Конспект урока по речевой практике 3 класс 8 вид составление памятки секреты вежливого общения

Обновлено: 07.07.2024

1.Повторить сведения об этикете, речи, общении, словах вежливости, полученные на уроках этики, русского и украинского языка.

2.Получить новые сведения об обычаях и речевом этикете других народов.

3.Составить памятку, которая подскажет, как быть вежливым.

4.Познакомится с творчеством современного русского писателя, оценить актерское мастерство одноклассников.

2.Знаете ли вы, что…

3-ий ученик. Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европейцев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целоваться – они считают это неприличным и оскорбительным для себя.

Вывод. Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа, в том числе, правила речевого этикета. Почему? Чтобы не попасть в неловкое положение, не обидеть людей, с которыми будешь общаться.

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака –

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

А Бяка думал: «Однако

Можно сказать, что они были приветливы?

Чем они могли расположить к себе друг друга?(Улыбнуться, поздороваться)

Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы .

Какие слова вежливости (или формулы вежливости) вы знаете?(Учащиеся приводят примеры)

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошел черед:

Учитель. Вы заулыбались: чем вас рассмешило стихотворение? Почему речь мальчика звучит смешно?

- Неправильно ставит ударение

- Не выговаривает звук [р]

Где же найти вариант правильного произношения? Конечно, в словаре. Каком? (Орфоэпическом)

Правило №2. Старайся говорить правильно .

Учитель. Как издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки? Хорошее произношение, дикцию отрабатывали скороговорками. Какие знаете вы? (Дети приводят примеры)

Например.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В живом уголке жили ежи и ужи.

Шапкой Миши сбили шишки.

При дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Жутко жуку жить на суку.

Шла Саша по шоссе.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят.

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

-Я не знаю, как начать.

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

В общем, значит, стало быть,

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

Учитель. Как нужно сообщить о пожаре? (Ясно, четко, быстро, потому что в экстремальной ситуации счет идет на секунды).

Правило №3. Говори ясно, четко, без лишних слов.

1.Доброе слово / и кошке приятно.

2.Доброе слово / железные ворота откроет.

3.Ветры горы разрушают, / слово народы подымает.

4.От доброго слова / язык не усохнет.

Вывод. Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.

Нужно почаще говорить их друг другу.

Обращаем внимание на эпиграф №2

Правило №4. На доброе слово не надо скупиться…

1.Слово – не воробей / вылетит – не поймаешь.

2.От одного слова / да навек ссора.

3.Язык мой – враг мой / прежде ума глаголет.

4.Слово – не стрела / а пуще стрелы ранит.

5.Долго думал / да хорошо сказал.

Анализируем пословицы, делаем вывод: необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.

Правило №5: Взвешивай каждое слово, сначала думай, а потом говори.

Эпизод из мультфильма (Пух пришел в гости к Сове)

1.Что было хорошо? Поздоровались.

2.Что было неверно? Пух стучал ногой в дверь. Сова перебивала, не давала ему договорить.

Правило №6. Не перебивай, умей слушать !

Эпизод из мультфильма (Пух и Пятачок в гостях у Кролика)

1.Он звал их в гости?

2.Кролику было интересно общаться с Пухом и Пяточком?

3.Не слишком ли они засиделись?

4.Можно сказать, что гости были навязчивы?

Правило №7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Никому не говорил.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

Будь вежлив с мамами друзей,

Сердитых слов не говори.

По пустякам не спорь.

Ногами топать и кричать

На мам чужих нельзя,

Ведь есть у каждого из нас

Приближаясь к незнакомым мальчикам,

Девочка должна уже заранее

Им навстречу корчить рожи злобные,

Камни, палки, кулаки показывать

И угрозы разные выкрикивать.

Пусть издалека еще почувствуют,

Что не даст себя в обиду девочка.

Если все тебя хотят

Громко глупости кричать

Хныкать и плеваться,

Дергать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Это трудно, но у них

Будь готов тогда всему

Учитель. Эти вредные советы рассчитаны на людей с хорошим чувством юмора. На самом деле, полезнее следовать нашей памятке и тогда общение с вами будет всем приятно.

ІІІ. Рефлексия (возвращаемся к плану урока и анализируем, чего мы достигли)

Вопросы к учащимся.

Что такое этикет?

Что узнали нового?

Пригодится ли вам памятка?

[так не надо делать!]

Тема : Секреты вежливого общения Цель : актуализировать знания о правилах поведения при приветствии, в беседе; обогатить словарь вежливыми словами, развивать речь; воспитывать мотивацию к учению, культуру общения и поведения.

Ход урока I .Орг. момент - Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать

Дыхательная гимнастика.

Вдох -носом , выдох через рот.

Вдох, задержка дыхания , выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

-Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Закончите предложение и скажите какая тема сегодняшнего урока.

-Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

-Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

-И в России и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2.Работа по теме 1) В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный. На прошлых уроках мы говорили, что учитель и дети огорчены тем, что не выполняют правила поведения в школе, на уроке, во время общения

2)Работа по учебнику, стр.8

-Рассмотрите картинки. Составьте предложения.

– Как вы думаете, какие приветствия выберут друг для друга герои картинки?

Между учителем и учениками;

Между 2-мя мальчиками;

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить "Спасибо" за подарок?
Громко разговаривать?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? III .Итог урока. Рефлексия - Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста - Найдите лишнее слово. (Завтра) - Как называются все остальные слова? (Вежливые) Покажите ваше настроение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок речевой практики для обучающихся 3 класса коррекционной школы VIII вида "Правила вежливого зрителя".

Речевая практика. 3 класс Урок №29 Дата проведения__20.12.19___

Тема:Правила вежливого зрителя

Тип урока: комбинированный

Цель урока:Формированиенравственных представлений, необходимыхправил поведения в кинотеатре, театре, как условие формирования необходимых жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.

Образовательные

1Создать условия для речевого общения,для активного участия в выражении своего отношения по теме речевых ситуаций;

2 Активизация лексики по теме кинотеатр и правила поведения во время сеанса.

Коррекционные

Обогащать словарь учащихся предметной лексикой и этикетными выражениями по теме.

Создать условия для развития лексико-грамматического строя речи через использование в ответах учащихся предлогов, построение простых предложений;

Способствовать закреплению умения ориентироваться в зрительном зале, различать и находить номер ряда и места, указанного в билете, через организацию сюжетно-ролевой игры;

Создать условия для развития зрительного, слухового внимания, памяти

Воспитательные

1.Воспитание уважительного отношения к окружающим, к одноклассникам

2.Создать условия по воспитанию коммуникативных умений: умения внимательно слушать учителя и друг друга, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к другому человеку; умения сотрудничать в ходе урока

3.Воспитание у учащихся навыков культурного поведения во время посещения кинотеатра или театра

4. Уважительного отношения к трудуработников кинотеатра

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Личностные УУД

-осуществить личностный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД

- выполнять учебное задание по инструкции;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные УУД-

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД

адекватное оценивание социальной компетентности других людей, уметь слушать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование толерантных отношений друг к другу, развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.

способствовать развитию общей культуры и культуры поведения;

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

корригировать умения в сфере общения, умения слушать и слышать другого.

воспитание в учащихся уважения, внимательности по отношению к окружающим;

Оборудование: пословицы и поговорки, карточки с заданиями, листы бумаги ,карандаши.

Упражнение на развитие внимания

Присаживайтесь. Посмотрите на своего соседа очень внимательно. Теперь один из вас меняет в своём облике что то (убирает значок, зачёсывает волосы на другую сторону…..), а другой отворачивается, повернувшись, вы должны угадать, что изменилось. Затем меняемся местами и повторяем задание.

-Ребята посмотрите на экран, там спряталась пословица. Ваша задача

расставь цифры со словами в нужной последовательности, и прочитать пословицу.

ничего не стоит,. Вежливость, но приносит много

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Ребята как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Сегодня на занятии мы с вами закрепим умение вежливо общаться, слышать мнение другого, дарить друг другу вежливые слова. Будем рисовать смайлики для друзей, составлять пословицы и объяснять их значение, выполнять задание знаешь ли ты этикет, учиться беседовать в правильной интонации.

-Дети приветствуют педагога.

-Выполняют задание находят изменения во внешнем виде своего соседа.

-Дети расставляют цифры в правильном порядке и зачитывают пословицу.

- Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

- Только вежливые люди имеют много друзей…..

-Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливости.

-Дети слушают и принимают к свединию.

1.Введение в тему

5.Задание "Составь пословицу"

Посмотрите, как об общении говорили великие люди:

На протяжении жизни нам приходится общаться с разными людьми, но большую радость нам дарит общение с друзьями. Понятие дружбы неразрывно связано с общением. Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность.

Я хотела бы предложить вам небольшое задание, возьмите цветные фломастеры и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей.

Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей. Мы можем сделать вывод, что потребность в общении испытывает каждый человек.

С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.

-Каждому из вас раздаю набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать)

2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.)

3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту)

4). Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Краткость - сестра таланта. Чем проще выражена ваша мысль - тем ближе и вернее ваш путь к уму и сердцу слушателей)

-Молодцы. Итак, можно сделать вывод, что от того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.

У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Минутный разговор в коридоре. Взгляд, которым обменялись в столовой и т.д. И всякий раз настроение и самочувствие людей во многом зависят от того, приветливы ли были они сами и окружающие их люди.

Ребята, как вы думаете, воспитанные ли вы люди? Легко ли окружающим рядом с вами? Давайте проверим!

-Каждый участник получает карточку с ситуацией. Нужно выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор.

Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться?

А) догнать и поздороваться

Б) сделать вид, что все в порядке

В) при следующей встрече все объяснить и извиниться.

Можно ли одалживать расческу?

А) Можно. Не ходить же лохматым.

Б) Нельзя. Расческа – предмет личного пользования.

В) Можно. Но только близким людям.

Вы проходите мимо группы учителей, среди которых ваш классный руководитель. Как поступить?

А) Поздороваться с классным руководителем, вежливо назвав его по имени и отчеству.

Б) Не называя имени и отчества, поздороваться, глядя на классного руководителя, подчеркивая этим уважение к нему.

В) Поздороваться со всеми учителями, даже если они не работают в вашем классе.

За правильные ответы получают жетоны.

Мы все люди очень разные. И чтобы умело общаться, надо с детства учиться вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими. Ведь не зря говорят: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

Между людьми, которые друг с другом общаются, иногда возникают противоречия, что может явиться причиной ссор и размолвок. Повторюсь, поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное: есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделаю все, чтобы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь.

Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например, шел какой-то диалог, а потом…

- А что ты голос на меня повышаешь?

- Да я не повышаю.

- Нет, не повышаю! (С раздражением)

- Да не ору я. (Крича)

Инструкция: обучающимся предлагаются карточки с названием эмоции или чувства: удивление, восторг, сожаление, радость, (злоба, грубость).

За основу упражнения берется фраза: Привет! Как неожиданно мы с тобой встретились! Очень рада тебя видеть! Как дела? Что нового произошло, пока мы с тобой не виделись?

Итак, можно сказать, что мы теперь понимаем друг друга с полуслова по интонации? Общая цель достигнута. Мы прислушивались друг к другу, ловили интонационный настрой.

Читайте также: