Конспект урока по окружающему миру 2 класс гармония

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Наше государство)

Учитель Л.Н. Шабалина

Тема урока: Российская Федерация, её государственные символы ( Наше государство)

1. Формировать понятия государство, государственные символы, государственные границы, армия, президент;

2. Продолжить формировать умение работать с текстом;

3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам;

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1.Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

2. Формировать умение работать с условными обозначениями, с разными источниками информации;

3. Формировать умение на основе анализа объекта делать выводы;

Коммуникативные УУД

1. Формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и понимать других;

2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Способствовать формированию собственного мнения и умений задавать вопросы;

Регулятивные УУД

1. Формировать умение определять цель деятельности на уроке;

2. Формировать умение преодолевать трудности;

3.Формировать умение осуществлять контроль по результату;

4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2.Формирование научного мировоззрения;

3. Развивать аналитическое мышление, образное воображение;

Форма урока: урок –лекция с элементами моделирования .

Оборудование урока:

Презентация к уроку;

Учебник, рабочая тетрадь;

Дидактические материалы к учебному занятию;

I . Создание эмоционального фона (Организованное начало урока)

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный!

II .Проверка домашнего задания.

- У каждого из вас есть свой дом, семья. Кем вы являетесь для своих родителей? (сыном, дочерью)

- А для бабушки и дедушки? ( внуком, внучкой)

- Но у нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас на всех одна лампа и печка - ласковое солнышко. У нас один водопровод - это воды рек, морей и океанов.

- У нас всех есть один общий дом. Как он называется? (планета Земля)

- Мы на этой планете живём, значит кто мы? ( жители Земли)

- На этой планете есть место , где мы с вами родились, живём, учимся, работаем, здесь живут наши близкие и друзья. ( Наша Родина)

- Назовите синонимы к слову Родина. (Отчизна,Родной край,страна Россия)

- Почему мы зовём нашу Родину Отечеством?

- А почему матерью?

- Что составляют все жители Земли? ( мировое сообщество)

- Членом чего вы являетесь?( членами общества своего города, гражданами России, землянами)

- А как велика наша Россия?

- Можно ли увидеть её всю сразу?

- Видел её так кто-нибудь? (космонавты)

- А где мы можем увидеть всю территорию страны? ( на карте)

- Чем богата наша страна?

- Какие народы в ней проживают?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Сегодня на уроке узнаем полное название нашего государства, познакомимся с символами нашей страны, попытаемся выяснить: зачем каждому государству символы.

IV . Целеполагание.

- Какие задачи необходимо решить на уроке?

( 1. Узнать полное название нашей страны.2.Почему она так названа? 3.Узнать какие символы есть у России? 4. О чём нам могут рассказать символы нашей страны?)

- Каждый человек обязан знать символы своей страны,тот кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далёком прошлом, но и какие изменения в разное время происходили.

1) - Ребята, давайте вспомним, как называлась наша страна в разные исторические времена.

- Как называется наша страна сейчас? Посмотрите на экран и найдите ответ.

- Какая республика, край, область занимают самые большие территории в Российской Федерации? Найдите ответ в тексте.

-А теперь найдите их на карте.

- Как Россия отделена от других государств? (границей)

- Какими могут быть границы государства? (сухопутные и морские)

- Кто является главой нашего государства? (президент)

-Кто является нашим президентом? (В.В.Путин)

2) - Ребята, а что такое символ? (знак)

- Обратимся к толковому словарю.

- Слово символ имеет несколько значений.

1)Символ-это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например: голубь с ветвью - символ мира, пять ,сплетённых колец – символ Олимпийских игр, якорь- символ надежды.

2) Условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятой в науке.

Например, символы химических элементов.

- К государственным символам относятся герб, гимн, флаг.

3) –Что представляет собой герб?

- В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся.

- Современный герб России появился 25 декабря 2000 года. Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла. Двуглавый орёл держит в лапах скипетр и державу- символ власти, мощи и независимости. А орёл выбран потому, что его облик был распространён в национальных орнаментах.

- Скажите где в жизни вы встречаете изображение герба? ( паспорт, монеты, свидетельство о рождении, диплом)

-Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны ,области ,города.

Моделирование( работа в группах)

- У нашей страны есть свой герб, у нашего города тоже есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.

Информационная карта ?

1. Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы ( круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).

2.Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.

3. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт тоже в гербе.

4. Защитите свой проект.

( Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время -4 минуты)

- Судя по вашим гербам , наш класс живёт интересной жизнью.

- А вы знаете что изображено на гербе нашего города?( рассказ подготовленного ученика)?

- Щит красного цвета, на поле которого расположены два серебристых якоря – речной и морской. Якоря положены друг на друга крест-накрест, а поверх них расположен скипетр с двуглавым орлом. Венцом щита является императорская корона. За щитом изображены золотые скипетры с алмазами. Щит обрамлён Андреевской лентой.

-Каждый символ имеет своё значение. Красное поле- это кровь войны со шведами. Якоря символизируют идею Петра о всемогущем и защищённом городе, имеющий выход одновременно в море и реку. Город является речным и морским портом. Скипетр с орлом- символ императорской власти. Кроме того, этот же символ означает, что город – столица государства.

Практическая работа

Каждому ученику даётся карточка с изображением герба Санкт-Петербурга. Необходимо его раскрасить.

Физическая пауза

А теперь ,ребята , встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

4) – Продолжаем знакомиться с символами России.

- Что называют флагом ? ( прикреплённое к древку полотнище)?

- У флагов строго определённые размеры и цвет. Флаг- это символ объединения и власти.

-Где можно увидеть флаги? (большие над зданиями власти, маленькими машем на праздниках, на параде, поднимают на корабле).

- Самые первые флаги были военными. Появились они тогда же, когда появилась армия и возникла необходимость издали отличать какой отряд движется- свой или чужой. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Каждый цвет на флаге имеет своё символическое значение.

-Что обозначает каждый цвет? На стр. 60 учебника найдите ответ на этот вопрос.

- Трёхцветный флаг учреждён Петром I . В ту эпоху эти цвета трактовались как выражение трёх основных сословий общества: белый - духовенство, синий - дворянство, красный- трудовой народ. Флаг также как и герб на протяжении веков менял свой облик. А вновь Россия обрела свой исторический трёхцветный флаг в 1991 году. С тех пор 22 августа мы отмечаем день Государственного флага РФ.

- А как вы думаете можно ли поменять цвета местами? ( нет)

Практическая работа

Моделирование( работа в группах)

А сейчас займёмся моделированием, давайте смастерим модель Российского флага из цветной бумаги. Время работы 7 минут.

5) – Третий символ государства – это гимн .?

- Что такое гимн? ( торжественная песня, которая исполняется в особых случаях)

-Есть гимны государственные, военные, религиозные. На протяжении истории России гимн её не раз менялся. В 2001 году принят обновлённый текст гимна на стихи Сергея Владимировича Михалкова , музыку композитора Александра Васильевича Александрова.

- Когда можно услышать гимн страны? ( при подъёме флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств)

- Сейчас мы послушаем гимн Российской Федерации. Как надо слушать гимн? ( стоя)

-При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

- Какие чувства вызывают у вас слова и музыка гимна?( гордость за свою страну)

-Какая по характеру музыка? ( величавая, торжественная)

VI . Закрепление.

1. Что изображено на груди у орла на гербеРФ?

Илья Муромец

Святой Георгий Победоносец

Святой князь Владимир

2 Укажите последовательность цветов на государственном флаге РФ

белый-красный-синий

белый- синий –красный

красный белый- синий

3) Что такое гимн?

Торжественная песня в честь государства

Музыкальное обращение

Музыкально - поэтическое произведение

4) Кто автор текста гимна?

В.В.Маяковский

VII . Итог урока.

- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?

- Узнаете, потому что это отношение к своему классу. В свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.

- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран?

- Символы страны- это как герб класса, семьи, города, в них вложены те же чувства, что и к семье, классу, городу, в котором мы живём.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

Вывод: Отношение к гербу, флагу, гимну России- это отношение к самой России.

Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, раздаточного материала для обучающихся и используемой литературы.

ВложениеРазмер
urok.docx 43.95 КБ
chelovek-_razumnyy.ppt 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Тема урока : Человек – разумное существо

Сидоренко Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Предмет: Окружающий мир

Тема урока : Человек – разумное существо

Тип урока : урок открытия нового знания

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

1Познакомить учеников с отличительными чертами человека .

2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека .

3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

  • Смогут рассуждать о том, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека;
  • делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;
  • выполнят задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.
  • познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека от животных; анализировать и обобщать
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

  • Учебник – с. 8 -9;
  • Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9;
  • Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.
  • компьютерная презентация

Содержание учебного материала

Вхождение в урок

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

  • Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Настраиваются на работу.

Постановка учебных задач

  1. Минутка календаря.
  • Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде
  1. Повторение
  • Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы. (Да, это часть природы).
  • А человек – часть природы? ( Да).
  • Докажите, что человек – часть природы.
  • Что необходимо человеку для жизни?

(Воздух, вода, пища).

  • К какой группе живых существ можно отнести человека?
  • Считаете ли вы себя животным?
  • На какого животного вы похожи?
  • Чем человек отличается от животных?
  • Главное отличие человека от животного– в разуме и мышлении.

Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал машины, которые помогают ему в этом (корабли, самолеты, ракеты). Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя.

Папу знает весь район.

Мастер он отличный.

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят, до облаков

Дом достанет крышей.

Мы с сестренкою вдвоем

На лугу зеленом

Двухэтажный строим дом

С окнами, с балконом.

Папа к нам вчера пришел,

Осмотрел, как надо,

И сказал он: «Хорошо,

  • На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?

Выступают дежурные синоптики

Отвечают на вопросы по пройденному материалу

Человек - часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных.

Задают вопросы к уроку.

Определяют задачи урока.

Работа по теме урока

Открытие нового знания

Работа по заданиям учебника стр 10

  • Где обитают разные животные?
  • Послушайте стихотворение Т. Боковой и назовите жилища животных.

У меня в лукошке проживают кошки.

Мышки в погребе живут, в норках зернышки жуют.

Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят.

Дом имеют утки. Спит собака в будке.

А медведь - в берлоге у лесной дороги.

Зайка серый - скок-поскок - примостился под кусток.

Волк с волчатами - в норе, а жучки живут в коре.

- Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные. КАРТОЧКА

Проверка Слайд № 7

  • Какие жилища есть у птиц? (Гнезда.)
  • Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.)
  • Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.)
  • Из чего они сделаны? (Из древесной трухи.)
  • Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.)
  • Из чего они сделаны?

2.Прочитайте текст на странице 11 учебника .

  • Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают?

3.Рассмотрите жилища людей на с. 10 учебника.

  • Какие материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево, солому, глину, ледяные глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.)
  • Какие новые строительные материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.)
  • Дерево, камень, ракушечник используют в строительстве и до сих пор.
  • Какие жилища человека похожи на жилища животных? (Землянка — на нору; пещера - на логово; шалаш — на гнездо.)
  • Расскажите, в каком доме живете вы, из какого материала он сделан, сколько в нем этажей. (Устные рассказы учащихся.)

Выполняют задания и отвечают на вопросы

Работают в паре

Отвечают на вопросы

Читают текст в учебнике

Работают в паре по рисунку

Работают в паре. Отмечают вопросы на который нашли ответ

Рассказывают о своём доме

Физминутка Слайд №8

Мы затеяли игру

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)

А теперь мы — ручейки,

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)

Применение освоенного в практической деятельности

Работа в тетради на печатной основе

  • Из каких материалов строили дома в старину? (Из природных материалов.) Перечислите. (Из ледяных глыб, шкур оленей, камня, соломы, глины, костей крупных животных, бревен.)
  • Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей) (чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш), жилище степных жителей (юрта).

Напишите, из чего сделаны жилища. (Иглу - ледяные блоки. Изба - бревна. Чум - шкуры оленей. Юрта - войлок. Мой дом - кирпич (бревна).)

Работа в малых группах

Работа по теме урока

  • Вспомните, как передвигаются разные животные.
  • Какие способы передвижения освоил человек?

Задание 4. Учебник стр. 12

  • Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта. Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся в прошлое.

Было время, когда людям не на чем было ездить, но они мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы. Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали вьючных животных.

Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень удобно. Почему?

Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен появилось колесо, затем - повозки, в них впрягали животных. С тех пор люди начали ездить.

В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить более тяжелый груз. На улицах городов также появились повозки, которые двигались по рельсам, и тащили их лошади. Их назвали конками. Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-№5 им. А. М. Дубинного

Конспект урока по окружающему миру

подготовила:

учитель начальных классов

Домбровская Людмила Николаевна

г. Пятигорск

Предмет: окружающий мир

Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности

расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

формировать умение общаться, сотрудничать;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;

принимать и сохранять учебную задачу;

контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль

Тип урока: комбинированный

Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение

Продолжительность: 40 минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер

Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда

I Организационный момент:

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.

II Вхождение в тему:

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)

( нужно учить новое, не забывая старого)

III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:

- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.

Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.

- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4: «Вода!

Ты просто необходима для жизни,

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Составление синквейна:

- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)

- Что делает? (три глагола)

- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.

- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.

Прозрачная, чистая

Журчит, льется, бежит

Без воды нет жизни

Постановка целей урока:

- Что бы вы хотели узнать о воде?

IV Актуализация опорных знаний учащихся:

- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?

- Нашу планету называют голубой. Почему?

- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?

- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)

- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)

- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)

- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.

-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?

- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.

- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).

- Из двух стаканов, какой выберите для питья?

- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)

Не всякая водица для питья годится.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Опыт: очистка воды с помощью марганцовки

- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)

- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.

(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.

V Работа над темой, открытие нового знания:

Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.

Совместное открытие новых знаний:

Работа с текстом – исследование:

- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача –

Недоволен рыжий …(кот):

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

На поля не льётся …(дождь) –

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) –

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) –

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ –

- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)

- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.

Слайд 10: Использование воды человеком

- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)

- От простой воды и мыла у микробов тают силы!

Физминутка: - Давайте импровизировать:

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Самостоятельная работа:

- Продолжим работу по теме урока.

Чтение текста на рабочем листе (2 задание):

- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.

Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.

VI Актуализация знаний об использовании воды:

- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

- Но вода - это плохо. Почему?

- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.

Оценивание работы учащихся

- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?

Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!

- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.

- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.

Слайд 12: Источники загрязнения воды

- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.

2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)

Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)

- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.

3.Составление плана по охране водоемов:

- Как мы можем охранять пресную воду?

1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;

2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;

3) Следить за чистотой природных источников

4. Работа в парах:

- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.

Проверка: на доске

Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.

загр…знённая …довитые вещества

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)

2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)

3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)

4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)

5. Воду можно пить из-под крана (топаем)

6. Без воды нет жизни (хлопаем)

VII Рефлексия деятельности:

Я хочу рассказать родителям …

Теперь я не буду …

- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?

- Покажите, насколько вы устали?

- Вам понравилось работать в парах?

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?

- Какое у вас сейчас настроение?

Слайд 14: Берегите воду!

- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.

- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.


Данный урок по предмету " Окружающий мир" проводится во 2 классе по программе "Гармония".

Основные цели урока:

- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное); - Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний); - Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое; - Закрепить полученные знания о воде.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа-№5 им. А. М. Дубинного

Конспект урока по окружающему миру

подготовила:

учитель начальных классов

Домбровская Людмила Николаевна

г. Пятигорск

Предмет: окружающий мир

Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности

расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

формировать умение общаться, сотрудничать;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;

принимать и сохранять учебную задачу;

контролировать результаты своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия:

находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль

Тип урока: комбинированный

Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение

Продолжительность: 40 минут

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер

Оборудование: рабочие листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус, посуда

I Организационный момент:

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.

II Вхождение в тему:

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. C какой? (чему-то научиться)

( нужно учить новое, не забывая старого)

III Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:

- О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами.

Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.

- Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4: «Вода!

Ты просто необходима для жизни,

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Составление синквейна:

- Используя свои знания, давайте скажем о ней: какая вода? (два прилагательных)

- Что делает? (три глагола)

- Составьте предложение из 4 слов, выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.

- С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить свое чувство.

Прозрачная, чистая

Журчит, льется, бежит

Без воды нет жизни

Постановка целей урока:

- Что бы вы хотели узнать о воде?

IV Актуализация опорных знаний учащихся:

- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?

- Нашу планету называют голубой. Почему?

- На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?

- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)

- Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая почву и горные породы ( при копании – сырая земля)

- Не слишком ли много на свете воды? (ответы, предположения детей)

- Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.

-Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?

- В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.

- Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана (показываю посуду).

- Из двух стаканов, какой выберите для питья?

- Составь пословицу из слов: (рабочий лист: 1 задание)

Не всякая водица для питья годится.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Опыт: очистка воды с помощью марганцовки

- Почему нельзя пить воду из-под крана? (ответы детей)

- Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно наносят ему вред.

(показываю носовой платок, на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.

V Работа над темой, открытие нового знания:

Постановка проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.

Совместное открытие новых знаний:

Работа с текстом – исследование:

- Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)

Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её невкусно пить,

Вот встает наш Саша рано,

Не течет вода из …(крана).

Саше глазки не …(умыть),

Что же делать, как же быть?

Мама в кухне громко …(плачет):

«Невозможная задача –

Недоволен рыжий …(кот):

И ушёл, вильнув …(хвостом).

Без воды нельзя …(стирать),

И детей нельзя …(купать).

Как порядок наводить,

Даже пол нельзя …(помыть)!

Загрустили в речке …(рыбы):

На поля не льётся …(дождь) –

Засыхает в поле …(рожь).

Все деревья и цветы

Погибают без …(воды).

Без воды не будет снега,

Как же нам по снегу …(бегать)?

И конькам нужна …(вода) –

Без воды не будет …(льда).

Людям всем нужна …(вода),

Потому она …(важна) –

Есть и пить, расти, друзья,

Без неё никак …(нельзя)!

Саша наш сказал тогда:

«Ой, прости меня, …(вода)!

Знаю я теперь ответ –

- Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)

- Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.

Слайд 10: Использование воды человеком

- О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)

- От простой воды и мыла у микробов тают силы!

Физминутка: - Давайте импровизировать:

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Самостоятельная работа:

- Продолжим работу по теме урока.

Чтение текста на рабочем листе (2 задание):

- В процессе работы над текстом отметьте карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.

Проверка: - Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.

VI Актуализация знаний об использовании воды:

- Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

- Но вода - это плохо. Почему?

- Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.

Оценивание работы учащихся

- Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?

Слайд 11: Воду надо беречь и охранять!

- К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле очень неразумно.

- В быту: капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду оставляем открытой.

Слайд 12: Источники загрязнения воды

- Но такое расточительное расходование воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.

2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)

Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)

- Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте разберемся.

3.Составление плана по охране водоемов:

- Как мы можем охранять пресную воду?

1) Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;

2) Не мусорить на водоемах, в местах отдыха;

3) Следить за чистотой природных источников

4. Работа в парах:

- Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую сторону – как нельзя.

Проверка: на доске

Дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор.

загр…знённая …довитые вещества

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)

2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)

3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)

4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)

5. Воду можно пить из-под крана (топаем)

6. Без воды нет жизни (хлопаем)

VII Рефлексия деятельности:

Я хочу рассказать родителям …

Теперь я не буду …

- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?

- Покажите, насколько вы устали?

- Вам понравилось работать в парах?

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?

- Какое у вас сейчас настроение?

Слайд 14: Берегите воду!

- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.

- Помните о могуществе собственной мысли, о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: формировать представление о физической и духовной красоте человека, о нравственных ценностях и чертах характера красивого человека; формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; воспитывать желание быть духовно и физически красивым человеком.

Планируемые результаты:

Освоение предметных знаний, умений: научатся: применять правила вежливого общения; получат возможность научиться: контролировать свое поведение.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.

Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений

Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.

Образовательные ресурсы: иллюстрации, отображающие общение между людьми.

Сценарий урока

I. Освоение нового материала. Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике отрывок из стихотворения Ю. Семендера. Почему мальчик хотел стать то горой, то лесом, то рекой?

– Что имели в виду Гора, Лес, Река, когда просили мальчика стать Человеком? (У человека свое место в природе. Он может подняться выше гор, повидать такие дальние края, до которых не добежит и река, а его творения могут пережить и тысячи лет.) Что горы, леса и реки ждут от тебя? (Они ждут, что мы вырастем настоящими людьми и будем им не врагами, а друзьями и помощниками.)

– Какого человека вы считаете красивым?

– Доскажите слова в конце предложений.

Растает даже ледяная глыба

Зазеленеет старый пень,

Мальчик вежливый и развитый

Когда нас побранят за шалости,

И в России, и во Франции, и в Дании

– Назовите обобщенное понятие, которым можно объединить эти слова. (Вежливые слова.)

– Прочитайте текст. В чем красота души, мыслей, поступков?

– Можно ли считать красивым глубоко невежливого человека?

– Красив ли человек, предавший друга?

– Какие поступки одноклассников вы считаете красивыми?

– Рассмотрите рисунки. В чем красота поступков ребят? (Помогают нести тяжелые сумки, уступают место в транспорте.)

– На каком рисунке дети ссорятся? (На третьем.)

– Как вы смогли ответить на этот вопрос? (Рассмотрели жесты, мимику лиц детей.)

– Прочитайте рассказы. Какие поступки ребят вам понравились? Какие нет? Свой ответ объясните.

II. Применение освоенного в практической деятельности. Работа в тетради на печатной основе.

– Подчеркните, что вы считаете самым важным в человеке. (Доброта, отзывчивость, правдивость, дружелюбность, щедрость.)

– Подумайте, о чем вас предупреждают эти рисунки. (О настроении человека.) Когда ты самый красивый? (Когда улыбаюсь.)

III. Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.

– Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград; если сделал добро – забудь, а если получил его от других, то помни.

Бабушка с мамой

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

– Мы купим другую,

Есть лучше в продаже.

Что в нем такого?

А вот ведь какое

– Как еще можно извиниться? Какими словами вы попросите прощения?

– А сейчас поиграем. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

1. Поздороваться при встрече.

2. Толкнуть и не извиниться.

3. Свистеть, кричать, шуметь в школе.

4. Уступить место старшим.

5. Не вставать на обращение учителя.

6. Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

7. Попрощаться уходя.

– О доброте и вежливости сложено много пословиц, поговорок, сказано мудрых слов. А какие пословицы и поговорки знаете вы?

? Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ.)

? Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Монтень.)

? Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет.

– Составим правила добрых поступков:

1) Здоровайся при встрече.

2) Не груби, даже если сердит.

3) Проявляй доброжелательность.

4) Будь вежлив и воспитан.

5) Не дай погибнуть в себе доброте!

Клянемся вежливыми быть:

Нет в мире лучше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть,

Учиться этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть!

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какого человека можно считать красивым?

– Что вы особенно цените в друге?

– Что вы считаете важным в человеке, чтобы назвать его красивым?

Домашнее задание: задания в рабочей тетради (с. 20, задание 6; с. 21, задания 8–10).

Дата: 18.10.13

ТЕМА: ФИЗИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ Красота человека

Основные задачи урока: формировать представление о физической и духовной красоте человека, о нравственных ценностях и чертах характера красивого человека; формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; воспитывать желание быть духовно и физически красивым человеком.

Планируемые результаты:

Освоение предметных знаний, умений: научатся: применять правила вежливого общения; получат возможность научиться: контролировать свое поведение.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.

Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.

Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений

Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.

Образовательные ресурсы: иллюстрации, отображающие общение между людьми.

Сценарий урока

I. Освоение нового материала. Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике отрывок из стихотворения Ю. Семендера. Почему мальчик хотел стать то горой, то лесом, то рекой?

– Что имели в виду Гора, Лес, Река, когда просили мальчика стать Человеком? (У человека свое место в природе. Он может подняться выше гор, повидать такие дальние края, до которых не добежит и река, а его творения могут пережить и тысячи лет.) Что горы, леса и реки ждут от тебя? (Они ждут, что мы вырастем настоящими людьми и будем им не врагами, а друзьями и помощниками.)

– Какого человека вы считаете красивым?

– Доскажите слова в конце предложений.

Растает даже ледяная глыба

Зазеленеет старый пень,

Мальчик вежливый и развитый

Когда нас побранят за шалости,

И в России, и во Франции, и в Дании

– Назовите обобщенное понятие, которым можно объединить эти слова. (Вежливые слова.)

– Прочитайте текст. В чем красота души, мыслей, поступков?

– Можно ли считать красивым глубоко невежливого человека?

– Красив ли человек, предавший друга?

– Какие поступки одноклассников вы считаете красивыми?

– Рассмотрите рисунки. В чем красота поступков ребят? (Помогают нести тяжелые сумки, уступают место в транспорте.)

– На каком рисунке дети ссорятся? (На третьем.)

– Как вы смогли ответить на этот вопрос? (Рассмотрели жесты, мимику лиц детей.)

– Прочитайте рассказы. Какие поступки ребят вам понравились? Какие нет? Свой ответ объясните.

II. Применение освоенного в практической деятельности. Работа в тетради на печатной основе.

– Подчеркните, что вы считаете самым важным в человеке. (Доброта, отзывчивость, правдивость, дружелюбность, щедрость.)

– Подумайте, о чем вас предупреждают эти рисунки. (О настроении человека.) Когда ты самый красивый? (Когда улыбаюсь.)

III. Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.

– Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград; если сделал добро – забудь, а если получил его от других, то помни.

Бабушка с мамой

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

– Мы купим другую,

Есть лучше в продаже.

Что в нем такого?

А вот ведь какое

– Как еще можно извиниться? Какими словами вы попросите прощения?

– А сейчас поиграем. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

1. Поздороваться при встрече.

2. Толкнуть и не извиниться.

3. Свистеть, кричать, шуметь в школе.

4. Уступить место старшим.

5. Не вставать на обращение учителя.

6. Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

7. Попрощаться уходя.

– О доброте и вежливости сложено много пословиц, поговорок, сказано мудрых слов. А какие пословицы и поговорки знаете вы?

 Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ.)

 Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Монтень.)

 Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет.

(Ш. Руставели.)

– Составим правила добрых поступков:

1) Здоровайся при встрече.

2) Не груби, даже если сердит.

3) Проявляй доброжелательность.

4) Будь вежлив и воспитан.

5) Не дай погибнуть в себе доброте!

Клянемся вежливыми быть:

Нет в мире лучше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть,

Учиться этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть!

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какого человека можно считать красивым?

– Что вы особенно цените в друге?

– Что вы считаете важным в человеке, чтобы назвать его красивым?

Домашнее задание: задания в рабочей тетради (с. 20, задание 6; с. 21, задания 8–10).

Читайте также: