Конспект урока распространение предложений

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Простое распространенное предложение.

Цель: Тренировать детей в умении распространять предложения определениями и однородными дополнениями.

Оборудование: - предметные и сюжетные картинки;

- полоски для обозначения слов, точки

Ход занятия

1. Организационный момент.

Петя копает (чем… .

Маша рисует (чем… .

Мама расчесывается (чем… .

Что вы заканчивали? Сегодня мы будем работать с предложениями.

2. Короткое – длинное предложение.

Логопед ставит на доску предметные картинки, дети называют их:

пиджак, плащ, свитер, шарф, жилет, сарафан, фартук, халат, купальник.

Дети говорят предложения с однородными членами. Например, Оля гладит сарафан, плащ, халат.

Вы говорили предложения и меняли одно слово на много других.

Логопед ставит на доску предметные картинки, дети называют их:

машина, стул, дом, дерево, человек, собака.

Вы загадывали загадки.

Дети составляют предложения такого же типа.

Затем логопед предлагает вниманию детей еще одну картинку (Мальчик несет лопату.) По этой картинке проводится аналогичная работа.

Вы говорили предложения и добавляли какие слова?

7. Составление графической схемы предложения.

Дети составляют графическую схему предложения.

Сегодня на занятии мы работали с предложением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка по теме: Распространение предложений.

Цель: расширять знания учащихся о предложении, закрепить умения учащихся в распространении предложений .

образовательные

- закрепить понятия о главных и второстепенных членах предложения, нераспространённом и распространённом предложении; об однородных членах предложения;

- проверить знания учеников по теме предложение;

коррекционно - развивающие

- развивать навыки синтаксического разбора;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся (усидчивости, выдержки);

- развивать речь, внимание, мышление, память;

воспитательные

-воспитывать орфографическую зоркость;

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать у детей рефлексию (самооценку).

І. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите все ли у вас готово к уроку, садитесь!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!

- Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики: писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!

Учитель - Откройте тетради. Что мы запишем?

Запись числа, классной работы.

- А тему урока вы, ребята, сможете назвать сами, прочитав запись.

Запись темы урока.

ІІ. Постановка цели урока.

Мы должны повторить все о предложении: что такое предложение, что такое главные и второстепенные члены, распространенные и нераспространенные.

девиз нашего сегодняшнего урока

На доске:( напечатано на листе и вывешено на доску)

ІІІ. Актуализация знаний по теме.

Перед вами две записи. Определите, какая из них является предложением? (слайд)

Всё время держалась настоящая весенняя погода.

Держалась, настоящая, время, погода, всё, весенняя .

Докажите. Для этого мы должны вспомнить, что такое предложение?

- Ребята, из чего состоит предложение?

- Что значит связаны между собой по смыслу?

- Что выражает предложение?

- Что значит законченная мысль?

- Просмотр видео объяснения.

I V. Работа по учебнику.

- Выполним упражнение №37 на стр. 30

- Выполним упражнение на доске по очереди.

V. Физминутка.

Если предложение распространенное-то хлопаете в ладоши, если нераспространенное-то топаете.

Появились зеленые листочки.

На лужайке зазеленела молодая травка.

Весной холодная тундра оживает.

V I . Работа по учебнику.

- Выполним следующее упражнение №38 на стр. 30

- Выполним упражнение самостоятельно.

(Коля и Глеб 1-4 предложение).

VII . Работа по карточке:

- Составь из данных слов предложение, запиши его.

- Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

- Составь схему предложения.

Просыпается, утром, рано, петух.

По мокрым, торопливые, улицам, ручьи, журчали.

Для слабых учащихся.

Перед вами предложения. Выпишите только распространенные предложения.

2. Солнце светит ярче.

4. Побежали быстрые ручьи.

VІ II .Домашнее задание.

IX .Итог урока.

- Что нового сегодня изучили?

- Что получилось лучше всего?

- В чём испытывали затруднения?

- Оцените свою работу на уроке.

- Составь из данных слов предложение, запиши его.

- Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

- Составь схему предложения.

1. Просыпается, утром, рано, петух.

2. По мокрым, торопливые, улицам, ручьи, журчали.

- Перед вами предложения.

- Выпишите только распространенные предложения.

2. Солнце светит ярче.

4. Побежали быстрые ручьи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 136 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.09.2020 2421
  • DOCX 18.9 кбайт
  • 188 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Толокольникова Антонина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка на тему

Цель урока. Повторить пройденный материал о предложении, продолжать формировать представление о предложении как о единице речи, упражнять в составлении предложений по схемам. Дать понятие о распространении предложений. Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание. Коррекция мелкой моторики. Воспитывать навыки учебной мотивации на примере использования метода поощрения.

Оборудование. Предметные картинки с изображением шарфа, слив, майки. Тетради, ручка, простые карандаши, схемы предложений.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Все за парты тихо сели. На меня все посмотрели.

II. Упражнение на развитие внимания

Учащимся предлагается сюжетная картинка с изображением детей собирающих грибы в лесу. Учитель просит внимательно рассмотреть.

Через 10-15 сек картина убирается. Организуется беседа по картине.

III. Минутка чистописания: запись букв, соединений, предложения

IV. Проверка домашнего задания.

Какое было задание? Что нужно было сделать?

На сегодняшнем уроке мы вновь будем говорить о предложении. Научимся составлять распространенное предложение.

Прочтите, что написано на доске

Саша рисовал. Саша рисовал машину.

Подул сильный ____________. Маша пошла ___________.

Можно ли назвать предложением последние два? Почему? (Не закончена мысль. Непонятно о чем говорится в нем)

- Попробуйте дополнить предложения. Сегодня мы с вами будем учиться дополнять предложения.

VI. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

Упражнения на дополнение предложений (с помощью учителя):

- выполнение упражнения № 1 стр. 8 (устно)

VII. Физкультминутка

Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, Спинки дружно все прогнули, Повернулись вправо, влево – Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок, Ну, как будто колобок. А теперь попляшут ножки; Пробежали по дорожке Быстро – быстро - топ-топ-топ. И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп. Ножки вытянем вперед, Влево, вправо поворот. Чтобы мышцы сильнее стали, Поработают суставы. Ножки выше поднимаем И в коленочках сгибаем, Подбородком дотянулись И друг другу улыбнулись.

VIII. Закрепление

Упражнения на дополнение предложений (самостоятельно)

- выполнение упражнения № 2 стр. 8

- выполнение упражнения № 3 стр. 9

Проверка выполненной самостоятельной работы.

IX. Домашнее задание упр. 4 стр. 9

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Чему учились сегодня на уроке. (Дополнять предложение). Что такое предложение? (Группа слов, связанных между собой по смыслу). Как отделить на письме одно предложение от другого?


Тип урока: урок закрепления знаний

Планируемые результаты (предметные): осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: общеучебные – используют схемы для решения учебных задач; логические – осуществляют анализ, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины: Предложение. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Текст. Лексическое значение слов. Орфограмма

Оборудование: лист самооценивания, смайлики, шкалирование, рабочий лист

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: учебник, презентация, методическая литература, ресурсы интернета.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент).

У. - Здравствуйте! Обратите внимание, у нас сегодня гости…

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!

У. - Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:

Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!

У. - Откройте тетради. Что мы запишем?

II. Чистописание

У. - Отгадайте загадку:

Дом сторожит. Кто это?

У. - Правильно. Собака – домашнее животное, родственник волка. Слово собака является словарным. Что это значит?

Д. - Безударную гласную в корне нельзя проверить, написание словарных слов нужно запоминать.

У. Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.

У. Назовите первый звук в этом слове. Что вы можете о нём рассказать?

III. Проверка выполнения домашнего задания.

Работа в рабочей тетради (№ 120)

- Правильно ли записал текст ваш сосед? Оцените его.

Выразительно говорят вместе с учителем.

IV.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

У. А теперь… Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность. Но это непростая тучка, из неё падают не капли, а слова.

У. Прочитайте слова.

Д. Ярко, весеннее, светит, солнце.

У. Какое задание можно выполнить с этими словами?

Д. Составить предложения.

У. Какие предложения у вас получились?

Д. Ярко светит весеннее солнце.

У. Докажите, что это предложение.

Д. Слова связаны по смыслу. Слова в предложении выражают законченную мысль.

У. Кто может назвать тему урока?

У. А разве мы не изучали уже эту тему?

У. Тогда что мы будем делать сегодня на уроке?

У. – Правильно. А зачем нам это нужно?

Д. - Чтобы мы умели правильно и понятно разговаривать, чтобы нас понимали, чтобы мы смогли успешно общаться друг с другом.

У. Все, что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.

У. Из чего состоит наша речь?

Д. Наша речь состоит из предложений.

У. Что называется предложением?

Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чем – либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.

IV. Повторение, обобщение, закрепление знаний и способов действий.

1. Работа над определением предложений.

У. Прочитай записанные ряды слов и выпишите только предложения.

На птица сидела ветке.

Светит яркое солнышко.

На верхушке ели …….

У. Какие предложения вы выписали?

У. А 2 и 4? Почему их нельзя назвать предложениями?

Д. Потому что слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль.

У. Верно, ребята, а теперь ваша задача - творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.

Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.

У. Ребята, как вы думаете, для чего мы сейчас выполняли это задание?

Д. Для того, чтобы уметь правильно излагать свои мысли, чтобы нас понимали окружающие.

2. Определение границ предложений.

У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.

У. Сколько предложений у вас получилось?

Д. 3 предложения.

У. Давайте проверим.

Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.

У. Какое заголовок вы дали тексту?

У. Как вы думаете, для чего мы сейчас выполняли это задание?

Д. Для того, чтобы уметь правильно составлять тексты.

Расставьте предложения по порядку, чтобы получился связный текст.

Нашли мы ёжика в лесу

Колючий и смешной.

Пускай по кухне бегает.

И принесли домой.

У. Давайте проверим, что у вас получилось.

Д. Нашли мы ёжика в лесу.

И принесли домой.

Пускай по кухне бегает

Колючий и смешной.

У. Для чего мы это задание выполняли?

Д. Для того, чтобы уметь составлять предложения, связанные по смыслу.

4. Работа над пунктуацией в предложении.

У последней точки

На последней строчке

Задаёт он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?

Никогда он не молчит,

Ура! Долой! Привет! Домой!

У. Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.

У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?

Д. Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.

5. Работа с карточками.

У. А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.

У. Прочитайте предложение, поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . ! ? )

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

У. Найдите и запишите в тетрадь только вопросительные предложения.

Д. Что ты, ёж, такой колючий?

Знаешь, кто мои соседи?

( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).

У. Ребята, а зачем нам уметь расставлять знаки препинания в конце предложения?

Д. Чтобы правильно читать предложения с разной интонацией.

Физкультминутка.

Конспект и презентация к уроку по русскому языку Предложение. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

V. Систематизация знаний о предложении.

1. Комментированное письмо.

У. На доске записаны предложения. Прочитайте их.

Выглянуло яркое солнышко.

У. Чем отличаются предложения? Как они будут называться? (распространенное и нераспространенное).

У. Найдите в этих предложении подлежащие и сказуемое.

У. Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает?

Д. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?

Д. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?

У. Как еще называют подлежащее и сказуемое?

Д. Грамматическая основа предложения.

У. А как называются слова, которые не составляют основу предложения?

У. Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

Д. Они поясняют главные члены предложения, уточняют их.

2. Работа в группах

У. Сейчас работа для 3 групп (по рядам). Каждой группе даётся задание: списать одно предложение, подчеркнуть в нем главные члены предложения.

1. В саду зреют вишни. (1 ряд)

2. Летом мальчик жил в деревне. (2 ряд)

3. Яркие лучи согрели землю. (3 ряд)

(Самопроверка по эталону)

У. Для чего надо нам знать о главных и второстепенных членах предложения?

Д. Для того, чтобы правильно, грамотно и красиво составлять предложения.

VI. Подведение итогов (5 мин)

1. Первое слово в предложении пишется:

а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;

2. Предложение состоит из:

а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;

3. Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится:

а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;

4. Какой знак нужно поставить в конце предложения.

Какой замечательный вечер сегодня…

а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;

5. Подлежащее и сказуемое – это:

а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения.

Ответы записываются индивидуально каждым учеником:

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

У. Смогли ли вы достичь цели, выполнить задачи урока?

У. Какие испытывали трудности?

У. Что воспринималось легко?

У. Что на уроке для вас было самым интересным?

У. Спасибо вам всем за работу.

VIII. Домашнее задание.

Учебник, стр. 120, упр. 202, составить из слов предложения, записать текст, придумать заголовок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить и закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения.

Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.

Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. Совершенствовать орфографические навыки.

Развитие речи, сварного запаса каллиграфии

Воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах, учить саморегуляции

А какая у вас погода сегодня в классе?


(деление на группы, дети получают картинки -солнце, ветер. дождь)

II. Чистописание.

- Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”

- Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)

III. Словарная работа.

Работа в группах: (раздаю карты самооценивания) -

- Что такое ветер? Составьте кластер ассоциации со словом ВЕТЕР

Слайд: Ветер - движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветрища: средний, слабый, тихий ветер или ветерок, ветерочек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.

Работа в группах: Виды ветров. Дети читают и рассказывают

Слайд: Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.

Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.

Местные ветры:

Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.

Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Фён — сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.

Работа в группах: работа с деформированным текстом и вы ответите на мой вопрос

- Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?

Слайд:Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.

Запишите слово ветер - Поставьте ударение в слове.

- Какую букву надо запомнить? Почему?

- Как называются слова написание надо запомнить?

- Проверьте безударную гласную.

- Подберите однокоренные слова.

Ветер, ветерок, ветерочек, ветреная (погода), ветряная (мельница).выделите корень

- Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.

IV. Проблемная ситуация.

Дует лёгкий ветер.

Работа в группах: - Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?

- Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу.)

- На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)

- Найдите подлежащее и сказуемое.

Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.

Доказательство:

1 – только из одного главного.

2 – состоит из главных и второстепенных членов

3 – только из второстепенных членов.

4 – состоит только из главных.

Работа в группах: - Что знаете о подлежащем?

Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”

- Что такое сказуемое?

Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

- Нужны ли второстепенные члены предложения?

Работа в группах: Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Постановка темы и целей: Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Главные и второстепенные члены предложения”

Цель: Узнать, что такое подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

VI. Открытие нового. Самостоятельно индивидуальная работа

- Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.

Дует лёгкий ветер.

- Найдите в предложении главные члены предложения

- Слово “лёгкий” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Слайд: Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”

Грачи вьют гнёзда.

- Найдите в предложении главные члены предложения.

- Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”

Светит ласково солнце.

- Найдите в предложении главные члены предложения.

- Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”

По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.

- Разобрать по членам предложения и частям речи.

Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

VII. Самостоятельная работа.

Работа в группах:

Слайд: - Составить предложения к картинкам. Какая тема объединяет предложения?

- Подберите к слову весна имена прилагательные.

- Составьте предложения о весне.

Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

Работа в группах: - Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)

- Прочитайте cинквейн “Весна”.

VIII. Итог урока.

- Подведём итоги урока. Какая тема урока? Чему учились, что нового узнали?

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

- Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?

IX.Рефлексия: (весенняя полянка) стебель пишут эмоции и пожелания на цветке тюльпане

Читайте также: