Конспект урока правописание суффиксов

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.

Ход урока

I. Организационный момент

Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).

Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.

II. Зарядка для ума

а) Устная (по вопросам).

– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)

– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)

– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)

Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.

  • карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.
  • Придорожный
    Дорожный дорога
  • I. Про синюю (птицу) – какую?
    II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
    III. Про птицу (какую) синюю
  • Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
  • I. Для ума – сущ.,
    II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
    III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
  • При каких написаниях мы вынуждены были обратиться к орфографии?
    маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…

Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.

в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).

IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК

а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е.

б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-

В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.

Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.

в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:

– в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель));

-н- пишется в прилагательных:

– в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный);

в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).

г) Степени сравнения качественных прилагательных.

V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК

VI. Чтение правил по учебнику

(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами

VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.

VIII. Практическая работа по группам.

1) На доске записано предложение:

Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).

Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.

Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.

2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.

3) Дополнительная информация.

– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:

воспитанная девушка – девушка воспитанна.

– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.

-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).

С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.

Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.

IX. Отработка умений и навыков

1). Упр. 194 – с комментированием.

2). Цифровой диктант.

а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:

1) берестян. ик, 2) великомучен. ик, 3) вишен. ик, 4) воспитан. ик, 5) задолжен. ость, 6) злоумышлен. ик, 7) избран. ик, 8) измен. ик, 9)коноплян. ик, 10) копчен. ости, 11) листвен. ица, 12) осин. ик, 13) мадонн. а, 14) мошен. ичество, 15) маслен. ица, 16) наклон. ость, 17) одновремен. ость, 18) подлин. ик, 19) ольшан. ик, 20) племян. ик.

Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.

б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:

1) безветрен. ый день, 2) бульон. ый кубик, 3) ворон. ой конь, 4) глинян. ый горшок, 5) грачин. ое гнездо, 6) диван. ая подушка, 7) искусствен. ый шелк, 8) картин. ая галерея, 9) лекарствен. ое растение, 10) овчин. ый полушубок, 11) почтен. ый старик, 12) свин. ые ножки, 13) смешан. ый соус, 14) солян. ая кислота, 15) струн. ый квартет, 16) таможен. ый досмотр, 17) телефон. ый разговор, 18) тыквен. ая каша, 19) экзаменацион. ая работа, 20) бедствен. ый.

Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.

3). Карточки для индивидуальной работы.

  • -н-весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
  • -ан- (-ян-) – соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
  • -ин-– воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
  • -енн-болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
  • -онн-авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.

X. Подведение итогов, обобщение

XI. Дифференцированное домашнее задание

Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.

Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).

Место занятия в системе уроков.

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx 232.64 КБ
Опорный Конспект 239 КБ

Предварительный просмотр:

Место занятия в системе уроков .

Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .

- научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк - существительных;

- закрепить навык правописания суффиксов –ик - и -ек-.

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

- воспитывать интерес к русскому языку,

- воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно - ориентированного обучения.

Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

- изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

- индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

- фронтальное закрепление по блокам конспекта;

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока : объяснение нового материала.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.

1.Организационный момент - 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала - 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала - 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

5.Подведение итогов - 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик . Например : учет- учет чик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Русский язык Учитель: Старовойтова Т.В.

Дата проведения: 15.12.21.

Тема: Правописание суффиксов -ик, -ек

1. Создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать вывод.

3.Воспитывать интерес к русскому языку, интерес к русскому фольклору.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

· по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;

· по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

Образовательные ресурсы: у чебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, в 2-ух частях, Просвещение

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование :

- раздаточный материал;

- шаблоны с алгоритмом ;

- сказочная избушка, клубочек, маски.

1.Организационный момент. ( 3 мин.)

1.1. Психологический настрой .

Открывается створки волшебного домика, появляется добрая сказочница.

- Не скоро сказка сказывается, да скоро дело делается. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве , среди моря на воде стоял остров на земле . И был на острове волшебный сказочный город. И назывался он Грамматика. Чтобы попасть в тот город, нам нужно пройти испытания, выполнив задания. А помогут нам сказочные герои и я добрая волшебница, а зовут меня Татьяна Владимировна.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка иподсказки?
Все ли правильно сидят?

На учителя глядят?

-Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания . Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.(Смайлики)

1.2. Проверка готовности к уроку.

Перед вами сказочные листы – маршрут движения по волшебным дорожкам. А оценивать свои достижения мы будем при помощи наливных яблочек, которые лежат у вас на тарелочке. Работать будем в парах.( На доске шкала оценивания).

Ты друг другу помогай

И задания выполняй.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

2.1. Каллиграфическая минутка. ( 3 мин.)

- На маршрутном листе запишите число, классная работа.

По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ик, ек).

Дайте характеристику согласному звуку.

Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. ( желтый карандаш)

(Оценивают себя) Кто написал красиво все сочетания -2 яблочка, у кого не все получилось-1 яблочко. Каждый положит отдельно. Максимум – 4 яблочка

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.

- Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс, выберите правильный вариант.

Слайд 1. Что такое суффикс?

3.1 Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. ( 5 мин.)

- Наше путешествие начинается с волшебного клубочка. Но он не хочет катиться по сказочной лесной тропинке. Ведь мы должны решить первое задание ( Слайд 2.) Выделим суффиксы в словах . А какой суффикс пишется в слове ключик ,замочек?

3.2. Определение темы и задач урока. ( Слайд 3) (2 мин)

- Что мы будем изучать на уроке? Давайте определим цели и задачи урока.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей в объектах изучения.

- А вот и покатился наш клубочек и что мы видим : вот волшебный замочек , который открыть может золотой ключик. А поможет нам герой мультфильма Виктор Перестукин.( Слайд 4).

4.2. Выведения алгоритма решения проблемы.

Ребята, давайте определим алгоритм , по которому будем решать проблему: когда нужно писать суффикс -ик , а когда – ек ? ( Слайд 5) . У вас на партах тоже есть помощники – распечатанные карточки с алгоритмами. Они вам помогут выполнять сказочные задания.

Физминутка. ( 2 мин.) Выполняем движения под сказочную мелодию.

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

5. Первичная проверка понимания усвоения материала.

-Ребята, давайте потренируемся с вами. У меня в руках веселый мячик , я бросаю кому-то из вас, не поднимаясь с места , по алгоритму проверяем написания суффиксов – ик или -ек в словах. ( Слайд 6).

6.Первичное закрепление материала.

- А сейчас добрый Ежик приготовил вам задание . ( Выбираем Ежика). На листе маршрута есть стихотворение. Прочитайте его. А теперь выразительно прочитает Ежик. Он уже знает какие суффиксы нужно вставить в словах. Ваше задание по алгоритму вписать ручкой суффикс.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорож…к

Еж – отец, ежиха -мать.

- Давайте проверим. На партах у вас есть еще одни помощники- сигнальные карточки с суффиксами. Поднимите соответствующую. А Ежик озвучит правильный ответ. Самооценка : правильно – 2 яблочка, ошибся – 1 яблочко.

Работа по учебнику

- Найдите упр. 243 на стр. 126.

(Тут же обратить внимание на следующее упражнение 244, оно будет дз.)

Самооценивание: правильно – 2 яблочка, ошибся – 1 яблочко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде

Метапредметные:

1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками

2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, осуществлять совместную деятельность в группах, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме

3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2) Работа с тестовыми заданиями (подготовка к ЕГЭ).

МедикамЕнты, экспЕрт, пЕрчить, ржАветь; корЫсть, соболЕзнование, квартАл, срЕдства.

2.Лексические нормы (найдите ошибочные словосочетания, выпишите исправленный вариант)

Лесистая чащоба, редакторская правка, оплатить проезд, снискать уважение;

Изобретательское состязание, одеть пальто, домовая мышь, глубокий взгляд.

3.Исправьте ошибки в предложениях.

Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Писатель подробно описывает о жизни.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.

Зная о его приезде, я смог к этому подготовиться.

Писатель подробно описывает жизнь.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорение.

Стихи молодого поэта будут скоро опубликованы в журнале.

III. Целеполагание.

Задание 10 ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

-Что необходимо знать, чтобы решить задание (суффиксы прилагательных, существительных, глаголов)

- С какой частью речи были связаны все выполненные задания? ( С прилагательными).

- Прилагательное по употреблению в речи занимает почётное 3 место, после существительного и глагола.

- Назовите основные функции этой части речи (обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон; даёт предмету дополнительную, чаще оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражает его состояние; придаёт описанию образность).

-Скажите, какова тема нашего сегодняшнего занятия, какова основная цель нашей работы. (учащиеся формулируют тему урока и основные цели) (Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

IV. Изучение материала.

- Сверим наше правило с учебником (стр.134-135 п.2, 3).

- Что нужно добавить? (Слова исключения: юрОдивый, мИлостивый, доп: незлОбивый))

- Запишите к словам антонимы с суффиксами – чив/-лив, объясните правописание.

Аккуратный – неряшливый

Грубый – вежливый

Равнодушный – заботливый

Беспечный - настойчивый

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания суффиксов имен прилагательных)

1.Суффиксы –к- и –ск-.

а) в качественных прилагательных: резок – резкий, низок – низкий.

б) в относительных прилагательных с основой на –к, -ц, -ч (чередование согласных к,ч//ц): батрак - батрацкий, ткач - ткацкий, немец – немецкий.

Исключения: узбек - узбекский, таджик - таджикский, Углич – угличский.

Пиши –ск- в остальных случаях (Слайд 14)

француз - французский, Кавказ – кавказский

Обратите внимание!

а) если основа существительного оканчивается на –нь, -рь, то то перед –ск- буква ь не пишется: конь – конский, Сибирь- сибирский.

Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев – июньский, сентябрьский, октябрьский … и день-деньской (но: январский)

б) в прилагательных, образованных от географических названий с основой, оканчивающейся на ц, пишется -ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц),

например: Констанца - констанцский, Пфалъц - пфальцский;

в) если основа оканчивается на сс, то перед суффиксом -ск- одно с опускается, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся, например: Одесса - одесский,

г) если основа иноязычного слова оканчивается на ск, то перед суффиксом -ск- первое к опускается, например: Дамаск - дамасский, Сан-Франциско - сан-францисский, этруск - этрусский

(но: баск - баскский, оски – оскский).

д) русские географические названия на ск образуют прилагательные без помощи суффикса -ск-, например: Минск - минский, Спасск – спасский.

2. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-// -ев-, -еват-, -евит-

Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый

-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.

3. Суффикс -оньк- //-еньк-

Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, лёгонький, сухонький;

после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешёвенький, жёлтенький, молоденький.

Запомни двоякие написания: мягонький // мягенький, плохонький // плохенький, сухонький // сухенький, тихонький // тихенький, лёгонький // лёгенький, пегонький // пегенький, убогонький // убогенький .

Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- - без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой.

Исключения: милостивый, юродивый.

Суффиксы –инск-, -ин-+-ск- характерны для имён прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на –ин (Елизаветин – елизаветинский, сестрин – сестринский), а также на –и(-ы), -а(-я) (Ялта – ялтинский)

Исключения: пензенский, инзенский, пресненский.

В остальных случаях употребляется суффикс –енск- (керченский, нищенский)

Различается написание согласных перед суффиксами -ат-, -ан- в прилагательных типа дощатый, брусчатый: щ пишется в тех случаях, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме (значащей части слова): дощ-ат-ый - доск-а (щ чередуется с ск в пределах одной морфемы - корня), вощ-ан-ой - воск.

Перед суффиксом -чат- конечная ц основы существительного чередуется с т: крупит-чат-ый (крупица), реснитчатый (ресница), черепитчатый (черепица).

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 207 на странице 134 – комментированное письмо. (Шавкун Д.)

Упражнение 208 на странице – (устно) (Муравьев Е.)

2. Работа с текстом (текст распечатан).

(1)Озорник..ватый март капризничал, как балова…(н,нн)ое дитя, - то сеет на землю густой тучей тяжёлые пушинки снега, то вдруг зажж…т ярк… солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. (2)Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. (3)Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с сер…й массой встревоже… (н,нн)ых облаков, - когда смотришь на эти бездо… (н,нн)ые ямы небес – жизнь становится легче, праздничней.

Задания:

- Докажите, что перед нами текст.

- Какова основная мысль текста? (Весна пробуждает духовные силы человека. Благотворное влияние природы на человека.).

- Какую роль играют в тексте прилагательные?

- Назовите стиль и тип речи текста.

- Назовите средства выразительности в тексте: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.

- Запишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте их (работа в парах).

- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении.

- Выполним упражнение на закрепление.

1.Задание 14 ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

- Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

3. Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключённых в скобки существительных.

Героический – геройский (борьба, время, образ, поступок, поход, самопожертвование, усилие). Лирический – лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, тенор, чувство). Тактический – тактичный (женщина, задача, замечание, обращение, поведение, поступок). Логический – логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категория, мнение, мышление, ответ, ошибка, противоречие, связь, следствие)

4.Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Кандидат, лейтенант, турок, Урал, посол, конь, богатырь, январь, матрос, Елец, Норвегия, Волга, Астрахань, богатырь, кабак, низ, узбек, Сибирь, Одесса, Томск, знахарь, декабрь, приятель

Задание 11 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1) удушл..вый, раскорч..вать

2) тюлен..вый, правд..вый

3) запуг..вать, горош..нка

4) буш..вать, бяз..вый

5) узорч..тый, веснушч..тый

1) дет..кий, свет..кий

2) разглаж..вающий, немилост..вый

3) солом..нка, подчёрк..вать

1) корч..вать, запасл..вый

3) насла..вать, син..чка

4) въедл..вый, запот..вать

5) матрос..кий, рус..кий

1) успока..вать, фасол..вый

2) преодол..вать, локт..вой

3) ноч..вать, гречн..вый

4) завистл..вый, стро..вой

5) завис..л, беж..вый

2) жемчуж..на, выздоравл..вать

3) подразум..вал, подмиг..вать,

4) услужл..вый, пол..вой

5) вытерп..л, совестл..вый

1) обветр..вать, умн..ца

2) доверч..вый, рул..вой

3) взвеш..вать, опрометч..вый

4) рыж..ватый, дожд..вой

5) распил..вать, черепитч..тый

1) пород..стый, горош..на

2) глянц..витый, ткан..вый

3) корн..вой, скле..вающий

4) фланел..вый, настра..ваться

1) алюмини..вый, претерп..вать

2) обескураж..вать, яблон..вый

3) участл..вый, настойч..вость

4) забывч..вый, застег..вать

5) копч..ный, туш..ный

1) шустр..нький, ливн..вый

2) прилипч..вый, рыж..ватый

3) остр..нький, буш..вать

4) гор..вать, доклад..вать

5) весёл..нький ,разве..вать


Правописание суффиксов имен существительных

Правописание суффиксов имен существительных

Раздел кодификатора ОГЭ: 6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

В современном языке образование имён существительных обычно связано с суффиксами, присоединяющимися к производным и непроизводным основам и образующими существительные с различным значением: лица, предмета, вещи, абстрактного понятия и др. С помощью разнообразных суффиксов можно показать всевозможные оттенки чувств человека, оценить размер, ценность, значимость любого предмета.

Обычно выделяют две группы суффиксов существительных: суффиксы субъективной оценки и словообразующие суффиксы. Иногда один и тот же суффикс может относиться к обеим группам.

Основными суффиксами субъективной оценки принято считать следующие: -ек, -ик, -чик, -ечк-, -ец-, -окьк-, -еньк-, -инк-, -наши-, -ушк-, -ищ-: орешек, дождик, костюмчик, утречко, морозец, головонька, душенька, ссадинка, долюшка, скворушка, табачище.

Словообразовательные суффиксы существительных:

  • — со следующими суффиксами образуются существительные, обозначающие занятия лица: -ик (лесник), -ник (шутник), -ист (органист), -ец (умелец), -чик (газетчик), -тель (писатель), -иц (цветочница);
  • — с помощью других (или тех же самых) образуются существительные, обозначающие предметы: -ник (валежник), -ик (шкафчик), -ек (ножичек), -чик (укладчик), -инк (проталинка), -ец (бельецо);
  • — суффиксы, образующие существительные с абстрактным значением: -изм (шовинизм), -ени- (стремление), -ств (художество), -ость (смелость), -еств (жульничество).

Правописание суффиксов существительных состоит из соблюдения нескольких основных правил:

1. Суффиксы чик/щик

В обозначении профессий суффикс чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж ( разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик ), суффикс щик — в остальных случаях ( сменщик, носильщик, паромщик, барабанщик ).
После согласной Л перед суффиксом щик пишется Ь: стекольщик .
Уменьшительно-ласкательным суффиксом является только чик (купил маленький барабанчик ).


Заметьте, что суффикс -щик нередко присоединяется к основам глаголов на -ал, -ил, -ел, -овал; суффикс -льщик встречается в словах, обозначающих род деятельности, занятие или действие лиц мужского пола: копировальщик, болельщик, лудильщик, курильщик, коптильщик, рисовальщик, точильщик.

2. Суффиксы ек/ик

Суффикс ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется ( замочек — замочка, ключик — ключика ).


3. Суффиксы ец/иц

Суффикс ец пишется:

  • в существительных мужского рода ( братец, делец, хлебец );
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание ( письмецо, пальтецо ).

Суффикс иц пишется:

  • в существительных женского рода ( улица, мыльница, мельница );
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу ( платьице, строеньице ).


4. Суффиксы ичк/ечк

Суффикс ичк пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на иц (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс ечк пишется в словах, образованных от существительных не на иц (нянечка, лукошечко, Танечка).


5. Суффиксы ышк/ишк

Суффикс ышк пишется в существительных среднего рода в уменьшительно-ласкательных словах, после него пишется окончание о (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс ишк пишется в словах, имеющих уничижительный оттенок.


6. Суффиксы ушк/юшк

Суффикс ушк пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс юшк пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).


7. Суффикс инк(ин + к)/енк

Суффикс инк пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом ин (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс енк пишется в уменьшительных формах существительных на на, ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.


8. Суффиксы оньк/еньк

Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -оньк- после твёрдых согласных: полоса — полосонька, береза — берёзонька
Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- после мягких согласных и шипящих: заря — зоренька, дорога — дороженька. Исключение: баиньки, заинька, паинька.


9. Суффиксы онк/онок

Пишутся после шипящих под ударением -онк- (с оттенком пренебрежения): душа — душонка, река — речонка.
Пишутся после шипящих под ударением -онок- (при обозначении детёнышей животных): волк — волчонок, медведь — медвежонок.

10. Суффиксы ин/изн


11. Суффиксы от/ость


Дополнительный материал:
наглядные таблицы

Правописание суффиксов у существительных. Таблица 1.

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание суффиксов имен существительных. Таблица 2.

Правописание суффиксов имен существительных. Таблица 3.


Читайте также: