Конспект урока по окружающему миру экскурсия в природу

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: лопатки, лупа для рассматривания снежинок, карточки – названия привалов.

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:

Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.

– Догадались?. Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы, дети! А сейчас – в путь!

2. Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)

Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.

Учитель продолжает: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?

Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.

Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?

Дети: Снег состоит из снежинок.

Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю, что вы выучили стихотворение К. Бальмонта “Светло-пушистая снежинка белая…”. Прочитайте, пожалуйста. (Чтение наизусть 2 учащимися)

К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель: Спасибо.

Ученица:
Рассказ. Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).

Учитель продолжает: Что можно сказать о снежном покрове сегодня?

Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.

Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?

Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.

Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.

3. Второй привал “Секреты живого мира”

Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?

Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.

Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?

Дети: Ответы детей

Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10 о . учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.

Учитель продолжает: А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

Дети: Следы.

Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)

Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.

4. Третий привал “Зимующие птицы”

Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Дети: Голод страшен птицам зимой.

Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.

Учитель продолжает: Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?

Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).

Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.

– А какие птицы прилетают с севера?

Дети: Снегири.

Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показывает детям заранее приготовленные фото)

Учитель: Предлагает детям послушать рассказ о свиристелях.

Ученик. Рассказ. Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят “Ишь как свисти!”. Поэтому, и называются свиристели.

Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.

Ученик. Рассказ. Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!

Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить,. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.

Учитель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?

Дети: Развесим кормушки.

Учитель: давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.

5. Четвертый привал “Игровой”

Учитель: Делит класс на две команды и предлагает детям игру “Зимний брейн-ринг”. Каждому участнику предлагается бросить снежок (“Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:

  1. Зимние природные явления.
  2. Зимующие птицы.
  3. Зимующих зверей.

Побеждает та команда, игрок которой был последним.

6. Итог урока-экскурсии

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем?


Цели: способствовать формированию у учащихся общего представления о лесе; содействовать формированию представления о разнообразии растений и животных леса, некоторых признаках их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи; создать условия для развития потребности бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу; содействовать развитию чувства прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: проводят самостоятельно наблюдения в природе; дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений; приводят примеры растений и животных леса (парка); выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; фиксируют результаты наблюдений.

Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.

Конспект урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Вспомните правила поведения на экскурсии.

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в лес (парк), чтобы ознакомиться с разнообразием растений и животных леса, признаками их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Исследовательская деятельность в группах.

1-я группа. Наблюдение за неживой природой по плану:

1) Характеристика погодных условий:

– тепло сегодня или холодно;

– есть ли ветер, осадки.

2) Характеристика общего вида леса:

– очертания вершин деревьев.

3) Характеристика условий жизни в лесу:

– количество света, тепла и влаги в сравнении с открытой местностью.

2-я группа. Наблюдение за растениями леса (парка) по плану.

Характеристика представителей всех жизненных форм растений леса: деревьев, кустарников, травянистых растений.

1) Название растения.

2) Дерево, кустарник или травянистое растение?

3) Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4) Какие размер, форму и окраску имеют листья?

5) Есть ли у растения цветки? Каковы их размер, форма и окраска? Имеют ли цветки запах?

6) Есть ли у растения плоды? Как они выглядят?

3-я группа. Наблюдение за животными леса по плану.

1) Название животного.

2) К какой группе относится животное?

3) Какие размер, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4) Как передвигается животное? Что помогает ему передвигаться?

5) Чем питается животное? Как оно добывает пищу?

6) Издает ли животное звуки? Какие?

2. Отчет групп.

V. Первичное закрепление.

1. Беседа о преобладающих видах растений в лесу.

– Все растения так или иначе влияют на окружающую среду. Самое большое воздействие на нее оказывают деревья. Они создают определенный световой режим, влияют на температуру воздуха и влажность почвы. Так, кроны сосен хорошо пропускают свет, поэтому летом в сосновом бору много света, достаточно тепло и сухо. Ель же, наоборот, создает сильное затенение, поэтому в еловом лесу мало света, прохладно и влажно.

Разным растениям для жизни требуется разное количество света, тепла и влаги. Одни из них светолюбивые, то есть хорошо растут, когда освещены солнцем. При этом они обычно не нуждаются в большом количестве влаги, часто даже являются засухоустойчивыми. Другие, наоборот, хорошо растут в тени, а оказавшись на открытых участках, например, из-за вырубки леса, могут погибнуть. Самыми теневыносливыми являются травянистые растения елового леса. Они же требуют больше влаги, чем многие другие наземные травы, то есть являются влаголюбивыми. В лесу есть растения, которые нуждаются в большом количестве тепла (теплолюбивые), поэтому хорошо растут, когда окружены другими растениями.

2. Беседа о тесной связи животных с растениями.

– В лесу среди растений, животные добывают пищу, скрываются от врагов, устраивают жилище, выращивают потомство.

3. Беседа о грибах и правилах их сбора.

4. Беседа об охране леса и его использовании человеком.

VI. Самостоятельная работа.

Сбор природного материала (листья, плоды и др.).

– Плоды и листья каких деревьев вы собрали? Запишите.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Подведение итогов экскурсии.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: обвести контуры собранных листьев, раскрасить их и подписать названия деревьев или кустарников, с которых они собраны.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тамбовское областное государственное автономное

урока-экскурсии по окружающему миру

Подготовила студентка группы КПН-31 Солопова Наталья Викторовна

Урок- экскурсия

Цель: создать условия для развития у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Формирование УУД:

мотивация на самостоятельное исследование;

интерес к познанию природы.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

принимать и сохранять учебную задачу;

исследовать по плану;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формирование цели;

постановка и решение вопросов.

Коммуникативные:

понимать позицию партнера;

согласовывать действия с ним;

вступать в коллективное сотрудничество;

принимать другое мнение и позицию;

инициативное сотрудничество в поисках информации.

Оборудование:

I. Подготовительный этап.

У: Добрый день, мои юный друзья!

Сегодня я приглашаю вас в гости к…

Отгадайте, к кому?

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену, величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу?

Д: 1. Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

2.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

3.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

4.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

5.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Составим план нашей экскурсии и запишем в наши дневники:

1. наблюдение за признаками погоды;

2. наблюдение за земляным покровом;

3. наблюдения за явлениями природы;

4. наблюдение за растениями;

5. наблюдения за птицами.

Что мы сейчас с вами делали?

Дети - составляли план урока.

Учителем сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, правила поведения на природе: не шуми, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломай ветви деревьев и кустарников; не срывай цветы и т.д. Класс делится на группы. Дети выходят на экскурсию.

Дети получают карту путешествия.

II. Основной этап.

Весенние изменения в неживой природе.

Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны?

Посмотрите на небо. Какого оно цвета?

Дети - небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака.

-Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце?

Дети - на небе есть солнце.

Как оно расположено относительно этого дома?

Дети - солнце поднимается всё выше.

-Изменилась ли продолжительность дня?

Дети - дни становятся длиннее.

Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ответить, какой же весенний месяц самый холодный

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Самый теплый? Почему?

Зеленеет даль полей

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это.

Май. В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло

А теперь давайте зарисуем солнце в тетрадь.

Дети – Зарисовка солнца.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки?

Что происходит весной с почвой?

Дети - Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?

Дети - Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю.

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какие осадки выпадают весной?

Дети: В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Осмотритесь вокруг, что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Дети: на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.

Что происходит с травянистыми растениями?

Дети: Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.

Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? Для этого осмотритесь.

Дети: мать-и-мачеха , подснежники

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

Дети: Как только растает снег, они начинают цвести.

Почему же подснежники зацветают так рано?

Дети: Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья?

Дети: Кора мокрая, набухают почки и кое где распустились первые листочки.

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.

Мы с вами уже разделились на группы в классе. У каждой группы есть карточка № 1. Для того, чтобы выполнить это задание, я вам укажу растения, которое вы будете описывать по плану. (Учащиеся выполняет задание в группах по карточкам)

1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (деревья, кустарники) __________________________________________________________________

2. Запишите его название __________________________________________________________________

3. Какого цвета кора вашего растения? __________________________________________________________________

4. Опишите, какая она на ощупь? __________________________________________________________________

5. Есть ли на этом растении листья? __________________________________________________________________

6. Какого цвета листья? __________________________________________________________________

7. Какого размера листья? __________________________________________________________________

8. Много ли их на вашем растении? __________________________________________________________________

9. К какой группе относится ваше растение? (хвойное или лиственное) __________________________________________________________________

10. Есть ли на растении плоды и семена? __________________________________________________________________

11. Опишите их (форма, размер, цвет) __________________________________________________________________

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступление весны?

Дети - на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий.

Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях?

Дети - грачи, скворцы и т. д.

Прислушайтесь: когда больше звуков: зимой или весной? Почему?

Дети - ответы детей.

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

Рассмотрите внешний вид птицы

Дети - рассматривают птицу, которая встретилась во время экскурсии. Дятел

-Какого она размера? Формы? Окраска? Зарисуйте ее внешний вид в тетрадь.

Дети - ответы детей, зарисовывают птицу в тетрадь, записывают ее название.

Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.

1. Я знаю пять явлений весны.

2. Я знаю пять перелетных птиц.

3. Я знаю пять первоцветов.

4. Я знаю пять проснувшихся зверей.

Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

4. Экологическая стоянка.

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Сделаем вывод о единстве живой и неживой природы.

III. Подведение итогов

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?

Дети - солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы.

На доске висит дерево нарисовано на ватмане. На столе у учителя расположены листочки этого дерева, но разного цвета: зелёный цвет – я был активен; жёлтый цвет – я старался, но у меня не всё получилось; красный цвет – я работал недостаточно хорошо.

Ребята оцените свою работу. Вам необходимо взять листочек того цвета, какого вы считаете со своей работой и прикрепите его к нашему дереву.

Домашнее задание

Оформить отчет об итогах экскурсии, стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру по теме

· образовательные: изучение учащимися природы; выявление устойчивой взаимосвязи, существующей в окружающей среде; знакомство с правилами поведения в природе.

· воспитательные: через наблюдение за окружающими объектами природы школьного парка,содействовать воспитанию любви ко всему живому; пробуждение желания изучать природу, защищать ее.

· развивающие: развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Место проведения: школьный двор.

I. Оргмомент.

1. Построение парами.

2. Знакомство с правилами поведения во время экскурсии.

II. Эмоциональный настрой.

1.Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Рыленкова.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

- Почему именно эти строки я вам прочитала сейчас?

- Как изменилось ваше настроение после них?

- Мне очень хочется пожелать, ребята, чтобы на экскурсии по нашему

школьному двору вы увидели много красивого, интересного, что раньше и не замечали в природе!

IV . Целеполагание.

-Мы пройдем с вами по нашему школьному парку, который создали для вас ученики и педагоги нашей школы.

-Какие картинки вы вспоминаете при слове природа? Что еще мы можем отнести к природе?

-Выясним, какие связи существуют в природе?

-Вспомним, как необходимо себя вести в природе.

-В конце экскурсии ответим на такие вопросы:

*Как природа влияет на человека?

*Как человек влияет на природу?

*Что может делать человек для природы?

*Что можем сделать мы с вами для этого маленького уголка природы?

V. Движение по маршруту.

-Есть у ребят надежный друг,

Зеленый друг, хороший .

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

- Почему лес назван другом?

-К какому объекту природы он относится?

-Найдем в нашем школьном парке эти объекты живой природы.

-Какие деревья здесь произрастают?

-Какую роль играют они на территории школьного двора?

-Важны ли они для всей окружающей природы? Объясните,чем?

-Как мы можем сохранить их в нашем парке?

-Обратите внимание на то, что растения здесь, как и в лесу, тоже располагаются ярусами. Как вы это можете объяснить?

-Какие растения привлекли ваше внимание? Расскажите.

-Что бы вы предложили для их охраны?

(На веточке березы дети находят волшебный свиток. Он содержит правила поведения в природе.)

-Ребята, посмотрите, природа оставила нам на березке письмо. Оно адресовано вам, ребята.

-Интересно узнать, что там написано?

(Дети читают письмо).

-Здравствуйте, дети и взрослые!

Я очень рада видеть вас в нашем школьном парке! Наверное, вас заворожила его красота? Смотрите и наслаждайтесь! Но помните:

· Ребенок и взрослый-друг, защитник и дозорный природы!

· Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву!

· Не срывай цветов, которые взрастила сама природа, лучше -любуйся ими!

· Не убивай жаб и лягушек, живущих на кочках в низине школьного двора!

· Береги муравейники. Видишь, вон там у осинки они построили свой домик, надеясь на ваше благоразумие! Муравьи- защитники нашего парка! Природа.

-О чем задумались, дети?

-Ребята, как вы думаете, чьи это жилища?

-Кто приготовил эти искусственные гнездовья для птиц?

-Какие птицы еще, кроме скворцов, поселились здесь?

-Что вы заметили особенного в жизни птиц? Понаблюдайте.

-Какую пользу приносят они нашему парку, пришкольному участку?

-Можете ли вы утверждать, что в природе птицы и растения взаимосвязаны? Докажите.

-Какие это связи?

-Кто из вас участвовал в изготовлении птичьих домиков?

-Что еще по охране пернатых вы в силах сделать?

-Чем это деревце отлично от других?

-Как оно называется?

-Научное название этих деревьев: сосна обыкновенная.

-Какое значение она имеет для природы?

-Воздух вблизи хвойных деревьев особенно чист, так как хвоей выделяются фитонциды- особые летучие вещества, которые способны убивать болезнетворные микробы.

Читайте также: