Конспект урока проблема гения и злодейства в трагедии а с пушкина моцарт и сальери

Обновлено: 06.07.2024

Тема. Главной темой в данном произведении является некий конфликт между творческим и рационалистическим. Два героя отличаются друг от друга. Если Моцарту легко дается писать шедевры, причем помимо этого тратит много времени не на искусство, а так в пустую, Моцарт не понимает, что у него настоящий талан. Сальери напротив понимает свой труд, он трудится, применяя научный подход, трудится очень много. Сальери очень завидует талантливому композитору и решается отравить его, за то, что он и понятия не имеет о своем предназначении о своем таланте.

Именно зависть является разрушительной силой. Именно она заставила пойти на такую злобу, на ужасное преступление. Зависть заставила забыть, что Моцарт лучший друг. Автор произведения хотел показать, что когда человек делает что-то плохое или еще хуже убийство, то в конце концов остается только он и советь. А проблема находится только в том, кто совершает зло. Но все же Моцарт даже, будучи отравленным, все равно превзошел Сальери. Он сказал, что таланту(гению) и злу не бывать вместе

Композиция. Главной особенностью произведения есть то, что она состоит из монологов героев, а также и диалогов главных персонажей. Мысль произведения состоит в том, что зависть ранит человека, а потом душит, это и есть авторская композиция. Если говорить в общем, то композиция произведения состоит из столкновения добра и зла.

Жанр. В произведении присутствует конфликт, далее раскрывается главная идея и проблема и в конце трагедия. Пушкин не стал исключением и написал трагедию так же в стихах, а именно по манере Шекспира, пятистопным ямбом. По своему объему произведение относительно небольшое, а также без всяких лишних ответвлений. Но, не смотря на малый объем в данном произведении заложен огромный смысл.

Проанализировав данное творение Пушкина, можно сказать, что поэт изобрел свой неповторимый жанр – маленькая трагедия.

Пушкину очень нравилось, как люди реагировали на его произведение. Поэту очень нравилось придавать своим творениям художественную мистификацию. Так же Пушкин в произведении применяет некоторые слухи и догадки, но все это нравится людям.

Вариант 2

Отношения между персонажами развиваются на протяжении всей поэмы. Чередование монологов Сальери с его диалогами с Моцартом в структуре произведения медленно приводит читателя к сцене с отправлением. Важную роль в конфликте играет музыка, закадровый персонаж, такой же живой и способный дышать, как и герои. Недаром произведения Моцарта откликаются в Сальери с ещё большей тревогой, чем сам творец. И неслучайно именно музыка заставляет Сальери спрашивать себя о том, а не посредственность ли он по сравнению с чем-то воистину непостижимым его разумом в своей красоте.

В этих двух вечных образах мы видим конфликт между двумя творцами: внутренним и внешним. Внутренний творец, играющий на струнах своей души, пусть и темной, но глубокой – Сальери. И в противопоставление ему — Моцарт – творец внешний, с музыкой, струящейся из его души навстречу миру. Он не чувствует свой талант, он является с ним единым целым и готов поделиться собой с этим миром. Всё это находит свою любопытную симметрию. При множестве монологов Сальери в произведении нет ни единого монолога Моцарта, при музыке Моцарта, в поэме нет ни следа исполнений Сальери своих произведений.

Исходя из одного только названия, можно сделать некоторые выводы о самом произведении. Во-первых, мы видим имя Моцарта — знаменитого композитора XVIII века, оставившего огромное музыкальное наследие. Во-вторых, упоминается Сальери — итальянский композитор, который был не менее известен среди своих современников.

По своей жанровой классификации это произведение — трагедия, состоящая из двух действий и написанная с полным соответствием канонам классицизма, а именно триединства.

Основой произведения действительно стала смерть всем известного Вольфганга Амадея Моцарта. Однако, в отличие от трагедии, в реальности Сальери не убивал композитора. Но слухи — вещь упрямая и заседающая в головах, к тому же как раз это произведение Пушкина послужило еще одним толчком для укрепления этих домыслов. Стоит отметить, что историческая правдоподобность не является ключевым моментом для этой трагедии: во многом под этими персонажами Пушкин подразумевал лишь образы, а не конкретных личностей.

В центре повествования стоят Моцарт, как образ гения, которому музыкальный талант был дан свыше, и Сальери, как олицетворение упорства и самоотдачи во имя ремесла. И уже на уровне образов возникает противопоставление, которого ложится в основу всего повествования. Мы постоянно видим борьбу, контрастность: Сальери и Моцарт; упорный труд и талант; рациональное усердие и легкомысленную гениальность.

Ищите нас здесь

И на основе этого противопоставления возникает еще одна важная тема: зависть. В Сальери, который всю свою жизнь посвятил обучению музыкальному ремеслу, который нашел математический подход к искусству, который своими силами и стараниями пришел к славе и признанию, появляется зависть к Моцарту. Потому как тому все дается легко, он на ходу может сочинить гениальные произведения, но при этом, по мнению Сальери, бездарно проматывает свой талант, не ценит его, не направляет в нужное русло.

Эта зависть побуждает Сальери совершить страшный поступок — убить Моцарта. Хотя тот считает его своим другом, а их союз называет полной гармонией, и это отсылает нас к двоякой трактовке названия, а заодно и двоякой трактовке отношений музыкантов.

Однако Сальери пытается найти оправдание своему поступку: он восклицает, что не место Моцарту на Земле, он не сможет оставить достойных наследников, после него мир музыки рухнет и обещает больше не воспрянуть. Но есть ли хоть какое-то оправдание убийству?

Интересно посмотреть и на композицию произведения: начинается и заканчивается оно монологами Сальери о композиторском ремесле. Однако в них можно заметить определенную разницу, то есть этот герой получает определенную динамику своих убеждений: от зависти до своего рода раскаяния.

Финал трагедии становится ключевым моментом. Сальери все-таки подсыпает яд в бокал Моцарта. И здесь интересно, что в этот момент разговор друзей идет о черном человеке и о реквием, который для него пишет Моцарт. То есть Пушкин наделяет его даром пророка собственной гибели: черный человек олицетворяет смерть, а реквием — не что иное, как заупокойная месса в католичестве. И очень символично, что именно при исполнении реквием на Моцарта начинает действовать яд.

Важными становятся одни из последних слов Моцарта о том, гениальность и зло не совместимы. Они роняют тень сомнения в душу Сальери, он уже не уверен в том, что поступил правильно. Ведь тогда получается, что он не истинный гений и не чистый творец искусства. На этом и заканчивается трагедия, оставляя в размышлениях не только Сальери, но и читателя.


Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Материалы к уроку: слайд-презентация по теме урока , рабочие карты урока ( приложение 1 ), карточки с заданиями для работы в группах ( приложение 2 ), тесты для контроля знаний по теме урока ( приложение 3 ).

Ход урока

Содержимое разработки

Методическая разработка урока в 9-м классе по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;

формирование положительных нравственных ориентаций.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Материалы к уроку: слайд-презентация по теме урока, рабочие карты урока (приложение 1), карточки с заданиями для работы в группах (приложение 2), тесты для контроля знаний по теме урока (приложение 3).

Слайд. Звучит музыка. Симфония № 40.Моцарта.

(оформление рабочих карт)

Определив данную проблему, какой проблемный вопрос мы можем поставить? *опираемся на слова героев*- Гений и злодейство две вещи несовместные? Слайд.

- А теперь, когда мы установили тему и проблемный вопрос давайте обратимся к плану урока, по которому будем сегодня работать: Слайд.

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери: *реализация индивидуальных домашних заданий; работа со словарём; определение цели.

4. Анализ образов:* работа в группах с опорой на перечень вопросов.

III. Объяснение нового материала. Переходим к первому вопросу. Слайд.

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

3. Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.

Слайд. Поработаем со словарём. Запишите определение в тетради для последующего запоминания понятия. Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.

– Как вы думаете, почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.) постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

4. Герои трагедии

(работа в группах)

А сейчас перейдём к анализу образов героев. Вам предстоит работа в группах: первая группа анализирует образ Моцарта, вторая – Сальери. Затем один учащийся представит общую работу группы в своём ответе.

*опирайтесь на вопросы*

(задания для 1 группы)

Как Моцарт относится к жизни, к миро­порядку?

Что свидетельствует о славе Моцарта?

Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

(задания для 2 группы)

Как Сальери относится к жизни и к ми­ропорядку?

Что говорит Сальери о своем творчест­ве, каков его путь к славе?

Как Сальери оценивает свою славу? Почему Сальери завидует Моцарту?

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

Ба! право? может быть.
Но божество мое проголодалось.

Что ты мне принес?

Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.
И в голову пришли мне две-три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье.

Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

Он же гений.
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке.
Ремесло
Поставил я подножием искусству.

Кто хочет дополнить выступающего?

Слайд. Общий вопрос:

что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

IV. Итоги урока. Ответ на проблемный вопрос (индивидуально)

Слайд. Вернёмся к решению проблемного вопроса. Запишите своё решение проблемы, ответ на проблемный вопрос в рабочую карту. А соглашусь с любым вашим ответом, так как мнение каждого по-своему ценно.

Хочет зачитать свой ответ? У кого другое мнение? *Какие есть мнения?

Моцарт был убежден в этой вечной, непреходящей истине, он – гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Так раскрывается идейный смысл трагедии А.С. Пушкина.

Вы хорошо поработали, а теперь давайте проверим, как вы усвоили тему. Слайд.

Тестирование. Проверьте свои знания, ответьте на вопросы теста, запишите ответы в рабочую карту. *Сопоставьте ответы с кодом на слайде. Слайд.

Самооценка. Обратите внимание на критерии самооценки и выставьте себе итоговую отметку за урок.

V. Домашнее задание вложите в дневники.*Если успею*

1. Работа над ошибками (по тесту)

VI. Рефлексия. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. На ваших столах цветные скрипичные ключи.

Розовый – тема данного урока мне была интересна, я составил(а) своё мнение по данной проблеме.

Жёлтый – тема урока не совсем понятна, я не считаю её актуальной.

Синий – тема урока мне не интересна, информация, полученная на уроке, никогда не пригодится. Спасибо за урок.

Список использованной литературы и материалов:

Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, 1999

Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные" - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу драматического произведения.

Похожие презентации

3 Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Н. В. Гоголь

4 А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев.

9 Что вам известно о реальных Моцарте и Сальери? Почему Пушкин обращается к теме Моцарта Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии? Прототипы образов пьесы

10 Анализ монолога Сальери Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма.

15 Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? Или это сказка Тупой, бессмысленной толпы- и не был Убийцею создатель Ватикана? Сожалеет ли Сальери о содеянном?

16 Обобщение -Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой? -Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать? -Кто противопоставлен свободному новатору?


Моцарт играет Реквием. Иллюстрация к "Моцарту и Сальери" А.С. Пушкина.
Иллюстрации В.А.Фаворского к "Маленьким трагедиям"


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

— Похожи ли герои трагедии на свои прототипы или у них есть различия? Обоснуйте свой ответ.

— *Слышали ли вы музыку Моцарта и Сальери? Чем она различается?

— *Докажите, что конкретно-исторические реалии трагедий связаны не только с эпохой А. С. Пушкина, но и с проблемами наших дней.

II. Основные тезисы вступительного слова учителя:

2. С классическими трагедиями их роднит то, что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.

— действие начинается в самый напряжённый момент, когда противостояние героя и мира достигло предела;
— напряжённость действия развивается по ходу сюжета не постепенно, а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей;
— в кульминационные моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь при этом носителями одной господствующей страсти;
— характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут героев к гибели или нравственному краху;
— герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей.

Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд?

Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача?

Каково их отношение к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни?

Почему Сальери разделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека?

Как это характеризует его самого? Как он пытается оправдать своё решение об отравлении Моцарта?

Группа 3.
Прослушайте в актёрском исполнении диалог Моцарта и Сальери.

Проанализируйте сцену в трактире.

Каков душевный настрой Моцарта в этой сцене?

Какие образы-символы связаны с его состоянием?

IV. Практическая работа.
Анализ кульминационного эпизода трагедии.

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

В чём, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира?

*Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о мнимом злодействе Микеланджело?

Обобщающая беседа:

Какие нравственные вопросы решает Сальери? Почему его мучают противоречия?

Докажите текстом, в чём видит Моцарт гармонию мира.

Почему главный довод Сальери в свою пользу — о том, что создатель Ватикана был убийцей, — не утверждение, а вопрос?
(Сальери перестаёт быть оплотом ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и изменился, что для него равносильно смерти.)

В чём заключается гуманистический смысл трагедии?

Может ли злодеяние быть оправдано высокими целями?

Итоговые вопросы:

Домашнее задание

Подготовить письменный ответ на один из итоговых вопросов урока или проанализировать кульминационную сцену трагедии (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Найти в фильме несоответствия с текстом романа.

Индивидуальные задания.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

Сальери не может смириться нe с гениальностью Моцарта, а с тем, что гений достался даром ничтожному, по его мнению, человеку, этой гениальности недостойному.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?

2. Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?

3. Постарайтесь дать характеристику каждому герою, цитируя пушкинский текст.


Моцарт играет Реквием. Иллюстрация к "Моцарту и Сальери" А.С. Пушкина.
Иллюстрации В.А.Фаворского к "Маленьким трагедиям"

Читайте также: