Конспект урока природоведения 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Обобщить знания о почве, ее плодородии. Охарактеризовать причины разрушения почвы. Объяснить правила охраны почв. Способствовать развитию бережного отношения к природе.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Учитель: Тут девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

Ученик 2: Во время подкормки птиц не сорите в парке, не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, банки.

Ученик 3: Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными.

Ученик 4: Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несолёного сала.

Ученик 5: Кормите птиц регулярно!

Ученик 6: (Включается музыка) Сегодня 15 января, четверг. Погода ясная. Температура воздуха –10 o С, осадков нет, ветер юго-западный. Январь году начало – зиме середина.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, вспомним её состав, свойства. Охарактеризуем причины разрушения почвы, узнаем способы охраны почвы. Отгадайте кроссворд.

1. Верхний слой земли, в котором растут растения (Почва).
2. Одна из составных частей почвы (Песок).
3. Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).
4. Основное свойство почвы (Плодородие).

Учитель показывает портрет В.В. Докучаева.

Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Дети пишут ответы на листочках.

Если ответ правильный, ставьте крестик, если неправильный – нолик.

В состав почвы входят микробы?

Животные повышают плодородие почв?

В почве нет воздуха?

В нашей области черноземные почвы?

Без почвы жизнь на Земле возможна?

Вот и кончилась игра.
Все проверить нам пора
На монитор взгляните все
Подведем итог игре.

Взаимопроверка. Учитель вывешивает карточку с правильными ответами.

Проигравших нет, так как все повторили пройденный материал. Молодцы!

Учитель: Какие бывают почвы?

Ученик: В разных местах нашей страны почвы неодинаковы. Существуют черноземные, подзолистые, арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные почвы.

Учитель: Какие почвы в нашей области?

По карте Саратовской области дети рассказывают о черноземных почвах.

Учитель: Расскажите о круговороте веществ в природе.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Отгадайте, что это за живое загадочное существо?

Учитель вывешивает карточку:

Дети: Дождевые черви.

Учитель: Оказывается, дождевые черви – безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают ее более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

IV. Объяснение нового материала.

1. Введение в тему.

Учитель: Человек идет по траве, приминая ее. Под травой почва. В сравнении с размерами нашей планеты почва – очень тоненькая пленочка, но именно она дает нам ежегодные урожаи. Если представить все земли нашей планеты в виде круга, то посмотрите, что получится:

Учитель вывешивает круговую диаграмму, на которой отражено процентное соотношение почв.

10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы;

10% занимают маломощные почвы;

20% занято под пастбища;

60% – неплодородные районы земли.

За многие столетия и особенно за последние годы человек сильно навредил почве, а в конечном итоге – самому себе. За последние 100 лет разрушена 1/4 часть всех плодородных земель. А почва образуется очень медленно: 20 см за 5-6 тысяч лет.

2. Причины разрушения почвы. На доску прикрепляется карточка:

Причины разрушения почвы

Проблема засоления почв стала подлинным бедствием сельского хозяйства. Основной причиной засоления почв является нарушение водного баланса.

На доску прикрепляется карточка:

Ребята, вы когда хотите пить, сколько пьете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Растениям вода нужна в определенном количестве. Если в почве её много, начинают загнивать корни. Кроме того, в воде есть соли, а когда вода испаряется, соли остаются и их накапливается очень много – они засоляют почву. Большая проблема – эрозии почв.

На доску прикрепляется карточка:

Эрозия почв – процесс размыва и сноса водой. Иногда этот процесс принимает размеры стихийного бедствия. Почвы необходимо защищать от воды и ветра. Для этого надо правильно пахать землю.

На доску прикрепляется карточка:

НЕПРАВИЛЬНАЯ РАСПАШКА

Распашка вдоль склона приводит к смыву почвы. Образуются овраги. Распашка поперек склона позволяет сберечь почву и препятствует росту оврагов.

На доску прикрепляется карточка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ

Нельзя пользоваться чрезмерно тяжелым сельскохозяйственным транспортом, так как он переуплотняет почву. Это ведет к снижению урожая, разрушает почву. Гибнут животные и микроорганизмы.

На доску прикрепляется карточка:

Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор, нанося почве большой вред.

V. Физминутка. Движения под музыку.

VI. Охрана почвы.

1. Работа с учебником на странице 119.

Дети работают с учебником.

Учитель: Как надо охранять почвы?

На доску прикрепляется карточка:

ОХРАНА ПОЧВЫ

Дети приводят примеры, учитель прикрепляет по их ответам карточки:

САЖАТЬ ЛЕСОПОЛОСЫ

ПРАВИЛЬНО ПАХАТЬ

ПРОВОДИТЬ СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ

ПРАВИЛЬНО УДОБРЯТЬ

БОРОТЬСЯ С ОВРАГАМИ

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Мы не нашли с вами мер борьбы с тяжелым сельскохозяйственным транспортом. Как быть? Почему нельзя сделать легкие комбайны, тракторы?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Проблем много. На весь ваш век хватит. Может, кто-то из вас и решит ряд проблем человечества.

3. Работа в тетрадях. Тетради на печатной основе, стр. 35 № 77.

Учитель: Сформулируйте по картинкам соответствующие меры охраны почвы.

Выслушиваются ответы детей.

VII. Закрепление изученного. Работа в группах. Класс делится на 4 группы, дети работают в группах. Задания записаны на карточках.

Вопрос 1 группе: Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?

Вопрос 2 группе: Почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?

Вопрос 3 группе: Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?

Вопрос 4 группе:

Воскресенье в лесу.

За неделю только и был разговор в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал грибы, а кто вырывал из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и дальше. Весь оставшийся мусор бросили в кусты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

Какие ошибки заметили?

После обсуждения от каждой группы выступает один ученик.

VIII. Слово экологу. Ученик из класса показывает предметы и говорит:

– Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

IX. Работа читального зала.

Учитель: Испокон веков книга растит человека. Кто больше знает, тому и книги в руки. Найдите в своих дополнительных для чтения книгах интересные сведения о почве, её охране.

Дети работают с книгами, затем зачитывают сведения.

X. Итог урока.

Учитель: Что нового мы узнали? Что было трудным? Что понравилось на уроке?

Выслушиваются ответы детей.

XI. Домашнее задание.

Программӕмӕ гӕсгӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты темӕйыл фыст уацмыстӕй ахуырдзаутӕ базонгӕ уыдзысты. цалдӕримӕ, уымӕ гӕсгӕ ахуыргӕнӕг йӕ урок райдайдзӕн хӕсты тыххӕй 6еседӕйӕ.

Данная разработка предназначена для учителей русской литературы. Цели: Образовательные: осмысление исторической закономерности возникновения антигуманной теории Раскольникова; постижение обучающимися общественного и нравственного значения творчества Достоевского. 5. Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал, аргументировать свое мнение 6. Воспитательные: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гуманизма, общечеловеческих ценностей, развитие высоких нравственных чувств, стремления к идеалам красоты и гармонии.

Авторская разработка содержит методы и приемы работы на уроке математики, позволяющие формировать функциональную грамотность младших школьников, развивать критическое мышление и речевые навыки. В конспекте содержатся готовые дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать на своем уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Ознакомления с окружающим миром в 4 классе. Урок проводился в сопровождении презентации.

Конспект урока природоведения в 4 классе

Учитель: Голубева Светлана Александровна.

Тема: Водоёмы Вышневолоцкого края. Охрана водоёмов нашего края.

Цель: Помочь обучающимся сформировать представления о водоёмах Вышневолоцкого района, о растительном и животном мире.

Задачи: Учить обучающихся выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы на основе темы данного урока.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Формирование учебной мотивации через проявление интереса к природе своего края.

Организационный момент.

Психогимнастика (упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия)

Проверка домашнего задания.

К искусственным водоёмам относятся:

а) реки, моря, океаны

б) водохранилища, пруды, каналы

в) ручьи, реки, озера, моря

2. Растения водоёма- это:

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник

б) брусника, черника, мох

в) кувшинка, ряска, тростник

3. Санитарами пресных водоёмов считают:

а) рака, беззубку

б) прудовика, катушку

в) клопа-водомерку, жука-плавунца

4. Живым фильтром называют:

в) двустворчатых моллюсков

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:

а) люди б) ондатры в) бобры

6. С водоёмами связана жизнь:

а) зябликов, трясогузок, соек

в) лебедей, тетеревов, сов

7. Хищниками пресных водоёмов являются:

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

б) караси, мотыли, раки

в) циклопы, прудовики, головастики

8. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что:

а) это плавает ряска

б) много микроскопических водорослей

в) на дне много ила

Течет, петляет тут и там

И по полям и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это знаешь ты? (река)

Стоит корыто, полно воды налито. (озеро)

- Назовите одним словом, что такое река и озеро. (водоёмы)

Работа по теме урока.

Посмотрите на карту Вышневолоцкого района.

Каким цветом обозначают на карте водоёмы?

Какие водоёмы можно найти на карте?

Все водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

Какие водоёмы относятся к искусственным? А к естественным?

Работа по теме с использованием мультимедийной презентации.

Рассказ о водоёмах Вышневолоцкого района сопровождается показом фотографий, подробную информацию о водохранилище, его растительном и животном мире рассказывает учитель.

Работа по теме урока (продолжение)

Самостоятельная работа.

На картах найдите водоёмы, о которых шёл рассказ. Обозначьте водохранилища зелёными кружками, реки- жёлтыми, а озёра красными.

- Мы с вами много говорили о бережном отношении к водоёмам. Каково значение водоёмов в природе? Для человека?

-Дают воду для дома и для производства

- Дом для некоторых видов растений и животных.

Работа по теме с использованием мультимедийной презентации.

Охрана водоёмов, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Зрительная гимнастика.

Закрепление изученного материала.

Назвать одним словом. ( Мста, Цна, Тверца)

Найти лишнее слово ( море, озеро, пруд, река)

Записать в два столбика водоёмы (1-естественные, 2-искусственные)

Море, пруд, река, водохранилище, озеро, болото, канал

Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке? Как нужно относиться к природным богатствам родного края?

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание.

Читать текст в учебнике стр.183-184

Найти информацию и фотографии о других реках и озёрах Вышневолоцкого района для создания альбома.

Конспект урока по природоведению в 4 кл.

План-конспект урока природоведение в 4 классе по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте ". Цель: закрепление представлений о карте полушарий и глобусе, о материках Земли; выявить общие и отличительные черты глобуса и карты; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство взаимопомощи.

План-конспект урока природоведение в 4-В классе по теме:
"Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "

Тема: Карта полушарий. Материки на глобусе и карте.

Цель: закрепление представлений о карте полушарий и глобусе, о материках Земли.

Образовательные:

• закрепить умение работать с глобусом и картой полушарий;

• выявить общие и отличительные черты глобуса и карты.

Развивающие:

• развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

• развивать внимание, активность;

• развивать пространственное воображение, мышление, речь.

Воспитательные:

• воспитывать чувство взаимопомощи;

• учить уважительно относиться друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, атласы, презентация к уроку.

I. Орг. момент.

- Проверка рабочих мест

II. Повторение материала.

Давайте вспомним, что такое карта полушарий? (Карта - уменьшенное изображение Земли).

Кто скажет по-другому? ( Карта - уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости). Верно. Молодцы.

Что мы научились различать по карте полушарий? ( Водоемы – синим цветом, равнины -зеленым и желтым, горы – коричневым).

Мотивирование к учебной деятельности.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки

Сегодня на уроке мы будем путешественниками. Кто такой путешественник? Путешественник - это человек, который ездит (путешествует) по миру.

Сегодня мы отправимся в путешествие на корабле по материкам. Что обязательно должен взять с собой путешественник? (Карту). Верно. Для чего нужна карта? Чтобы не ошибиться в пути, не заблудиться, не потеряться. Поэтому, в путешествие мы отправимся по карте-карте полушарий.

Кто догадался, какая тема урока?

(Учитель) Послушайте, тему урока.

IV. Различение и опознавание слов на слух.

Ребята, а сейчас встаньте. Сегодня на уроке нам встретятся слова. Послушайте, как я скажу.

Учитель произносит слово первым. Затем синхронно проговаривают учащиеся. После учащийся по выбору.

1. Антарктида

2. Австралия

стра_ стра_

3. Африка

Послушайте, что я скажу. Предъявление слов на слух. (Африка, Австралия, Антарктида). Что это? Материки. Молодцы.

- Сядь … (Даулет, Эдик, Никита А., Никита Ф)..

Сегодня наше путешествие будет проходить по плану.

• ответить на вопросы

• побывать на материках

VI. Актуализация знаний.

( Учащиеся разгадывают кроссворд и вписывают слова )

Что будем делать сначала?

Будем разгадывать кроссворд.

1. Самая длинная параллель.

2. Точка, где сходятся все меридианы.

3. Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.

4. Линии, параллельные экватору.

Молодцы! (Физ-минутка для глаз)

Будем отвечать на вопросы.

1. Что такое Земля?

Ответы учащихся . (Земля-это планета больших размеров).

2. Какой формы Земля?

(Земля имеет форму шара).

3. На какие полушария разделён глобус экватором?

(Глобус разделён экватором на северное и южное полушария).

Покажи на глобусе.

4. На какие полушария разделён глобус начальным меридианом?

На западное и южное полушария.

5. Что можно увидеть на глобусе?

(Материки, моря, реки, озёра, океаны, горы).

6. Что такое материк?

(Материк-это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой).

7. Сколько материков на Земле?

8. Назовите материки.

(Австралия, Антарктида, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Евразия).

9. Каким цветом на глобусе показаны участки суши?

(Зелёным, желтым, коричневым цветами).

10. Что на глобусе изображено голубым цветом?

(Океаны, моря, реки, озёра).

VII. Закрепление материала.

А сейчас мы будем путешествовать на корабле по материкам.

И поможет нам (что?) КАРТА ПОЛУШАРИЙ.

Мы начнем свое путешествие с самого маленького материка.

Назовите самый маленький материк?

- Скажите полным предложением.

(Самый маленький материк-Австралия).

• В каком полушарии находится Австралия?

(В восточном полушарии).

- Кто хочет проплыть вокруг материка Австралия?

(- Я хочу проплыть на корабле вокруг материка Австралия).

(Я проплыл вокруг материка Австралия).

Физкультминутка

• Какой материк самый большой?

-Скажите полным ответом.

Кто хочет проплыть вокруг материка Евразия?

(- Я хочу проплыть на корабле вокруг материка Евразия).

(Я проплыл вокруг материка Евразия).

• Какой материк самый жаркий?

- Кто хочет проплыть вокруг материка Африка?

(- Я хочу проплыть на корабле вокруг материка Африка).

• В каком полушарии находятся Северная Америка и Южная Америка?

(В западном полушарии).

- Кто хочет проплыть вокруг материка Северная Америка?

(- Я хочу проплыть на корабле вокруг материка Северная Америка, Южная Америка).

- Что ты сделал? (Я проплыл на корабле вокруг материка …)

- Кто хочет проплыть вокруг материка Южная Америка?

(Я хочу проплыть вокруг материка Южная Америка).

• Какой самый холодный материк?

(Самый холодный материк-Антарктида).

- Кто хочет показать на карте и глобусе Антарктиду?

- Кто поможет Никите?

На этом наше путешествие подходит к концу.

( Мы путешествовали по карте полушарий).

VIII. Домашнее задание. Практическая деятельность .

Работа с контурными картами.

Раскрасьте материки и подпишите.

IX. Рефлексия. Оценка учащихся .

- Что мы делали? ( Мы разгадывали кроссворд, отвечали на вопросы).

(Мы путешествовали по плану).

- Что нам помогало? Карта полушарий.

- Чем карта отличается от глобуса? ( Карта - плоское изображение участка поверхности Земли. Глобус - макет земного шара).

- Что у них общего? Глобус и карта показывают края, страны, моря, океаны.

- На каких материках мы были?

Материки Австралия, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Читайте также: