Конспект урока по математике 5 класс формулы виленкин

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о формулах и их применении в решении примеров и задач.

выработать навыки применения формул для решения примеров и задач;

развивать культуру устной и письменной математической речи.

развивать интерес к изучению математики, умения, анализировать, применять имеющие знания у учащихся в изменённой ситуации;

развивать память, логическое мышление учащихся.

воспитывать у учащихся аккуратность, любознательность;

прививать умение оценивать свою работу, способствовать воспитанию коммуникативных качеств.

повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;

формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;

использовать изученный материал для решения задач по материалам ОГЭ;

применять формулы для нахождения площади прямоугольника, периметра прямоугольника, формулу пути для решения задач;

проводить классификацию задач и выбирать формулу для решения данной задачи;

имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач

Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

Коммуникативные: совместное решение задач , оценивание полученных результатов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Организационный момент. (1 слайд)

Здравствуйте ребята! Как ваше настроение. Надеюсь оно останется таким же или станет еще лучше. Давайте улыбнемся новым знаниям и друг другу.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране математики. Ведь МАТЕМАТИКА – самая древняя из наук, она была и остаётся необходимой людям! Ну что ж…

Нам урок пора начать.

Пришло время вычислять.

И на трудные вопросы

Вы ответ сумейте дать!

Надеюсь, вы, готовы и мы можем начать!

Актуализация знаний. (2 слайд)

Устный счет (постановка темы урока).

Чтобы сформулировать тему нашего урока, найдите значение выражений и прочитайте зашифрованное слово:

4 * 19 * 25 (1 900 Ф);

50 * 75 * 2 (7 500 О);

(27+13) * 8 (320 Р);

34 – 18 : 2 (25 М);

63 : (25-16) (7 У);

1 00 : (12 +8) (5 Л);

(81 + 19) * 8 (800 А).

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что такое формула? (Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв).

Цель урока:
научиться решать задачи, используя формулы.
Задачи урока:
- вспомнить понятие, известные нам формулы;
-учиться читать и записывать формулы;
-вычислять значения выражения по формуле.

Какие формулы вам уже известны? (4 слайд)

Формула площади прямоугольника S = a * b ;

Формулы периметра прямоугольника P = a + a + b + b или P = 2( a + b )

Формула пути S = v * t .

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные)

Формула площади прямоугольника S = a * b ; (5 слайд)

- Как выразить длину и ширину из этой формулы?

а = S : b b = S : a

Решить устно задачи на слайде.

Формулы периметра прямоугольника P = a + a + b + b или P = 2( a + b ) (6 слайд)

Решить задачи на слайде.

Задача (7 слайд)

Используя формулу периметра прямоугольника, найдите:

Периметр Р, если а = 3м 5дм, b = 1м 2дм
Ответ: 94 дм.

Формула пути S = v * t . (8 слайд)

Решить устно задачи на слайде.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Проверить творческое домашнее задание. (9 слайд)

Физкультминутка. (10 слайд)

Решение заданий ОГЭ. (работа в парах) (11 слайд)

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны порешать предложенные задачи. Это задачи из ОГЭ-2019.

Проверить после решения.

Задание 13 № 202

Задание 13 № 311533

C =6500+4000* n =6500+4000*11=6500+44000=50500 рублей

Задание 13 № 338071

Зная длину сво­е­го шага, че­ло­век может приближённо под­счи­тать пройденное им рас­сто­я­ние s по фор­му­ле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое рас­сто­я­ние прошёл человек, если l = 80 см, n = 1000? Ответ вы­ра­зи­те в метрах.

s = nl=1000*80=8000см= 80м.

Задание 13 № 338396

Рас­сто­я­ние s (в мет­рах) до места удара мол­нии можно при­ближённо вы­чис­лить по фор­му­ле s = 330t, где t — ко­ли­че­ство се­кунд, про­шед­ших между вспыш­кой мол­нии и уда­ром грома. Опре­де­ли­те, на каком рас­сто­я­нии от места удара мол­нии на­хо­дит­ся на­блю­да­тель, если t = 10 с.

Задание 13 № 338072

Зная длину сво­е­го шага, че­ло­век может приближённо под­счи­тать пройденное им рас­сто­я­ние s по фор­му­ле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое рас­сто­я­ние прошёл человек, если l = 80 см, n = 3000? Ответ вы­ра­зи­те в метрах.

s = nl=3000*80=24000см= 240м

Задание 13 № 205

С=150+11*( t -5)=150+11*(10-5)=150+11*5=150+55=205 рублей;

Самостоятельная работа. (12 слайд)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

Рефлексия (подведение итогов занятия) (13 слайд)

Спасибо за внимание! (14 слайд)

Задание 13 № 202

Задание 13 № 311533

Задание 13 № 338071

Зная длину сво­е­го шага, че­ло­век может приближённо под­счи­тать пройденное им рас­сто­я­ние s по фор­му­ле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое рас­сто­я­ние прошёл человек, если l = 80 см, n = 1000? Ответ вы­ра­зи­те в метрах.

l = 80 см, n = 1000

Задание 13 № 338396

Рас­сто­я­ние s (в мет­рах) до места удара мол­нии можно при­ближённо вы­чис­лить по фор­му­ле s = 330t, где t — ко­ли­че­ство се­кунд, про­шед­ших между вспыш­кой мол­нии и уда­ром грома. Опре­де­ли­те, на каком рас­сто­я­нии от места удара мол­нии на­хо­дит­ся на­блю­да­тель, если t = 10 с.

Задание 13 № 338072

Зная длину сво­е­го шага, че­ло­век может приближённо под­счи­тать пройденное им рас­сто­я­ние s по фор­му­ле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое рас­сто­я­ние прошёл человек, если l = 80 см, n = 3000? Ответ вы­ра­зи­те в метрах.

l = 80 см, n = 3000

Задание 13 № 205

Запишите формулу пути.

Найдите по формуле пути:

а) путь S, если t = 15 ч, = 108 км/ч;

Запишите формулу периметра прямоугольника.

Найдите по формуле периметра прямоугольника:

а) периметр Р, если a = 35 см, b = 68 см;

Запишите формулу площади прямоугольника.

Начертите прямоугольник со сторонами 3см и 5см. вычислите периметр и площадь этого прямоугольника.

Запишите формулу пути.

Найдите по формуле пути:

а) путь S, если t = 13 ч, = 65 км/ч.

Запишите формулу периметра прямоугольника.

Найдите по формуле периметра прямоугольника:

а) периметр Р, если a = 15 см, b = 108 см;

Запишите формулу площади прямоугольника.

Начертите прямоугольник со сторонами 4см и 6см. вычислите периметр и площадь этого прямоугольника.

Урок по теме "Формулы. Решение задач на движение с помощью формул." расчитан для учащихся 5 класса.

Задачи:

- продолжить формирование навыков решения текстовых задач;

- развивать память, навыки самоконтроля; умение выполнять анализ, делать выводы;

- воспитывать добросовестное отношение к учению, активность, аккуратность;

- повышать устойчивый интерес к способам решения познавательных задач.

ВложениеРазмер
конспект урока "Формулы" 62.5 КБ
приложение к уроку 55 КБ
презентация к уроку 715.27 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики в 5 классе по теме:

(по учебнику Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.)

Разработка урока математики в 5 классе по теме

(по учебнику Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.)

Тема урока : Формулы. Решение задач на движение с помощью формул.

- продолжить формирование навыков решения текстовых задач;

- развивать память, навыки самоконтроля; умение выполнять анализ, делать выводы;

- воспитывать добросовестное отношение к учению, активность, аккуратность;

- повышать устойчивый интерес к способам решения познавательных задач.

Оборудование : тетради, доска, магнитная доска, проектор, раздаточный материал.

  • Познавательные: ставить цели, отвечать на вопросы, применять уже изученный материал, работа с текстом задач
  • Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану
  • Коммуникативные: работа в парах, оценивание своих результатов.

( синим цветом указаны действия учащихся и их предполагаемые ответы)

Вот звенит для нас звонок –

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись!

Тихо садимся за парты и настраиваемся на урок. (Слайд №1.)

Весь необходимый раздаточный материал находится у вас на столах. Записываем в своих тетрадях: дата, классная работа.

2.Мотивация к деятельности .

Великими людьми оставлено нам в наследство множество различных высказываний, которые мы цитируем в тех или иных ситуациях. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию слова древнего китайского мыслителя Конфуция, который говорил: (Слайд №2)

Три пути ведут к знаниям;

Путь размышлений- самый благородный,

Путь подражания- самый легкий,

Путь опыта- самый горький.

- А какой путь или несколько путей выбираете вы, ребята?

(Путь размышлений, путь опыта)

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься сегодня на уроке?

(- Размышлять, набираться опыта.)

- Скажите, а для чего вам нужен какой-либо опыт?

(Приобретённый опыт поможет в дальнейшем в решении жизненных ситуаций.)

- И так, вы выбрали свой путь к знаниям.

(- В листе дан маршрут, путь к знаниям, в виде таблицы. В таблице показаны задания, за выполнение которых мы ставим себе оценки.)

- Вы совершенно правы. Иными словами можно сказать, путевой лист содержит для ваших учебных действий что . (пауза-вопрос) .

- Что вы будете делать сегодня на уроке для пополнения своего опыта?

- (дети зачитывают из путевого листа) Выполнять математический диктант; решать задачи; решать логическую задачу; выполнять задание на знание единиц измерения; отвечать на тест.)

3. Актуализация знаний.

-Выполним математический диктант.

-Я зачитываю выражения, а вы в своих тетрадях записываете их средствами математического языка (с помощью знаков, чисел, букв).

- произведение числа 245 и в

- частное чисел 393 и 3

- произведение суммы чисел 15 и 45 и числа с

- произведение числа а и разности 129 и 19

- произведение чисел m и n равно 15

- для того, чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

-Обменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте, занесите свои первые достижения в путевой лист. (Слайд №3)

(Эталон оценивания: каждое выражение-1б.

(Дети обмениваются тетрадями, взаимопроверка.)

4.Постановка учебной задачи.

-Все ли выражения диктанта вы смогли написать средствами математического языка?

(- Нет, не смогли записать последнее выражение .)

-Почему возникли затруднения? Что еще вы не знаете?

- Ребята, а что это за выражение, которое вы не смогли записать символами?

(- Это правило для нахождения скорости .)

- Где вы можете применить это правило?

(- При решении задач на движение.)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(- Решение задач на движение по правилам, записанным в виде математических символов.)

- У вас на столах есть листок с задачами. Работаем парами. Внимательно посмотрите на задачи. Разделите их на две группы. Обоснуйте, по каким признакам делили?

(Учитель должен подвести к правильному разделению:

2 группа - №2,№5) (Слайд№4)

- О каких величинах идёт речь в этих задачах?

(- Скорость, время, расстояние.)

- Каковы правила для нахождения этих величин?

(- Дети произносят правила.)

-Такие записи длинные?

- Как вы думаете, есть ли особое обозначение этих величин в математическом языке?

(- Скорее всего, есть .)

- Ваше предположение верное. Действительно, эти величины принято обозначать буквами латинского алфавита: S,V,t.

- А теперь возможно ли записать правило из нашего диктанта средствами математического языка? Как это будет выглядеть?

-А правила для нахождения расстояния и времени как можно

- Такая запись называется ФОРМУЛОЙ.

- Так что же такое – ФОРМУЛА?(Слайд №6)

(- Дети сами формулируют определение: Формула – запись какого-нибудь правила с помощью букв.) (Слайд №7)

- В начале урока вы сформулировали тему урока следующим образом:

Не поменялось ли ваше мнение сейчас? Как более точно можно сформулировать тему урока?

(- Тему можно сформулировать так: Решение задач на движение с помощью формул.) (Слайд №8)

- Верно. Запишите тему урока в своих тетрадях.

- Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?

(- вспомнить, как решаются задачи на движение; научиться правильно применять формулы при решении задач.)

- Запишите в тетради формулы, которые вы будете использовать при решении задач .

(ученики записывают в тетрадях, а учитель крепит формулы на магнитной доске в классе.) (Слайд №9)

-Вернемся к задачам, которые вы разделили на группы. Решим задачи первой группы. Работать будем снова в парах.

Чтобы сократить время на запись решения каждой задачи, предлагаю составить единую таблицу для решения этих задач.

- Сколько задач в группе? Где расположим в таблице?

(Три, это будут строки.)

- О каких величинах идет речь? Где расположим в таблице?

(- V,t, S. Это – столбцы.)

- Формулы вам необходимы? Где расположим?

(- Это будет ещё одна строчка.)

- Найдите таблицы в раздаточном материале. Заполните таблицу известными данными из задач и найдите неизвестные. (Слайд №10)

- Прежде, чем приступить к решению задач, давайте напомним алгоритм( или план) решения задач.

1.Внимательно читаем задачу.

2.Составляем краткую запись, схему или таблицу.

4.Правильно решаем задачу.) (Слайд№11)

- Молодцы, алгоритм знаете. Теперь смело приступайте к решению задач и заполнению таблицы.

(Дети решают задачи, заполняют таблицу)

- Готовы? Проверьте правильность выполнения задания по эталону. Не забывайте отмечать свои достижения в путевом листе.

- (Дети сверяют таблицу со слайдом.) (Слайд №12)

(гимнастика для глаз по тренажеру Базарного.) (Слайд №13)

Далее детям предлагаются вариации эмитации движения машин по тренажёру Базарного (по трассе), за которыми они следят только глазами.

8.Домашнее задание. (Слайд №14)

-Прежде, чем вы продолжите работу, запишите домашнее задание.

Базовый уровень –с.103(читать, учить правила),№ 701, №675, №696;

Повышенный уровень - с.103(читать, учить правила),№ 683, №735(1).

9.Включение в систему знаний и повторение.

(Два ученика решают выбранную ими задачу у доски, остальные самостоятельно в тетради)

- Проверим, как вы справились с заданием. (Заслушиваются решения ребят, работавших у доски. Остальные по их решениям проверяют свои. Оценивают себя в путевом листе.)

10.Работа с одарёнными детьми. (Слайд №15)

- Молодцы. Как много в классе тех, кто догадался, как решить логическую задачу. А сейчас задание для всех.

(Дети выполняют задание.)

- Проверим, какое же слово у вас получилось? (Слайд №17)

- Отметьте свои достижения в путевом листе.

12.Рефлексия деятельности. (Итог урока.)

- На автомобильных дорогах движение регулирует светофор. И все знают, что означают его цвета. У вас на партах есть сигнальные листы таких же цветов, что и у светофора:

Просигнализируйте, как вы поняли тему урока?

- На сигнальных листах, которые у вас сейчас в руках, тесты для выяснения степени понимания вами темы урока. Выполните задания тестов. (тесты разноуровневые: красный – базовый уровень, зеленый и желтый – повышенный. )

- Проверьте правильность выполнения заданий тестов.(Слайд №19).

- Отметьте свои достижения в путевом листе, поставьте итоговую оценку.

(Дети проверяют правильность выполнения заданий теста, выводят итоговую оценку в путевом листе)

- И так, ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Какую цель ставили?

- Удалось достичь этих целей?

- Что на уроке получалась?

- Над чем ещё надо поработать?

Данный конспект урока является 1-ым в данной теме, на которую отводится 2 урока, согласно планированию по учебному комплекту Н.Я. Виленкина.

Организационный момент

Нам урок пора начать.

Пришло время вычислять.

И на трудные вопросы

Вы ответ сумейте дать.

А трудных вопросов сегодня будет много.

Устный счет

Прежде чем мы приступим к устному счету, давайте вспомним. Что такое квадрат и куб числа? Повторим квадраты чисел с 1 до 20, которые мы изучали на прошлом уроке. (Ребята по очереди отвечают на поставленные вопросы)

2², 5², 7², 8 ², 10 ², 2 ³, 3 ³, 5 ³, 10 ³, 30 ³

Решить задачи (А с помощью к нам обратились сегодня герои всеизвестных любимых российских мультфильмов).

Карлсон летел к Малышу со скоростью 20 км/ч 2 часа. Какое расстояние Карлсон пролетел?

Маша съела 30 пирогов за 6 минут. Какова скорость поедания пирогов Машей у трех медведей?

Матроскин доит Мурку со скоростью 5 л/час. Сколько литров молока надоит Матроскин за 3 часа?

3. Постановка целей и темы урока

Для того, чтобы сформулировать тему урока, вам необходимо разгадать ребус.

4. Работа по теме урока

Прочитайте статью в учебнике на стр. 103 и приготовьтесь отвечать на вопросы после параграфа.

В начальной школе вы уже узнали как вычислять площадь, скорость, расстояние и время с помощью правил.

Теперь попробуйте записать правило, о котором мы говорили, с помощью букв. ( s = vt )

C формулируйте, что мы записали этой формулой. (Правило, по которому находится расстояние.)

Что такое формула? (Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв).

5. Работа по учебнику

Стр.103 №674 (самостоятельно)

Стр. 103 №675

V =240:12=20(км/ч)-скорость движения

Ответ: скорость движения 20 км/ч

V =15:5=3(м/с)-скорость движения

Ответ: скорость движения 3 м/с

Стр. 104 №676 (работа в паре)

Ответ: время движения 8 ч

t =132:12=11(ч)-время движения

Ответ:время движения 11 ч

6. Работа над задачами
Стр. 104 №680

Запишем краткую запись в виде таблицы:

Скорость, v

Время, t

Расстояние, S


?

Запишите формулу и подставьте данные значения:

120 км/ч-скорость с которой поезда удаляются друг от друга.

Стр.104 №681 (самостоятельно)

Скорость, v

Время, t

Расстояние, S


600 км

60 t -первый путь, 40 t -второй путь.

600-(60 t +40 t )=600-100 t

100 км/ч-скорость сближения

7. Повторение изученного матриала

Стр.105 №687 (устно)

Стр. 107 №699(1)- решение задачи алгебраическим способом самостоятельно

Пусть масса одной части будет х, тогда масса меди будет 41х. Масса олова будет 8х, масса цинка х. Разность олова 41х-8х и составляет 132 г. Составим уравнение:


(70 + 70 +40) : 3 =60(м/мин) скорость, с которой бежал Егор по коридору.


 задача Расстояние от города до деревни 36км. За сколько часов пройдет это расстояние турист, если будет идти со скоростью 4км/ч?

Расстояние от города до деревни 36км. За сколько часов пройдет это расстояние турист, если будет идти со скоростью 4км/ч?

 задача Скорость поезда 85км/ч. Какое расстояние пройдет поезд за 12ч ?

задача

Скорость поезда 85км/ч. Какое расстояние пройдет поезд за 12ч ?

 задача Самолет пролетел 3500 км за 5ч. С какой скоростью летел самолет?

задача

Самолет пролетел 3500 км за 5ч.

С какой скоростью летел самолет?

 Задача С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого – 70 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 2 часа?

Задача

С одной станции в противоположных направлениях вышли два поезда в одно и то же время. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого – 70 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 2 часа?

s = v ∙ t 2 ч 2 ч 50 км/ч 70 км/ч ? ( 70 + 50) 2 = . 240 км

s = v ∙ t

50 км/ч

70 км/ч

( 70 + 50) 2 = .

240 км

Математический диктант 1 вариант 2 вариант Найдите неизвестную величину: 60 27 70 23 130 140 V (км/ч) V (км/ч) 9 4 6 3 t (ч) t (ч) 8 4 420 520 280 480 S (км) S (км) 162 207

Математический диктант

Найдите неизвестную величину:

V (км/ч)

V (км/ч)

t (ч)

t (ч)

S (км)

S (км)

 Закончи фразу. 1) Сегодня я узнал… 2) Было интересно… 3) Было трудно… 4) У меня получилось… 5) Теперь я могу… 6) Я попробую… 7) Меня удивило…

Закончи фразу.

1) Сегодня я узнал…

2) Было интересно…

3) Было трудно…

4) У меня получилось…

5) Теперь я могу…

6) Я попробую…

7) Меня удивило…

Домашнее задание

Герберт Спенсер

« Дороги не те знания, которые

откладываются в мозгу, как жир, дороги

те, которые превращаются в умственные


-80%

Читайте также: