Будет пахнуть очень долго.

Помидор В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят

ПЛОДОВОДСТВО – это выращивание плодовых культур

Фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они очень вкусные!

Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений.

2. Из семян какой культуры получают масло ? а) Подсолнечника б) Гречихи в) Ячменя

Дал ее правильно

3.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры. а) картофель, тыква, арбуз б) лук, чеснок, перец, апельси н в) яблоня, груша, малина, вишня

4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии? а) ткач, газосварщик, геолог; б ) комбайнер, овощевод, хлопкороб ; в) инженер, механик, учитель.

5.Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры. а) картофель, подсолнечник, лен, земляника; б) кабачок, патиссон, огурец, капуста; в) овес, рожь, ячмень, пшеница.

6. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства. а) полеводство, овцеводство, кактусоводство; б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; в) полеводство, овощеводство, оленеводство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растениеводство в нашем крае.

Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс.

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России).


Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс.


Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку

ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.ЗАДАЧИ:ознакомить с отраслями растениевод.

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область").

Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России

В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру

Дата: ____________

Тема: Растениеводство в нашем крае, его отрасли.

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

Личностные результаты:

проводить самооценку своих действий.

Формируемые УУД:

познавательные — самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала.

Оборудование : карточки.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. К искусственным водоемам относятся:

а) реки, моря, океаны

б) водохранилища, пруды, каналы

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны

2. Растения водоема — это:

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник

б) брусника, черника, мох

в) кувшинка, ряска, тростник

3. Санитарами пресных водоемов считают:

а) рака, беззубку

б) прудовика, катушку

в) клопа-водомерку, жука-плавунца

4. Живым фильтром называют:

в) двустворчатых моллюсков

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются:

а) люди б) ондатры в) бобры

6. С водоемами связана жизнь:

а) зябликов, трясогузок, соек

б) цапель, уток

в) лебедей, тетеревов, сов

7. Водоем называют природным сообществом, потому что:

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные жи­вые организмы

а) ненужная и вредная часть природы

б) природное хранилище чистейшей воды

в) место жизни многих растений и животных

9. Хищниками пресных водоемов являются:

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

б) караси, мотыли, раки

в) циклопы, прудовики, головастики

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, по­тому что:

а) это плавает ряска

б) много микроскопических водорослей

в) на дне много ила

III . Целеполагание

- Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.)

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.

2) Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декора­тивных, целей.

- Что вам уже известно по этой теме? (Ответы детей.)

- Что вам еще хотелось бы узнать? Сформулируйте свои во­просы.

- Определите цели урока.

IV . Работа по теме урока

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов при­роды: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала лю­дям зерна и корешки. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, вы­росли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это про­росли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выра­щивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кор­мили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вы­растить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созрев­шие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.

2. Работа со справочной литературой

- Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли де­лится растениеводство. (Растениеводство делится на не­сколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

- Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

- В каждом крае растениеводство зависит от природных усло­вий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорасту­щие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

- Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хоро­ший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

- Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

- Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

1. Работа в группах

Полеводство. пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство. Пользуются учебником (с. 192).

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это поле­вые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти расте­ния отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. У гречихи зерна коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.

- А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса — пшено.)

- Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и се­мечки.)

- А из льна? (Льняное масло.)

Из льна еще получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. И сегодня одежда из льна очень востребована.

- А картофель? (У него используют в пишу подземные частиклубни. Еще из картофеля получают крахмал.)

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Ово­щи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах. Овощные культуры — это капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. Овощи играют огромную роль в питании человека.

Такие овощи, как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их реко­мендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращи­вают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив.

- Как вы думаете, какие отрасли растениеводства распространены в Крыму? Приведите примеры.

VII . Подведение итогов урока

- Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, ово­щеводство, плодоводство и цветоводство.)

- Какова была цель урока?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

проводить самооценку своих действий.

Метапредметные результаты:

познавательные — самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала;

Предметные результаты:

сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

Тип урока. Решение учебных задач

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур, зерна полевых куль­тур, раздаточный материал для опроса, кроссворд.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Кроссворд

1. Растение с плавающими на поверхности водоема листья­ми и желтыми цветами, занесенное в Красную книгу. (Кубышка.) 2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку. (Бобр.) 3. Детеныш лягушки. (Головастик.) 4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими на­конечниками. (Стрелолист.) 5. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра.) 6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Рогоз.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: болото.)

— Надо ли охранять болота? (Ответ ученика, дополнения.)

— Человек всегда должен задумываться о последствиях своей деятельности. В природе нет ничего лишнего. Докажите на примерах, что водоем является природным сообщест­вом. (Ответы детей.)

— Расскажите о правилах поведения у водоема. (Ответы детей.)

2. Тест

1. К искусственным водоемам относятся:

а) реки, моря, океаны

б) водохранилища, пруды, каналы

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны

2. Растения водоема — это:

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник

б) брусника, черника, мох

в) кувшинка, ряска, тростник

3. Санитарами пресных водоемов считают:

а) рака, беззубку

б) прудовика, катушку

в) клопа-водомерку, жука-плавунца

4. Живым фильтром называют:

в) двустворчатых моллюсков

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются:

а) люди б) ондатры в) бобры

6. С водоемами связана жизнь:

а) зябликов, трясогузок, соек

б) цапель, уток

в) лебедей, тетеревов, сов

7. Водоем называют природным сообществом, потому что:

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные жи­вые организмы

а) ненужная и вредная часть природы

б) природное хранилище чистейшей воды

в) место жизни многих растений и животных

9. Хищниками пресных водоемов являются:

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

б) караси, мотыли, раки

в) циклопы, прудовики, головастики

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, по­тому что:

а) это плавает ряска

б) много микроскопических водорослей

в) на дне много ила

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.)

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.

2) Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декора­тивных, целей.

— Что вам уже известно по этой теме? (Ответы детей.)

— Что вам еще хотелось бы узнать? Сформулируйте свои во­просы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов при­роды: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала лю­дям зерна и корешки. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, вы­росли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это про­росли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выра­щивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кор­мили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вы­растить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созрев­шие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.

2. Работа со справочной литературой

— Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли де­лится растениеводство. (Растениеводство делится на не­сколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

В каждом крае растениеводство зависит от природных усло­вий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорасту­щие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

— Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хоро­ший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

— Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

— Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

V. Первичное закрепление

1. Работа в группах

Полеводство. пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство. Пользуются учебником (с. 192).

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это поле­вые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти расте­ния отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. У гречихи зерна коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.

— А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса — пшено.)

— Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и се­мечки.)

— А из льна? (Льняное масло.)

Из льна еще получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. И сегодня одежда из льна очень востребована.

— А картофель? (У него используют в пишу подземные частиклубни. Еще из картофеля получают крахмал.)

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Ово­щи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах. Овощные культуры — это капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. Овощи играют огромную роль в питании человека.

Такие овощи, как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их реко­мендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

Цветоводство. Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращи­вают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив. (Показ иллюстраций.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

— Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.)

— Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литера­туры, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)

(Ученики узнают, какие отрасли растениеводства развиты в их крае.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради ксерокопия

— Выполним задание 2 на с. 87.

— Какие культуры относятся к полевым? (Овес, подсолнечник.)

— Какие культуры относятся к плодовым? (Яблоня, малина.)

— Какие культуры относятся к овощным? (Чеснок, свекла.)

— Какие культуры относятся к цветочным? (Калла, ромашка.)

— Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, ко­торая занимается его выращиванием.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)

В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)

Сладок да не пахуч.

Всю руку обдерешь. (Крыжовник, плодоводство.)

4. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, ово­щеводство, плодоводство и цветоводство.)

— Какова была цель урока?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

Читайте также: