Конспект урока по русскому языку в 11 классе вводный урок

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: презентация, памятки, рабочие листы (см. приложение), словари трудных случаев.

Приветствие, организационный момент

Переход к теме урока (коммуникативная атака). Слайды 1-4. Что изображено на этих рисунках? Что общего между всеми этими предметами? (Это конструкции)

Слайд № 6. Работа с определением: какие слова являются для Вас ключевыми, главными? К какому выводу мы можем прийти, если запомним, что вводные конструкции грамматически не связаны с предложением? Обратите внимание на памятки, которые я Вам приготовила.

Слайд 7-10. Наблюдение над значениями вводных конструкций.

Слайд 11-16. Знакомство с видами вводных конструкций. Работа с памяткой (приложение 1). Обратите внимание, в чем отличие в знаках препинания, выделяющих вводные и вставные конструкции.

Слайд 32-37. Работа с алгоритмом выполнения тестовых заданий по нахождению вводных конструкций в тексте. Запись в СТС.

Работа в рабочих листах (дифференцированно). Возможна работа 3 человек у доски.

Слайд № 49 Домашнее задание: написать ответ Омару Хайяму, используя вводные конструкции, закончить работу с рабочими листами (приложение 2).

Приложение 1 Памятка

Запомни: это тебе пригодится на экзамене!

Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3) напротив (4) даже не без удовольствия наблюдали эту картину.

Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома.

2.К вводным конструкциям относятся:

Вводные слова (например, а именно, следовательно, значит, , к радости, к удивлению, естественно, без сомнения, бесспорно, безусловно, разумеется, конечно и т.д.)

Вводные словосочетания (так сказать, одним словом, таким образом, по мнению ученых, по данным исследований и т.д.)

К ним примыкают вставные конструкции ( их легко узнать, они выделены скобками или тире с обеих сторон и содержат добавочные замечания: Все попросили отца спеть (у него был чудный тенор).

3.Вводные конструкции всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми

4.Никогда не бывают вводными: авось, буквально, будто, большей частью, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы

5.Всегда вводные: наверное, по-моему, по-вашему,, во-первых, во-вторых, следовательно, словом, к счастью, конечно, вероятно, итак, по-видимому, пожалуйста, впрочем

В середине и конце простого предложения

В начале предложения или в начале одной из частей сложного предложения (= НО)

Указывает на порядок следования мысли (=и еще, = и вдобавок)

= после всего, напоследок, под конец

таким образом

= итак, следовательно

= таким способом

Приложение 2

Рабочий лист

Расставьте знаки препинания:

Ученик 6 "Б" класса Никита Прыщиков был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал "четверки", однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным "пятерки" в дневнике.

Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита Прыщиков несомненно лентяй. Вы верно так не думаете?

Расставьте знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.

Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.

Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.

В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.

Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Расставьте знаки препинания там, где это необходимо:

Портреты висели_ напротив зеркала.

Напротив_ он даже не изменился в лице.

С одной стороны_ я с вами полностью согласен.

С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.

Правда_ всегда лучше лжи.

Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.

Весной_ возможно_ наводнение.

Весной_ возможно_ будет наводнение.

Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.

В Греции_ говорят_ все есть.

Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).

Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.

Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.

К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).

Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.

Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .

Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).

Вы_ одним словом_ легко отделались.

Итак_ теперь можно сделать вывод.

Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).

Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.

Ветер_ однако_ был сильный.

Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.

Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.

Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).

Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).

Вы_ непременно_ должны к нам приехать.

Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).

Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).

Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).

Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.

Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.

Да_ признаюсь_ я сам так думал.

Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.

Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.

Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).

Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).

Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).

Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.

Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.

В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.

Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).

Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.

Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.

Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.

Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.

Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.

Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.

К счастью_ упомянутые выше примеры — исключение, а не правило.

Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.

Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве

Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.

Интегрированный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результативность урока определяется умением обучающихся использовать разные способы аргументации для построения текста-рассуждения на основе исходного текста.



Вводный урок для учащихся 9-11 классов, целью которого является обобщение знаний о языке, знакомство с некоторыми особенностями развития русского языка, привитие любви к родному языку. Это урок - лекция с элементами беседы, конкретными примерами, подверждающие величие и могущество нашего языка, с творческими заданиями для учащихся.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской Краснодарского края

(Вводный урок русского языка, 9-11 класс)

Череп Людмила Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

(высшая квалификационная категория)

Цель урока: обобщить знания о языке, полученные учащимися ранее, познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка; на конкретных примерах показать, что русский язык великий и могучий; прививать любовь к родному языку.

Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, В.Маяковского, высказывания поэтов, писателей о русском языке,

фонохрестоматия, презентация к уроку.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник…

- Начать урок я хочу с четверостишия из стихотворения узбекского поэта С.Абдулла:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

1.Рассказ учителя с элементами беседы.

- Давайте сегодня вместе с вами поговорим ещё раз о русском языке. О языке великом и могучем. И это не просто слова. Я попробую на конкретных примерах доказать, что это именно так, что русский язык и велик, и могуч.

Говоря о языке, мы прежде всего имеем в виду его словарный состав. Великое множество слов и создают наш язык. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Но всегда ли мы с ним обращаемся так, как он того заслуживает?

Единого слова ради

- Как вы понимаете эти слова поэта?

( из множества слов, из огромного их количества нужно найти такие, которые точно и убедительно смогут передать наши мысли и чувства)

- Чаще всего ошибки возникают в связи с незнанием истинного смысла слова. Отсюда – неправильное употребление слов в неточном им значении, иногда даже их прямое искажение. Приведём примеры. (слайд)

Эти глаголы очень часто смешивают как в разговорной, так и в письменной речи.

- Что можете сказать об их лексическом значении?

(идут ответы ребят)

- Вы сумеете прийти ко мне часов в 5?

Иногда не различаются в употреблении звучащие по-разному, но близкие по значению слова.

- Как они называются?

Перед вами на слайде три слова:

В своих основных значениях эти слова близки друг другу. Все они обозначают лиц, занимающихся преподаванием. Однако между ними есть различие.

- В чём оно, по вашему мнению?

Учитель – это лицо, преподающее какой-либо учебный предмет в школе.

Преподаватель – это тот, кто преподаёт в высших учебных заведениях.

Педагог – это тот, кто занимается не только преподаванием, но и воспитанием – профессиональный воспитатель.

Кроме того, в русском языке преобладают многозначные слова.

- Что это за слова?

(имеющие два и более значения)

- Приведите примеры таких слов.

Подумайте только, как много

Дорогой зовут автостраду,

И тропку , бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значением привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

Подумайте только, как много

- Сколько же значений у слова дорога?

- Что вы почувствовали в этих строчках?

Слышится мелодия вальса, напевная, плавная…

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онеги, видела я вас…

- Что можете сказать о душевном состоянии героини?

2.Выводы. Обобщение материала.

- Какая мысль заключена в этом стихотворении? Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация преобладает?

( Мысль о величии русского языка и русского народа, чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией)

Поэт В Луговской призывал: (слайд)

- Помните, что наш язык неразрывно связан с историей своего народа, с его культурой, искусством. Вот почему необходимо так бережно и внимательно обращаться с родным языком. Вот почему так актуален призыв И.С.Тургенева: (слайд)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - систематизация и углубление знаний об основных группах вводных слов по их значению, постановке знаков препинания в зависимости от интонационного выделения и места в предложении.

Задачи: 1) отработать знания по употреблению знаков препинания при вводных словах; 2) способствовать развитию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций; 3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Словарный диктант.

Интеллектуальный роман, классовый антагонизм, мятежный дух, писатель-беллетрист, идеологический роман, мировоззренческие проблемы, плеяда поэтов, созерцательный романтизм, экспансивный человек, феноменальная память, кольцевая композиция, изящная утонченность, оказаться за рубежом, путешествовать за границей, по-видимому, пожалуйста, впрочем, во-первых, во-вторых, в-третьих.

(Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления).

Найдите в диктанте вводные слова.

II. Повторение теоретических сведений.

Дать определение вводных слов.

Устно привести примеры на все разряды вводных слов.

(Вариант ответа: Он, конечно, не сомневался в ее искренности. Говорят, лето будет дождливым. К счастью, путешествие закончилось благополучно и др.)

III. Знаки препинания при вводных словах.

(Слайд №1) Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

Кстати он был замечательно хорош собою.

Мещанин верно тут где-нибудь притаился в углу.

Может впрочем она и всегда такая да я в этот раз не заметил.

Стало быть этот немец теперь выезжает и стало быть в четвертом этаже остается на некоторое время только одна старухина квартира заклятая.

Жизнь полная страданий и лишений не ожесточила Соню а напротив сделала ее отзывчивее к чужому страданию.

А Катерина Ивановна в общем молодец!

Место вводных слов в предложении. (В начале предложения, внутри, в конце).

Какие значения могут иметь вводные слова? (Уверенность, неуверенность, выражение того или иного чувства и др.).

Как следует произносить вводные слова? ( Сравнительно быстро).

Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Являются ли вводные слова членами предложения? Связаны ли они с другими членами предложения?

IV. Дополнительный теоретический материал.

Например: Вряд ли лето будет дождливым. – Лето едва ли будет

дождливым. – Лето как будто будет жарким. – Лето непременно будет жарким. – Лето все-таки будет жарким.

Например: Эта дорога ведет к счастью. Но: К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. Но: Он, правда, был честным человеком.

Например: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.

Проверяем способом замены: Мы не надеялись никогда более встретиться, но встретились.

Но: Изредка, однако, скворцы возвращаются на минутку к своим покинутым отчим домам.

5. (Слайд №7) К вводным словам обычно относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника: знаешь (знаете), понимаешь (понимаете), послушай (послушайте), видишь (видите) и т.п. Такие слова нередко лишь засоряют речь (особенно при частом повторении), так как ничего не прибавляют к ее содержанию.

Например: Я, знаешь ли, слышал, что лето будет жарким.

V. Закрепление.

1. Ознакомление с материалом на стр.224-225. Укажите значение вводных слов и словосочетаний, расскажите о знаках препинания при вводных словах.

2. Выполнение упр.385 (устно).

Составьте с данными ниже словами предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом – вводным словом: По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

4. (Слайд №8) Интерактивный тест. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления ( знаки препинания не расставлены).

А. Ночью весь мир кажется много проще.

Б. Болото похоже было бесконечным.

В. Только звезды как будто рады морозу.

Г. Что может быть приятнее прогулок в бору.

Давайте же следить за своей речью, чтобы не выглядеть смешными.

VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: Стр.224, п.78, упр.386.

Читайте также: