Конспект урока по окружающему миру с использованием икт

Обновлено: 08.07.2024

Урок окружающего мира в 1-м классе с использованием ИКТ.

Автор: Ерко Наталья Викторовна( OGPN - PC 2@ mail . ru )

МБОУ ОУ Гимназия №2 г. Красноярска

Тема: Времена года. Осень.

Продолжительность – 35 минут.

Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе; развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ.

-Золотая и немая,

Песням спрятанным внимая,

Я иду, как в чарах сна.

Листья тихо улетают

С засыпающих ветвей

И на землю оседают,

Красотой пленя своей.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычный урок…

А начнем мы его с наблюдения…

2. Вводная беседа.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Назовите осенние месяцы.

- Какие изменения в природе происходят с приходом осени?

- Прочитайте текст в учебнике на с.49 и сравните со своими ответами.

Карточка №1. Выбери рисунки с осенней погодой и раскрась их.

- Какие краски у осени?

( На партах набор осенних листьев).

- Найдите и покажите лист березы, клена, тополя и т.д.

- Разложите у себя на партах листья в таком порядке, в котором я буду их называть.

Например: береза – тополь – осина – клен - рябина

Выполнение задания. Оценивание работы группы.


Работа с пословицами и поговорками.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Работа уч-ся на нетбуках в программе Tux Paint.Отгадайте загадки и отгадку выберите из штампов.

(Учащиеся выбирают в программе из штампов овощи, потом на интерактивной доске появляются картинки с овощами для взаимопроверки.)

1.Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

2. Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"

3.Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? .

4.Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

5.Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.

6. Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

7.Сидит девица в темнице, а коса на улице.

8. Он никогда и никого
Не обижал на свете,
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?

Взаимопроверка в парах. Оцените свою работу и работу одноклассника.

- Объясните эту поговорку.

- Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Вот сейчас мы и проверим, какие вы грибники. Отправляемся в лес!

Подведение итогов игры. Какие грибы помогли собрать ежу Егорке?

Оцените свою работу.

- Как мы узнаем, что пришла осень?

Когда это бывает?

- Как вы догадались? Какие подсказки услышали в загадке? Как назовете эти подсказки?

По алым перьям снегиря

Течет прохлада …(октября).

В сухом бору дремота сосен,

Покоем веет от полей…

На юг уходит наша …(осень),

Держась за нитку …(журавлей).

- Чтение учащимися стихотворений об осени.

- Оцените свою работу на уроке.

Похожие документы:

Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по теме "Как путешествует письмо" (2008 / 2009 учебный год)

. Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по теме "Как путешествует письмо"(2008 / 2009 учебный год) Урок окружающего мира . конспект открытого урока по окружающему миру с использованием мультимедийных технологий. Народился Сын Божий миру во спасение .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологии

Предмет: окружающий мир

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлений об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; учиться первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

1.Положительное отношение к изучению предмета, уважение к мыслям и настроениям другого человека.

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы, контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;

- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов (мешочек с различными предметами), фрукты (апельсин) для определения запаха, рисунки органов чувств для сценки (оформлены в виде масок).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Форма работы: фронтальная, групповая.

- названия органов чувств;

- признаки органов чувств

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

*проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

- С какой темой мы с вами познакомились на прошлом уроке? (мы говорили об организме человека)

- Вспомните, из чего состоит организм человека? (организм человека состоит из органов)

- А какие органы вы знаете? (сердце, лёгкие, желудок)

- Скажите, что такое системы органов? (это несколько органов, выполняющих общую работу)

- А какие системы органов вы знаете? (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная, опорно-двигательная, выделительная)

- Что входит в состав пищеварительной системы? (пищевод, желудок, кишечник)

- Какова её роль? (она обеспечивает переваривание пищи)

- Какие ещё системы органов вы знаете, назовите их (сердце и кровеносные сосуды - кровеносная система. Она обеспечивает движение крови в организме - кровообращение)

- Что составляет дыхательную систему человека? (лёгкие и бронхи)

- А что помните о нервной системе? ( она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам тела отходят нервы, похожие на белые нити. По ним в мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы всем органам тела)

- Что изучает наука анатомия? (строение тела человека)

- Что изучает наука физиология? (работу органов человека)

- Что такое гигиена? (наука о сохранении и укреплении здоровья)

- Какие пословицы о здоровье вы знаете? ( Здоров будешь - всё добудешь. Не рад больной и золотой кровати. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.)

- О каком великом русском учёном мы говорили на прошлом уроке? (Иван Петрович Павлов)

- А что вы о нём помните?

Ученик: - Иван Петрович Павлов родился в 1849 году. Это великий учёный - физиолог. Он прожил долгую жизнь и более 60 лет занимался научными исследованиями. Благодаря его исследованиям стали известны многие тайны работы головного мозга. Учёные многих стран называли Павлова великим физиологом всего мира. За свои научные труды он был удостоен почётной международной награды - Нобелевской премии.

3. Постановка проблемы.

- А с какой темой мы сегодня с вами будем знакомиться, вы скажите мне сами, разгадав кроссворд.

НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ КРОССВОРД

1.С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвонил будильник? (ухо)

2. С помощью какого органа ты видишь, что написано на доске? (глаз)

3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? (кожа)

4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (нос)

5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык)

- Как называются эти органы? (это органы чувств)

ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ

- Давайте сформулируем цель нашего урока. Что мы с вами хотим сегодня выяснить? (какой из органов чувств самый главный)

- Правильно, мы сегодня докажем: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

А чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование.

- А кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют)

Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

- Так что же будет предметом нашего исследования? (мы будем исследовать человека)

- Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши, кожа - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

В мешочке лежат различные предметы: кубик, пузырёк, щётка, мячик и др. Все предметы различны по форме, цвету, сделаны из различных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто сможет определить, что это за предмет, из чего он изготовлен? (Дети описывают предмет, трогая его наощупь, не доставая из мешка, называют его)

- Скажите, а какого цвета данный предмет?

- Почему не можем ответить на этот вопрос? (Потому что не видим предмет глазами)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим. Можем теперь определить цвет предмета?

- Проведём ещё опыт. Закройте глаза. Не открывая глаз, скажите, какой предмет я достала из мешочка и положила на свой стол? (на стол выставляется игрушка)

- Сможете ответить на мой вопрос? Кто догадался почему? (потому, что в данный момент глаза у нас закрыты, и мы ничего не видим)

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы. Большую часть информации об окружающем мире мы узнаём через глаза. Они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор. Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы.

- Давайте рассмотрим глаз. Он состоит из глазного яблока, в центре которого находится зрачок, с помощью которого мы видим.

- А что защищает глазное яблоко? (верхнее и нижнее веко).

Ученик: - Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками - моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слёзы, которые порой текут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки.

Учитель: - А что находится на веках глаза? (ресницы). На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница живёт примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая.

- Зрение - способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что способен видеть в темноте и при ярком свете.

Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Берегите зрение!

- Вспомните и назовите правила, которые помогут нам сохранить зрение.

1.Читай и пиши только при хорошем освещении.

2.Книга или тетрадь должны быть на расстоянии 30 см от глаз. Свет должен падать слева.

4.Если долго читаешь, пишешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.

5.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер.

6.Не три глаза руками, пользуйся чистым носовым платком.

7.Не стесняйся носить очки.

- Прочитайте эти правила ещё раз и запомните их.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен)

- А ещё необходимо делать для глаз зарядку. Итак, проведём физминутку:

Руки за спинку, головки назад . ( закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят. (открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим – на парту глядим. (вниз)

И снова наверх – где там муха летит? (вверх)

Глазами повертим, поищем её. (по сторонам)

И снова учиться, продолжим урок.

- А сейчас - задание на внимание:

Игра: - Закройте глаза и вспомните, какого цвета глаза у вашего соседа. А теперь откройте и посмотрите. Кто вспомнил правильно?

- Что помогло ведущим угадывать голос? (слух)

Слух - это способность человека воспринимать звуковые волны. Второй по важности орган чувств – ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в головной мозг. Очень важно для человека слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания.

Ученик: - Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок головного мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Береги уши!

- Давайте подумаем и назовём правила, которые позволят нам надолго сохранить хороший слух.

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить ваткой.

2.Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками. Можешь повредить ухо и потерять слух.

3.Сильный шум, громкая музыка портят слух. Чаще отдыхай в тишине.

4.Если почувствуешь боль в ухе, сразу обратись к врачу.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.

3. Орган обоняния.

- А сейчас закройте глаза, а я пронесу по классу вещь, вы определите, что это. (проношу медленно апельсин)

- Что я пронесла? Как вы догадались?

- Какой орган чувств помог нам почувствовать запах?

Нос – это орган обоняния. Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса… Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит.

Ученик: - Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние осенью и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут почувствовать запаха некачественной пищи.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.

- Что же надо делать, чтобы сохранить хорошее обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

- Прочитайте эти правила и запомните их.

- С какими органами чувств мы уже познакомились?

Раз – подняться, потянуться;

Два – согнуться, разогнуться;

Три – руками три хлопка, головою три кивка;

На четыре – руки шире;

Пять – руками помахать;

Шесть – за парту тихо сесть.

- А теперь отгадайте загадку:

А не проглотишь. (язык)

Учитель: - Язык - орган вкуса. На языке расположены вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу мы едим с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык и тогда мы не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей.

Ученик:- Вся поверхность языка покрыта множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем. Вот почему, чтобы не почувствовать горечь таблетки её рекомендуется класть на кончик языка. Таким образом, язык - тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что - нибудь противное или несвежее, язык тотчас доложит об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Вывод: Из всего, что мы увидели и услышали, какой вывод мы сделаем?(орган вкуса тоже очень важен)

5. Орган осязания.

Игра «Узнай, что это?

- И так у нас остался ещё один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне двух человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись(прикоснуться ваткой, расчёской, тёплым, холодным предметом).

- Что чувствуешь? (нежность (вата), колкость (расчёска), тепло, холод)

- Что помогло определить, каким предметом дотронулись?

- С помощью кожного покрова мы смогли определить свойства предметов. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. Её чувствительность заключается в том, что мы распознаём предмет, к которому прикасаемся и запоминаем каков он на ощупь. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму поверхности, к которой прикасаемся. Кожей мы ощущаем холод или тепло, ветер или жар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе, но и защищает, поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость.

Вывод: Какой орган чувств помог нам определить предметы? (орган осязания - кожа) Какой же вывод мы сделаем? (орган осязания тоже очень важен.)

Общий вывод: Вот и подошло к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они наши верные помощники? Давайте дадим им общее название. (Обратить внимание детей на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) Какое название отсюда следует? (Органы чувств).

Учитель: - Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств человеку необходим больше других?

Автор: - Как - то раз органы между собой завели беседу.

Глаза: - мы органы зрения, а через зрение человек получает 90 % всей информации. Значит, мы – самый важный орган чувств.

Уши:- То, что вы самые важные никто не спорит, но бывают случаи, когда и уши незаменимы.

Глаза: - Когда это?

Уши: - Да хоть во время разговоров. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности. Например, когда автомобиль сзади приближается, уши слышат, и человек успевает отскочить. Так вот, хоть глаза и важны, а без ушей плохо.

Глаза: - Ну, хорошо, без ушей плохо! А остальные органы чувств человеку не нужны!

Нос: - Как это не нужны? Без обоняния человек не ощущает запаха пищи и у него нарушится пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которой не видит и не слышит, например, о пожаре или утечке газа.

Глаза: - Хорошо, ты нужен, а зачем язык?

Язык: - Если я не буду определять вкус, пищеварение нарушится ещё быстрее, чем без носа. Я определяю, что съедобное, а что нет. Человек без меня может съесть что-то ядовитое.

Глаза: - Ну тогда осязание точно не нужно, тем более, что иногда очень больно бывает.

Кожа: - Без осязания человеку вообще плохо придётся. Ведь человек очень многое делает наощупь. Представь, возьмётся человек за горячий чайник и не почувствует, начнёт резать себе руку ножом и тоже не почувствует. Так он может нанести себе серьёзные травмы и умереть. Нет, без боли жить нельзя, боль - это сигнал об опасности.

Глаза: - Выходит, хоть я и самый важный орган чувств, но и без других органов жить тоже плохо.

Автор: - Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.

Все органы действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга. Органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и никогда не спутает его вкус со вкусом огурца. Сегодня мы убедились, что кожа тоже имеет память – и наощупь мы никогда не спутаем мячик и линейку.

Ребята, но всеми органами чувств руководит головной мозг. Органы чувств все сведения, которые получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. Например, человек увидел яблоко. Эта информация поступила в головной мозг. Мозг даёт приказ взять его и откусить. Головной мозг осуществляет контроль, а органы исполняют его приказы. Каждый орган в головном мозге имеет своё представительство – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

- Итак, достигнута ли цель нашего урока? Нашей целью было – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный. Да, достигнута, мы выяснили, что все без исключения органы чувств важны.

- Итак, сколько у человека органов чувств? ( пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Какие органы за них отвечают? (глаза, уши, нос, кожа, язык)

Эти органы воспринимают сигналы из окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

А надо ли беречь органы чувств? (да)

- Соедините слова каждого столбика стрелками:

Орган зрения Нос

Орган обоняния Кожа

Орган вкуса Глаза

Орган осязания Язык

Орган слуха Уши

Интеграция образовательных областей:

Цели: Развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине.

Познавательное развитие : расширять и закреплять знания детей о своей стране – России и городах, как части России, закреплять знания детей, о городах которые представляют историческую и культурную ценность, развивать внимание, память.

Речевое развитие: развивать речь, умение отвечать на вопросы полными ответами.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать чувство гордости, любви к своей стране, своему городу, чувство сопричастности к её судьбе, воспитание патриотических чувств.

Художественно-эстетическое развитие: воспитывать умение слушать музыкальные произведения, развивать культуру поведения.

Методы и приемы:

- практические: посещение библиотеки;

- наглядные: рассматривание иллюстраций городов России, просмотр видео о городах России;

- словесные: индивидуальные и групповые беседы о городах России, ситуативный разговор, вопросы, чтение произведений.

- беседа о стране – России;

- разучивание стихотворения о Родине;

- Беседа о городах, его символике, которые представляют историческую и культурную ценность – (это города Москва, Санкт – Петербург, Волгоград, Жигулевск, Самара, Тольятти).

Материал к занятию :

Карта России, карта Самарской области;

- заготовки Российских флагов (на каждого, конверты с флагами, конверты с гербами городов России;

- иллюстрации, фотографии городов по которым путешествуют дети;

- оборудование к интерактивной доске.

Герб, символика, необъятная России, малая Родина.

Ход занятия.

Стоят в лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

И так же начинается. (Окно)

Вот она скрипит,

И ноет. (Дверь)

Кудри в речку опустила,

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

- Молодцы, все загадки отгадали. Так куда же мы отправимся? (читаем слово РОДИНА). Правильно, путешествовать по нашей Родине. Как она называется? Да, Россия. А что же это по — вашему? (показываю карту России). Россия огромна и необъятна. А что мы называем своей Родиной? (то место, где родились).

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим — синим

Флаг России над Кремлем.

- Нашим гидом (человек проводящий экскурсии, сегодня будет наш Ивашка. Ну что Ивашка в путь?

- Наша первая остановка в родном городе — Жигулевске. Это наша малая Родина (показываю на карте и отмечаю флажком). Городок наш небольшой, живут в нем около 72 тысяч человек. Раньше на месте города Жигулевск было несколько деревень. Со строительством ГЭС деревеньки объединялись, и образовался город. А теперь - это городок, где много улиц и домов.

- Вы уже знаете, что каждый город имеет свою государственную символику. Что это такое? Да, это герб, гимн, флаг. Наш город тоже имеет флаг и герб (на столах у каждого ребенка наборы гербов и флагов). Задание: выбрать символику нашего города. Молодцы вы справились с заданием.

- Мы с Ивашкой, отправляемся с вами в следующий город.

- Следующая остановка - это город Тольятти, который находится по соседству с городом Жигулевск. Город Тольятти – это город автостроителей, он известен тем, что в нем собирают легковые машины марки Лада Калина известные на всё страну и даже за рубежом. (Ребята, какие машины собирают в городе Тольятти? Как они называются? Ответы детей.) В городе Тольятти тоже есть своя государственная символика.

- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть и отдохнуть. Я буду говорить слова, и выполнять движения, а вы повторяйте за мной.

Мы поехали в Москву (имитация поезда)

Посмотреть на красоту (разводит руками)

Чтоб увидеть (делает бинокли из кулачков) и раскрасить

Красками цветными (имитация покраски)

Башню – красным (изображает треугольную крышу над головой)

Пушку – серым (сцепляет руки вместе перед собой в форме круга)

Разноцветным – весь собор (встряхивает кистями рук)

Вот как много интересных (руки возле головы, качание головой)

Мы на это посмотрели (повороты головы влево - вправо)

А потом уселись все прокатиться, прокатиться на обзорном колесе (дети берутся за руки и бегут по кругу)

Попрощались мы с Москвой (машет рукой)

И поехали домой (имитация поезда)

Чтобы краски в руки взять (ладони вверх)

И все это быстро, дружно на бумаге рисовать! (имитация рисования на ладони).

Мы отправляемся и следующая остановка город - Москва.

- Ивашка, в какой город мы отправимся сейчас?

- Ребята, у каждой страны есть свой главный город – столица. А вы знаете столицу нашей Родины? (ответы детей). Правильно Москва. Сейчас мы отправимся с вами в Москву. Москву основал Юрий Долгорукий. Москва – большой современный город. В столице проживает больше 10 миллионов человек. Он один из десяти крупнейших городов мира. Главным транспортом Москвы считается метро. (Кто основал Москву? Ответы детей)

Первая остановка - Московский Кремль (рассматривание иллюстраций). С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль – это значит крепость. Рассмотрите иллюстрации древнего Кремля и Кремля в наше время. Чем они отличаются? (Ответы детей)

Красная площадь (рассматривание иллюстраций) – это самая главная площадь Москвы. На ней проходят торжественные парады, праздники, концерты. Ребята, как вы думаете, почему она красная, её что краской покрасили? (Ответы детей)

Спасская башня (рассматривание иллюстраций) – на ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время.

В Москве находится Президент России. Давайте посмотрим на флаг и герб России, также послушаем гимн России. (Как зовут президента? Ответы детей)

В Москве очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы

станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите.

И: - Ну, что ребята, садимся на наш поезд и отправляемся в следующий город - Санкт- Петербург.

В: - Ну что ребята, наше с вами путешествие по России закончилось, и нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие? Когда вы вырастите большими, я думаю, вы обязательно посетите города, о которых нам с вами рассказал Ивашка. На память о нашем путешествии я вам дарю вот такие значки (флаг России).

Цель: Закрепить знания детей о символике России (флаг и герб) и российских городов.

- Продолжать формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов;

- Систематизировать знания детей о символике государства, о символике города, символическом значении цвета и образов в ней.

- Учить отвечать на вопросы полным ответом.

- Развивать логическое мышление, внимание, память.

- Воспитывать любовь к родной стране, родному городу, патриотизм.

Игровое задание: Необходимо сложить разрезанное изображение герба или флага по уменьшенному образцу.

Правила игры: Игроки собирают картинку - пазл с изображением герба и флага.

Материалы: Конверты с разрезанными на части изображения герба или флага.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: Улицы нашего города Цель: Расширять знания детей о родном городе и его историческом прошлом. Задачи: 1. Формировать интерес к малой родине, улицам, жилым домам,.

Содержимое публикации

Конспект урока по окружающему миру с использованием

здоровьесберегающи, ИКТ-технологий

познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).

Планируемые результаты:

учащиеся научатся различать формы земной поверхности;

работать со схемой.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Пожелаем им удачи.

Выходите! Кто готов?

— Для чего предназначен компас?

— Как работают с компасом?

— Как можно определить стороны горизонта по коре деревьев?

— Как можно определить стороны горизонта по муравейнику?

— Как можно определить стороны горизонта по березе?

— Как можно определить стороны горизонта по мхам и лишайникам?

— Какие еще признаки ориентирования вам известны?

— Можно ли в лес ходить без взрослых?

— Как называется умение находить стороны горизонта?

— Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

— Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?

— Какая сторона противоположна западу?

— С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

III. Самоопределение к деятельности

— Я буду зачитывать определения из толкового словаря С.И. Ожегова, а вы догадайтесь, о чем идет речь.

• Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. (Гора, холм.)

• Ровная земная поверхность. <Равнина.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О горах и равнинах.)

— Кто видел горы? А равнины? (Ответы детей.)

— Как можно назвать горы и равнины? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 78 учебника. (Формы земной поверхности.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какие задачи предлагает нам выполнить Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите фотографии на с. 78 учебника. Объясните, чем различаются формы земной поверхности. (Ответы детей.)

— Проверьте свои ответы. Прочитайте текст под фотографиями.

— Сформулируйте вопросы к выделенным словам, задайте их классу.

Примерные вопросы

1. Какие основные формы земной поверхности существуют? (Равнины и горы.)

2. Что можно увидеть на равнинах? (Холмы и овраги.)

3. Как называют ряд гор? (Горный хребет.)

— Рассмотрите схему на с. 79 учебника. Сравните по схеме холм и гору.

— Проверьте себя. Прочитайте текст, приведенный ниже.

Носит бабка Снежную шапку, Каменные бока Закутаны в облака. (Гора.)

V. Физкультминутка

Вверх на солнце посмотрели,

(Поднять голову кверху — потянуться к солнышку.)

И нас лучики согрели.

(Хлопки в ладоши.)

Хорошо мы погуляли

(Шаги на месте, вдох-выдох.)

И немножечко устали.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Что вас поразило, удивило в прочитанном рассказе? (Ответы детей.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1-3 (с. 32-33). (Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 81, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните, какие задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока. Все ли мы выполнили?

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 33).

Дополнительный материал

Сказка про овраг

(Эту сказку можно разыграть в лицах в группе продленного дня.)

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина — ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее.

Рытвина. Спасибо вам, холмы, что воду в меня льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.

Первый холм. Мы не нарочно в тебя воду льем, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.

Второй холм. Ты нам совсем не нравишься — ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

Рытвина. Хотите вы или не хотите, а я все равно расти буду.

Прошли годы. Все это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

Овраг. Вот я какой большой — десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

Первый холм. Вот беда, так беда, сейчас у него ветви появляться начнут, и тоже от нашей воды.

Второй холм. А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет.

Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

Первый холм. Ура! Подмога пришла! Сейчас люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят, очень трудно теперь воде будет землю размывать.

Второй холм.И станет овраг расти намного медленнее. А придет время, он и совсем расти перестанет - в балку превратится.

Искусственные холмы

Чаще всего холмы образуются естественным путем - их создает природа. Холмистая поверхность получается в результате различных природных процессов. Если поднимается, например, какой-нибудь участок суши, на обнажившуюся из-под вод ушедшего моря поверхность воздействуют ветер, реки, подземные воды. Часть земли обваливается, оползает, оседает на дне моря. В результате образуются холмы.

Но иногда холм может иметь искусственное происхождение. Это значит, что он был насыпан людьми. Прежде всего, это могильные курганы. Их насыпали в древности над могилами умерших.

Искусственные холмы могут появляться и иначе. Если на каком-то месте долго живут люди, там образуется культурный слой. Культурным называется слой земли на местах поселений, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, перегнивших останков растений и животных, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной.

Культурный слой образуется медленно — в течение веков и тысячелетий он растет и утолщается неуклонно, постоянно, ежедневно и ежечасно. Чем больше человек трудится, чем больше строит, тем быстрее растет культурный слой.

В результате на месте поселения появляется холм. Чем древнее поселение, тем выше холм. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре, по заявлению археологов, достигает 8 м. В Новгороде культурный слой составляет 9 м. На месте древних городов Месопотамии (там, где сейчас расположено современное государство Ирак) сохранились холмы высотой около 20 м. А в Средней Азии остались искусственные холмы высотой до 34 м!

На Земле есть много горных хребтов. Самые высокие горы — Гималаи. Они находятся на территории государств Непал, Индия и Китай. Здесь находится самая высокая вершина мира гора Джомолунгма (другое название — Эверест). Ее высота 8848 м над уровнем моря. Севернее Гималаев расположена горная страна Тибет, или Тибетское нагорье. На Тибетском нагорье есть и равнины, и горные хребты высотой до 7 км. Северо-западнее Тибета расположены горные хребты Каракорум, Гиндукуш и Памир, севернее — Тянь-Шань.

Теперь взгляните на физическую карту Европы. Между Черным и Каспийским морями расположены Большой Кавказский хребет (самые высокие вершины — Эльбрус высотой 5642 м и Казбек высотой 5033 м) и Малый Кавказский хребет. Еще в Европе расположены Альпы, Апеннины, Пиренеи, Карпаты.

Горные хребты есть в Северной и Южной Америке, в Австралии. Есть они и в покрытой вечными льдами Антарктиде. Недра Земли не спят и в наше время и периодически дают о себе знать. В Древнем Риме считали, что в недрах горы Этна на острове Сицилия находится кузница бога Вулкана. Поэтому все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Читайте также: