Конспект урока по шахматам комбинации на вечный шах

Обновлено: 07.07.2024

• Активизировать мыслительную деятельность; учить анализировать, сравнивать, предвидеть результаты деятельности.

• Повторить названия фигур и их игровые возможности.

• Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.

• Воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационная шахматная доска, шахматы для каждого.

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Ребята, что такое шах как вы думаете? Ответы детей.

Шахматные фигуры как люди : каждый человек ведёт себя по-своему. Так же как и шахматные фигуры.

3. Затруднение в игровой ситуации. Решение затруднения.

Про что же мы сегодня с вами будем разговаривать? Что будем изучать? Для того чтобы определить тему занятия предлагаю отгадать загадки про буквы и составить слово.

Для шипенья хороша.

В алфавите буква (ша)

В море плавала акула,

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (а)

Так хохочет буква.

Какое слово получается? Сегодня мы с вами будем говорить про шах.

4. Получение нового знания.

- Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.

- Какими фигурами можно объявить шах?

- Если вражеского короля атакует ферзь, значит, мы объявляем шах ферзем, если – ладья, мы объявляем шах ладьей и т. д.

(Показ на доске шах всеми фигурами, образец на рисунке ниже)

Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.

Ладья – по горизонталям и вертикалям.

Слон – по диагоналям.

Пешка – по диагоналям на одну клетку. Запомните! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали.

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).

7. Развивающие задания.

А сейчас мы предлагаем вам решить задачи, на ваших столах лежат карточки с заданием. Подумайте, везде ли объявлен шах черному королю? Покажите карандашом

- Молодцы, справились все!

- Итак, существуют 3 способа защиты от шаха:

1) Король уходит из-под шаха. Т. е. УЙТИ

2) Слон бьёт ладью т. е. ПОБИТЬ

3) Короля должна закрыть другая фигура (БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН d3 ИДЁТ ВПРАВО ПО ДИАГОНАЛИ НА g6, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА.)

6. Итог занятия. Рефлексия.

Сколько существует способов? (3)

(Все способы показываются на демонстрационной доске совместно с учениками).

- Сколько способов защиты от шаха существует?

- А как вы думаете, всегда ли нужен шах?

Шах – это просто ход. Не больше и не меньше. Как и любой ход, он может быть хорош или плох. Все как в жизни!

Обучение детей 4–5 лет ходьбе на лыжах. Первый год обучения Видео Обучение детей 4 - 5 лет ходьбе на лыжах. Первый год обучения. Ходьба на лыжах является эффективным средством улучшения здоровья и физической.

Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет Развитие личности ребёнка через игру в шахматы. Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет. Почему дети должны уметь играть.

ВложениеРазмер
kukanova._rabota.docx 554.53 КБ

Предварительный просмотр:

Куканова Татьяна Валентиновна

педагог дополнительного образования

г. Пыть – Ях, ХМАО – Югра

Ключевые слова: шах, защита от шаха, двойной шах, вскрытый шах, вечный шах.

Задачи: - научиться защищаться от шаха;

- развивать воображение, мышление, память;

- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: занятие – исследование.

I. Организационный момент (цель: организация внимания обучающихся, стартовая мотивация):

2. Знакомство с целью и планом занятия.

II. Актуализация опорных знаний (цель: подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала):

  1. Игровая практика. В начале занятия вспоминаются названия всех шахматных фигур. Каждый ребёнок вспоминает фигуру, находит её и устанавливает на демонстрационной доске и на настольной доске в начальном положении.
  2. Блиц викторина. Обучающиеся отвечают на вопросы по пройденному материалу:

-Сколько игроков принимают участие в шахматной игре? (2).

- Как называются эти игроки в шахматной лексике? (соперники или противники).

- Король – самая сильная или самая главная фигура?

- Как король бьёт? (так же, как и ходит).

- Могут ли белый и чёрный король во время шахматной партии стоять рядом друг с другом? (нет) [2, с.74 – 75].

III. Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи):

E:\Шах\Шах.jpg

  1. Эвристическая беседа: - Помогите королю спастись от нападения. Что делать? (Дети называют свои варианты спасения).
  2. Показ нового материала на демонстрационной доске с целью знакомства с 3 способами защиты от шаха (рис.1):

- Что же делать, если на короля напали? Ведь по шахматным правилам, нельзя оставлять короля под нападением. Послушайте стих и назовите правила спасения для короля (педагог, читая стих, показывает 3 способа спасения от шаха):

На тебя решил нагнать

Твой противник страх:

Королю сейчас опять

Ты пугаться не спеши

Поразмысли – ка в тиши:

Может, шах – пустяк?

Короля- - владыки честь

Посмотри – ка, нельзя ли съесть

А ещё я путь другой

Ты дорогу перекрой

Стань фигурою своей

Короля всего верней

Сможешь так спасти.

Подскажу тебе, позволь,

Я и третий путь:

Не сумеет ли король

В сторону шагнуть? [1, с. 35]

- Итак, существует 3 способа защиты от шаха: 1. Уйти из – под шаха. 2. Закрыться другой фигурой. 3. Побить нападающую фигуру.

4. Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,

И дальше побежал.

- Да, видов шаха бывает очень много, но самые распространённые, это: двойной, спёртый, вскрытый, вечный

IV. Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу):

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме :

Тема занятия: Ничья. Пат.

Цели занятия:

Воспитание любви к шахматам;

Расширение кругозора, развитие концентрации внимания, логического мышления, памяти, фантазии;

Обогащение словарного запаса новыми словами, расширение знаний по теории шахмат;

Оборудование и дидактическое оснащение урока

1.Демонстрационная доска, магнитные фигуры.

2. Наборы шахматных фигур.

Словарь: ничья, пат, детский мат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Повторение пройденного материала.

--Что такое шах? (Шах—это нападение на неприятельского короля)

--Какими фигурами можно объявит шах? (Ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой)

--Какими способами можно спастись от шаха?( 3 способами: 1.Король уходит из-под боя. 2. Берётся атакующая фигура. 3. Короля закрывает другая фигура. (Но при шахе конём или пешкой это невозможно)

--Что такое открытый шах? (Иногда ход делает одна фигура, а шах даёт другая, которая находится как бы в засаде) Это открытый шах. Примеры из учебника с.38.

--Что такое двойной шах? (Это такое положение, когда делают ход, а шах королю объявляют сразу две фигуры. Это двойной шах. Примеры из учебника с.38

--Что такое мат? (Это шах, от которого нет защиты. Мат королю—конец игре). Рассмотреть на демонстрационной доске с.44 –Белый ферзь с помощью белого короля объявляет мат черному королю.

Работа над новым материалом.

1.Введение в тему.

--В шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнёров выигрывает (поставит мат неприятельскому королю, либо партнёры соглашаются на ничью). Раз ничья то в партии нет победителя и побеждённого.

--Есть 4 вида ничьей:

1. Ничья при обоюдном согласии партнёров.

2. Ничья при невозможности объявит мат. (Если на доске остались чёрный и белый короли, то как ни играй, мат не получится. Учебник с.61)

3.Ничья вследствие вечного шаха (к примеру, у одного из противников остается шахматных сил намного меньше, чем у второго, но на его счастье, король противника плохо защищён своими фигурами, и удается его непрерывно шаховать. Позиция с. 61 уч. 2 часть.

4. Ничья из-за пата (пат –это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода.

Разобрать позицию на с.62 уч.2 часть.(Все позиции поставить на магнитной доске и разбирать вместе сучащимися)

III Закрепление изученного материала .

Игра всеми фигурами на шахматных досках. Объявление шаха, мата. Случаи вечного шаха, мата, пата.

IY . Итог урока.

--С какими новыми понятиями мы познакомились? Когда возможна ничья? Что такое пат?

Y . Домашнее задание

1.Играть дома с родителями, с друзьями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить детей с новым шахматным понятием шах.

Задачи урока:

образовательная:

познакомить учащихся с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха; закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске; закрепить особенности передвижения шахматных фигур.

оздоровительная:

формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно-моторную координацию.

развивающая:

воспитательная:

воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах; научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решение – единственно правильное.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

Компьютерные средства обучения для работы с презентационными материалами: мультимедийная установка, экран, компьютер с выходом в Интернет;

Демонстрационная доска и комплект фигур;

Наборы черных и белых квадратов и шахматных фигур на каждого ученика;

Комплекты учебников Уманская, Волкова, Прудникова:
Шахматы в школе. 1-ый год обучения;

Организационный момент (1-2 минуты)

Актуализация знаний.

Вспоминаем, где кто стоит

Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.

А теперь без спешки
Идут на место пешки.

Какая страна Родина шахмат?
(Индия. А уже из Индии они распространились по всему свету)

Шахматная фигура, которая соединяет свойства ладьи и слона.
(Ферзь)

Назовите среди фигур фигуру, которая ходит по одному правилу, а бьет по-другому.

(Пешка)

Шах – что это такое?

Поэтому, шах – это нападение неприятельской фигуры на короля.

Шах всегда дают только королю.

Давайте попробуем поставить шах неприятельскому королю.

Какими фигурами можно объявить шах?

Учитель ставит на одно из угловых полей белого ферзя, а на другое – чёрного короля. Если на вражеского короля напал ферзь, значит, мы объявили шах ферзём, если ладья—это шах ладьёй, т.е. шах можно поставить любой фигурой.

Король королю шах не объявляет.

В нотации шах обозначается знаком плюс (+).





Король не может, как любая другая фигура, оставаться под шахам,
он должен от него защитится.

Как от шаха защищаться? Спастись от шаха можно тремя способами:

уйти от опасности (король уходит на соседнее поле (если это поле не находится под ударом пешек или фигур противника).

взять атакующую фигуру своим ферзём, слоном, конём, ладьёй или пешкой; можно побить эту фигуру королём (если фигура стоит РЯДОМ и не защищена).

закрыться от удара (то есть поставить на поле между своим королем и объявившей шах неприятельской фигурой любую СВОЮ фигуру).

Очень часто в шахматной партии атака на короля ведется по открытым линиям линейными фигурами – ладьей, слоном или ферзем, поэтому защита недолговечна и вторым ходом уничтожается.

Закрыться от шаха или побить объявившую шах фигуру король не может, если шах объявляет неприятельский конь: тут надо или отойти королем, или побить неприятельского коня одной из своих фигур.

Рассмотрение всех трёх способов на доске и на диаграммах:

Король уходит из-под шаха.

В указанном примере король находится под ударом ладьи, поэтому ему просто необходимо уйти на одну клетку вверх или вниз.

В этом занятии мы разберем пару примеров в котором результат партии будет — ничья. Первый пример это пат (диаграмма 1). Пат — это такая позиция на доске, при которой королю некуда ходить, а также нет ходов другими (своими) фигурами и при этом не объявлен шах.

Разберем пример пата на диаграмме 1, ход черных, король с поля h8 не имеет хода так как на g8 ему будет шах от белого ферзя, а поля g7 и h7 не доступны, они контролируются белым королем и ферзем. Позиция патовая, поэтому ничья.

Пат и ничья

Второй пример при котором возникает ничья это – вечный шах, часто связанный с трехкратной повторение позиции. Позиция ниже, для черных партия практически проиграна, но ход черных.

Пат и ничья

1. Qf1+ 2.Kh2 Qf2+ 3.Kh1 Qf1+ 4.Kh2 и т.д. не выпуская белого короля из ловушки делая ему вечный шах, после чего засчитывается ничья.

Как видно из примеров путем пата, вечного шаха, трехкратного повторения позиции, можно спастись от поражения. На этом все, если есть вопросы по данной теме задавайте используя форму для комментариев, обязательно на все отвечу.

Читайте также: