Конспект урока по окружающему миру 4 класс пояса земли
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ПОЯСА ЗЕМЛИ
1. Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
2. Закреплять умение работать с глобусом и картой.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
II. Проверка домашнего задания.
2) Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Что изучает география?
– Какие виды географических карт вы знаете?
– Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
– Как выглядела первая географическая карта?
3) По выбору учителя некоторые учащиеся получают индивидуальные карточки.
№ 1. Заполни пробелы в предложениях:
Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).
Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное … (полушария).
№ 2. Выбери верное высказывание:
1) Модель Земли – это …
а) глобус; б) схема; в) карта.
2) Наука о Земле – это …
а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.
№ 1. Заполни пробелы в предложениях:
Природу земной поверхности изучает наука – … (география).
Географы используют … (глобус) и … (географическую карту), которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.
№ 2. Выбери верное высказывание:
1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков – это …
а) карта; б) глобус; в) масштаб.
2) Сколько океанов на земном шаре?
а) 4; б) 6; в) 7; г) 3.
Учитель предлагает классу решить кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово.
Учитель. Необходимо узнать материки ко контурам, записать их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово.
Иллюстрация к кроссворду
Ученики. Это самая большая параллель.
Учитель. Покажите экватор на глобусе и карте.
Учитель. Вы знаете, что Солнце – источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.
Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Какая часть земного шара получает больше света – середина или полюсы? Где будет теплее?
Ученики. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше.
Учитель. Так какая часть земного шара нагревается сильнее?
Ученики. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.
Учитель. Верно. Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.
В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
Найдите эти линии на карте и глобусе.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Путешествуем по свету,
Изучаем мы планету.
Пестрый глобус покрути,
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
IV. Работа по учебнику (с. 31–33).
Учитель. Давайте поближе познакомимся с поясами освещенности нашей планеты: узнаем их названия, расположение, климат.
Прочитаем статью в учебнике на с. 31–33.
Учащиеся читают текст, затем в тетрадях выполняют рисунок расположения тепловых поясов с помощью цветных карандашей:
Учитель. Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.
V. Работа по карте полушарий.
Учитель. На каком материке мы живем? Покажите на карте.
Ученики. Мы живем на материке Евразия.
Учитель. В каком тепловом поясе находится Евразия?
Ученики. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть – за Северным полярным кругом в полярном поясе.
Учитель. Что из своих наблюдений вы можете сказать о климате в умеренном поясе?
Ученики. Зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученики. В умеренном поясе четыре времени года.
Учитель. Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.
Ученики. Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.
Учитель. Что вы можете сказать о тропическом поясе?
Ученики. В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.
Учитель. Верно. В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.
А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?
Ученики. Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.
Учитель. Что характерно для полярного круга?
Ученики. Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.
Учитель. Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.
VI. Итоги урока.
Учитель. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?
Ученики. Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.
1. Сформировать у учащихся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.
2. Закреплять умение работать с глобусом и картой.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
II. Проверка домашнего задания.
2) Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
- Что изучает география?
- Какие виды географических карт вы знаете?
- Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
- Как выглядела первая географическая карта?
3) По выбору учителя некоторые учащиеся получают индивидуальные карточки.
№ 1. Заполни пробелы в предложениях:
Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, - … (меридиан).
Самая большая параллель - … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное … (полушария).
№ 2. Выбери верное высказывание:
1) Модель Земли - это …
а) глобус; б) схема; в) карта.
2) Наука о Земле - это …
а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.
№ 1. Заполни пробелы в предложениях:
Природу земной поверхности изучает наука - … (география).
Географы используют … (глобус) и … (географическую карту), которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.
№ 2. Выбери верное высказывание:
1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - это …
а) карта; б) глобус; в) масштаб.
2) Сколько океанов на земном шаре?
а) 4; б) 6; в) 7; г) 3.
Учитель предлагает классу решить кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово.
Учитель. Необходимо узнать материки ко контурам, записать их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово.
Иллюстрация к кроссворду
Ученики. Это самая большая параллель.
Учитель. Покажите экватор на глобусе и карте.
Учитель. Вы знаете, что Солнце - источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли.
Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Какая часть земного шара получает больше света - середина или полюсы? Где будет теплее?
Ученики. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше.
Учитель. Так какая часть земного шара нагревается сильнее?
Ученики. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.
Учитель. Верно. Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу - наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.
В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
Найдите эти линии на карте и глобусе.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Путешествуем по свету,
Изучаем мы планету.
Пестрый глобус покрути,
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
IV. Работа по учебнику (с. 31-33).
Учитель. Давайте поближе познакомимся с поясами освещенности нашей планеты: узнаем их названия, расположение, климат.
Прочитаем статью в учебнике на с. 31-33.
Учащиеся читают текст, затем в тетрадях выполняют рисунок расположения тепловых поясов с помощью цветных карандашей:
Учитель. Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.
V. Работа по карте полушарий.
Учитель. На каком материке мы живем? Покажите на карте.
Ученики. Мы живем на материке Евразия.
Учитель. В каком тепловом поясе находится Евразия?
Ученики. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть - за Северным полярным кругом в полярном поясе.
Учитель. Что из своих наблюдений вы можете сказать о климате в умеренном поясе?
Ученики. Зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученики. В умеренном поясе четыре времени года.
Учитель. Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.
Ученики. Африка, Южная Америка, северная часть Австралии.
Учитель. Что вы можете сказать о тропическом поясе?
Ученики. В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.
Учитель. Верно. В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.
А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?
Ученики. Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.
Учитель. Что характерно для полярного круга?
Ученики. Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.
Учитель. Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.
Учитель. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?
Ученики. Расположение Земли относительно Солнца. Направление солнечных лучей на нашу планету.
Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45 г. Калининград, учитель начальных классов.
Метапредметная область или предмет: окружающий мир
Класс: 4, общеобразовательный
Тема: Пояса Земли
Профиль: гуманитарный
Уровень: продвинутый
Текст задачи: Летом в Санкт - Петербурге наблюдается удивительное явление, так называемые белые ночи. Многие туристы специально приезжают сюда в пору белых ночей, чтобы полюбоваться их красотой. Как ты объяснишь это природное явление?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите необходимую информацию
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.
Возможные информационные источники.
Культурный образец
Что такое белые ночи и почему их можно видеть только в некоторых местах?
Белые ночи – это растянувшиеся на всю ночь сумерки. В астрономии сумерками называют период времени, когда Солнце находится на небольшой глубине под горизонтом.
Сумерки имеют три границы. Гражданские начинаются сразу после захода Солнца и продолжаются, пока оно не опустится на 6 градусов ниже горизонта. В этот период ещё достаточно светло, и звёзд на небе практически не видно. За гражданскими сумерками следуют навигационные, когда яркие звёзды уже хорошо видны и могут использоваться для определения координат судна. Когда Солнце погружается под горизонт на 12 градусов, наступают астрономические сумерки. В это время уже отлично видны все звёзды, но на небе ещё остаётся подсветка, которая может мешать при наблюдении слабых туманных объектов.
Считается, что полноценная астрономическая ночь начинается лишь тогда, когда Солнце опускается на 18 градусов ниже горизонта. Перед восходом сумерки сменяют друг друга в обратном порядке: астрономические, навигационные, гражданские.
В южных (а точнее, в низких) широтах Солнце днём опускается под горизонт по крутой траектории и довольно быстро проходит все три порога сумерек. От заката до астрономической ночи проходит всего часа полтора, а то и меньше.
В северных (высоких) широтах Солнце приближается к горизонту по пологой траектории и погружается под него медленно. Причём летом даже к полуночи оно не успевает преодолеть зону сумерек и сразу начинает подниматься. То есть, полноценная астрономическая ночь наступить не успевает. Это явление и получило название белых ночей.
В низких широтах Солнце быстро погружается под горизонт и наступает ночь. В Северном полушарии Солнце бывает выше всего (и в полдень, и в полночь) в день летнего солнцестояния 21 июня. Его полуночная высота составляет 90°- (φ+ε), где φ – географическая широта, а ε=23,5° - наклон земной оси.
В этот день на широтах севернее 66,5° Солнце вообще не заходит – здесь наблюдается полярный день. На широтах от 60,5° до66,5° всю ночь продолжаются гражданские сумерки. На широтах от 54,5° до 60,5° навигационные, а от 60, 5° до48,5° бывают дни, когда астрономические сумерки длятся всю ночь.
За полярным кругом Солнце летом не опускается под горизонт. На широте Санкт – Петербурга Солнце летом медленно погружается под горизонт и всю ночь остаётся неглубоко – в зоне сумерек.
Так что можно сказать, что белые ночи характерны для большей части территории России. Другое дело, где на них обращают внимание. Санкт – Петербург (59,5° с. ш.) - самый северный в мире город с населением более миллиона человек. Сочетание особых условий освещения с архитектурой города порождает уникальное зрелище, благодаря которому белые ночи всегда тесно связаны с Петербургом.
Методический комментарий
Солнце – источник тепла и света для всего живого на нашей планете, хотя Земля получает лишь одну двухмиллиардную часть возможного тепла. Из-за того что Земля имеет форму шара, солнечные лучи неодинаково падают на ее поверхность: в областиэкватора солнечный свет падает почти отвесно, принося максимальное количество тепла, к северу и к югу от экватора – под углом, давая меньшее количество тепла, у полюсов – с наибольшим наклоном, отдавая минимальное количество тепла(рис. 1).
Рис. 1. Падение солнечных лучей на Землю (Источник)
Можно сделать вывод, что разные участки Земли получают разное количество солнечного тепла и света, это зависит от угла падения солнечных лучей (рис. 2).
Рис. 2. Интенсивность нагрева поверхности Земли в зависимости от падения солнечных лучей (Источник)
Тепловые пояса Земли
Поверхность земного шара условно делят на три тепловых пояса: тропический, умеренный, полярный (рис. 3).
Рис. 3. Тепловые пояса Земли (Источник)
Тропический пояс
Тропический пояс расположен по обе стороны от экватора: на севере от экватора – Северный тропик (еще называется тропик Рака), на юге – Южный тропик (второе название – тропик Козерога). Умеренный пояс располагается от тропиков до полярных кругов: северный и южный умеренные пояса. Северный и южный полярные полюса находятся за полярными кругами(рис. 4).
Рис. 4. Тепловые пояса Земли (Источник)
Тропический пояс – самый жаркий, потому что Солнце поднимается высоко над горизонтом, посылая на Землю прямые лучи в течение всего года, поэтому зима сходна с летом. В тропиках выделяют сухой и дождливый периоды. На экваторе влажно и тепло, это способствует активному развитию удивительного мира флоры и фауны. Самые засушливые места на Земле находятся на северной и южной границе тропиков. В пустынях этого пояса температура может достигать отметки +50⁰.
Рис. 10. Пальмовая роща на берегу (Источник)
Рис. 11. Тропический лес (Источник)
Долина Смерти – самое жаркое место Северной Америки (рис. 13).
Атакама – самое засушливое место на Земле, находится в Южной Америке, дожди здесь идут один раз в несколько десятков лет (рис. 14).
Рис. 14. Пустыня Атакама (Источник)
Сахара – крупнейшая пустыня на Земле, находится на севере Африки (рис. 15).
Калахари – еще одна большая пустыня, находящаяся на юге Африки (рис. 16).
Рис. 16. Пустыня Калахари (Источник)
Вулкан Даллол – самое жаркое место на Земле, находится в Африке (рис. 17).
Рис. 17. Вулкан Даллол (Источник)
Умеренный пояс
От тропиков до полярных кругов простирается умеренный пояс. Большая часть России лежит в умеренном поясе. В зависимости от времени года солнечные лучи по-разному падают на поверхность Земли: зимой – под углом, летом – почти прямо (рис. 18).
Рис. 18. Падение солнечных лучей в дни зимнего и летнего солнцестояния (Источник)
Это объясняет причину смены времен года. В умеренном поясе холодная зима, теплое лето, прохладные весна и осень (рис. 19).
Для умеренного пояса характерны хвойные, широколиственные и смешанные леса (рис. 20–22).
Рис. 21. Лиственный лес (Источник)
Рис. 22. Смешанный лес
В лесах обитает большое количество птиц и травоядных животных, которые хорошо приспособились к смене времен года. Также там обитает множество хищников (рис. 23–31).
Рис. 29. Бурый медведь (Источник)
Полярный пояс
Для полюсов характерны скользящие солнечные лучи, которые не нагревают поверхность Земли. Поэтому отличительной особенностью этого пояса являются низкие температуры (до -60⁰). Поверхность полюсов покрыта снегом и льдом толщиной до 4 километров (рис. 32–33).
Рис. 32. Северный полюс (Источник)
Рис. 33. Южный полюс (Источник)
Иногда возникает полярное сияние (рис. 34).
Рис. 34. Полярное сияние (Источник)
Особенностью полярного пояса являются полярный день (Солнце не заходит за горизонт в течение полугода) и полярная ночь (Солнце не поднимается над горизонтом в течение полугода).
Мы уже знаем, что ось планеты Земля наклонна, поэтому при вращении вокруг Солнца то северный, то южный полярный пояс попеременно получает большее количество света и тепла. Таким образом, когда на одном поясе наступает полярный день и лето, на другом – зима и полярная ночь. Вблизи полярных кругов наблюдается еще одно интересное явление – белые ночи, которые бывают в июне, в период летнего солнцестояния (рис. 35).
Тогда ночь состоит из сумерек.
Санкт-Петербург называют городом белых ночей (рис. 36).
Рис. 36. Белые ночи в Санкт-Петербурге (Источник)
Растительный и животный мир полярного пояса очень беден, потому как приспособиться к таким погодным условиям весьма непросто. На камнях произрастают мхи и лишайники (рис. 37, 38).
Рис. 37. Мхи на камне (Источник)
Рис. 38. Лишайники на камне (Источник)
На Северном полюсе живут птицы (тупики, кайры) (рис. 39, 40)
на Южном полюсе – пингвины (рис. 41).
Рис. 41. Императорские пингвины (Источник)
Толстый слой подкожного жира помогает выжить животным – белым медведям, тюленям, моржам (рис. 42–44).
Рис. 42. Белый медведь (Источник)
Итак, солнечные лучи (рис. 45) падают на Землю под разным углом, условно разделяя планету на три тепловых пояса: тропический, умеренный и полярный.
Читайте также: