Конспект урока природа в городе

Обновлено: 07.07.2024

1. уточнить представления детей о том, что такое природа;

2. расширять знания о лесе: березовая роща, сосновый бор, ельник, смешанный лес;

3. закрепить понятия лиственный, хвойный;

4. воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Ход занятия.

- Дети как вы думаете, что такое природа? (ответы, рассуждение детей).

- И не только это. Дело в том, что человек – это тоже часть природы. Только в отличии от рыб, птиц, зверей, растений, человек обладает умением думать, решать, самому выбирать, каким ему быть – добрым или злым, ленивым или трудолюбивым, совершать хорошие поступки или дурные. От того, что он выберет, зависит, каким он будет.

Природа нашего города необычайно красива. Сегодня мы поговорим о русском лесе, о его тайнах. Вот одна из таких тайн. Рассмотрите внимательно эти картины (сосновый бор, березовая роща). На всех лес, наш русский лес, но очень разный.

- В чем вы видите различия? (Ответы, рассуждения детей).

Вместе с воспитателем делают вывод: Лес, где растут только березы - березовая роща, березняк; где растут сосны - сосновый бор; там где растут ели – ельник.

- Дети, бывает лес, в котором растут и березы, и ели, и сосны, и рябины, и осины – все деревья перемешаны? А как вы думаете, как называют такой лес? Такой лес называют смешанным. Вот, оказывается, какой необычный наш русский лес!

У леса много тайн и секретов. Словно волшебник, он все время меняется. Зимой он какой? Весной, летом, осенью? (Ответы детей). В разную погоду он тоже разный. В тихий, безветренный день лес поражает своей глубокой тишиной, в бурю – пугает воем ветра, треском сучьев, в мороз завораживает своей белоснежной, хрустальной красотой, а солнечный день – блеском золота и серебра. ( Беседа сопровождается показом иллюстраций: лес в разное время года).

- Да, это говорит Лесовичок! (Поделка детей из природного материала).

Послушаем его: вот у меня две ветки деревьев. Чем они отличаются друг от друга? (ветка лиственного и хвойного дерева – ответы детей).

В ходе беседы делается вывод: деревья с иголками – хвойные, деревья с листьями – лиственные.

- Еще одна тайна! Какой лес и зимой, и летом – одним цветом? (ельник, сосновый бор).

- Спасибо тебе, Лесовичок, за помощь!

Вот, дети, сколько лесных тайн мы узнали! Давайте их вспомним.

1-я тайна: разные виды леса – березовая роща, сосновый бор, ельник;

2-я тайна: лес меняется в разное время года и в разную погоду;

3-я тайна: лес бывает лиственный, а бывает – хвойный;

4-я тайна: хвойные деревья вечнозеленые.

- Конечно, это не все тайны леса. Их еще очень много. О них мы поговорим в другой раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Урок мы начнём с нашей экскурсии по Казани, вновь окунёмся в атмосферу родного города, полюбуемся его красотами. Итак, сядьте удобно, наша экскурсия начинается.

(он-лайн экскурсия по городу)

-Понравилась наша экскурсия?

- Что особенно запомнилось?

- Каким вы увидели наш город?

- Наш город многообразен, красивым.

- Посмотрите на слайд: доводилось вам видеть наш город таким?

(слайд: индустриальный город)

(слайд: цветущий город, город-парк)

- В каком бы городе вы хотели жить? (смайлики) Почему?

- А не много ли растительности в нашем городе? Ведь деревья, растущие у домов, закрывают свет жителям нижних этажей. А автомобилистам негде парковаться из-за цветников?

- А для чего нужны растения в городе?

- Как назвать одним словом деревья, цветы в городе? (ПРИРОДА) Вот об этом мы сегодня и поговорим на уроке. Итак, сформулируем тему нашего урока:

- Почему городу необходимы природные уголки? На этот вопрос мы с вами сегодня должны ответить.

- Прежде, чем ответить на этот вопрос, выясним, какие уголки природы есть в нашем городе. Вспомните экскурсию по городу

( На слайдах: парк, лес, сквер)

- Вы назвали парки, скверы. Почему?

- А чем отличается парк от сквера?

- Обратимся за помощью к нашим экспертам, которые поработали с толковыми словарями и помогут нам ответить на вопрос. Им слово.

(группа экспертов с толковыми словарями выходят и дают определение понятий)

- В нашем городе есть парки? Какие?





Дендрологический культуры и отдыха зоопарк

- Что значит, дендрологический? Зовём на помощь экспертов.

- В чём особенность этих парков? Зачем в городе создают дендрологический парк?

Парк культуры и отдыха? Зоопарк?

- А сейчас мы совершим небольшую экскурсию по знаменитым паркам мира.

(просмотр слайдов с изображением парков мира под рассказы детей)

- Какие чувства вызвали изображения парков?

- Как вы думаете, для чего создавались эти парки? Значит, природа-это источник красоты

- источник красоты;

- источник здоровья;

-источник хорошего настроения

- Благодаря ребятам, мы смогли полюбоваться красотой мировых парков.

- Вернёмся к вопросу урока.

- источник красоты;

- источник здоровья;

-источник хорошего настроения

- Сравним сделанный вывод с учебником. Откройте его на стр.17. Прочитаем, какой вывод предлагают нам авторы.

- Можно сказать, что мы пришли к верному выводу?

- А в нашем поселке Дербышки есть парк? Какой?

- Поднимите руки, кто гулял в этом парке?

- Что вы о нём знаете?

- Может ли парк существовать сам по себе?

- Человек может создавать красоту, а может её и уничтожить.

- Что вы можете сделать, чтобы наш парк всегда был источником красоты, здоровья, чистого воздуха?

- Чтобы ваша работа прошла успешно, повторим правила работы в группе:

на слайде: Правила работы в группе:

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай свой мнение спокойно, вежливо.

- Перед вами лежат цветы, на каждом вы должны, посовещавшись, написать по одному правилу поведения в парке.

- не топтать;

-не выгуливать;

- не рвать/ломать;

- не купаться;

- не обижать животных)

- Если мы будем жить по этим правилам, то наши парки всегда будут красивыми, как получившиеся клумбы.

- Я предлагаю вам дома нарисовать плакат, иллюстрирующий любое из написанных вами правил и на следующем уроке мы их обсудим.

- Применимы ли эти правила к другим уголкам природы?

- У вас на партах перед каждым лежит бланк (демонстрация образца). Пользуясь таблицей, оцените, пожалуйста, свою работу в группе.

-Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

- Как бы на него ответили?

- Что нового для себя узнали о природных уголках, парках?

- Какие ещё уголки природы есть в нашем городе, кроме парков?

- Понравился вам урок?

- Если на уроке вы узнали что-то новое, вам было интересно, вы закончили урок в прекрасном настроении, поднимите улыбающийся смайлик.

- Если у вас что-то не получилось, были сложности при работе в группах или парах, поднимите грустный смайлик.

- Спасибо. Я вижу, что весёлых смайликов больше, значит, наша экскурсия по городу Екатеринбургу не закончена и нас ждут новые встречи и открытия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Познакомить с формами природы в городе, раскрыть роль природы в городе, учить детей замечать и ценить её.

Образовательные: знакомить с формами природы в городе, раскрыть роль природы в городе, учить детей замечать и ценить её; формировать представления о взаимосвязи человека и места , в котором он живёт ; практическое использование правил существования в пространстве города; знакомство с культурно- историческим наследием деятельности человека; развитие умения работать в группе.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные : воспитывать чувство любви к окружающему миру, трудолюбие; пробуждать чувство родины, родного дома, потребность приносить пользу людям; воспитывать у учащихся чувство благодарности к людям, которые строили , создавали и защищали родной город. пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

Форма урока

Урок с элементами дискуссии

Методы обучения

- объяснительно- побуждающий, инструктивно- практический, частично- поисковый, беседа,

Виды учебной деятельности

Монолог, диалог, прогнозирование, беседа, работа в группах, игра, слушание, говорение.

Оборудование

Планируемый результат

Усвоить, что природа в городе- это источник красоты, здоровья , хорошего настроения.

Познакомиться с формами природы в городе.

1.Предметные умения

Знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

2.Метапредметные умения:

- познавательные:

1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме простых суждений.

2. Поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

- регулятивные:

-коммуникативные:

3. Личностные:

1. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2.Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3. Планирование, контроль и выполнение действия по заданному образцу.

1. Инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли; умение общаться, включающее умение слушать и собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

3. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

4. Умение объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

1. Действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом.

2. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

3. Формирование ценностных ориентаций ( саморегуляция, стимулирование, достижение).

4. Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Структура урока

Оргмомент. 9.50.

Дети здороваются с гостями.

Формулирование темы урока 9.50 – 9.55.

На доске карточки с буквами

- Составьте слова, используя все буквы. (ПРИРОДА)

2. Отгадайте загадку

Днём Солнце освещает,

Ночью фонарями заполняет,

Домами разными застроен,

И населением заполнен!

Постановка проблемы, целеполагание. 9.55. – 10.00.

- Что такое природа?

- Что такое город?

- Разве можно совместить такие, казалось бы, несовместимые понятия – ПРИРОДА В ГОРОДЕ?

- Зачем нужна природа в городе? Казалось бы, выехал за город – кругом природа?

- Мы постараемся найти ответ на этот вопрос. Сформулируйте цель нашего урока (выяснить, зачем нужна природа в городе)

Поиск решения проблемы 10.00. – 10.05.

Мы сейчас сформулируем две точки зрения, два мнения, выберем участников дискуссии, которые будут обсуждать –доказывать в этой зоне (у доски).Ребята вместе обсуждают, 1 человек озвучивает доказательство. Остальные ребята могут обсуждать в парах.

Кто сможет объяснить, почему природа в городе не нужна? (Приглашаются 3 чел.)

Кто сможет объяснить, почему природа в городе нужна? (Приглашаются 3 чел.)

Ребята вместе обсуждают, выбирают 1 человека, который будет отвечать. Класс в парах обсуждает, по команде может дополнять ответ.

Дискуссия 10.05. – 10.15.

Вывод 1: природа в городе особенно нужна человеку, чтобы жить, творить, чтобы человек сохранил свою душу. Если человек будет бережно относиться к природе, он будет бережно относиться к другим людям.

Вывод 2. Получилась ли у нас дискуссия – спор с аргументами, с доказательством?

Закрепление 10.15 – 10.20.

Какие уголки природы есть в нашем городе? Презентация

Самостоятельная работа 10.20 – 10.25

РТ – с. 8 – 11 Бульвар – это аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок.

Конспект

Цель: показать, что природа в городе – источник красоты, здоровья и хорошего настроения.

Задачи: называть в своем городе достопримечательности, связанные с природой, - парки, скверы, бульвары и т.д., отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения.

Оборудование: доска, компьютер, презентация.

1.Орг. Момент - Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, начинается урок!

2.Актуализация знаний

- В каком городе мы живём? Какая река протекает у нас?

-Какие достопримечательности (красивые места) в нашем городе вы знаете?

3.Подготовка к основному этапу занятия. Постановка уч. задачи.

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (фотографии достопримечательностей Ростов-на-Дону)

- Посмотрите, как красив наш город.

- Что украшает наш город, кроме зданий, памятников? (деревья, цветы), как назвать их одним словом? (природа)

- Какую цель мы перед собой поставим? Чему мы должны научиться? (научится называть достопримечательности родного города, связанные с природой; научится ценить природу родного города)

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Рассмотрите фотографии на доске.

- Представьте, что вы оказались в этих городах.

- Что вы можете сказать о первой фотографии? (много машин, грязные улицы, воздух тяжелый)

- Что вы можете сказать о второй фотографии? (много людей, чистые улицы, много деревьев, воздух чище)

- Какое настроение у вас, когда смотрите на эти фотографии?

-Молодцы! Откройте пожалуйста учебник на странице 16. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопрос:

- Для чего нужна природа в городе? (природа в городе нужна для красоты, для того, чтобы воздух был чище, для того, чтобы жизнь там была лучше)

-Сейчас я предлагаю вам разгадать ребусы, и вы узнаете с какими словами мы сегодня познакомимся на уроке. (парк, улица, сквер, роща, площадь) Молодцы!

- И начнем наше путешествие с Рощи.

-Роща – это небольшой лиственный лес.

-Сквер— небольшая общественная и озелененная территория в городе.

-Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория с аллеями и цветниками.

-Бульвар – это широкая аллея на городской улице с зелеными насаждениями.

5. Обобщение и систематизация знаний

- Переверните страницу в учебнике на 18. Давайте обсудим, что здесь изображено.

- Посмотрите, как может быть красиво в городе, если люди очень постараются.

- Что объединяет эти фотографии? (необычные зеленые украшения)

- Расскажите, что именно на них изображено? (Клумбы, деревянная мельница, зеленая лошадь)

- Посмотрите на доску, какие есть зеленые украшения в нашем городе.

6.Первичная проверка понимания

- Ребята, а сейчас мы проверим какие природные достопримечательности вы знаете? (Зоопарк, памятник природы, сквер, парк, бульвар, детская площадка, ботанический сад).

- Откройте рабочую тетрадь на стр.8 №1. (раскрасить кружочки цветным карандашом любого цвета тех достопримечательностей, которые есть в нашем городе).

7.Закрепление

- Разделимся на группы, каждая будет выполнять задание на карточке. Вам необходимо будет дополнить природными объектами город на картинке, используя цветные карандаши.

-Проверяем. Что вы нарисовали в вашем городе? -Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Тогда вы с легкостью ответите на мой вопрос:

-что нужно делать, что бы город был чистый, красивый? (нельзя сорить, ломать, нужно сажать цветы, деревья)

- Что интересного узнали на уроке?

- Что нужно обязательно запомнить?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызывало затруднение?

- Все сегодня работали очень хорошо, умницы, но мне бы хотелось выделить… Вы были очень активными, молодцы!

- Ребята откройте дневники, покажите смайлик за сегодняшний урок и запишите домашнее задание.

Читайте также: