Конспект урока по рассказу паустовского снег

Обновлено: 07.07.2024

- тексты отрывк ов из стихотворен ий К.Бальмонт а, И.Никитина, И.Бунина.

Учитель. Я приглашаю вас в маст ерскую. Пусть эта встреча прине сёт нам рад ость общен ия,

наполнит наши сердца тёплыми ч увствами. А чт о такое мастерская ?

Дети. Мастерская – это место, гд е человек чт о - то мастерит.

( На доске зап ись, в котор ой выделены первы е буквы слов.)

У. Надеюсь, чт о в конце нашей встреч и каждый пр о себя смож ет сказать: «Я мыслил, я сочиня л, я

У. Итак, внимание! Работа в парах. П еред вами тек сты стихотворений. Внимательн о прочитайте и

(Раздаются текс ты с отрывками из стихотв орений. Ученики читают. Звуч ит аудиозапи сь

У. Каким настр оением наполн ены строки сти хотворений ?

Д. Строки наполнены чувством радости, не терпеливого ожидан ия первого снега.

почувствовать кра соту зимн ей природы и п о окончании собра ть материа л к написан ию своей

3. Наблюдение над выр аз ительными средствам и языка.

Представь те, что мы с вами не в школьн ом классе, а в ст аром деревенс ком домике. Н очь.

Тишина. Лишь мерно постукиваю т ходики … А теперь, вн имание! Мы открыли гла за.

Прислушиваем ся. Что нас вмест е с автором уд ивило больше все го?

У. Просмотрим ещё раз строки расс каза. Как авт ор называет т ишину?

У. Как называю тся эти выразительн ые средства ре чи?

Д. Умер дождь, ум ер ветер, умер с ад. Этот приём н азывается олице творение .

У. Художник р исует краск ами, а писатель – словом. Найдите выраз ительные сред ства речи,

Д. Стеклянный дожд ь. Беспоко йный сад. Нарядная земля.

( По ходу диало га на доске записыв аются эп итеты, олицетвор ения и сравнен ия.)

У. Обратите внимани е на удиви тельную метк ость слов, под обранных авт ором. Этому умению мы

У. К чаю приплёлс я в гости дед Митрий. Представьте, ч то мы слышим их разговор.

Д. Описывается дре вний обычай. Оказывае тся красавицы умывались первы м снегом дл я того,

К. Паустовский. Мы произносим эту фамилию, и нам сразу представляется средняя полоса России: Волга, Кама, Ока, Мещера. Это самый счастливый край для писателя. Он писал об этом так: “Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки”.

- Каким вам человеком представляется К. Паустовский?

(Романтик, любил природу, много путешествовал.)

- О чём писал? (О жизни, о том, что видел.)

Да, он любил писать о том, что видел, о людях, с которыми встречался. “Каждая минута, каждое брошенное слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, - писал Паустовский, - каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями эти миллионы песчинок, собираем их из этого сплава, выковываем свою золотую розу”.

-Что за розу имел в виду писатель? (Произведения)

  1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “снег”?
  2. Какие зимние строчки вспоминаются?

(Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит)

(Чудная картина, как ты мне родна.
Белая равнина, полная луна.)

- Что же такое снег? (Что-то необычное)

3. У Паустовского снег разный. Посмотрим какой.

- “Летел густой, медленный снег. Глядя на торжественное падание снега, вдыхая запахи лесов, подступающих к Петербургу, Кипренский думал, как он счастлив, что родился в России”. (Повесть “Орест Кипренский”) (Патриотическое чувство)

- “Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь”. (Рассказ “Ручьи, где плещется форель”)

- Рассказ “Стекольный мастер”. “Все гуще падал снег, засыпая могилу бабки Гани. И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей жизнью. И вся рязанская земля казалась мне теперь особенно милой”. (Снег – память).

4. Рассказ “Снег”

- Ваши мысли после прочтения рассказа?

- Разбирая произведение, остановимся на пяти фрагментах. Работать будем в пяти группах.

1 группа – первый фрагмент.

“Однажды ночью она проснулась. Снега светили в окно”.

- Что необычного показалось во фразе? В каком числе стоит слово “снег”?

Что видится за этим? Как светили окна? Какая была жизнь у Татьяны Петровны? Найдите детали, подтверждающие это?

(Снега светили – огромное пространство холодной военной зимы, окна светят тускло – жизнь мрачная, даже язычок свечи вздрагивал)

2 группа – чтение письма Потапова к отцу.

- Какие воспоминания у Николая? Что для него Родина?

(Вспоминает зимний пейзаж: сад, беседка)

- А что для вас малая Родина?

3 группа – мысли и действия Татьяны Петровны после прочтения письма?

(Нужно что-то менять: повесила колокольчик, расчистила дорожку, настроила рояль, поставила подсвечник, зажгла свечи и заиграла на рояле)

- Чем наполнилась жизнь героини?

(Верой, надеждой, ожиданием)

4 фрагмент – рассказать о Николае Потапове.

- Где находится? Чем занимается? Обратить внимание на картины природы. Что оживило картину природы, когда приехал домой?

(Воевал, был ранен, получил отпуск, едет домой, узнал ,что отца нет, а в доме живут чужие люди. Природа в тон: небо сизое, ветер выдувал из глаз слёзы. Оглянулся: дом, сад и … дым!)

5 фрагмент – дальнейшие его действия.

- Что удивило, когда подошел к дому? Какие картины природы рисует Паустовский? Какой снег?

(Подошел к дому, сад как бы вздрогнул: узнал его. Удивило, что во дворе всё, как было раньше: значит, люди добрые живут. На улице идёт снежок.)

5. Итак, снег.

- Что же такое снег? Почему рассказ назван так?

(Снег – главный герой, малая Родина, отчий дом, суровость войны, одиночество, радость встречи)

Что вы думаете о дальнейшей жизни героев?

6. Слово учителя.

Всегда нужно верить, стремиться к прекрасному и учиться видеть мир вокруг себя. Воспитать же душевную чуткость, деликатность к прекрасному в природе, людях призван мир Паустовского, который каждому напоминает о том, что всё это вечно.

7. Рефлексия.

1. Есть французское выражение, что великие мысли исходят из сердца. Какие мысли возникли

У вас? Составим акростих или синквейн.

(Учащиеся составляют индивидуально или в парах.)

Снова мысли бегут вперёд,
Нужно всегда верить в лучшее,
Если даже на сердце трудно,
Голову вверх подними.

Снег.
Необычный, разный.
Манит, вызывает воспоминания, раздумья.
Это всегда что-то родное.
Отчий дом.

2. Заполнить лист самооценки.

Лист самооценки моей работы

1 – совсем не присутствует;

2 – присутствует, но редко;

7. Итог (на фоне музыки)

Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе”. Лучшей памятью о нём стали его произведения. Они оставили добрый след в вашей памяти. Писатель обращается к вам: “Сделай и ты свою жизнь мелодичной, похожей на музыку”. Пусть это свидание со снегом напоминает вам о добром и светлом.

НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА

Abstract. The article presents a lesson based on a K.G.Paustovskys “The Snow" short story. “The art of slow reading", “reading with breaks" becomes the main instructional techniques of the comprehension of moral and artistic depth of the story.
Keywords: Great Patriotic War, relations and connections of human souls, love, knowledge of the true values of human beings, spiritual meeting.

Рассказ написан в военном, тревожном 1943 году. Глубоко лиричное, это произведение автора было смелым шагом для того времени: практически вся литература этого периода была посвящена героической борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. А Паустовский создаёт рассказ не о боях, не о кровопролитных сражениях с врагом, а трогательную историю о зарождающейся любви, о простом человеческом счастье.

Татьяна Петровна брала и рассматривала фотографию молодого Потапова.
— Как вы думаете, почему писатель использует глаголы несовершенного вида?

Такая же тишина и умиротворение поселились в душе молодой женщины. Вошла в кабинет старика Потапова, зажгла свечу на столе, села в кресло, долго смотрела на неяркий свет свечи и думала. Бережно взяла одно из писем и начала читать.

— Зачем люди пишут друг другу письма?
Письмо — это не только мостик между людьми, по которому можно сделать шаг навстречу другому. Письмо — духовная ценность, письмо — это рука, протянутая другому человеку, дневник и исповедь, искренние чувства и сокровенные мысли. Письма — это зеркало души человека. Они хранят в себе теплоту руки, писавшей их, и трепетность сердца.

ГРАБЛИНА Нина Васильевна —
заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии Академии социального управления, председатель РПК по литературе в Московской области, учитель гимназии № 5, г. Дзержинский

Ребята, что такое война? (Война - это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод). Запишем в словаре значение слова война.

III. Думаю, что вы с тревогой и волнением прочитали рекомендованные книги о войне и постарались ответить на вопрос:

Как отразилась тема война 1941 - 1945 годов в судьбе ваших семей. (Прослушать выступление одного ученика).

V. Прежде чем начать обсуждение, проверим все ли знаете текст. Перед вами лежат тестовые вопросы, ответьте а них. ( У каждого ученика на столах напечатанные вопросы теста).

Сжатый пересказ учениками текста.

Кто из героев вам больше запомнился, почему?

Но мы не слышим грохоты танков, стрельбу, так почему же здесь тема войны?

Что можно о Татьяне Петровне? Какая она? В чем ее мудрость, щедрость, доброта? Подберите к своим ответам цитаты. Все хорошее в этом мире от доброты людской, от щедрости их сердец.

Паустовский несколько раз нас встречает со словом дом? Для чего? Подберите к своим ответам цитаты.

Найдите синонимы к слову Родина.

VII. Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастерки писатели- фронтовики. Но сколько бы лет не прошло со дня нашей Победы, произведения той поры остаются в строю. И долго будут жить, не, страея, их строки окрыляли в годы войны душу солдата, которые поднимали ввысь наши души. И к нам, ребя та, обращается поэт Расуль Гамзатов словами: " Все, что мы завещали, и вам завещать."Великая Отечественная война закончилась, но война продолжается. Гремят выстрелы в Чечне, умирают девятнадцатилетие. За что они гибнут? Мы, взрослые, не можем объяснить, почему идет война. И обращаемся к вам ребята. Мы хотим узнать ваше оношение к войне.

VIII. Слово учителю Поч-Кучукской средней школы Сайфутдинову Вячеславу Макаровичу, участнику афганских сражений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Независимо от того, где погибли наши солдаты в Чечне или а Афганистане, в Великую Отечественную войну или гражданскую - я от себя и от вашего имени возложим эти цветы к памятнику. А урок я посвящаю всем землякам-мертвым и живым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Снег всегда навевает воспоминания. Снежинки — как маленькие частички памяти — падают нам на ладони и тают, уступая место следующим.

Паустовский Константин Георгиевич 31 мая 1892 г. – 14 июля 1968 г.

Паустовский Константин Георгиевич

31 мая 1892 г. – 14 июля 1968 г.

Учёба в гимназии Константин Паустовский — киевский гимназист (крайний слева).

Учёба в гимназии

Константин Паустовский — киевский гимназист (крайний слева).

МЕЩЁРА 1939 год

Паустовский в Великую Отечественную войну

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ) - выражение главной мысли, идеи художественного текста. ( Стилистический энциклопедический словарь русского языка). ПРИЗНАКИ: 1) высокая степень повторяемости данных слов в тексте, частотность их употребления. 2) способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом , особенно ярко проявляется у ключевых слов в позиции заглавия. САД ПИСЬМО СНЕГ

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ) - выражение главной мысли, идеи художественного текста. ( Стилистический энциклопедический словарь русского языка). ПРИЗНАКИ: 1) высокая степень повторяемости данных слов в тексте, частотность их употребления. 2) способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом , особенно ярко проявляется у ключевых слов в позиции заглавия.

Цветопись – это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель воздействует через цвет на наши чувства и мысли и заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения, его идейным содержанием.

Цветопись – это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель воздействует через цвет на наши чувства и мысли и заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения, его идейным содержанием.

АССОЦИАЦИЯ – это (от лат. associatio, англ. association - соединение) связь, возникающая при определенных условиях между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями и т.п. ( Большой толковый словарь ). зима, холод, одиночество, отчаяние, разлука, встреча, любовь… СНЕГ – САД – родина, отчий дом, память… война, грусть, тепло, любовь… ПИСЬМО –

АССОЦИАЦИЯ – это (от лат. associatio, англ. association - соединение) связь, возникающая при определенных условиях между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями и т.п. ( Большой толковый словарь ).

зима, холод, одиночество, отчаяние, разлука, встреча, любовь…

родина, отчий дом, память…

война, грусть, тепло, любовь…

Работа с текстом:

Работа с текстом:

  • Почему в письме Потапова с фронта почти нет деталей военного быта? О чем он вспоминает?
  • Как вы думаете, почему Татьяна Петровна прочитала письма сына к отцу?
  • Зачем Татьяна Петровна решила в доме и во дворе навести порядок?
  • Когда Потапов понимает, что люди, которые поселились в его родном доме, не чужие и равнодушные? Подтвердите текстом свой ответ.
  • Какие чувства у вас вызвал финал рассказа?

Почему Татьяна Петровна решила не разуверять Потапова, относительно романтической встречи в Крыму?

Читайте также: