Конспект урока по окружающему миру 4 класс наш край башкортостан

Обновлено: 16.05.2024

Оборудование: карты Российской Федерации и Республики Башкортостан, контурные карты, атласы Башкортостана, индивидуальные карточки, таблицы, рисунки животных нашего края занесенных в Красную книгу, эмблемы, учебники: А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (I часть) стр. 144-146.

I. Организационная часть.

Добрый день ребята

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока, помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать

Наш край на карте России
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистые цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее:
Н. Языков

И правда, можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку и в лес, край, где ты живешь? (Нельзя)

Но можно ли по-настоящему любить и гордиться тем, чего ты не знаешь? (Тоже нельзя)

Вот и получается, что одно без другого невозможно. Взгляните на карту Башкортостана. Очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные поэтические представления. Один автор сравнивает его с человеческими сердцем. Другому оно напоминает ладонь дружеской руки. А народный поэт Башкортостана Мустам Карим назвал родную республику зеленым листком березы - России.

- Что представляете вы, ребята, рассматривая контуры Башкортостана на карте?

Сегодня на уроке мы попутешествуем по нашей Республике Башкортостан.

О чудесном нашем крае будет разговор.

О прекрасном милом крае, где мы все живем.

1. Наш край на карте.

Открываем первую страницу "Наш край".

- Пользуясь атласом Башкортостана, определите области и республики, с которыми граничит наш край.

- Подпишите их названия на контурной карте: на севере, на востоке, на юго-востоке, на юго-западе, на западе, на северо-западе?

(на севере Башкортостан граничит с Пермской и Свердловской областями; на востоке с Челябинской; на юго-востоке, юге и юго-западе с Оренбургской областью; на западе с Республикой Татарстан; на северо-западе с Удмуртской Республикой).

Обширная территория Башкортостана поделена на 54 района с административными центрами.

- А сейчас найдите на карте столицу республики (г. Уфа), свой населенный пункт (Янаульский район расположен на северо-западе Башкортостана. Административный центр - город Янаул. Наш Янаул - северные ворота Башкортостана); нанесите их на контурную карту.

- Спасибо! За активную работу мне бы вас хотелось отметить вот такой эмблемой (ромашка).

2. Поверхность Башкортостана

- По физической карте республики определите, какие два основных типа рельефа преобладают на ее территории. (Горный и равнинный)

Урал - удивительный край, славящийся разнообразным 'зверьем и птицей, полезными ископаемыми, древесной растительностью; край, который воспевали простой люд, писатели и поэты и прошлых веков и настоящего времени.

Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!

- В переводе с башкирского языка Урал означает пояс. Объясните, почему эти горы получили такое название? Найти ответ на этот вопрос поможет карта России?

Длина гор более 2000 км. Главный хребет Уралтау являет водоразделом и границей двух величайших частей света - Европы и Азии.

В глубокой древности горы Урала были немного выше и круче, напоминая своими очертаниями современные Альпы или Кавказ. Но, как известно вода и камень точит. За миллионы лет ветер, вода, перепады температуры округлили очертания гор. Разрушили уходившие в заоблачную высь пики. Так и приобрел постепенно Урал свои нынешние очертания.

Теперь самая большая гора - Народная (1894 м). Ее название произошло от названия р. Нары, которая протекает около горы. Самая высокая вершина Южного Урала - г. Ямантау (1640 м). Но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах Каменного пояса: золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, руды черных и цветных металлов.

- Расскажите достопримечательности Южного Урала, известной во всем мире, пещере Шульганташ и горе Янгантау, и ее термических явлениях.

(Проверка домашнего задания)

3. Подземные богатства Башкортостана

Названия многих географических объектов явились ключом открытию месторождений полезных ископаемых. Очень много на карте нашей республики названий, указывающих на наличие того или другого полезного ископаемого. Это поселки Алтынташ (золотой камень), Утлыташ (огненный камень) в Учалинском районе, Бакыр-узяк (медный дол) в Абзелиловском. районе, Бакыртау (медная гора) в Баймакском районе, гора Тимер-арка (железный хребет) в Архангельском районе, Ак-балсык (белая глина), Майташ (масляный камень - подразумевается тальк), Мамыкташ (ватный камень - имеется, в виду асбест) в Хайбуллинском районе. Эти и другие названия помогли башкирским геологам найти месторождения золота, медных, железных руд, ценных строительных материалов, высококачественного камня, добротной глины для керамического и кирпичного производства.

По добыче нефти Республика Башкортостан занимает в Российской Федерации третье место после Тюменской области и Республики Татарстан и первое место - по ее переработке.

- Угадайте, о каком полезном ископаемом говорится в загадке, и покажите карточки с соответствующим условным знаком.

(Набор данных карточек - у каждого школьника)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение.
(Известняк.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
(Глина.)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
(Природный газ)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
(Песок.)

- Спасибо. А сейчас, ребята давайте немного отдохнем.

5. Водоемы республики.

Ученые установили, что все живое своим происхождением, развитием и существованием обязано, с одной стороны, Солнцу, с другой - воде, Мировому океану. Из всех планет

Солнечной системы только на Земле есть вода. Именно вода сделала ее зеленой и обитаемой. И нет на Земле народа, который бы не чтил воду.

Мы продолжаем, нашу экскурсию.

Крупнейшие реки Башкортостана - реки Белая (Агидель) и ее притоки Нугуш, Сим.

  • приток - приток - основная река - место впадения.
  • р. Янаулка - р. Буй - р. Кама - р. Волга - Каспийское море,
  • р. Уй - . - . - Северный Ледовитый океан;

Озер насчитывается около 2700. Озера эти обильны рыбой (до 40 видов).

Названия, каких озер нашей республики заканчиваются на ". куль"?

- Что обозначает на башкирском языке слов "куль"?

- Найдите на карте крупнейшие озера Башкортостана.

- Запишите их названия в свой краеведческий словарь.

("Куль" в переводе с башкирского означает озеро. Вот крупнейшие озера республики, включающие это слово в свое название - Асылыкуль, Кандрыкуль, Аккуль, Узункуль, Яктыкуль, Чебаркуль.)

(Название озер на плакате).

6. Сейчас ознакомимся со следующей страницей - растительный и животный мир нашей республики.

Посмотри-ка, сынок,
На цветок полевой,
Как он, вытянув шейку
Над пышной травой
И раскрыв широко
Удивленный глазок,
Все глядит
На зажженной зарею восток.
Не сорви,
Не столкни его сильной ногой.
Он ведь хрупкий такой.
Он, как все мы, живой.

А. ИгебаеА какое значение имеют растения для человека? Заполните пустые кружочки на доске.

  • дом для животных, микроорганизмов, грибов;
  • оздоравливают воздух, защищают водоемы и почву;
  • органическая масса, производимая растениями, является пищей для многих организмов;
  • способствуют удержанию влаги в воздухе и почве;
  • поглощают шум, ослабляют радиацию;
  • растения леса, особенно хвойные, выделяют вещества - фитонциды, уничтожающие болезнетворные микробы.

- У каждого на карте лежат листы со списками растений. Задание: зачеркните слова, не относящиеся к растениям нашей местности.

Пальмы, полынь, ива, клен, кофейное дерево, береза, ель, осина, одуванчик. (Зачитываются ответы детей)

Богат и разнообразен животный мир Башкортостана. На территории нашей республики по подсчетам ученых обитают около 270 видов птиц, 40 видов рыб, 10 видов земноводных, более 70 видов зверей.

- Что произойдет, если в Башкортостане резко сократится численность таких хищников, как лисы? (Сначала резко увеличится численность мелких грызунов, которыми питаются эти животные, затем количество их начнет уменьшаться, так как хищники ловят в основном больных и слабых животных, благодаря чему не дают возможности распространяться заразным болезням. Кроме того, уничтожал в большом количестве грызунов, лисы сохраняют, тем самым, урожай зерновых.)

- Можно ли утверждать, что есть вредные и полезные животные? Поясните свое мнение. (Такое утверждение неверно. Любое "вредное" животное состоит в многочисленных связях, в том числе и пищевых, с другими животными, играет определенную роль в жизни растений, в процессах почвообразования и т.д.)

Один из ярких примеров сохранения животного мира в Башкортостане является пчеловодство. С развитием современного пчеловодства сохранилось и бортничество в заповедной территории. Популяция дикой медоносной пчелы в настоящее время обитает только в Башкирии, главным образом в Бурзянском районе. Поэтому дикую медоносную башкирскую пчелу часто называют "бурзянкой".

(На доске прикреплены 3 вида картинок: улей, дупло дерева, борть (колода)).

- Где живёт дикая и домашняя пчёла?

- Как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава:

Я сорвал цветок, - и он увял.
Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте
Можно только сердцем

7. Красная книга.

В руках у меня необычная книга. Кто мне скажет, что это за книга? Какой цвет у нее? Верно. Красная книга. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Красный цвет - сигнал опасности.

В реках, озёрах и прудах республики обитают 47 видов рыб, 13 из них занесены в Красную книгу Башкирии. К их числу относится стерлядь, осётр, таймень, форель ручьевая, европейский хариус. Строго по определенным нормам, осуществляется добыча лося, кабана, медведя и бобра, так как в результате вырубки лесов, загрязнения водоёмов и полей их численность сильно сократилась. Исчезли многие виды птиц - в Башкирии перестали гнездиться пеликан, пеганка, стрепет, дрофа, степной орёл, полностью истреблён выхухоль.

В целях сохранения природных комплексов созданы национальный парк "Башкирия", Башкирский заповедник, Южно - Уральский заповедник, заповедник Шульган - Таш.

III. Закрепление материала.

- Открываем третью страничку "Знаешь ли ты свой край".

Бесконечно прекрасна и удивительна природа Башкортостана. Много здесь гор и рек.

- А какие горы мы знаем? (Тратау, Ямантау, Юрактау, Шахтау)

- А какая самая большая река в Башкортостане? (Агидель)

- А какие ещё реки мы знаем? (Караидель, Дёма, Уршак, Ашкадар, Юрюзань)

- А какие озёра республики, заканчивающие : куль мы знаем?

С.Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: " Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи, стоят твои раздельные леса, и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом :" Башкирский мёд славился всегда.

- А какие деревья растут в башкирских лесах?

- Что делается для сохранения животного мира Башкортостана? (создание охранных зон - заповедников, занесение в Красную книгу)

Подходит к концу наш урок, но не заканчиваются наши встречи с удивительным миром природы Республики Башкортостан. Мы понимаем, как хрупка и ранима природа, окружающая нас. Экология с каждым днем ухудшается, истощаются полезные ископаемые и природные запасы Земли. Поэтому так важно сохранять природу и её природные богатства. Положите ладошку на ромашку. Давайте дадим друг другу слово - природе не вредить. Чаще смотрите на неё и думайте о том, что в мире, нас окружающем, есть много живых организмов, чья жизнь зависит от нас. Помните, что человек, любящий природу духовно богаче, добрее и красивее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока окружающего мира

с использованием презентации

Автор: Парычева Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29 г. о. Мытищи

Цели урока: сформировать представление учащихся о родном крае; развивать умение работать с картой и дополнительной литературой; воспитывать любовь к своему краю- Московской области.

Планируемые результаты:

1. Развивать умения извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Работать в паре и в группах.

1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: 1. Словесные (беседа, рассказ)

2. Наглядные (таблицы, карта, слайды, рисунки)

3. Практические (организационные практические работы в группах, парах)

Оборудование: интерактивная доска, административная карта России, карта Московской области, Мытищинского района, раздаточный материал. К уроку прилагается презентация.

I. Организационный момент.

Давайте создадим хороший эмоциональный настрой : улыбнитесь, пожмите друг другу руку и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начинаем урок.

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

- Какой он наш край?

- Как живут и чем занимаются люди?

- Что окружает нас?

Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.

О чудесном нашем крае

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

II. Работа над новой темой

- Давайте, познакомимся с административной картой России (настенная карта)

- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (территории разные по площади, одни занимают большие территории, другие поменьше)

- Давайте найдём самые крупные республики, края, области нашей страны.

Республика Саха (Якутия), республика Бурятия, республика Коми;

Красноярский край, Хабаровский край, Приморский край;

Камчатская область, Тюменская область.

- Эти большие по территории края, республики, области находятся в основном на Западно – Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.

- На территории России расположены 3 равнины.

- Какую равнину мы ещё не назвали? (Восточно – Европейская)

- Мы ребята являемся жителями Восточно – Европейской равнины.

- Ребята, посмотрите внимательно, что на ней расположено.

- На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.

- Ещё мы можем сказать, что Восточно – Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населённых пунктов, городов. Здесь расположен главный город (столица) Российской Федерации - Москва.

- Мы ребята являемся жителями Московской области. Давайте поработаем с картой Московской области.

- Найдём на карте территорию, где мы живём.

- А мы живём в каком районе Московской области? ( В Мытищинском районе).

( Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте Мытищинский район).

- Какой город является главным? (Находят на карте город Мытищи)

- Эта наш район, наша маленькая Родина. (3 слайд)

- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края.

(На партах у детей листы с изображением района)

- Перечислим населённые пункты, реки, водохранилища Мытищинского района

- Населённые пункты. (Мытищи, Челобитьево, Вёшки, Сгонники, Бородино, Ховрино, Беляниново, Погорелки, Болтино, Поведники, Пирогово, Пансионат, Ульянково, Жостово, Витенёво, Федоскино, Марфино и др.).

- Реки (Яуза, Клязьма, Уча).

- Водохранилища ( Клязьминское, Пироговское, Учинское, Пестовское, Пяловское, Икшинское).

- Показ слайдов (4, 5, 6 слайды)

Выступление координаторов группы: (равнина, плоскогорье, горы; соседи; природная зона; тепловой пояс; охрана окружающей среды) (8 слайд, 9 слайд).

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте)

Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)

Слева находится лес. (Поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

Выступление координаторов группы: (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство) (11-16 слайды).

Выступление координаторов группы: (растения, животные) (17 слайд).

-растения Московской области (18,19,20,21 слайды)

-животные Московской области (22,23,24,25,26 слайды)

(Музыка, запись пения птиц)

Выступление координаторов группы: (производство русских народных кукол, жостовские подносы, федоскинская миниатюра) (27 слайд)

- русские народные куклы (28 слайд)

-федоскинская миниатюра (29 слайд)

-жостовские подносы (30,31 слайд)

(Марфино, Виноградово, Витенёво, Мышецкое)

Учащиеся 4 – б класса расскажут нам об усадьбах на следующем уроке окружающего мира. А я представлю их буклет.

Звучит песня о г. Мытищах.

Закрепление изученного.

1.Работа в парах:

Детям раздаются листы с изображением района (одна карта на парту):

- На карте показаны 3 поселения: городское поселение Мытищи, городское поселение Пироговский, сельское поселение Федоскинское.

- укажите главный город Мытищи.

- Укажите соседей нашего района. (1- Дмитровский; 2 – Солнечногорский; 3 –Долгопрудный; 4 – Пушкинский; 5- Щёлковский).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по окружающему миру

hello_html_mbff15ab.jpg

Учитель начальных классов:

Куклина Г.А.

МБОУ СОШ с. Старобурново

Тема: Мой край родной - Башкортостан

Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Воспитывать любовь к родному краю.

Следующие загадки помогут вам вспомнить цвета российского флага. - Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете … белом. Белый цвет – это цвет мира. - Спокойны и чисты рек русских вод Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в … синий. Синий - это вера, верность. - Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко… красный . Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.) (слайд 14)

- Есть главная песня у нашей страны. Услышав её, мы вставать все должны. Единству народа поётся в ней слава, И восхваляется наша держава . Гимн Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. (слайд 15)

- Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. Герб (слайд 16) Егор , расскажи нам о гербе России (Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёх-угольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны – две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом. В центре герба еще один герб. Это герб Москвы.) Почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России. На нем изображен всадник, Святой Георгий Победо-носец, Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами).

Скажите, где в жизни мы встречаем изображения герба? (паспорт, монеты, свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, диплом об окончании института) (слайд 17) Вывод : герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны, области, города.

Во главе государства, Избранный по праву На четыре года Волею народа. (президент) Назовите президента России? (Владимир Владимирович Путин) (слайд 18)

3. Формулирование темы и целей урока. А сейчас послушаем стихотворение Геннадия Молодцова? (слайд 19) Башкирия, Моя земля и небо, Моя любовь, Мой соловьиный край! Мне жаль того, Кто здесь ни разу не был, Мне жаль того, Кому не пел курай… Ребята, вам п онравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о Республике Башкортостан) Правильно, это стихотворение о Республике Башкортостан, в которой мы живем.

Физическая карта России (Слайд21) Покажите на карте России Республику Башкортостан Сегодня я приготовила для вас задания, посмотрите и скажите (Слайд 22 ) Что на ней изображено? (цветок или соцветие курая) Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана.

Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.(слайд 23)

Назовите и покажите на карте республики города Башкортостана? ( Уфа, Бирск, Ишимбай, Сибай, Туймазы, Нефтекамск, Салават, Мелеуз, Октябрьский.) Слайд 25)

- Назовите, столицу Башкортостана. (Город Уфа). (Слайд 26 ).

Послушаем стихотворение Александра Белкина

6. -А сейчас следующее задание курая . -Что там написано? (Слайд 27 ). (Символы Республики Башкортостан)

Что же относится к символам Республики Башкортостан? (Герб, флаг, гимн)

Учитель: Государственный герб нашей Республики был принят 12.12.1993 года. Автором является художник Фазлетдин Ислахов. На нем изображен памятник Салавату Юлаеву (слайд 29) (символ мужества народа) на фоне восходящего солнца и лучей, что символизирует стремление народа к свободе. По краям герба – башкирский орнамент. Ниже изображены соцветие курая – это символ стремления к единству; лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан с надписью по белому полю “Башкортостан” (слайд 30)

6.Следующий символ Республики Башкортостан (флаг). (Слайд31). Государственный флаг Республики Башкортостан был принят 25 .02. 1992 года. Авторами флага являются Урал Масалимов и Ольга Асабина. Это прямоугольное трехцветное полотнище: синий цвет означает ясность и чистоту помыслов народов республики; белый цвет означает миролюбие, открытость, готовность помочь; зеленый – свободу, вечность жизни.

На белой полосе в середине есть круг – знак вечного движения, а середине круга – цветок курая, состоящий из семи лепестков – они олицетворяют семь родов, положивших начало башкирскому народу.

7. Что еще можно назвать государственным символом? (Гимн). (Слайд 32).

Государственный гимн республики – это музыкально – поэтическое произведение. Он был принят 12.10. 1993 года. Авторы слов – Равиль Бикбаев и Рашит Шакуров, а музыку написал Фарит Идрисов. Государственный гимн нашей республики выражает независимость нашей республики, единство и дружбу ее народов.

- Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно.

- Как его слушать? (Слушают стоя, разговаривать нельзя. Этим выражают дань уважения всему башкирскому народу).

11 октября 1990 года наша республика была провозглашена суверенной и стала называться Республикой Башкортостан. (Слайд 33) Назовите главу Республики Башкортостан (Хамитов Рустэм Закиевич) (Слайд 34).

Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки (Слайд 36,37, 38)

10. И вот следующее задание курая

. Что здесь написано? (Народы Башкортостана) (Слайд 39)

Население республики, по данным Башкортостана составляет более 4 миллионов человек. Всего в Башкортостане проживают представители свыше 100 национальностей. Среди них: русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы и.т.д. (Слайд 40) Они живут в дружбе и согласии. Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы.

- Из чего он сделан курай? (Из стебля курая) Давайте посмотрим видео. (Слайд 43)

- Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

-Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. (Слайд 45)

-Назовите их. (Кумыс, айран, катык, очпочмак, зур бэлеш, баурсак).

-Наш край славится целебным напитком кумыс. Кумыс – это кислое кобылье молоко.

13 Посмотрите на последнее задание курая и прочитайте. (Слайд 46)

Мой край родной!

Ребята, вот подошел к концу наш урок, давайте попробуем оценить - Как вы считаете кто на уроке был самым активным ? -Ребята, что же после сегодняшнего урока мы должны понять и усвоить? Учитель :

Милый край! Как ты мил, как ты богат! Пусть каждая встреча с тобой останется в памяти как большая радость. Посмотри, как он хорош,
Край, в котором ты живешь,
Край, наполненный свежей листвой,
Береги его, он твой!
Добротой земля прекрасна,
Так давай на долгие века
Сохраним Земле ее богатства-
Эти рощи, реки и луга!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к классному часу, посвященному Дню суверенитета Республики Башкортостан.

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ, БАШКОРТОСТАН !

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ, БАШКОРТОСТАН !

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О БЕРЁЗОВОМ ЛИСТЕ Взгляни на глобус: Вот он – шар земной, На нём Башкирия С берёзовый листок величиной. Всего лишь навсего не больше Обыкновенного листка, Берёза же – великая Россия – Так зелена, так высока! Мустай Карим

О БЕРЁЗОВОМ ЛИСТЕ

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нём Башкирия

С берёзовый листок величиной.

Всего лишь навсего не больше

Берёза же – великая Россия –

Так зелена, так высока!

Мустай Карим

Государственная символика Башкортастана Главой республики Башкортостан является Президент, избираемый Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Российской Федерации. С 19 июля 2010 года Президентом Республики Башкортостан является Рустэм Хамитов.

Государственная символика Башкортастана

Главой республики Башкортостан является Президент, избираемый Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Российской Федерации.

С 19 июля 2010 года Президентом Республики Башкортостан является Рустэм Хамитов.

БАШКОРТОСТАН В ЦИФРАХ Площадь-143,6 тыс. км Протяжённость: с севера на юг - 550 км с запада на восток - 450 км Численность населения - 4090,6 тыс. чел Проживают представители более 130 национальностей В Башкортостане- 21 город, столица – г. Уфа

БАШКОРТОСТАН В ЦИФРАХ

Площадь-143,6 тыс. км

Протяжённость:

с севера на юг - 550 км

с запада на восток - 450 км

Численность населения - 4090,6 тыс. чел

Проживают представители более 130 национальностей

В Башкортостане- 21 город, столица – г. Уфа

Уфа – столица Башкортастана Город расположен на берегу реки Белой , при впадении в неё рек Уфа иДёма, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Башкирского (Южного) Урала. Лежит преимущественно в междуречье рек Белая и Уфа на Уфимском полуострове Уфа – город-миллионер. Численность населения – 1 074 900 человек.

Уфа – столица Башкортастана

Город расположен на берегу реки Белой , при впадении в неё рек Уфа иДёма, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Башкирского (Южного) Урала. Лежит преимущественно в междуречье рек Белая и Уфа на Уфимском полуострове

Уфа – город-миллионер. Численность населения – 1 074 900 человек.

Население Башкортастана Народ Численность в 2002 году , человек (% от всего населения) Русские (36,3 %) Башкиры Численность в 2010 году , человек (% от всего населения) [17] (36,1 %) (29,76 %) Татары (24,14 %) Чуваши (29,5 %) (25,4 %) (2,86 %) Марийцы Украинцы (2,6 %) (2,7 %) (2,6 %) (1,3 %) Удмурты (0,98 %) (0,6 %) Мордва (0,53 %) (0,6 %) Белорусы (0,5 %) (0,4 %) (0,29 %) Меньше 0,5 % составляют: армяне, немцы, узбеки, азербайджанцы, казахи, таджики, евреи, латыши, грузины, вьетнамцы, чеченцы, молдаване и греки. Всего на территории Башкортастана проживают представители более 130 национальностей.

Население Башкортастана

Численность в 2002 году , человек (% от всего населения)

Численность в 2010 году , человек (% от всего населения) [17]

Меньше 0,5 % составляют: армяне, немцы, узбеки, азербайджанцы, казахи,

таджики, евреи, латыши, грузины, вьетнамцы, чеченцы, молдаване и греки.

Всего на территории Башкортастана проживают представители более

130 национальностей.

Национальный башкирский герой и поэт – Салават Юлаев Памятник национальному башкирскому герою и поэту Салавату Юлаеву в Уфе поставили в 1967 году. Это самая большая конная статуя в России, высотой почти в десять метров и весом в 40 тонн. Изображение памятника попало на герб Башкортостана. Именем Салавата Юлаева названы проспект в Уфе, город Салават, хоккейный клуб.

Национальный башкирский герой и поэт –

Салават Юлаев

Памятник национальному башкирскому герою и поэту Салавату Юлаеву в Уфе поставили в 1967 году. Это самая большая конная статуя в России, высотой почти в десять метров и весом в 40 тонн.

Изображение памятника попало на герб Башкортостана. Именем Салавата Юлаева названы проспект в Уфе, город Салават, хоккейный клуб.

В республике традиционно проводится Международный Аксаковский праздник, лучшим студентам вузов Уфы вручаются Аксаковские премии. В столице Башкортостана Уфе работает мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова.

Знаменитый русский художник и общественный деятель. Один из самых крупных представителей православного искусства к. XIX — н. XX вв. Среди его учителей были В.Г. Перов, И.Н. Крамской. Талант иконописца у Нестерова особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. М.В. Нестеров В 1913 году Нестеров подарил родному городу — Уфе собранную им коллекцию русской живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века. Всего Уфа получила 102 произведения, Сейчас в Уфе работает Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова.

Знаменитый русский художник и общественный деятель. Один из самых крупных представителей православного искусства к. XIX — н. XX вв.

Среди его учителей были В.Г. Перов, И.Н. Крамской. Талант иконописца у Нестерова особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве.

М.В. Нестеров

В 1913 году Нестеров подарил родному городу — Уфе собранную им коллекцию русской живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века. Всего Уфа получила 102 произведения,

Сейчас в Уфе работает Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова.

Ф. Шаляпин Р. Нуреев. Великий русский певец (бас-баритон) и актер. Знаменитый танцовщик-премьер, заставивший мир вновь восхититься русским балетом.

Великий русский певец (бас-баритон) и актер.

Знаменитый танцовщик-премьер, заставивший мир вновь восхититься русским балетом.

Его искусству скрипача и дирижера аплодировали в лучших концертных залах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Рима, Токио, Стокгольма. За свой вклад в развитие мировой музыкальной культуры Спиваков получал высокие официальные награды многих стран.

Читайте также: