Конспект урока по окружающему миру воздух и его свойства

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • оборудование для проведения опытов;
  • презентация (Приложение 1);
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс, 1 часть;
  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;
  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

  • Наука о веществах (химия)
  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)
  • Разновидность сахара (глюкоза)

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?
  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Воздух не имеет запаха.

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,
  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,
  • пожары, извержения вулканов,
  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

    Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

Программное содержание. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал. Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Ход занятия. Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни - Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит Воздух есть и вводе.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод. Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И. п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5раз.)

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос. (2 раза.)

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

Цель: формирование представления о составе воздуха и его свойствах;

разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;

показать важность воздуха для всего живого на Земле;

развивать умение исследовать свойства веществ;

продолжать воспитывать интерес экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, как назвали ученые все, что нас окружает?

Дети: ученые назвали телами все, что нас окружает.

Учитель: А из чего состоят все тела?

Дети: Из веществ.

Учитель: какие три состояния веществ мы знаем?

Дети: жидкие, твердые, газообразные.

На доске вывешиваются таблички.

ЖИДКИЕ ТВЕРДЫЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ

Учитель: отгадайте загадку в рабочей тетради на стр.25.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем.

Ребята, а воздух это вещество? В какую группу мы его отнесем?

Учитель: чем важен воздух для всего живого на земле?

Слушаем мнение детей

Учитель: а теперь прочитаем об этом в учебнике.

По ходу чтения объясняется, что толстый слой воздуха, который покрывает нашу Землю – это атмосфера (слово записать на доске). Человек без воздуха не может прожить и 5 минут .

Учитель: а кто знает, что такое воздух? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 71.

hello_html_44752805.jpg

Учитель: какого газа больше всего в воздухе?

Какой газ необходим нам для дыхания? (кислород)

Учитель: каждый день человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода.

Учитель: Какой газ мы выдыхаем? (углекислый газ)

- Какого газа добавится в классе к концу уроков? А чтобы не накапливался углекислый газ, что для этого нужно делать? (проветривать класс). А ещё в воздухе находятся частички пыли, водяные пары, бактерии.

Учитель: Ребята, а почему леса называют легкими планеты? Как хорошо, легко дышится в лесу. А это потому, что деревья выделяют особые летучие вещества фитонциды , которые убивают бактерии. В городе воздух другой. Пахнет бензином, выхлопными газами, загрязнён частицами пыли, копоти – ведь много машин, заводов, фабрик. Дышать таким воздухом вредно – вот люди и сажают много деревьев в городах.

Дети: городским деревом считают тополь, так как это дерево выделяет в атмосферу столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. Тополя неприхотливы и быстро растут. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем частицы грязи и пыли. Сами листья висят на длинных черешках и поэтому очень подвижны, трепещут, дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают на свою поверхность пыль из воздуха.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение ( читают дети).

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

Учитель: о чем это стихотворение? (о свойствах воздуха)

- Свойства есть у каждого вещества – это признаки, которые отличают один предмет от другого. Какие свойства имеет воздух, мы сейчас узнаем, а поможет нам в этом рабочая тетрадь.

По ходу заполнения рабочей тетради учитель вывешивает карточки со свойствами воздуха на доску: бесцветный, прозрачный, без запаха, нет вкуса, занимает весь предоставленный объем.

Учитель: Ребята, давайте дорисуем шарик и точками покажем, что воздух занял в нем все пространство. Где это свойство воздуха используется?

Дети: при надувании игрушек, мячей, плавательных кругов,

резиновых лодок.

Учитель: чтобы познакомиться с другими свойствами воздуха, нам необходимо превратиться в исследователей и проделать опыты. Можем мы изменить объем воздуха? На воздушный шарик положим книгу и придавим ею шарик, после того как мы убираем книгу, объем шарика остается неизменным.

- Теперь возьмем пустой стакан и поставим его в миску с водой. Почему вода не поднялась выше?

В стакане молекулы воздуха сопротивляются и не дают воде подняться выше. Какой вывод можем сделать?

Дети вместе с учителем в рабочей тетради делают вывод о том, что воздух сопротивляется изменению объема, и записывают его в тетрадь. Такое свойство воздуха называют упругостью.

Наблюдаем в рабочей тетради за шариком, который надели на сосуд, стоящий в горячей воде. Шарик будет надуваться, так как, при нагревании молекулы воздуха движутся быстрее, при этом часто сталкиваются и отскакивают на большие расстояния. Поэтому промежутки между молекулами увеличиваются – воздух расширяется.

При охлаждении воздух в шарике будет сжиматься.

Записываем результаты в рабочую тетрадь. Свои наблюдения вы зарисуете дома.

Учитель: Ребята, нам ещё предстоит ответить на вопросы в рабочей тетради:

- Что находится между стеклами в двойных рамах? Для чего?

- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

- Чем греет меховая шуба?

Делаем вывод и записываем его: воздух плохой проводник тепла и холода.

Учитель: Ребята, наши наблюдения за воздухом заканчиваются. Что же такое воздух? Какие свойства воздуха вы узнали на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете и его охраны; расширить представление об использовании свойств воздуха человеком; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: воздушный шарик, корзинка, таблицы, стаканы для опытов, вода, соломинки, мячик, веер, свеча, дезодорант, колба и ёмкости для проведения опытов, презентация к уроку.

1. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. В этом нам поможет маршрутная карта урока. Выполняя каждое задание, мы по букве будем открывать ключевое слово.

- Чтобы успешно стартовать в нашем путешествии, не обходимо вспомнить изученный материал.

Предметы живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека – всё это тела.

Тела состоят из вещества.

Тела бывают твёрдыми, мягкими, жидкими.

Вещества состоят из молекул.

Все молекулы одинакового размера и формы.

Гвоздь – это тело, железо – это вещество.

2. Перед вами лежат картинки с изображением различных предметов. Положите их на середине стола. Объедините тела, сделанные из одного и того же вещества.

- Молодцы, вы хорошо справились с работой и можете открыть первую букву.

ІІ. Введение в тему урока.

- К нам в гости пришёл наш старый знакомый, герой произведений Н.Носова. Это смешной мальчишка, с которым всегда происходит что-то необычное. Догадались, кто это?

- Правильно, это Незнайка. Он пришёл нам помочь и принёс подарок. Угадайте, какой подарок он принёс с собой.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка –

Улетит за облака.

- Знакомьтесь – это Воздушный шарик.

- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего сегодняшнего урока.

Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберите предметы, созданные руками человека.

(На доске вывешены картинки с изображением винограда, домика, облака, мяча, звезды, дерева, шоколадки, улитки)

- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

- Какие относятся к живой природе? К неживой?

По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

- Какое слово получилось?

-К какой природе относится воздух?

  • Так какая же будет тема урока? Слайд №2
  • - Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

ІV. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что у меня в руке?

-Что такое глобус?

- А вот так выглядит наша планета, если на нее посмотреть из космоса

Слайд 4

- Какого цвета больше на глобусе и на нашей планете? Что обозначено голубым цветом?

- На земле, действительно, воды больше, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и автобусы день и ночь купаются в этом океане. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты.

- Как вы думаете, о каком океане идёт речь?

- Не догадались? Есть ещё одна подсказка.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ

Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- Что же за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

- Речь шла о воздушном океане.

- Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнца; воздух следит за климатом на нашей планете.

- Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе. В каком состоянии находится воздух?

Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).

1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)

2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.

3группа – в стакан с водой опускают комок земли.

4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают

  • Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)
  • Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.
  • Мы говорим о том, что воздух – газообразное тело. А из чего же он состоит?

Слайд №5

Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе азота. Он не пригоден для дыхания. Кислород составляет пятую часть (его вырабатывают и выделяют в воздух только зелёные растения). Он необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим организмам. Меньше всего углекислого газа, который попадает в воздух в результате горения, перегнивання остатков растений и животных

  • Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

- Трудились мы очень много и заслужили открыть ещё одну букву.

V. Физминутка.

- Какими же свойствами обладает воздух? Проведём несколько опытов.

Опыт №1. Мы сказали, что воздух повсюду, даже вокруг нас. Посмотрите внимательно на комнатные растения, доску. Почему мы видим эти предметы, если между нами и этими предметами находится воздух. О каком свойстве это говорит?

Слайд №7

(на слайде поочерёдно появляются свойства воздуха)

- Толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?

- Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Закройте глаза. (учитель брызгает духами) А сейчас?

Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают нам в нос. Где вы чувствуете запахи? Можно ли почувствовать запах воздуха? О каком свойстве это говорит?

- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Нет. Почему?

- В горячую воду я опускаю пластмассовую бутылку, на которую надет сдутый воздушный шарик. Понаблюдайте, что будет происходить с шариком. (он постепенно начнёт надуваться) Что вы заметили? Почему так произошло? О каком свойстве воздуха это говорит?

- Что же произойдёт с надутым шариком, если опустить бутылку в холодную воду? О каком свойстве это говорит?

VІ. Закрепление.

- Какими же свойствами обладает воздух?

- Какие же свойства воздуха и как использует человек? Когда мы двигали веером, мы сказали, что воздух движется. Подумайте, как это свойство может использовать человек?

Слайд №8

- Тёплый воздух поднимается вверх, это используют для поднятия воздушного шара, как средство передвижения.

- Животным воздух помогает тем, что между ворсинками шерсти воздух задерживает тепло, поэтому животным зимой не холодно.

VІІ. Охрана воздуха.

- Мы уже сказали, что воздух необходим животным, людям и растениям. Что же нужно делать, чтобы сохранить воздух и кто его защищает?

1. Составление Синквейна.

- Какое главное слово урока?

Воздух

Прозрачный необходимый

Двигается, дышим, сохраняем

Воздух необходим для жизни на Земле

- Мы хорошо поработали, откроем ещё одну букву.

- А теперь давайте спросим у Незнайки, что он запомнил из сегодняшнего урока. (на доске появляются вопросы к Незнайке и его ответы, дети исправляют неправильные ответы) За хорошую работу награждаем открытой буквой.)

- А сейчас возьмите карточки, на которых вы писали, что знаете о воздухе. Заполните, что нового вы узнали на уроке о воздухе. Какой столбик у вас больше?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово у нас получилось? Это тема нашего следующего урока.

VІІ. Дом. задание.

- У вас на партах лежат шарики разных цветов. Подумайте, понравился ли вам сегодняшний урок? Если урок вам понравился, наклейте на доску шарик жёлтого цвета, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, то наклейте шарик зелёного цвета, а если урок не понравился, наклейте розовый шарик.

- Выставление оценок ученикам.

Открытый урок по окружающему миру

в 3 классе

Учитель: Зубрий Г.В.

Тема. Воздух. Свойства воздуха. Охрана воздуха.

Цели: дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете и его охраны; расширить представление об использовании свойств воздуха человеком; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: воздушный шарик, корзинка, таблицы, стаканы для опытов, вода, соломинки, мячик, веер, свеча, дезодорант, колба и ёмкости для проведения опытов, презентация к уроку.

1. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. В этом нам поможет маршрутная карта урока. Выполняя каждое задание, мы по букве будем открывать ключевое слово.

- Чтобы успешно стартовать в нашем путешествии, не обходимо вспомнить изученный материал.

Предметы живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека – всё это тела.

Тела состоят из вещества.

Тела бывают твёрдыми, мягкими, жидкими.

Вещества состоят из молекул.

Все молекулы одинакового размера и формы.

Гвоздь – это тело, железо – это вещество.

2. Перед вами лежат картинки с изображением различных предметов. Положите их на середине стола. Объедините тела, сделанные из одного и того же вещества.

- Молодцы, вы хорошо справились с работой и можете открыть первую букву.

ІІ. Введение в тему урока.


- К нам в гости пришёл наш старый знакомый, герой произведений Н.Носова. Это смешной мальчишка, с которым всегда происходит что-то необычное. Догадались, кто это?

- Правильно, это Незнайка. Он пришёл нам помочь и принёс подарок. Угадайте, какой подарок он принёс с собой.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка –

Улетит за облака.

- Знакомьтесь – это Воздушный шарик.

- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего сегодняшнего урока.

Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберите предметы, созданные руками человека.

(На доске вывешены картинки с изображением винограда, домика, облака, мяча, звезды, дерева, шоколадки, улитки)

- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

- Какие относятся к живой природе? К неживой?

По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

- Какое слово получилось?

-К какой природе относится воздух?

Так какая же будет тема урока? Слайд №2

- Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.


Что вы ещё хотели бы узнать о воздухе?

Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. А ещё вы узнаете какими свойствами обладает воздух, как человек использует воздух, нужно ли воздух охранять.

ІV. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что у меня в руке?

-Что такое глобус?

- А вот так выглядит наша планета, если на нее посмотреть из космоса

Слайд 4


- Какого цвета больше на глобусе и на нашей планете? Что обозначено голубым цветом?

- На земле, действительно, воды больше, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и автобусы день и ночь купаются в этом океане. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты.

- Как вы думаете, о каком океане идёт речь?

- Не догадались? Есть ещё одна подсказка.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ

Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- Что же за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

- Речь шла о воздушном океане.

- Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнца; воздух следит за климатом на нашей планете.

- Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе. В каком состоянии находится воздух?

Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).

1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)

2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.

3группа – в стакан с водой опускают комок земли.

4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают

Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)

Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.

Мы говорим о том, что воздух – газообразное тело. А из чего же он состоит?

Слайд №5


Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе азота. Он не пригоден для дыхания. Кислород составляет пятую часть (его вырабатывают и выделяют в воздух только зелёные растения). Он необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим организмам. Меньше всего углекислого газа, который попадает в воздух в результате горения, перегнивання остатков растений и животных

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

- Трудились мы очень много и заслужили открыть ещё одну букву.

V. Физминутка.

- Какими же свойствами обладает воздух? Проведём несколько опытов.

Опыт №1. Мы сказали, что воздух повсюду, даже вокруг нас. Посмотрите внимательно на комнатные растения, доску. Почему мы видим эти предметы, если между нами и этими предметами находится воздух. О каком свойстве это говорит?


Слайд №7

(на слайде поочерёдно появляются свойства воздуха)

- Толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?

- Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Закройте глаза. (учитель брызгает духами) А сейчас?

Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают нам в нос. Где вы чувствуете запахи? Можно ли почувствовать запах воздуха? О каком свойстве это говорит?

- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Нет. Почему?

- В горячую воду я опускаю пластмассовую бутылку, на которую надет сдутый воздушный шарик. Понаблюдайте, что будет происходить с шариком. (он постепенно начнёт надуваться) Что вы заметили? Почему так произошло? О каком свойстве воздуха это говорит?

- Что же произойдёт с надутым шариком, если опустить бутылку в холодную воду? О каком свойстве это говорит?

VІ. Закрепление.

- Какими же свойствами обладает воздух?

- Какие же свойства воздуха и как использует человек? Когда мы двигали веером, мы сказали, что воздух движется. Подумайте, как это свойство может использовать человек?

Слайд №8


- Тёплый воздух поднимается вверх, это используют для поднятия воздушного шара, как средство передвижения.

- Животным воздух помогает тем, что между ворсинками шерсти воздух задерживает тепло, поэтому животным зимой не холодно.

VІІ. Охрана воздуха.

- Мы уже сказали, что воздух необходим животным, людям и растениям. Что же нужно делать, чтобы сохранить воздух и кто его защищает?


1. Составление Синквейна.

- Какое главное слово урока?

Воздух

Прозрачный необходимый

Двигается, дышим, сохраняем

Воздух необходим для жизни на Земле

- Мы хорошо поработали, откроем ещё одну букву.

- А теперь давайте спросим у Незнайки, что он запомнил из сегодняшнего урока. (на доске появляются вопросы к Незнайке и его ответы, дети исправляют неправильные ответы) За хорошую работу награждаем открытой буквой.)

- А сейчас возьмите карточки, на которых вы писали, что знаете о воздухе. Заполните, что нового вы узнали на уроке о воздухе. Какой столбик у вас больше?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово у нас получилось? Это тема нашего следующего урока.

VІІ. Дом. задание.

- У вас на партах лежат шарики разных цветов. Подумайте, понравился ли вам сегодняшний урок? Если урок вам понравился, наклейте на доску шарик жёлтого цвета, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, то наклейте шарик зелёного цвета, а если урок не понравился, наклейте розовый шарик.

Читайте также: