Конспект урока казаков во сне ты горько плакал
Обновлено: 07.07.2024
Север навсегда остался той стороной, где Казаков был молод. Поездка в труднодоступные края — это иллюзия победы над временем, попытка остаться в молодости, ощутить себя не живущим, а готовящимся жить, учащимся у Севера.
Вопросы и задания
2. Проанализируйте несколько рассказов Ю. Казакова с точки зрения принадлежности их к лирической прозе. В чем своеобразие лирической прозы писателя?
3. Охарактеризуйте отношения городского человека и природы, горожанина и дороги, мотив дороги и дома в произведениях Ю. Казакова.
4. Какие социальные новации постсталинской эпохи отразились в творчестве Ю. Казакова? Охарактеризуйте жанровую специфику его произведений.
5. Сделайте целостный анализ одного из рассказов Ю. Казакова по схеме: смысл заглавия, идейно-тематическое содержание, проблематика, система образов, основные мотивы, сюжет и композиция, функция пейзажа, жанровые особенности, стиль, значение открытого финала.
Трагический текст о расставании с тайной детства — и в то же время одно из главных в русской литературе приближений к этой тайне. Последний завершённый рассказ Юрия Казакова.
комментарии: Иван Чувиляев
О чём эта книга?
Монолог автора, обращённый к маленькому сыну Алёше. Почти бессюжетная череда зарисовок о природе и потерях, чувстве вины и детских травмах. Большие трагедии тут соседствуют с простыми радостями, прогулка по лесу наводит на воспоминание о прощании с арестованным отцом, плач ребёнка во время дневного сна становится расставанием с младенчеством. Течение мысли, чередование образов превращает рассказ в попытку то ли реконструировать, то ли построить мир детского счастья и понять, почему и в какой момент каждый из нас теряет этот маленький рай.
Фото Ирины Стин и Анатолия Фирсова
Когда она написана?
Первый снег так умиротворяющ, так меланхоличен, так повергает нас в тягучие мирные думы…
Как она написана?
Что на неё повлияло?
Как она была опубликована?
Что было дальше?
Ещё 3 книги позднесоветского времени
Почему рассказ адресован ребёнку?
Почему рассказ так называется?
Ничего нам с тобой не досталось от прошлого, сама земля переменилась, деревни и леса, и Радонеж пропал, будто его и не было
Насколько автобиографичен рассказ Казакова?
Зачем в рассказ введена история самоубийцы?
Когда я был такой, как твой Алёша. мне небо казалось таким высоким, таким синим! Потом оно для меня поблёкло, но ведь это от возраста? Ведь оно прежнее?
Подразумевается, что причина суицида — не бытовая ссора, не творческий кризис, а именно невозможность вернуть счастье первых ярких впечатлений, потерянный рай детской безмятежности.
Наконец, история самоубийства дополняет и даже формирует композицию рассказа: заключает его между тайной смерти и тайной младенчества, о которой идёт речь в финале.
Зачем в рассказе воспоминания об аресте отца Казакова?
Я увидел большое поле где-то под Москвой, которое разделяло, разъединяло собравшихся на этом поле людей. В одной кучке, стоявшей на опушке жиденького берёзового леска, были почему-то только женщины и дети. Многие женщины плакали, вытирая глаза красными косынками. А на другой стороне поля стояли мужчины, выстроенные в шеренгу. За шеренгой возвышалась насыпь, на которой стояли буро-красные теплушки, чухающий далеко впереди и выпускающий высокий чёрный дым паровоз. А перед шеренгой расхаживали люди в гимнастёрках.
Всё-то на свете сотворено затем только, чтобы на него взглянули глаза ребёнка!
Какую роль в рассказе играют описания природы?
Казаков воспринимает природу как романтик начала XIX века: для него это стихия, которая говорит на своём языке, непонятном современному человеку, испорченному культурой. Всё пространное описание прогулки в рассказе построено по одному принципу: ребёнок видит новый для себя, странный и пугающий предмет, пытается его понять и познать. Взрослый произносит его название — отец и сын двигаются дальше.
Ребёнок самым непосредственным образом реагирует на природу — роняет палку, когда видит белку, падает, тронув той же палкой ёжика. Казаков подводит итог прогулке и прямо пишет, что мир, природа для ребёнка раскрывается в куда более мелких и подробных деталях, чем для взрослого:
Жизнь, существование пчёл, мух, бабочек и мошек занимала тебя несравненно больше, чем существование кошек, собак, коров, сорок, белок и птиц. Какая же бесконечность, какая неисчислимость открывалась тебе на дне омутка, когда ты, лёжа на корне, приблизив лицо почти к самой воде, разглядывал это дно!
Так что описания природы в рассказе — это ещё и опыт самого Казакова по возвращению детского восприятия мира: восприятия, не обременённого названиями, фактами, знаниями. Если не пережить снова восторг от него, то хотя бы увидеть, как ребёнок трогает палкой колонны старой беседки или впервые в жизни встречает ежа.
Цель урока: формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.
- проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
- обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
- воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Оборудование и материалы: Выставка книг Ю.П.Казакова, учебник Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку (Приложение 1), музыкальная запись (Мусоргский, “Рассвет на Москве-реке”, Приложение 2), доска для записей, экран, проектор, устройство для проигрывания музыки.
Предварительная подготовка: столы в классе необходимо расставить для работы учащихся в группах (4–5 групп).
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, –
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.
1. Стихотворение И. Никитина читает ученик. 2 мин.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
2. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.
3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.
КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.
Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.
В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.
Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.
29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).
Зачитываются правильные ответы. 1мин.
4. Слово учителя.
Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.
Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.
Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.
Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ. 5 мин
(Составление кластера, например: см. Приложение 3 )
5. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова: 2 мин.
Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.
У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.
Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.
6. Вы располагаетесь группами. 5 мин.
Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.
Примеры тонких вопросов:
- Кого спас Яшка?
- Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке?
- Что послужило поводом для ссоры?
- Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
- Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой?
- Что в природе удивляет Володю?
- Что в природе радует Яшку?
- Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?
Примеры толстых вопросов:
- Почему утро названо “тихим”?
- Почему Яшка обиделся на Володю?
- Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
- Что заставило Яшку вернуться?
- Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует?
- Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует?
- Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия?
- Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
- Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?
7. Физкультминутка: “рыбалка” 2 мин.
8. Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин
10. Итак, какие выводы мы можем сделать, проанализировав рассказ “Тихое утро”?
В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.
Давайте подведем итог нашего урока, создав синквейны по следующим темам:
- Яшка.
- Тихое утро.
- Володя.
- Дружба.
- Гуманизм.
Звучит музыка Мусоргского 5 мин.
Представители каждой группы читают синквейны. 3 мин.
11. Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока) 4 мин.
- Интересно было на уроке или скучно? Почему?
- Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
- Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно.
- Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.
- Какие вопросы и пожелания появились?
Домашнее задание. 1 мин.
Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя полгода после описанных в рассказе событий.
“Узелок на память” Якова Хелемского.
Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
Данная работа посвящена особенностям раскрытия темы детства в прозе Юрия Казакова.
Ю.П. Казаков, как и его предшественники, обращается к традиционной в классической литературе теме детства. Она соединяет в себе философские, эстетические и этические проблемы. Пронзительно звучит в его рассказах тема детства, тема взросления человека, и это не может оставить равнодушным вдумчивого читателя. Взаимоотношения отцов и детей, становление души ребёнка, так тонко описанные автором, будут всегда звучать современно, так как достигают глубины нашего сердца.
Ю. Казаков – замечательный советский писатель, блестящий автор. Но, к сожалению, при жизни его творчество подвергалось жесткой критике. Его обвиняли и в политической бесхребетности (аполитичности), и в поэтизации деревни и быта простых людей, но самым тяжёлым для него были обвинения во вторичности и подражательстве его произведений. Зачастую и сегодня от современных критиков можно услышать, что в рассказах Казакова много заимствований из Бунина, Толстого, Платонова, Чехова.Я намереваюсь доказать, что обвинения критиков в подражательстве ложны, а Ю. Казаков – яркий, самостоятельный мастер, который, несомненно, творчески развивал литературные традиции своих предшественников.
Цель исследования: рассмотреть особенности поэтики лирических рассказов Ю.П. Казакова, раскрывающих тему детства. Необходимо сопоставить их с произведениями писателей классической литературы, выявив их близость и отличие.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
1.Рассмотреть основные этапы творческого пути писателя и отзывы критиков о его рассказах.
2.Проанализировать литеатуроведческие издания, посвященные творчеству писателя.
3.Рассмотреть основные мотивы и своеобразие героев в рассказах Ю. Казакова и других мастеров художественного слова, посвященных теме детства.
Объект исследования: рассказы Ю.П. Казакова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.П. Платонова.
Предмет исследования: тема детства и способы ее раскрытия в произведениях литературы 19-20 века.
Методологической основой исследования явились труды отечественных литературоведов, посвященные особенностям творчества Ю.П. Казакова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.П. Платонова: Л.А. Аннинского, В.А. Чалмаева, И.С. Кузьмичева, В.К. Панкова, М.С. Холмогорова, М.Б. Храпченко, В.В. Васильева, В.Г. Нефедова. Был проведен анализ художественных произведений. В них был применен метод частичной выборки.
Ведущим методом является аналитический с его компонентами: наблюдением, обобщением, классификацией.
Научная новизна работы заключается в том, что дан сравнительный анализ произведений классической и современной литературы, объединенных общей тематикой.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть полезны и интересны всем, кто занимается изысканиями по творчеству Ю. Казакова, их можно использовать на уроках литературы в школе.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введенииобосновывается актуальность темы. Далее определяются объект, предмет, цель и задачи, обозначаются методы исследования. Характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.
проведен сравнительный анализ отдельных произведений писателя и его предшественников, мастеров художественной прозы, выявлено сходство и различие в раскрытии ими темы детства.
В Заключении подведены общие итоги исследования и сформулированы выводы.
Глава I . Творческий путь Ю.П. Казакова
Юрий Павлович Казаков родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, окончил училище имени Гнесиных по классу контрабаса в 1951 году и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра. Сложные отношения между родителями, тяжёлое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
Редактор так отзывался о рассказах Казакова: «Они наблюдены верно, но как-то односторонне, абстрагированно от множества жизненных сложностей,
Вскоре прозу Казакова по достоинству оценили такие несхожие между собой В.Шкловский, Ф.Панферов, И.Эренбург, М.Светлов, Ю.Нагибин, предсказавшие молодому писателю большое будущее.
В 1956 году он отправился в командировку по следам М.Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад.
Теперь Казаков, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток живой народной речи, будто родился второй раз.
В ноябре 1957 года в Ленинграде состоялся Всероссийский семинар молодых прозаиков. Казаков в нем участвовал и подружился с Виктором Конецким, Глебом Горышиным, Эдуардом Шимом.
Молодые писатели Казакова любили, признавали его яркую одаренность, мастерство, было, конечно, и доброе соперничество. Казаков ценил своих ленинградских друзей за талант, за серьезное отношение к литературе, за вкус к странствиям.
К центральной России, Оке и Тарусе Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота Среднерусской равнины, человек на земле тоже давали повод писателю для творческих раздумий.
Казаков очень болезненно реагировал на выпады критики: он был уязвим и раним и всегда требовал справедливости.
Помимо Арктики, бывал в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить и Европу: ГДР, Румынию, Болгарию, Францию, Италию. За рубежом его охотно печатали. В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык(1962), а в Италии присудили Дантовскую премию (1970).
Незабываемой стала поездка весной 1967 года во Францию, где Казаков собирал материалы для задуманной им книги о любимом писателе – Иване Бунине.
Со второй половины 60-х годов писатель переживает творческий кризис.
В 70-е годы под новым углом зрения были восприняты критикой и ранние рассказы писателя. Творчество Казакова теперь воспринималось как неодносложное, в нем увидели соединение двух линий писательского таланта: одна шла от литературных образов, другая – от жизни.
Таким образом, Юрий Казаков – писатель богатой внутренней биографии, об этом свидетельствует содержание его рассказов. Его творчествовысокохудожественно, талантливо, правдиво, искренне. Однако мнение критиков в оценке рассказов Казакова было разноречиво: от хвалы до хулы.Причина этого – в особом месте Казакова в русской литературе: он не вписался ни в одно литературное направление того времени.
В своем творчестве автор опирается и на опыт классической литературы девятнадцатого века, и на опыт советской классики.
Глава II Литературные традиции в творчестве Ю.П.Казакова
Для выявления литературных традиций в творчестве Ю.П.Казакова обратимся к нескольким тематически близким рассказам писателей XIX и ХХ века.
Несмотря на различие в социальном происхождение героев ( Яшка из простой деревенской семьи, а сын капитана из дворянской.) , а также временной соотнесенности действий (они происходят после и до революции),мы видим, несомненно, близкие мотивы в поведении персонажей.
Итак, Толстой строит своё повествование, в котором отсутствует описание природы, на контрасте переживаний и внешних проявлений у героев. У Казакова большую смысловую нагрузку несет пейзаж.
Речь идет от лица автора, но в то же время кажется, как будто передаются мысли и чувства самого Никиты. Этим приемом (несобственно-прямая речь) достигается непосредственность восприятия текста. Читатель словно сам становится маленьким, переживает вместе с героем.
Главные герои произведений носят одинаковые имена, но у Ю. Казакова Никишке лет 8, а у А. Платонова Никите 5 лет.
По социальному положению оба деревенские мальчики: Никишка – сын рыбака-помора, а Никита– солдата.
Оживление окружающего мира происходит с помощью богатого воображения ребенка. Различие же диктуется местом и временем действия. Казаков рисует рыбацкий Север в послевоенное время, а Платонов- конец Великой Отечественной войны в средней полосе России.
Оба произведения можно отнести к так называемой лирической прозе – смешанной родовой форме литературы.
Лирическая проза объединяет в себе родовые признаки эпоса и лирики. От лирики присутствуют черты субъекта повествования (рассказчик, автор, герой), чьим настроением и отношением окрашивается все. От эпоса перешла некоторая определенность сюжетного развития.
В лирической прозе Бунина переливы чувств, настроений, мыслей сочетается с философской насыщенностью.
Поэтому рассказы И.Бунина поражают глубиной проникновения в психологию людей.
Оба рассказа ведутся от первого лица. Рассказчик одновременно является героем произведения. Рассказы по форме представляют исповедь, монолог взрослого человека.
Главные герои у Ю. Казакова –отец и сын Алеша, а у И. Бунина– дядя и его племянник Женя.
Эпизоды ссоры и примирения, я считаю, близки в этих рассказах. Показ детства как символа чистоты имеет аллегорическое звучание у обоих авторов, однако основная мысль этих рассказов разная.
Бунин трактует события с психолого-бытовой точки зрения: нетерпение ребенка натолкнулись на властность и нетерпимость взрослого.
Заключение
Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:
1. Рассказы Юрия Казакова представляют собой важное явление, без которого невозможно понять развитие лирической прозы. Его произведения связаны с традициями русской классической литературы и прежде всего с именами И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.Платонова. Писатель ценил в их творчестве гармоничность и точность фразы, умение изображать душевные движения человека.
2. Тема детства, традиционная в русской классической литературе, нашла широкое отражение в творчестве писателя Казакова.
3. Автор призывает взрослых быть более внимательными и чуткими в отношении ранимого мира юного существа.
4. Как лирику, Казакову чужд насыщенный действием сюжет. Не событие лежит в основе его рассказов. Движение в них ощущается в напряженности авторской мысли, в смене душевных состояний героя. Окружающий мир в его рассказах передается через призму детского восприятия.
5. Лирическую прозу Казакова отличает музыкальность, живописность, простота мысли, слова, детали. Писатель не увлекается специальными выразительными средствами. Однако важную роль играет в его рассказах пейзаж, передающий душевное состояние героев или контрастирующий с ним.
6. Творчество Ю. Казакова важно для понимания современной прозы. Оно подготовило рассказы В.Шукшина, В. Белова, А.Солженицына. Однако этот автор занимает особое место в русской литературе: он не вписался ни в одно литературное направление своего времени.
Список использованной литературы
Художественная литература
1.Бунин И.А. Избранные рассказы – М.,1989.
2.Казаков Ю.П. Избранное: Рассказы; Северный дневник –М.,1985.
3.Платонов А.П. Никита –М.,1991
4.Толстой Л.Н. Акула. Рассказы –М., 1981
Специальная литература
5.Аннинский Л.А .Родная нетовщина. Статьи, эссе.– М.: Хроникер, 2008.
6.Баевский В.С. История русской литературы ХХ века – М.,2003.
7.Васильев В.В. А.Платонов: очерк жизни и творчества. – М.,1990.
8.Кузьмичев И.С. Юрий Казаков: Набросок портрета – Л.,1986.
9.Нефедов В.В. Чудесный призрак: Бунин –художник –Минск, 1990.
10.Панков В.К. Время и книги. Проблемы и герои советской литературы –М.: Просвещение, 1974.
11.Чалмаев В.А. Дороги земные и пути небесные. Творческий путь Ю. Казакова // Литература в школе, №6, 1997.
12.Шубин Э. Современный русский рассказ: вопросы поэтики жанра – Л.,1992.
ОБЩЕЕ
Оба автора психологически обосновывают поступки героев
РАЗЛИЧНОЕ
Стиль изложения у Л. Толстого У Казакова большую значимость это стремительность действий, имеет пейзаж, а язык очень краткость, простота стиля эмоционален
ОБЩЕЕ
Объединяет этих писателей то, как мальчики видят окружающий мир.
РАЗЛИЧНОЕ
Не собственно-прямая речь Повествование ведется от третьего
ОБЩЕЕ
Сюжет - ссора взрослого и ребенка, повествование ведется от первого лица
РАЗЛИЧНОЕ
У Бунина рассказ трактуется у Казакова рассказ трактуется в в психолого - бытовом ключепсихолого-философском ключе
Старт в науке
Читайте также: