Конспект урока по окружающему миру 4 класс пояса земли

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЯСА ЗЕМЛИ

1. Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

2. Закреплять умение работать с глобусом и картой.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

II. Проверка домашнего задания.

2) Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– Что изучает география?

– Какие виды географических карт вы знаете?

– Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.

– Как выглядела первая географическая карта?

3) По выбору учителя некоторые учащиеся получают индивидуальные карточки.

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).

Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное … (полушария).

№ 2. Выбери верное высказывание:

1) Модель Земли – это …

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле – это …

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Природу земной поверхности изучает наука – … (география).

Географы используют … (глобус) и … (географическую карту), которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.

№ 2. Выбери верное высказывание:

1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков – это …

а) карта; б) глобус; в) масштаб.

2) Сколько океанов на земном шаре?

а) 4; б) 6; в) 7; г) 3.

Учитель предлагает классу решить кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово.

Учитель. Необходимо узнать материки ко контурам, записать их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово.

hello_html_m428dee75.jpg

Иллюстрация к кроссворду

hello_html_me815fea.jpg

Ученики. Это самая большая параллель.

Учитель. Покажите экватор на глобусе и карте.

Учитель. Вы знаете, что Солнце – источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.

hello_html_m23bfe834.jpg

Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Какая часть земного шара получает больше света – середина или полюсы? Где будет теплее?

Ученики. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше.

Учитель. Так какая часть земного шара нагревается сильнее?

Ученики. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.

Учитель. Верно. Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.

В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.

Найдите эти линии на карте и глобусе.

hello_html_m6d5dc33b.jpg

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Путешествуем по свету,

Изучаем мы планету.

Пестрый глобус покрути,

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

IV. Работа по учебнику (с. 31–33).

Учитель. Давайте поближе познакомимся с поясами освещенности нашей планеты: узнаем их названия, расположение, климат.

Прочитаем статью в учебнике на с. 31–33.

Учащиеся читают текст, затем в тетрадях выполняют рисунок расположения тепловых поясов с помощью цветных карандашей:

hello_html_1e3531b5.jpg

Учитель. Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.

V. Работа по карте полушарий.

Учитель. На каком материке мы живем? Покажите на карте.

Ученики. Мы живем на материке Евразия.

Учитель. В каком тепловом поясе находится Евразия?

Ученики. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть – за Северным полярным кругом в полярном поясе.

Учитель. Что из своих наблюдений вы можете сказать о климате в умеренном поясе?

Ученики. Зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Ученики. В умеренном поясе четыре времени года.

Учитель. Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.

Ученики. Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.

Учитель. Что вы можете сказать о тропическом поясе?

Ученики. В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.

Учитель. Верно. В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.

А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?

Ученики. Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.

Учитель. Что характерно для полярного круга?

Ученики. Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.

Учитель. Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

VI. Итоги урока.

Учитель. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?

Ученики. Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.

1. Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

2. Закреплять умение работать с глобусом и картой.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

II. Проверка домашнего задания.

2) Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

- Что изучает география?

- Какие виды географических карт вы знаете?

- Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.

- Как выглядела первая географическая карта?

3) По выбору учителя некоторые учащиеся получают индивидуальные карточки.

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, - … (меридиан).

Самая большая параллель - … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное … (полушария).

№ 2. Выбери верное высказывание:

1) Модель Земли - это …

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле - это …

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

№ 1. Заполни пробелы в предложениях:

Природу земной поверхности изучает наука - … (география).

Географы используют … (глобус) и … (географическую карту), которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.

№ 2. Выбери верное высказывание:

1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - это …

а) карта; б) глобус; в) масштаб.

2) Сколько океанов на земном шаре?

а) 4; б) 6; в) 7; г) 3.

Учитель предлагает классу решить кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово.

Учитель. Необходимо узнать материки ко контурам, записать их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово.

Иллюстрация к кроссворду

Ученики. Это самая большая параллель.

Учитель. Покажите экватор на глобусе и карте.

Учитель. Вы знаете, что Солнце - источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.

Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Какая часть земного шара получает больше света - середина или полюсы? Где будет теплее?

Ученики. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше.

Учитель. Так какая часть земного шара нагревается сильнее?

Ученики. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.

Учитель. Верно. Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу - наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.

В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.

Найдите эти линии на карте и глобусе.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Путешествуем по свету,

Изучаем мы планету.

Пестрый глобус покрути,

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

IV. Работа по учебнику (с. 31-33).

Учитель. Давайте поближе познакомимся с поясами освещенности нашей планеты: узнаем их названия, расположение, климат.

Прочитаем статью в учебнике на с. 31-33.

Учащиеся читают текст, затем в тетрадях выполняют рисунок расположения тепловых поясов с помощью цветных карандашей:

Учитель. Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.

V. Работа по карте полушарий.

Учитель. На каком материке мы живем? Покажите на карте.

Ученики. Мы живем на материке Евразия.

Учитель. В каком тепловом поясе находится Евразия?

Ученики. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть - за Северным полярным кругом в полярном поясе.

Учитель. Что из своих наблюдений вы можете сказать о климате в умеренном поясе?

Ученики. Зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Ученики. В умеренном поясе четыре времени года.

Учитель. Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.

Ученики. Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.

Учитель. Что вы можете сказать о тропическом поясе?

Ученики. В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.

Учитель. Верно. В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.

А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?

Ученики. Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.

Учитель. Что характерно для полярного круга?

Ученики. Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.

Учитель. Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

Учитель. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?

Ученики. Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45 г. Калининград, учитель начальных классов.

Метапредметная область или предмет: окружающий мир

Класс: 4, общеобразовательный

Тема: Пояса Земли

Профиль: гуманитарный

Уровень: продвинутый

Текст задачи: Летом в Санкт - Петербурге наблюдается удивительное явление, так называемые белые ночи. Многие туристы специально приезжают сюда в пору белых ночей, чтобы полюбоваться их красотой. Как ты объяснишь это природное явление?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите необходимую информацию

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники.

Культурный образец

Что такое белые ночи и почему их можно видеть только в некоторых местах?

Белые ночи – это растянувшиеся на всю ночь сумерки. В астрономии сумерками называют период времени, когда Солнце находится на небольшой глубине под горизонтом.

Сумерки имеют три границы. Гражданские начинаются сразу после захода Солнца и продолжаются, пока оно не опустится на 6 градусов ниже горизонта. В этот период ещё достаточно светло, и звёзд на небе практически не видно. За гражданскими сумерками следуют навигационные, когда яркие звёзды уже хорошо видны и могут использоваться для определения координат судна. Когда Солнце погружается под горизонт на 12 градусов, наступают астрономические сумерки. В это время уже отлично видны все звёзды, но на небе ещё остаётся подсветка, которая может мешать при наблюдении слабых туманных объектов.

Считается, что полноценная астрономическая ночь начинается лишь тогда, когда Солнце опускается на 18 градусов ниже горизонта. Перед восходом сумерки сменяют друг друга в обратном порядке: астрономические, навигационные, гражданские.

В южных (а точнее, в низких) широтах Солнце днём опускается под горизонт по крутой траектории и довольно быстро проходит все три порога сумерек. От заката до астрономической ночи проходит всего часа полтора, а то и меньше.

В северных (высоких) широтах Солнце приближается к горизонту по пологой траектории и погружается под него медленно. Причём летом даже к полуночи оно не успевает преодолеть зону сумерек и сразу начинает подниматься. То есть, полноценная астрономическая ночь наступить не успевает. Это явление и получило название белых ночей.

В низких широтах Солнце быстро погружается под горизонт и наступает ночь. В Северном полушарии Солнце бывает выше всего (и в полдень, и в полночь) в день летнего солнцестояния 21 июня. Его полуночная высота составляет 90°- (φ+ε), где φ – географическая широта, а ε=23,5° - наклон земной оси.

В этот день на широтах севернее 66,5° Солнце вообще не заходит – здесь наблюдается полярный день. На широтах от 60,5° до66,5° всю ночь продолжаются гражданские сумерки. На широтах от 54,5° до 60,5° навигационные, а от 60, 5° до48,5° бывают дни, когда астрономические сумерки длятся всю ночь.

За полярным кругом Солнце летом не опускается под горизонт. На широте Санкт – Петербурга Солнце летом медленно погружается под горизонт и всю ночь остаётся неглубоко – в зоне сумерек.

Так что можно сказать, что белые ночи характерны для большей части территории России. Другое дело, где на них обращают внимание. Санкт – Петербург (59,5° с. ш.) - самый северный в мире город с населением более миллиона человек. Сочетание особых условий освещения с архитектурой города порождает уникальное зрелище, благодаря которому белые ночи всегда тесно связаны с Петербургом.

Методический комментарий

Солн­це – ис­точ­ник тепла и света для всего жи­во­го на нашей пла­не­те, хотя Земля по­лу­ча­ет лишь одну двух­мил­ли­ард­ную часть воз­мож­но­го тепла. Из-за того что Земля имеет форму шара, сол­неч­ные лучи неоди­на­ко­во па­да­ют на ее по­верх­ность: в об­ла­стиэк­ва­то­ра сол­неч­ный свет па­да­ет почти от­вес­но, при­но­ся мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство тепла, к се­ве­ру и к югу от эк­ва­то­ра – под углом, давая мень­шее ко­ли­че­ство тепла, у по­лю­сов – с наи­боль­шим на­кло­ном, от­да­вая ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство тепла(рис. 1).


Рис. 1. Па­де­ние сол­неч­ных лучей на Землю (Ис­точ­ник)

Можно сде­лать вывод, что раз­ные участ­ки Земли по­лу­ча­ют раз­ное ко­ли­че­ство сол­неч­но­го тепла и света, это за­ви­сит от угла па­де­ния сол­неч­ных лучей (рис. 2).


Рис. 2. Ин­тен­сив­ность на­гре­ва по­верх­но­сти Земли в за­ви­си­мо­сти от па­де­ния сол­неч­ных лучей (Ис­точ­ник)

Тепловые пояса Земли

По­верх­ность зем­но­го шара услов­но делят на три теп­ло­вых пояса: тро­пи­че­ский, уме­рен­ный, по­ляр­ный (рис. 3).


Рис. 3. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

Тропический пояс

Тро­пи­че­ский пояс рас­по­ло­жен по обе сто­ро­ны от эк­ва­то­ра: на се­ве­ре от эк­ва­то­ра – Се­вер­ный тро­пик (еще на­зы­ва­ет­ся тро­пик Рака), на юге – Южный тро­пик (вто­рое на­зва­ние – тро­пик Ко­зе­ро­га). Уме­рен­ный пояс рас­по­ла­га­ет­ся от тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов: се­вер­ный и южный уме­рен­ные пояса. Се­вер­ный и южный по­ляр­ные по­лю­са на­хо­дят­ся за по­ляр­ны­ми кру­га­ми(рис. 4).


Рис. 4. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

Тро­пи­че­ский пояс – самый жар­кий, по­то­му что Солн­це под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко над го­ри­зон­том, по­сы­лая на Землю пря­мые лучи в те­че­ние всего года, по­это­му зима сход­на с летом. В тро­пи­ках вы­де­ля­ют сухой и дожд­ли­вый пе­ри­о­ды. На эк­ва­то­ре влаж­но и тепло, это спо­соб­ству­ет ак­тив­но­му раз­ви­тию уди­ви­тель­но­го мира флоры и фауны. Самые за­суш­ли­вые места на Земле на­хо­дят­ся на се­вер­ной и южной гра­ни­це тро­пи­ков. В пу­сты­нях этого пояса тем­пе­ра­ту­ра может до­сти­гать от­мет­ки +50⁰.







Рис. 10. Паль­мо­вая роща на бе­ре­гу (Ис­точ­ник)


Рис. 11. Тро­пи­че­ский лес (Ис­точ­ник)


До­ли­на Смер­ти – самое жар­кое место Се­вер­ной Аме­ри­ки (рис. 13).


Ата­ка­ма – самое за­суш­ли­вое место на Земле, на­хо­дит­ся в Южной Аме­ри­ке, дожди здесь идут один раз в несколь­ко де­сят­ков лет (рис. 14).


Рис. 14. Пу­сты­ня Ата­ка­ма (Ис­точ­ник)

Са­ха­ра – круп­ней­шая пу­сты­ня на Земле, на­хо­дит­ся на се­ве­ре Аф­ри­ки (рис. 15).


Ка­ла­ха­ри – еще одна боль­шая пу­сты­ня, на­хо­дя­ща­я­ся на юге Аф­ри­ки (рис. 16).


Рис. 16. Пу­сты­ня Ка­ла­ха­ри (Ис­точ­ник)

Вул­кан Дал­лол – самое жар­кое место на Земле, на­хо­дит­ся в Аф­ри­ке (рис. 17).


Рис. 17. Вул­кан Дал­лол (Ис­точ­ник)

Умеренный пояс

От тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов про­сти­ра­ет­ся уме­рен­ный пояс. Боль­шая часть Рос­сии лежит в уме­рен­ном поясе. В за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни года сол­неч­ные лучи по-раз­но­му па­да­ют на по­верх­ность Земли: зимой – под углом, летом – почти прямо (рис. 18).


Рис. 18. Па­де­ние сол­неч­ных лучей в дни зим­не­го и лет­не­го солн­це­сто­я­ния (Ис­точ­ник)

Это объ­яс­ня­ет при­чи­ну смены вре­мен года. В уме­рен­ном поясе хо­лод­ная зима, теп­лое лето, про­хлад­ные весна и осень (рис. 19).


Для уме­рен­но­го пояса ха­рак­тер­ны хвой­ные, ши­ро­ко­лист­вен­ные и сме­шан­ные леса (рис. 20–22).



Рис. 21. Лист­вен­ный лес (Ис­точ­ник)


Рис. 22. Сме­шан­ный лес

В лесах оби­та­ет боль­шое ко­ли­че­ство птиц и тра­во­яд­ных жи­вот­ных, ко­то­рые хо­ро­шо при­спо­со­би­лись к смене вре­мен года. Также там оби­та­ет мно­же­ство хищ­ни­ков (рис. 23–31).








Рис. 29. Бурый мед­ведь (Ис­точ­ник)



Полярный пояс

Для по­лю­сов ха­рак­тер­ны сколь­зя­щие сол­неч­ные лучи, ко­то­рые не на­гре­ва­ют по­верх­ность Земли. По­это­му от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью этого пояса яв­ля­ют­ся низ­кие тем­пе­ра­ту­ры (до -60⁰). По­верх­ность по­лю­сов по­кры­та сне­гом и льдом тол­щи­ной до 4 ки­ло­мет­ров (рис. 32–33).


Рис. 32. Се­вер­ный полюс (Ис­точ­ник)


Рис. 33. Южный полюс (Ис­точ­ник)

Ино­гда воз­ни­ка­ет по­ляр­ное си­я­ние (рис. 34).


Рис. 34. По­ляр­ное си­я­ние (Ис­точ­ник)

Осо­бен­но­стью по­ляр­но­го пояса яв­ля­ют­ся по­ляр­ный день (Солн­це не за­хо­дит за го­ри­зонт в те­че­ние по­лу­го­да) и по­ляр­ная ночь (Солн­це не под­ни­ма­ет­ся над го­ри­зон­том в те­че­ние по­лу­го­да).

Мы уже знаем, что ось пла­не­ты Земля на­клон­на, по­это­му при вра­ще­нии во­круг Солн­ца то се­вер­ный, то южный по­ляр­ный пояс по­пе­ре­мен­но по­лу­ча­ет боль­шее ко­ли­че­ство света и тепла. Таким об­ра­зом, когда на одном поясе на­сту­па­ет по­ляр­ный день и лето, на дру­гом – зима и по­ляр­ная ночь. Вб­ли­зи по­ляр­ных кру­гов на­блю­да­ет­ся еще одно ин­те­рес­ное яв­ле­ние – белые ночи, ко­то­рые бы­ва­ют в июне, в пе­ри­од лет­не­го солн­це­сто­я­ния (рис. 35).


Тогда ночь со­сто­ит из су­ме­рек.

Санкт-Пе­тер­бург на­зы­ва­ют го­ро­дом белых ночей (рис. 36).


Рис. 36. Белые ночи в Санкт-Пе­тер­бур­ге (Ис­точ­ник)

Рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный мир по­ляр­но­го пояса очень беден, по­то­му как при­спо­со­бить­ся к таким по­год­ным усло­ви­ям весь­ма непро­сто. На кам­нях про­из­рас­та­ют мхи и ли­шай­ни­ки (рис. 37, 38).


Рис. 37. Мхи на камне (Ис­точ­ник)


Рис. 38. Ли­шай­ни­ки на камне (Ис­точ­ник)

На Се­вер­ном по­лю­се живут птицы (ту­пи­ки, кайры) (рис. 39, 40)



на Южном по­лю­се – пинг­ви­ны (рис. 41).


Рис. 41. Им­пе­ра­тор­ские пинг­ви­ны (Ис­точ­ник)

Тол­стый слой под­кож­но­го жира по­мо­га­ет вы­жить жи­вот­ным – белым мед­ве­дям, тю­ле­ням, мор­жам (рис. 42–44).


Рис. 42. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)



Итак, сол­неч­ные лучи (рис. 45) па­да­ют на Землю под раз­ным углом, услов­но раз­де­ляя пла­не­ту на три теп­ло­вых пояса: тро­пи­че­ский, уме­рен­ный и по­ляр­ный.

Читайте также: