Конспект урока предмет и его название 2 класс
Обновлено: 05.07.2024
- воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
- Карточки со словарными словами (у каждого уч-ся)
- Карточка с предметными картинками (у каждого уч-ся)
- Палочка (карандаш) (у каждого уч-ся)
- Карточки со словами: папа, мама, сын, кошка, собака, стол, стул, диван, цветы, посуда.
-Смайлики (без улыбок) ( у каждого уч-ся)
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991.
I. Орг.момент
- Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. (на доске)
С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)
- Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)
- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
-Я попросила вас повторить правило. Давайте вспомним его.
( название предметов отвечают на вопрос ЧТО?)
(открывается по ходу рассказывания детей)
( На доске) Названия предметов ЧТО?
1.Проблемная ситуация и определение темы урока
- Мы с вами сегодня будем продолжать разговор о словах- предметах. В этом сундучке спрятано секретное слово. Чтобы открыть его, нам надо решить одну проблему, выяснить, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
2. Минутка чистописания
а) А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
б) Упражнения для мелкой моторики
- Прежде, чем писать, надо пальчики размять.
•возьмите палочки-выручалочки (карандаш)
• зажать тремя пальцами правой руки и крутить карандаш
•взять карандаш тремя пальцами за самый конец, перебирая пальцами, дойти до другого конца, перевернуть карандаш и повторить упражнение
в) Запись даты с комментированием
- Зачем мы проводим минутку чистописания?
(научиться писать красиво, правильно соединять буквы)
- А какую букву будете писать, вы догадаетесь сами.
Найдите лишнюю и объясните свой выбор (карточка у каждого ученика)
- Дайте характеристику звука (согласный, звонкий)
- Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении). Запишите Мм всю строчку.
3. Словарная работа
- Мы с вами много знаем и много умеем, именно поэтому к нам за помощью обратился один очень известный сказочный герой. Он хотел учиться, но в школу не попал. Он хочет стать таким же умным, как и вы.
У отца был мальчик странный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино)
- Умная девочка Мальвина очень хотела научить Буратино грамоте. Она с ним много занималась. Посмотрите, как он написал словарный диктант. Внимательно прочитайте слова. Всё ли правильно у него получилось? Если нет, тот найдите и исправьте ошибки
Мароз, агурец, польто, каньки
- В каком слове встречается буква М?
-Запишите эти слова аккуратно, красиво, без ошибок.
- Мы продолжаем говорить о словах-предметах.
что?
- Соедините линиями вопрос с подходящей картинкой.(у каждого ученика)
- Какие слова соединили?
- На какой вопрос они отвечают?
Запишем в столбик
5. Ввод в тему.
-Теперь посмотрим, что за слова остались.
- Назовите их. (заяц, ёжик, мальчик)
(Запись на доске во 2-й столбик)
(запись вопроса после вывода)
- Кого они обозначают? (людей, животных)
- Они живые предметы?
- Действительно, люди и животные – живые предметы.
- Может, кто знает, на какой вопрос отвечают это слова?
- Сформулируйте тему урока.
Сегодня мы будем говорить… о каких словах?(которые отвечают на вопрос КТО)?)
На доске Названия предметов. Кто?
Мы выяснили, что за секретное слово спрятано. Проблему решили.
-Итак, сегодня мы будем говорить о названиях предметов, которые отвечают на вопрос кто?
8. Изучение нового
а) - Давайте попробуем рассказать правило.
(2 уч-ся рассказывают правило)
- Сравним с тем правилом, которое дано в учебнике.
-Молодцы, всё совпало, вы справились с заданием.
- Давайте для Буратино повторим правило без учебника, пусть он вместе с нами запомнит его.
Вывод: Как мы спрашиваем о людях и животных? (2-3 уч-ся)
9.Физминутка
- Буратино предлагает вам немного отдохнуть.
III. Закрепление полученных знаний
(на карточках слова: стол, кошка, сын, папа, стул, цветок, паук, мама, диван)
- Поместить только того, кто отвечает на вопрос кто?
Помогите ему, подходит ли это слово и докажите, почему нет.
2) Вывод: О ком мы спрашиваем КТО ЭТО?
IV. Заключительный этап
- Посмотрим дом. задание.
- Кто на картинке? Списать красиво и без ошибок.
- О каких словах сегодня говорили?
- Кого они обозначают?
-А какое у вас настроение, я сейчас узнаю. У вас лежат смайлики, но без улыбок. Дорисуйте, чтобы они выражали ваше настроение после этого урока. (смайлики помещаются на доске)
Задачи: развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи; первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы; уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; разграничение представлений о предмете и его названии; развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, устной речи; воспитание положительной мотивации, трудолюбия.
Тип урока: Закрепление материала.
Технологии: информационно коммуникативные технологии, игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, использование
элементов технологии проблемного обучения.
Методы по источнику знаний:
Методы по уровню познавательной активности:
репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и выполнение практических заданий);
игровые (интерактивная дидактическая игра).
Оборудование:
мультимедийная презентация Power Point ;
таблица-опора; предметные картинки; натуральные предметы; схемы слов.
I. Организационный момент.
– Встаньте в круг. Скажем вместе:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
– Молодцы! в от мы и поиграли. Садитесь тихонечко на места.
– Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли.
– Поймали комарика, довольны.
– А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать?
– Лягушка очень маленькая и беззащитная, её надо бережно посадить на травку.
– Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.
– Молодцы! Наша игра закончилась, и нам пора приниматься за работу.
II. Введение в тему.
– Сегодня у нас необычный урок.
– Вы любите сказки?
– Я знаю, что все на свете: и взрослые, и дети – любят сказки.
– Вот и мы на этом уроке побываем с вами в сказке. Мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы, научимся отличать предмет от его названия.
2. Введение в тему .
– Чтобы попасть в сказку, мы с вами произнесём волшебные слова:
В них найду я сто секретов.
Все секреты я узнаю,
Если в сказке побываю.
Поскольку учащимся бывает трудно запомнить слова, то учитель может предложить досказать словечко: учитель произносит начало фразы, в конце произносит один слог, учащиеся дополняют слог до целого слова.
– Вот мы и очутились в волшебной Стране р ечь.
Учитель демонстрирует картинку с изображением сказочной страны.
– Мы остановимся в доме первого жителя этой страны – седобородого старичка Волшебника.
Учитель демонстрирует картинку с изображением старичка Волшебника.
– Как вы думаете, что в руках у Волшебника?
– У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может превратиться в любой предмет.
– Посмотрите вокруг, что вы видите?
Учащиеся называют предметы.
– Во все эти предметы и превращается наш друг Волшебник.
– Посмотрите, в какой предмет превратился наш Волшебник? (В мяч.)
Учитель демонстрирует учащимся предметы, лежащие у него на столе: мяч, неваляшка, мишка, машинка, кубики, юла, матрёшка.
– Наш Волшебник не только умеет превращаться в предметы. Он ещё и может их рисовать.
– Что нарисовано на картинке?
Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением книг и тетрадей.
– Покажите мне книгу. Тетрадь.
– Волшебник хочет с вами поделиться одним секретом.
– На картинке нарисован не сам предмет, а только его изображение.
– Вот предмет – книга. А вот рисунок (изображение) книги.
– Это предмет – тетрадь, а вот здесь нарисована (изображена) тетрадь.
Учитель показывает картинку с изображением тетради.
Учитель демонстрирует предмет – блокнот и картинку с его изображением.
– Где лежат у нас альбомы?
– Достань альбом. Что достала Маша?
– Маша достала альбом.
– Что это? (Кисточка – предмет.)
– А это рисунок кисточки.
Далее учитель демонстрирует учащимся предметы: дом, кораблик, утёнок, барабан, трактор, ножницы, будильник, яблоко, ведро.
– У меня на столе лежат картинки, которые нарисовал наш друг Волшебник.
Демонстрируются предметные картинки с изображением этих предметов.
– Сейчас вы по одному будете выходить к доске. Выберите себе любую понравившуюся картинку. Покажите классу и спросите о том, что нарисовано.
Учащиеся по одному выходят к доске, берут картинку, демонстрируют классу, спрашивая об изображённом.
III. Изучение нового материала.
1. Минутка чистописания .
Нам всем приниматься.
В тетрадях красиво писать
Учитель показывает рисунок с изображением живого сказочного героя – к арандаша.
– Кто нарисован на картинке?
– Как вы думаете, карандаш живой или нет?
– Верно, карандаш не может быть живым. Но здесь нарисован волшебный карандаш – ведь мы с вами отправились в сказку. А в сказке любой предмет оживает.
– Карандаш приготовил вам задание.
– Что записано на первой строчке?
– Что записано на второй строчке? (Слоги.)
– Пропишите слоги в той последовательности, в которой они даны у вас в тетрадях. Обратите внимание на соединение букв.
– Прочтите слово, записанное на третьей строчке.
– Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение в слове.
– Для чего нужны прописные буквы? Что мы пишем с большой буквы?
– Почему оно записано с большой буквы? Напишите красиво имя мальчика.
– А сейчас наш гость Весёлый Карандаш просит вас взять в руки предмет – карандаш.
– Что вы взяли в руки? (Взяли в руки карандаш.)
– Покажите Весёлому Карандашу те буквы, слоги и слова, которые у вас получились самыми красивыми.
2. Работа с таблицей .
– Пока вы выполняли задания Весёлого Карандаша, наш друг Волшебник приготовил вам сюрприз.
Тема: Названия предметов, отвечающих на вопрос что?
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы;
- первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы;
-учить ставить вопрос что? к словам;
- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
-развитие внимания, памяти, речи;
-коррекция мышления на основе упражнений в классификации предметов;
-воспитывать интерес к родному языку, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Дата_____________________
Тема: Названия предметов, отвечающих на вопрос что?
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы;
- первоначальное ознакомление с вопросами, на которые отвечают слова, обозначающие предметы;
-учить ставить вопрос что? к словам;
- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
-развитие внимания, памяти, речи;
-коррекция мышления на основе упражнений в классификации предметов;
-воспитывать интерес к родному языку, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Подготовка к работе на уроке
Зарядка для кисти и пальцев рук для развития мелкой моторики.
Чистописание.
- Что это за слово? (перевёртыш)
- Что оно обозначает? Каково его лексическое значение? (Легкая постройка из жердей, кольев, покрытых ветками, соломой и т.п.)
- Посмотрите внимательно на соединение букв в этом слове. Есть ли в этом слове верхнее соединение? На соединение каких букв надо обратить внимание?
Запись слова в тетрадь.
Словарная работа.
На доске картинка (коньки)
- Можно ли подобрать слова, которые назвали бы этот предмет?
- Как мы можем назвать эти слова? (название предметов)
Запись слов в тетрадь: коньки
- К каким словам относится то слово? (словарными)
Поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.
Поверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о словах – названиях предметов, которые отвечают на вопрос что это?
Изучение новой темы.
-Итак, на прошлых уроках мы с вами говорили о словах, которыми можно называть предметы.
-Посмотрите на рисунки, скажите - ЧТО ТО?
Запишите вопросы и ответы в тетрадь (учитель пишет на доске: Что это? Это кукла. И т.д.).
Вывод: О предметах мы спрашиваем – что это? На вопрос что? отвечают слова – название предметов. ЧТО? – чашка.
Работа с памяткой : стр.6
Закрепление.
Устная работа.
- У вас в конвертах лежит картинка. Надо правильно задать вопрос по картинке своему соседу. Что это?
Физминутка.
Работа с учебником: стр.7, упр.3
- Выполнение задания по образцу. Самостоятельная работа.
Работа с доской:
-Назови предметы, изображённые на рисунках. (рисунки на доске)
Запишем название предметов в столбик (по одному на доске) Дописать вопросы к названиям предметов.
Письмо по памяти: стр.7
Домашнее задание.
Работа с учебником: стр.6, упр.2. Назвать предметы, изображённые на рисунке, и поставить вопрос к ним.
- На какой вопрос будет отвечать слова?
Итог урока. Рефлексия.
– Какую группу слов мы изучали? Что они называли? На какие вопросы отвечали?
- Трудно или легко сегодня было выполнять задания?
- Как вы думаете, в русском языке все слова отвечают на вопрос что?
- На следующем уроке мы проверим ваши предположения.
У вас в конвертах лежат разноцветные квадратики. Как вам кажется, как вы сегодня работали?
Тема : Названия предметов, которые отвечают на вопрос ЧТО?
- обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы; закрепить
умение ставить вопрос что? к словам, называющим неодушевлённые предметы.
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к родному языку;
- Долгожданный дан звонок,
- Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. (на доске)
С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)
- Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)
- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
- Ребята, на чем же мы будем путешествовать? Давайте подумаем, какое сейчас время года? Правильно, зима.
- Ох, и любят же ребята зимушку-зиму. И на санках, и на лыжах, коньках можно покататься, и в снежки поиграть. Отправимся в путешествие со словами:
Сани саночки бегут,
И бубенчики звенят
На морозе звонко.(плохо санки едут)
- А Саночки – то совсем и не бегут…
- Как вы думаете почему. (посмотрите на слайд) (снега мало для саночек)
- Посмотрите, на доске буквы.
- Какая из них больше похожа на снег, на снежинку? (Ж).
3. Минутка чистописания
- Так давайте же скорее погреем наши ручки и красиво напишем буковку Ж.
- Посмотрите, снег пошёл. Вон какие сугробы намёл.
- Молодцы. Теперь у нас достаточно снега, чтобы саночки быстро ехали и мы отправились в путешествие.
Сани саночки бегут,
И бубенчики звенят
На морозе звонко.(слайд санки едут)
4. Основная часть
- Что случилось? Смотрите: стоит грустный снеговик. Ему сорока все блестящие пуговицы оторвала. Не оставим снеговика в беде, поможем ему пришить пуговицы. Нужно выполнить задание. За каждый правильный ответ, получим пуговицу и пришьем ее снеговику. (устно слайд)
Карточки слоги: МО, ВЕ, ША, ПУ. Подобрать картинку на этот слог ) картинки: морковь, нос, ведро, шарф, коза, снежинка, дерево, пуговица, снег, сосулька) Записать на карточке.
- Молодцы. Снеговик снова веселый, мы помогли ему вернуть пуговицы на место.
- А мы продолжаем свой путь.
Сани саночки бегут,
И бубенчики звенят
На морозе звонко.(слайд санки едут)
- Посмотрите, кто это на нашем пути так дрожит? (Зайчик.). Странно, почему он дрожит? (ответы детей – замерз).
- Давайте поможем зайчику согреться, да и мы немного отдохнем, наберемся сил и продолжим наше путешествие.
- Зайчику стало тепло.
-А мы продолжаем наш путь.
Сани саночки бегут,
И бубенчики звенят
На морозе звонко.(слайд санки едут)
- Посмотрите, кто это бегает туда-сюда? (Ёжик). Интересно, что он делает, кажется что-то ищет, что-то потерял ежик. Давайте выполним задание и поможем ежику найти его пропажу.
Задание – назови одним словом. (вписать в карточки слова)
Береза, Ель, клён - ________________ (деревья)
Стол, стул, кровать - _________________(мебель)
Ложка, вилка, тарелка - _______________(посуда)
Апельсин, банан, яблоко - _______________(фрукты)
- Молодцы, а вот и пропажа нашлась. Под снегом было яблоко, которое уронил ёжик и никак не мог найти. Теперь ёжик может отправляться к себе домой.
- А у нас посмотрите налетела вьюга (физминутка для глаз снежинка) . Следим глазками за снежинкой.
- Вот так вьюга, смела несколько слов из текста.
- Давайте восстановим текст. (карточки. Либо весь списать, либо вставить только слова.)
- Молодцы, справились и с этим заданием.
-А нам пора возвращаться в класс из нашего путешествия.
- Вам понравилось путешествие? (ответы детей)
-кого мы встретили на своем пути, кому мы помогали? (ёжик, снеговик, зайчик)
-А как мы помогали, что мы сегодня делали на уроке, что закрепляли и повторяли? (ответы детей)
- Посмотрите, на экран. Они все благодарят вас за помощь и угощают вас гостинцами, даже для гостей приготовили гостинцы. И прощаются с нами.
Читайте также:
- План конспект проведения занятия по огневой подготовке пм
- Коррекцион мэктэп математика буенча татарча план конспект 2 класс
- Конспект урока famous streets spotlight 6
- Представьте одну из интересных форм взаимодействия с родителями описание или краткий конспект
- Акробатика строевые упражнения 3 класс конспект урока