Конспект урока распутин прощание с матерой 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

помощью которых учащиеся приходят к выводу: сами творим конец света – апокалипсис.

Урок литературы в 11 классе: "Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести

- познакомиться с жизнью и творчеством В.Г.Рас путина, с повестью “Прощание с

- продолжать формирование идейно - художественного анализа: от заглавия к идее,

комментирование ключевых сцен, обобщение ху дожественных образов и символов, от

- привлечь внимание учащихся к нравстве нным проблемам: духовная связь с родом,

землей, ответственность за происходящее вокру г, экология природы, экология д у ши.

Душа художника - самый тонкий и самый совершенный сейсмограф на свете .

Она предчувствует и предсказывает то, что уму ху дожника открывается только

впоследствии. И может быть самое высокое предназначение художника и состоит в

мудром предостережении человечеств а от тех бед и катастроф, которые грозят ему.

И в выявлении тех духовно - нравственных сил и потенции, утрата которых гибельна для

Оборудование: портрет В. Распутина, рисунки, фотографии пейзажей, презентация,

Имя писателя Валентина Григорьевича Распутина нам известно.

/ “Уроки французского” в 7 кл. - автобиографический рассказ./

/ О мальчике Саньке, который очень хотел учиться, о встрече с учительницей франц.

языка, которая хотела ему помочь; об уроке настояще й доброты./

- Сейчас к внеклассному чтению вы прочитали повесть “Прощание с Матерой”.

Попробуйте представить и охарактеризовать как личность В.Распу тина по этим двум

произведениям, и, может быть, вам поможет портрет Распутина. Приглядитесь, каков этот

человек, запишите свои асс оциативные эпитеты, словосочетания.

/Добрый сострадательный, умеющий прощать, неравнодушный, не пройдет мимо. /

Именно таков В.Распутин как человек; и как ху дожник слова, писатель, он соответству ет

тем высоким требованиям, которые предъявляет Ф.А. Абрамов в своей статье “О

назначении искусства” и яркое тому подтверждение повесть “Проща ние с Матерой”.

II. Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией, подготовленной

Родился в 1937 г. в сибирском селе Усть - Уда Иркутской области и сейчас живет и

здравствует в Иркутске, Распутин часто бывает в Москве.

О детских годах, о голодном военном и послевоенном времени (в 1 класс пошел в 1944 г.)

можно не рассказывать, о них повествуется в расска зе “Уроки франц узского”. Любовь к

В их деревушке библиотека школы была очень маленькой.

Всего 2 полки книг. На дом читать не давали, надо было читать только в школе. А страс ть

к чтению - великая сила. И он вспоминает, что “своё знакомство с книгой я начал . с

воровства. Всё лето забирались в библиотеку , сняв стеклин у , брали книги, потом

возвращали прочитанное и брали новое. За лето настолько пристрастился к чтению, что,

придя в школу, почувствовал себя несчастным: читатъ - то стало нечего. А без книг уже

После окончания начальной школы “перешел в пятый класс”, а значит переехал в

районный центр, - остаться без семьи, одному, быть взрослым. Как ему жилось, мы узнали

из рассказа “Уроки французского”; тру дно, голодно, чтобы выжить , приходилось играть

После окончания школы сразу (1954 г.) пост у пил н а историко - филологический факультет

Иркутского университета. Хотел стать уч ителем, но за годы учебы в университете занялся

журналистикой; а однажды, когда остался бе з денег и стип ендии, предложили поработать

в газете, без отрыва от учебы. С тех пор он стал много писать и п у бликоваться. Работал

корреспондентом многих газет, разъезжал по всем стройкам Сибири: Иркутская ГЭС,

Красноярская, Саяно - Шушенская ГЭС, на строительстве железнодорожной магистрали

Писал о молодых строителях, первопроходцах, но никогда не смотрел на гигантскую

строительную площадку в Сибири глазами постороннего. У него был взгляд коренного

сибиряка, вопрошающего, не слишком ли дорогой ценой оплачивается технологическое

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предварительное домашнее задание:

- познакомить учащихся с творчеством В.Г. Распутина;

- обучить умению анализировать эпическое произведение (повесть) и его отрывки;

Развивающие:

- развивать умение учащихся точно формулировать мысли;

Воспитывающие:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Поэт Владимир СКИФ написал стихотворение, которое называется

Россия будет спасена -
И в этом есть твоя заслуга.
Борьбы невиданной накал
Очистит Родину от смога.
Задышат Волга и Байкал -
И в этом есть твоя подмога.
Излечит русская душа
Народ от горечи и гнета
Из православного ковша -
И в этом есть твоя забота.
Господь Великий как-нибудь
Нас отведет от замогилья.
Осветит солнце Русский Путь -
И в этом есть твои усилья.
- В чем видит В. Скиф заслугу Распутина перед своей страной? (Писатель трудился ради возрождения и процветания России; своими произведениями он учит нас добру, справедливости, осознанию чувства долга, ответственности за все, что происходит в твоем селе, городе, стране.)

С 1966 года Распутин – профессиональный литератор. С 1967 года – член Союза писателей СССР.

4. Философский аспект повести.

1) Аналитическая беседа.

-Каков сюжет повести? (История затопления расположенного на острове сибирского села Матеры).

- Как описана Матёра? Слайд 6 (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру. Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля. От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

2) Словарная работа Слайд 7

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты.)

- В чем конфликт повести? (Конфликт философский – столкновение старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?)

- Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены? (Старухи Дарья, Катерина, Сима, дед Богодул. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Соне, Андрею, Петрухе. Представителями молодого поколения являются также Воронцов, Жук).

3) Работа в группах Слайд 8

Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры.

Петруха сжёг родной дом, чтобы побыстрее получить за него деньги.

Отношение к предкам

Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей. Просит у них совета.

Павел, занятый делами, так и не перевёз могилы. Андрею вообще эта идея кажется странной. Он не понимает, серьёзно говорит бабашка или нет.

Петруха оставляет мать без дома и без средств к существованию. Катерина вынуждена искать приют у подруги.

Отношение к природе

- В чем заключается нравственная красота Дарьи? (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки. изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").)

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
- А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища.

- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
- Как к этому относитесь?
- Так поступать можно?
- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
- Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?
- Чем является Матёра для них?

Выводы: Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников.

5 Итоги урока Слайд 9

Обратимся к нашему эпиграфу. Прокомментируйте его.

6. Домашнее задание

1. Выделить экологические проблемы повести.

7. Комментирование оценок.

1. Организационный момент.

3. Символический аспект повести.

Ученик 1: Образ огня. Слайд 10

Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства. Символ обновления и рождения в новом воплощении. (Феникс - умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым).
Огонь можно разделить на две составляющие - свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второй - за тепло и уют, благополучие.
Пламя так же очень тесно связано с таким символом как сердце (горящее сердце Данко, что осветило путь его племени во мраке), огонь это символ любви, страсти, пламенеющего от любви сердца.
Огонь так же является олицетворением истины, знания. Он без колебания расправляется с ложью, невежеством и прочими человеческими пороками. Крещение огнем символизирует возвращение к первоначальной чистоте, избавление от всего темного в душе.
Самым распространенным символом огня является саламандра. Это животное, являясь ярким представителем этой стихии, стало уже своеобразным знаком стихии огня. Она символизирует его бесконечную подвижность и непостоянство. В древних трактатах рассказывается, что саламандра обитает в огне и дает умные советы тем, кто к ней обращается. Огонь способен разрушить любые формы, редкое явление при этом неподвластно его разрушающей силе. Но огонь это не только разрушение, но и очищение. Своей силой, он способен очищать помещения и предметы от негатива, накопленного в них, поэтому его очень часто наряду с водой используют для очищения амулетов, а так же для их зарядки его силой.
Из огненных символов известен так же символ женщины со змеей в груди и в пламени огня - символ огня на Востоке.
В алхимии огонь является знаком стадии беления (при температуре от 100 до 300 градусов). На этой стадии из любого вещества происходит удаление всего негативного и загрязняющего, идет очищение

Дерево. В народной культуре славян - объект поклонения. В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников "рощениям" и "древесам", о молениях под ними. О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня - дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы.

K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников, а также такие, с которыми связано явление чудотворных икон. K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни.

Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У южных славян практиковался обычай "венчать" молодых вокруг дерева (или предварять этим действом обряд венчания).

Старому дереву лесного орешника - при отсутствии священника - можно было исповедаться: став на колени и обхватив его руками, человек каялся в грехах просил у дерева прощения.

Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.

В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним - небесным и соединяет их.

Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира - общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью.

Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево.

Дерево, как и растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам: ствол - туловище, корни - ноги, ветки - руки, соки - кровь и т.п. Есть "мужские" и "женские" деревья (береза - березун, дубица - дуб), отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна - вверх.

При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как и развивается это дерево. Вместе с тем, в некоторых поверьях, рост такого дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. Посему старались не сажать крупных деревьев около дома. Южные славяне не сажали орешник, веря, что когда его ствол сравняется с шеей человека его посадившего, то он умрет.

Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверёк. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что Петруха сожжёт свою избу, что Богодул закончит свою жизнь на Матерее, что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность.

В народных поверьях говорится о добрых духах – покровителях. Например, дом охраняет Домовой, баню – Банник, лес – Леший и т.д. По образу этих духов Распутин создал своего Хозяина – покровителя Матеры.

Ученик 4: Образ Матёры. Слайд 13

2. Слово учителя: Символы помогают нам понять авторский замысел. Мы видим, какую дополнительную смысловую нагрузку несут образы огня, дерева, острова.

В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

4. Экологический аспект повести.

1. Слово учителя. Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

2. Аналитическая беседа:

- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе? (От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

Учитель: Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

6. Домашнее задание.

1) Подготовиться к сочинению по повести Распутина «Прощание с Матерой! (составить развернутый план)

7. Комментирование оценок.

Список литературы и Интернет – источников:

2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.

1. Постановка задачи урока.

- Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.

2. Слово о писателе. Приложение 1

3. Образ Матёры

- Каков сюжет повести?

(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)

- Прочитайте описание Матёры. (2 глава)

- Матёра – матёрый, мать, материк.

  • полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
  • опытный, знающий;
  • неисправимый, отъявленный

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

- Прочитайте историю Матёры. (1 глава)

- Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 2

- Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

- Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

- Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

- Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 3

6. Отношение к “малой родине”, к Матёре (дом. задание по группам)

1 группа

- Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)

2 и 3 группы

- Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)

4 группа

- Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке? (гл. 4)

- Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)

- Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?

5 группа

- Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)

- В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?

- О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)

Вывод

Столкновение “отцов” и “детей” переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

  • жители Матёры – представители власти
  • природа – цивилизация
  • деревня – город

- Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?

7. Стихотворение Станислава Куняева “Валентину Распутину”. Приложение 5

- О чем это стихотворение? Почему автор говорит: “У каждого из нас своя Матера”? (Матера – символ “малой родины” человека, символ совести и нравственной чистоты людей).

8. Символический аспект повести

- Итак, мы заговорили о символах. А что такое “символ”?

(Знак, предмет, образ , несущий определенную смысловую нагрузку).

- Посмотрим, какие символы есть в повести “Прощание с Матерой” и попытаемся разобраться, что они означают.

- В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)

- Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)

Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 6

Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 7

Хозяин (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 8

Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.

9. Итоги

- Прочитайте мнение автора о связи поколений. (гл. 13)

- Как вы понимаете смысл финала повести?

10. Слово учителя.

Символы помогают нам понять авторский замысел. Мы видим, какую дополнительную смысловую нагрузку несут образы огня, дерева, острова.

В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя “неживыми”, брошенными в разверстой пустоте”.

Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести “Прощание с Матёрой”.

Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

- Есть такой термин “экология души”. Как вы его понимаете?

(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

- Связаны ли между собой экология природы и “экология души”?

(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)

Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

11. Высказывания о природе. Приложение 9

- Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.

12. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по повести Распутина “Прощание с Матерой” (составить развернутый план)

Цели: 1) Рассмотреть проблему отношения к истории и природе своей малой родины, извлечь нравственные уроки из повести; познакомиться с особенностями повествовательной манеры Распутина; 2) Развивать умение выражать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения в целом и отдельных цитат; 3) Воспитывать эстетическое восприятие литературного произведения.



Подготовила: Стригачева Т.Н.

2) Введение в тему урока. Эмоциональный настрой. Осмысление названия.

3) Герои повести. Их точки зрения на происходящее. Взгляды Дарьи Пинегиной.

4) Осмысление происходящих событий Распутиным: прогресс разрушает природу и историческую память.

5) Символические образы в повести.

6) Обобщение. Письменная работа.

7) Эмоциональный итог урока.

Слайд 1 - В.Г.Распутин

Прослушайте музыку. Какие картины повести предстали перед вашими глазами?

Почему повесть так называется? Какие ассоциации рождает у вас слово Матёра? (Мать, Матрёна, матёрый — сильный, опытный, материк и др.) Есть и объяснение названию острова и деревни – земля, остров посреди реки.

Кто из героев вам запомнился?

Слайд 2 – Герои повести (кадр из кинофильма)

В центре повести - Дарья Пинегина, её сын Павел, её внук Андрей.

Слайд 3 – Дарья. Павел. (Кадры из фильма)

Чья точка зрения на происходящие события вам ближе? Выскажитесь каждый от имени этого героя. (Идёт дискуссия)

Какие мысли Дарьи вам показались интересными, с какими вы не согласны? (По карточкам)

В основе лежат действительно документальные события — необходимость затопления многих деревень и посёлков из-за ввода на Ангаре нескольких ГЭС. Такая же судьба постигла Аталанку — родную деревню Распутина. Эта повесть — произведение документальное? (Хозяин, Богодул, листвень и другие образы природы, образы мира человека — они все одухотворены. Повесть скорее — художественно-мифическая)

Вот Дарья осматривает родные места. Слайды 4-9 с изображением Ангары

Может ли дерево жить без корней? А человек – без прошлого и памяти о нём?

Какие символические образы вы увидели в повести?

А чем символичен финал? (Листвень — мировое древо, Хозяин — дух, домовой, сама Матёра — Атлантида? Я бы сказала — Китеж.)

Слайды 12, 13 Листвень. Китеж

Много ли потеряет страна, потеряв Матёру?

Как сам Распутин считает — гибель Матёры - это неизбежность или ошибка? А как считаете вы?

Нарисуйте или опишите то, что вы чувствуете теперь, когда урок подошёл к концу.

Из главы 9 (Павел)

А что перемены? Их не изменить и не переменить. И никуда от них не деться. Ни от него, ни от кого другого это не зависит. Надо - значит, надо, но в этом "надо" он понимал только одну половину, понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему…

Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена?

Из главы 12 (Андрей)

Матеру, бабушка, все равно затопят хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Наша Матера на электричество пойдет, тоже пользу будет людям приносить.

Много ли толку от этой Матеры? Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось.

Жалко Матеру, и мне тоже жалко, она нам родная. По-другому, значит, нельзя. Все равно бы она такой, какая она сейчас есть, такой старой, что ли, долго не простояла. Все равно бы перестраиваться пришлось, на новую жизнь переходить. Люди и то больше чем сто лет не живут, другие родятся. Как вы не понимаете?

Это закон жизни, и его не остановить…

Из главы 13 (Дарья)

Эта земля-то рази вам однем принадлежит? Эта земля-то всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет. Мы тут в самой малой доле на ей. Так и нам Матеру на подержание только дали. чтоб обихаживали мы ее с пользой и от ее кормились. А вы че с ей сотворили? Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь - младшие спросют…Мы-то однова живем, да мы-то кто.

Высказывания Дарьи

- Человек - царь природы,- подсказал Андрей.

- Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет.

(О человеке) Какой был, такой и есть. Был о двух руках-ногах, боле не приросло. А жисть раскипяти-и-ил. Он думает, он хозяин над ей, а он давно-о-о уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует, че хочет, погоном его погоняет. Он только успевай поворачивайся.

Пуп вы щас не надрываете - че говорить! Его-то вы берегете. А что душу свою потратили вам и дела нету… А кто душу вытравил, тот не человек, не-е-ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется. Ну дак без ее-то легче. Налегке устремились. Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит. Не спросит никто.

Ты говоришь, машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете - не вижу я, ли че ли! А на их мно-ого чего надо! Уж не до себя, не до человека. себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге. Че, чтоб быстро нестись, оставите, остальное не надо.

- Путаник он несусветный, человек твой. Других путает - ладно, с его спросится. Дак ить он и себя до того запутал, не видит, где право, где лево. Как нарошно, все наоборот творит. Человек сотворен, жить пущен, а ему, ишь, другого себя подавай. Запутался, ох, запутался, вконец заигрался.

Думаешь, люди не понимают, что не надо Матеру топить? Понимают оне. А все ж таки топют.

А ишо смерть. Как он ее, христовенький, боится! За одно за это его надо пожалеть. Никто в свете так не боится смерти, как он. Хужей всякого зайца. А от страху чего не наделаешь.

Ежли мы кинули, нас с тобой не задумаются кинут. О-ох, нелюди мы, боле никто. Да как же без родных-то могилок?!

Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится…Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.

Читайте также: