Конспект урока прописная буква к обозначающая согласные звуки

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: познакомить с буквой К, со звуками [к], [к'], с ролью звуков и буквы в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [к], [к'] буквой к и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [к], [к'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: развивать УУД, развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, заботу о них.

Ход урока

– Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

– Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного – мальчики.

– Умницы! (садятся девочки)

– Молодцы! (садятся мальчики)

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний.

– В каком домике живёт каждая буква? (дети ставят буквы в домики)

– Почему А, О, У, Ы, И живут в красном домике? Как произносятся гласные?

– Почему буквы Н, С живут в другом домике? Как произносятся согласные? Какими они могут быть? (мягкими, твёрдыми, звонкими, глухими)

Слайд 3

Диалог с учителем

3. Открытие нового знания.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Работа над новыми звуками.

Знакомство со звуками [к], [к']

– К нам в гости сегодня пришёл гость. Догадайтесь, кто это?

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке… (Колобок)

– Произнесём слово хором. Сколько слогов в слове? Почему? Назовите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Докажите. Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

– Сделаем вывод: звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Произнесите звук мягко.

– Итак, над какими звуками будем работать, сформулируйте тему нашего урока.

– Чему будем учиться? (Называть слова с новыми звуками; узнаем букву, которая обозначает эти звуки; читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буква и звук К". Конспект составлен по Азбуке Горецкого, по УМК Школа России.

План-конспект урока в 1 классе по обучению грамоте по теме:

Цель урока: Познакомить со звуками [к”] [к], буквой К к, соотносить звук и букву.

Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, согласный звук.

Развивать умение различать в словах звук [к]; [к”]

Знать характеристику звуков [к]; [к”]

Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;

Развивать умение распознавать согласные буквы.

Познавательные:

стремиться к расширению своей познавательной сферы,

производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Осмысление соответствия звука букве

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочие место в соответствии с целью выполнения заданий.

осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

умение объяснять свой выбор.

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Сотрудничать с учителем и одноклассниками.

демонстрация основ самоорганизации

проявлять интерес к новому

умение удерживать учебную за

1. Организационный момент

-Начнем урок обучения грамоте.

-Садимся правильно, спинка прямая.

ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА и представьте:

Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

ОТКРЫЛИ ГЛАЗА.

СПОКОЙНОЕ ИЛИ ХОРОШЕЕ.ХОРОШЕЕ

Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

– Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

– Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки.

Я буду называть слова, а вы показывать КУЛАЧОК – если первый звук в слове твёрдый, и МЯГКУЮ КИСТЬ РУКИ – если в слове первый звук мягкий.

– Если в слове первый звук твердый?

Кот, корзинка, киви , крот, , колобок, кит ,кенгуру, кепка, конфета.

-Итак, какие звуки были первыми в этих словах?

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какие звуки и какую букву мы с вами будем изучать?

Верно, тема нашего урока: " Звуки [к]; [к”] "БУКВА К. (КА)

Поиграем в игру: кто больше придумает слов на букву К. ( Класс делится на две команды)

- Подводятся итоги игры.

ПОЗНАКОМИМСЯ с буквой К

НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ печатную букву К

НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ и слышать звуки[к]; [к”] в словах

НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ слоги, слова с этой буквой.

Узнаем новые звуки и буквы, учимся читать.

3. Знакомство со звуком [к], буквой К.

Работа с новой буквой

Звуковой анализ, характеристика звуков.

Артикуляция звука.

---Открыть тетради для печатания.

Сейчас мы сделаем звуковой анализ слов, но что бы узнать, каких надо отгадать загадки.

Без расчёски причесался

и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

и запел на все лады. (Кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Вывешиваются картинки КОТ и КИТ

Первый вариант делает звуковую модель слова кот, а второй вариант слова кит. А двое выполняют у доски.

кот – Сколько слогов в слове кот? один слог.

– Назовите первый звук слово кот.

- Давайте вместе произнесем звук [к]

-Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

[к] – согл, твердый

- Давайте вместе произнесем звук [о]

Какой он гласный или согласный?

Давайте вместе произнесем звук [т]Какой он гласный или согласный?

кит – Сколько слогов в слове кит? один слог.

– Назовите первый звук слово кит.

- Давайте вместе произнесем звук [к]

-Какой он гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Давайте вместе произнесем звук [и]

Какой он гласный или согласный?

Давайте вместе произнесем звук [т]

Какой он гласный или согласный?

Давайте сравним звуки [к]; [к”] в двух словах.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Работа в группах:

Как узнать: когда буква К обозначает твердый согласный , а когда - мягкий согласный звук?

Первая группа составляет слова где звук К твердый, а вторая , где звук К - мягкий

Верно, гласная буква нам это подсказывает.

Перед какими гласными буквами читаем твердый звук К(АОУЫЭ), а мягкий (ЯЁЮИЕ)?

– Какой буквой обозначается звуки [к] и[k”]?

– Звуки [k”] [к] мы обозначим буквой К.(Ка)

Повторим хором название буквы.

Азбука на стр. 59.

КТО ПЕРВЫЙ ОТКРЫЛ БУКВАРЬ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ.

Упражнения на запоминание буквы

Сложите букву Кк из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?

Сейчас возьмите указку, на ленте букв найди букву К и обведи её, затем в воздухе напиши печатную букву К.

-Какая буква изображена вверху на нашей странице?

- Сколько их изображено? Почему их 4?

-Когда используется заглавная буква?

– На что похожа буква К?

ФИКСИКИ. Сколько раз буква К встречается в этом слове.

Первый звук – твердый, а второй – мягкий.

Анализ схем слов на доске:

-Воздух проходит свободно, поем.

- воздух при произношении встречает препятствие(губы, зубы, язык)

В словах кит и кот первый звук [к], и в них 1 слог. Оба звука согласные.

В слове кот звук [к] твердый, а в слове кит звук [к] мягкий.

Буква К обозначает два звука твердый[к] и мягкий [к”]

Зависит от гласной, которая стоит после буквы.

Заглавная и строчная.

Печатная и прописная.

4.Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти!

5. Работа со столбиками слов.

Перед чтением мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.

-Кто наши помощники? (губы, зубы, язычок.)

Языком толкаем щеки по очереди. Рот закрыт. Всего 10 раз.

Языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт. 10 раз.

Цокаем язычком. 10 раз.

1. Первый столбик читаем.

В первом столбике записаны слова,

2. Читаем второй столбик.

НАЙТИ ОБЩУЮ БУКВУ.

3. НАЙТИ ЛИШНЕЕ СЛОВО. Читаем третий столбик

4.Прочитайте и скажите сколько слогов в слове. (В слове столько слогов, сколько гласных

5. Работа с текстом

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

-Работа перед прочтением текста.

-Сделайте предположение, о чём пойдёт речь в тексте: по названию и по рисунку.

- Кто может дать определение, что такое АКВАРИУМ.

-А где мы можем узнать более точное определение?

(В толковом словаре Ожегова или Ушакова).

Один ученик читает текст. Мы все следим.

Один из учеников, в это время ищет по толковому словарю определение слова АКВАРИУМ.

-Работа с текстом во время прочтения текста.

-Разбираем непонятные слова.

Все слова понятны?

Работа с текстом после прочтения текста.

-Какие подарки получил Кирилл?

Как Кирилл ухаживал за рыбками?

Как по-другому называют в тексте аквариум?

ПРОЧЕСТЬ СЛОВА, ЗАПИСАННЫЕ ПОД ТЕКСТОМ В СТОЛБИК.

Дайте определение, что обозначают эти слова.

- Где можем взять более точное определение? (в толковом словаре)

Все дети РАБОТАЮТ В ПАРАХ в это время в тексте в первом абзаце считают- сколько раз звук [к] встретился в первом абзаце.

И считают- сколько раз звук [k”] встретился во втором абзаце

7. Итог урока

- Выполнили цели и задачи поставленные в начале урока?

- С какими звуками вы познакомились на занятии? ([к] [к’])

- Какой буквой обозначаются звуки ([к] [к’])?

Отвечают на вопросы.([к] [к’])

Согласный К

8. Рефлексия

-Понравилось ли вам на занятии?

Мне было интересно….

Мне было скучно…

Мне было трудно…

У меня возникли трудности при…

Оцените свою работу.

-Кто считает, что поработали на отлично, покажите красную карточку

кто допускал небольшие ошибки, покажите желтую карточку

Тот, кто ничего не понял, и ни с одним заданием не справился, пустую ладонь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Познакомить учащихся с буквой к, звуками, которые обозначает эта буква, учить различать звуки [к] и [к'] в словах.

- сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;

- учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- продолжать работу по звуковому анализу слов;

- развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка;

- прививать любовь к чтению, литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми соглас­ными звуками, разли­чать звуки по твердости и мягкости, читать сло­ва и предложения с изученными бук­вами, пересказывать отрывки из знакомых сказок.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оборудование: разрезная азбука, силуэтные рисунки, лента букв, звуковые схемы, таблицы, цветные карандаши.

Тип урока. Открытие новых знаний

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели.

Мы продолжаем наше путешествие по стране Читалии. Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы!

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится,

Потому что это…. Кот

-Чем любят играть коты? –Клубком.

2.Активизация внимания.

-Покатился клубок по дорожке и принес нам скороговорку.

Работа над скороговоркой

Котик ниток клубок укатил в уголок.

-Какой звук чаще других слышен в скороговорке?

- Ребята, мне очень хочется узнать, как зовут нашего кота. Знаю, что его кличка начинается со звука К. Только вот не помню, Кузя его зовут, или Мурзик? Как вы догадались?

-Произнесите звук. Дайте ему характеристику.

Вывод: согласный, твердый, глухой.

- Как нужно изменить слово, чтобы этот звук стал мягким?

Зарисовать в тетради схемы слов кот-кит.

3. Целеполагание

Сформулируйте цель нашего урока

II. Работа над новым материалом. Знакомство с новой буквой.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

-Где можно найти ответ на этот вопрос? (В учебнике)

-Правильно. Ведь всем известно, что книга-источник знаний. Откройте учебник по закладке, стр.49.

-На что похожа буква? Из каких элементов состоит?

- Объясните, почему у нас в учебнике изображены 2 буквы к, чем они отличаются?

(Одна заглавная – она отличается большим размером, с нее начинаются имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, стран, рек. Вторая строчная.)

- Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

-Кто знает место буквы в алфавите?

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].

- Мы будем печатать буквы к в тетради.

2.Чтение слогов с буквой К.

- Решил Кузя побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

Напечатайте сначала закрытые слоги в тетради. А теперь поменяйте местами буквы и запишите открытые слоги.

- задавая вопрос на каждой лесенке;

Учитель определяет условия физминутки.

- А знаете места, где любит бывать Кузя? Конечно же там, где в названии мест есть звуки к и к*. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, умывайтесь лапками за ушком и выгибайте спинку.

Называю слова: бассейн, крыша, улица, кресло, огород , комната, двор, печка, коврик, озеро.

III. Применение нового знания.

Работа с учебником

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


конспект урока на тему "Знакомство с согласной буквой К к, звуками [к], [к,]. Письмо заглавной буквы Кк"

Знакомство с согласной буквой К к, звуками [к], [к,]. Письмо заглавной буквы Кк.

Познакомить со звуками [к к,], буквой К к. Научить писать заглавную букву Л.

Основные понятия темы

Строчная буква, заглавная буква, гласный звук

познакомить учащихся с глухими звуками [к], [к'];

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные : освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов

Коммуникативные : умение объяснять свои действия (способ написания).

Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).математика

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Азбука, ч. 1. с. 86

Схемы слов и предложений, предметные картинки.

1 этап Мотивация к деятельности. Постановка темы.

Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы

- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

- Чему уже научились?

- На какие группы можно разделить все звуки русского языка?

- Как отличить гласный звук от согласного?

- На какие группы разделим согласные звуки?

- Рассмотрите строчки, записанные на доске и найдите лишнюю букву или слог:

- Я произношу вам слова, а вы если услышите в начале слова мягкий согласный звук – то поднимаете зеленый карандаш, а если твердый – то синий карандаш:

Малыш, лимон, труд, мел, стул, салат, нитки, пират

Азбука стр 86 Пропись2 стр 34

- Мы уже знаем много букв и умеем писать некоторые слова. Откройте Азбуку на стр 86 и Пропись на стр 34. Рассмотрите все что изображено и попробуйте спланировать нашу сегодняшнюю деятельность на уроке.

- Что нового будет сегодня на уроке? Каковы наши задачи?

2 этап Учебно-познавательная деятельность

Обучающие и развивающие задания и упражнения

Знакомство со звуком [к к,], буквой К к

Цель — познакомить со звуком [к к,], буквой К к, соотносить звук и букву

Звуковой анализ, характеристика звуков.

Упражнения в выделении звуков [к к,]

Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается. (кот)

- А вот еще одна загадка:

Через море-океанПлывёт чудо-великан. (кит)

- Как вы думаете, что общего между этими отгадками?

Выделение звуков [к], [к’]. Составление схемы слов. Разрезной материал - кружки

– Послушайте слово кот .

– Сколько в слове гласных?

– Значит, сколько в слове слогов?

– Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

– Определим, какой это звук. Почему?

– Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, твёрдый.)

– Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?

– Послушайте и произнесите сами слово кит .

– Сколько в слове гласных?

– Значит, сколько в слове слогов?

– Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук?

– Какой это звук? Почему?

– Что ещё можно рассказать об этом звуке? (Глухой, мягкий.) Почему?

– Каким кружком обозначим на схеме слова этот звук?

– Что нового сейчас узнали?

(работа в паре) Одна пара у доски самостоятельно

- У каждой пары набор предметных картинок и альбомный лист. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в па ре. Вспомните правила работы в паре.

- А теперь послушайте задание. Из всего набора картинок вы должны выбрать те в названии которых есть звуки [к], [к’].

картинки с твердым звуком приклеить на первую строчку листа, а картинки с мягким звуком – на вторую строчку листа.

- Оцените работу своей пары.

- Можем ли мы увидеть звуки [к к,]?

- Звуки [к к,] мы обозначим буквой Кк .

**** учитель показывает печатную букву Кк

- Сколько букв на плакате? Почему две буквы Кк?

- На что похожа буква К?

- Послушайте как про эту букву написал поэт:

Кузнец стоит, Как буква К .

Сноп искр летит До потолка.

– Составьте букву К из карандашей.

Печатание буквы Кк Пропись №2 стр 34

- Рассмотрите букву К, почему она раскрашена в зеленый и синий цвет?

- Напечатайте строчку самостоятельно.

Упражнения в чтении слогов и слов

Цель – научить читать слоги и слова с изученными буквами

Работа по Азбуке стр 86

- Кто изображен на рисунке? Где можно увидеть клоуна?

- Что делает клоун? Чем он жонглирует?

- Давайте прочитаем эти слоги:

Чтение слогов и слов ***** на доске написаны слоги и слова

Мак са ни ки но ло то ку лак

***** чтение идет по заданиям:

Все слоги хором

Слоги с мягким звуком

Слоги с твердым звуком

Чтение по строчкам

Чтение по столбикам

- Используя карточки слогов, составьте как можно больше слов. Работаете в паре.

***** проверка коллективно, по цепочке

- Как работала ваша пара, оцените.

Упражнения в написании букв

Цель- научить писать строчную букву Кк и их соединение

Анализ строчной буквы Кк стр 34 Пропись 2

- Рассмотрите строчную букву К.

- В каком порядке начнем работу по написанию строчной буквы Кк? Почему начнем с элементов?

- Из каких элементов она состоит?

Письмо элементов строчной буквы К стр 34 строчка 2

**** письмо по алгоритму

Показ на доске учителем

Прописывание в воздухе

Самостоятельное письмо элементов буквы

Письмо строчной буквы К стр 34 строчка 3

*** Работа с табло (обводка буквы)

**** письмо по алгоритму

Показ на доске учителем

Прописывание в воздухе

Самостоятельное письмо буквы

- Оцените свою работу, обведите самую красивую букву красным карандашом.

Зарядка для кистей рук и глаз

Письмо слогов и слов стр 34 строчка 4-6

- Прочитайте слог. Где эти буквы соединяются?

**** письмо по алгоритму

Показ на доске учителем

Прописывание в воздухе

Самостоятельное письмо слогов

- Какие слова нам предлагают написать рядом с каждым слогом? Почему?

- Рассмотрите слово КИТ, определите места соединений. Сколько букв надо написать? Поставьте красную точку под гласным.

Читайте также: