Конспект урока по мхк изобразительное искусство древнего рима

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Изобразительное искусство древнего Рима Тема 10 10 класс." — Транскрипт:

1 Изобразительное искусство древнего Рима Тема класс

2 Изобразительное искусство этрусков ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

3 У ЭТОГО народа были своя философия, своя философия, свои представления о жизни и смерти, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. особое восприятие окружающего мира.

5 Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим до н. э. Франция, Париж, Лувр

6 Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

7 Новый тип храма Стоящий на подиуме Высокий пьедестал, подножие С глубоким портиком Навес перед входом в здание с колоннадой или арками

8 Римский скульптурный портрет Точно передает портретное сходство Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека

10 Капитолийский Брут Древний Рим до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

11 Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана

15 III век – эпоха кризиса и кровопролитий Новая историческая эпоха Новые предметы изображения Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима

17 Портрет Каракаллы Древний Рим н. э. Италия, Рим, Национальны й Римский музей

18 Авл Метел Древний Рим до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей

19 Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт- Петербург, Эрмитаж

20 Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.

21 Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

22 Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей

23 Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер- матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной- канопой, статуя связана с культом мертвых.

24 Живописное искусство фреска Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке или вид росписи – настенная роспись мозаика Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева

25 Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

26 Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

28 Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

30 Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла смальты.

31 Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей

Мы с вами уже знакомились с этрусским искусством, архитектурой и скульптурой Древнего Рима и теперь нам осталось познакомиться с их живописью.

По исследованиям ученным и сохранившимся до нашего времени памятники, мы знаем, какая была живопись в Древнем Риме. В основном она была монументальной, а это значит, что она тесно связана с архитектурой. На её развитие оказали большое влияние культура этрусков и Древней Греции.

Фре́ска, темпера или энкаустика, были самыми распространёнными видами живописи (Фрески виллы Мистерий. Помпеи. 1 в. н.э.)

Они украшали стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов. Но и моза́ика, применялась очень широко (особенно мозаичные полы древнеримских зданий), пример, Позднеримские мозаики на вилле Романа Ла Олмеда, Испания, IV-V веков н. э.

Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Но увидеть и узнать, какая она была мы можем, по развалинам города Помпеи. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии и в результате этого извержения, были уничтожены портовые древнеримские города Помпе́я и Геркула́нум. Их засыпало многометровым слоем вулканического пепла.

Раскопки и научные исследования этих городов начались в 19 веке. Они продолжаются до сих пор и предоставляют ученым и нам уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры.

Также найдены мозаики и фрески, украшавшие дома и общественные сооружения жителей этого города.

На них можно увидеть прекрасные натюрморты, пейзажи с деревьями, плодами и птицами, реалистические портреты (Портрет молодой девушки ("Сапфо"). Помпеи), сцены, иллюстрирующие сюжеты и образы мифологии (Амуры, занимающиеся ювелирным ремеслом. Помпеи), жанровые, бытовые зарисовки и ритуальные сцены.

Помпейские росписи могут представлять собой абстракцию и быть далеки от реализма.

С началом распространения христианства возникают новые формы искусства, в том числе христианская живопись. Она сохранилась в катакомбах - местах захоронения первых христиан.

Для раннехристианской живописи характерны религиозные сюжеты, декоративность и новая смысловая символика образов.

Стали создавать портреты, написанные на досках восковыми (техника энкаустики) или темперными красками.

Такие портреты были впервые обнаружены в погребениях близ местечка Фаюм, по которому и получили своё название – фаюмские портреты.

Учёные предполагают, что эти изображения изготовлялись ещё при жизни человека, и украшали стены домов, а после смерти они аккуратно обрезались по краям, и вставлялись в пеленальные бинты, опоясывающие мумию, точно в том месте, где находилось лицо умершего. Отсюда и характерный принцип композиции – изображалась голова и верхняя часть плеч.

Но при всей индивидуальности каждого фаюмского портрета, есть одна общая черта – это глаза. Они всегда выразительные, огромные. Позже этим приёмом воспользуются византийские художники, создавая иконы.

Таким образом, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, главным объектом изобразительного искусства был Человек. Однако если греки пытались найти некий идеал, построенный на изображении совершенного внешнего облика героя, то римские скульпторы и художники интересовались создавали образы конкретных людей, своими руками творящих историю и культуру государства.

•Организационный момент - (5 мин)

•Краткий опрос пройденного материала на прошлом уроке - (10 мин)

•Объяснение нового материала и просмотр видео - (37 мин)

•Подведение итогов урока, оценивание - (5 мин)

•Объяснение домашнее задание - (3 мин)

Предмет: история искусств

Преподаватель: Рыбак Е.А.

Тема: Живопись Древнего Рима

-Познакомить учащихся с живописью Древнего Рима.

-Сформировать представление о стилях помпейских росписей и роли их в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

- Дать представление о фаюмских портретах, о римских мозаиках и ранних христианских изображений римских катакомб.

- Показать самые известные росписи

- уважительно относиться к искусству и истории

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация фото), видео - материал

Оснащение урока: фотографии репродукций, компьютер, телевизор

- организационный момент (отметка присутствующих, повторение пройденного материала, постановка целей и задач).

- Мы с вами уже знакомились с этрусским искусством, архитектурой и скульптурой Древнего Рима и завершая изучение древнеримского искусства, нам осталось познакомиться с их живописью. Узнаем, о стилях помпейских росписей и роли их в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы, также поговорим о фаюмских портретах, о римских мозаиках и ранних христианских изображений римских катакомб. Далее постановка целей и задач с позиций компетентного подхода, с позиций обучающихся. Цели озвучены. Объяснение нового материала.


В уроке рассказывается об особенностях древнеримской архитектуры, развитие которой подчинялось государственной идее. Особое внимание уделяется одному из главных достижений римской художественной культуры – скульптурному портрету.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Римская художественная культура"

В Древнем Риме очень любили развлечения. Собирались толпы людей, чтобы посмотреть на гонки на колесницах или охоту на диких зверей. Но ничего не могло сравниться для них с гладиаторскими боями, на которых вооружённые мечами рабы бились насмерть с разъярёнными животными. После того, как гладиатор получал ранение, толпа решала, оставлять ли ему жизнь или нет. Однако существует миф, что своё решение они выражали большим пальцем руки, поднимая или опуская его. На самом деле, историки утверждают, что жесты были иными. Если толпа хотела сохранить жизнь гладиатору, то они выражали это большим пальцем, спрятанным в кулак. А положения пальца вверх, в сторону и вниз означали лишь способ желаемого умерщвления гладиатора.

В ходе занятия вы узнаете об архитектуре, изобразительном искусстве и скульптуре Древнего Рима.

История культуры Древнего Рима – это история становления, развития и упадка огромного государства. Эта культура оставила нам богатое наследие: архитектурные ансамбли, инженерные сооружения, скульптуры, фрески, мозаики и многое другое.

Когда мы говорим о Древнем Риме, мы подразумеваем не только античный город, но и все завоёванные римлянами земли. Покорение римлянами Греции в значительной степени отразилось на культуре. Римляне не только унаследовали, но и творчески развили лучшие достижения древнегреческих мастеров.

При изучении художественной культуры Рима различают два крупных периода: эпоху Римской республики и эпоху Римской империи.

С древних времён римский народ был воинственным. Не случайно в основу мифа о появлении Рима легла легенда о Ромуле – сыне бога войны Марса.

Римляне считали, что мир принадлежит им и с лёгкостью покоряли другие народы. Величие своих побед они отражали в памятниках архитектуры. Римляне строили триумфальные арки, колонны, дворцы и храмы, форумы и амфитеатры.

У этрусков римляне заимствовали тусскую колонну, напоминающую полуциркульную арку – римскую ячейку. Она стала основой многих сооружений. Например, мостов, акведуков, триумфальных арок.

Акведуки – это сооружения в виде каменного или бетонного арочного моста, служившие для укладки водопроводных труб через глубокие овраги и долины рек. Они стали воплощением высочайшей строительной техники.


У греков римляне переняли архитектурный ордер, к которому добавили композитную капитель, включающую фигурные элементы.

В эпоху республики в Риме строили из кирпича. При императорах здания стали возводить из бетона и тонких мраморных плит. В завоёванных странах римляне прокладывали дороги и строили новые города.

Особое восхищение вызывают римские дороги. Они не только связывали города, но и выполняли главную стратегическую роль во время военных кампаний. Знаменитая Аппиева дорога вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением вулканического пепла. Она была проложена из Рима в Капую.

Основой планировки римского города был военный римский лагерь с широкими улицами, пересекавшимися под прямым углом. Город окружали стены со множеством ворот. Обязательно строились такие общественные здания, как форум, амфитеатр, термы.

Неотъемлемой частью любого города были термы – общественные бани.


Только в Риме насчитывалось 12 императорских о сотни частных бань. Термы служили местом отдыха и развлечений, их посещение было важной частью жизни римлян. Самые знаменитые термы были построены императором Каракаллой. Они занимали площадь в 11 гектаров.

Форум был рыночной площадью и центром общественной жизни. На римском Форуме проходили народные собрания, решались вопросы войны и мира, заключались торговые сделки, проводились судебные разбирательства. От Форума в Риме начинались важнейшие дороги государства и к нему сходились главные городские улицы.

В Риме на форуме Траяна находится колонна императора. Её высота около тридцати восьми метров. Колонна спирально покрыта рельефами, изображающими военные походы императора Траяна. Длина ленты рельефов – 200 метров. Основные сюжеты рельефов – это разбивка военного лагеря, осада города, сцены сражений. Но главное внимание уделено самому императору. Он изображён во время боя, на отдыхе, при принесении жертвы. Траян появляется на рельефах 59 раз. Эта колонна славила не только императора, но и государство.


На форумах строились храмы. Они были прямоугольными в плане. К единственному входу, украшенному портиком, вела крутая лестница. По периметру храмы были окружены ложной колоннадой, которая только на половину объёма выступала из стены. Так, например, выглядел храм Сатурна в Риме и храм Аполлона в Помпеях.

Круглые храмы-ротонды с колоннадой по окружности имели строго обозначенную ось от входа до ниши. В эпоху императора Адриана в Риме по этому принципу построили храм всех богов – Пантеон. Он не имел аналогов в римской архитектуре. Главная достопримечательность Пантеона – грандиозное купольное перекрытие, диаметр которого чуть более сорока трёх метров. А в центре купола находится десятиметровое световое окно.


К цилиндрической части храма примыкает портик с двускатной крышей, которую поддерживают колонны. Люди, проходя через эту арку, могли ощутить грань между суетным внешним миром и священным пространством храма. Главным назначением Пантеона было приобщение человека к идее вечности и единства мира.

Пантеон имеет идеальные пропорции. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона.

Из общественных зданий важнейшим в Риме была базилика. Это тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа различных по высоте нефов.


Базилики на форуме в Помпеях и на форуме Траяна в Риме состояли из пяти проходов, разделённых колоннами. Центральный проход был более широким.

Эти базилики не имели религиозных функций; они были созданы для свершения правосудия, торговли и посещения императором. Трибунал, где вершился суд имел форму огромного полукруга, который был отделён от остального пространства портиком.

Исключительное значение римляне придавали зрелищам. Для проведения состязаний на беговых колесницах строились цирки. А для гладиаторских боёв – амфитеатры.

Амфитеатр представлял собой полукруглое здание. Массивные арки, составленные в два-три яруса, окружали открытую арену. Наиболее известным подобным сооружением является амфитеатр Флавиев в Риме, известный как Колизей.


Это огромная каменная чаша, в центре которой находилась арена. Колизей вмещал около пятидесяти тысяч зрителей, которые сидели на ступенчатых скамьях.

Сиденья в первом нижнем ярусе предназначались для сенаторов, жрецов и судей. Здесь же была трибуна императора.

Стены Колизея высотой в 50 метров были сложены из крупных каменных блоков. Четыре яруса сводчатых арок опирались на скрытые в стене мощные столбы. В арках второго и третьего ярусов стояли статуи.

Четвёртый ярус Колизея был украшен пилястрами. Так называют прямоугольный выступ на стене, имеющий базу и капитель как у колонны.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Над аркой часто помещали колесницу, а мраморные стены были украшены рельефами.

Триумфальная арка императора Тита была построена в честь победы над Иудеей.


Величие памятника подчёркнуто высоким пьедесталом и четырьмя полуколоннами с изящными капителями на фасадах. Эта арка никогда не использовалась в качестве ворот. Через неё могли проезжать только военачальники, одержавшие победу.

Пролёт арки был украшен рельефами, изображающими триумфальное шествие императора Тита. На одном из рельефов император едет на колеснице. На другом – римские легионеры несут трофеи из Иерусалимского храма. На рельефах внутренних стен арки не только люди, но и сами боги чествуют победителей.

Помпезность общественных зданий резко отличалась от простоты архитектуры жилых домов. Роскошными были только их интерьеры. Рассмотрим для примера дом Веттиев в Помпеях.


Ядром дома был центральный зал – атриум – с большим отверстием в крыше и бассейном под ним. В атриум выходили все основные помещения дома: прихожая, кухня, спальни и кладовые. Напротив входа располагалась светлая ниша. С обеих сторон к ней примыкали столовые.

Прямоугольные, плохо освещённые комнаты были украшены фресками. Их изысканная декоративность сочеталась с поразительной реалистичностью. Фрески были тщательно прописаны, с присущей римскому изобразительному искусству любовью к деталям.

В вилле Мистерий в Помпеях сохранились великолепные образцы фресковой живописи. На фризе зала изображены человеческие фигуры в полный рост. Их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен.


Девушка, символизирующая весну, словно плывёт по воздуху, удаляясь от зрителя в глубину пространства. В левой руке она держит рог изобилия, а правой касается цветка. Эта фреска пронизана радостью от прихода весны и расцвета природы.

Уникальной особенностью римского дома стало украшение атриума статуями умерших предков. Именно они положили начало портретному жанру. Портретные статуи в Древнем Риме раскрывали нравственные и духовные проблемы того времени. Например, бюст Марка Юния Брута, убийцы Юлия Цезаря. Его плотно сжатые губы, жёсткий рельеф мышц лица, морщины на переносице говорят о суровой натуре. Энергию образу придают пряди волос и шея с напрягшимися жилами. Глаза Брута выдают его решимость, бескомпромиссность и желание идти до конца в отстаивании идеалов.


В эпоху империи правдивые образы сменились изображениями императоров, в которых акцент делался на величии. Император представал и богом, и жрецом, и полководцем.

Скульптурный портрет Октавиана Августа представляет императора в образе Юпитера. Он горделиво восседает на троне. В левой руке императора зажат скипетр, а в правой он держит земную сферу с летящей Победой. Это атрибуты бога Юпитера.

В статуе Октавиана Августа из Прима Порта сочетаются индивидуальные и идеализированные черты. Гордая величественная поза, ораторский жест, панцирь, украшенный рельефами, - всё это должно подчёркивать монументальность и значительность образа. Уверенный взгляд императора говорит о силе и твёрдости его характера.


Это парадный портрет, призванный воплощать идею величия и мощи государства, незыблемости императорской власти.

На одной из главных площадей Рима находится конная статуя императора Марка Аврелия. Он провозглашал отказ от земных благ ради величия Отечества.


Эта идея отражена в скульптурном портрете. Марк Аврелий в простой одежде, без знаков императорской власти. Спокойным и величественным жестом он приветствует толпу.

Рассмотрим скульптурный портрет императора Каракаллы, одного из самых жестоких правителей.


Резкий поворот головы, напряжённые мускулы шеи позволяют почувствовать его вспыльчивость и энергию. О властном характере императора свидетельствуют гневно сдвинутые брови и подозрительный взгляд исподлобья.

Римский скульптурный портрет заложил основы западноевропейского портретного искусства. Он представлял собой одну из лучших страниц в истории пластики.


Давайте подведём итоги.

При изучении художественной культуры Рима различают два крупных периода: эпоху Римской республики и эпоху Римской империи.

Сущность древнеримской культуры заключалась в прославлении Рима.

Искусство Древнего Рима подчинялось государственной идее.

Помпезность общественных зданий резко отличалась от простоты архитектуры жилых домов.

Римскому изобразительному искусству присуща любовь к деталям.

Одно из главных достижений римской художественной культуры – скульптурный портрет.

Ведущий: Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Данный урок пройдет в театрализованной форм е, и посвящается он Культуре Древнего

Рима. Культура Древнего Рима является визитной карточкой античного мира. В основе

данного явления лежат эллинистические традиции, однако, благодаря историчес ки

сложившимся условиям, и характерным чертам римского госу дарства, культура Древнего

Рима носит свой особенный характер. Для к у льт у ры Древнего Рима характерно ус иление

индивидуализма, где личность противопоставляет себя государств у . От греков же

римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Проблемный вопрос: Почему иску сство Древн его Рима является характеристикой

Учитель: Архитектура Древнего Рима была сродни древнегреческой.

Строительство городов проходят в своем развитии три этапа.

- Используя материалы у чебника выделите этапы развити я архитектуры Дре внего

- Выделите характерные черты и назовите постройки характерные для каждого

Учащиеся: На первом (V в. до н.э.) города застраивались хаотично; преобладали

примитивные жилища из сырца и дерева; мону ментальное строительст во ограничивается

возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, кру глый храм

На втором этапе (IV–III вв. до н.э.) города начинают благо ус траиваться (мощеные

улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные

военные и гражданские постройки – оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.),

дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведу ки, подающие воду на десятки

километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы ( клоака Максима) .

Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма , арка, свод).

На третьем этапе (II–I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования:

деление на кварталы, оформление центра города (Фору ма), ус тройство парковых зон на

окраинах. Появляется римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового

раствора), который поддерживает сводчатые перекрытия в больших помещениях. Римские

архитекторы перерабатывали греческие архитектурные формы, с оздавали новый вид

ордера – композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно

коринфского стилей, а также ордерную аркаду – совокупность арок, опирающихся на

Учитель: Для строительства жилых домов римляне используют греческую

перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому

примыкают жилые помещения), однако стараются расположить комнаты в строгой

симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); местом отдыха римской знати

становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с

ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, бесе дки, грот ы, стату и и

большой водоем. Собственно римская архитектурная традиция представле на базиликами

(прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и

отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева ба зилика); монументальными

гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и

площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы ба нных и спортивных

А сейчас, давайте представим как жили люди (архитекторы), строящие эти города,

а также представим, как же жили простые жители Древнего Рима в подобных постройках.

Учитель: Римская скульпт у ра не ориентировалась на изображение физически и

духовно развитого человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в

тогу. В пластическом искусстве домини ровал скульптурный портрет (связа нный обычаем

снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фиг урками домашних богов ).

Римские произведения характеризовались большой прозаичностью. Постепенно от

детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию вну треннего

Скульптуры создавали выдающиес я деятели того времени. Это был очень сложный

и долговременный труд. Сейчас, давайте у знаем, как же жили и могли творить искус ство

Учитель: В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский

(инкрустационный), когда ху дожник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом

Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитекту рный), когда он своим рисунком

(колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства

помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важну ю роль здесь играло и изображение

Посмотрите на древнеримские картины, кого они изображали?

Учитель: История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода.

Работая по учебнику, выделите характерные черты древнеримс кой литературы.

Учащиеся: До середины III в. до н.э. доминировала устная народная словесность:

заговоры и заклинания, свадебные, застольные, погребальные песни, религиозные гимны

(гимн Арвальских братьев), фес ценнины (песни шуточного и пародийного характера),

сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические

фарсы с постоянными персонажам и - масками: дурак - обжора, дурак - хвастун, старик -

Учитель: Когда и с чем связано рождение письменной культу ры?

Учащиеся: Рождение письменной литературы связано с возникновением

латинского алфавита, он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками

латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий),

пророчества государственного и частного характера, международные договоры,

похоронные речи или надписи в домах ус опших, родословные списки, юридические

документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.;

первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор

нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

Учитель: С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное

влияние греческой. Большую роль сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок

Сципионов; однако римская культура столкнулась и с сильным противодействием

защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая

Давайте узнаем, каким образом жили люди того врем ени, которые создавали

Учитель: Произведения первого римского драмату рга Ливия Андроника (ок. 280 –

207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и

большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта

Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслу га создания

римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили

Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н .э.), полностью отказавшийся от

Существовали ли другие жанры театрального искусства в то время?

Учащиеся: Андроник и Невий считаются также первыми римскими

комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на гре ческий сюжет);

Невий брал материал из староаттических комедий, однако дополнял его римскими

реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (се редина III в. – 184 до н.э.) и

Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию,

особенно на Менандра; они активно разрабатыва ли бытовую тематику (конфликты отцов

и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и

Учитель: Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия

У ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили

Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высме ивали падение нравов. В конце II в.

до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали

играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала

мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела м аска старого богатого

скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура

превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог.

Учитель: Давайте вернемся к началу урока, попробу йте выделить характерные

черты Древнеримской культуры, а также выделить в ней гречес кие характеристики.

Для сильных учеников - Подготовить презентацию на тему « Греко - римская

Для средних учеников - Написать рассказ - экскурсию по достопримечательностям

Читайте также: