Конспект урока по русскому языку 2 класс большая буква в именах

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока : Заглавная буква в именах собственных. Закрепление.

Тип урока : Закрепление изученного материала.

Цели урока :

- формировать фонематический слух и орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;

- развивать практические навыки написания имён собственных с заглавной буквы;

- совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

- способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности;

- развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников.

- совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, эстетический вкус, прививать этические нормы поведения, формировать умения самопроверки и взаимопроверки;

- поддерживать интерес к изучению родного языка.

- интерактивная доска для показа слайдов;

- диск с электронной презентацией;

- карточки для индивидуальных заданий;

- листочки кленовые и берёзовые из бумаги;

- фотографии города Хабаровска.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

- А ну-ка, дети, встаньте все! (слайд 1)

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Сейчас у нас урок русского языка (слайд 2)

- Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными. На уроке мы отправимся в путешествие в одну деревню, которая называется Простоквашино.

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания. (слайд 3)

- Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места нам необходимо вспомнить написание одной буквы, она есть в названии нашего города. Эта непарная согласная буква.

-Догадались? (Х)

- Из скольких элементов она состоит? (из двух)

- Напишите по 5 раз каждый элемент и 5 раз эту букву.

- Молодцы! Вы получаете билетики в виде березовых и кленовых листочков.

III. Локализация индивидуальных затруднений.

Письмо слов под диктовку.

- Но с нами поедут еще несколько пассажиров, мы узнаем как их зовут, когда напишем слова под диктовку. Все эти слова начинаются с нашей буквы.

(Хабаровск, Харитон, Хавронья, Хома, Хомка)

IV. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

- Кто назовет тему нашего урока, знания по которой нам потребуются в путешествии? (слайд 5)

(Заглавная буква в именах собственных).

- Сегодня мы будем закреплять умение писать заглавную букву в именах собственных.

- Кто знает, чем славится наш город? (Музеями, храмами, архитектурными памятниками, площадями, улицами)

-Для друзей из Простоквашино в подарок мы возьмем фотографию нашего города, где изображён Вечный огонь.

- Где он находится? (На Площади Славы)

- Выполним звуковую транскрипцию этого слова.

- Почему в слове звуков, меньше, чем букв?

Один ученик работает на индивидуальной доске.

- Проверьте по экрану. (слайд 6)

Проблемный вопрос. (слайд 7)

Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

- Вспомним правило. В каких словах пишется заглавная буква. (Слайд 8)

V. Реализация построенного проекта.

Упражнения в нахождении и написании имен собственных.

1. Работа над словом. (слайд 9)

-На экране вы видите словосочетания, которые нужно списать, раскрыв скобки и внимательно подумать, какую буквы вы будете писать.

- Обменяйтесь тетрадями и проведем взаимопроверку.

-Почему одни слова написали с большой буквы, а другие с маленькой?

(имена нарицательные с маленькой, а собственные с большой)

Физ. минутка. Релаксационная пауза.

– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

Собака, Дружок, корова, Буренка, село, Ильинка, река, страна, фамилия, Иванов, Олег, Даниил, заяц, медведь, Москва, Амур, озеро, Байкал, город, Хабаровск.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Упражнения в написании имен собственных.

2. Работа над предложением. (слайд 10)

– Мы проезжаем село Составляйкино. Что вы видите на экране? (слова)

– Что можно составить из слов? (предложения)

– Составьте два предложения.

на сосне сидит пушистая белка

собака белка сторожит дом

–Какие правила написания предложения вы знаете?

(начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.)

–Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?

– Запишите эти предложения и подчеркните слова, которые произносятся одинаково, определите часть речи.

–Давайте проверим, что записали и подчеркнули?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3. Работа над текстом. (слайд 11)

- Итак, мы подъезжаем к деревне Простоквашино, и нас встречают друзья.

- Кто их может назвать? (дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин)

- А что вы можете сказать о мальчике дяде Федоре? Какой он? (Он добрый, заботливый, вежливый, очень любит животных, умеет с ними дружить.)

-И вы должны помнить, что нужно любить и заботиться о наших меньших братьях, нельзя обижать их.

- Они предлагают вам выполнить задания на карточках.

-У кого березовый билет, вы будете работать на голубой карточке, а у кого кленовый – на розовой.

-Что записано на карточках? (текст)

- Прочитайте. Докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить?

-Итак, вы работаете на карточках. У кого голубые карточки, зачеркиваете в скобках лишнюю букву, у кого розовые – исправляете в тексте ошибки.

-Обменяйтесь тетрадями и проведем самопроверку. (слайд12)

Домашнее задание: (слайд13)

Рабочая тетрадь, стр. 59 упражнение 2.

VIII. Включение в систему знаний и повторения. (слайд 14)

-Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Что особенно вам запомнилось?

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной :

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети – Поля и Антон;

Дядя Коля, дед Семён;

Города- Рязань, Ковров;

Александров и Ростов;

Реки – Волга и Ока?

Скажешь всем наверняка!

IX. Рефлексия деятельности на уроке. (слайд 15)

- Все вы были внимательными, активными, проявили смекалку и заслужили благодарности за урок, спасибо за работу.

- Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием (слайд 15)

- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, закрасьте листочки зеленым цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – желтым цветом, если на уроке вам было скучно, и задания были трудными для вас – не раскрашивайте листочки.

– Спасибо за урок. Урок окончен.

Зачеркни лишнюю букву.

В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф,ф)ёдор. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Зачеркни лишнюю букву.

В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф,ф)ёдор. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Зачеркни лишнюю букву.

В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф,ф)ёдор. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Зачеркни лишнюю букву.

В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф,ф)ёдор. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь ошибки.

В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя фёдор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь ошибки.

В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя фёдор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь ошибки.

В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя фёдор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь ошибки.

В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя фёдор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий открытого урока

русского языка

по программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

«Большая буква в именах

Составитель:

Хизриева Рукият Магомедовна

Сценарий открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Тема: Большая буква в именах собственных.

Цели :

1. Создать условия для формирования навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

2. Содействовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, устной речи учащихся.

3. Способствовать воспитанию культуры поведения.

4. Способствовать укреплению здоровья детей.

Тип урока : решение учебной задачи.

Планируемые результаты:

личностные: стимулировать к исследованию истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имен и фамилии.

Организовать наблюдение над оформлением названий книг.

осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;

метапредметные: регулятивные - научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные - научатся владеть общим способом проверки изученных орфограмм; добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы.

предметные: научатся каллиграфически и орфографически правильно, без иска­жений, замены, пропусков, вставок букв писать списывать текст, писать имена собственные; подчеркивать первые буквы имен собственных; образовывать фамилии и названия населенных пунктов от данных слов; правильно подписывать ученическую тетрадь; называть и писать клички животных

Педагогические технологии:

· Компьютерные (новые информационные технологии обучения)

· Технология проблемного обучения

I . Оргмомент.

1) Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок.

2) Повторение правил посадки.

Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа, поэтому девиз нашего урока:

Пора за дело браться,

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать.

II . Чистописание. (слайд)


Задания по чистописанию:

а) Прочитайте пословицы. Найдите в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы. Как обозначена мягкость звуков?

Как обозначается твёрдость согласных звуков?

б) Как вы понимаете смысл этих пословиц?

III . Введение в тему урока. Орфографическая минутка.

- Ребята, к нам на урок из сказки заглянул замечательный герой, всеми нами любимый. Кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.

И зайчиха, и волчица, все бегут к нему лечиться.

Всех излечит, исцелит, добрый доктор … ( Айболит) (запись в тетради).

- Правильно, доктор Айболит. Ребята, а кто автор этой чудесной сказки? (Корней Иванович Чуковский). (запись в тетради)

2. Орфографическая минутка.

На доске даны предложения:

(После нахождения орфограмм дети получают первую карточку).

- Что вы записали?

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

- Какая орфограмма чаще других повторялась в этом тексте?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Большая буква в именах собственных).

(Вторая карточка).(слайд)

- Да, сегодня на уроке мы будем упражняться в правописании имён собственных, нахождении их в текстах.

V . Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

- Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, хлопните в ладоши.

Подарили Пете книжку о ракете,

Прочитал Петя – подарил Свете,

Света – Ване, Ваня – Тане,

Таня маленькой Марьяне.

Совершила книжка круг

(Дети получают третью карточку).(слайд)

3. Работа в парах.

- У вас на партах лежат конвертики с заданиями, поработайте в парах. Прочитайте задания и подчеркните все имена собственные, а экспертами у нас сегодня будут Настя и Павлик. Они будут проверять задания ребят.

Лена, Наташа, Светлана и Алла –

С буквой заглавной я написала.

Правило это запомнить готова:

С буквой заглавной пишется слово.

Когда человека оно называет,

С маленькой буквы тех слов не бывает.

Вова, Алёша, Серёжа и Миша

С буквы заглавной всегда мы напишем.

(Настя и Павлик выходят к доске, дети называют имена собственные, а Настя и Павлик дают оценку работе класса).

- Итак, ребята, как пишутся имена?

(Четвёртая карточка). (слайд)

4. Физминутка.

- Если я буду называть имя собственное, вы должны присесть; а если нарицательное – подняться на носочки с вытянутыми вверх руками.

(собака, Жучка, Москва, город, деревня, Разинков, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Московская, Россия).

(Пятая карточка – музыкальное сопровождение).

5. Самостоятельная работа по учебнику.

Выполнение упр.49 на с.20.

(Повторение правил посадки и правил письма).

- Какие имена собственные встретились в тексте упражнения?

- Что они обозначают?

(Шестая карточка).

6. Закрепление знаний. Дифференцированная работа.

- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы:

1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета.

Задания для зелёных карточек.

Образуй фамилии от следующих имён:

Задания для жёлтых карточек.

Образуй отчества от следующих имен:

(Седьмая карточка).

7. Физминутка. Релаксация.

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко,

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Шея не напряжена и расслаблена

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать,

Вы полны сил и энергии

Вы много знаете и умеете

Вы единая команда и в вашем единстве - ваша сила

- Доктор Айболит приготовил для вас вопросы, они находятся здесь в этом сундучке, вы готовы отвечать? Тогда слушайте и записывайте.

1. Злой разбойник - … (Бармалей)

2. Знаменитый умывальник … (Мойдодыр)

4. Имя старушки – грязнули … (Федора)

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как написаны имена сказочных героев. Есть ли замечания друг к другу? Сделайте их в тактичной форме. Молодцы!

(Восьмая карточка).

- Теперь мы можем прочитать, что хочет сказать нам добрый доктор Айболит. Открываем карточки. Доктор Айболит говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему узнать много нового. Что нужно сказать ему в ответ?

VI . Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Что же мы повторяли на уроке?

Все ребята работали хорошо, мне понравились ваши ответы.

VII . Домашнее задание.

VIII . Рефлексия.

Доктор Айболит дарит всем пожелания здоровья и дает вам добрые советы.

Говорю я всем серьёзно:

Закаляйтесь все со мной,

Утром бег и душ бодрящий

Как для взрослых – настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

- А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте,

на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите её и прикрепите по своему усмотрению к солнышку или к тучке, в зависимости от своего настроения после урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направленна обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку

учитель начальных классов

Мария Яковлевна Попович

- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока;

- развивать коллеграфические навыки, орфографическую зоркость, развивать речь, внимание, память, обогащать словарный запас;

- воспитывать уважительное общение, любовь к животным.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, доска, картинки со сказочными героями, карточки с разбросанными словами и с именами и фамилиями, карточки с сюжетными картинками для домашнего задания.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

II.Минутка чистописания : О ы Л м А и д

- Назовите буквы. На какие две группы их можно разделить? (Большие и маленькие.)

III.Введение в тему урока

- Глядя на минутку чистописания, скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О большой букве.)

- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать?

- Путешествие можно совершить и пешком и на каком либо транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь - далёк,

Лишь оставили дымок.

- Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

(На доске карточки со словами, в которых разбросаны буквы.)

- Что же должно получиться? Кто догадался? (Страна больших букв.)

- А кто в этой стране живёт? (Большие буквы.)

- Как еще можно назвать большую букву. (Заглавная, прописная.)

IV.Повторение ранее изученного

-А теперь послушайте стихотворение и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена его главная мысль?

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше всех букв - подруг.

Буква расти не сама захотела

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Ответьте на поставленный вопрос. (Буква расти не сама захотела. Букве поручено важное дело.)

- В каких случаях мы пишем заглавную букву?

- В именах и фамилиях людей, кличках животных.

- Давайте сравним наши выводы с правилами на доске. (На доске правило, которое учащиеся запоминали на прошлых уроках.)

- Фамилии, имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

- Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране "Больших букв” поможет нам научиться без ошибок определять место написания большой буквы в словах.

- Итак, вы готовы? Тогда в путь!

- Отгадайте имена сказочных героев.

- Имя старушки – грязнули. (Федора) На доске появляется картинка отгадка.

- Добрый доктор. (Айболит) На доске появляется картинка отгадка.

- Злой разбойник. (Бармалей) На доске появляется картинка отгадка.

- Знаменитый умывальник. (Мойдодыр) На доске появляется картинка отгадка.

- Он спас муху – цокотуху. (Комарик) На доске появляется картинка отгадка.

- В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов? (Все эти слова пишутся с заглавной буквы.)

- Продолжаем наше путешествие.

Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно.

Засиделся ученик – разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: нет!

Энергично, как всегда, головой покажем: да!

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко.

Раз, два, три – чеканим шаг.

Ходим стройно мы – вот так!

Работа в парах. Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданием.

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – фамилии людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, в тетрадях записывайте получившиеся пары.

- Что у вас получилось? (Иванова Катя, Петров Вова, Коротков Саша)

3 станция "Прочитай-ка”

Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице 119, найдите упражнение 3. Прочитайте текст.

Учащиеся читаю вслух по одному предложению.

- Прочитайте задание к упражнению.

Учащиеся самостоятельно читают один раз, потом один ученик - всему классу.

- Что необходимо выполнить? (Придумать как зовут девочку и каждую игрушку. Записать так: Хозяйка Женя, …)

Запись упражнения в тетрадь.

- Еще раз прочитайте рассказ, называя всех по именам.

- Над какой орфограммой работали?

- Считаете ли вы нашу работу полезной?

- Что узнали нового?

- Что вызвало интерес?

Учащимся раздаются индивидуальные карточки с сюжетной картинкой.

Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.

Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.

Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.

Русский язык. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. – 2 – ое изд. – М.: Просвещение, 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал формирует умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.

Тема урока: Заглавная буква в собственных именах существительных.
Цель: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.
Задачи:

Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Развитие мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

I. Организационный момент.

- Встали все ровно. Тихо сели.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

Психологическая минутка.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? (Ответы детей)

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат смайлики: солнышко и тучка. Посмотрите, какой из смайликов отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.

-Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (Загадка про буквы)

«33 сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв.

- Это кот Леопольд.

- А кому он это говорил?

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

узнать об истории возникновения фамилий и имён.

III. Чистописание.

- Заглавные буквы приготовили для вас угощение в виде заданий, которые мы будем выполнять. Если мы будем их выполнять, то хозяева нами будут довольны.

- Начнём с минутки чистописания.

- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, гимназия, город, Греция, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г.

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

- На что похожа буква Г?

Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.

Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге горбит спину буква Г.

- Из каких элементов состоит заглавная буква Г? (Писать начинаем сверху вниз. Наклонная линия с закруглением внизу. Затем пишем верхний элемент.)

- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

IV. Словарная работа.

- Следующее угощение вы все любите - это загадки для словарной работы.

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка.)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Зверям и птицам зимой живётся трудно.

- Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

- Наш класс уже повесил кормушки. Какие птицы побывали у нас в гостях?

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. )

1. Коллективная работа (устно).

- Однажды, мой сын Серёжа, читая книгу, встретил слова, которые были записаны то с большой буквы, то с маленькой, а произносились одинаково. (серёжка, Серёжка, ночка, Ночка, зорька, Зорька). Он спросил меня:

- А как бы вы ответили?

- Приведите примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, лев-Лев.)

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)

Не боится морозов Серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши.

Домик для скворцов делал Алёша скворцов. Коля арбузов купил пять арбузов. Вася рыбаков был у рыбаков.

-Как правильно надо записать эти предложения?

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки .Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре.

-А теперь проверим.

- У всех так? А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

3. Физминутка для глаз. Дети под музыку следят за движением объектов.

4. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

- У каждого человека есть фамилия, имя и отчество.

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.

- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии?

- Вам предстоит это узнать самостоятельно или с помощью родителей к следующему уроку.

- Что о фамилии сказано в учебнике?

-Кроме фамилии у человека есть имя.

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

- А какое у вас отчество?

5. Клички животных.

- Ой, ребята! Кто это пожаловал к нам в гости? Да это вредные мыши, которые всё время пристают к коту Леопольду. Я думаю, что сегодня они нам не будут мешать. Они приготовили для нас задание и хотят, чтобы мы его выполнили.

- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Леопольда, любим, кота, мы.

- Подчеркните главные члены предложения.

Мы любим кота Леопольда.

- Какие добрые мыши! Я так рада, что они нам не мешают на уроке, а помогают.

- В гости к ЗАГЛАВНЫМ БУКВАМ пришли разные животные. Познакомьтесь с ними.

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. (Работа на карточках)

Читайте также: