Конспект урока правописание жи ши же ше 2 класс

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше .

Сценарий урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

Давайте приготовим для нашей работы столбики для самооценки. В конце урока вы оцените красоту, правильность, работу над орфограммами.

Формулировка темы урока.

Начнем наш урок с минутки чистописания. Послушайте загадки, отгадайте их. Мы пропишем опасные места из слов-отгадок.

Клубки, да не пушистые,

Колючие да ершистые.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Доставит вас куда хотите,

Если очень вы спешите.

Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с буквосочетаниями жи-ши, а также же-ше. Давайте вспомним правило. Жи-ши –пиши с и, же-ше с е.

IV. Работа по теме урока.

1)Покров, состриженный или вычесанный с животных (обычно овец, коз, верблюдов), как волокно для пряжи. (шерсть)

2) Соцветие и плод хвойных растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками.(шишка)

3)неядовитые змеи, с желтыми отметинами на голове, обитающие в Удмуртии.(ужи)

4) твердый массивный колючий вырост на стебле (шип)

5) Сладкое студенистое кушанье, приготовляемое из фруктовых соков с прибавлением желатина.(желе)

Ребята, а теперь давайте вспомним характеристику звуков ж,ш. Ж Какой? Ш какой? Хорошо, мы это сделали для того, чтобы сейчас выполнить звуко-буквенный анализ.

2 вариант. ШИПЫ(2 у доски)

Ребята, давайте выполним следующее задание из этих слов вам нужно составить предложения. Вы должны это сделать в паре, обговорите. порядок слов в предложениях. 1 ряд запишет 1 предложение, а второй ряд – второе. А что такое предложение? Из чего состоит предложение? Чтобы составить предложения нужно эти слова связать по смыслу. Давайте их свяжем по смыслу.

Рефлексия "Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Конспект урока

Урок для первоклассников должен быть не только познавательным и полезным, но в первую очередь интересным. Только играя учитель может достигнуть поставленных целей - формировать навык правописания сочетаний жи-ши, же-ше; развивать речь мышления, внимания, воображения, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.

Тема «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ; ЖЕ – ШЕ.

Цель: формировать навык правописания сочетаний жи-ши, же-ше; развивать речь мышления, внимания, воображения, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята и гости. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

- Садитесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга.

2. Создание проблемной ситуации

- На доске записаны слова (учитель читает)

ЕЖИ КОШЕЧКА МАШИНА ЖЕРЕБЕНОК

-Найдите среди записанных слов лишнее и объясните почему.

(Лишнее слово МАШИНА, потому что это транспортное средство, а остальные животные)

- А какое слово мы ещё можем исключить?

(Лишнее слово ЕЖИ, т.к. это слово нельзя перенести)

-Вспомним правила переноса.

(1. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

(2. Одну букву оставлять и переносить нельзя.

(3. Буквы Й, Ь, Ъ остаются с буквой за которой они стоят)

- Чем похожи эти слова

(В каждом слове есть шипящий согласный)

- Какие шипящие согласные встречаются в данных словах?

(В данных словах встречаются шипящие согласные Же и Ша)

- Посмотрите, ребята, какие буквы пишутся после шипящих согласных и попробуйте вывести тему нашего путешествия.

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЖЕ – ШЕ пиши с буквой Е)

Нам предстоит узнать, какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы.

-Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия.

- Посмотрите к кому мы идем в гости.

- Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ.

- Чтобы не забыть, как их зовут, мы запишем буквосочетания очень красиво в тетрадях, но сначала проведем гимнастику для пальчиков.

4. Гимнастика для пальцев

· Мы топали, мы топали, до тополя дотопали.

До тополя дотопали, чуть ноги не оттопали.

· Кулачок – ладошка, я иду, как кошка! – 3 раза

5. Минутка чистописания

жИ шИ жЕ шЕ жиши жеше

- Посмотрите на доску, скажите, что на ней записано?

В лесу ёжик жил, зверям одежду шил.

(На доске написано предложение)

-Зачитай его нам. 1 ученик читает вслух, остальные про себя.

- Докажите, что это действительно предложение.

(Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается точкой)

(Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу)

-Ответьте на вопрос: Почему именно ёжик шил зверям одежду?

(Потому что у ёжика иголки)

- Найдите в предложении слова, которые отличаются одной буквой

(Слова жил – шил отличаются одной буквой Ж и Ш)

- Какое правило спрятано в этих двух словах?

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

- Ищем опасные места в словах.

(Лесу – безударная гласная Е. Проверочное слово ЛЕС)

(Зверям – безударная гласная Е. Проверочное слово ЗВЕРЬ)

-Запишите с красной строки предложение в тетрадь. (1 ученик - диктует)

-Выделите кружочком сочетания ЖИ – ШИ (1 ученик – у доски)

-Задание по вариантам: 1 вариант – подчеркивает в предложении парные согласные буквы; 2 вариант непарные согласные буквы.

6. Актуализация знаний

-Мы научились с вами правильно писать буквосочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, но на этом наши препятствия не заканчиваются. Замок Буквосочетаний уже виден, но нас ждёт следующее препятствие. Давайте его преодолеем.

- Мы сейчас узнаем, какой рюкзак знаний вы дома собрали в дорогу.

- Я буду вам показывать ряд картинок, ваша задача найти лишнюю и объяснить, почему она лишняя.

РОМАШКА ЛАНДЫШ КАМЫШ РОЗА

ЁЖИК ЕЖЕВИКА ХОМЯК ЖИРАФ (Нет шипящего звука)

- Словарная работа КАМЫШ ЕЖЕВИКА (Запишите в столбик эти два слова)

-Постараемся определить, сколько в словах КАМЫШ и ЕЖЕВИКА букв и звуков, но вначале ответьте на вопрос:

· Какие буквы и когда обозначают два звука (Ответ ученика)

- Так, сколько же в слове КАМЫШ И ЕЖЕВИКА букв и звуков. (Ответы учеников)

- Назовите мне все звуки слова ЕЖЕВИКА (Ответ: )

7.Физкультминутка

Я вижу, что вы в путешествии устали. Давайте сделаем небольшой привал.

8. Работа над новым материалом

- Ребята, вы готовы узнать секреты букв Же и Ша? Тогда ответьте мне на 3 вопроса:

ü Буквы Ж и Ш твердые или мягкие?

(Буквы Ж и Ш – это твердые согласные)

ü Какие гласные пишутся после твердых согласных?

(После твердых согласных пишутся гласные АОУЫЭ)

ü А что делают гласные ЕЁЮЯИ?

(Гласные ЕЁЮЯИ делают мягким предыдущий согласный)

- Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то буквы Ж и Ш были мягкими. И после них писали гласные И,Е. Но было неудобно произнести. Попробуйте сами произнести слова ЖИР и ЖЕЛЕЗО мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседям И и Е, что не захотели с ними расставаться. И тогда Царь русского языка издал указ:

Повелеваю, писать после Ж, Ш гласные И, Е.

- Сверим по нашему учебнику на верном ли мы пути стр.75

(1 ученик читает правило)

-Заработать бонусы нам поможет упражнение 111 и карточки.

- 1-я группа путешественников выполняет задание по карточкам самостоятельно(1 ученик за доской), а 2-я вместе со мной упражнение в котором нужно изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Записать эти пары слов в тетрадь.

9. Работа над новым материалом

- Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река, нужно построить из слогов слова и записать их:

ЖИ ХИ НА, ЛЁК ШЕ КО, ЛЕ ЗО ЖЕ, ЖА ЛУ, ШИ У, ДЕЦ МО ЛО.

(ХИЖИНА, КОШЕЛЁК, ЖЕЛЕЗО, ЛУЖА, УШИ МОЛОДЕЦ)

- Разделим правильно полученные слова на слоги и переправимся на другой берег.

(ХИ-ЖИ-НА, КО-ШЕ-ЛЁК, ЖЕ-ЛЕ-ЗО, ЛУ-ЖА, У-ШИ, МО-ЛО-ДЕЦ)

- Если бы мы делили слова для переноса, были бы у нас ошибки?

(Была бы ошибка в слове УШИ, т.к. 1 букву оставлять и переносить нельзя)

10. Подведение итогов. Рефлексия

-Молодцы, ребята! Двери замка нам открыты и ни одна ошибка нам не страшна.

ü Какие буквы живут в замке? (В замке живут буквы Ж, Ш)

ü С кем они очень хорошо дружат? (Они дружат с буквами Е И)

ü Узнали ли мы секрет буквосочетаний? (Пишем с Е,И, а слышим Э,Ы)

-Подсчитайте свои бонусы:

§ 5 и более бонусов – стал лучшим другом букв Ж,Ш

§ 3-4 бонуса – другом букв Ж,Ш

§ 1-2 бонуса – приятелем букв Ж,Ш

§ 0 бонусов – знакомым букв Ж,Ш

11.Домашнее задание

В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ и придумать слова, где оно встречается и записать в тетрадку. Нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.

- Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания. Нас ждут удивительные приключения. До новых встреч, друзья!


  • повторить правила написания сочетаний жи — ши; провести орфографический тренинг
    сочетания жи — ши, совершенствование графического навыка, орфографический тренинг, словарный диктант


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твердые,, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

- регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; -коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;

Сценарий урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Приветствие. Слайд 1.

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Целеполагание

-Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?

- Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)

–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3)

Для меня сегодняшний урок…. (повторения)

Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)

На уроке мне хотелось бы не только….( повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)

– Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.

III. Чистописание:

Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.

- Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)

- Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?

- Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц

Пишем буквы. (слайд 5)

Повторение правил письма.

IV. Актуализация опорных знаний.

– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)

Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)

Незнайка. Зачем мне правило учить?

Без правил я могу прожить!

И так могу я написать

V. Работа по теме урока.

1. Словарный диктант.

– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь.

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в … (кувшин).

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (машина).

Ведет медведя в балаган

На веревочке … (цыган).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган. жераф.

– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.

– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)

2.Чтение учебника (с. 62–63).

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упражнение 29, с. 63.

_Прочитаем текст упражнения

-Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.

– Маша не стала выписывать слова: ш.мпанзе, ж.рафа, ж.вет. Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)

2.Работа в парах над текстом.

– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11.

Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик

Спишите предложения, расставив знаки препинания.

Выделите знакомые орфограммы.

Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Взаимопроверка Слайд 12.

Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.

VIII. Итог урока.

– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)

(узнать что-то новое)

– мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)

Рефлексия на конец урока.

Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)

-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

-У меня получилось… ( написать диктант без ошибок… ит.д)

-Меня удивило…(пение птиц на уроке…)

-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)

– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)

Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.

А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.

Читайте также: