Конспект урока по психологии для старшеклассников

Обновлено: 08.07.2024

Нет рецепта или картины счастья для всех. Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, придав ему очертания сокрытые в собственной Душе и ей, соответствующие. Твоё Счастье — это зеркальное отражение твоей Души.
Он понял!
Да, он изваял волшебную вазу Счастья. Но она бездонная. Каждый должен сам её заполнить в зависимости от объёмов своей Души.
- какое событие повлияло на судьбу обычного мальчика?
- почему он не мог найти ответ на свой вопрос?
- какую истину познал Мастер?

- поделитесь своими счастливыми моментами из жизни.
- что должно произойти прямо сейчас, чтобы вы могли почувствовать себя счастливым?

Как ни грустно сознавать, но природа нашего счастья химическая. Ощущение безграничного удовольствия – не что иное, как сложная цепь биохимических процессов. Управляют ими особые вещества – "гормоны счастья".

"Гормоны счастья" вырабатываются в головном мозге, причем не только у людей, но и у животных. Есть два основных вещества, влияющих на наше настроение.

Серотонин
Те, про кого говорят "светится изнутри", не испытывают недостатка в этом гормоне. И могут чувствовать себя счастливыми вдвойне: ученые обнаружили, что этот натуральный химический элемент еще и защищает от рака! Серотонин обладает способностью "приказывать" некоторым другим клеткам самоуничтожаться. Сейчас ученые работают над изобретением метода лечения рака на основе этого феномена.
Серотонин снимает напряжение, влияет на сон и аппетит, формирует чувство удовольствия и повышает настроение. Большое его количество содержится в шоколаде, бананах, финиках и инжире. Но механизм высвобождения серотонина довольно сложен и капризен
Эндорфины
Если у человека много эндорфинов, он всегда полон сил, энергии, оптимизма и чувствует себя абсолютно счастливым. Если мало – становится апатичным и считает себя несчастнейшим
Что нас сделает счастливее?
Интенсивная физическая нагрузка. За полчаса занятий концентрация "гормонов счастья" в крови увеличивается в 5–7 раз. Кайф длится в течение 1,5–2 часов.
Еда. На первом месте стоит углеводистая пища, и прежде всего шоколад. Вторыми по "эффекту счастья и радости" идут бананы. Почти таким же действием обладает и мороженое.
Ультрафиолет. Увеличивает концентрацию серотонина в организме. Именно поэтому удлинение светового дня и тепло оказывают благотворное действие на человека.
Холод. Дозированное действие низких температур повышает выработку "гормонов счастья", выяснили канадские ученые. Бег и хождение босиком по снегу отлично помогают при лечении неврозов и депрессий.
Смех. Количество эндорфинов резко увеличивается, когда мы смеемся.
Искусство. Больным, получавшим лечебную дозу музыки и живописи, требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них нормализовалось кровяное давление.
Так же эндорфины вырабатываются и при достижении поставленной цели.

Цель занятия заключается в преодолении личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала ребенка на решение собственных проблем через смешанную игровую деятельность.

Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление всех эмоций, чувств и переживаний ребенка.

В работе с подростками я отдаю предпочтение групповой форме проведения психологических занятий.

• развитие уверенности в себе;

• создание условий для повышения уровня самопринятия;

• .снижение нервно-психического напряжения;

• способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

Формы работы: тренинговые упражнения, элементы арт - терапии, мини-лекция, дискуссия, рефлексия, групповое обсуждение.

План занятия :

2. Основное содержание занятия.

Материалы: чистые листы бумаги, карандаши; небольшой мяч.

Ориентировочное время работы: 45-60 минут.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята. Нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.

Принятие правил работы в группе:

1) внимательно слушать друг друга;

2)не перебивать говорящего;

3) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

4) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

- И так давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас называет имя и цвет своего настроения.

Участникам предлагается выбрать цветной лист, который соответствует своему настроению и рассказать о нем. Цветные листы остаются у учащихся до конца занятия.

- Я вижу настроение у всех разное, надеюсь, к концу занятия оно будет более позитивным.

Все встают в один большой круг. У каждого есть возможность сообщить что-нибудь о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. На обдумывание дается минута, чтобы подумать, что рассказать о себе.

Например: Меня зовут. и я очень люблю петь.

- Но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества, но люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.

Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.

Рефлексия. В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?

Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?

Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).

Один из этих способов я предлагаю вам выполнить сейчас. Подумайте о ситуации, которая вызывает у вас напряжение, тревогу, раздражение. Возьмите газету и начинайте ее скомкивать до самого маленького состояния, мысленно проговаривая о ситуации. Теперь забросьте комок как можно дальше. Стряхните руки. Сделайте глубокий вдох и выдох.

- Теперь самое время зарядиться положительным ресурсом.

Все чего бы вы хотели достичь в своей жизни, начинается с уверенности в себе. Верить в себя – значит верить в Высшую силу и справедливость.

Цель: Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; поднятие самооценки.

Инструкция: «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.

Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.

Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как наша яблоня волшебная и обязательно должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко положительной силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:

1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.

2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?

3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.

4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.

5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.

Давайте теперь расскажем про свои яблоньки. Кто хочет начать?.

Во время рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять.

После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали.

Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево, и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.

Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно, и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным, вам поможет воспоминание о своих достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.

Можно попросить участников разместить свои деревца на доске - посмотреть, кто как себя позиционирует.

Участникам предлагается взять листки цветной бумаги. Каждый из присутствующих показывает свой цвет и говорит, что бы он пожелал всем окружающим, связанное с данным цветом.

Например: Я желаю вам синее море удовольствия. Я желаю вам поменьше чёрных мыслей и т. д.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего возраста Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего возраста: Игра, как средство улучшения психоэмоционального состояния детей. «В стране.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Иванова Елена Сергеевна,

педагог-психолог

г. Вилючинск, Камчатский край

Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ритуал приветствия.

3. Принятие правил в группе.

10. Рефлексия. Благодарность за участие.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия:

1. Знакомство с группой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.

2. Ритуал приветствия.

А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

3. Принятие правил в группе.

Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

2. Принцип поднятой руки.

3. Искренность и открытость.

4. Безоценочность суждений.

Оцениваем не человека, а действия

Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.

? — заполните эту клетку сами

- Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

- Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?

- Что было легче: говорить о себе или о других?

А теперь послушайте притчу.

Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

- Какое впечатление произвела на вас эта притча?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

… могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

… добрый и отзывчивый человек.

… могу доставлять радость себе и другим.

… могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.

… могу отстаивать свою позицию.

… учусь на своих ошибках.

… не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.

… имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.

На карточках написаны “мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

10. Рефлексия.

Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

- Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что вызвало затруднение?

Участники высказываются.

Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.


Цель урока: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Задачи:

  • раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;
  • развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;
  • воспитывать потребность в самосовершенствовании

Содержимое разработки

УРОК ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Тема. Человек и его характер.

Ковганенко Г.В.,

психолог ОСШ № 25 г. Актобе

Республика Казахстан

Цель урока: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

воспитывать потребность в самосовершенствовании

Все мы очень разные. Чем еще, кроме своих увлечений, пристрастий, способностей мы различаемся?

Сегодня мы поговорим о характере. Что, по-вашему, означает характер?

Характер – это совокупность стержневых, более или менее устойчивых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Диагностика самооценки. Методика Будасси.

Вам роздан перечень черт характера личности. Отметьте в бланке черты характера, присущие идеальному человеку. Посчитайте количество, выбранных вами. Теперь выберите черты антиидеала. Посчитайте их количество. А теперь выберите из идеальных черт, и из черт антиидеала те качества, которые свойственны вам. Посчитайте свои положительные качества и отрицательные.

Рассчитайте коэффициент К. К = Положит. ваши качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих идеальному человеку

Если значение К от 0,4 до 0,5- самооценка адекватная.

Если К близко к 0, то вы недооцениваете себя.

Рассчитаем коэффициент М. М = ваши отрицательные качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих антиидеалу.

Если М стремится к 0 --- самооценка завышенная.

Если М стремится к 1---- заниженная.

Каких качеств вы выбрали больше? Положительных? Отрицательных?

Отрицательными чертами своего характера, какие качества назвали?

Мешают ли они вам в жизни?

Какие чувства испытываете, когда негативная черта берёт верх над вами? (внутриличностый конфликт)

Человеком, какого характера можно восхищаться? Приведите примеры.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Важно ли воспитывать в себе положительные качества характера?

Кому это нужнее? Себе или окружающим?

Ведущий собирает листочки в сундучок и зачитывает их. Выбираются наиболее часто повторяющиеся качества.

Класс делится на группы и им дается задание: написать рекомендации другу по коррекции негативных качеств характера. Например:

2 группа – неуверенность в себе

3 группа – вспыльчивость

За помощью учащиеся могут обратиться к психологу.

Презентация своих проектов.

Слова Иммануила Канта ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕЦ СЕБЯ.

…. Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…

Юноше следует указать также:

На необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;

На необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;

На то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что совершая его, я тем самым исполняю мой долг;

На необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы – граждане мира…

На необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.

Моя сильная черта характера…

И я хочу поделиться ею с тобой (Импульс по кругу)


-75%

Читайте также: