Конспект урока по орксэ 4 класс добро и зло по фгос с технологической картой

Обновлено: 05.07.2024

Цели: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Планируемые результаты

  • Предметные: определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, общечеловеческим); анализировать и объяснять понятия: добро, зло; делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

УУД

  • Регулятивные:
    • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
    • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее в процессе всего урока;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;
    • развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
    • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
    • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
    • определять причины явлений и событий;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
    • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
    • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
    • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
    • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
    • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
    • делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию);
    • адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;
    • чувствовать ответственность за свой выбор;
    • понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

    Образовательные ресурсы: учебник, презентация

    Основные этапы урока

    Содержание урока

    Формирование УУД
    Деятельность ученика

    I. Мотивация к учебной деятельности

    1. Приветствие. Слайд 1.
    Друзья мои! Я очень рада
    Войти в приветливый ваш класс.
    И для меня уже награда
    Вниманье ваших умных глаз.
    Я знаю: каждый в классе гений,
    Но без труда прошу сейчас.
    Скрестите шпаги ваших мнений –
    И мы начнём урочный час!
    2. Проверка готовности к уроку.
    - Проверим готовность к уроку.

    Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

    ΙΙ. Актуализация опорных знаний

    Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

    ΙΙΙ. Постановка учебной задачи

    Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся.

    ΙV. Открытие новых знаний

    Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге.

    V. Первичное закрепление

    Личностные УУД: объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

    VI. Самостоятельная работа

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Основы светской этики

    Ознакомление с новым материалом

    формирование этических и культурных ценностей у учащихся.

    • формировать знания о понятиях Добро и Зло, как об основополагающих в этике;
    • развивать критическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
    • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
    • формировать навыки доброжелательности, уважения к окружающим людям; адекватной самооценки;

    · формировать положительное отношение к нравственным поступкам.

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

    Планируемые результаты урока

    • смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)
    • самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности)
    • нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

    · моральные понятия, которыми оперирует наше сознание, — это добро, зло, добродетель и порок, верность и предательство, благодарность и неблагодарность…

    Регулятивные УУД

    определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

    умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

    корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем, выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД

    умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

    переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);

    использование словарей, справочников;

    осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

    установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные УУД

    обеспечивают социальную компетентность;

    умение слушать и вступать в диалог;

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

    фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа

    Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

    Деятельность обучающихся с указанием форм организации

    Формируемые УУД

    Придумано кем-то просто и мудро

    «Доброе утро солнцу и птицам!

    Подарите улыбку друг другу

    Регулятивные УУД:

    Волевая саморегуляция

    Эмоциональный настрой

    2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

    -Итак, друзья, внимание-

    Ведь прозвенел звонок.

    Начнем скорей урок!

    - Добрый доктор Айболит,

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    - А почему доктор Айболит добрый: потому что он под деревом сидит?

    - Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

    -В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие им присущи качества?

    (Беседа и обсуждение с детьми темы урока).

    -Добрый, потому что всех животных жалел, лечил. Спешил оказать помощь каждому нуждающемуся.

    Ученики высказываются, как они понимают тему урока.

    Работа с таблицей:

    Первоначально заполняют графу

    Личностные УУД:

    смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

    Регулятивные УУД:

    определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

    3. Создание проблемной ситуации.

    Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого типа.

    - А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

    -Какого же человека можно назвать добрым?

    -А какого человека - злым?

    -Бармалей, наоборот, злой. Всех обижал, даже маленьких.

    - Конечно, нет, Бармалей не станет добрым от того, что сядет под деревом. Это зависит от его поступков.

    Регулятивные УУД:

    корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    4. Актуализация знаний.

    Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

    -А какое определение о Добре и Зле можно найти в словарях? (работа со словарём)

    Беседа с учащимися.

    Найдем определение в словаре Сергея Ожегова.

    ДОБРО- Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. (-Синонимы: благо, благодеяние.) Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. Работа с таблицей:

    Коммуникативные УУД:

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Познавательные УУД:

    использование словарей, справочников.

    5. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

    Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

    Физкультминутка

    Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

    - Давайте мы немного поиграем.

    - Я прочту стихотво­рение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово:

    -И каждый становится добрым, доверчивым,

    И доброе утро продлится до вечера.

    Зазеленеет старый пень,

    -Растает ледяная глыба

    От слова доброго.

    -Когда бранят за шалости,

    -Если больше есть не в силах,

    2.Работа с притчей.

    - Что такое притча?

    - Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч.

    Притча о двух волках

    Какой же волк победит?

    - Как вы считаете, есть ли плохие люди?

    - Какой выбор сделали бы вы?

    - В чем смысл притчи?

    - Что же такое темная сторона человека? Светлая?

    -Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.

    -Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

    -Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

    3. Работа в группах.

    - Добро многогранно. Я выдам вам листочки с заданиями, а вы поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

    -расстроенная подруга плачет;

    -приятель в компании беззастенчиво врёт;

    -родители несправедливо сердятся;

    -девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

    -мальчишки играли в футбол и разбили окно;

    -брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — присесть на корточки. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики.

    -Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

    Человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым. за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе

    -Добрым быть совсем–совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста,

    Не зависит доброта от цвета,

    Доброта – не пряник, не конфета.

    -Отозвал бы в сторонку, пристыдил бы. Объяснил, что обманывать нехорошо.

    -Извинился бы, но при этом попытался бы всё объяснить.

    -Маму утешила и пожалела бы. А девочке бы объяснила, что обманывать нехорошо, некрасиво.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

    Познавательные УУД:

    извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, слайд);

    6 . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

    - Как вы думаете, что произошло дальше? Продолжение чтения

    - Что мог сказать ему ангел?

    Продолжение чтения

    - О чём эта притча?

    Кто герой этой притчи?

    - К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему? Как жил это человек?

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

    1. Извлекать информацию из текста.

    2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

    3. Строить речевое высказывание в устной форме.

    4. Объяснять понятия: добро, зло.

    1. Принимать и сохранять учебную задачу.

    2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    1. Слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Договариваться о правилах общения и поведения.

    5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

    1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

    2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

    Оборудование:

    Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97 - 2003.

    Урок ОРКиСЭ № 6 Добро и зло. 4 класс.)

    Основные понятия: добро, зло, гуманность.

    Этапы урока

    Формирование УУД

    1.Организационный момент

    Начинается урок.
    Он пойдет ребятам впрок.
    Постарайтесь все понять,
    Учитесь тайны открывать,
    Ответы полные давайте
    И на уроке не зевайте.

    Познавательные УУД

    1. Извлекать информацию из текста.

    2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

    3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

    4. Объяснять понятия: добро, зло.

    Регулятивные УУД

    1. Определять цель деятельности на уроке.

    2. Принимать и сохранять учебную задачу.

    3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные УУД

    1. Слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

    5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

    Личностные результаты

    1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

    2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

    2. Создание проблемной ситуации

    Послушайте стих и попробуйте определить ее тему.

    Почему-то в XXI веке

    Очень редко в людях встретишь доброту,

    И даже в трудный час для человека

    Его спокойно стороною обойдут.

    Подумают: «Вам трудно?? Ну и ладно!

    Шагают мимо (лично мне досадно. ),

    Будто в свой воды набрали рот.

    А человек совсем уж впал в отчаяние,

    Ему уже не мил и солнца свет.

    Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,

    Увидел доброты последний след,

    Увидел помощи протянутую руку! (неважно, что на тысячу — одна)

    Покуда существует сердце друга,

    - О чём мы сегодня будем говорить?

    (Ответы детей)

    В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

    ( составляем кластер).Запишите 5 качеств доброго и 5 качеств злого человека.

    3.Актуализация знаний

    - Я просила Вас найти в словаре Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

    ( Из д\з определение из словаря Ожегова)

    - Какого же человека можно назвать добрым?

    ( записывают в тетради 5-6 предложений). Несколько зачитываем.

    4.Решение проблемы, открытие новых заний.

    Выполнение продуктивных заданий по теме

    -Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее?

    (Дети дают версии.)

    - Конечно же, это добрые, теплые слова.

    )Работа по учебнику с.14-15.

    - Почему знания о добре и зле важно для людей?

    - О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.)

    1. Парная работа

    Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

    д – дружелюбный;
    о – отзывчивый;
    б – бережливый;
    р – рассудительный;
    о – откровенный;

    -Давайте мы немного поиграем.

    -Я прочту стихотво­рение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    И доброе утро продлится до вечера.

    Зазеленеет старый пень,

    Растает ледяная глыба

    Когда бранят за шалости,

    Если больше есть не в силах,

    -Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа.

    -Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

    -Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

    3. Работа с пословицами.

    1. Добрые дела красят человека.

    2.За добро добром платят.

    3. Худо тому, кто добра не делает никому.

    -Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

    Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

    -Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

    ● Спеши делать добро.
    ● Добрые дела красят человека.
    ● Жизнь дана на добрые дела.
    ● Добро век не забудется.
    ● Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
    ● От добра добра не ищут.
    ● Доброе слово – половина счастья.
    ● При солнышке тепло, при матушке добро.
    ● Доброе слово и кошке приятно.
    ● Худо тому, кто добра не делает никому.
    ● Не ищи красоты – ищи доброты.
    ● Доброе дело дороже богатства.

    Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

    Добрым быть совсем – совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста,
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта не пряник, не конфета

    5. Работа в группах.

    На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок в группе наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.

    - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)

    - Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

    расстроенная подруга плачет;

    приятель в компании беззастенчиво врёт;

    родители несправедливо сердятся;

    девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

    мальчишки играли в футбол и разбили окно;

    брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

    Ты даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.

    Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.

    Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

    6.Работа на карточках (с экрана)

    Закончите предложение.

    “Я могу простить другого человека, если ….”,

    “Мне было одиноко, когда ….”,

    “Я раздражаюсь, если …”,

    “Я страдаю, когда ….”.

    Спешите делать добрые дела,

    Пока еще не склевана рябина,

    Пока береста совести бела

    Спешите делать добрые дела.

    В колесах дружбы так привычны палки,

    В больницах так медлительны каталки,

    А щель просвета так порой мала,

    А ложь святая столько гнезд свила.

    Спешите делать добрые дела

    Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

    Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

    5. Подведение итога урока. Рефлексия

    - Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

    Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:

    Гласит легенда, в смутное то время,

    Воды с тех пор немало утекло,

    Сев на коней, слегка поправив стремя,

    Сражались на Земле Добро и Зло.

    И белого коня вперед направив,

    Добро открыто мчалось на врага.

    Но Зло, оно не соблюдает правил,

    Ударило ножом исподтишка.

    Добро едва успело увернуться,

    А может, ему просто повезло,

    С тех пор они сражаются, дерутся,

    И кто из них сильней, Добро иль Зло?

    Вот, кажется, Добро уж победило,

    Мы воспоем победу храбреца,

    Но живо зло, оно лишь затаилось,

    Оно не умирает до конца.

    И что поделать, им не примириться,

    Никто из них не может победить.

    Менялись их доверенные лица,

    Добро и Зло – их некем заменить.

    - Какова главная мысль стихотворения? ( Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)

    - Вам интересно было работать на уроке?

    – Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

    – Какие выводы вы сделали для себя?

    Домашнее задание

    2. Данилюк А. Я., Основы религиозных культур и светской этики. Программы

    общеобразовательных учреждений 4-5 класс, М: Просвещение, 2010.

    3. Левитский А. В., Методологические особенности преподавания

    4. Основы религиозных культур и светской этики Пособие для учителей, в 6-ти

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Представляю методическую разработку к уроку "Добро и зло" в виде технологической карты. 4 класс, ОРКСЭ. Провела на своём классе - прошёл на Ура! Рекомендую ознакомиться.

    Данилова Александра Владимировна

    Коми республика, город Инта

    Место работы

    Учитель начальных классов

    Основы светской этики

    Урок ознакомления с новым материалом

    Цель, задачи

    Цель: формирование этических и культурных ценностей у учащихся.

    формировать знания о понятиях Добро и Зло, как об основополагающих в этике;

    развивать критическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

    развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

    формировать навыки доброжелательности, уважения к окружающим людям; адекватной самооценки;

    формировать положительное отношение к нравственным поступкам.

    Необходимое оборудование

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

    Дидактическое обеспечение

    Планируемые результаты урока

    смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

    самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности)

    нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

    межкультурный диалог, сближающий людей, желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют.

    критическое отношение к недостаткам своей культуры.

    моральные понятия, которыми оперирует наше сознание, — это добро, зло, добродетель и порок, верность и предательство, благодарность и неблагодарность…

    метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

    определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

    умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

    корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем, выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

    переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);

    использование словарей, справочников;

    осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

    установление причинно-следственных связей.

    обеспечивают социальную компетентность;

    умение слушать и вступать в диалог;

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

    фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа

    Литература и Интернет-ресурсы

    План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

    Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

    Деятельность обучающихся с указанием форм организации

    Формируемые УУД

    (с указанием конкретных действий)

    1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    -Итак, друзья, внимание-

    Ведь прозвенел звонок.

    Начнем скорей урок!

    - Добрый доктор Айболит,

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    - А почему доктор Айболит добрый: потому что он под деревом сидит?

    - Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

    -В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие им присущи качества?

    (Беседа и обсуждение с детьми темы урока).

    -Звучат ответы детей:

    -Добрый, потому что всех животных жалел, лечил. Спешил оказать помощь каждому нуждающемуся.

    Ученики высказываются, как они понимают тему урока.

    Работа с таблицей:

    Первоначально заполняют графу

    Личностные УУД:

    смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

    Регулятивные УУД:

    определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

    2. Создание проблемной ситуации.

    Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого типа.

    - А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

    -Какого же человека можно назвать добрым?

    -А какого человека - злым?

    -Бармалей, наоборот, злой. Всех обижал, даже маленьких.

    - Конечно, нет, Бармалей не станет добрым от того, что сядет под деревом. Это зависит от его поступков.

    Регулятивные УУД:

    корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    3. Актуализация знаний.

    Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

    -А какое определение о Добре и Зле можно найти в словарях? (работа со словарём)

    Беседа с учащимися.

    ДОБРО-1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям.

    2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра.

    3.0 ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.

    -Этимология. Старославянское – добръ, добро.Общеславянское – dobrъ.

    Производные: доброта, добряк, одобрить, добреть.

    -Синонимы: благо, благодеяние.

    Аналогичная работа проводится с понятием ЗЛО.

    Работа с таблицей:

    Коммуникативные УУД:

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Познавательные УУД:

    использование словарей, справочников.

    4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

    Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

    -Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? Какие?

    1.Парная работа.

    -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Скажите как можно больше добрых слов своему(-ей) однокласснику(-це). Пожалуйста, в парах напишите на листочках.

    - Давайте мы немного поиграем.

    - Я прочту стихотво­рение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово:

    -И каждый становится добрым, доверчивым,

    И доброе утро продлится до вечера.

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит: …

    -Растает ледяная глыба

    От слова доброго.

    -Когда бранят за шалости,

    Мы говорим: .

    -Если больше есть не в силах,

    Скажем маме мы: .

    -Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа. Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

    -Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите. Поработайте в парах.

    -Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?

    -Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

    3.Работа с притчей.

    -Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно. Послушайте, пожалуйста, древнюю китайскую притчу:

    ДОБРО БЕЗ УМА

    - О чем эта притча? Кто главные герои? Что вы можете о них сказать?

    - Что с ними произошло?

    - Чем же закончилась эта история? Ведь Император так все хорошо придумал.

    -Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

    -Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

    -Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

    - Какие поступки совершил волк?

    - А какие совершил заяц?

    - Почему его забрала полиция?

    5. Работа в группах.

    - Добро многогранно. Я выдам вам листочки с заданиями, а вы поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

    -расстроенная подруга плачет;

    -приятель в компании беззастенчиво врёт;

    -родители несправедливо сердятся;

    -девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

    -мальчишки играли в футбол и разбили окно;

    -брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

    6.Работа со сказками (работа в группах)

    -Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. В конвертах лежат герои разных сказок. Вспомните сказку, назовите героя: поместите на чашу весов: зло — добро.

    Вывод: Чаша с добром перевесила, зло. Значит добро побеждает зло.

    Читайте также: