Конспект урока по русскому языку в 11 классе вводный урок
Обновлено: 07.07.2024
Оборудование: презентация, памятки, рабочие листы (см. приложение), словари трудных случаев.
Приветствие, организационный момент
Переход к теме урока (коммуникативная атака). Слайды 1-4. Что изображено на этих рисунках? Что общего между всеми этими предметами? (Это конструкции)
Слайд № 6. Работа с определением: какие слова являются для Вас ключевыми, главными? К какому выводу мы можем прийти, если запомним, что вводные конструкции грамматически не связаны с предложением? Обратите внимание на памятки, которые я Вам приготовила.
Слайд 7-10. Наблюдение над значениями вводных конструкций.
Слайд 11-16. Знакомство с видами вводных конструкций. Работа с памяткой (приложение 1). Обратите внимание, в чем отличие в знаках препинания, выделяющих вводные и вставные конструкции.
Слайд 32-37. Работа с алгоритмом выполнения тестовых заданий по нахождению вводных конструкций в тексте. Запись в СТС.
Работа в рабочих листах (дифференцированно). Возможна работа 3 человек у доски.
Слайд № 49 Домашнее задание: написать ответ Омару Хайяму, используя вводные конструкции, закончить работу с рабочими листами (приложение 2).
Приложение 1 Памятка
Запомни: это тебе пригодится на экзамене!
Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3) напротив (4) даже не без удовольствия наблюдали эту картину.
Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома.
2.К вводным конструкциям относятся:
Вводные слова (например, а именно, следовательно, значит, , к радости, к удивлению, естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно и т.д.)
Вводные словосочетания (так сказать, одним словом, таким образом, по мнению ученых, по данным исследований и т.д.)
К ним примыкают вставные конструкции ( их легко узнать, они выделены скобками или тире с обеих сторон и содержат добавочные замечания: Все попросили отца спеть (у него был чудный тенор).
3.Вводные конструкции всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми
4.Никогда не бывают вводными: авось, буквально, будто, большей частью, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
5.Всегда вводные: наверное, по-моему, по-вашему,, во-первых, во-вторых, следовательно, словом, к счастью, конечно, вероятно, итак, по-видимому, пожалуйста, впрочем
В середине и конце простого предложения
В начале предложения или в начале одной из частей сложного предложения (= НО)
Указывает на порядок следования мысли (=и еще, = и вдобавок)
= после всего, напоследок, под конец
таким образом
= итак, следовательно
= таким способом
Приложение 2
Рабочий лист
Расставьте знаки препинания:
Ученик 6 "Б" класса Никита Прыщиков был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал "четверки", однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным "пятерки" в дневнике.
Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков несомненно лентяй. Вы верно так не думаете?
Расставьте знаки препинания
К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.
Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.
Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.
В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.
Расставьте знаки препинания там, где это необходимо:
Портреты висели_ напротив зеркала.
Напротив_ он даже не изменился в лице.
С одной стороны_ я с вами полностью согласен.
С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.
Правда_ всегда лучше лжи.
Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.
Весной_ возможно_ наводнение.
Весной_ возможно_ будет наводнение.
Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.
В Греции_ говорят_ все есть.
Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).
Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.
Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.
К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).
Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .
Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).
Вы_ одним словом_ легко отделались.
Итак_ теперь можно сделать вывод.
Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).
Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.
Ветер_ однако_ был сильный.
Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.
Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.
Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).
Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).
Вы_ непременно_ должны к нам приехать.
Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).
Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).
Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).
Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.
Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.
Да_ признаюсь_ я сам так думал.
Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.
Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.
Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).
Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).
Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).
Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.
Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.
В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.
Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).
Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.
Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.
Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.
Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.
Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.
Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.
К счастью_ упомянутые выше примеры — исключение, а не правило.
Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.
Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве
Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.
Интегрированный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результативность урока определяется умением обучающихся использовать разные способы аргументации для построения текста-рассуждения на основе исходного текста.
Вводный урок для учащихся 9-11 классов, целью которого является обобщение знаний о языке, знакомство с некоторыми особенностями развития русского языка, привитие любви к родному языку. Это урок - лекция с элементами беседы, конкретными примерами, подверждающие величие и могущество нашего языка, с творческими заданиями для учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской Краснодарского края
(Вводный урок русского языка, 9-11 класс)
Череп Людмила Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
(высшая квалификационная категория)
Цель урока: обобщить знания о языке, полученные учащимися ранее, познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; на конкретных примерах показать, что русский язык великий и могучий; прививать любовь к родному языку.
Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, В.Маяковского, высказывания поэтов, писателей о русском языке,
фонохрестоматия, презентация к уроку.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник…
- Начать урок я хочу с четверостишия из стихотворения узбекского поэта С.Абдулла:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
1.Рассказ учителя с элементами беседы.
- Давайте сегодня вместе с вами поговорим ещё раз о русском языке. О языке великом и могучем. И это не просто слова. Я попробую на конкретных примерах доказать, что это именно так, что русский язык и велик, и могуч.
Говоря о языке, мы прежде всего имеем в виду его словарный состав. Великое множество слов и создают наш язык. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Но всегда ли мы с ним обращаемся так, как он того заслуживает?
Единого слова ради
- Как вы понимаете эти слова поэта?
( из множества слов, из огромного их количества нужно найти такие, которые точно и убедительно смогут передать наши мысли и чувства)
- Чаще всего ошибки возникают в связи с незнанием истинного смысла слова. Отсюда – неправильное употребление слов в неточном им значении, иногда даже их прямое искажение. Приведём примеры. (слайд)
Эти глаголы очень часто смешивают как в разговорной, так и в письменной речи.
- Что можете сказать об их лексическом значении?
(идут ответы ребят)
- Вы сумеете прийти ко мне часов в 5?
Иногда не различаются в употреблении звучащие по-разному, но близкие по значению слова.
- Как они называются?
Перед вами на слайде три слова:
В своих основных значениях эти слова близки друг другу. Все они обозначают лиц, занимающихся преподаванием. Однако между ними есть различие.
- В чём оно, по вашему мнению?
Учитель – это лицо, преподающее какой-либо учебный предмет в школе.
Преподаватель – это тот, кто преподаёт в высших учебных заведениях.
Педагог – это тот, кто занимается не только преподаванием, но и воспитанием – профессиональный воспитатель.
Кроме того, в русском языке преобладают многозначные слова.
- Что это за слова?
(имеющие два и более значения)
- Приведите примеры таких слов.
Подумайте только, как много
Дорогой зовут автостраду,
И тропку , бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
А вскоре пополнится новым
Значением привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звёзд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
Подумайте только, как много
- Сколько же значений у слова дорога?
- Что вы почувствовали в этих строчках?
Слышится мелодия вальса, напевная, плавная…
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онеги, видела я вас…
- Что можете сказать о душевном состоянии героини?
2.Выводы. Обобщение материала.
- Какая мысль заключена в этом стихотворении? Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация преобладает?
( Мысль о величии русского языка и русского народа, чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией)
Поэт В Луговской призывал: (слайд)
- Помните, что наш язык неразрывно связан с историей своего народа, с его культурой, искусством. Вот почему необходимо так бережно и внимательно обращаться с родным языком. Вот почему так актуален призыв И.С.Тургенева: (слайд)
Цель - систематизация и углубление знаний об основных группах вводных слов по их значению, постановке знаков препинания в зависимости от интонационного выделения и места в предложении.
Задачи: 1) отработать знания по употреблению знаков препинания при вводных словах; 2) способствовать развитию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций; 3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
I. Словарный диктант.
Интеллектуальный роман, классовый антагонизм, мятежный дух, писатель-беллетрист, идеологический роман, мировоззренческие проблемы, плеяда поэтов, созерцательный романтизм, экспансивный человек, феноменальная память, кольцевая композиция, изящная утонченность, оказаться за рубежом, путешествовать за границей, по-видимому, пожалуйста, впрочем, во-первых, во-вторых, в-третьих.
(Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления).
Найдите в диктанте вводные слова.
II. Повторение теоретических сведений.
Дать определение вводных слов.
Устно привести примеры на все разряды вводных слов.
(Вариант ответа: Он, конечно, не сомневался в ее искренности. Говорят, лето будет дождливым. К счастью, путешествие закончилось благополучно и др.)
III. Знаки препинания при вводных словах.
(Слайд №1) Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Кстати он был замечательно хорош собою.
Мещанин верно тут где-нибудь притаился в углу.
Может впрочем она и всегда такая да я в этот раз не заметил.
Стало быть этот немец теперь выезжает и стало быть в четвертом этаже остается на некоторое время только одна старухина квартира заклятая.
Жизнь полная страданий и лишений не ожесточила Соню а напротив сделала ее отзывчивее к чужому страданию.
А Катерина Ивановна в общем молодец!
Место вводных слов в предложении. (В начале предложения, внутри, в конце).
Какие значения могут иметь вводные слова? (Уверенность, неуверенность, выражение того или иного чувства и др.).
Как следует произносить вводные слова? ( Сравнительно быстро).
Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Являются ли вводные слова членами предложения? Связаны ли они с другими членами предложения?
IV. Дополнительный теоретический материал.
Например: Вряд ли лето будет дождливым. – Лето едва ли будет
дождливым. – Лето как будто будет жарким. – Лето непременно будет жарким. – Лето все-таки будет жарким.
Например: Эта дорога ведет к счастью. Но: К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
Правда в огне не горит и в воде не тонет. Но: Он, правда, был честным человеком.
Например: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.
Проверяем способом замены: Мы не надеялись никогда более встретиться, но встретились.
Но: Изредка, однако, скворцы возвращаются на минутку к своим покинутым отчим домам.
5. (Слайд №7) К вводным словам обычно относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника: знаешь (знаете), понимаешь (понимаете), послушай (послушайте), видишь (видите) и т.п. Такие слова нередко лишь засоряют речь (особенно при частом повторении), так как ничего не прибавляют к ее содержанию.
Например: Я, знаешь ли, слышал, что лето будет жарким.
V. Закрепление.
1. Ознакомление с материалом на стр.224-225. Укажите значение вводных слов и словосочетаний, расскажите о знаках препинания при вводных словах.
2. Выполнение упр.385 (устно).
Составьте с данными ниже словами предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом – вводным словом: По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.
4. (Слайд №8) Интерактивный тест. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления ( знаки препинания не расставлены).
А. Ночью весь мир кажется много проще.
Б. Болото похоже было бесконечным.
В. Только звезды как будто рады морозу.
Г. Что может быть приятнее прогулок в бору.
Давайте же следить за своей речью, чтобы не выглядеть смешными.
VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: Стр.224, п.78, упр.386.
Читайте также: