Конспект урока по русскому языку 2 класс устаревшие слова

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: познакомить с устаревшими словами
Задачи урока:
наблюдение за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
развитие речи уч-ся, умения работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.
воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам

I Орг. момент. Психологический настрой.

Слайд 1 , 2 (Тема и цели урока)

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. И потому что сегодня светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородице. С Праздником вас!
Слайд 3
А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
У меня для вас две благие вести: одна хорошая, а вторая очень хорошая.
С какой начать? ( с хорошей)
-Хорошо! Догадайтесь, что у меня на ладони:

Эта звёздочка-пушинка называется . (снежинка)
- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Снежинка оставила в полёте удивительный узор.
Выполните такой же узор до середины строки.

Разомнем пальчики и пожелаем друг другу успеха. ( Разминка) И я вам желаю удачи.

У вас на партах конверты-сундучки с пожеланием. Откроем их в конце урока.

- Работа по каллиграфии..

Пусть воркуют птицы! Пусть капель поет!
Светлые страницы жизнь пускай несет!
А благие вести в них мы запишем сами.
В праздник Благовещенье радуйтесь все с нами!

- Элементы какой буквы спрятались в узоре? Пропишите на следующей строке пять заглавных и строчных букв С с. Лучшую пару обведите в рамочку.

Следим за осанкой.

II Словарная работа
Словарные слова на букву С. Диктуют дети, записывают с комментированием.
Собака, сорока, суббота, соловей , спасибо, секрет.( первые пять слов знакомые слова , а последнее новое)

Характеристика звука ( С)

Относительно звука (с) какое слово лишнее?( секрет)
- Это новое словарное слово , запомните его написание.
- Что такое секрет? (Это тайна) Секрет и тайна –как можно назвать эти слова? (синонимы)
- Повторим, что такое слова синонимы
- Какие тайны бывают? (военные, тайна имени, женские, тайны русского языка)
- Молодцы!
- А что нам помогает открывать тайны?
Сегодня на уроке мы будем открывателями новых тайн русского языка.

А вот теперь очень хорошая весть: что у меня в другой руке?
Правильно - ключ!
А кто мне скажет, что это за слово? (Многозначное, перечисляют значения этого слова : бывает к шифру, басовый, скрипичный, к замку)

-А у этого слова есть омоним? (да, ключ – вода, бьющая из-под земли)

А у нас ключ к сундучку со знаниями.

Сегодня это старинный бабушкин сундучок, в котором хранятся … А что, сейчас узнаем.

Открываем сундучок! (Звучит музыка) Слайд 4 ,5

I. Актуализация знаний, введение в проблему.
Представьте себя в старинном городе).

Нас встречают люди ( щелчок по картинке), они о чем-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).

• Ребята, вы поняли, о чём говорят люди?
• Почему мы их не понимаем?
• Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.
• Какие непонятные слова услышали?
(Кольчуга, боярин, кафтан, десница)

-А как узнать значение этих слов?
Откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование этих слов. ( Чтение сопровождается показом иллюстраций,

Слайд 6, 7, 8, 9____
Запишите толкование любого слова в тетрадь .Слайд 10.

-Как мы можем назвать эти слова?

-Мы употребляем в речи эти слова?

II. Постановка темы и цели урока.
-Как же мы назовем такие слова, которые устарели?
Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. (Устаревшие слова – тема нашего урока).
Слайд 11
Мы будем знакомиться с устаревшими словами, объяснять и понимать значения этих слов.

Сегодня на уроке мы открыли старинный бабушкин сундучок, в котором хранится много устаревших слов.

Конёк-горбунок "ростом только в три вершка". Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. Многие думают, что рост конька, таким образом, был равен 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека - сколько вершков сверх двух аршин, для коня - сверх одного. Это значит, что рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом
Физкультминутка Слайд 26
Выполняем упражнения за мной. И по-возможности, запоминаем, какие части тела я называю и показываю. Повторяйте.
Встанем
Улыбнёмся мы устами,
И пощелкаем перстами,
Десницы тянем высоко,
Опускаемся легко.

Приложили длань к ланите –
и потрите, и потрите.
Поморгаем мы очами
и потрите ваши длани.
Зарядилися мы впрок
Чтоб продолжить наш урок

Какие слова вы поняли? Что они означают?

5. Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? Слайд 27

– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова?
(выслушиваются версии).
Давайте проверим. Слайд 28. Запишите их в тетрадь в столбик.

А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?
Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас.
Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Записываем: Слайд 29

Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст- перстень
(Выделите корень)

V. Проверка усвоенного.

Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.
Слайд 30 ).

Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово.

Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. Слайд 31

Кушак – пояс
Перст – палец
Седмица – неделя
Аршин – 71 см
Вершок- 4,4см
Длань - ладонь

VII. Итог. Слайд 32

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вам понравился урок?
- Что вы узнали?
(Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.)

- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?
(Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.)
- Какое задание понравилось больше?
- Кому было трудно на уроке?

Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы!
Мне ваша работа на уроке очень понравилась. Особо хочу отметить
Старались …. Пожелаю быть активнее…. Вы можете… И все у вас получится.

На следующем уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами.

И в память об этом уроке вам закладки в форме ключа.

Приложите к конверту, к замочку и прочитайте слово.

Какое это слово? (Умница) Это моя оценка вашей работы на уроке.

Ключ – закладка будет помогать вам открывать тайны русского языка и будет своеобразным талисманом.

Откройте конвертик . Там монетки: золотая, серебряная и бронзовая.

Слайд 33
-если вам было трудно на уроке и вы не поняли тему, выберите бронзовую монетку(коричневую),
-если вам понравилось работать, но вы испытывали небольшие трудности- выберите серебряную (серенькую),
-а если вам было легко и вы все поняли –золотую .

Положите мне в сундучок.
Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке.

На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.

А у меня в сундучке – много золота. Я очень рада, ведь ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как знания и вежливость.

Слайд 34
VIII. Домашнее задание. - Найти в русских народных сказках устаревшие слова. Составить словарик устаревших слов по сказкам.
Выполнить упр.2 стр.86
Слайд 35

наблюдать за знач ением у старевших слов , ф ормировать у мение работать со сл оварём.

Развивающая: р аз вивать речь у чащихся, расширять слова рный запас.

Воспитательная: с оздать ситу ацию, позволяющу ю воспитывать в детях чувство

взаимопомощи, общую кул ьтуру ; воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к

предмету через с одержание у чебного ма териала, у важительное отношен ие друг к

4)Карточки с зад анием для сам остоятельной ра боты, работ ы в парах и гру ппах.

1. Организационн ый момент. Эмоци ональный нас трой. Проверка го товности

- Человеческая д оброта - самое у дивительное явле ние в мире. П опробуйте сейчас с

помощью у лыбки передать св оё настроение. Я вижу, оно у вас хорошее ! Итак, за

- Представьте себ я в старинном г ороде ( Слайд 2) . Нас вст речают люди ( щелчо к по

картинке) , они о че м - то говорят. Давай те послушаем, все ли нам будет понят но. (

Щелчок – звучит разговор Слайд 3) . Какие не понятные слов а услышали? Почем у

мы их не пон имаем ? Они употребляют в своей речи слова, значения к оторых мы не

знаем. А почему мы не использу ем эти слова в речи? Куда они исчезли? Кольчуга,

Откройте у чебники на стр.8 6 , у пр.1 и прочитайте толков ание этих слов. ( Чтение

сопровождается показом иллю страций, слайды 4 ). Почему эти слова мы не

- Как назовем такие слова ? Слова, кот орые перестал и употребляться в сов ременн ом

Урок был составлен для учащихся довольно разнородного по уровню подготовленности класса. Поэтому на протяжении всего урока присутствует дифференцированная работа, разноуровневые задания, работа в парах, что способствует более прочному усвоению материала слабыми учащимися (3 группа) и дает возможность развивать свои способности сильным учащимся (1 группа). Кроме этого применяются элементы здоровьесберегающего, личностно-ориентационного обучения, технологии сотрудничества.

Упражнения, выполняемые на уроке, направлены на то, чтобы учить детей вслушиваться в речь, сопоставлять, сравнивать, уметь находить родственные архаизмы для современных слов (очи – окно), знакомиться с этимологией слов, пользоваться словарями.

Урок также интересен тем, что материал, с которым дети знакомятся на уроке, тесно связан с жизнью, он приоткрывает ребятам огромный неизведанный пока ими мир русского языка.

Тема: Устаревшие слова

Задачи:

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы;

- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса

- воспитывать желание познавать историю своего края, его прошлое; бережно относиться к культурным ценностям языка.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Оборудование: презентация, карточки, словари;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

твёрдые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом

У каждого слова – своя жизнь, своя судьба.

II. Актуализация знаний учащихся

1) Повторение знаний о синонимах, антонимах, омонимах, заимствованных словах.

Демонстрация слайда 1

- Какие группы слов вам известны?

Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, исконные слова, родственные слова.

2) Введение в тему урока

- Откройте учебник на странице 82, прочитайте тему урока. К какому блоку русского языка относится урок?

- Прочитайте задание к упражнению 1. Что мы выясним?

Выяснить, почему слова устарели.

- Что мы узнаем, выполнив упражнение 2?

Будем пытаться объяснить значение некоторых слов и работать с толковым словарём.

- Чем мы будем заниматься в упражнении 3?

Будем находить устаревшие слова и определять лексическое значение по толковому словарю.

- Выполнив эти упражнения, что мы узнаем? Чему научимся?

Узнаем, какие слова называют устаревшими, научимся находить их в толковом словарике, узнаем значение устаревших слов.

III. Изучение нового материала

Демонстрация слайда 1 (старинный русский город, ярмарка)

Демонстрация слайда 2 (десница, кольчуга)

Десница (правая рука) — служит символом могущества и силы. У некоторых народов существовал обычай клясться правой рукой. Подавать свою правую руку служило знаком дружбы. Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести Левая рука на славянском языке называется шуйца.

Кольчуга - металлическая сеть для защиты. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, которая полностью покрывала тело с головы до ног.

Чтобы изготовить кольчугу требовалось несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы. После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

2. Выявление в тексте слов, вышедших из упо­требления.(Фронтальная работа)

- Значение каких слов вам непонятны? (Конюх, кушак, сафьян, бич)

- Значение каких слов мы можем объяснить?

Конюх - человек, занятый уходом за лошадьми.

Бич - длинный кнут.

Демонстрация слайда 3 (кушак, сафьян)

Кушак – широкий пояс.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа.

- Что такое сафьянный бич? (Кнут, сделанный из тонкой кожи)

- А слова не исчезли. В каких книгах можно встретить такие слова?

В сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории.

- Какие слова называются устаревшими?

- Расскажите друг другу, что такое устаревшие слова (Работа в парах)

III. Этап усвоения новых знаний

1. Наблюдение за устаревшими словами; выявле­ние причины исчезновения слов из активного словаря.

- Закройте учебник, пользуясь закладкой. Я назову несколько слов, а вы, опираясь на свой жизненный опыт, попробуете дать объяснение.

Демонстрация слайда 4 (кольчуга, кафтан, боярин, терем)

(Дети строят высказывания)

- Как установить значение неизвестного слова?

Значение неизвестного слова устанавливается по толковому словарю.

- А теперь откройте учебник и прочитайте толкование слов.

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени.

(Демонстрация выставка словарей).

Обратите внимание на выставку словарей. Они помогут вам определить толкование неизвестных вам слов, правильно произносить их. Ведь язык – это наше богатство, то наследие, которое надо беречь.

2. Наблюдение за словами современного русско­го языка, которые раньше имели другое значение. (Фронтальная работа)

Демонстрация слайда 5 (пирог, мешок, неделя, гости)

Проверьте себя по толковому словарику в учебнике.

Образец для записи: пирог – хлеб для пира; печёное изделие из теста с начинкой. Пирог с капустой.

Мешок – предметы из меха для хранения вещей; предмет из плотного материала, в который кладут что - нибудь. Мешок крупы.

Сначала в старину мешком называли вместилище из меха, затем, когда появились ткани и другие мягкие материалы, мешком стали называть любую сделанную из них тару для хранения сыпучих мелких предметов: мешок муки, крупы, угля и т.д.

Неделя – выходной день, воскресенье; промежуток времени от понедельника до воскресенья. Прошла целая неделя.

Неделя - древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. А 7 дней одной недели называли исконно русским словом седми́ца (семь дней).

Гости – люди, которые занимались торговлей, купцы; тот, кто кого – то навещает, посещает. Ждать гостей.

Демонстрация слайда 6 (гости)

Пристают к заставе гости:

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их и кормит, и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведёте?

И куда теперь плывёте?

Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.

Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живёт в течение нескольких столетий, но живёт с разными значениями.

Демонстрация слайда 8 (баян-инструмент, Баян-поэт, Баян-крейсер)

Демонстрация слайда 9 (Баян-поэт. Иллюстрация)

«Все смолкли, слушают Баяна.

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и Руслана

- Назовите какое значение было самым первым? вторым? третьим?

IV. Этап проверки понимания и закрепления изученного материала

1. Работа в группах

Задание 4 группе: отметить в толковом словарике все устаревшие слова (11 слов)

Задание для 2 группы: среди устаревших слов найдите и подчеркните многозначные слова.

Рать, кафтан, сусек, мешок,боярин, кольчуга, неделя, молвить, сафьян, кушак, гости,терем, Баян.

Задание для 1 группы: подчеркните в тексте упражнения 3 с.84 устаревшие слова. Уточни значение слов по толковому словарику.

2. Проверка выполнения заданий

4 группа Гребень, кликать, ларь, льзя, молвить, наказать, перст, покои, разуметь, рать, сусек. (11 слов)

3 группа

2 группа

Мешок, неделя, гости, Баян

1 группа

Колобок, амбар, короб, сусек, завалинка.

V. Этап рефлексии

- Какими знаниями, полученными на уроке, вам бы хотелось поделиться дома?

Саварина Ирина Николаевна, Тавровская СОШ им. А.Г. Ачкасова, Белгородского района Белгородской области, учитель начальных классов, зам. директора

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме :

Аннотация к уроку

Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности которого происходит чёткое осознание того, что русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания – глубокого изучения.

В разработке реализуется деятельностный подход: при помощи проблемного диалога учащиеся совместно открывают знания на основе цели деятельности, также формулируемой самостоятельно; реализуется связь от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной – к самостоятельной.

Содержание материала направлено на обогащение и активизацию словарного запаса с целью развития языковой личности учащихся, способствует запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса, развитию универсальных учебных действий.

Тип урока : комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.

Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Пожелание удачи друг другу.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

II. Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание.

1. Определение темы и цели.

- Внимательно послушайте текст.

И впустил Илья перехожих калик.

Заходили калики к Илье ладком,

Становилися перед ним рядком,

Доставали три чарки золоченые,

Наливали питья в них медвяного

От пчел с цветов да с лугов, да с лесов -

В нем вся сила земная исцелительная.

Подавали питье Илье Муромцу:

"Ты испей, добрый молодец, маленечко,

Не побрезгуй ты меду каличьего!"

- Чем интересен этот текст? (Текст выведен на интерактивной доске).

Смысл каких слов нужно проверить по словарю? Назовите эти слова.

Какой словарь нужно использовать?

Учитель просит ребят обратить внимание на слайд, на котором - космос, космонавт, компьютер, мобильный телефон, телевизор.

- Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке?

- О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит тему урока?

2. Каллиграфическая минутка. Пропись букв К, к Т, т – Что общего у этих букв?

III. Совместное включение в систему знаний и повторение.

1. - Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как вы сможете понять?

А выручить меня готово любимое, родное… (Слово)

– Для чего служат слова, что они обозначают?

(Слова служат для выражения своих мыслей чувств.

Они обозначают действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав и значения слов?

- Что значит лексическое значение слова?

- Какие слова по лексическому значению вы уже знаете?

Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова и новые слова.

- По каким причинам некоторые слова уходят из языка?

(Уходят старые предметы из обихода. На смену им появляются новые).

- Совершенно верно, сегодня не носят кафтан или кольчугу. Но многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы.

Подумайте, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Наша задача – находить в тексте и научиться объяснять толкование устаревших слов, заменять их синонимами, учиться работать с толковым словарём; обогащать свою речь.

- Если вы не знаете лексическое значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть в толковом словарике).

2. Работа на доске StarBoard.

- Что вы видите? (Губы) Кто знает, как в старину называли губы? (Уста)

- Что вы видите? (Глаза) Кто знает, как раньше называли глаза? (очи, око)

На слайде слово чело. Как вы думаете, что может означать это слово? Это тоже часть лица, от него образовалось современное слово. Это лоб, современное слово чёлка.

- Как вы думаете, какую часть лица могли раньше называть ланиты? (Щёки).

Вывод № 1. В русском языке некоторые устаревшие слова заменены синонимами.

3. Работа в парах. Задание на карточке № 1.

Замени устаревшие слова синонимами. Соедини стрелочками.

Проверка по слайду 5.

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

IV. Совместное включение в систему знаний по учебнику с. 88.

На доске записаны слова : напёрсток, перстень, перст, перчатки.

Каково общее лексическое значение этих слов?

- Найдите общую часть слова? (-перст-) (Ученик находит части слова, выделяет их).

- Являются ли эти слова родственными?

– Что означает устаревшее слово перст? (Палец на руке). Проверим по толковому словарю.

На доске записаны слова : купить, покупка, покупатель.

Найдите общую часть слова. (-куп-). Значит эти слова называются…- однокоренными. (Вызывается ученик, который выполняет разбор слов, объясняет каким способом образовались слова).

– Что означает устаревшее слово купец? (Торговец). Проверим по толковому словарю.

1 вариант записывает толкование слова перст, 2 вариант - толкование слова купец. Проверка в парах.

- Какой вывод можем сделать?

2. Выполнение упражнения 1 с. 88.

Работа в парах. Заменить слова с частицей не на синонимы. Записать на доске и в тетради.

Наблюдение за значением слова льзя, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально.

3. Упражнение 2. Работа в четвёрках.

Задание на карточке № 2.

Найдите в своей пословице на карточке № 2 устаревшие слова, замените их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами.

Проверка по слайду (в парах).

- Всякий Еремей дело разумей (понимай).

– Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).

– Пословица недаром молвится (говорится).

Вывод № 3. Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках.

Физминутка для глаз.

VI. Работа над материалом (продолжение)

2. Выполнение упражнения 3. Наблюдение за значением устаревших слов. Выполняется фронтально. Дети читают текст, затем по толковому словарику выясняют значения слов вершок и аршин (вершок= 4,5 см; аршин = 71 см). После этого учитель предлагает измерить рост Конька-Горбунка и длину его ушей (если вершок = 4,5 см, то три вершка = 13,5 см; уши же у Конька-Горбунка – 71 см).(см. слайды 10-12)

– Как приходят в наш язык новые слова?

(Вывод 5. Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов).

2. Работа в группах. Найдите устаревшие слова, переведите их на современный язык и запишите новый вариант текста.

Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

Слова для справок : дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему? (Слайд с устаревшими словами, их около 30).

Д. Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.

- Какое задание понравилось больше?)

- Кому было трудно на уроке)

- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?

Д. Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Читайте также: