Конспект урока проекты либеральных реформ александра i

Обновлено: 05.07.2024

Данный урок "Либеральные реформы Александра I", урок по истории России в 8 классе. На уроке используется группавая технологи.

Содержимое разработки

Урок по истории России: либеральные реформы Александра I .

Цель: обеспечить активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения основных мероприятий внутренней политики Александра I в первый период царствования.

Познакомить с деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского;

Продолжить формировать умения давать характеристику историческому деятелю, моделям преобразований, политике;

Помочь сформировать отношение к идее реформаторства;

Тип урока: Комбинированный.

I . Организационный момент. 3 мин.

2. Отметка отсутствующих.

3. Проверка готовности к работе.

Дежурный называет фамилии отсутствующих.

Подготовка к уроку. На столе: учебник, тетрадь, дневник, ручки−карандаши.

Запись числа в тетрадь.

II . Повторение пройденного. 10 мин.

− Закрываем и убираем на край стола учебники и тетради, получаем бланки и молча заполняем их. На задание − 10 мин.

3. Выполнение заданий теста.

4. Учитель собирает бланки.

Закрывают учебники и тетради, убирают на край стола.

Тест. Индивидуальная работа.

3. Православие /христианство,

4. Дворянство, духовенство,

5. Купечество, мещанство, казачество, крестьянство,

8. Государственные /казённые, удельные /дворцовые, помещичьи /крепостные,

9. Оброк, барщина,

10. Монархия /абсолютная монархия,

11. Монах /царь /император,

13. Синод /Святейший синод.

Бланки передаются на первые парты каждого ряда.

III . Постановка учебной задачи. 2 мин.

1. Вступительное слово:

2. Запись темы урока.

Запись темы урока в тетради: Либеральный период царствования Александра I (Время великих проектов)

IV . Изучение нового материала. 20 мин.

− Делимся на три группы, каждая получает папку с материалами и инструкциями и в течение 10 мин. готовит выступление, которое представит классу.

2. Раздача папок с заданиями и материалами

3. Работа учащихся в группах.

Задача учителя − контролировать дисциплину, объяснять материал, не выдвигая оценочных суждений, помогать в случае затруднений.

4. Выступление групп*.

5. Вопросы к классу. После выступления 1 группы:

− Чья программа вам кажется предпочтительнее?

− Выскажите своё мнение о сути политики.

− Предположите, каковы её последствия для страны.

6. Сдача результатов коллективного труда.

− Как видите, не все насущные проблемы решались, не все необходимые преобразования проводились до конца − лучшие намерения постепенно сошли на нет. И даже то, что было достигнуто, позже свелось к минимуму. Об этом на следующем уроке.

Группы образовываются по рядам, в случае необходимости для уравнения по числу участников кто−то может пересесть по просьбе учителя или добровольно.

В соответствии с устоявшейся традицией, в группе выделяют лидера, мозговой центр и секретаря, фиксирующего ответы и идеи.

Работа в группах − 10 мин.

Обязательно участие каждого. Сидение на своих местах − не обязательно, учащиеся могут организовать работу за одним общим столом.

1-я группа – составить психологический портрет Александра I

2-я группа – дать сравнительный анализ проектов Негласного комитета и М.М. Сперанского и реальной реформаторской деятельности Александра I .

3-я группа – провести анализ внутренней политики императора в 1801−1812 гг.

3-я группа – нетрадиционное задание: озвучить претензии различных слоёв общества к внутренней политике.

Выступления в соответствии с номером группы − по 3−4 мин. Выступающая группа может выйти к доске в полном составе либо делегировать это право части участников. Выступление сопровождается демонстрацией изобразительного и схематического материала, если таковой прилагается к папке.

После каждого выступления учащиеся из других групп отвечают на вопросы (добровольно) по поднятой руке с места.

Прогнозировать ответы, содержащие оценочные суждения затруднительно, но от учащихся всегда ожидается что−то позитивное в плане проницательности или оригинальности.

V . Подведение итогов. 2 мин.

1. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи:

− Продуктивно поработали, выяснили все противоречия, ответили на все вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10

КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ

hello_html_m115144be.jpg

Учитель истории и обществознания

МБОУ лицея №10 г. Ставрополя

Ерёмина Наталья Владимировна

Тема урока: Либеральные реформы Александра I

Тип урока: систематизации новых знаний.

Вид урока: нетрадиционный.

Цели и задачи урока :

· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;

Развивающие:
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;

Основные понятия: цензура,

Наглядно-демонстрационные материалы: интерактивная доска, компьютер, презентация, слайды.

Актуализация предварительных знаний.

Вступление на престол.

Реформы Негласного комитета.

Реформы государственной власти и проект конституции М.М. Сперанского.

Проверка домашнего задания:

2. Определите по карте, из каких регионов состояла российская империя? Какие народы ее заселяли, какие религии они исповедовали? Можно ли считать центр российской империи метрополией, а ее окраины – колониями? В чем различие России от европейских колониальных имеприй?
1. Актуализация знаний учащихся.

Александр I о монархии:

Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризо­вать как либеральные или как консервативные?

Князь А. Чарторыйский об Александре I :

С точки зрения Чарторыйского, Александр I — либерал или консерватор? Итак, мы должны выяснить:

Александр I - либерал или консерватор?

Используя текст §1 пункт 2, ответьте на вопрос в своих тетрадях:

какие реформы проводились в начальной стадии царствования Александра I ? Ответ можно составить в виде схемы. Пример:

hello_html_m5090b727.jpg

Вывод по второму пункту:

Реформы первых лет царствования Александра I способствовали оживлению процессов модернизации.

hello_html_m614f3bfd.jpg

Фактическое претворение в жизнь проекта государственного обустройства

hello_html_4fa5a6ac.jpg

Почему не был претворены в жизнь проект Конституции М.М. Сперанского и почему проект государственного устройства Александр I вводит только частично?

Какова была реакция общества на проекты реформ М.М. Сперанского?

Чем и какими действиями вам понравилась личность М.М. Сперанского?

Вывод: реформы Александра I – создание системы образования, ослабление цензуры, Указ о вольных хлебопашцах, перемены в государственном аппарате – сохранили самодержавие, крепостное право и сословный строй. Проект Конституции России М.М. Сперанского не был реализован.

Как в итоге вы ответите на главный вопрос:

Закрепление урока: короткий опрос пройденной темы.

Итог урока и домашнее задание:

Изучить §1 стр. 23-32, уметь отвечать на вопросы на стр. 32. Подготовиться к уроку §2.

1. Составьте список личных качеств Александра I . Какие из них способ­ствовали тому, чтобы этот государь стал либеральным реформатором?

3. С помощью фактов определите, какое правление установилось в Рос­сии в ходе либеральных реформ Александра I : абсолютная или конститу­ционная монархия. Какие проекты Сперанского могли, на ваш взгляд, бла­гоприятно воздействовать на управление государством? Почему, по ваше­му мнению, они не были претворены в жизнь?

4. Опишите спор двух дворян начала XIX века. Отец - старый боевой офи­цер, которого еще императрица Екатерина II произвела в полковники. Он владеет сотнями крепостных, живет в деревне и получает хороший доход. Сын - молодой человек, увлекающийся сочинениями французских про­светителей, поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. Как, на ваш взгляд, каждый из них будет относиться к рефор­мам Александра I , как будет защищать свою позицию?

В делении общества

Какие государственные шаги Александра 1 свидетельствуют о его политических взглядах?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и историческими документами.

Тема урока: Либеральные реформы Александра1

Цель урока:

создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I.

План - конспект урока истории в 10 классе

Тема: Либеральные реформы Александра1

Апрель 2020г.

Лесина Л.Д. , учитель истории

Тип урока:

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и историческими документами.

Тема урока: Либеральные реформы Александра1

Цель урока:

создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I.

План - конспект урока истории в 10 классе

Тема: Либеральные реформы Александра1

Апрель 2020г.

Лесина Л.Д. , учитель истории

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником и историческими документами.

Тема урока: Либеральные реформы Александра1

создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I.

Задачи урока:

а) образовательные:

сформировать у учащихся полноценное представление об основных тенденциях развития Российской империи в первой четверти ХIХ в.;

выявить основные противоречия в развитии России в начале ХIХ в.;

подвести учащихся к пониманию специфики первых лет правления Александра I по сравнению с правлением его предшественников;

охарактеризовать сущность проекта М.М. Сперанского;

подвести учащихся к пониманию соотношения планов Александра I с их реализацией.

б) воспитательные:

способствовать формированию у учащихся объективного взгляда на противоречивое развитие российского государства;

укрепить представление в том, что проведение новых реформ всегда требует глубокого анализа специфики своего государства;

способствовать воспитанию уважительного отношения к личностям Александра I и М.М. Сперанского, как прогрессивных государственных деятелей; продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету.

в) развивающие:

способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;

способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;

продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.

На экране телевизора:

Запись в тетрадях:

Тема урока: Либеральные реформы Александра1(1801-1815)

Начало правления Александра 1. Личность императора.

Первые попытки преобразований. (1801-1810 гг.

М.М.Сперанский и его реформы государственного управления.

Образовательная реформа.

Повторение пройденного:

Какой вошла Российская империя в XIX век? (территория, политический строй, социальные отношения, экономика).

Изложите кратко результаты правления Павла 1. Что он успел сделать за свое недолгое правление?

Каких перемен ожидало общество от нового императора? Возможен ли был возврат к временам правления Екатерины II, как обещал в своем манифесте Александр 1?


Вступительное слово учителя:

Итак, в 1801 г. русским императором стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

На экране телевизора:

Но, пока император молод, амбициозен, полон романтических идей и стремлений. Французская революция дала образец нового устройства государства и управления обществом. Так, министерства, учрежденные молодым царем, принцип разделения властей, предлагаемый Сперанским, и многие другие мероприятия, во многом основывались на опыте наполеоновской Франции. Возврат ко времени Екатерины II, обещанный Александром 1, таким образом, означал лишь намерение отказаться от тиранических методов Павла 1.

Ответы учащихся.

Записи в тетрадях:

Цели, которые ставил перед своим правлением Александр I в начале царствования:

ликвидация последствий правления Павла I;

отмена крепостного права;

усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;

развитие образования в стране.

В правлении Александра I выделяют 2 основных этапа:

1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг., о нем мы будем говорить сегодня на уроке и выясним, почему он так назывался.

2-й — период царствования Александра I — 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции.

- Вопрос учителя: « давайте вспомним , что значит либерализм, либеральный?

Объяснение учителя:

Деятельность Негласного комитета. Эпицентр либерализма.

- На чью помощь и поддержку мог рассчитывать молодой император в своих либеральных начинаниях?

Рассмотрим подробнее деятельность этого сообщества.

- Как вы думаете, в чем смысл названия Негласный комитет? Можно ли было в то время открыто, т.е. гласно обсуждать поднимавшиеся на его заседаниях проблемы?

- Кто же были эти люди, входившие в данное сообщество?

На экране телевизора портреты членов Негласного комитета.

А.Чарторыйский, мятежный польский аристократ, который поддержал восстание под предводительством Т.Костюшко. Граф В.П.Кочубей, вернувшийся в 1792 г. из Франции с твердым убеждением в закономерности произошедших там революционных событий. Граф П.А.Строганов, с симпатией воспринявший первый этап Великой французской революции, поскольку на политическую арену вышло 3 сословие и в стране были введены конституционные начала

. Князь Н.Н.Новосильцев, самый старший из друзей (ему было за 30 лет), высокообразованный, просвещенный человек, также внимательно следивший за революционными событиями во Франции.

После государственного переворота 1801 г. все члены кружка получили высокие государственные должности.

В Негласном комитете обсуждались проекты будущих реформ в России. По мысли императора, в центре реформ должны быть вопросы свободы личности и собственности. Также, обсуждались вопросы экономической необходимости отмены крепостного права.

Четыре с лишним года (до осени 1805 г.) проходили эти встречи Александра 1 с друзьями. И с каждым разом становилось яснее, что ни члены Комитета, ни сам император не готовы к реформам, о которых они вели речь. А когда наступил период наполеоновских войн и император отбыл в действующую армию, друзья и вовсе перестали собираться.

Раздаточный материал

Меры по крестьянскому вопросу

1801г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.

О чем свидетельствует данная мера? (Указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя их монопольное право на землю, но теперь собственниками земли могли стать даже крестьяне (кроме помещичьих)

Запрещение публиковать объявления о продаже крепостных крестьян.

Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках с разделением семьи.

Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь за маловажные проступки.

Указ, по которому помещик был обязан кормить своих крепостных в голодные годы.

(использовать учебник для анализа документа стр.117-1180.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Каковы условия освобождения крестьян по этому указу?

(желание помещика. уплата крестьянином выкупа, цена выкупа одной мужской души составляла 100руб. серебром т.е. 15-20 годовых оброков)

2 К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения?

(крестьяне могли перейти в сословие государственных крестьян ,купцов или составить особое сословие свободных хлебопащцев).

3 Каковы были обязанности вольных хлебопашцев?

(свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность ).

Выводы. В целом, результаты указа были незначительными. За время царствования Александра I на волю выкуплено 47 тыс. душ крестьян мужского пола, т.е. менее 0,5% всех крепостных. Одной из причин этого было не только нежелание помещиков отпускать на волю крепостных, но и большой размер выкупа, непосильный большинству крестьян. Значительно более решительными были меры по реорганизации системы государственного управления.

Министерская реформа.

Александр 1 попытался навести порядок в системе государственного управления, которая в начале 19 века выглядела устаревшей.

Существовавшая на тот момент система высшей государственной власти была создана Петром I и просуществовала весь XVIII в. Принцип коллегиального управления уже изжил себя.

8 сентября 1802 г. был обнародован указ о правах Сената. Он был признан верховным органом власти, совмещавшим административные, судебные и контрольные функции, но его деятельность находилась в полной зависимости от Императора. Предусматривалось, что Сенат мог возражать царю против его указов, но едва только Сенат возразил против царского указа о двенадцатилетнем сроке обязательной службы для дворян, который противоречил законам Петра III и Екатерины II, вообще освободивших дворян от службы, последовало разъяснение Александра I, в соответствии с которым Сенат мог возражать только против ранее изданных, а не вновь издаваемых законов. В этом эпизоде ярко проявился самодержавный нрав Александра I, его неприязнь к инакомыслию.

Новая система имела свои недостатки. Функции министерств, пределы власти министров, характер их ответственности не были четко определены. С созданием министерств усилился бюрократизм, увеличился штат чиновников.

Задание классу (раздаточный материал)

Прочитайте характеристики первых министров, которые дал коммерческий агент Франции в Петербурге барон Ж.Б.Лессепс. Объясните причины назначения этих людей на должность министров. Как вы считаете, справедливо ли мнение иностранца о первых министрах Александра I?

КАКОЙ ВЫВОД ОТСЮДА СЛЕДУЕТ.?

Министрами Александр I назначал лиц именитых, но в большинстве своем некомпетентных, что, в общем, устраивало Императора, так как позволяло ему активнее влиять на деятельность министерств.

На экране телевизора

(Графически система государственного управления выглядела следующим образом. Слайд)

Итак, чем же министерства отличались от коллегий? (В отличие от коллегий, в которых решения принимались колегиально, министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитете министров).

На экране телевизора портрет М,М. Сперанского.

М.М. Сперанский и его реформы..

После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля М.М.Сперанского (1772-1839) –одного из ближайших советников Александра I.

Работа с учебником стр. 119-121

Беседа с учащимися

С какай целью, по мнению Сперанского создавались думы?( органы местного самоуправления, которые призваны защищать интересы народа).

Какими полномочиями наделял Сперанский Государственную думу? (Законосовещательный орган).

Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.

Запишите: 1810 г.- Государственный Совет – законосовещательный для предварительного обсуждения проектов. (единственная реализованная идея Сперанского).

Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда.

Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев).

Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан — сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

- Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром 1, а какие нет? (Появился Государственный Совет, но не появилась Гос. Дума).

Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.

Запишите: 1810 г.- Государственный Совет – законосовещательный орган (единственная реализованная идея Сперанского).

Реформа просвещения Александра I

В эпоху царствования императора Александра I произошел ряд событий, которым было суждено сыграть выдающуюся роль в истории России (административная реформа, Отечественная война, восстание декабристов и др.). К ним, вне всякого сомнения, следует отнести создание государственной системы подготовки специалистов.

Объяснение учителя:

Суть реформы просвещения Александра I заключалась в создании стройной государственной системы образования во главе с Министерством народного просвещения. В ведение министерства были отданы Академия наук, университеты, средние и низшие учебные заведения, типографии, библиотеки. Империя разделялась на шесть учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский и Харьковский). Устанавливалось четыре вида учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища и университеты.

Каждый губернский город должен был иметь свое губернское училище или гимназию, уездный город — уездное училище, приходские училища организовывались на один или два церковных прихода. Центром системы образования становились университеты. В трех округах они уже существовали: в Москве (1755 г.), Дерпте (1802 г.), Вильно (1803 г.), а в трех других вскоре были учреждены: в Казани (1804 г.), Харькове (1805 г.), Петербурге (1819 г.). На университеты возложили руководство административной, хозяйственной и учебной деятельностью всех учебных заведений округа. В частности, учебной жизнью заведовал особый училищный комитет, состоящий из профессоров университета.

Таким образом, сложилась следующая административная вертикаль системы просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, который представлял интересы университета и округа перед министром просвещения. Непосредственно попечителю подчинялись ректоры университетов, ректорам — директора губернских гимназий, которые, кроме того, являлись директорами уездных училищ, а руководитель последних — смотритель, в свою очередь, был начальником приходских училищ в своем уезде.

В основных своих чертах административная система управления образованием сохранялась до 1917 года.

Это интересно:

Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810 г. только 13% чиновников имели высшее образование, около 22% - низшее и среднее, 31% - домашнее, уровень которого был очень низкий.

Объясните, в чем состояла автономия университетов, введенная университетским уставом 1804 г.?

Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан указ, который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заведения, не будут переводиться в высшую должность. А по указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, должен сдавать определенный экзамен.

Давайте вернёмся к началу нашего урока, и вспомним цели .которые ставил Александр в начале своего царствования

- Что не удалось осуществить? Что, по вашему мнению, помешало императору осуществить намеченные преобразования?

Теперь, когда мы достаточно много знаем об императоре Александре 1 давайте обратимся к современникам, которые не скупились на оценки царствующей особы.

На экране телевизора.

цитаты, характеризующие Александра 1как человека и государственного деятеля.

«Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Работа с документом.

Учащиеся делают вывод, что Александр1- это противоречивая натура, многие личностные качества его являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец.

Домашнее задание.

Используя интернет-ресурсы выполнить задание:

В годы правления Александра1 были предприняты серьёзные шаги для решения крестьянского вопроса.

- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ;
развивающие:

- обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;

- развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

- воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

- развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.

Планируемые результаты обучения:

включение учащихся в различные виды деятельности на уроке по получению нового знания;

преобразование и применение нового знания в учебных ситуациях;

формирование научного типа мышления;

принятие учебной цели учащимися, организация и контроль учебного труда;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;

умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.Организационный. Мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку. Создание положительной атмосферы.

Самопроверка готовности к уроку.

а. Под влиянием каких идей воспитывался Александр?

б. Как и почему А.С. Пушкин назвал первый период царствования Александра I?

в. Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав?

г. Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I?

д. Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)

е. Составить предложения со словами барщина, самодержавие, реформа, конституция, манифест.

- самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа;

- Негласный комитет – это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России;

– амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д.

Состав: граф П.А. Строганов Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский,

граф В.П. Кочубей);

-1802 г. - Сенат превращён в высший судебный орган, орган контроля за деятельностью местных властей; вместо петровских коллегий созданы 8 министерств; учреждён Комитет министров для обсуждения вопросов управления страной; 1810 г. – создан Государственный совет –законосовеща-тельный орган при царе – по проекту М.М. Сперанского.

Личностные: осознание и восприятие учащимися значимости учебного материала

3.Изучение нового материала

Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны.

Задания для формулирования темы и проблемы

Историки делят царствование Александра 1 на два периода:

1) Начальный – когда Александр I стремился проводить либеральные преобразования;

2)Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной, охранительной.

При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода.

Какую проблему можно определить?

Основные вопросы изучения

1) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.

2) Продолжение реформ.

3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.

- Отечественная война оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе. Подробнее об этом вы узнаете, выполнив задание (слайд 4). Учитель выслушивает ответы, постепенно выводя их на экран по щелчку (слайд

Работа с учебником § 6, (Противоречивость внутриполитического курса)

Ответьте на вопрос: «Какие противоречия во взглядах и ожиданиях различных слоев общества, которые повлияли на стремление Александра коренным образом изменить государство можно выделить?

Формулирование и запись темы в тетрадь

Формулируют проблемный вопрос :

-В чем причины, поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней жизни в России в 1815-1825 гг? (На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что, начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику.)

Составление плана изучения темы.

Записать в тетрадь.

Настроения в российском обществе после войны 1812 года:

• Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)

• Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)

После войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.

Регулятивные:

Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи

Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

4.Первичное осмысление. Закрепление изученного материала.

- Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. 15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому. Для этого он приехал в Варшаву, облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Польское дворянство с восторгом встречало российского императора . Слайд7

- Каким образом Королевство Польское оказалось в составе Российской империи?

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы? (Приложение 1)

А как же основная часть Российской империи?

Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева

Рассказ учителя

Менее чем через год на стол императора лег проект конституции Новосильцева, который назывался «Уставная грамота Российской империи (1820 г.).

Вопрос: Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие?

Отказ от проведения реформ.

Вопрос: Вспомните судьбу Сперанского и его реформ.

Проект Новосильцева также не был утверждён. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто. Причины разные. Вопрос: Попробуйте предположить, какие?

Как видите, столько планов, оставшихся нереализованными, столько противоречий во внутриполитическом курсе. Думаю, вам придётся призадуматься, давая оценку императору как политику и его внутренней политике.

Выделите причины отказа от реформ.

Выполните следующие задания и сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра 1.

Записывают в тетрадь дату и событие

Учащийся показывает на карте и отвечает на вопрос о вхождении Королевства Польского в состав Российской империи (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. после разгрома Наполеона).

Работа с документом (слайд 8).

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?

Работают с документом

Отвечают на вопросы по тексту документа. (появление конституции, действующий двухпалатный сейм, выборы, свобода печати, неприкосновенность личности – всё это шло вразрез с российской политической системой).

4 чел. у доски, остальные в тетрадях

Учащиеся дополняют свои ответы (Российский император становился польским королём, ему принадлежала законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать законы) и делают общий вывод об ограниченности этой политической реформы, но в то же время её важности как первого, пробного шага в российской истории, правда, на польской её территории.

Определяют изменения, предполагавшиеся в соответствии с проектом конституции Н.Новосильцева

Работают по пункту параграфа

Учащиеся отвечают на вопрос:

(Отчасти. Самодержавие как неограниченная абсолютная власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон).

Учащиеся отвечают на вопрос:

(из всего проекта реализовано только создание законосовещательного Государственного совета в 1810 г. (Сам Сперанский под давлением высшего света в марте 1812 года отправлен в отставку и выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь).

Учащиеся отвечают (скорее всего дети скажут, что противостояние в высших кругах, в среде дворянства реформам пугало Александра I, помнившего о судьбе отца).

Записать в тетрадь:

Причины сворачивания реформ в конце правления Александра I:

Нарастание революционного движения в Европе;

3) Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе(слайд 8

Личная трагедия Александра I, потерявшего дочерей и сестру; (слайд 9);

Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора (слайд 9).

Познавательные:

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели;

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи

Познавательные: Структурирование своих знаний; выявление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда, прогнозирование.

Коммуникативные:

смысловое чтение, умение работать с текстом, отвечать на вопросы.

Вопросы и задания для закрепления:

В чем причины, поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней жизни в России в 1815-1825 гг? (проблемный вопрос урока)

Какие периоды в правлении Александра I можно выделить? Как менялась в целом его политика?

3) Кем были разработаны проекты политических реформ в правление Александра I?

4) Как на ваш взгляд связаны отмена крепостного права и введение Конституции?

5) Почему Александру 1 не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости?

6) Словарная работа: сейм, ценз, уставная грамота, законодательная инициатива (слайды 10-13).

Фронтальный опрос учащихся

Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

5.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Подведение итогов работы учащихся.

-параграф 6, вопросы ;

составить историческую характеристику личности Александра I

Рецензия работы учащихся одноклассниками.

Коммуникативные:

Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающие с собственной.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом.

умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции.

Методический комментарий: на уроке используется презентация, организовывается самостоятельная работа с учебником.

Читайте также: