Конспект урока по окружающему миру страны мира

Обновлено: 08.07.2024

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.

Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны

Метапредметные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

--чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Основные виды деятельности обучающихся

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-подбирать фотографии достопримечательностей

Основные понятия и определения

На Земле множество стран. С ними можно познакомиться с помощью политической карты мира.

  • дать понятие политической карты;
  • познакомить с некоторыми странами и их достопримечательностями.
  • развивать интерес к познанию нового; интерес к предмету.
  • познакомить с программой Googl Earth в MacBook.

Наглядность: политич. карта, учебник Плешакова, раб.тетради, выставка книг и энциклопедий, проектор для демонстрации презентации, MacBook.

До урока дети поделены на пары (родитель + учащийся) и на уроке сидят по командам.

I. Оргмомент

Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаю я удачи,
И успешности в придачу!

II. Изучение нового материала

Какие красавцы,
Всегда и везде,
На суше родятся,
Живут на воде? (Парусный корабль)

– Итак, сегодня мы отправимся в путешествие по морю (слайд 4, шум моря).
– А в какие страны мы отправимся? Давайте посмотрим и за одним на каких материках эти страны расположены (слайд 3).
– Кто сидит за первым столом, вы будите вперед смотрящие (движение), вторые рулевые (держат штурвал), третьи и четвертые – юнги (поднимают паруса).
Отправляемся в путь. (слайд 5)
– Когда мы будем подплывать к стране, вы услышите мелодию этой страны и может быть по ней, вы догадаетесь, к какой стране мы приплыли?

Звучит 1 мелодия (дети угадывают)

Выходит 1 гид (заранее подготовленный ученик и рассказывает о стране) (слайды с 6 по 9)

Великобритания –островное государство в Западной Европе. В состав Соединённого Королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. На реке Темзе,расположена столица Великобритании – Лондон. Это один из старейших городов в Европе. В стране до сих пор существует монархия и есть королева, ее зовут Елизавета II. Здесь много зелени, в самом большом парке Лондона – Гайд-парке – собираются туристы. Англия – страна древней культуры, родина талантливых учёных, писателей: И.Ньютона, В. Шекспира. Одной из достопримечательностей Англии является Биг-Бен, эта часовая башня возвышается на 98 метров над набережной Темзы. Циферблаты Биг-Бена смотрят на все 4 стороны света. Спорт занимает важное место у англичан. Многие спортивные игры, распространенные по всему миру, родом из Англии, например, футбол.

Звучит 2 мелодия (слайд 10).

2 гид (слайды с 11 по 14)

Столица ФранцииПариж – один из красивейших городов мира. Страна находится на крайнем западе Европы. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразны природные условия. Неподалёку от покрытых снегами острогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани – обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равниные неспешно текущими реками. Река Сена, пересекающая столицу страны.
Один из крупнейших художественных музеев мира – Лувр тоже находится в Париже. Здание Лувра это старинный королевский дворец. Стеклянная пирамида во дворе Наполеона, служит главным входом в Лувр и является одним из символов Парижа. – Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери – архитектурный шедевр города Парижа. Остров Ситэ, на котором он расположен, – древнейшая часть французской столицы. Строительство собора шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города – 10 тысяч человек. Но пока его строили, население Парижа выросло во много раз.
На берегу Сены стоит Эйфелева башня – символ Парижа. Высота её вместе с новой антенной составляет 324 метра. Башня является самой посещаемой достопримечательностью мира.

Слайд 15 – Физминутка (закрыть глаза, отдохнуть и послушать музыку)

3 мелодия (слайд 16)

3 гид(слайд 17 по 20)

4 мелодия (слайд 21)

4 гид (слайды с 22 по 25)

Китай – очень древнее государство. Столица Китая – Пекин. За свою историю Китай создал очень богатую культуру. В нем проживает 1 миллиард 133 мил. чел. По численности населения Китай находится на первом месте. Много изобретений мирового уровня сделаны именно в Китае. Например: порох, бумага, компас, книгопечатание.

Великая Китайская Стена– это одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Она протянулась от Ляодунского залива через Северный Китай в пустыню Гоби. Расстояние от одного конца Стены до другого составляет 2450 км, но если учитывать отходящие от Великой Китайской Стены другие крепостные валы, то получится 6000 – 6500 км.
Ширина верхней части Стены делала ее еще и дорогой для военных частей. Одновременно по Стене могли идти в ряд 5 пехотинцев или кавалеристов.
Грандиозное захоронение Сианя — терракотовая армия императора Цинь.

Вдумайтесь только:2000 лет этому захоронению. 8100 полноразмерных (выше человеческого роста) терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей.
Армия была обнаружена в Китае рядом с гробницей китайского императора Цинь около города Сиань в 1974 году.

III. Закрепление изученного (слайд 26)

– Вот мы и вернулись обратно к нам в класс, а теперь давайте проверим, что же вы из нашего путешествия запомнили.

IV. Итог урока

О любой стране вы сможете узнать подробнее из книг, из интернета, из энциклопедий.

Вопросы: (слайд 27)

1) В каких странах, вы побывали? Перечисли.
2) Что интересного вам запомнилось?
3) В какой стране ты бы хотел побывать на самом деле? (Это будет ваше д/з, заполнить таблицу и подготовить рассказ о любой другой стране)
4) О какой достопримечательности ты бы хотел узнать больше?

– Где в жизни вам эти знания пригодятся?

V. Познакомить с программой Googl Earthв MacBook. Выполнить задание в этой программе.

VI. Рефлексия

Урок 32. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме:

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных обозначений.

Континент - То же, что материк. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова).

Камень - твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы.

Ключевые слова

Материк; океан; часть света;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

Окружающий мир. Учебник, 2кл, 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 114-129.

Дополнительная литература:

Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – Часть 2. С. 73-81.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С давних времён из века в век человек стремился узнать, что там вдали. Он снаряжал корабли и пускался в дальние путешествия, полные опасностей.

Спускался в голубую бездну океана, поднимался до горных вершин, открывал всё новые и новые земли.

Сегодня и мы с вами отправимся в путешествие по нашей планете. В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что же нам взять с собой, глобус или карту?

Сравните глобус и карту мира. В отличие от карт на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно. Карты более подробные и в зависимости от цели можно использовать разные карты – физические карты, политические и т.д.

Поэтому возьмём карту, а точней - карту полушарий. Как мы знаем, синим цветом на карте изображены водоёмы, коричневым, жёлтым и зелёным цветами – участки суши.

Что мы называем материками и океанами? Сколько их на нашей планете?

Начнём мы наше путешествие с запада. Какие географические объекты нам встречаются по пути? Начнём с водоёмов. Мы обнаружили Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан. Северный Ледовитый океан и Южный океан. Океаны – это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

Также мы видим огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. Это материки. На Земле всего шесть материков.

Евразия – самый большой материк на Земле. Здесь проживает больше половины всего населения Земли. Наша родина Россия находится на этом материке. Это единственный континент, омываемый четырьмя океанами сразу. На юге Евразия омывается Индийским океаном, на севере – Северным Ледовитым океаном, на западе – Атлантическим, на востоке – Тихим.

Евразия очень велика. Она делится на две части света – Европу и Азию, которых разделяют Уральские горы.

В Европе уже почти не осталось нетронутой природы. Сады и парки, пастбища и фермы, поля и виноградники. Автомагистрали и города, а также многочисленные памятники архитектуры – так выглядит Европа сегодня.

На этом маленьком кусочке земли размещается более 40 стран.

Россия занимает территорию и Азии, и Европы. Это самая большая по площади страна в мире.

На территории Азии расположено 48 стран. Здесь живёт больше всего людей – только в Китае их уже более миллиарда, а скоро его догонит Индия.

Евразия является самым колоритным континентом планеты. Его территорию занимает большая часть всего населения мира с разным цветом кожи, собственной культурой и традициями.

Очень разнообразен животный и растительный мир Евразии. Здесь встречается белый медведь и бурый медведь, панда, индийский слон, тигр, барсук, огромное количество самых разных птиц.

В Евразии распростёрлись самые крупные и высокие горы в мире Гималаи. Здесь самая высокая гора на планете Эверест.

Второй по величине материк – Африка. Он окружён Средиземным морем, Красным морем, Индийским и Атлантическим океанами. Саванны и пустыни занимают большую часть территории континента. Это самый жаркий материк планеты.

Больше половины территории материка занимают саванны и пустыни.

Здесь протекают одна из самых длинных рек в мире Нил и самая глубокая река в мире Конго.

Жители Африки существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, Они не нуждаются в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

Африка – это континент с уникальным животным, и растительным миром.

Здесь встречаются такие животные как львы, жирафы, зебры, бегемоты, верблюды, обезьяны, крокодилы, много ящериц и змей.

Главной достопримечательностью Африки являются египетские пирамиды.

Мы покидаем Африку.

Перед нами раскинулись воды Атлантического океана. Переплыв его, мы оказываемся в Америке.

Северная Америка – третий по площади материк на планете.

Его берега омывают Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Карибское море и Тихий океан.

В Северной Америке находится одна из величайших рек в мире Миссисипи и знаменитый Ниагарский водопад.

В Северной Америке водятся бурые медведи, бизоны, скунсы, дикие олени карибу, дикобразы, койоты.

Сегодня в Северной Америке проживают представители разных национальностей – потомки португальцев, испанцев, англичан , негров-рабов, когда-то завезённых сюда для работы на плантациях. Также здесь живут и коренные жители – индейцы.

Южная Америка. Это четвертый по занимаемой площади материк планеты. Он омывается с запада Тихим океаном, на востоке – Атлантическим океаном, на севере – Карибским морем.

В Южной Америке протекает самая широкая и самая длинная река в мире Амазонка.

Здесь много лесов. Их называют джунглями.

Вдоль всего западного края Южной Америки протянулась самая длинная горная цепь Анды.

Разнообразен животный мир этого материка. Здесь обитают ламы, самые большие змеи – анаконды, попугаи различных видов.

Население Южной Америки составляют представители разных народностей – индейцы, выходцы европейских стран, и Африки и т.д.

Из Южной Америки мы попали в воды Южного океана. Ученые его выделили совсем недавно. Этот океан образуют воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Он омывает берега Антарктиды – самого холодного материка.

Этот материк называют ледяным, безмолвным, пустынным и загадочным. Здесь не живут постоянно люди. В Антарктиде нет ни лесов, ни рек. Весь материк покрыт льдом. Свободной ото льда суши совсем мало.

На этих участках встречаются лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии.

Зимой здесь полярная ночь, а летом – полярный день. Только один раз в году здесь можно наблюдать восход и закат.

Это родина удивительных птиц – пингвинов.

А впереди нас ждет новый океан - Индийский и чудесный зеленый континент – Австралия

Австралия – самый маленький, самый сухой и самый необычный материк земного шара. Он омывается Тихим и Индийским океанами.

Только в Австралии водятся кенгуру, коала и другие сумчатые звери. Все сумчатые звери носят своих детенышей в сумках на животе.

Австралийцы – открытая, дружелюбная нация. Австралия является самым многонациональным континентом. Здесь проживают представители множества разных стран.

Таким образом, мы выяснили, что на планете есть огромные водные пространства, которые называются океаны. Их 5: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан. Также на Земле есть огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. Они называются материками или континентами. Всего шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

А теперь мы с вами посетим несколько стран. В этом тоже нам помогут карты. Физическую и политическую. Давайте разберёмся, какие карты для чего нужны.

На физических картах изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты.

А карты, на которых изображены страны, называются политическими.

Начнём наше путешествие по странам с Великобритании. Это островное государство. Находится в западной Европе.

На реке Темзе расположена столица Великобритании Лондон. Это один из старейших городов в Европе.

Одной из достопримечательностей Англии является Биг-Бен, эта часовая башня возвышается на 98 метров над набережной Темзы. Циферблаты Биг-Бена смотрят на все 4 стороны света.

Франция находится на западе Европы.

Столица Франции Париж.

В Париже находится один из крупнейших художественных музеев мира Лувр.

Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери – архитектурный шедевр города Парижа. Строительство собора длилось более 100 лет.

Символом Парижа является Эйфелева башня, высота ее 324 метра. Это самая посещаемая достопримечательность Франции.

Следующая страна, с которой мы познакомимся – это Соединенные Штаты Америки (США). Она находится в Северной Америке.

Столица Соединенных штатов Америки – город Вашингтон.

В Нью-Йорке находится гигантская статуя Свободы. Это самая узнаваемая достопримечательность США.

Лос-Анджелес – город с широкими улицами. В нём находится мировой центр кинематографии – Голливуд.

Недалеко от Лос-Анджелеса к неописуемой радости ребят создан парк развлечений – Диснейленд.

Китай – очень древнее государство.

По численности населения Китай находится на первом месте.

Столица Китая – Пекин.

Великая Китайская Стена – это одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Протяжённость стены составляет 2450 км. Верхняя часть Стены являлась еще и военной дорогой. Одновременно по Стене могли идти в ряд 5 пехотинцев или кавалеристов.

Япония – одна из самых технологически развитых стран мира.

Токио – столица Японии. Это самый крупный город в стране. Здесь соседствуют гигантские небоскребы и старинные архитектурные сооружения, многие из которых были возведены несколько сотен лет назад.

Символом Японии является гора Фудзияма. Её каждый год посещают тысячи туристов. Фудзияма – это действующий вулкан и самая большая гора Японии

Итак, мы побывали на шести континентах, переплыли пять океанов и посетили несколько стран мира. А впереди нас ждет ещё много интересных открытий.


Цель. Дать понятие политической карты, познакомить с некоторыми странами и их достопримечательностями.

Дать представление о карте и их видах, о странах и их символике.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать логическое мышление, наблюдательность (общеучебные интеллектуальные умения)

Используемая литература:

Учебники по окружающему миру Плешакова А.А.

I .Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

III. Совместное открытие новых знаний

IV. Самостоятельная работа по изучению новых знаний

План оформления доски:





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Регулируемые УУД

Организационный момент

Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.

Личностные: Самооценка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

( проверка на слайде 3)

- Ребята, к нам на урок пришли Муравьишка- вопросик и Мудрая черепаха

Они приготовили для вас много интересных заданий. –

Муравей – Вопросик хочет проверить как вы готовы к уроку? Он предлагает вам отгадать загадку:

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.

- А какие еще материки вы знаете?

Что такое материк?

Сколько материков на Земле?

На какие части света делится Евразия?

Назовите самый маленький материк?

Как вы думаете, мы справились с задание Вопроска?


А вот мудрая черепаха предлагает вам поработать в парах и подписать материки. ПРОВЕРКА ЛИСТОЧКИ ПЕРЕВЕРНУТЬ

– Поднимите руку у кого все правильно.


Какая пара допустила ошибки? антарктдида Посчитайте мы все материки подписали? какой забыли кто знает где он находится?

Как вы думаете, мы справились с заданием Черепахи?

-Мудрая черепаха просит вас ещё раз назвать одним словом эти понятия . Кто назовёт?

- Каким словом можно назвать эти понятия?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.

-Какие страны вы знаете?

Вы сейчас назвали несколько стран, а в мире насчитывается 252 страны. Мы поговорим о некоторых из них

Называют названия материков

- Материк – это пространство земли, омываемое морями и океанами

- Европа и Азия

- я думаю, мы справились, мы отгадали загадку и ответили на все вопросы.)

я думаю, мы справились, мы …

- перечисляют известные им страны

Личностные: умение формулировать цель, проблему, тему урока.

III. Совместное открытие новых знаний

(висят карты)

(слайд 8) первый материк Евразия.

Мультик (слайд 10)

(Северная Америка) (слайд 15)

Вопросик предлагает вам посмотреть на карту, что вы на ней видите - (физическая карта)

Посмотрите на эту карту (открываю) - Чем отличаются?

-Каждая карта имеет свое название. Может кто -то знает как они называются?

- А вот узнать как называется каждая из карт нам поможет учебник. Открываем стр. 125

как называется карта на которой изображены реки?

а как называется карта на которой изображены страны?

- откройте р.т с…79… найдите з.2 Давайте прочитаем, что нам надо сделать

на какой материк мы отправимся вначале

- Какие страны находятся на этом материке?

- Какая страна самая большая на этом материке? – Россия, ее площать 17 100 000 км2, что бы добраться от Калининграда до Владивостока понадобится почти 6 дней. (Показываем на карте).

-А вы знаете что самая большая по численности населения, это Китай. В ней живет 1млр 386 млн это в __ раз больше чем в России, найдите на карте эту страну. - Столица Китая Пекин

Посмотрите на флаг и герб этой страны.

- Следующий материк – Африка.

- Давайте посмотрим, какие страны расположены на этом материке?

- А́фрика — второй по площади материк. Здесь расположились самые жаркие страны, в которых не бывает зим

- Например: Алжир – это государство в Северной Африке, находится она между Средиземным морем и пустыней Сахара. В столице страны, городе Алжире, сохранились монументы времен Османской империи, такие как мечеть Кетшава 1612 года в горном квартале Касба с узкими улочками и лестницами.

-Россияне очень любят отдыхать в Египете Столица страны Каир. Посмотрите на флаг и герб этой страны

- На какой материк мы с вами отправимся дальше?

- Самая большая страна на этом материке – Канада. Столица страны Оттава. Здесь находится всемирно известный Ниагарский водопад.

- Следующая страна это Соединенные Штаты Америки сокращенно США. Столица Вашингтон. ) Посмотрите на флаг и герб этой страны

- Южная Америка, какие же страны там расположены?

- Бразилия - страна в Южной Америке. Столица – Бразилиа

Посмотрите на флаг и герб этой страны

- Аргентина – это крупная страна в Южной Америке. Столица страны – большой многонациональный город Буэнос-Айрес.

- Последний в нашем списке материк Австралия

- Австралия – это страна, занимающая весь материк. Здесь обитают уникальные виды животных, например: кенгуру и утконосы.

- Вот и закончилось наше кругосветное путешествие

- на первой реки, равнины, горы, а на второй страны) Разными цветами на карте изображены страны

Читайте также: