Конспект урока по математике решение составных задач

Обновлено: 07.07.2024

Ход урока

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Добрый день, ребята!

Давайте прочтём высказывание на доске:

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? О чём оно?

(О наблюдателе, который внимательно изучает все звенья в цепочке событий…)

- Если говорить о математике, то в каких видах заданий есть цепочка событий, которую нужно внимательно изучить?

–Конечно! Какие задачи мы учились решать на предыдущих уроках? (Нахождение S = vt , A = vt , C = an , S = ab ) Их можно назвать простыми, потому что решаются в 1 действие.

– Все эти формулы мы сводили к одному выражению a = bc . Как называется этот тип задач? (Нахождение целого при равных частях)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: определение типов простых задач

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение;

6) мотивировать к выполнению пробного действия;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

Организация учебного процесса на этапе 2:

На доске и перед учениками карточки с текстами задач.

- Определите тип задачи

Задание 1: определи тип задачи

В одном пакете a литров молока, а в другом b литров. Сколько литров молока в двух пакетах?

За два дня туристы прошли c км. Причём в первый день они прошли n км. Сколько км туристы прошли за второй день?

В одной коробке m карандашей, а в другой n . На сколько карандашей в первой коробке меньше, чем во второй?

Арбуз x кг, а дыня y кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?

В школе k третьих классов. В каждом классе по b учеников. Сколько третьеклассников в школе?

Мама купила d конфет и раздала их детям по n конфет каждому. Сколько было детей?

- Молодцы! Вы легко справились с заданиями, потому что эти задачи были простые (состоящие из 1 действия)

- Интересно сможете ли вы определить тип следующей задачи и составить выражение для её решения? Пожалуйста , сядьте экипажами и получите задание.

задание для пробного действия

Составьте выражение для решения задачи:

Мама купила n конфет, с штук она отложила, а остальные раздала четверым детям поровну. Папа тоже дал детям по a конфет, а от бабушки каждый ребёнок получил в 2 раза больше, чем от папы. Сколько конфет получил каждый ребёнок?

1)Определить тип задачи по вопросу

2)Записать общее выражение

3)Определить каждый компонент из текста задачи

4)Записать выражение для нахождения неизвестного компонента

5)Записать выражение для решения составной задачи

– Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем обосновать тип задачи, она похожа, и на нахождение Ц., и на нахождение части.)

– Что теперь вы должны сделать? (Определить причину нашего затруднения.)

3. Выявление места и причины затруднения

1) организовать восстановление выполненных операций ;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание вы должны были выполнить? (Определить тип задачи по вопросу.)

– Как вы действовали? (….)

– Эта задача на нахождение Ц, так как нужно узнать сколько всего у ребёнка конфет.

– Как понять, кто прав?

– Почему возникло такое затруднение? (У нас нет такого эталона, нет способа решения таких задач)

4. Построение проекта выхода из затруднения

1) организовать построение проекта выхода из затруднения:

2) учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

3) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

4) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

5) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Теперь давайте подумаем, что нам нужно найти в данной задаче? (Количество конфет каждого состоит из 3 частей – значит нам нужно найти Ц, состоящее из 3-ёх частей).

– Составьте план действия для решения этой задачи.

Опорные сигналы решения составной задачи

Дети предлагают свой вариант

По вопросу (нах. Ц при неравных частях)

Первая и третья части

По вопросу мы определили, что эта задача на …

Нахождение Ц при неравных частях

Чтобы найти Ц ….нужно части сложить …(общее выр)

Из текста задачи нам неизвестно…………..

Первая и третья части

Чтобы его найти, нужно……………

Составляем итоговое выражение

А теперь попробуйте составить алгоритм решения любой составной задачи.

5. Реализация построенного проекта

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

Реализацию проекта можно организовать в группах. На работу отводится  5 минут.

Одна из групп представляет вариант выполнения задания, остальные группы работают на дополнение, уточнение.

Алгоритм решения составных задач (эталон)

Ц при неравных частях

Ц при равных частях

Неизвестный компонент (выражение)

Если в группах работа не пойдёт, то необходимо организовать подводящий диалог.

– Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться этот способ применять.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении составных задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Карточка для первичного закрепления во внешней речи

По вопросу мы определили, что эта задача на …

Чтобы найти …….нужно ……. …(общее выр)

Из текста задачи нам неизвестно…………..

Чтобы его найти, нужно……………

Составляем итоговое выражение

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Что надо сделать, чтобы убедиться, что вы поняли, как пользоваться новыми алгоритмом и правилом? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

Карточка для самостоятельной работы

У Алёны 5 коробок цветных карандашей по n штук в каждой коробке. А у Антона b таких же коробок. Во сколько раз у Алёны больше карандашей, чем у Антона?

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки , проговаривают, при необходимости исправляют ошибки. Учитель просит дать объяснение, тех учащихся, которые допустили ошибки.

Карточка для первичного закрепления во внешней речи

По вопросу мы определили, что эта задача на …

Чтобы найти во ?одно число больше ил меньше другого .нужно Б:М (общее выр)

Из текста задачи нам неизвестно, и большее, и меньшее

Чтобы его найти, нужно……………

Составляем итоговое выражение

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) организовать выявление типов задач, где используется новый способ действия;

2) организовать повторение учебного содержания

Организация учебного процесса на этапе 8:

 Вы хорошо поработали вместе, в парах, самостоятельно, а теперь я предлагаю порешать задачи, используя новый алгоритм.

Задание выполняется письменно.

Опорные сигналы решения составной задачи

По вопросу (нах. части при неравных частях)

-Как можно упростить полученное выражение? Какое свойство используем? (переместительное свойство умножения)

«Расстояние между Москвой и Минском 720км. Сколько времени потребуется, чтобы проехать на автомобиле из Москвы в Минск и возвратиться обратно, если скорость движения автомобиля из Москвы в Минск равна 80 км/ч, а в противоположном направлении – на 10 км\ч больше?

Опорные сигналы решения составной задачи

По вопросу (нах. Ц при неравных частях)

Для нахождения каждой части пользуемся формулой пути S = vt , так как эта задача на движение.

Записываем решение задачи в тетрадь.

9. Рефлексия деятельности на уроке

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Давайте ещё раз вернёмся к высказыванию, с которого мы начали сегодняшний урок.

-Как можно применить это высказывание к уроку? ( Чтобы решить сложную, состоящую из нескольких действий (задач) задачу, нужно быть очень внимательным)

- Так что же такое составная задача?

Карточка для первичного закрепления во внешней речи

Составная задача – это п ростых задач. Чтобы её решить, нужно определить д анной задачи по . Записать общее выражение. Далее понять, как найти неизвестные . Записать выражения для их нахождения. Составить итоговое . Найти значение этого выражения.

На доске появляется

Карточка для первичного закрепления во внешней речи

Составная задача – это несколько п ростых задач. Чтобы её решить, нужно определить тип д анной задачи по вопросу . Записать общее выражение. Далее понять, как найти неизвестные компоненты . Записать выражения для их нахождения. Составить итоговое выражение . Найти значение этого выражения.

- Кто же автор этих слов? Может быть кто-то угадает его имя? (На доске появляется картинка)

Цели: Закрепление умений решать сложные задачи; закрепление знаний таблицы умножения и деления.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи; анализировать действия при решении задач нового вида; работать в группах; сотрудничать при выполнении и проверке заданий; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и корректировать свои действия.

Ход урока:

Орг. момент. Приветствие!

Разминка для рук

- Запишите число, кл. работа

1. М/ ч: - Отгадайте загадку в стихах и вы узнаете с какого числа начнём мин. чистописания:

К серой цапле на урок

Прилетело 16 сорок

А из них лишь 3 сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок

Прилетело на урок? (13)

-Запишите до конца строки: 13 13 13

- Продолжите закономерность:13 24 35

2. Матем. Диктант: (проводит ребёнок, самопроверка карандашом.

1) На одной клумбе 15 цветов, а на другой в 2 раза больше. Сколько цветов на второй клумбе?2) В первый день турист прошел 20 км, во второй день в два раза меньше. Сколько километров турист прошёл во второй день?

3) В первый день Аня прочитала 36 страниц, а во второй день в 2 раза меньше. Сколько страниц Аня прочитала во второй день?

4) У Вити 4 солдатика, а у Саши в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Саши?

5) Ребята вырастили 48 красных роз, а жёлтых в 6 раз меньше. Сколько жёлтых роз вырастили ребята?

6) В одном ящике было 40 кг груш, а в другом в 5 раз меньше. Сколько килограммов груш было во втором ящике?

7) В саду работало 8 девочек, а мальчиков в два раза больше. Сколько мальчиков работало в саду?

8) Первоклассники нарисовали 18 рисунков, а второклассники в 2 раза меньше. Сколько рисунков нарисовали второклассники?

9) У брата 9 фломастеров, а у сестры в три раза больше. Сколько фломастеров у сестры?

10) У Оли 12 тетрадей в клетку, а общих тетрадей в 3 раза меньше. Сколько у Оли общих тетрадей?

- Запиши результаты в порядке убывания.

3. Актуализация знаний:

- Из каких заданий состоял диктант? (задач)

- Как Вы думаете, чем тогда будем заниматься на уроке? (решать задачи)

- Какие цели и задачи поставим на урок? (упраж в решении задач, разбирать и анализир задачи.)

-Какие 4 вида задач вы знаете? (прост, сост, тест, обрат)

-Какие типы простых задач вы знаете(.)

-Как называют задачу, которая состоит из 2 или более простых задач (сост)

- Перед Вами на листах задача, прочитайте ее. (Девочка прочитала за неделю 436 страниц, а во вторую -317. После этого ей осталось прочитать 109 страниц. Сколько всего страниц в этой книге)

- Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

- Какие слова возьмем для краткой записи?

Прочитала- 436с. и 317с.

Решение : 1. 436+317=753 (с.)-прочитала.

2. 753+109=862 (с.)- всего.

Ответ: 862 страницы.

=> Какого типа была задача? (нах ЦЕЛОГО или суммы)

4. Работа в группах: Каждая группа получает карточку, в которой 2 задачи. -Ваша задача выбрать одну из двух задачу и решить ее. Потом один человек из команды зачитает решение задачи.

5. Итог: Какая была тема урока?

- достигли поставленных задач?

6. Рефлексия: Кому было легко на уроке?

- У кого возникали трудности?

Кому было сложно на этом уроке?

7. Д/ з: Решить вторую задачу из карточки.

СПАСИБО ЗА УРОК!

1. В трёх домах живут 545 жильцов. В первом доме живут 213 жильцов, во втором — 171. Сколько жильцов в третьем доме?

2. В трёх домах живут 545 жильцов. В первом доме живут 213 жильцов, во втором на 42 жильца меньше, чем в первом. Сколько жильцов в третьем доме?

1. Для посадки приготовили 126 кустов малины и 185 кустов крыжовника. Посадили 190 кустов. Сколько кустов осталось посадить?

2. Для посадки приготовили 126 кустов малины, а крыжовника на 59 кустов больше, чем малины. Посадили 190 кустов. Сколько кустов осталось посадить?

1. Музей за три дня посетили 526 человек. В первый день — 215 человек, во второй день 291 человек. Сколько человек пришли в третий день?

2. Музей за три дня посетили 526 человек. В первый день-215 человек, во 2 день на 76 человек больше, чем в первый, а остальные посетили музей в третий день. Сколько человек посетили музей в третий день?

1. Из 460 деталей конструктора Гена собрал машину. После этого у него осталось 54 красных деталей и 67 синих. Сколько всего деталей в конструкторе у Гены?

2. Из 460 деталей конструктора Гена собрал машину. Осле этого у него осталось 54 красных детали, а синих на 13 больше, чем красных. Сколько всего деталей в конструкторе у Гены?

1. В цветочный магазин привезли 360 красных гвоздик и 180 белых. За день продали 218 гвоздик. Сколько гвоздик осталось?

2. В цветочный магазин привезли 360 красных гвоздик, а белых на 180 штук меньше, чем красных. За день продали 218 гвоздик. Сколько гвоздик осталось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку.

Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.

Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем гостей своей улыбкой. А я вам желаю удачного урока!

На числовой линейке покажите число, которое:

- идет при счете после числа 15;

- стоит между числами 13 и 15

- стоит перед числом 14

- меньше числа 11 на 1

- больше числа 4 на 10

3. На доске даны примеры. С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик. Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово.

6 + 4 + 9 = 12 – 2 -7 = 9 + 1 + 6 =

16 – 6 – 7= 8 + 2 + 7 = 19 – 9 – 7 =

- Какое слово получилось? Прочитайте.

Так, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О задаче)

Работа над задачами в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе (на доске)

называем собеседника по имени,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте.

А теперь выполним задание в группе.

Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача?

(условие, вопрос, решение, ответ)

А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть.

(Каждая группа получает по 3 задаче). Время работы 3 минуты.

На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка

У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?

Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало 14. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?

Через 3 минуты детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось.

Самоопределение к деятельности.

- Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске.

Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя?

( Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.)

Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах?

- На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему?

(сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос)

- Как ответ на вопрос первой задачи поможет решить вторую задачу?

(мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи)

Кто назовет тему урока. Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Работа по теме урока.

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?


-Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “>”.

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.


-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).

-Как узнать сколько их?

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Первичная проверка понимания нового материала.

Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.62 № 2.

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

Ученик решает у доски с объяснением.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:


-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный?

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

Задания с электронного приложения

-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.

Подведение итогов урока

Какие задачи мы решали на уроке?

Кто понял, как решается цепочка задач?

Чему мы учились на уроке?

Поднимите солнышко кому понравился урок и кто понял решение задач в два действия.

Самоанализ урока.

Педагогическая цель: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов, подготовить к решению составных задач, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта.

Были поставлены цели на формирование у обучающихся универсальных учебных действий:

личностных: самоопределение, смыслообразование;

познавательных: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивных: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативных: речевая деятельность, навыки сотрудничества

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение) и постановке проблемы (смыслообразование), а так же при обобщении и систематизации знаний.

Регулятивные УУД формируются при работе в парах, подведении итогов каждого задания (самооценка), подведении итогов урока, рефлексии

Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в парах.

К здоровьесберегающим технологиям относятся: проведение физминутки.

В ходе работы применялись разнообразные:

формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах;

методы: наглядно-образный метод: презентация, словесный - беседа, опрос;

На протяжении всего урока обучающиеся были активны, работали с интересом. В конце урока проведена рефлексия учебной деятельности, были обсуждены планируемые результаты обучения. Поставленные цели были достигнуты.

– На полях начертите шкалу и отметьте, как вы будете работать на этом уроке?

– Поднимите руку, кто будет работать так!

– Ребята скажите, под каким девизом мы будем работать?

II. Устный счет.

– Повторим все то, что мы умеем делать с числами натурального ряда от 1 до 20.

б) обратный счет,

в) по возрастанию только четные,

г) нечетные в обратном порядке,

д) сосчитай от 9 до 16, от 18 до 8.

– Покажи смежные числа числа 5 (3, 4).

– Покажи смежные числа числа 9 (8, 10).

– Что можете о них сказать? (четные)

– Я задумала число, если к этому числу + 3 получится 7. Какое число я задумала? (4)

– Расскажи об этом числе все, что вы знаете!

– Я задумала число, если от этого числа вычесть 2 то получится 0. Какое число я задумала? (2)

– Увеличьте это число на 3. (5)

– Кто расскажет об этом числе?

– Откройте тетради, запишите сумму двух чисел и найдите значение.

(приготовьтесь отвечать с названием компонентов).

– Составьте любое выражение разности, найдите значение.

– Составьте любое неравенство.

– Какие знаки используете?

– Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом.
Пригласил лесных зверей
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
2 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.

– Сколько гостей было у ежа?

– Молодцы, я вам дарю аплодисменты!

– Вспомните, из каких частей состоит задача?

4. Работа в группах над задачами. Формулирование темы урока. Понятие о составной задаче.

Первая задача: В одной вазе 3 тюльпана, а в другой на 4 тюльпана больше.

Сколько тюльпанов во второй вазе?

Вторая задача: В одной вазе 3 тюльпана, а в другой на 2 тюльпана больше.

Сколько тюльпанов в двух вазах?

Разбор задач (вторую задачу решить правильно дети не могут).

– Сравним условия задач.

– Правильно ли решили вторую задачу? (нет)

– Почему возникли затруднения?

– Что интересного в этой задаче? (два неизвестных)

– Какой главный вопрос задачи?

– Сколько тюльпанов в двух вазах?

– А можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (нет)

– А как мы узнаем, сколько тюльпанов во второй вазе?

3+2=5 тюльпанов– во второй вазе

– А теперь мы сможем узнать, сколько тюльпанов в двух вазах?

(да 3+5=8 тюльпанов)

– Как можно назвать задачу, в которой несколько вопросов?

– Какая будет тема урока?

(решение составных задач)

– Над каким умением мы будем работать с вами?

(отличать простую задачу от составной)

– Чем отличается простая задача от составной?

– Откройте тетради начертите шкалу. Отметьте, как вы поняли, то над чем мы работали.

5. Формирование умения находить и решать составные задачи.

Возьмите голубые листочки, найдите составную задачу.

– Кто знает, под каким номером составная задача? (2)

– Докажите, что эта задача составная?

– Кто думает иначе?

– Кто лучше стал отличать простую задачу от составной?

– Возьмите красные карточки.

– Найдите составную задачу? (1, 3)

– Над каким умением работали?

(отличать простую задачу от составной).

– Над каким умением еще нужно поработать?

(научиться оформлять составную задачу!)

– Давайте нашу задачу оформим в тетради! (чтение задачи хором, дети самостоятельно в тетради, сравнение с эталоном, разбор краткой записи)

Читайте также: