Конспект урока предмет и его название 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

- воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

- Карточки со словарными словами (у каждого уч-ся)

- Карточка с предметными картинками (у каждого уч-ся)

- Палочка (карандаш) (у каждого уч-ся)

- Карточки со словами: папа, мама, сын, кошка, собака, стол, стул, диван, цветы, посуда.

-Смайлики (без улыбок) ( у каждого уч-ся)

Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991.

I. Орг.момент

- Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.

- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. (на доске)

С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)

- Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)

- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)

-Я попросила вас повторить правило. Давайте вспомним его.

( название предметов отвечают на вопрос ЧТО?)

(открывается по ходу рассказывания детей)

( На доске) Названия предметов ЧТО?

1.Проблемная ситуация и определение темы урока

- Мы с вами сегодня будем продолжать разговор о словах- предметах. В этом сундучке спрятано секретное слово. Чтобы открыть его, нам надо решить одну проблему, выяснить, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.


2. Минутка чистописания

а) А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.

Я тетрадочку открою,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

б) Упражнения для мелкой моторики

- Прежде, чем писать, надо пальчики размять.

•возьмите палочки-выручалочки (карандаш)

• зажать тремя пальцами правой руки и крутить карандаш

•взять карандаш тремя пальцами за самый конец, перебирая пальцами, дойти до другого конца, перевернуть карандаш и повторить упражнение

в) Запись даты с комментированием

- Зачем мы проводим минутку чистописания?

(научиться писать красиво, правильно соединять буквы)

- А какую букву будете писать, вы догадаетесь сами.

Найдите лишнюю и объясните свой выбор (карточка у каждого ученика)

- Дайте характеристику звука (согласный, звонкий)

- Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении). Запишите Мм всю строчку.

3. Словарная работа

- Мы с вами много знаем и много умеем, именно поэтому к нам за помощью обратился один очень известный сказочный герой. Он хотел учиться, но в школу не попал. Он хочет стать таким же умным, как и вы.

У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино)

- Умная девочка Мальвина очень хотела научить Буратино грамоте. Она с ним много занималась. Посмотрите, как он написал словарный диктант. Внимательно прочитайте слова. Всё ли правильно у него получилось? Если нет, тот найдите и исправьте ошибки

Мароз, агурец, польто, каньки

- В каком слове встречается буква М?

-Запишите эти слова аккуратно, красиво, без ошибок.

- Мы продолжаем говорить о словах-предметах.




что?

- Соедините линиями вопрос с подходящей картинкой.(у каждого ученика)

- Какие слова соединили?

- На какой вопрос они отвечают?

Запишем в столбик

5. Ввод в тему.

-Теперь посмотрим, что за слова остались.

- Назовите их. (заяц, ёжик, мальчик)

(Запись на доске во 2-й столбик)

(запись вопроса после вывода)

- Кого они обозначают? (людей, животных)

- Они живые предметы?

- Действительно, люди и животные – живые предметы.

- Может, кто знает, на какой вопрос отвечают это слова?

- Сформулируйте тему урока.

Сегодня мы будем говорить… о каких словах?(которые отвечают на вопрос КТО)?)

На доске Названия предметов. Кто?

Мы выяснили, что за секретное слово спрятано. Проблему решили.

-Итак, сегодня мы будем говорить о названиях предметов, которые отвечают на вопрос кто?

8. Изучение нового

а) - Давайте попробуем рассказать правило.

(2 уч-ся рассказывают правило)

- Сравним с тем правилом, которое дано в учебнике.

-Молодцы, всё совпало, вы справились с заданием.

- Давайте для Буратино повторим правило без учебника, пусть он вместе с нами запомнит его.

Вывод: Как мы спрашиваем о людях и животных? (2-3 уч-ся)

9.Физминутка

- Буратино предлагает вам немного отдохнуть.

III. Закрепление полученных знаний

(на карточках слова: стол, кошка, сын, папа, стул, цветок, паук, мама, диван)

- Поместить только того, кто отвечает на вопрос кто?

Помогите ему, подходит ли это слово и докажите, почему нет.

2) Вывод: О ком мы спрашиваем КТО ЭТО?

IV. Заключительный этап

- Посмотрим дом. задание.

- Кто на картинке? Списать красиво и без ошибок.

- О каких словах сегодня говорили?

- Кого они обозначают?

-А какое у вас настроение, я сейчас узнаю. У вас лежат смайлики, но без улыбок. Дорисуйте, чтобы они выражали ваше настроение после этого урока. (смайлики помещаются на доске)

Онлайн-книги

Задачи: развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи; первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы; уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; разграничение представлений о предмете и его названии; развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, устной речи; воспитание положительной мотивации, трудолюбия.

Тип урока: Закрепление материала.

Технологии: информационно коммуникативные технологии, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, использование

элементов технологии проблемного обучения.

Методы по источнику знаний:

Методы по уровню познавательной активности:

репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и выполнение практических заданий);

игровые (интерактивная дидактическая игра).

Оборудование:

мультимедийная презентация Power Point ;

таблица-опора; предметные картинки; натуральные предметы; схемы слов.

I. Организационный момент.

– Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

– Молодцы! в от мы и поиграли. Садитесь тихонечко на места.

– Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли.

– Поймали комарика, довольны.

– А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать?

– Лягушка очень маленькая и беззащитная, её надо бережно посадить на травку.

– Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

– Молодцы! Наша игра закончилась, и нам пора приниматься за работу.

II. Введение в тему.

– Сегодня у нас необычный урок.

– Вы любите сказки?

– Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.

– Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке. Мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы, научимся отличать предмет от его названия.

2. Введение в тему .

– Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова:

В них найду я сто секретов.

Все секреты я узнаю,

Если в сказке побываю.

Поскольку учащимся бывает трудно запомнить слова, то учитель может предложить досказать словечко: учитель произносит начало фразы, в конце произносит один слог, учащиеся дополняют слог до целого слова.

– Вот мы и очутились в волшебной Стране р ечь.

Учитель демонстрирует картинку с изображением сказочной страны.

– Мы остановимся в доме первого жителя этой страны – седобородого старичка Волшебника.

Учитель демонстрирует картинку с изображением старичка Волшебника.

– Как вы думаете, что в руках у Волшебника?

– У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превратиться в любой предмет.

– Посмотрите вокруг, что вы видите?

Учащиеся называют предметы.

– Во все эти предметы и превращается наш друг Волшебник.

– Посмотрите, в какой предмет превратился наш Волшебник? (В мяч.)

Учитель демонстрирует учащимся предметы, лежащие у него на столе: мяч, неваляшка, мишка, машинка, кубики, юла, матрёшка.

– Наш Волшебник не только умеет превращаться в предметы. Он ещё и может их рисовать.

– Что нарисовано на картинке?

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением книг и тетрадей.

– Покажите мне книгу. Тетрадь.

– Волшебник хочет с вами поделиться одним секретом.

– На картинке нарисован не сам предмет, а только его изображение.

– Вот предмет – книга. А вот рисунок (изображение) книги.

– Это предмет – тетрадь, а вот здесь нарисована (изображена) тетрадь.

Учитель показывает картинку с изображением тетради.

Учитель демонстрирует предмет – блокнот и картинку с его изображением.

– Где лежат у нас альбомы?

– Достань альбом. Что достала Маша?

– Маша достала альбом.

– Что это? (Кисточка – предмет.)

– А это рисунок кисточки.

Далее учитель демонстрирует учащимся предметы: дом, кораблик, утёнок, барабан, трактор, ножницы, будильник, яблоко, ведро.

– У меня на столе лежат картинки, которые нарисовал наш друг Волшебник.

Демонстрируются предметные картинки с изображением этих предметов.

– Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания .

Нам всем приниматься.

В тетрадях красиво писать

Учитель показывает рисунок с изображением живого сказочного героя – к арандаша.

– Кто нарисован на картинке?

– Как вы думаете, карандаш живой или нет?

– Верно, карандаш не может быть живым. Но здесь нарисован волшебный карандаш – ведь мы с вами отправились в сказку. А в сказке любой предмет оживает.

– Карандаш приготовил вам задание.

– Что записано на первой строчке?

– Что записано на второй строчке? (Слоги.)

– Пропишите слоги в той последовательности, в которой они даны у вас в тетрадях. Обратите внимание на соединение букв.

– Прочтите слово, записанное на третьей строчке.

– Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение в слове.

– Для чего нужны прописные буквы? Что мы пишем с большой буквы?

– Почему оно записано с большой буквы? Напишите красиво имя мальчика.

– А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш.

– Что вы взяли в руки? (Взяли в руки карандаш.)

– Покажите Весёлому Карандашу те буквы, слоги и слова, которые у вас получились самыми красивыми.

2. Работа с таблицей .

– Пока вы выполняли задания Весёлого Карандаша, наш друг Волшебник приготовил вам сюрприз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

Цели и задачи: обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы;

- первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы;

-учить ставить вопрос что? к словам;

- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

-развитие внимания, памяти, речи;

-коррекция мышления на основе упражнений в классификации предметов;

-воспитывать интерес к родному языку, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Дата_____________________

Тема: Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

Цели и задачи: обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы;

- первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы;

-учить ставить вопрос что? к словам;

- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

-развитие внимания, памяти, речи;

-коррекция мышления на основе упражнений в классификации предметов;

-воспитывать интерес к родному языку, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

Подготовка к работе на уроке

Зарядка для кисти и пальцев рук для развития мелкой моторики.

Чистописание.

- Что это за слово? (перевёртыш)

- Что оно обозначает? Каково его лексическое значение? (Легкая постройка из жердей, кольев, покрытых ветками, соломой и т.п.)

- Посмотрите внимательно на соединение букв в этом слове. Есть ли в этом слове верхнее соединение? На соединение каких букв надо обратить внимание?

Запись слова в тетрадь.

Словарная работа.

На доске картинка (коньки)

- Можно ли подобрать слова, которые назвали бы этот предмет?

- Как мы можем назвать эти слова? (название предметов)

Запись слов в тетрадь: коньки

- К каким словам относится то слово? (словарными)

Поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Поверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о словах – названиях предметов, которые отвечают на вопрос что это?

Изучение новой темы.

-Итак, на прошлых уроках мы с вами говорили о словах, которыми можно называть предметы.

-Посмотрите на рисунки, скажите - ЧТО ТО?

Запишите вопросы и ответы в тетрадь (учитель пишет на доске: Что это? Это кукла. И т.д.).

Вывод: О предметах мы спрашиваем – что это? На вопрос что? отвечают слова – название предметов. ЧТО? – чашка.

Работа с памяткой : стр.6

Закрепление.

Устная работа.

- У вас в конвертах лежит картинка. Надо правильно задать вопрос по картинке своему соседу. Что это?

Физминутка.

Работа с учебником: стр.7, упр.3

- Выполнение задания по образцу. Самостоятельная работа.

Работа с доской:

-Назови предметы, изображённые на рисунках. (рисунки на доске)

Запишем название предметов в столбик (по одному на доске) Дописать вопросы к названиям предметов.

Письмо по памяти: стр.7

Домашнее задание.

Работа с учебником: стр.6, упр.2. Назвать предметы, изображённые на рисунке, и поставить вопрос к ним.

- На какой вопрос будет отвечать слова?

Итог урока. Рефлексия.

– Какую группу слов мы изучали? Что они называли? На какие вопросы отвечали?

- Трудно или легко сегодня было выполнять задания?

- Как вы думаете, в русском языке все слова отвечают на вопрос что?

- На следующем уроке мы проверим ваши предположения.

У вас в конвертах лежат разноцветные квадратики. Как вам кажется, как вы сегодня работали?

Тема : Названия предметов, которые отвечают на вопрос ЧТО?

- обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы; закрепить

умение ставить вопрос что? к словам, называющим неодушевлённые предметы.

- развивать устную речь учащихся;

- воспитывать интерес к родному языку;

- Долгожданный дан звонок,

- Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.

- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. (на доске)

С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)

- Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)

- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)

- Ребята, на чем же мы будем путешествовать? Давайте подумаем, какое сейчас время года? Правильно, зима.

- Ох, и любят же ребята зимушку-зиму. И на санках, и на лыжах, коньках можно покататься, и в снежки поиграть. Отправимся в путешествие со словами:

Сани саночки бегут,

И бубенчики звенят

На морозе звонко.(плохо санки едут)

- А Саночки – то совсем и не бегут…

- Как вы думаете почему. (посмотрите на слайд) (снега мало для саночек)

- Посмотрите, на доске буквы.

- Какая из них больше похожа на снег, на снежинку? (Ж).

3. Минутка чистописания

- Так давайте же скорее погреем наши ручки и красиво напишем буковку Ж.

- Посмотрите, снег пошёл. Вон какие сугробы намёл.

- Молодцы. Теперь у нас достаточно снега, чтобы саночки быстро ехали и мы отправились в путешествие.

Сани саночки бегут,

И бубенчики звенят

На морозе звонко.(слайд санки едут)

4. Основная часть

- Что случилось? Смотрите: стоит грустный снеговик. Ему сорока все блестящие пуговицы оторвала. Не оставим снеговика в беде, поможем ему пришить пуговицы. Нужно выполнить задание. За каждый правильный ответ, получим пуговицу и пришьем ее снеговику. (устно слайд)

Карточки слоги: МО, ВЕ, ША, ПУ. Подобрать картинку на этот слог ) картинки: морковь, нос, ведро, шарф, коза, снежинка, дерево, пуговица, снег, сосулька) Записать на карточке.

- Молодцы. Снеговик снова веселый, мы помогли ему вернуть пуговицы на место.

- А мы продолжаем свой путь.

Сани саночки бегут,

И бубенчики звенят

На морозе звонко.(слайд санки едут)

- Посмотрите, кто это на нашем пути так дрожит? (Зайчик.). Странно, почему он дрожит? (ответы детей – замерз).

- Давайте поможем зайчику согреться, да и мы немного отдохнем, наберемся сил и продолжим наше путешествие.

- Зайчику стало тепло.

-А мы продолжаем наш путь.

Сани саночки бегут,

И бубенчики звенят

На морозе звонко.(слайд санки едут)

- Посмотрите, кто это бегает туда-сюда? (Ёжик). Интересно, что он делает, кажется что-то ищет, что-то потерял ежик. Давайте выполним задание и поможем ежику найти его пропажу.

Задание – назови одним словом. (вписать в карточки слова)

Береза, Ель, клён - ________________ (деревья)

Стол, стул, кровать - _________________(мебель)

Ложка, вилка, тарелка - _______________(посуда)

Апельсин, банан, яблоко - _______________(фрукты)

- Молодцы, а вот и пропажа нашлась. Под снегом было яблоко, которое уронил ёжик и никак не мог найти. Теперь ёжик может отправляться к себе домой.

- А у нас посмотрите налетела вьюга (физминутка для глаз снежинка) . Следим глазками за снежинкой.

- Вот так вьюга, смела несколько слов из текста.

- Давайте восстановим текст. (карточки. Либо весь списать, либо вставить только слова.)

- Молодцы, справились и с этим заданием.

-А нам пора возвращаться в класс из нашего путешествия.

- Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

-кого мы встретили на своем пути, кому мы помогали? (ёжик, снеговик, зайчик)

-А как мы помогали, что мы сегодня делали на уроке, что закрепляли и повторяли? (ответы детей)

- Посмотрите, на экран. Они все благодарят вас за помощь и угощают вас гостинцами, даже для гостей приготовили гостинцы. И прощаются с нами.

Читайте также: