Конспект урока производные и непроизводные предлоги 7 класс

Обновлено: 22.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок русского языка

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности: комбинированная, парная, индивидуальная.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные : способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.

Личностные УУД : стремиться к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познавательные УУД : опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД : планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, дидактический материал

I . Орг.момент. Приветствие. Число. Классная работа. Оставьте строку для темы урока.

Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание.

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодня – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом уроке.

II . Актуализация знаний.

Как называется раздел науки о языке, которая изучает части речи? (морфология)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Не имеют морфологических признаков, не выполняют синтаксической роли)

Предлог – это? (Служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в предложениях и словосочетаниях)

Какими бывают предлоги по своему строению? (простыми и составными)

Назовите разряды предлогов по значению? (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)

На прошлом уроке мы говорили о значениях предлогов. Давайте вспомним данную тему

Определите разряды предлогов по значению. Укажите главное слово, к зависимому задайте вопрос.

Вышел на дорогу (пространст),

пришел в школу (простран),

сделать ради тебя (цель),

проспать до обеда (временной),

заниматься с утра до вечера(времен),

приехал через неделю (временной).

налить через край (образ действ),

говорить по душам (образ действия),

потух из-за ветра причина),

бледнеть от страха (причин),

говорил про друга (дополнительное значение),

Найдите многозначный предлог, докажите, что он многозначный (через – значение образа действия и времени)

Вывод: По значению предлоги делятся на разряды: (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)

Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы выполним синтаксический разбор двух предложений.

Выполнить синтаксический разбор предложений, обозначьте предлоги.

Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой.

Он ушёл, благодаря меня.

Что заинтересовало вас в данных предложениях? (омонимичные слова)

Как образовался предлог благодаря (путем перехода самостоятельной части речи в служебную), от какой части речи образован (деепричастия). Какие категории утратил предлог (морфологические признаки и синтаксическую роль)

Кто-то догадался, как называются такие предлоги? Вспомните правило, что мы еще с вами не рассматривали, изучая предлог?

Какова же тема нашего урока?

Производные и непроизводные предлоги.

Что мы сегодня должны узнать, с чем познакомиться? Чему научиться?

Познакомиться: производными и непроизводными предлогами.

Узнать: Как образуются производные предлоги? (образуются путём перехода самостоятельной части речи в служебные).

Научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

3. Обратимся к учебнику. Прочитайте про себя теоретический материал, с.139, п.54. Внимательно рассмотрите таблицу на экране. Дополните новой информацией статью учебника.

Рассмотреть таблицу (Предлоги производные и непроизводные)

Что узнали нового? Что обозначает слово производный? (Производный, значит образованный от чего-либо).

От чего могут быть произведены производные предлоги? На какие группы делятся производные предлоги (наречные, отыменные, отглагольные).

Наречные произведены от наречий, отыменные – от именных частей речи, отглагольные – от основ глагола, деепричастий)

Задание 4 устно 1в – производные, 2в непроизводные

Запишите производные предлоги, непроизводные.

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при (выполнить взаимопроверку)

Задание 5 Работаем в парах (письменно)

Сейчас поработаем в парах. Определите, от каких частей речи образуются данные предлоги? Выпишите по рядам

предлоги, образованные от наречия

отыменные предлоги

Отглагольные

1.Внутри дома, (нар) внутрь (в доме)

впереди отряда, (нар) впереди (перед)

2. вследствие непогоды, (отыменные) в следствие (из-за)

в течение дня, (отыменные) в течение (в продолжение)

наподобие цветка, (отымен) подобие (вроде)

в целях улучшения работы. (отыменные) цель (для)

3. благодаря поддержке друзей, (отглаг) благодаря (из-за поддержки друзей)

спустя год, (отглаг) спустя (через год)

несмотря на проливной дождь, (отграгольные) несмотря (невзирая на, вопреки проливному дождю)

Какие предлоги отыменные, глагольные, наречные?

Можно ли заменить производные предлоги другими предлогами. Попробуйте это сделать.

Задание 6 (устно)

Найдите предложения с предлогами, определите падеж имен существительных. С какими частями речи могут употребляться предлоги (Существительное, местоимение, числительное)

Искать около дома. Бродить вокруг да около.

Изучить в течение дня. Попасть в течение реки.

Забыть вследствие болезни. Внести изменения в следствие.

- По каким признакам мы определяем предлоги? ( входят в состав вопроса синтаксической роли не выполняют)

Вывод: значит, слова из 1 столбика являются предлогами. А теперь определим, чем являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом)

- Какие предлоги являются непроизводным? (информацию найти в учебнике)

(необразованные из самостоятельных частей) Такие предлоги образовались исторически.

Задание 7:
Цифровой диктант

2 часть речи

В течение дня он не раз заговаривал со мной.

В течении военных событий произошли резкие изменения.

О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа.

Ванюша в продолжение часа таскал за ней по базару корзину.

Сговорившись на счет завтрашнего дня, они простились.

Все доходы переведите на счет нашей бригады.

Благодаря мастерству спортсменов наша команда победила.

Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Исправьте ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант в тетрадь.

Отряхни ноги от снега.

Оплачивать за квартиру.

Лежать на береге.

Я приехал с Крыма.

Я скучаю по вам.

По окончанию школы

Давайте вернёмся к началу урока

Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?

Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?

Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?

Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями, узнали много нового и полезного. Нам еще необходимо познакомиться с правилами правописания предлогов, которые нужно будет запомнить, Но это уже тема следующего урока.

VI . Домашнее задание. На выбор.

Выписать из художественной литературы 5 предложений с производными предлогами и 5 предложений с непроизводными предлогами.

- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.

развивающие:

- научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи;

- продолжить работу по развитию связной речи учащихся;

- совершенствовать речевую компетентность обучающихся;

- развитие мыслительных умений и навыков (анализа, синтеза, сравнения).

воспитывающая:

- прививать уважение к русскому языку, к историческому прошлому своего народа.

Методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод, приёмы: беседа, слово учителя, опрос.

Эвристический метод, приёмы: наблюдение над языковым материалом.

Репродуктивный метод, приёмы: тренировочные упражнения.

ВложениеРазмер
urok.docx 34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. 7 класс.

Цели урока: обучающие:

- актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;

- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.

- научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи;

- продолжить работу по развитию связной речи учащихся;

- совершенствовать речевую компетентность обучающихся;

- развитие мыслительных умений и навыков (анализа, синтеза, сравнения).

- прививать уважение к русскому языку, к историческому прошлому своего народа.

Методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод, приёмы: беседа, слово учителя, опрос.

Эвристический метод, приёмы: наблюдение над языковым материалом.

Репродуктивный метод, приёмы: тренировочные упражнения.

Оборудование: мультимедийная доска, учебник, раздаточный материал.

Виды учебной деятельности: тестовый опрос, речевая разминка, решение проблемной ситуации, работа с учебником и тетрадью, распределительный диктант, самостоятельная работа, творческая работа, проверочный текст.

I. Орг.момент. (Приветствие. Число.) (слайд 1)

Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание. (слайд 2)

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодня – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом уроке.

II. Актуализация знаний.

1) самостоятельная часть речи;

Б) служебная часть речи;

В) не является частью речи.

2)Предлоги отвечают на вопросы…

Д) не отвечает на вопросы

А) обозначают предмет;

Б) обозначают признак предмета;

В) обозначают действие?

Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

1)Изменяются по числам, родам, падежам;

В) имеют вид и время;

Г) выражают различные отношения ( временные, целевые, причинные, пространственные)

5. Предлог в предложении обычно бывает…

В) второстепенным членом предложения;

Г) не является членом предложения, но входит в его состав.

  1. Итак, предлог …
  1. Не отвечает на вопросы
  2. Ничего не обозначает
  3. Не является членом предложения.
  1. Речевая разминка. (Подготовка к ЕГЭ. Задание 13 – правописание производных предлогов , а так же есть в задании 7- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)

Стоит отметить, что предлоги требуют к себе очень внимательного отношения. Давайте вспомним правильное употребление предлога ПО .

Задание: Найдите ошибки в употреблении предлога и запишите правильный вариант.

1)Мы встретимся по окончанию фильма. (по окончании)

2) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.(по прибытии)

3) По приезду домой мы принялись разбирать вещи.(по приезде)

4. Четвертый лишний.

1) язык, речь, о, слово (о –предлог)

2) под, и, от, в (и –союз)

3) благодаря, с, вопреки, мимо.

Учитель: В третьей строчке все слова предлоги, но какие это предлоги мы с вами знаем?

Учитель: А почему не знаем?

Учитель: А давайте попробуем определить какая же цель сегодняшнего урока, какими предлогами мы должны

познакомиться : производными и непроизводными предлогами

узнать: что производные предлоги образуются путём перехода самостоятельной части речи в служебные

научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

III. Переход к новой теме.

- Пришло время делиться идеями. Можно ошибаться, только не бояться.

- Как вы понимаете эти термины (что значит производный)?

Давайте откроем толковые словари и посмотрим значение этого слова).

Давайте поработаем со словосочетаниями.

Перед вами два столбика со словосочетаниями.

Искать около дома Бродить вокруг да около

Изучить в течение дня Попасть в течение реки

Забыть вследствие болезни Внести изменения в следствие

- Как вы думаете, в каком столбике выделенные слова предлоги, а в каком самостоятельные части речи. (Версии)

- По каким признакам мы определяем предлоги? (связывают слова, к ним нельзя задать вопрос, без зависимого слова синтаксической роли не выполняют)

Вывод: значит, слова из 1 столбика являются предлогами. А теперь определим, чем являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом)

- Из какой части речи образовался предлог около, из какой в течение, в следствие.

Давайте проверим свои предположения.

Работа с материалом учебника.

- Как образуются производные предлоги? (информацию найти в учебнике)

- От каких частей речи образуются производные предлоги? (информацию найти в учебнике)

- Какие предлоги относятся к непроизводным? (информацию найти в учебнике)

(не образованные из самостоятельных частей)

- Какие предлоги состоят только…

- Что общего у производных и непроизводных предлогов? (служат для связи слов)

Задание выполняется в рабочей тетради

Распределите предлоги в 2 группы

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при (выполнить взаимопроверку)

Учитель: сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи)

Пользуясь параграфом учебника №50 стр138

1.Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду , несмотря на непогоду, сказать по секрету , погрузить в лодку , показалось из-за туч , появился предо мной , расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику , шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе. (самопроверка, оцени себя)

Учитель: сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи)

2.Различение производных предлогов от самостоятельных частей речи

А) В течение (предлог) двадцати лет Александр Дюма написал четыреста романов и тридцать пять драм. В течении (сущ) наших сибирских рек часто встречаются пороги.

Б)Футболист промчался мимо (нар). Во время путешествия мы проплывали мимо (предлог) домика.

В) Саша и Таня радовались, благодаря (дееприч) родителей за прекрасные подарки. Андрей понял правило благодаря (предлог) учителю.

Г) Ему долго пришлось идти довольно трудным путём (сущ). Нас убедили путём (предлог) веских доказательств

3. Творческое задание.

Составьте предложения со словами вокруг, (на) встречу. (укажите производный предлог или самост.часть речи вы употребили в своем предложении).

4. Ребята, знание производных и непроизводных предлогов проверяется на ЕГЭ по русскому языку. Так, например, задание 13 проверяет умение правильно писать производные предлоги, союзы и наречия. Давайте ребята дальше поработаем устно.

Учитель: п осмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте предложения (читает ученик)

Скажите это текст или нет? (а что такое текст?)

- Ребята, а о чем этот текст.

- Какие памятные даты мы отмечали в феврале?

(2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве)

-Давайте попробуем среди предложений 1-3 найти производный предлог.

1)«История России богата знаменательными событиями. (2) Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. (3) Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

А на следующей недели, какой праздник?

(23 февраля – День защитника Отечества. Изначально знаменующий годовщину Красной Армии, за многие годы 23 февраля трансформировался в праздник сильной половины человечества. В этот день принято чествовать всех мужчин – говорить теплые слова, читать поздравления, дарить подарки. Выступает как своеобразный противовес Женскому дню – 8 марта).

  1. Проверочный тест в тетрадях записать ответ для самопроверки

(1-в; 2-а,б; 3- а, в; 4-б)

Давайте вернёмся к началу урока

  • Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?
  • Чему научились?
  • Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?
  • Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?

Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями и у каждого из нас стало (по сколько идей?) по две идеи (высказывание Бернарда Шоу – британский, ирландский , англ писатель)

VI. Домашнее задание.

1. Найти 5 предложений с производными предлогами в художественных текстах (параграф 50, правило)

2. А кто сомневается ещё в своих знаниях, то выполняет упр.301 из учебника.

VII. Выставление оценок. Пожелание

Задание :распределите предлоги в две группы: производные и непроизводные

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при

Не производные предлоги

Задание: распределите предлоги в две группы: производные и непроизводные

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при

Не производные предлоги

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Производные и непроизводные предлоги. 7 класс

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи.

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог".

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский языкКласс : 6 классТема урока: Исчисляемые и.


"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку.

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса.

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс.


Технологическая карта "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Технологическая карта и презентация к первому уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги". автор учебника Т.М.Ладыженская.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - урок изучения нового материала с элементами реализации ФГОС. На уроке предусмотрено формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД, присутствует работа в группах и индивидуальная работа. запланирована физкультминутка и смена видов деятельности.На уроке сочетаются как репродуктивный метод, так и частично-поисковый. Детям предоставляются задания различной степени сложности, даётся возможность самопроверки по эталону и возможность взаимопроверки. В конце урока запланирован элемент рефлексии. В урок включено задание по культуре речи и исправлению грамматических ошибок и подчёркивается важная роль грамотной речи в жизни человека.

Русский язык. 7 класс. 07.02.2019

Учитель Андреева Л.А.

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги

Тип урока: Урок изучения нового материала

- знакомство с производными и непроизводными предлогами.

Задачи урока:

- выработать умения различать производные и непроизводные предлоги;

- научиться правильно использовать производные и непроизводные предлоги в устной и письменной речи.

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность обучающихся.

- формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов;

- воспитывать культуру коммуникативного общения обучающихся.

Формируемые на уроке компетенции:

Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Формирование языковой и лингвистической компетенцийй: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: Знать о признаках непроизводных и производных предлогов; Уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи, Учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи (следующие уроки)

Развитие УУД:

личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

Методы обучения:

Оборудование:

- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с., [4] л. ил.

Дополнительный материал к уроку:

- карточки с заданиями.

- карточки для рефлексии.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Подготовьте все необходимое к уроку. Садитесь. Мы сегодня будем работать как самостоятельно, так и в команде. Я надеюсь, что урок пройдет интересно и с пользой.

Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Запишите дату урока. Классная работа

II. Актуализация знаний

- Вспомните, ребята, с какой частью речи мы сейчас знакомимся поближе? (Предлог)

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на доску. Нам предлагается задание, которое проверит ваши знания о предлоге как части речи.

Предлог это…

- служебная часть речи.

Предлоги выражают…

- зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают…

- простые и составные, производные и непроизводные.

Предлоги выражают…

- различные отношения (временные, целевые, причинные, пространственные).

- Ребята, дайте, пожалуйста, полный ответ. Что такое предлог как часть речи?

III. Мобилизующий этап

Запись на карточках (№1)

- Ребята, прочитайте предложения, записанные у вас на карточках и у меня на таблице:


Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой до глубины.

Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре.

Тайга загляделась в окошко, метель шелестит по стене, играет в Сибири гармошка, поет о родной стороне.

- Назовите имеющиеся в этих предложениях предлоги.

- В данных предложениях употреблены предлоги: по, в, о, благодаря, до, на.

- Как пишутся предлоги с другими частями речи?

IV. Формулирование обучающимися темы и цели урока

- Ребята, в данном предложении укажите предлог, который перешел из разряда самостоятельных частей речи.

- Можно выделить предлог благодаря, он образован путем перехода самостоятельной части речи в служебную.

- Определим падеж рядом стоящего с производным предлогом существительного.

- Запомните, что производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются только с Дательным падежом.

- Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными?

- Это производные предлоги.

- Какой ещё предлог вы выделили в этом предложении? (До) Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?

- Это непроизводные предлоги.

- Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали.

- Это предлоги в, по, о, на, до

- Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока.

Запись на доске

Цель: познакомиться с … (производными и непроизводными предлогами)

Учиться различать . (производные и непроизводные предлоги)

Правильно использовать … (производные и непроизводные предлоги в речи)

Ученики формулируют цель урока, используя запись на доске.

Цель урока: знакомство с производными и непроизводными предлогами; выработка умения различать производные и непроизводные предлоги, использовать их в устной и письменной речи.

V. Изучение нового материала

- Ребята, мы выяснили, что с точки зрения образования предлоги бывают производные и непроизводные. Подробно остановимся на каждом виде предлогов.

- Предлагаю Вам устно поработать с материалом учебника. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 138. Нам предлагается учебный материал о производных предлогах. Изучите его.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на карточки (№2) с заданиями, которые находятся у вас на партах. Какое задание нам предлагается?


Задание: Прочитайте предложения, найдите предлоги.

1) В течение недели мы подготовили материалы для доклада.

2) Вопреки предсказаниям погода была хорошая.

3) Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен.

- Выделите в предложениях производные предлоги и скажите, от какой части речи они образованы?

- В первом предложении предлог в течение образован из сочетания существительного течение и предлога в.

- Во втором предложении предлог вопреки образован от наречия вопреки.

- В третьем предложении предлог благодаря образован от деепричастия благодаря.

- Что меняется в словах при переходе существительных, наречий, деепричастий в предлог?

- Изменились морфологические признаки, отсутствует лексическое значение.

- Посмотрите на предложения и скажите, с существительными в каких падежах используются производные предлоги?

- Предлоги используются с существительными в родительном, дательном, предложном падежах.

- Перейдем к группе непроизводных предлогов.

- Ребята, обратимся к учебнику. Прочитайте, пожалуйста, материал о непроизводных предлогах на странице 139.

- Ребята, посмотрите на записанное в тетради предложение. Укажите непроизводный предлог. Какое отношение он выражает?

- Чем непроизводные предлоги отличаются от производных?

- Непроизводные предлоги не образованы от самостоятельных частей речи.

Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

Ребята, давайте проверим себя, как мы умеем различать непроизводные и производные предлоги?

Упражнение 1.

Распределите предлоги на две группы производные и непроизводные. Запишите в тетрадь.

Перед, благодаря, для, при, наперекор, вокруг, в течение, над, в продолжение, через.

Сверим с эталоном:

Производные

Непроизводные

Упражнение 2 (337). Распределите самостоятельно словосочетания с производными и непроизводными предлогами. Заключите предлоги в прямоугольник. Выполните орфографическое задание.

Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки, передав из по часовой стрелке, начиная с Ани. Ошибки исправьте карандашом, оставив на полях инициалы проверяющего.

Упражнение 3 (задание по карточке).

- Ребята, у Вас на рабочем месте находятся карточки.

Задание: Прочитайте предложения.

Мы шли по д…лине в течение целого дня

(Не)ле…ко отыскать оши…ки в следстви. – существительное на –ие – 2 скл., п.п.

Вследствие сн..гопада мы задержались в пути.

Вопреки предск…заниям ст…рожилов погода про…снилась.

- Определите с какими падежами употребляются производные предлоги и непроизводные предлоги? Назовите и обозначьте орфограммы.

- Из какой части речи образованы производные предлоги?

- Какая информация содержится в рамке напротив данного упражнения? Как она поможет нам избежать ошибок?

VII. Задание по культуре речи.

Упражнение 1 (343). Работа в группах.

Для того чтобы быть успешными в жизни, нам необходимо воспитывать в себе культуру коммуникативного общения. Уроки русского языка помогают нам овладеть основами культурного, грамотного общения. Ведь грамотный человек – это успешный человек!

- Ребята, обратимся к учебнику, выполним упражнение 343.

I группа (Костя, Даша, Стёпа) работает с предложениями 1, 2, 5, 7.

II группа (Аня, Рита) работает с предложениями 3, 4, 6, 7.

Образец: Озабочен о том, как решить этот вопрос. (Лишний предлог) / Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос.

Проверка по эталону:

1. Получены интересные предложения из наших областей. (Не тот предлог)

2. Сейчас мы выясним то, куда пойдут выпускники школы. (Лишний предлог)

3. Сегодня мы озабочены тем, кем станут сегодняшние школьники. (Лишний предлог, не тот падеж указательного местоимения)

4. Говорят, что вы нашли общий язык с семьей шахтёра. (Не тот предлог и падеж зависимого слова)

5. Около четырехсот кинокамер вчера ещё были здесь. (Не тот падеж зависимого слова)

6. Однако, согласно неписаным законам, они являются героями. (Не тот падеж зависимого слова)

7. Нужно обратить внимание на эту проблему. (Не тот предлог и падеж зависимого слова)

VIII. Итог урока

Предлог





Функция По составу По происхождению










Связь слов в 1. Простые 1. Производные 2. Непроизводные словосочетании и 2. Составные

предложении - от наречий

VIX. Рефлексия

- Ребята, урок подходит к концу. Какую цель мы перед собой поставили? Удалось ли нам ее достичь?

- Ребята, для того, чтобы определить продуктивность сегодняшнего урока, я предлагаю Вам поработать с карточками, которые находятся на Ваших рабочих местах. Поднимите карточку того цвета, который соответствует Вашим знаниям, полученным на уроке. Красная карточка – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Голубая карточка – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зеленая карточка – эту тему я понял очень хорошо.

X. Домашнее задание

Творческое домашнее задание (по желанию).

XI. Выставление отметок с комментированием

- Ребята, я благодарю вас за хорошую, плодотворную работу. Отметки за урок получают…


Урок поможет в развитии умений отличать производные предлоги от непроизводных, грамотно использовать в речи, различать производные предлоги и самостоятельные части речи. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием технологии системно-деятельностного подхода, когда дети не получают готовых знаний, а добывают их сами при умелой организации урока.

Описание разработки

Основные цели:

1) познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, их отличие друг от друга;

2) тренировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;

3) совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Организация учебного процесса на этапе 1.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Если я вам дам одну конфету и вы мне дадите одну конфету, то у нас и будет по 1 конфете, а вот если я вам дам одну мысль и вы мне дадите одну мысль, то у нас уже будет целых две мысли! Поэтому сегодня у нас урок открытия новых знаний. Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и с пользой.

− Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что - то новое? (Мы получим задание, в котором будет что - то новое и неизвестное. Нам необходимо понять, что мы не знаем, и открыть самостоятельно эти знания. )

− Запишите число. Классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию нового знания о предлогах.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1 задание: прочитайте текст телеграммы:

Поступил МГУ факультет журналистики приезжаю Ладожский вокзал понедельник восемь утра.

- какие слова пропущены?

- что вы знаете о предлогах?

В русском языке предлог стоит перед существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что в других языках предлог может находиться даже в конце предложения.

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором?)

− Вы вспомнили, что такое предлоги. Молодцы. А теперь перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.

2 задание: перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.

Из - под забора вылез соседский кот Тимофей.

Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.

Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.

Учащиеся выполняют задание, проверка.

− Кто выполнил задание?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти в 3 предложении предлог).

− Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили правильно? Вы можете обосновать (предъявить эталон, которым воспользовались)?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свои действия по определению предлога)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Почему у вас возникли затруднения? (…)

- Укажите в 3 предложении все части речи (будет ли это деепричастие?)

4. Построение проекта выхода из затруднения:

1) определить способы достижения цели;

2) реализовать построенный проект, зафиксировать результат в таблицу.

Организация учебного процесса на этапе 4.

− Что вам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога. )

− На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав. )

− Что обозначает? (Ничего не обозначает. )

− Каким членом предложения является? (Не является членом предложения. )

− Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог/благодаря/)

− Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог. )

− Как он образован? (Из деепричастия, т. е. из самостоятельной части речи. )

− Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный. )

− А предлоги из 1 и 2 предложения тоже производные? (Нет. )

− Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги. )

- научиться отличать производные и непроизводные предлоги;

1 вывод: Как различать производные предлоги и непроизводные? (ответ)

( 3 задание: привести примеры разных предлогов, свериться с учебником, стр 139, 1 абзац)

4 задание: упр 296, работа в парах, выписать по 5 словосочетаний с разными предлогами.

5 задание: на стр. 138 прочитать материал в учебнике

− Чему ещё вам надо будет научиться, чтобы найти в предложении производный предлог? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. )

- Чем будем пользоваться? Есть люди - близнецы, которых вы как отличаете? ( по признакам), есть слова - близнецы, которые тоже отличаются по признакам.

6 задание. Рассмотреть материал для наблюдения, выявить отличия, записать признаки в таблицу.

Поговорил с другом насчет работы.

Положил деньги на счет в банке.

Футболист промчался мимо.

Корабль проплыл мимо острова.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок русского языка, 7 класс.

Урок открытия нового знания.

Основные цели:

1) познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, их отличие друг от друга;

2) тренировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;

3) совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

1. Мотивация к учебной деятельности

Организация учебного процесса на этапе 1.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Если я вам дам одну конфету и вы мне дадите одну конфету, то у нас и будет по 1 конфете, а вот если я вам дам одну мысль и вы мне дадите одну мысль, то у нас уже будет целых две мысли! Поэтому сегодня у нас урок открытия новых знаний. Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и с пользой.

− Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? (Мы получим задание, в котором будет что-то новое и неизвестное. Нам необходимо понять, что мы не знаем, и открыть самостоятельно эти знания.)

− Запишите число. Классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию нового знания о предлогах.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1 задание: прочитайте текст телеграммы:

Поступил МГУ факультет журналистики приезжаю Ладожский вокзал понедельник восемь утра.

- какие слова пропущены?

- что вы знаете о предлогах?

Лингвистическая справка:

В русском языке предлог стоит перед существительным, местоимением, прилагательным. Любопытно, что в других языках предлог может находиться даже в конце предложения.

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором?)

− Вы вспомнили, что такое предлоги. Молодцы. А теперь перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.

2 задание: перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей.

Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.

Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.

Учащиеся выполняют задание, проверка.

− Кто выполнил задание?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти в 3 предложении предлог).

− Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили правильно? Вы можете обосновать (предъявить эталон, которым воспользовались)?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свои действия по определению предлога)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Почему у вас возникли затруднения? (…)

- Укажите в 3 предложении все части речи (будет ли это деепричастие?)

4. Построение проекта выхода из затруднения:

1) определить способы достижения цели;

2) реализовать построенный проект, зафиксировать результат в таблицу.

Организация учебного процесса на этапе 4.

− Что вам надо знать, чтобы преодолеть это затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога.)

− На какой вопрос отвечает? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.)

− Что обозначает? (Ничего не обозначает.)

− Каким членом предложения является? (Не является членом предложения.)

− Это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог/благодаря/)

− Что это за предлог? (Это нетрадиционный предлог.)

− Как он образован? (Из деепричастия, т.е. из самостоятельной части речи.)

− Если он произведен из самостоятельной части речи, то какой это предлог? (Производный.)

− А предлоги из 1 и 2 предложения тоже производные? (Нет.)

− Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги.)

-научиться отличать производные и непроизводные предлоги;

1 вывод: Как различать производные предлоги и непроизводные? (ответ)

( 3 задание: привести примеры разных предлогов, свериться с учебником, стр 139, 1 абзац)

4 задание: упр 296, работа в парах, выписать по 5 словосочетаний с разными предлогами.

5 задание: на стр.138 прочитать материал в учебнике

− Чему ещё вам надо будет научиться, чтобы найти в предложении производный предлог? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.)

- Чем будем пользоваться? Есть люди-близнецы, которых вы как отличаете? ( по признакам), есть слова-близнецы, которые тоже отличаются по признакам.

6 задание. Рассмотреть материал для наблюдения, выявить отличия, записать признаки в таблицу.

Поговорил с другом насчет работы.

Положил деньги на счет в банке.

Футболист промчался мимо.

Корабль проплыл мимо острова.

Самостоятельные части речи

1. Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.

1. Отвечают на вопрос.

2. Ничего не обозначает.

2. Обозначают предмет, признак, действие, количество.

3. Не является членом предложения.

3. Являются членом предложения.

4. Можно заменить другим предлогом

5. Похож на самостоятельную часть речи

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) зафиксировать новое содержание во внешней речи;

2) продолжить работу по закреплению нового знания и создать условия для приобретения учащимися опыта применения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5.

− Определите, в каком из двух предложений есть производный предлог.

− Из какой части речи он произведён?

Заполняем таблицу на доске, выстраивая эталон, проверяем ход рассуждения на 2 последних предложениях и делаем вывод по 2 цели урока ( как же отличить производные предлоги от самостоятельной части речи?), проговариваем таблицу в парах друг другу.

(встать, повернуться друг к другу, физминутка)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: применить новое знание при решении учебной задачи с последующей проверкой применения нового знания по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 6.

− Ребята, теперь выполните работу самостоятельно и запишите ответы в таблицу 2.

7 задание: Самостоятельная работа. Выписать номер предложения с производным предлогом, сам предлог, из какой части речи произошло. Заполнить таблицу.

Конспект
Ключевые слова:
предлоги, производные предлоги, непроизводные предлоги.
Основные понятия:
Предлог – служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении.
Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги - это слова, которые всегда относились к этой части речи(без, с, из, по, над и другие). Производные предлоги образованы от слов самостоятельных частей речи: наречий, глагольных форм, существительных. Они теряют при этом свое лексическое значение и морфологические признаки.
По происхождению производные предлоги можно разделить на три группы: 1) наречные; 2) отыменные; 3) отглагольные.
Пояснение:
1) написание производных требует запоминания.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: