Конспект урока по математике кратное сравнение чисел

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: математика

Программа: Перспективная начальная школа

Тип урока: ОНЗ

Тема: Кратное сравнение чисел и величин

Цель: формирование умения сравнивать числа и величины кратно

Задачи: актуализировать знания на компоненты частного

тренировать умение работать в паре

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое кратное сравнение

уметь находить закономерность и лишнее число;

уметь составлять равенства из чисел и величин;

уметь выполнять кратное сравнение чисел и величин, в основе которого лежит умение выполнять действие деление

Метапредметные УУД:

Познавательные:

использовать приобретённые знания для выполнения заданий;

развивать умения выполнять анализ, обобщение;

выявлять и корректировать причины собственного затруднения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

принимают другое мнение, допускать существование различных точек зрения

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

понимать собственные достижения при освоении учебной темы.

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Регина Ринатовна. Сегодня я у вас проведу урок математики.

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь.

Математика – наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

И начнём мы наш урок с устного счета. Посмотрите на слайд:

- Догадайтесь, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:

А)2,4,6,8,9,10,12,14,…..(9-увеличение на 2)

Б) 80,78,75,76, 74,72,…(75-уменьшение на 2)

Г) 395,385,375,366,365,355,…(366-уменьшение на 10)

- Сейчас мы будем писать математический диктант, поэтому откройте тетради, запишите сегодняшнее число, я буду диктовать, а вы записываете ответы в строчку, через запятую. Итак, приготовились:

1.Найди сумму чисел 24 и 26

2.Найди разность величин 90 см и 7 см.

3.Найди произведение величин 3 см и 8 см.

4.На сколько 30 больше 27.

5.Делимое 36, делитель 6. Найдите частное чисел?

6.Сумма двух чисел равна 29. Первое слагаемое 25? Чему равно второе слагаемое?

7.На сколько 20 c м больше 15 см?

8.На сколько 4 см меньше 30 см?

9.Делимое 40,делитель 5. Чему равно частное этих чисел?

10. Один множитель 3, другой 9. Найди произведение этих чисел.

Закончили. Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите для проверки зеленые ручки.

( 50, 83 см, 24 см, 3, 6, 4, 5 см, 26 см, 8, 27).

Посмотрите на слайд, вы видите критерии по которым оценивается работа, теперь поставьте оценки. Обменяйтесь обратно тетрадями.

-Посмотрите внимательно на ответы. На какие де группы их можно разделить?

- К какой величине относится единица измерения см?

А теперь попробуйте составить всемозможные равенста с помощью этих чисел. Можете брать числа из первой группы и второй группы. Например: 6- 4=2, 5 см *3= 15 см, 4*8 =32…

-Какие равенства вы составили?

- Кто –то составил равенство 4*8= 32

- Как называется обратное действие к выражению 4*8 =32?

- Как называются компоненты при делении?

Открывают тетради, пишут число, записывают ответы.

На числа и величины

Делимое, делитель частное

3. Выявление места и причины затруднения

- Как можно сформулировать задание, чтобы запись выражения выглядела так: 32 : 4

- А еще как можно задать вопрос?

- А еще как можно?

- Ребята, что мы сейчас делали?

Где у нас возникли затруднения?

- Значит, что мы должны узнать

- Кто может сказать, как называется такой способ сравнения?

А где мы можем это посмотреть?

Я предлагаю вам прочитать в учебнике на стр.95.

Как называется такой способ сравнения?

Это тема нашего сегодняшнего урока: Кратное сравнение чисел и величин

- Исходя из темы, как сформулируем цель нашего урока?

1) Запиши частное чисел 32 и 4.

2) уменьши 32 в 4 раза

Во сколько раз число 4 меньше чем 32.

Сравнивали числа, формулировали задание

В формулировании задании

Как называется такой способ сравнения

В словаре, учебнике, ..

- Учиться кратному сравнению чисел и величин

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Хорошо, сначала поработаем с числами. Найдите № 309.

- Прочтите первый абзац задания. Проговорите его друг другу. Если вопросов ко мне нет, выполните его.

- Кто сможет доказать?

- Прочитайте следующий вопрос. Кто готов дать ответ?

- Сколько раз число 6 содержится в числе 12?

- Прочтите следующий вопрос

- Сделаем вывод. Сравните числа 12 и 6.

Проговаривают задание. Делают запись 12 : 2 = 6

- Число 6 – это значение частного.

- Число 6 меньше 12 в 2 раза.

- Число 12 больше числа 6

- Число 2 – это значение частного.

- Нет, не случайно

- 12 больше 6 в 2 раза и 6 меньше 12 в 2 раза.

5. Реализация построенного проекта

- Прочитайте задание в № 310. Проговорите его.

- Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3 (5 раз)

- Выполните столько наклонов в стороны, во сколько раз 9 меньше 3 (3 раза)

- Присели столько раз, во сколько 12 больше 3 (в 4 раза)

- Подпрыгните столько раз, во сколько 2 меньше 8 (4 раза)

Делают запись: 12 : 4 = 3, значит,

12 больше 4 в 3 раза и 4 меньше12 в 3 раза.

6. Первичное закрепление во внешней речи

- № 311. Прочитайте задание. Устно по цепочке проговорите ответы.

- Каким математическим действием пользовались?

- Делаем вывод: Для того, чтобы узнать во сколько раз больше или меньше, нужно что сделать?

- Так как же еще можно сформулировать задание к записи 32 : 4?

- Работаем с величинами.

№ 312. Прочитайте 1 абзац задания. Проговорите его. Выполните.

-Отвечаем на вопросы.

- Какой вывод можно сделать?

- Вывод: кратное сравнение величин происходит точно так же, как и сравнение чисел.

большее число (делимое) разделить на меньшее (делитель).

Цветной ручкой делают запись:

Во ? раз больше или во ? раз меньше :

- Читают. Дополняют запись.

Кратное сравнение чисел

Во сколько раз › или ‹? Большее (делимое) : на меньшее (делитель).

- Выполни кратное сравнение чисел.

Делают запись в тетрадь: 20 – 5 – 5 – 5- 5 = 0

20 м : 5 м = 4, значит, 20 м › 5 м в 4 раза.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

№ 313. Прочитайте задание.

Но для начала посмотрите все ли вам понятно как выполнять кратное сравнение величин?(дм и см). Как мы будем эту пару чисел сравнивать? (дм переведем в см, в 1 дм 10 см). Если вопросов нет, можете приступать. Три минуты на работу. Выполните кратное сравнение величин.

Проверка по слайду.

№ 314 Выполните кратное сравнение в каждой паре чисел.

8. Включение в систему знаний и повторение

№ 315 по заданию в парах.

Первая длина - 10 см . вторая длина 0 10*10=100см

9. Рефлексия учебной деятельности

- Вспомните цель нашего урока. Чему учились на уроке?

- Что значит выполнить кратное сравнение?

- Где в жизни может пригодиться такой способ сравнения чисел? В какой профессии?

- Насколько легко вам было выполнять задание по данной теме?

Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы.

- Какую цель обозначим себе на следующий урок?

- Кратному сравнению чисел.

- Строитель, архитектор, продавец.

- Поработать с задачами на кратное сравнение.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.12.2017 2962
  • DOCX 23.7 кбайт
  • 38 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рангулова Регина Ринатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_matematike_na_temu_kratnoe_sravnenie_chisel_i_velichin_3_klass.docx 26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Селихова Ф.М.

Студент: 43 группы Занкина Наталья

Методист: Иванова Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины.

  • Знать , что такое кратное сравнение.
  • Уметь составлять равенства из чисел и величин.
  • Уметь выполнять кратное сравнение чисел и величин, в основе которого лежит умение выполнять действие деление.
  • Формировать собственное мнение.
  • Уважительно относиться к мнению одноклассников.
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.
  • Уметь взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и приемы

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

- Давайте настроимся на хорошую работу, а вначале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица и ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость и удачу.

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический- решение примеров

Словесный- ответы на вопросы; учебный диалог.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

И начнём мы наш урок с устного счета. Итак, начнем.

  1. Делимое 36, делитель 6. Найдите частное чисел?
  2. Делимое 27, частное 3. Чему равен делитель этих числе?
  3. Делимое 40, делитель 5. Чему равно частное этих чисел?
  4. Делитель 9, частное 9. Чему равно делимое этих числе?

- Теперь посмотрите на слайд.

- Догадайтесь, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:

А)2,4,8,10,16,32,64….. (увеличение в 2)

- Молодцы, теперь возьмем пары чисел 15 и 3 и составим из них выражения. Давайте решим их.

- Что нужно сделать в этих выражениях?

-Итак, ребята посмотрите на доску. Здесь вы видите небольшое правило. Прочитайте его.

Уменьшить на … это знак –

Уменьшить в … раз это знак :

- Ребята, что показывает число 12?

- А что показывает число 5?

- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.

- Нужно зачеркнуть 10, так как в данном ряду идет увеличение чисел в 2 раза.

- Нужно зачеркнуть 18, так как в этом ряду идет уменьшение на 6.

- В первом выражении нужно уменьшить на 3. А во втором выражении нужно уменьшить в 3 раза.

- Число 12 показывает на сколько 3 меньше 15.

- Число 5 показывает во сколько раз число 3 меньше 15.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Практический – заполнение пропусков

Словесный – учебный диалог

- Итак ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же такое кратное.

- Какую цель на урок вы для себя поставите?

- Расскажите эту цель соседу по парте.

- А теперь скажите эту цель мне.

П: структурирование знаний.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

Практический – решение примеров

- Ребята, открываем учебники на стр. 94 и находим задание №309.

Прочитайте первый абзац задания.

- Итак, на какое число нужно разделить число 12, чтобы уменьшить его в 2 раза? Записываем это выражение в тетрадь. 12:6=2

- А чем является число 6 для частного 12:2?

- Во сколько раз число 6 меньше числа12?

- Во сколько раз число 12 больше числа 6?

- Сколько раз число 6 содержится в числе 12?

- С помощью какого действия это можно узнать?

- Чем является число 2 для частного 12:6?

- Случайно ли при делении 12 на 6 получилось такое же число, как и при ответе на вопрос о том, во сколько раз число 12 больше числа 6?

- Итак, из этого задания мы можем сделать вывод о том, что частное показывает во сколько раз делимое больше делителя. Данный вывод мы будем использовать и в №310

- Записываем в тетради выражение 12:4. Сколько получится?

- Во сколько раз число 12 больше числа 4?

- Во сколько раз число 4 меньше числа 12?

- При помощи какого правила мы можем узнать во сколько число больше или меньше другого?

На слайде правило: Чтобы найти во сколько раз число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее.

- Здесь мы можем сделать вывод о том, что частное может показывать во сколько раз делимое больше делителя, а так же частное может показывать во сколько раз делитель меньше делимого.

- Итак ребята, в результате деления чисел мы можем узнать, во сколько раз делимое больше делителя или во сколько раз делитель меньше делимого. Такой способ сравнения чисел или величин называется КРАТНЫМ СРАВНЕНИЕМ.

- Давайте прочитаем что же такое кратное сравнение, для этого откройте свои словарики на стр. 145. Прочитайте определение про себя. Теперь один ученик читает в слух.

- Нужно разделить на 6

- С помощью действия деления.

- Нет, не случайно. Потому что чтобы найти делитель нужно делимое разделить на частное.

- При помощи правила: чтобы найти во сколько раз число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

П.: подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

- Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3.

- Выполните столько наклонов в стороны, во сколько раз 9 меньше 3.

- Присели столько раз, во сколько 12 больше 3.

- Подпрыгните столько раз, во сколько 2 меньше 8.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический – работа с учебником

- Итак, следующий №311. Прочитайте задание. Устно по цепочке проговорите ответы.

- Каким математическим действием пользовались?

- Как называется выражение, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число отличается от другого?

- Следующий №312. Прочитайте задачу. (один ученик читает вслух)

- О какой величине в ней говорится?

Мне нужно два человека один решает задачу вычитанием, другой с помощью деления. Остальные решают на месте. Потом сверяем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок сформирует умения решать задачи на кратное сравнение.

Основные цели:

1) формировать умение решать задачи на кратное сравнение;

2) тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) картинки с изображением человечков с различным настроением:






2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):



3) эталон разностного сравнения:



4) набор из 12 кругов для этапа 5;

5) эталон кратного сравнения:



6) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

а) 56 : 7 = 8 56 – 7 = 49

б) 63 : 9 = 7 63 – 6 = 57

7) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (мелом на доске):

1) 32 : 8 = 4 (раз) – больше

2) 32 – 8 = 24 (шт.) – больше

Ответ: в 4 раза больше, на 24 штуки больше.

8) образец для самопроверки задания на этапе 8:

х · 7 = 49 35 : у = 5 z : 6 = 6

х = 49 : 7 у = 35 : 5 z = 6 · 6

7 · 7 = 49 35 : 7 = 5 36 : 6 = 6

49 = 49 5 = 5 6 = 6

Раздаточный материал:

1) таблицы для этапа 2:

2) индивидуальные планшетки;

3) карточки с заданием для пробного действия:

Высота куста герани 12 дм, а петунии – 3 дм. Во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии?

4) геометрическое лото для этапа 5 или наборы из 12 кругов;

1. Мотивация к учебной деятельности.

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: решение задач;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Сегодняшний урок будет посвящён решению задач.

Учитель вывешивает картинку с первым человечком из набора Д-1.

Попробуйте определить настроение, возникшее у этого человечка. (Он недоволен тем, что мы будем решать задачи.)

Как вы думаете, почему он недоволен? (Может быть, он не умеет или не любит их решать…)

Да, он хотел побывать на уроке, но, узнав, чем вы будете заниматься, испытал чувство недовольства.

Попросим его всё-таки остаться, и, может быть, он изменит своё отношение к задачам.

А что вы почувствуете, если встретите что-то новое, незнакомое? (Мы не испугаемся, так как мы умеем узнавать новое.)

С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализировать умение учащихся решать задачи на разностное сравнение, тренировать вычислительный навык;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Тренинг вычислительного навыка.

Учитель открывает на доске задание 1 для этапа 2 (Д-2):



Что нужно хорошо уметь делать, чтобы правильно решать задачи? (Нужно уметь хорошо считать.)

Восстановите цепочку вычислений.

Учащиеся с места по одному цепочкой выполняют задание. Учитель после согласования стирает вопросы и записывает пропущенные числа и операции.

После выполнения задания, учитель раздает каждому учащемуся таблицы Р-1:

Задание для первого варианта: обведите в этой таблице только чётные числа.

Задание для второго варианта: обведите числа, кратные 7.

Какое слово получилось у первого варианта? (Больше.)

А у второго варианта? (Меньше.)

Кто из вас ошибся?

В случае выявления большого числа ошибок, проводится детальная проверка.

2) Решение задач на разностное сравнение.

Повторим решение задач с данными словами. Приготовьте свои планшетки, записывайте только ответ.

Учитель читает условие задачи, учащиеся записывают ответ на индивидуальные планшетки Р-1, проверка организуется после решения каждой задачи.

▪ Длина коробки 28 см, а ширина – 16 см. На сколько длина коробки больше ее ширины?

Сколько у вас получилось и, как вы решали?

Один из учащихся с места комментирует свое решение.

▪ Зимняя спячка ежа длится 3 месяца, а сурка – 6 месяцев. На сколько меньше зимой спит ёж, чем сурок?

Сколько у вас получилось и, как вы решали?

Один из учащихся с места комментирует свое решение.

Какой способ вы использовали, решая задачи, в которых спрашивается, на сколько больше или меньше? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число.)

Учитель открывает на доске эталон Д-3:



Что это за вид задач? (Это задачи на сравнение.)

3) Пробное действие.

Что вы повторили? (Мы повторили решение задач на сравнение, потренировались в вычислениях.)

Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-3:

Высота куста герани 12 дм, а петунии – 3 дм. Во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии?

Что нового в этой задачи? (В этой задаче нужно узнать во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии.)

Может быть так, учащиеся не смогут выделить новое знание в данном задании. В этом случае учитель не настаивает на определении нового, а предлагает учащимся попробовать решить эту задачу.

Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-3.

Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии.)

Кто выполнил задание, какое вы записали решение?

Учитель записывает на доску варианты решений. Если учащиеся использовали в записи решения знак минус, то затруднения фиксируется так:

Когда используется знак минус? (Когда узнаем, на сколько больше или меньше.)

Что вы можете сказать о выполнении задания? (Мы не смогли решить задачу правильно.)

Если учащиеся записали решение правильно, то у этих учащихся затруднение фиксируется так:

Назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали.

Учащиеся в замешательстве, так как эталона у них нет.

Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правило, по которому действовали.)

Учитель вывешивает картинку со вторым человечком из набора Д-1 на картинку с первым человечком.

Посмотрите на человечка. Как изменилось его настроение? (Он задумался, серьёзен.)

Почему? (Он понял, что возникло затруднение.)

Что же теперь делать? (Нужно разбираться в затруднении.)

3. Выявление места и причины затруднения.

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии.)

Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (В предыдущих задачах требовалось найти, на сколько больше или меньше, а в этой задаче требуется узнать во сколько раз выше.)

В чем затруднение? (В выборе действия для ответа на вопрос задачи.)

Почему возникло затруднение? (У нас нет способа решения задач, в которых нужно узнать во сколько раз больше или меньше.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить способ решения задач, в которых нужно узнать, во сколько раз больше или меньше.)

Учитель записывает или открывает тему на доске.

Что вам всегда помогало решать задачи? (Схема, рисунок, предметы, …)

Я предлагаю воспользоваться геометрическими фигурами – кружками из геометрического лото.

Как это поможет? (Мы построим модель, определим действие для решения задачи, решим задачу, построим способ решения задач на кратное сравнение.)

5. Реализация построенного проекта.

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Я предлагаю вам выполнить план в группах.

В случае необходимости актуализируются правила работы в группах.

Учащиеся работают в группах, при этом используют геометрическое лото и индивидуальные планшетки.

В случае затруднений в организации такой работы, учитель проводит подводящий диалог:

Какой первый шаг? (Построить модель к задаче.)

Положите перед собой 12 кружков.

Один из учащихся работает на доске.

Сколько раз по 3 кружка в них содержится? (4 раза.)

Покажите это на своих фигурах.

Дети раздвигают 12 кружков по 3 в каждой группе.

Сколько получилось групп? (4 группы.)

Так во сколько же раз 12 больше 3? (В 4 раза.)

А во сколько раз 3 меньше 12? (Тоже в 4 раза.)

Как это узнать с помощью вычислений? (Надо 12 разделить на 3.)

Почему? (Мы должны узнать, сколько раз по 3 содержится в 12.)

Какой последний шаг осталось выполнить? (Построить способ.)

Как же узнать, во сколько больше или меньше одно число, чем другое? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее число.)

Если учащиеся работали в группах, то учитель организует защиту проектов. Учитель вывешивает на доску планшетки с результатом от каждой группы. Одна из групп озвучивает свою работу. Например:

Сначала мы выложили 12 кругов. Узнали, сколько раз по три умещается в 12. Мы увидели, что 4 раза. Поэтому мы сделали вывод, что нужно для ответа на вопрос задачи использовать действие деления, так как мы выполняем деление по содержанию. Мы сделали вывод, чтобы узнать, во сколько одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее число.

Остальные группы дополняют сказанное. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

Далее работа организуется фронтально:

Как определить, что вы правильно сделали вывод? (Посмотреть в учебнике.)

Откройте учебники на странице 43. Прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух.

Сделайте вывод. (Мы правильно сделали вывод.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-5.

Какой опорный сигнал можно составить? (По аналогии с тем, что мы построили для решения на разностное сравнение.)

Учитель вывешивает на доску эталон Д-5.

Вы достигли поставленной цели? (Да.)

Ответьте на вопрос задачи из пробного действия. (Куст герани выше, чем куст петунии в 4 раза.)

Как это узнать? (Надо большее число: высоту герани 12 дм разделить на меньшее число: высоту петунии 3 дм.)

Какие задачи вы теперь можете решать? (Задачи на кратное сравнение.)

Учитель вывешивает картинку с третьим человечком на предыдущие картинки.

Посмотрите на человечка. У него снова изменилось настроение. Какое оно? Почему? (Радостное, весёлое… Он знает, как решаются задачи на кратное сравнение.)

Что теперь надо сделать? (Надо потренироваться в решении задач на кратное сравнение.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

зафиксировать во внешней речи правило кратного сравнения.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

Найдите 5 на странице 44.

Прочтите первую задачу.

Один из учащихся читает задачу вслух.

Составьте выражение к этой задаче.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования к первой задаче:

В задаче требуется узнать во сколько раз внучка моложе бабушки. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее число. Записываю выражение n : d (раз.).

Далее задание комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

Найдите 2 на странице 44.

Выполните это задание в парах.

Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-6.

Проверьте свои результаты.

Кто из вас ошибся?

Что дальше вы должны сделать? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять правило кратного сравнения.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Выполните 3 самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-7. Учитель вывешивает образец рядом с эталоном Д-5.

Кто из вас испытал затруднение?

Почему возникло затруднение?

Что вы можете сказать? (У нас нет затруднения при решении задач на кранное сравнение.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

тренировать умение решать уравнения.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Сегодня я предлагаю повторить решение уравнений.

Найдите 10 на странице 45.

Выберите любое уравнение и решите его с проверкой.

Учащиеся самостоятельно решают уравнение по выбору в рабочих тетрадях. Проверка организуется по образцу Д-8.

Кто из вас ошибся?

Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Какую цель урока вы ставили перед собой? (Узнать способ решения задач на кратное сравнение.)

Достигли ли вы цели? Докажите.

Кому удалось сегодня учиться? Докажите.

Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Поделитесь своим настроением. (…)

Учитель вывешивает изображение четвертого человечка из набора Д-1 на предыдущие картинки.

Посмотрите на человечка на доске. Как изменилось его настроение по сравнению с началом урока? (В начале урока он был недоволен; сейчас он рад тому, что научился решать задачи, ему даже это понравилось.)

- Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

- Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?

Глоссарий по теме:

Задачи на кратное сравнение – это задачи, в которых нужно сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого числа.

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число.

Задачи на кратное сравнение решаются действием делением.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Решим задачи на повторение.

1) Оле 15 лет, а сестре 5 лет. На сколько лет сестра младше Оли?

Воспользуемся знакомым нам правилом:

Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, нужно из большего вычесть меньшее.

15 – 5 = на 10 (лет) - сестра младше.

2) На праздник купили 3 кг карамели и 7 кг шоколадных конфет. На сколько килограммов шоколадных конфет больше купили, чем карамели?

Воспользуемся правилом и решим задачу.

7 – 3 = на 4 (кг) – больше шоколадных конфет.

Обе задачи решаются действием вычитанием, результат вычитания – разности. Это задачи на разностное сравнение.

К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?

В задаче сравнивают, но используют слова: во сколько раз больше.

С помощью какого действия ответим на вопрос задачи? Попробуем в этом разобраться.

В первом ряду – 3 треугольника;

Во втором в 3 раза больше – 9.

В числе 9 по 3 укладывается 3 раза.

В первом ряду треугольников меньше в 3 раза, а во втором – больше в 3 раза.

Рассмотрим следующий рисунок.

В первом ряду – 8 кругов, во втором в 2 раза меньше – 4.

В числе 8 по 4 укладывается 2 раза.

В первом ряду кругов больше в 2 раза, во втором – меньше в 2 раза.

На рисунке ёжиков – 2, грибков – 4. Разобьём грибки на группы по два в каждой группе. Групп получилось две столько, сколько ёжиков.


Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ёжиков, ёжиков в 2 раза меньше, чем грибов.

Утят – 4. Цыплят – 8. Утят больше, чем цыплят. Цыплят меньше, чем утят.


Сравним: в 8 по 4 содержится 2 раза.

Значит, цыплят больше в 2 раза, чем утят, а утят в 2 раза меньше.

Чтобы узнать количество раз, надо 8 разделить по 4.

Вывод: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Используем правило при выполнении заданий.

1) Во сколько раз число 30 больше, чем 5. Нужно число 30 разделить на 5.

2) Во сколько раз число 4 меньше 16. Нужно 16 разделить на 4.

16 : 4 = в 4 раза.

Вернёмся к задаче.

К празднику купили 3 кг груш и 9 кг яблок. Во сколько раз яблок купили больше?

Зная правило, теперь мы сможем ответить на вопрос задачи.

Нужно 9 кг разделить на 3 кг.

9 : 3 = в 3 (раза) - яблок купили больше.

Задача решается действием делением.

Задания тренировочного модуля.

1. Какое действие надо выполнить, чтобы узнать: во сколько раз 15 больше 5, во сколько раз 4 меньше 20. Выберите правильный ответ.

2. Выберите правильный ответ к задаче.

Собрали 7 кг жёлтых помидоров и 35 кг красных помидоров. Во сколько раз красных помидоров собрали больше, чем жёлтых?

Урок по математике 3 класс по теме

Цель урока : 1. Способствовать развитию умений решать задачи на кратное сравнение 2. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. 3. Вычислительные навыки с выражениями содержащими 2-3 действия.

Урок по математике : Кратное сравнение чисел и величин

Учитель: Шадрина Л.А.

Программа: "Школа России".

Тип урока: урок открытия новых знаний.

  • деятельностная - формировать у учащихся умений реализовать новые способы действий;
  • содержательная - формировать математическую речь и культуру, за счёт знакомства с новым понятием "задача на кратное сравнение"
  • познавательная: учить решать простые задачи на кратное сравнение.
  • Совершенствовать вычислительные навыки;
  • Развивать логическое мышление, математическую речь;
  • Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.

Планируемый результат : уметь решать простые задачи на кратное сравнение.

Личностные умения:

  • Позитивное отношение к решению проблемы.
  • Понимание собственных достижений.

Метапредметные умения :

  • Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения заданий, отличать задачи изученного вида.
  • Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
  • Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в группах.

Предметные умения :

  • Различать задачи разных видов.
  • Решать простые задачи на кратное сравнение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Актуализация знаний.

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь.

Математика – наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

И начнём мы наш урок с устного счета . Посмотрите на слайд:

- Догадайтесь , какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:

А)2,4,6,8,9,10,12,14,…..(9-увеличение на 2)

Б) 80,78,75,76, 74,72,…(75-уменьшение на 2)

Г) 395,385,375,366,365,355,…(366-уменьшение на 10)

- Сейчас мы будем писать математический диктант , поэтому откройте тетради, запишите сегодняшнее число, я буду диктовать, а вы записываете только решение задачи. Итак, приготовились:

  1. Сыну 8 лет. Отец в 5 раз старше. Сколько лет отцу?
  2. С одной яблони собрали 18кг фруктов, а с другой на 5кг больше. Сколько кг яблок собрали со второй яблони?
  3. В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 7 раз меньше. Сколько каменных домов в деревне?

- Переходим к третьему заданию. На доске вы видите выражения, вам нужно найти значения этих выражений, найти лишние выражения и объяснить почему они лишние. Это задание вы выполняете и обсуждаете в парах.

Умножение лишнее, сложение лишнее. А какое выражение еще можно назвать лишним? (100:10). Почему? (делим на двузначное число).

Читайте также: